Примечания:
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - 146 с.
2. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи : автореф. дис. докт. пед. наук. - 1983.
-45 с.
3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - 2-е изд., доп. и испр.-М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
4. Яслобедский B.C. Физическое воспитание подростков ослабленным здоровьем. - К.: Здоровье, 1977,- 136 с.
THE TENDENCIES IN THE FIELD OF STUDENTS' SPIRITUAL AND MORAL TRAINING IN THE SYSTEMS OF MUSIC EDUCATION IN CHINA AND IN RUSSIA
Zhao Jin, Postgraduate student, Department of Pedagogocal, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd
The article reviews and analyzes the major tendencies in the theory and practice of organizing students' spiritual and moral training in the present-day Chinese and Russian systems of music education, it demonstrates that in present-day China the tendencies in students' spiritual and moral training are associated with modernization of the system of music education on the basis of humanistic pedagogical ideas, which involves developing and putting into practice of music education ideas of personality-centered education and activity-based approach, in Russia the tendencies under study are due to the development and realization of ideas of value-based approach and to the academic concept of spiritual and moral education as an axioiogicai phenomenon. The article defines similarities and differences in the tendencies in students' spiritual and moral training in Chinese and Russian systems of music education. The importance and topicality of the insights presented in the article are due to the fact that the knowledge of these tendencies may serve as a basis for forecasting the further development of the theory and practice of spiritual and moral training in Chinese and Russian music higher education institutions and for designing the system of spiritual and moral training in music institutions of the two countries.
Keywords: spiritual and moral training; the system of music education; personality-centered education; activity-based approach; value-based approach; methods of spiritual and moral training.
ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ
В статье рассматриваются и анализируются основные тенденции в области теории и практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в современных системах музыкального образования Китая и России. Показано, что в современном Китае тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов связаны с модернизацией системы музыкального образования на основе гуманистических педагогических идей, что проявляется в разработке и внедрении в практику музыкального образования идей личностно ориентированного образования и деятельностного подхода. В России исследуемые тенденции обусловлены разработкой и реализацией идей ценностного подхода, научными представлениями о духовно-нравственном воспитании как ценностно-смысловом феномене. Выявлены сходные черты и различия тенденций в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России. Важность и актуальность представленных в статье выводов обусловлены тем, что знание об этих тенденциях может быть положено в основу прогнозирования дальнейшего развития теории и практики духовно-нравственного воспитания студентов музыкальных вузов Китая и России и проектирования системы духовно-нравственного воспитания в музыкальных вузах двух стран.
дентов разных вузов и занимающихся по различным программам за весь период обучения в высшем учебном заведении.
Таблица 3 - Изменение уровня подготовленности физических качеству студентов 1-2 курсов
№ Физические качества Уровень 1 курс, % 2 курс, %
1 Выносливость низкий 65 65
средний 0 10
высокий 35 25
2 Сила низкий 0 0
средний 15 10
высокий 85 90
3 Быстрота низкий 40 35
средний 25 20
высокий 35 45
4 Ловкость низкий 15 20
средний 35 25
высокий 50 55
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
©Цзинь Чжао, 2017
ЦЗИНЬ Чжао, аспирант, кафедра Педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград 251387878@qq.com
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; система музыкального образования; личностно ориентированное образование; деятельностный подход; ценностный подход; методы духовно-нравственного воспитания.
ЪС
ш
*
62
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений модернизации образования как в России, так и в Китае. В России принят ряд нормативных документов, в которых подчеркивается ведущая роль духовно-нравственного воспитания ^ в личностном развитии обучающихся Концепция духовно-нрав-
ственного развития и воспитания личности гражданина России, ^ Стратегия развития воспитания в России до 2025 г. В Китае реализу-
щ ется концепция "строительства духовной цивилизации", которая
должна охватить все сферы духовной жизни общества, в том числе «у* систему образования и воспитание. В качестве основного пути стро-
0 ительства духовной цивилизации рассматривается "утверждение
высоких идеалов и нравственности", что свидетельствует об особой
^ значимости духовно-нравственного воспитания в целостной вос-
1 питательной системе страны. В философии, социологии, педагоги-Ф ке современного Китая все больше утверждается мысль о том, что Ц_ "нравственность людей оказывает влияние на непрерывное и ус-< тойчивое развитие экономики и общества" [2, с. 79]. В Плане реформирования и развития образования в КНР на 2010 2020 гг. выделены стратегические направления развития образования, среди которых важное место отводится духовно-нравственному воспитанию, предполагающему формирование у обучающихся системы ценностей, мировоззрения и идеалов, таких качеств, как патриотизм, коллективизм, взаимопомощь, честность, трудолюбие, скромность. Особенно серьезное внимание как в России, так и Китае уделяется духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи, поскольку нравственный облик сегодняшних студентов будет определять особенности завтрашнего общества, его достижения в различных сферах, характер социальных отношений и систему ценностей.
