Научная статья на тему 'Квест как форма профориентационного занятия (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего")'

Квест как форма профориентационного занятия (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ГАЗОВЩИК / ПРОФЕССИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / CAREER GUIDANCE / GAS SPECIALIST / PROFESSION / METHODICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорожная Надежда Викторовна, Могильная Дарья Александровна

В статье описывается опыт проведения профориентационного занятия по профессии «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» в рамках специальности «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» для детей среднего и старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задорожная Надежда Викторовна, Могильная Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEST AS A FORM OF PROFORIENTATION EMPLOYMENT (FROM THE EXPERIENCE OF WORK OF THE CHELYABINSK COLLEDGE OF IN-DUSTRY AND URBAN ECONOMY NAMED AFTER JA. P. OSADCHY)

The experience of conducting vocational guidance in the profession of “fi tter for the operation and repair of gas equipment” in the specialty “installation and operation of equipment and gas supply sys-tems” for children of secondary and senior school age is described in this article

Текст научной работы на тему «Квест как форма профориентационного занятия (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего")»

КВЕСТ КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»)

Н. В. Задорожная, Д. А. Могильная

В статье описывается опыт проведения профориентационного занятия по профессии «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» в рамках специальности «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» для детей среднего и старшего школьного возраста.

Ключевые слова: профориентационное занятие, профориентация, газовщик, профессия, методическая разработка.

Одной из основных задач современного педагога является предоставление обучающимся возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, а также их практического применения, возможности реализации способностей. В арсенале учителя много технологий, помогающих в выполнении этой задачи. Одной из них является технология образовательных квестов [1].

Квест (от англ. quest — «поиск»), или приключенческая игра (от англ. adventure game), — один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока [2].

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов либо иных объектов, людей или заданий.

Актуальность использования квестов сегодня осознается всеми. ФГОС СПО нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одаренности детей. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность.

Квест — проектная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключается в продолжительном

целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты; приключенческие, или игровые, квесты; живые квесты.

Преимуществом квест-технологии является использование активных методов обучения. Квест-занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы [1].

Обучающийся в ходе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в суть явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Представленное ниже профориентационное занятие позволяет решить данную задачу.

Цель занятия: формирование у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда; знакомство детей школьного возраста с миром профессий, историей профессии, приобретение первичного практического опыта по выполнению работ в рамках технического обслуживания и эксплуатации портативной газовой плиты (снятие переходника, установка всех составляющих запчастей, запуск).

Задачи занятия.

1. Образовательные:

- формировать у детей представление о профессии «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования», об особенностях отдельных видов трудовой деятельности по данной профессии.

2. Развивающие:

- создать условия для приобретения первичного трудового опыта по профессии «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» (снятие переходника, установка всех составляющих запчастей, запуск);

- развивать самостоятельность и ответственность детей при выполнении разных видов работ;

- развивать потребность детей в трудовой деятельности.

3. Воспитательные:

- формировать положительное отношение детей школьного возраста к труду.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый, игровой.

Средства обучения: выставка «Инструменты слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования», инструкционно-технологиче-ские карты, маршрутные листы, карты для самопроверки, бейджи, презентация.

Оборудование: персональный компьютер, экран, проектор, колонки, оборудование для

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна. Я работаю в Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего и хочу познакомить вас с профессией «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования», которая осваивается в рамках специальности «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».

- Как вы думаете, исходя из названия профессии: чем занимается слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования? Есть какие-нибудь предположения?

практического задания (портативная газовая плита, штангенциркуль, труба ё = 15 мм, лабиринты).

Ожидаемые результаты.

1. Обучающиеся должны знать:

- особенности профессии «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» и профессиональной деятельности.

2. Обучающиеся должны иметь представление:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

- о многообразии мира профессий.

3. Обучающиеся должны уметь:

- выполнять простейшие трудовые приемы по профессии «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»;

- самостоятельно определять виды трудовой деятельности в рамках разных профессий;

- проверять правильность выполненного задания по эталону.

Структура занятия представлена в таблице 1.

- Правильно, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования занимается обслуживанием и ремонтом воздухонагревателей; контролирует работу оборудования, связанного с газовым хозяйством; производит обслуживание различных видов печей, за исключением доменных. Кроме этого, с газовщиками часто встречаются жители многоквартирных и частных газифицированных домов. Без контроля в таких домах нельзя. Газовщики контролируют качество работы газовых колонок, газовых котлов, плит.

- Зачем человек «приручил» газ?

Таблица 1

Структура занятия

№ п/п Элементы внешней структуры урока Этапы занятия Время, мин.

