УДК 377 ББК 74.57
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» В УСЛОВИЯХ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»
Е. С. Худолей Н. В. Задорожная И. А. Войстрикова
В статье описываются пути реализации федерального проекта «Билет в будущее» в условиях ПОО СПО на примере программы профориентации «Кем быть?», рассчитанной на детей 12-15 лет и реализуемой в Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего.
Ключевые слова: программа, профориентация, школьники, профессия.
В основе федерального проекта «Успех каждого ребенка» лежит следующая задача, обозначенная в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204: «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [1]. В силу реализации в ЧТПиГХ им. Я. П. Осадче-го региональной инновационной площадки по проблеме «ПОО как центр системы профессиональной навигации» прежде всего в условиях нашего образовательного учреждения делается акцент на самоопределение и профориентацию молодежи. Целью нашего инновационного проекта является создание и апробация модели профессиональной навигации, позволяющей обеспечить формирование у потенциальных потребителей образовательных услуг техникума способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда Ленинского района г Челябинска, с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей личности [2]. Данная цель гармонично вплетается в поставленную Президентом РФ задачу.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» включает в себя подпроект «Билет в будущее», конкретизирующий поставленную в указе Президента РФ задачу. В соответствии с обозначенным федеральным проектом к 2024 г. не менее 900 тыс. детей должны получить рекомендации по построению индивидуального учебного
плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации подпроекта «Билет в будущее» [3].
Целевой аудиторией данного проекта являются те учащиеся 6-11-х классов, которые в настоящий момент выбирают будущую профессию или направление профессиональной деятельности. В связи с этим главное для нас — предоставить им возможность не просто узнать или увидеть профессию, а именно попробовать ее. «Дело в том, что многие люди, выбрав ту или иную профессию в качестве направления работы, очень рано разочаровываются. Поэтому проекты, которые позволят детям... увидеть разные профессии, больше узнать о них и "потрогать руками" четыре-пять видов деятельности, дадут им возможность сделать более точный выбор», — говорит генеральный директор WorldSkills Russia Роберт Уразов [4].
В условиях нашего техникума познакомиться непосредственно с профессиями и специальностями можно в рамках подпрограммы нашей РИП «Кем быть?», ориентированной на детей подросткового возраста 12-15 лет.
Цель программы «Кем быть?» — создание действенной системы профориентации с учащимися школ, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе и районе на основе профессий и специальностей техникума.
Реализация данной программы осуществляется в условиях заключенного многостороннего соглашения, объединяющего центр занятости населения, школы, ПОО СПО и ВПО Ленинского района г Челябинска, в соответствии с которым каждую среду ученики 7-9-х классов посещают профориентационные мероприятия нашего техникума. Кроме того, техникумом в рамках действующей РИП заключены точечные договоры с МБОУ «СОШ № 55 г Челябинска» и МБОУ «СОШ № 47 г. Челябинска», в соответствии с которыми все ученики 7-9-х классов указанных школ осваивают профори-ентационную программу «Кем быть?», реализуемую на базе ЧТПиГХ им. Я. П. Осадчего в полном объеме.
Программа «Кем быть?» рассчитана на 18 занятий в год (два занятия в месяц). В ходе реализации этой программы решаются следующие задачи.
1. Обеспечить профпросвещение, профди-агностику, профконсультирование учащихся школ.
В рамках решения данной задачи прежде всего мы проводим с помощью специалистов ОКУ «ЦЗН Ленинского района г. Челябинска» и областного центра профориентации «Формула успеха» диагностику профессиональных предпочтений учащихся школ Ленинского района г. Челябинска. В 2017/18 уч. г. профдиагностику прошло 136 человек. Эти ребята в соответствии с результатами профдиагностики получили рекомендации по выбору будущего профессионального пути.
2. Способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с интересами, способностями и возможностями личности.