В качестве неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания рассматривается восхождение к культуре (Е.В. Бон-даревская, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова), а потому актуальным является обращение к проблемам духовно-нравственного воспитания студентов, обучающихся в музыкальных вузах и являющихся носителями, выразителями, трансляторами и творцами культуры. Выступая в ноябре 2016 г. во Всекитайском собрании народных представителей, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин отметил: "Способность китайского народа к бесконечному прогрессу и постоянному восстановлению после неудач неизбежно связана с мощной поддержкой китайской культуры". Лидер КНР неоднократно подчеркивал важную роль искусства в духовном возрождении китайского народа, в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
В системах музыкального образования Китая и России традиционно серьезное внимание уделяется воспитанию студентов. Поэтому сравнительный анализ тенденций в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования этих двух стран может стать основой для проектирования системы духовно-нравственного воспитания в музыкальных вузах двух стран.
Тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России были вы-
явлены в результате анализа научных положений и выводов, содержащихся в педагогических исследованиях китайских и российских ученых, практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России (в том числе анализ собственного опыта автора, обучавшегося в музыкальных вузах в Китае и в России. Представляя данные тенденции в структурированном виде, целесообразно рассмотреть их как применительно к теории, так и к практике организации духовно-нравственного воспитания студентов.
Тенденции развития теории духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования современного Китая связаны с реформированием общественной и культурной жизни, с политикой "открытости", с модернизацией системы музыкального образования на основе гуманистических педагогических идей. В настоящее время наиболее ярко проявляются следующие тенденции.
Утверждение в сфере духовно-нравственного воспитания идей личностно ориентированного образования. В китайской педагогике, в том числе в педагогике музыкального образования, как и во всем мире, утверждается принцип "человек превыше всего". Китайские педагоги-исследователи все чаще оперируют такими понятиями, как "личные интересы", "ценность человека", "достоинство", "самостоятельность", "независимость", "открытость", придавая им позитивный смысл [6, с. 24]. Одна из важнейших идей личностно-ориентирован-ного образования, признающего человека высшей ценностью и целью образования, состоит в признании важной роли общего развития личности в процессе музыкального образования. Важной частью общего развития личности признается ее духовное и нравственное развитие, что повышает роль духовно-нравственного воспитания студентов в процессе их обучения в вузе.
Идеи личностно-ориентированного образования предполагают также гуманизацию отношений в процессе духовно-нравственного воспитания: признание студента субъектом собственного духовного и нравственного развития; обоснование модели партнерских отношений между преподавателем и студентом, предполагающих взаимное уважение, доверие, сотрудничество, сотворчество, что особенно важно для глубокого понимания студентами ценностной основы музыкальных произведений; признание каждого студента уникальной личностью, что должно привести
кусилению индивидуального подхода в духовно-нравственном воспитании.
Разработка идей деятельности ого подхода. Данный подход, глубоко разработанный в российской психологии и педагогике, в последние годы привлекает пристальное внимание китайских исследователей. С позиций деятельност-ного подхода деятельность рассматривается как предпосылка развития всех человеческих качеств, в том числе нравственных качеств и их духовной основы [5].
В китайской теории духовно-нравственного воспитания деятельностный подход находит выражение в положении о "практической нравственности", т.е. о необходимости включения студентов в различные виды социально значимой, нравственно ценной деятельности. Данное положение отвечает общему направлению реформирования высшего музыкального образования, в соответствии с которым, во-первых, возрастает значимость задач духовно-нравственного воспитания, во-вторых, особое внимание уделяется практической деятельности студентов, связанной с их будущей профессией. Реализация в сфере духовно-нравственного воспитания идей деятельностного подхода предполагает активное включение студентов в разные виды нравственно ориентированной деятельности, имеющей ценностную основу (благотворительные концерты, социальные проекты и т.п.).
