Научная статья на тему 'Ландшафтное проектирование как синтетический вид искусства'

Ландшафтное проектирование как синтетический вид искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
902
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕЗ ИСКУССТВ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА / ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / ЗОНИРОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛАНДШАФТОВ / ART SYNTHESIS / SYNTHETIC ART / LANDSCAPE DESIGN / LANDSCAPE DESIGN STAGES / THE COMPOSITIONAL ORGANIZATION OF SPACE / ZONING / HISTORICAL STYLES OF NATIONAL LANDSCAPES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давыдова Ольга Викторовна

Статья посвящена выявлению содержания и особенностей ландшафтного проектирования как синтетического вида искусства, ориентированного на оптимизацию жизнедеятельности человека с учетом антропологических, псифизиологических, экологических, эстетических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Landscape design as a synthetic form of art

Article is devoted to the content and features of landscape design as a synthetic form of art based on the optimization of human life based on anthropological, psifiziologicheskih, environmental, and aesthetic factors.

Текст научной работы на тему «Ландшафтное проектирование как синтетический вид искусства»

УДК 712:502.3 ББК 74.268.5

Давыдова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Архитектура»

Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Davydova Olga Viktorovna candidate of pedagogieal seienees, senior lecturtr Department of "Architecture"

South Ural State University Chelyabinsk [email protected]

Ландшафтное проектирование как синтетический вид искусства Landscape design as a synthetic form of art

Статья посвящена выявлению содержания и особенностей ландшафтного проектирования как синтетического вида искусства, ориентированного на оптимизацию жизнедеятельности человека с учетом антропологических, псифи-зиологических, экологических, эстетических факторов.

Article is devoted to the content and features of landscape design as a synthetic form of art based on the optimization of human life based on anthropological, psifiziologicheskih, environmental, and aesthetic factors.

Ключевые слова: синтез искусств, синтетические искусства, ландшафтное проектирование, этапы ландшафтного проектирования, композиционная организация пространства, зонирование, исторические стили национальных ландшафтов.

Key words: art synthesis , synthetic art, landscape design , landscape design stages , the compositional organization of space , zoning, historical styles of national landscapes.

Синтез искусств (геч. synthesis - соединение) - соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. При этом имеется в виду не механическое соединение, а создание качественно нового художественного явления. Синтез искусств проявляется в разных областях художественной деятельности. К синтезу постоянно стремятся архитектура и монументальное искусство. В результате взаимодействия архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства рождается художественно организованная

бытовая среда. Примером такого синтеза являются знаменитые дворцовые ансамбли.

Синтез искусства не следует путать с близким понятием синтетических видов искусства. Синтетические искусства - это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Ярким примером синтетических видов искусства является садово-парковое искусство -искусство создания садово-парковых композиций с использованием естественных и искусственных элементов или ландшафтное проектирование, позволяющее реализовать совместные творческие идеи при проектировании школьного или приусадебного участка, зимнего сада, а также интерьеров различных в функциональном отношении помещений.

В условиях постоянного роста городов и промышленных центров, когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской, благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Но наиболее важны санитарные и гигиенические функции растений. Доказано [3], что растения поглощают пыль, очищают воздух помещений от углекислоты почти в 20 раз больше, чем под открытым небом, способствуют увлажнению и ионизации воздуха, снижая его температуру, но особенно ценно - подавляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы. Так же растения выделяют летучие вещества - фитонциды - обладающие большой биологической активностью, способствующие стимуляции жизненных процессов человека, улучшению обмена веществ в организме, процесса дыхания. Когда в воздухе недостаточно фитонцидов, человек ощущает

вялость, быстро утомляется, теряет работоспособность, ухудшается состояние его здоровья.

Появилась новая сфера в деятельности фитоэргонимика (от греческого «фитон» - растение, «эргон» - работа, «номос»- закон). Фитоэргонимика - новое перспективное направление современной науки и практики, возникшей на стыке наук: биологии, медицины, эргономики, психологии, дизайна, ландшафтного дизайна. Синтезируя достижения этих наук, фитоэргонимика решает практические задачи оптимизации трудовой деятельности человека с учетом целого комплекса воздействующих факторов (антропологических, псифизиоло-гических, экологических, эстетических и др.). Особое внимание уделяется достижению комфортных условий в процессе труда (учебы), снижению утомляемости. Известно, что в процессе труда человек расходует энергию, а в период отдыха (в том числе кратковременного) накапливает ее. Чем лучше организован отдых, тем выше производительность труда. Поэтому особенно целесообразно во всех эргономических системах создание моделей рекреационной микросреды с высоким релаксационным воздействием.

