УДК 712:502.3 ББК 74.268.5
Давыдова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Архитектура»
Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Davydova Olga Viktorovna candidate of pedagogieal seienees, senior lecturtr Department of "Architecture"
South Ural State University Chelyabinsk [email protected]
Ландшафтное проектирование как синтетический вид искусства Landscape design as a synthetic form of art
Статья посвящена выявлению содержания и особенностей ландшафтного проектирования как синтетического вида искусства, ориентированного на оптимизацию жизнедеятельности человека с учетом антропологических, псифи-зиологических, экологических, эстетических факторов.
Article is devoted to the content and features of landscape design as a synthetic form of art based on the optimization of human life based on anthropological, psifiziologicheskih, environmental, and aesthetic factors.
Ключевые слова: синтез искусств, синтетические искусства, ландшафтное проектирование, этапы ландшафтного проектирования, композиционная организация пространства, зонирование, исторические стили национальных ландшафтов.
Key words: art synthesis , synthetic art, landscape design , landscape design stages , the compositional organization of space , zoning, historical styles of national landscapes.
Синтез искусств (геч. synthesis - соединение) - соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. При этом имеется в виду не механическое соединение, а создание качественно нового художественного явления. Синтез искусств проявляется в разных областях художественной деятельности. К синтезу постоянно стремятся архитектура и монументальное искусство. В результате взаимодействия архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства рождается художественно организованная
бытовая среда. Примером такого синтеза являются знаменитые дворцовые ансамбли.
Синтез искусства не следует путать с близким понятием синтетических видов искусства. Синтетические искусства - это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Ярким примером синтетических видов искусства является садово-парковое искусство -искусство создания садово-парковых композиций с использованием естественных и искусственных элементов или ландшафтное проектирование, позволяющее реализовать совместные творческие идеи при проектировании школьного или приусадебного участка, зимнего сада, а также интерьеров различных в функциональном отношении помещений.
В условиях постоянного роста городов и промышленных центров, когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской, благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Но наиболее важны санитарные и гигиенические функции растений. Доказано [3], что растения поглощают пыль, очищают воздух помещений от углекислоты почти в 20 раз больше, чем под открытым небом, способствуют увлажнению и ионизации воздуха, снижая его температуру, но особенно ценно - подавляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы. Так же растения выделяют летучие вещества - фитонциды - обладающие большой биологической активностью, способствующие стимуляции жизненных процессов человека, улучшению обмена веществ в организме, процесса дыхания. Когда в воздухе недостаточно фитонцидов, человек ощущает
вялость, быстро утомляется, теряет работоспособность, ухудшается состояние его здоровья.
Появилась новая сфера в деятельности фитоэргонимика (от греческого «фитон» - растение, «эргон» - работа, «номос»- закон). Фитоэргонимика - новое перспективное направление современной науки и практики, возникшей на стыке наук: биологии, медицины, эргономики, психологии, дизайна, ландшафтного дизайна. Синтезируя достижения этих наук, фитоэргонимика решает практические задачи оптимизации трудовой деятельности человека с учетом целого комплекса воздействующих факторов (антропологических, псифизиоло-гических, экологических, эстетических и др.). Особое внимание уделяется достижению комфортных условий в процессе труда (учебы), снижению утомляемости. Известно, что в процессе труда человек расходует энергию, а в период отдыха (в том числе кратковременного) накапливает ее. Чем лучше организован отдых, тем выше производительность труда. Поэтому особенно целесообразно во всех эргономических системах создание моделей рекреационной микросреды с высоким релаксационным воздействием.
Объектами ландшафтного проектирования могут быть фитокомпозиции и флоракомпозиции [1]. Фитокомпозиции создаются только из натуральных растений, обладают санирующим воздействием на окружающую среду и определенным декоративным эффектом. Флоракомпозиции могут создаваться как из натуральных растений (это могут быть и сухоцветы), так и искусственных. Они обладают только эмоциональным воздействием на человека. Фитодизайн давно пережил испытанием времени и превратился в сложное сочетание науки и искусства. Это даже не просто такая мода, это - давно уже норма, насущная потребность человека преодолеть гнетущую урбанистическую атмосферу как строгих офисов, так и стандартных «жилых помещений», которые каждый из нас старается превратить в настоящий дом. Разновидностью флорадизайна интерьера является икебана, бонсай, коллажи.