С позиций деятельностного подхода студент рассматривается как субъект собственного духовного и нравственного развития. Это ставит перед педагогической наукой Китая задачу разработки и обоснования форм и методов самовоспитания студентов, в которых профессиональный и духовно-нравственный компонент реализовывались бы в их единстве. Кроме того, одна из важных перспектив развития теории духовно-нравственного воспитания в Китае -разработка положений о духовной деятельности как о ценностно-ориентировочной деятельности, направленной на осмысление явлений окружающей действительности и внутреннего мира человека (Д.А. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн).
Чтобы оценить важность этих тенденций, необходимо отметить, что в теории воспитания, разрабатываемой в Китае, человек рассматривался не какуникальная личность,а как представитель общества, обязанный подчиняться существующим вобществе законам,требованиям и моральным нормам; исходным считалось положение о приоритете интересов общества над интересами человека. В этой свя-
ЪС
ш
ъс о ш
<
С1 ш
64
зи преимущественное внимание уделялось формированию социально значимых качеств человека, а не его индивидуальности, разработке методов формирования сознания, политико-идеологического воспитания обучающихся, массовых и коллективных форм духовно-нравственного воспитания.В настоящее время господство данного подхода в педагогической науке Китая сохраняется. Однако тенденции, о которых говорилось выше, позволяют утверждать, что теория духовно-нравственного воспитания в Китае развивается в направлении гуманизации.
Усиление внимания к разработке философс-ко-мировоззренческих основ духовно-нравственного воспитания студентов. В современной эстетике, теории музыки, теории духовно-нравственного воспитания большое количество исследований посвящено роли даосизма, буддизма, конфуцианства в становлении и развитии китайской музыкальной культуры, выявлению потенциала традиционной музыки в духовном и нравственном развитии человека (Ло Тяньцюань, Пу Хэньцян, У Билин, Чжан Вэнь-сюнь, Чжоу Чан и др.). Такого рода исследования углубляют представления о роли музыкальных произведений в духовно-нравственном воспитании, способствуют разработке целостной теории духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей и воспитательных возможностей традиционной китайской культуры, позволяют более эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования.
Обращение к традиционной культуре, в частности, к идеям конфуцианства. О необходимости включения в систему духовно-нравственного воспитания традиционных конфуцианских этических взглядов пишут многие китайские исследователи, обращая внимание на то, что этические идеи конфуцианства способствуют как совершенствованию общественной морали, так и нравственному совершенствованию отдельного человека. В конфуцианстве обращается особое внимание на воспитание таких качеств, как честность, справедливость, стремление служить своей родине и добросовестно исполнять свои обязанности, уважительное отношение к старшим, преподавателям, руководителям, т.е. на те нравственные качества, о необходимости воспитания которых говорится в настоящее время в Китае на государственном уровне. В этой связи нередко обращаются к взглядам Конфуция на роль музыки в духовном и нравственном совершенствовании че-
ловека. Однако исследователи подчеркивают, что в новых условиях речь не может идти о "полном воскрешении традиционной нравственной культуры конфуцианства", называя в качестве причин качественное изменение китайского общества, его социальных и культурных особенностей, а также медийного пространства [6, с. 25]. Поэтому речь должна идти не о непосредственном включении в теорию духовно-нравственного воспитания конфуцианских идей, а об их переосмыслении с учетом изменившихся социальных, культурных, образовательных, информационных условий.
Принципиальным для понимания сущности духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования России является представление о том, что музыкальное образование направлено не только на овладение исполнительской техникой, но в первую очередь на обогащение духовного мира исполнителя музыкальных произведений. Среди тенденций развития теории духовно-нравственного воспитания студентов в Российской системе музыкального образования наиболее важными являются следующие.
