5.Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. -М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
6. Об образовании в РФ: [ФЗ от 28.02.2012 № 273 ФЗ принят Гос. Думой 21 дек. 2012. : по состоянию на 3 марта 2014 г.].
7. Ильин, Е.Н. Уроки практической грамотности: Заметки учителя литературы / Е.Н.Ильин. - С.-Пб., 1997. -
128 с.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)].
9. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / АМ.Матюшкин. - М.: ДиректмедиаПаб-лишинг, 2008. - 392 с.
10. Махмутов,М.И.Теория и практика проблемного обучения: понятие о проблемном обучении / М.И.Мах-мутов. - Москва, 1976 // Хрестоматия по педагогике: учебное пособие / Ред. З.И.Равкин; Сост. М.Г.Бушканец, Б.Д.Леухин. - Москва: Просвещение, 1976. - С. 387-389.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р].
12. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф.Шаталов. - Издательство: Сев.-Зап. кн. изд-во. Архангельск, 1990. - 383 с.
УДК: 378.02
А.В.Иванова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются основные подходы к пониманию понятия «духовно-нравственная культура». Приведен анализ современной литературы по проблеме формирования духовно-нравственной культуры молодежи, концепции и специфика духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Куль-турно-досуговая среда представлена как фактор развития компетентных специалистов нового типа. Рассмотрен практический анализ воспитательной работы Казанского государственного института культуры.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, духовно-нравственное воспитание, толерантность, культурно-досуговая среда, досуг, высшее образование, воспитательная работа, молодежь, молодежная политика.
Ivanova A.V. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF YOUTH
The summary: The article considers the main approaches to the understanding of the concept «spiritual-moral culture». The analysis of the current literature on the issue of formation of spiritually - moral culture of youth, the concept and the specifics of the spiritual and moral development and education of the individual citizen of the Russian Federation. Cultural - leisure media is presented as a factor in the development of competent specialists of new type. Consider a practical analysis of the educational work of the Kazan State Institute of Culture.
Keywords: spiritual and moral culture, spiritual and moral education, tolerance, cultural and leisure environment and leisure, higher education, educational work, youth, youth policy.
Молодежь - это передняя линия борьбы Не только за будущее, но и за самого человека...»
Святейший Патриарх Кирилл
Произошедшие на рубеже веков кардинальные изменения в социально-экономической и политической системе страны повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни общества и государства. К началу XXI века создалась принципиально новая социокультурная ситуация, требующая коренного пересмотра организационных основ и сущностно-содержательных форм функционирования многих социальных институтов общества, и, прежде всего, образования как основного механизма национальной безопасности государства и человека в правовой демократической стране.
В современных условиях возникла необходимость разработкии реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов духовного и нравственного воспитания молодежи. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов социально-культурной работы с учетом целей и задач высших образовательных учреждений различных типов, и видов.
В России и в Татарстане в частности уделяется пристальное внимание вопросам молодежной политики. Важнейшим показательным индикатором состояния общества является молодежь, с которой связаны реальные возможности развития любого региона в ближайшие десятилетия.
Анализ современной литературы по проблеме формирования духовно-нравственной культуры молодежи выявил, что современное высшее учебное заведение является традиционно главным институтом социально - культурного развития студенческой молодежи.
В.ДШиршов, анализируя современные проблемы формирования духовно-нравственной культуры молодежи, отмечает, ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» автор понимает состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Он отмечает, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. [7]. Исходя из приведенных положений, автор заключает, что духовно-нравственное воспитание - это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, направленная на формирование высших нравственных ценностей и установок у студентов, а также основополагающих патриотических качеств защитника Родины.
АЯ.Данилюк, А.М.Кондаков, ВАТишков разработали концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. В концепции отмечено, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить; готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно- продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше» и т.д.[6].
Левчук Д.Г., Потаповская О.М. пришли к выводу, что специфика духовно-нравственного воспитания и образования студенческой молодежи заключается в необходимости:
- интеграции научно-профессионального и духовно-нравственного содержания образования;
- систематического духовного просвещения по наиболее актуальным вопросам современной жизни;
- развития навыков духовной безопасности;
- содействия формированию нравственной, профессиональной и жизненной позиции молодежи.
В этом деле, эффективны, по мнению авторов, разработка региональных программ, культурно -
досуговых мероприятий духовно-нравственной направленности [8].