Икебана - наиболее древнее искусство аранжировки цветов, зародившееся в Японии, являющееся символом живой одухотворенной природы, ее небольшой фрагмент, принесенный в дом. Поклоняясь природе, как христиане -иконе, буддийские монахи составляли композиции из живых или засушенных растений.
Бонсай - искусство выращивания деревьев и кустарников карликовых размеров для создания отдельных композиций, микросады из которых помещаются на столе с использованием великолепных моховых, каменистых, песчаных пейзажей на подносе. Использование в бонсай-композициях освещения, элементов декоративно-прикладного искусства и визуальных комуникаций позволит расширить их функциональное назначение: эстетизация, экологизация, освещение, памятный подарок с надписью и т.д.
Коллаж - картины из плоско и объемно засушенных растений, злаков и семян. Коллажи являются прекрасным украшением любого интерьера, особенно в рекреационных помещениях. Здесь целесообразно создание ландшафтных фрагментов с водными устройствами. Журчание воды, пение птиц, тихая музыка, красота и аромат цветущих растений и их санирующий эффект оказывают благоприятное воздействие на психику человека и повышают его работоспособность, нивелируя стрессовые состояния. В этих помещениях целесообразно также создание флорариумов, флоратеррариумов, аквариумов и др. По характеру конструктивного решения все перечисленные разновидности могут быть мобильными, стационарными, встроенными.
В процессе исторического развития садово-паркового искусства выработаны разнообразные композиционные приемы организации парковых пространств.
Известно три основных приема планировки ландшафтных объектов [2]:
• регулярный (геометрическая сетка плана, четкие контуры площадок, цветников и др.);
• пейзажный (свободная сетка плана, извилистые дорожки, живописные водоемы и др.);
• смешанный (сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки ландшафтных объектов).
Перечисленные приемы планировки используются для формирования художественного образа ландшафтного проекта на основе исторической национальной символики, зародившейся еще в Древнем Мире [1].
Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций с четкими композиционнопланировочными канонами (регулярный план, осевое построение композиции, симметрия, формирование замкнутой композиции, применение аллейных и рядовых посадок, использование экзотов в ассортименте древесных растений, использование ритма как композиционного приема, наличие водоемов как главной части сада).
В планировке архитектурных комплексов и садов Двуречья характерно развитие композиции не по продольной оси, а поперечное развертывание пространства, террасирование и органичное включение сада в регулярную сетку плана города. Идея создания садов на террасах, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и в России («верховные» сады Московского Кремля). Этот прием садового устройства в измененных формах дошел и до наших дней в виде садов на крышах.
Древнеримские сады также отличались взаимосвязью природных и архитектурных форм. Особенно гармоничными были садики перистилей - прямоугольных дворов, окруженных крытой колоннадой, которые служили составной частью многих античных жилищ и общественных зданий.
В средние века формирование ландшафтных объектов в большей степени было подчинено утилитарным требованиям. Именно в это время появились ап-
текарские огороды, и осуществлялось выращивание плодовых культур и винограда, лекарственных цветов и др.
Несколько иными в этот период были эстетические идеалы Востока, воплощающие триединство неба, земли, человека в садах как бы вбирающих в себя необъятность и безбрежность мира природы. Особенно ценится налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука. Дорожки с различными покрытиями заставляли посетителя смотреть под ноги (неровные камни) или позволяли любоваться садом (выровненные участки).
В 15-16 вв. гуманистическая культура европейского возрождения способствовала появлению сложных водных систем, террасированных садов, позволяющих обозревать всю гармонию природных и искусственных элементов среды («итальянские парки»).
В 17 в при французском классицизме большое внимание уделялось деталям искусственного ландшафта («регулярные парки»): фигурные стрижки растений, создание трельяжей - арки, беседки, ограды; впервые применялись партеры - вышивки из песка, толченого кирпича, мраморной крошки, стекла и т.д.