Разработка идей гуманитарного подхода применительно к духовно-нравственному воспитанию студентов. В российской педагогике проблемы духовно-нравственного воспитания исследуются с позиций гуманитарного подхода (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова,Л.М.Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова). С позиций гуманитарного подхода духовный уровень человеческого бытия рассматривается как ценностно-смысловой, связанный с присвоением ценностей, поиском человеком смыслов своей жизни, формированием ценностных отношений к миру и с миром, к другим людям, к самому себе. Опора на положения гуманитарного подхода позволяет выявлять и исследовать проблемы духовно-нравственного воспитания на ценностно-смысловом уровне [4, с. 21-22]. Применительно к духовно-нравственному воспитанию студентов в системе музыкального образования гуманитарный подход позволяет разрабатывать и обосновывать способы понимания и интерпретации музыкальных произведений, позволяющие выявить их ценностную основу, а также методы, позволяющие студенту осознать свою миссию по утверждению в обществе высокой культуры и нравственности.
Обоснование диалога как универсального средства духовно-нравственного воспитания. Российские исследователи (А.Р. Фонарев, Е.Ю. Юлпатова и др.) рассматривают "духовный диалог" как важный вид духовной деятельное-
ти, способствующий целостному развитию личности студента, утверждая, что диалог является единственным способом передачи культурной, личностной информации. По утверждению Е.Ю. Юлпатовой, "процесс музыкальной коммуникации основан на многостороннем творческом диалоге, в котором основными участниками являются композитор, слушатели и исполнитель" [7, с. 123]. Чтобы сформировать у студентов музыкальных вузов способность к такому диалогу, обеспечивающему восхождение к ценностям и культуре в процессе духовно-нравственного воспитания, российские исследователи предлагают использовать как интерактивные методы (лекция вдвоем, семинар-дискуссия), так и герменевтические методы (смысловая интерпретация, поиск "темного места" в вокальном произведении и другие,организация "диалога культур" на основе вопросов, которые студент "задает" музыкальному произведению и ищет на них ответы самостоятельно или с помощью преподавателя).
Интеграция идей светской и религиозной педагогики в области духовно-нравственного воспитания. В России духовно-нравственное воспитание не исключает диалога с религиозной педагогикой. Проблемы использования достижений религиозной философии и богословия при исследовании сущности и проблем духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях В.А. Беляевой, Т.И. Петраковой, И.А. Соловцовой. Такой подход к исследованию проблем духовно-нравственного воспитания позволил выявить многие важные характеристики духовно-нравственного воспитания, обосновать особенности "работы" с явлениями религиозной культуры (в том числе с вокальными произведениями) в процессе духовно-нравственного воспитания. При этом речь идет не о религиозном воспитании, а о постижении воспитанниками смыслов, заключенных в явлениях религиозных культур, а также об использовании этического потенциала традиционных для России религиозных культур при воспитании таких качеств, как милосердие, сострадание, в процессе формирования ценностного отношения к Отечеству, культуре, другим людям.
Теоретические положения, разработанные китайскими и российскими исследователями, находят свое воплощение в практике организации духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования. В Китае наиболее значимыми являются следующие тенденции.
Использование национальных произведений в процессе духовно-нравственного воспитания студентов. При этом речь идет не только о традиционных вокальных произведениях, таких, как, например, пекинская опера или народные песни, но и об исполнении современных оперных и эстрадных произведений. Изучение и исполнение национальной музыки способствует пониманию студентами ценностей и смыслов национальной культуры, лучших качеств китайского народа, нравственных особенностей китайского национального характера и его духовных основ, укреплению чувства национальной гордости и патриотизма. Необходимо отметить богатый позитивный опыт использования произведений патриотического характера разных жанров (народные и современные песни, национальная китайская опера и др.) для решения задач патриотического воспитания как неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания. Теоретическое осмысление этого опыта является важной задачей педагогической науки в современном Китае.
Осуществление духовно-нравственного воспитания студентов на базе широкой общеобразовательной и культурологической подготовки. Одно из направлений реформирования высшего музыкального образования в Китае состоит в переосмыслении роли и соотношения общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в учебном процессе. Студенты должны не только в совершенстве овладеть исполнительской техникой, но и иметь глубокие теоретические знания, развитыеаналитические умения, хорошее знание языка, знание национальной и мировой культуры, широкий кругозор, обладать способностью к самостоятельным суждениям, т.е. быть духовно богатой личностью. Основой подготовки музыканта должно стать знание философии, в том числе философии буддизма и конфуцианства, а также психологии [3]. Такой подход должен способствовать решению проблем духовно-нравственного воспитания студентов, поскольку обращает их к ценностным основам национальной и мировой культуры. Изучая музыкальные произведения разных народов, знакомясь с различными культурами вокального и инструментального исполнительства, студенты не только обогащают свой творческий репертуар, но и начинают с уважением относиться к музыкальному наследию других народов, лучше понимать музыкальную культуру своей страны, получают возможность обогатить свой духовный мир, приобретают опыт отбора подлинно прекрас-
ЪС
I
LU
о
UJ
<
CI UJ
бб
ных музыкальных произведении, несущих людям добро и красоту в их единстве [1 ].