Для решения второй задачи мы приглашаем школьников на внутритехникумовские конкурсы профмастерства среди студентов («Виртуоз парковки», «Братцы вареники», ярмарка «Сдобный рай» и др.), внеурочные мероприятия профессиональной направленности, например, форум профессий, дни открытых дверей и др. Также в этом году запланированы для школьников тренинги по мотивации, личностному росту и др.
3. Расширить представления школьников о профессиях, содержании профессиональной деятельности и требованиях разных профессий к личностным качествам на основе профессий и специальностей техникума.
Решая эту задачу, мы проводим встречи с представителями профессий, экскурсии
на предприятия, совместные мероприятия со школьниками по разным направлениям, разрабатываем видеоролики и сайты, рассказывающие о профессиях и специальностях, демонстрируем визитки профессий. Традиционно наши профо-риентационные сайты входят в число лучших по Челябинской области (http://chtpgh.ru/sajtyi-po-professiyam).
4. Сформировать знания о различных сферах социально-профессиональной практики в регионе, об особенностях современного производства и оборудования.
В рамках решения этой задачи техникум проводит для школьников встречи с работодателями и ЦЗН Ленинского района г. Челябинска, которые более детально знакомят ребят с современной ситуацией на рынке труда, востребованностью тех или иных профессий и т. д.
5. Способствовать формированию начальных навыков самостоятельного и осознанного принятия решения в построении дальнейшего образовательного маршрута, умению анализировать свои возможности и способности, оценивать качества личности и соотносить их с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией или специальностью.
В рамках решения данной задачи нами организована следующая работа. На основании полученных в ходе профдиагностики результатов выстраиваем для школьников индивидуальный учебный план по более детальному знакомству с различными профессиональными областями (в рамках федерального проекта «Билет в будущее» речь идет о четырех-пяти направлениях). Например, если по результатам профориентационного тестирования школьнику подходит тип профессий «Человек — техника» (в соответствии с классификацией Е. А. Климова [5]), то мы предлагаем ему пройти занятия по таким профессиям, как «мастер по обработке цифровой информации», «автослесарь», «сварщик», «станочник». По форме профориентационные занятия представляют собой мастер-классы, тематические выставки, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры, моделирование профессиональных ситуаций, профессиональные пробы и др. В рамках наиболее понравившейся профессии возможно пройти несколько мастер-классов по разным видам деятельности.
Наибольшей популярностью пользуются мастер-классы, так как позволяют школьникам непосредственно попробовать свои силы в профессиональном деле. «Сварщик», «сантехник», «повар», «делопроизводитель», «сле-
сарь по ремонту автомобиля», «кондитер» — это так называемые аналоговые профессии, с которыми невозможно познакомиться виртуально, поскольку разнообразные тренажеры, онлайн-курсы не дадут полного представления о них.
Из «цифровых» профессий в наш перечень входит только «мастер по обработке цифровой информации». Но, хотя в этом случае возможно онлайн-знакомство, мы также отдаем предпочтение непосредственной встрече с ребенком.
В течение 2017/18 уч. г. в рамках реализации программы «Кем быть?» техникум посетил 691 ученик 8-9-х классов школ Ленинского района г. Челябинска; ребята принимали непосредственное участие в мастер-классах (мы не включаем в это число школьников, посетивших разнообразные выставки по теме «Образование через всю жизнь», чемпионат WSR «Кубок Урала "Лучший сантехник"», экскурсии на предприятия и т. п.).
Кроме того, мы готовы проводить профессиональные пробы по профессиям и специальностям, которые можно освоить в стенах нашего техникума, а также заниматься подготовкой команды к чемпионатам JuшorSkШs.
6. Разработать действенные формы и методы профориентации для привлечения абитуриентов в ЧТПиГХ им. Я. П. Осадчего.
В рамках решения данной задачи мы включаем в профориентационную работу новые формы, такие как уроки от профессионала, когда профессию представляет известная медийная личность, конкурсы среди школьников и студентов по созданию лучшей рекламы специальности или профессии.