Объектами ландшафтного проектирования могут быть фитокомпозиции и флоракомпозиции [1]. Фитокомпозиции создаются только из натуральных растений, обладают санирующим воздействием на окружающую среду и определенным декоративным эффектом. Флоракомпозиции могут создаваться как из натуральных растений (это могут быть и сухоцветы), так и искусственных. Они обладают только эмоциональным воздействием на человека. Фитодизайн давно пережил испытанием времени и превратился в сложное сочетание науки и искусства. Это даже не просто такая мода, это - давно уже норма, насущная потребность человека преодолеть гнетущую урбанистическую атмосферу как строгих офисов, так и стандартных «жилых помещений», которые каждый из нас старается превратить в настоящий дом. Разновидностью флорадизайна интерьера является икебана, бонсай, коллажи.

Икебана - наиболее древнее искусство аранжировки цветов, зародившееся в Японии, являющееся символом живой одухотворенной природы, ее небольшой фрагмент, принесенный в дом. Поклоняясь природе, как христиане -иконе, буддийские монахи составляли композиции из живых или засушенных растений.

Бонсай - искусство выращивания деревьев и кустарников карликовых размеров для создания отдельных композиций, микросады из которых помещаются на столе с использованием великолепных моховых, каменистых, песчаных пейзажей на подносе. Использование в бонсай-композициях освещения, элементов декоративно-прикладного искусства и визуальных комуникаций позволит расширить их функциональное назначение: эстетизация, экологизация, освещение, памятный подарок с надписью и т.д.

Коллаж - картины из плоско и объемно засушенных растений, злаков и семян. Коллажи являются прекрасным украшением любого интерьера, особенно в рекреационных помещениях. Здесь целесообразно создание ландшафтных фрагментов с водными устройствами. Журчание воды, пение птиц, тихая музыка, красота и аромат цветущих растений и их санирующий эффект оказывают благоприятное воздействие на психику человека и повышают его работоспособность, нивелируя стрессовые состояния. В этих помещениях целесообразно также создание флорариумов, флоратеррариумов, аквариумов и др. По характеру конструктивного решения все перечисленные разновидности могут быть мобильными, стационарными, встроенными.

В процессе исторического развития садово-паркового искусства выработаны разнообразные композиционные приемы организации парковых пространств.

Известно три основных приема планировки ландшафтных объектов [2]:

• регулярный (геометрическая сетка плана, четкие контуры площадок, цветников и др.);

• пейзажный (свободная сетка плана, извилистые дорожки, живописные водоемы и др.);

• смешанный (сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки ландшафтных объектов).

Перечисленные приемы планировки используются для формирования художественного образа ландшафтного проекта на основе исторической национальной символики, зародившейся еще в Древнем Мире [1].

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций с четкими композиционнопланировочными канонами (регулярный план, осевое построение композиции, симметрия, формирование замкнутой композиции, применение аллейных и рядовых посадок, использование экзотов в ассортименте древесных растений, использование ритма как композиционного приема, наличие водоемов как главной части сада).

В планировке архитектурных комплексов и садов Двуречья характерно развитие композиции не по продольной оси, а поперечное развертывание пространства, террасирование и органичное включение сада в регулярную сетку плана города. Идея создания садов на террасах, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и в России («верховные» сады Московского Кремля). Этот прием садового устройства в измененных формах дошел и до наших дней в виде садов на крышах.

Древнеримские сады также отличались взаимосвязью природных и архитектурных форм. Особенно гармоничными были садики перистилей - прямоугольных дворов, окруженных крытой колоннадой, которые служили составной частью многих античных жилищ и общественных зданий.

В средние века формирование ландшафтных объектов в большей степени было подчинено утилитарным требованиям. Именно в это время появились ап-

текарские огороды, и осуществлялось выращивание плодовых культур и винограда, лекарственных цветов и др.

Несколько иными в этот период были эстетические идеалы Востока, воплощающие триединство неба, земли, человека в садах как бы вбирающих в себя необъятность и безбрежность мира природы. Особенно ценится налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука. Дорожки с различными покрытиями заставляли посетителя смотреть под ноги (неровные камни) или позволяли любоваться садом (выровненные участки).

В 15-16 вв. гуманистическая культура европейского возрождения способствовала появлению сложных водных систем, террасированных садов, позволяющих обозревать всю гармонию природных и искусственных элементов среды («итальянские парки»).