В 18 в в эпоху Просвещения целью искусства было подражание природе («пейзажные парки»). Умножению видов на один и тот же объект способствовало перевоплощение одного из элементов регулярного парка - лабиринта, изначально располагавшегося на плоскости: он превратился в «парнас» - холм с обвивающей его от основания к вершине спиральной линией (вершина могла дополнительно акцентироваться с отдельно стоящим деревом, чаще дубом). Таким образом, с «парнаса» вид на прилегающие ландшафты мог меняться столько раз, сколько на спиральной дорожке могло быть точек обзора.
В конце 19 и начале 20 вв наблюдалось увеличение разнообразными мотивами исторических стилей и эпох: общественные сады, усадебные комплексы, соединяющими «французские партеры» переходившие в «английский» пейзажный парк. Современные авторы стремятся оставить свой след в безбрежном море произведений средового искусства, хотят найти и
выразить во всеобщем и необходимом особое, «частное» мнение об устройстве мироздания. «Заказчиками» и владельцами садово-парковых ансамблей становятся муниципалитеты, юридические и физические лица.
В образовательном процессе «заказчиками» ландшафтного проекта могут быть: администрация образовательного учреждения, преподаватели, родители обучающихся, сами обучающиеся и др. Результат проектной деятельности в образовательном процессе может быть представлен:
- изобразительно, в том числе с использованием компьютерных технологий,
- макетом из различных материалов,
- миниатюрной фито- или флоракомпозицией
Определив цель проектной деятельности, ориентированную на представляемый результат (личностно или общественно значимый), которым могут быть парки различного назначения для различных возрастных групп, а также интерьеры различных в функциональном отношении помещений обучающиеся решают ряд последовательных проблем, отвечают на поставленные вопросы: Зачем человеку необходимы растения? Для чего необходимо создавать композиции из растений, учитывая психологические особенности их восприятия? Какие элементы используют в ландшафтных композициях и каково их назначение? Ландшафтное проектирование включает процесс решения не только экологических, но и эстетических, экономических и технологических проблем.
Изучив и проанализировав мировые аналоги ландшафтного проектирования, обучающиеся выбирают стиль планировки, элементы ландшафтной композиции, имеющие как функциональное, так и символическое значение, определяют образную тематику композиции, ее идею. Далее разрабатывают дизайн-проекты элементов ландшафтной композиции (водоемы, цветники, малые архитектурные формы, мощения и т.д.), учитывая тематику общей композиции, стилистическое единство. Создавая растительные
композиции, необходимо помнить о симбиозе растений, их размеров во взрослом состоянии, внешних различиях в различные времена года.
Садово-парковое искусство основывается на умении пользоваться законами композиции, перспективы, теории света и цвета при использовании природных и других материалов. Выбор тона и цвета растений для передачи глубины пространства используется по аналогии с живописью, где теплый цвет приближает, а холодный - удаляет.
Этапами работы над композицией ландшафтных объектов является не только определение стиля планировки и художественного образа элементов, но и использование контраста, нюанса, метра, ритма, а также выявление композиционного центра, главных и второстепенных осей.
Таким образом, наметив план размещения выбранных объектов, определив их стилистическое, символическое, тематическое и композиционное единство, выбрав из имеющихся (природные и искусственные элементы) или самостоятельно создав макеты этих элементов, обучающиеся осуществляют поставленную цель: создание фито- или флора-композиции синтезируя свободную комбинацию разных видов искусств.
Библиографический список
1. Курбатов, В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира [Текст] / В.Я. Курбатов. - М.: Эксмо, 2007.- 736 с., ил.
2. Неухоженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архмитектуры [Текст] / Н.А. Неухоженко. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. -192 с., ил.
3. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории [Текст] /В.Т. Шимко. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 296 с., ил.
Bibliography
1. Kurbatov, V.Y. General history of landscape art. Parks and gardens of the world [Text] / V.J. Kurbatov. - M.: Penguin Books, 2007. - 736 p., Silt.
2. Neuhozhenko, N.A. Basics of landscape design and landscape arhmitektury [Text] / N.A. Neuhozhenko. - St. Petersburg.: Publishing House "Neva", 2004. -192 P., Silt.
3. Shimko, V.T. Architectural Design. Fundamentals of the theory [Text] / V.T. Shimko. - Moscow: Publishing House "Architecture-C", 2004. - 296.,