АДЖарков, В.М.Чижиков отмечают, что культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в куль-турно-досуговой среде, по мнению авторов, в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий. Авторы считают, что культурно-досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. «Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей, и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития» [4].
Подготовка и социокультурное развитие специалистов нового типа, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся высокой культурой, обладающих гражданской и социальной ответственностью, разделяющих гуманистические идеалы и нравственные ценности человечества, способствует формированию, мировой интеллектуальной и духовной элиты, ответственной за разработку стратегии культурного диалога в контексте развития цивилизаций и национальных традиций.
2015 год отмечен активной воспитательной работой подведомственных Минкультуры России образовательных учреждений, направленной на гражданско-патриотическое, социально-ориентированное воспитание детей и молодежи.
На базе Казанского государственного института культуры качественно развивается художест-
венно-творческая деятельность. В структуре вуза стабильно функционируют 17 творческих коллективов: оркестр народных инструментов, ансамбль балалаечников, ансамбль домристов, ансамбль баянистов, татарский хо, русский хор, ансамбль фольклорной песни «Купава», фольклорный ансамбль «Красная горка», фольклорный аутентичный ансамбль «Жомга кон», вокальный ансамбль «Нурлай», ансамбль татарской песни, оркестр эстрадно-джазовой музыки, вокальный ансамбль «Sweet Five», эстрадно-джазовый квартет, хореографический ансамбль «Сайдаш».
В 2015 году вуз выступил инициатором и организатором больших творческих проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: Фольклорный фестиваль «Народов Поволжья»; проект «Музыка победы в ВОВ» на Набережной Казани; Сбор подарков для Сабантуя-2016 в Татарской усадьбе; День защиты детей в Татарской усадьбе; День и ночь в музее в Кремле; Совместное творческое мероприятие с компанией «Национальная торговая марка»; Музыкально-эстетический лекторий «Культура - студенчеству».
В институте культуры при участии студенчества была проведена масштабная работа по проведению конкурсов и фестивалей, таких как: всероссийский конкурс самодеятельных композиторов, VIII Международный молодёжный музыкальный фестиваль-конкурс исполнителей современной популярной музыки «The lights of Kazan», VII Всероссийский конкурс народно-инструментального творчества «Созвездие юных талантов», II Международный конкурс вокалистов «Сандугач», Всероссийский II Международный конкурс музыкально-инструментального исполнительства юношеский фестиваль-конкурс татарской фортепианной и камерно-инструментальной музыки «Энж;елэр-2017», V Всероссийский фестиваль-конкурс вокально-хорового творчества «Весенние проталины», «KAZAN-MUSIC ЙОРТ», Международный фестиваль-конкурс речевого искусства «Илhамият», Международный фестиваль-конкурс детского театрального творчества имени Шауката Биктимирова «Наследники Альман-дара», VII Казанский международный фестиваль любительского, молодежного и детского кино, III Международный фестиваль короткометражного кино-телефильма «Иди и смотри», Международный конкурс педагогического мастерства «Педагогическая палитра» и др.
Таким образом, опора на прогрессивные традиции народной, художественной педагогики, реализующей национальные, региональные и местные культурно-эстетические ценности связана с внедрением в досуговую деятельность молодежи национальных праздников, конкурсов, фестивалей. Такие мероприятия направлены на развитие умений: проявлять интерес и постоянно следить за явлениями и процессами духовной жизни; эффективно использовать традиционные и новые средства информации, умение проявлять дифференцированное отношение к ним; осуществлять художественно-нрав-ственную оценку явлений искусства, различных форм социально-культурного творчества, конструировать социально значимые контакты, развивать культуру общения.
За 2015 год студентами института были проведены 75 благотворительных мероприятий и акций для ГАУСО «Центра реабилитации инвалидов «Восхождение»», ДК «Вознесенское» г. Казань, Администрации Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета г. Казани, Социально-реабилитационного центра для детей с девиантным поведением», Республиканской специальной библиотеке для слепых Республики Татарстан, Дома Ронольда Макдонольда, Дома дружбы народов, психоневрологического интерната, Центра Анжелы Вавиловой и др.