В 17 в при французском классицизме большое внимание уделялось деталям искусственного ландшафта («регулярные парки»): фигурные стрижки растений, создание трельяжей - арки, беседки, ограды; впервые применялись партеры - вышивки из песка, толченого кирпича, мраморной крошки, стекла и т.д.

В 18 в в эпоху Просвещения целью искусства было подражание природе («пейзажные парки»). Умножению видов на один и тот же объект способствовало перевоплощение одного из элементов регулярного парка - лабиринта, изначально располагавшегося на плоскости: он превратился в «парнас» - холм с обвивающей его от основания к вершине спиральной линией (вершина могла дополнительно акцентироваться с отдельно стоящим деревом, чаще дубом). Таким образом, с «парнаса» вид на прилегающие ландшафты мог меняться столько раз, сколько на спиральной дорожке могло быть точек обзора.

В конце 19 и начале 20 вв наблюдалось увеличение разнообразными мотивами исторических стилей и эпох: общественные сады, усадебные комплексы, соединяющими «французские партеры» переходившие в «английский» пейзажный парк. Современные авторы стремятся оставить свой след в безбрежном море произведений средового искусства, хотят найти и

выразить во всеобщем и необходимом особое, «частное» мнение об устройстве мироздания. «Заказчиками» и владельцами садово-парковых ансамблей становятся муниципалитеты, юридические и физические лица.

В образовательном процессе «заказчиками» ландшафтного проекта могут быть: администрация образовательного учреждения, преподаватели, родители обучающихся, сами обучающиеся и др. Результат проектной деятельности в образовательном процессе может быть представлен:

- изобразительно, в том числе с использованием компьютерных технологий,

- макетом из различных материалов,

- миниатюрной фито- или флоракомпозицией

Определив цель проектной деятельности, ориентированную на представляемый результат (личностно или общественно значимый), которым могут быть парки различного назначения для различных возрастных групп, а также интерьеры различных в функциональном отношении помещений обучающиеся решают ряд последовательных проблем, отвечают на поставленные вопросы: Зачем человеку необходимы растения? Для чего необходимо создавать композиции из растений, учитывая психологические особенности их восприятия? Какие элементы используют в ландшафтных композициях и каково их назначение? Ландшафтное проектирование включает процесс решения не только экологических, но и эстетических, экономических и технологических проблем.

Изучив и проанализировав мировые аналоги ландшафтного проектирования, обучающиеся выбирают стиль планировки, элементы ландшафтной композиции, имеющие как функциональное, так и символическое значение, определяют образную тематику композиции, ее идею. Далее разрабатывают дизайн-проекты элементов ландшафтной композиции (водоемы, цветники, малые архитектурные формы, мощения и т.д.), учитывая тематику общей композиции, стилистическое единство. Создавая растительные

композиции, необходимо помнить о симбиозе растений, их размеров во взрослом состоянии, внешних различиях в различные времена года.

Садово-парковое искусство основывается на умении пользоваться законами композиции, перспективы, теории света и цвета при использовании природных и других материалов. Выбор тона и цвета растений для передачи глубины пространства используется по аналогии с живописью, где теплый цвет приближает, а холодный - удаляет.

Этапами работы над композицией ландшафтных объектов является не только определение стиля планировки и художественного образа элементов, но и использование контраста, нюанса, метра, ритма, а также выявление композиционного центра, главных и второстепенных осей.

Таким образом, наметив план размещения выбранных объектов, определив их стилистическое, символическое, тематическое и композиционное единство, выбрав из имеющихся (природные и искусственные элементы) или самостоятельно создав макеты этих элементов, обучающиеся осуществляют поставленную цель: создание фито- или флора-композиции синтезируя свободную комбинацию разных видов искусств.

Библиографический список

1. Курбатов, В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира [Текст] / В.Я. Курбатов. - М.: Эксмо, 2007.- 736 с., ил.

2. Неухоженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архмитектуры [Текст] / Н.А. Неухоженко. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. -192 с., ил.

3. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории [Текст] /В.Т. Шимко. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 296 с., ил.

Bibliography

1. Kurbatov, V.Y. General history of landscape art. Parks and gardens of the world [Text] / V.J. Kurbatov. - M.: Penguin Books, 2007. - 736 p., Silt.

2. Neuhozhenko, N.A. Basics of landscape design and landscape arhmitektury [Text] / N.A. Neuhozhenko. - St. Petersburg.: Publishing House "Neva", 2004. -192 P., Silt.

3. Shimko, V.T. Architectural Design. Fundamentals of the theory [Text] / V.T. Shimko. - Moscow: Publishing House "Architecture-C", 2004. - 296.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.