1 Вводный инструк- Организационный момент 1

таж Целевая установка 1

Актуализация опорных знаний и умений 2

Формирование ориентировочной основы действий учащихся 3

2 Текущий инструк- Формирование новых способов действия 2

таж Применение освоенных способов действий 14

3 Заключительный Подведение итогов 1

инструктаж Рефлексия 1

ИТОГО 25

- Молодцы! Использование газа в быту намного облегчает жизнь человека: это и тепло, и горячая вода, и приготовление вкусного обеда...

- Но ведь газ используется не только дома, в быту. Применяют его и на производстве, на различных заводах и фабриках. На крупных предприятиях есть специальная газовая служба, которая следит за газоснабжением. Кроме этого, для того чтобы газ поступал в дома и на предприятия, его необходимо сначала добыть, а затем транспортировать от места добычи к месту потребления. Этим занимаются специально обученные люди — слесари по эксплуатации и ремонту газового оборудования, а также техники — это уже руководители среднего звена, освоившие специальность «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».

- Как вы думаете, какими качествами личности должен обладать слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования? Это очень опасная и ответственная работа, потому без внимательности, аккуратности, дисциплинированности, ответственности, быстрой реакции и смелости слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования не обойтись.

- В своей работе слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования использует разнообразные инструменты, материалы и оборудование: газоанализатор, манометр, ФУМ ленту, газовый ключ. Как говорится, без топора — не плотник, без иглы — не портной! Так и без газового ключа нет слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

- Человек, освоивший профессию «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования», может работать в «Газпроме», «Сургутнефтегазе», «Газпром нефти» — крупнейших на сегодня компаниях, сотрудники которых получают высокую заработную плату, поэтому наши студенты очень заинтересованы в учебе. Газпром — мечты сбываются!

- В ходе занятия я предлагаю вам пройти квест и познакомиться с основными видами работ по этой профессии. Вы уже поделены на три команды, у каждой команды на столе маршрутный лист, в соответствии с которым вы будете перемещаться по станциям и выполнять различные задания, которые помогут вам ближе, на деле познакомиться с профессией «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования». Как знать, может быть, кто-то из вас придет на следующий год к нам осваивать эту профессию.

- Вам необходимо будет посетить три станции, на каждой из которых необходимо выполнить некоторые работы, с которыми сталкиваются представители этой профессии в своей профессиональной деятельности. Время на выполнение задания ограничено — 4 минуты. Если вы не уложились, то переходите на следующую станцию! При этом очень важно не забывать о технике безопасности при выполнении работ:

- перед включением газовой плиты необходимо убедиться в том, что все ее элементы надежно закреплены;

- при работе с газовой плитой горелка нагревается, поэтому не дотрагивайтесь до нее;

- после отключения подачи газа в системе газовой плиты все еще остается газ — будьте бдительны!

Первая станция: «Делу время, а потехе час!» / «Построй газопровод».

- Из специального конструктора вам необходимо собрать «газопровод» точно по схеме. После сборки проверьте правильность выполнения, пустив по нему «газ» — специальный шарик. Если «газопровод» собран верно, шарик скатится по трубе и не выпадет.

Вторая станция: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!» / «Подключи дом к газопроводу».

- Вам нужно рассчитать диаметр газопроводной трубы по предложенной формуле, измерить уже готовую газовую трубу и сделать вывод, можно ли ее применять в заданных условиях.

Третья станция: «Глаза боятся, а руки делают!» / «Подключи плиту».

- На этой станции вам нужно снять элемент газовой плиты — переходник для подключения большого газового баллона. Затем правильность подключения мы проверим вместе под моим контролем.

- После того как вами будут пройдены все станции, каждая команда самостоятельно по картам самоконтроля проверит правильность выполнения заданий.

- Итак, начали! Внимание, таймер!

- Молодцы, все станции вами пройдены! Теперь вы знаете, чем занимаются люди с такой интересной профессией, и даже немного побыли на их месте.

- Я вам раздаю листы для самопроверки. Оцените, насколько правильно вы выполнили задания. У кого ни одной ошибки? Молодцы, наш техникум примет вас без дополнительных испытаний на I курс по специальности «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»! Приглашаем вас на мастер-классы

по этой специальности в Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего.

- Теперь предлагаю вам оценить этот урок. У каждого из вас есть вот такие огоньки газового пламени (демонстрация). А на доске вы видите пламя. Уверена, что из уроков физики вы знаете, в какой части пламени температура самая высокая. Прикрепите свои бейджики к разным зонам пламени в соответствии с их цветом:

а) синяя зона (самая низкая температура горения) — было скучно, профессия неинтересная;

б) красно-оранжевая зона (средняя температура) — есть над чем задуматься;

в) бело-желтая зона (самая высокая температура) — урок понравился, профессия заинтересовала.

- Большое спасибо за работу. Была рада с вами познакомиться! До свидания!

