Библиографический список
1. Ядов, В.А. Все же Россию умом понять можно // Россия: трансформирующее общество. — М.: Канон-пресс-Ц. — 2001.
2. Сайко, Э.В. Субъект и субъектная составляющая в становлении и культурно-историческом выполнении пространственно-временного континиума социума // Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. — М.: Наука, 2002.
3. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «Модек», 1996.
4. Востряков, Л.Е. Рыночные реформы и региональные администраторы сферы культуры // Общественные науки и современность. — 2004. — № 4.
5. Тишков, В. Политическая антропология. — N.Y. : The Edwin Mellen Press Lewiston — Queeston-Lamptter, 2000.
6. Заславская, Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общей ред. Т.И. Заславской. — М.: МВШСЭН, 2001.
7. Ахиезер, А.С. Субъекты российской истории— предмет социокультурного исследования (от архаики до Петра I) // Человек как субъект культуры. — М.: Наука, 2002.
8. Турен, А. Возвращение человека действующего. — М.: Научный мир, 1998.
9. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
10. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. — 2-е изд. — М., 1996.
Статья поступила в редакцию 9.09.08.
УДК 379.52
Ю.В. Денисенко, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания личности, которая на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в социально-культурной деятельности, а также представлена модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.
Ключевые слова: модель, духовно-нравственное воспитание, студенческая молодежь.
Растущий интерес к проблеме духовно-нравственного воспитания личности, свидетелями которого мы являемся сегодня, не случаен. Практические знания и методы, накопленные в различных областях человеко-знания и адаптированные педагогической наукой, способны оказать теоретическую и методическую помощь в процессе развития и коррекции духовно-нравственной сферы личности.
Проблема изучения духовно-нравственного воспитания характеризуется разноплановыми исследованиями в области философии, психологии, педагогики. И хотя понимание духовно-нравственного воспитания неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных исследователей, фактически оно рассматривается как интегративное качество личности, выступающее вектором личностной и профессиональной самореализации, творческой активности.
Разработка модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи возможна в условиях реализации личностно-ориентированной педагогики, в которой понимание воспитательного воздействия определяется как «пробуждение» и целенаправленное «взращивание» индивидуальности в человеке.
Предлагаемая социально-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи состоит в редуцировании к новой парадигме личностной ориентации, не сводимой к заранее установленной модели личности.
Модель — это реальная система, позволяющая изучать различные стороны исследуемого объекта, отсутствующие в действительности и созданные в воображении исследователя. Г. Клаус определяет модель, как одну из форм разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой. Модель есть теория, обобщение постольку, поскольку она абстрагируется от всех частностей, от несущественного. Модель
есть практика, поскольку она должна практически функционировать [1].
Слово «модель» (от лат. слова «modus», «modulus») означает «мера, образ, способ» и т.п. В.А. Штофф дает следующее определение модели: «Модель — это система, которая с той или иной степенью сходства воспроизводит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе так, что изучение модели позволяет получить информацию о воспроизводимой и отражаемой системе (оригинале)» [2, с.8]. В.А. Штофф разграничивает понимание значения модели в широком и узком смысле.
Под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме. В более узком смысле понимают модель, когда хотят изобразить некую область явлений с помощью другой, лучше изученной, легче понимаемой, более привычной, когда, другими словами, непонятное хотят свести к понятному.
Ученый А.А. Вербицкий определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования» [3]. В.А. Штофф указывает на существенные признаки модели: а) объективная аналогия с оригиналом; б) воспроизведение оригинала; в) опосредующий источник информации для субъекта.
Цель создания модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи состоит в расширении и углублении возможности самореализации будущих специалистов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов. Пути и методы духовно-нравственного воспитания студентов многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, прин-
ципами. Опора на традиции народа, его обычаи и обряды в этом процессе, соблюдение принципов преемственности народной и научной педагогики является эффективным средством в решении данной задачи.
Основными задачами исследования являлись: духовно-нравственное воспитание студентов; развитие нравственных качеств студентов; формирование и развитие ценностных ориентаций и норм поведения в социуме на основе ценностей народа и идеалов личности; активизация интеллектуального развития личности на основе усиления мотивации учебной деятельности и развития познавательных интересов средствами народного музыкального творчества; пси-холого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы личности.