Студенты института культуры принимали участие в таких формумах, профильных сменах как: Территория смыслов на Клязьме (Студенты СКД), Семинар «Российского союза молодежи» для студентов «Развитие общероссийской системы мониторинга проведения ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования, основанной на принципах профессионально общественного участия», многодневные программы тренинговой компании Teamsoft, Участие во Всероссийском образовательном форуме «Таврида», Открытый образовательный форум «Юниор», VI Республиканский молодежный форум «Наш Татарстан» , Участие в Республиканском кейс-чемпионате, Конкурс проектов Молодежного форума Приволжского федерального округа <аВолга» федеральный этап, Ежегодная студенческая премия РТ «Студент года» и т.д.
В КазГИК все большее распространение приобретает патриотическое направление как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Примером реализации направления выступили такие мероприятия как: студенческая акция «Россия мы вместе», митинг-конференция «Война еще не кончилась»; в рамках Декады студенческой науки и творчества-2016; презентация книги: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...»: воспоминания о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и детях войны; в рамках предвыборной компании акция «Мы вместе! Мы можем!»; всероссийский студенческий патриотический форум «Зарница: готов к труду и обороне»; день памяти жертв по-
литических репрессий; концерты для ветеранов войны, тыла и т.д.
По итогам мониторинга осуществления молодежной политики среди вузов РТ, институт показал высокую молодежную активность и стал вторым в рейтинге вузов г. Казани.
Итак, организация культурно-досуговой среды по формированию духовно-нравственной культуры молодежи строится, по нашему мнению, на основе следующих приоритетных направлений:
1.Повышение эффективности и координации педагогического руководства в формирования личности современной студенческой молодежи.
2.Наиболее полного удовлетворения общественно значимых духовно-нравственных потребностей и интересов молодежи.
3.Выявления, развития и реализации инициатив, способствующих формированию всесторонне гармонически развитой личности.
4.Создание оптимальных условий для духовно-нравственного, интеллектуального и творческого развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований молодежи, их творческого саморазвития и самосовершенствования, духовного самоопределения, рационального распределения досуго-вого времени.
5.Внедрение разнообразных инновационных социально-культурных форм работы с молодежью, координация работы молодежных формирований, имеющих творческую, социальную и другую направленность.
6.Формирование установок толерантного поведения, культуры межнационального общения, культуры здорового образа жизни, социального взаимодействия с позиции усвоения молодежью общечеловеческих и основополагающих духовно-нравственных ценностей.
7.Привлечение молодежи к участию в современных программно-проектных технологиях, имеющих досуговую, социальную, гражданскую, политическую, благотворительную и другие направленности.
8.Обеспечение усвоения молодежью культуры профессионального развития и становления с позиции привлечения их к разноплановым культурно-досуговым мероприятиям.
Литература
1.Денисенко Ю.В. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества в сфере досуга: автореф.канд. пед, наук - Барнаул, 2009 - 18 с.
2.Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / РедАЯ. Данилюк / / Педагогика. - 2008. - №9 - с. 13-20.
3.Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / РедАЯ. Данилюк / / Педагогика. - 2008. - №9 - с. 13-20.
4. Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века). - Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. - 568 с.
5.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. - Л.: Лениздат, 1987 - 207 с.
6.Триодин В.Е. Клуб и свободное время. - М.: Профиздат, 1982. -134 с.
7.Яковлева Д.С. Место правового воспитания в формировании гражданской направленности личности. // -Ученые записки гос. пед, института. - Вопрос о формировании направленности личности. - Вып. 15. - М.: Просвещение, 2013 - 57 с.
8.Электронные энциклопедии электронный портал «Либрусек - много книг», научно-познавательный электронный ресурс [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://lib.rus.ec/g/ref_encyc
9.Энциклопедии: комплексный проект информатизации образовательных учреждений - информационный интегрированный продукт, компания «КМ-образование» [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://km-school.ru/r1/media/a1.asp
УДК 378.1
К.В.Планкин
ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается проблема воспитания культуры безопасности студенческой молодежи. Подчеркивается приоритетная роль культурно-досуговой деятельности в этом процессе, описываются ее преимущества. Проанализирован, структурирован и описан опыт некоторых вузов в воспитании культуры безопасности студентов на досуге. Вывялены положительные и отрицательные аспекты этого процесса.
Ключевые слова: культура безопасности, студент, вуз
Plankin K.V. PROSPECTS AND EXPERIENCE OF EDUCATION OF CULTURE OF SAFETY OF STUDENT'S YOUTH IN THE COURSE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY
In article the problem of education of culture of safety of student's youth is considered. The priority role of cultural