Библиографический список

1. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н. В. Николаева. — иРЬ: http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm (дата обращения: 26.03.2019).

2. Эльмуратова, Н. А. Квест как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] / Н. А. Эльмуратова. — иРЬ: https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html (дата обращения: 28.03.2019).

3. Худолей, Е. С. Реализация профориентационной работы ГБПОУ «ЧТПиГХ им. Я. П. Осадчего» методами проектного управления [Текст] / Е. С. Худолей // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 68-71.

4. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : Ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.

For citation: Zadorozhnaya, N. V. Quest as a form of proforientation employment (from the experience of work of the Chelyabinsk Colledge of industry and urban economy named after Ja. P. Osadchy) [Text] / N. V. Zadorozhnaya, D. A. Mogilnaya // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 101-106.

QUEST AS A FORM OF PROFORIENTATION EMPLOYMENT (FROM THE EXPERIENCE OF WORK OF THE CHELYABINSK COLLEDGE OF INDUSTRY AND URBAN ECONOMY NAMED AFTER JA. P. OSADCHY)

N. V. Zadorozhnaya, D. A. Mogilnaya

The experience of conducting vocational guidance in the profession of "fitter for the operation and repair of gas equipment" in the specialty "installation and operation of equipment and gas supply systems" for children of secondary and senior school age is described in this article.

Key words: career guidance, career guidance, gas specialist, profession, methodical development.

References

1. Nikolaeva N. V. Obrazovatel'nye kvest-proekty kak metod i sredstvo razvitija navykov informa-cionnoj dejatel'nosti uchashhihsja, available at: http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm (accessed 26.03.2019). (In Russian)

2. Jel'muratova N. A. Kvest kak sovremennaja pedagogicheskaja tehnologija, available at: https:// infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html (accessed 28.03.2019). (In Russian)

3. Hudolej E. S. Realizacija proforientacionnoj raboty GBPOU «ChTPiGH im. Ja. P. Osadchego» metodami proektnogo upravlenija (The implementation of career guidance work of the "Ctphc behalf of J. P. Osadchy"methods of project management), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija. — 2017. — No. 3 (15). — S. 68-71. (In Russian)

4. Sichinskij E. P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi : Cennostno-orientacionnyj kon-tekst (Professional self-determination of youth: a value-orientation context), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, No. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)

Задорожная Надежда Викторовна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», кандидат филологических наук, г. Челябинск, е-mail: nadezhda.zadorozhnaja@ yandex.ru

Могильная Дарья Александровна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-mail: mogilnaya.da@gmail. com

Zadorozhnaya Nadezhda Viktorovna, deputy director for educational and methodical work of the Chelyabinsk College of industry and municipal economy named after I. P. Osadchy, candidate of philological sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Mogilnaya Daria Alexandrovna, a lecturer of the Chelyabinsk College of industry and municipal economy named after I. P. Osadchy, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Феномен «социальная активность» [Текст] / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 106-115.

УДК 377 ББК 74.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»

Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов

Статья предваряет инновационную деятельность работников Копейского политехнического колледжа с позиций методологических (ретроспективных и перспективных) оснований понимания, формирования и оценивания представленности и (или) выраженности группы компетенций, входящих в состав феномена «социальная активность» у современного молодого человека; предлагает обсуждать новые аспекты категорий «социализация», «воспитание», «гражданское образование».

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, гражданское образование, креативность, ответственность, пассионарность, социализация, социализованность, социальные компетенции, социальная активность.

Социальная активность.

Нам предстоит детально рассмотреть этот феномен в рамках начатой 27 ноября 2018 г. инновационной работы на базе Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова. Системный анализ любого явления предполагает описание его терминологического пространства [1]. Предварительно, в качестве гипотезы, социальная активность может быть описана и определена как группа (комплекс) позитивных социальных компетенций или (как традиционно мы их называем) качеств личности, например, ответственность, гражданственность, пассионарность, креативность и др. Эти качества названы Президентом РФ В. В. Путиным в числе прочих позитивных: как задача возрождения социальной мощи России через духовные скрепы [2].

А качества личности, как давно и всеми признано, формируются под влиянием целенаправленного, специально организованного воздействия на сознание, чувства, волю и поведение человека [3]. И это воздействие принято называть воспитанием.

Рассматривая феномен «социальная активность» как объект воздействия, как объект социального вмешательства, следует начать с обсуждения категории «воспитание». Ведь «социальная активность» — это объект воздействия, а воспитание — это инструмент данного воздействия.

А что мы знаем о воспитании? Вот об обучении мы знаем, что в нем наличествуют два вида деятельности: преподавание (педагог) и учение (ученик). А в воспитании? В нем тоже наличествуют два вида деятельности: воспитателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.