Модель духовно-нравственного воспитания студентов интегрирует психологическую организацию субъекта профессиональной деятельности посредством усиления взаимосвязи следующих структурных компонентов личности: когнитивного (ценностные ориентации, профессионально-социальное мышление); эмоционального (мотивация, рефлексия); конативного (поведенческие реакции, творческая активность профессиональной и личностной самореализации).
Основная трудность, которую придется преодолеть в процессе духовно-нравственного воспитания личности студента, связана со способом усвоения или коррекцией содержательно-смыслового компонента духовнонравственной сферы. Способ усвоения, принятия понятий и терминов, составляющих основное содержание духовно-нравственной личности, состоит в своеобразном «отделении» объективного значения материала и выявлении в нем субъективного, личностно значимого смысла. Понятийно-гностическая ориентировка изучаемого материала будет органически включаться в структуру личностных ценностей лишь при условии субъек-тивизации какого-либо смысла.
Процесс духовно-нравственного воспитания личности связан с преобладанием внутренних противоречий, борьбой отрицательных и положительных мотивов, желаний, намерений и т.д., в силу чего его осуществление является длительным и сложным. Представляется возможным выделить три стадии, которые проходит будущий специалист в процессе духовно-нравственного воспитания.
Первая стадия — осознание внутренний творческих ресурсов. На этой стадии обучающийся осознает, рефлексирует имеющуюся у него систему духовно-нравственных ценностей, убеждаясь в необходимости интегрировать социальные требования («так принято в обществе, в коллективе») и личностные притязания. На данной стадии используются механизмы осуществления мотивации духовно-нравственной обусловленности личностного и профессионального роста.
Вторая стадия — присвоение понятийно-гностической составляющей духовно-нравственной сферы личности. Для нее характерным является процесс субъекти-визации моральных и правовых норм, принципов, критериев; понимание и принятие их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения. На этом уровне у личности формируется (или меняется) система ценностных ориентаций, происходит своеобразная «переоценка» ценностей. Для данной стадии характерны механизмы идентификации, эмпатии, глубокой рефлексии.
Третья стадия — закрепление полученных знаний на поведенческом уровне. Третьей стадии присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемо-го в необходимости следовать социальным нормам, с одной стороны, и внутриличностным ориентирам на саморазвитие и самосовершенствование — с другой.
Обозначенные выше стадии не изолированы; напротив, они взаимодополняют и оказывают влияние друг на друга. В нашем исследовании мы выделяем два этапа моделирования процесса духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга.
На первом — в процессе изучения методологической и теоретической литературы по теме, наблюдения реального состояния духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга, выделения сильных и слабых его сторон, использования ряда методологических закономерностей, методов, принципов, категорий — были проведены анализ и обобщение знаний об исследуемом процессе и сформирована понятийная модель.
На втором этапе моделирования (трансформации понятийной модели в структурную) выполнялись следующие задачи:
1. непосредственное создание наглядного образа целостного процесса духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества;
2. определение основных структурных единиц модели, ее составных элементов;
3. выделение совокупности связей между элементами модели;
4. установление их иерархического соотношения.
Построение модели духовно-нравственного воспитания студентов базируется на принципах:
- преемственности и последовательности в осуществлении воспитательного воздействия (по аналогии с этнопедагогической моделью сохранения, трансляции и развития традиций) от преподавателя к студенту;
- вариативности содержания и форм воспитательной среды (по аналогии с вариативностью традиционного народного музыкально творчества и форм его бытования);
- открытости данной модели социуму;
- личностно-ориентированного подхода к целепо-лаганию, организации воспитательной среды, оценке результатов педагогического процесса (в каждом типе культуры задается определенная модель личности и стереотипы поведения, деятельности в социальной среде);
- отражения в модели организации учебно-воспитательного процесса национального образа мира русского народа;
- единство духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа как основы проектирования целостного этнокультурного образовательного пространства;
- опоры на духовно-нравственный потенциал отечественной культуры, сохранившей в своих традициях образы-идеалы народа, продолжающие жить в различных видах фольклора и классического искусства.
Специфика предмета и задач исследования определила структурно-организационное содержание модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга, включающее в себя четыре основных компонента: целевой, содержательный, коммуникативный и организационно-деятельностный.