Использование в процессе духовно-нравственного воспитания активных и интерактивных методов. Положения личностно-ориенти-рованного и деятельностного подходов находят свое выражение во все более широком применении в музыкальных вузах Китая активных и интерактивных методов духовно-нравственного воспитания. Например, собрания, где обсуждаются этические проблемы и проблемы культурологического характера, часто проходят в форме дискуссий и диспутов, строятся как обсуждение актуальных этических проблем в малых группах с последующей презентацией результатов обсуждения. При проведении благотворительных акций все более востребованной становится активность самих студентов, ихучастие в обсуждении, планировании, подведении итогов акций. На занятиях по теории музыки применяются ролевые и деловые игры, проведение которых способствует формированию у студентов устойчивой нравственной позиции. Исследователи Пэн Ин и Кан Лэ, рассматривая современные методы обучения технике пения, подчеркивают, что вокальные упражнения должны быть направлены не только на совершенствование техники исполнения, но и на обогащение эмоционального мира студентов, на глубокое понимание ими текстов, с которыми они работают, на формирование у них способности сопереживать героям музыкальных произведений. Ученые считают, что только человек, обладающий высокой нравственностью, способен создать при исполнении вокальных произведений образ положительного героя. Они указывают не непосредственную связь между раздражительным характером и напряженным голосом, ленивым характером и невыразительным исполнением [3]. Таким образом, профессиональная подготовка должна осуществляться в единстве с духовно-нравственным воспитанием студентов.
Особо следует сказать об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в духовно-нравственном воспитании студентов в системе музыкального образования Китая. Такие технологии в настоящее время используются преимущественно для ознакомления студентов с лучшими образцами музыкального искусства, при выполнении вокальных упражнений и т.п., т.е. при работе главным образом над техникой исполнительства. Возможности современного медийного пространства для духовно-нрав-
ственного воспитания студентов используются недостаточно. Пока в его использовании применяются в основном "отрицательные" методы, связанные с блокировкой нежелательных с точки зрения духовности и нравственности сайтов, социальных сетей и других Интернет-ресурсов. Однако весьма перспективным, на наш взгляд, является использование возможностей Интернет-ресурсов и других информационно-коммуникационных технологий для духовного совершенствования студентов, формирования их нравственных качеств.
Таким образом, в современном Китае задачи разработки теоретических основ и создание эффективной системы духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования являются чрезвычайно важными и актуальными. Для ихуспешного решения необходимы опора на этические традиции конфуцианства, традиционную национальную культуру, научный анализ и обобщение уже имеющегося опыта в этой области - как китайского, так и зарубежного, а также осмысление существующих в Китае и других странах концепций духовно-нравственного воспитания, разработка и применение эффективных методов духовно-нравственного воспитания студентов.
В системе музыкального образования России в практике организации духовно-нравственного воспитания студентов необходимо обратить внимание на следующие тенденции.
Осуществление духовно-нравственного воспитания студентов в контексте их широкой культурологической подготовки. Если в Китае акцент делается на расширении блока философских, социальных и гуманитарных дисциплин и обогащении их содержания, то в России речь идет об усилении роли культурологической составляющей в составе всех теоретических и практико-ориентированных дисциплин, которые составляют содержание подготовки студентов музыкальных вузов, и на реализации идей диалога культур М.М. Бахтина и B.C. Библера. В процессе знакомства с музыкальными произведениями и в особенности при исполнении музыкальных произведений, созданных в разных странах в разное время, создаются возможности для понимания иных культур через организацию преподавателем диалога культур. Широкими возможностями для организации диалога культур обладает классический оперный репертуар.