Целевой компонент модели призван обеспечить воспитание у студентов нравственной направленности. Достижение данной цели предполагает решение следующего комплекса дидактических задач:
- формирование у студентов целостной системы представлений о сущности, структуре и содержании модели и нравственности, о нравственных принципах, правилах, нормах отношения к произведениям народного музыкального твор-
чества в соответствии с разработанной моделью духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи вуза культуры и искусств;
- развитие у студенческой молодежи эмоционально-положительного взгляда на мир, нравственных чувств, ценностно-нравственной мотивации учебной деятельности, базовых ценностных ориентаций;
- воспитание у студентов ценностно-нравственного отношения к обычаям и традициям своего народа, к произведениям народного музыкального творчества;
- формирование у студентов готовности к ценностно-нравственной деятельности в процессе освоения произведений народного музыкального творчества.
Содержательный компонент модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи предполагает проектирование гуманитарного аспекта содержания народного музыкального творчества, активизацию их нравственно-аксиологического потенциала. Для этого необходимо формирование нравственно-мировоззренческих знаний (нравственных взглядов, убеждений и т.д.) и нравственных ценностей (ценностей межличностного общения и взаимодействия). Достигнуть данной цели возможно с помощью:
1. Выделения ценностно-смысловых аспектов в содержании народного музыкального творчества;
2. Введения в содержание учебно-воспитательной работы в сфере досуга ярких образцов (произведений народного музыкального творчества) ценностно-нравственного характера.
Коммуникативныш компонент модели духовнонравственного воспитания студенческой молодежи предполагает организацию ценностно-смыслового восприятия и усвоения студентами содержания произведений народного музыкального творчества, путем использования целостного комплекса разнообразных и взаимодополняющих педагогических методов и средств, направленных на интеллектуальное и эмоциональное нравственное восприятие ценностей народной культуры в процессе педагогического общения.
Организационно-деятельностныш компонент модели характеризуется включением студенческой молодежи в процесс социокультурной деятельности и связан с самообразованием и самосовершенствованием. Он реализуется посредством решения задач активного обучения и воспитания, проявления инициативы, развития творческого мышления и соответствующего уровня, интеллектуальных способностей.
Студенческая молодежь в процессе реализации модели должна не только обладать набором определенных теоретических знаний, но и совершенствовать умения, осознанно оперировать полученными знаниями на практике в процессе решения практических задач по осуществлению социокультурной деятельности.
Формы организации воспитательного воздействия на студенческую молодежь могут быть как групповые, так и индивидуальные (индивидуально-коррекционные работы).
Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи — процесс, направленный на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности (ее духовности) с моральной, социально детерминированной подструктурой (нравственностью), обусловливающей реализацию образа «Я» в обществе.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что при духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи необходимо сбалансировать социально активные методы (тренинговые поведенческие технологии, ролевые игры, дискуссии и т.д.) и способы, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: объяснительно-иллюстративный; рефлексивный; проблемно-поисковый; коммуникативный; репродуктивный и имитационно-ролевой.
Таким образом, в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах данной модели важно помнить, что условием реализации модели выступает достижение гармоничного уравновешивания двух начал, первого — общечеловеческие нормы морали, и второго — собственные притязания личности студента на достижения, утверждающие образ «Я».
Библиографический список
1. Клаус, Г. Кибернетика и общество / Г. Клаус. — М.: Прогресс, 1967.
2. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. — М.: Наука, 1966.
3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. Статья поступила в редакцию 28.05.08
УДК 37.017.92
Л.А. Куминова, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул Л.Б. Пегарева, соискатель БГПА, г. Барнаул
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются проблемы связанные с необходимостью уточнения сущности и содержания духовности и реализации духовных ценностей в процессе воспитания молодежи, представлен анализ опыта деятельности учреждений культуры по формированию духовных ценностей молодежи средствами информационнопросветительной деятельности.
Ключевые слова: духовность, духовная культура, духовные ценности, формирования ценностей, информационно-просветительная деятельность.
Необходимость развития духовных ценностей свя- во всех сферах общественной жизни, что особенно ак-
зана с обострением глобальных проблем развития че- туально в современных социально-культурных услови-
ловечества и повышением роли активности личности ях России.