Обращение к культурным традициям в процессе духовно-нравственного воспитания студентов. Обращение к традициям в духовно-
нравственном воспитании студентов может осуществляться по разным направлениям. Первое из них - обращение к религиозным (в первую очередь православным) традициям. Например, в программу подготовки вокалистов включаются элективные курсы, в рамках которых студенты осваивают духовную музыку, церковное пение, знакомятся с историей православной духовной музыки. Это требует не только хорошей вокальной подготовки, но и знания церковно-славянского языка и православной культуры в целом, понимания смысла православного богослужения. Тексты духовных песнопений обращены к ценностно-смысловой сфере человека, обладают высоким потенциалом в плане самопонимания, обращая исполнителя песнопений к особенностям его духовной жизни, помогая ему понять ее темные и светлые стороны.
Второе направление в рамках обращения к культурным традициям - актуализация исполнения народной музыки и использование ее воспитательного потенциала. Данный вид исполнительства обращен к эмоциональной сфере личности, поскольку народная музыка раскрывает перед человеком широкий спектр чувств и переживаний - от радостных до трагических - и охватывает разные сферы жизни человека - от бытовой до мировоззренческой. Несмотря на то, что техника исполнения народных вокальных произведений испытывает на себе сильное влияние академического направления, а слова модифицировались под влиянием современного русского языка, воспитательный потенциал народной музыки сохраняется неизменным, поскольку выражает представления народа о нравственном и безнравственном, о любви и долге, о верности и предательстве.
Третье направление в рамках обращения к культурным традициям - использование традиционных эффективных форм духовно-нравственного воспитания студентов музыкальных вузов. К таким формам относится участие в благотворительных концертах для детей-сирот, детей, страдающих какими-либо недугами, для ветеранов войны, для пожилых людей, во время различных праздников.Участие в таких концертах учит милосердию и бескорыстию, деятельному состраданию, учит видеть страдания и проблемы других людей и оказывать таким людям посильную помощь.
Что касается других тенденций, таких как использование современных активных и интерактивных методов и идей личностно ориентированного и деятельностного подходов, то
их применение в российских музыкальных вузах уже стало неотъемлемой частью процесса духовно-нравственного воспитания студентов. Особенно хорошие результаты в сфере духовно-нравственного воспитания показывает метод проектов, методы организации коллективной творческой деятельности, методы проблемного и развивающего обучения. В настоящее время для решения задач духовно-нравственного воспитания студентов успешно применяются диалогические, рефлексивные и эмпатические методы, позволяющие выявить смыслы музыкальных произведений и понять их ценностную основу. Опыт российских музыкальных вузов по применению этих методов может быть использован в китайской системе музыкального образования для решения задач духовно-нравственного воспитания студентов.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в практике организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования России ведущей является тенденция гуманитаризации, отвечающая ценностно-смысловой сущности духовно-нравственного воспитания и позволяющая реализовать идеи диалога культур, применить современные методы духовно-нравственного воспитания студентов.
Литература:
1. Гао Хуэйвэн. Реформа музыкального образования / Гао Хуэйвэн // Педагогика Внутренней Монголии. - 2003. - № 3 (на китайском языке).
2. Жэнь Хуа. Становление духовной цивилизации: воспитание студентов педагогических университетов / Жэнь Хуа, Сюе Лихуа // Научный журнал национального педагогического университета Внутренней Монголии (философские и социальные науки). - 1998. - № 3. - С. 79-82 (на китайском языке).
3. Пэн Ин. Современное вокальное образование / Пэн Ин, Кан Лэ // Культура и просвещение. -2007. - № 14. - С. 173-174 (на китайском языке).
4. Соловцова И.А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования / И.А. Соловцова // Известия ВГПУ. Серия "Педагогические науки". - 2011. - № 8(62). -С. 86-91.
5. Степанов E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: Сфера, 2008. - 221 с.
6. Сун Цзяньлинь. Нравственное строительство искусства нового периода / Сун Цзяньлинь // Национальное искусство. - 2013. - № 26(3). - С. 22-26 (на китайском языке).
7. Юлпатова Е.Ю. К проблеме внутридиалогичес-кой активности личности в практике вузовской подготовки музыканта-исполнителя / Е.Ю. Юлпатова // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов. Вып. 52. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. С. 120-130.