Нами также подготовлена к реализации об-щеразвивающая образовательная программа «ПРОФИLand-2018», рассчитанная на пять каникулярных дней, в рамках которой школьники могут познакомиться с пятью профессиональными областями («Поварское и кондитерское дело», «Сантехника и отопление», «Сварочное производство», «Информационные технологии», «Ремонт легковых автомобилей»), соответствующими пяти профессиональным компетенциям WorldSkills.
Таким образом, вопрос профориентации всегда был и остается очень важным, прежде всего для кадровой политики страны [6]. Качественная программа профориентации позволит сократить издержки на подготовку специалистов, которые после окончания ПОО не будут работать по освоенной профессии или специальности. Задача профориентации состоит в том, чтобы получивший мотивацию ребенок, с одной стороны, попал в то учебное заведение, где ему будет интересно учиться, а с другой — вышел из стен ПОО СПО востребованным специалистом.
Библиографический список
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. [Электронный ресурс] : [Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200.
2. Худолей, Е. С. Реализация профориентационной работы ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» методами проектного управления [Текст] / Е. С. Худолей // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 68-71.
3. Успех каждого ребенка : федеральн. проект [Текст] // О национальном проекте «Образование» : протокол заседания Правительственной комиссии от 05.09.2018 № 3. — Разд. II. — П. 5.
4. Потрогать профессию руками : Как будут профориентировать российских школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://indicator.ru/article/2018/02/26/proforientaciya-shkolnikov.
5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2004. — 304 с.
6. Сташкевич, И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» [Текст] / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : Проблемы и перспективы : сб. статей по материалам Всероссийской науч.-практ. конф. — 2016. — С. 304-310.
For citation: Khudolei, E. S. Implementation of the federal project «Ticket to the future» in the conditions of the Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchy [Text] / E. S. Khudolei, N. V. Zadorozhnaya, I. A. Vojstrikova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 98-102.
IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT «TICKET TO THE FUTURE» IN THE CONDITIONS OF THE CHELYABINSK COLLEGE OF INDUSTRY AND MUNICIPAL ECONOMY NAMED AFTER YA. P. OSADCHY
E. S. Khudolei N. V. Zadorozhnaya I. A. Vojstrikova
The article describes the ways to implement the federal project "Ticket to the Future" under the conditions of vocational education and training on the basis of the "Who to be?" Vocational guidance program, designed for children 12-15 years old and implemented in the Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchy.
Key words: program, vocational guidance, schoolchildren, profession.
References
1. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 g. [Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204], available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71837200. (In Russian)
2. Khudolei E. S. Realizacija proforientacionnoj raboty GBPOU «Cheljabinskij tehnikum pro-myshlennosti i gorodskogo hozjajstva im. Ja. P. Osadchego» metodami proektnogo upravlenija (Implementation of career guidance work of the «Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after I. P. Osadchy» methods of project management), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2017, No. 3 (15), pp. 68-71. (In Russian)
3. Uspeh kazhdogo rebenka : federal'n. proekt. [O nacional'nom proekte «Obrazovanie» : proto-kol zasedanija Pravitel'stvennoj komissii ot 05.09.2018 № 3], Razd. II, P. 5. (In Russian)
4. Potrogat' professiju rukami : Kak budut proforientirovat' rossijskih shkol'nikov (Touch the profession with your hands: How will the Russian schoolchildren be professionally oriented ), available at: https://indicator.ru/article/2018/02/26/proforientaciya-shkolnikov. (In Russian)
5. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija (Psychology of professional self-determination), Moscow, Akademija, 2004, 304 p. (In Russian)
6. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa «Atlas pro-fessij» (Proceedings of of the All-Russian scientific-practical. conf.), 2016, pp. 304-310. (In Russian)
Худолей Елена Сергеевна, директор ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-шаП: [email protected]
Задорожная Надежда Викторовна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», кандидат филологических наук, г. Челябинск, е-шаП: nadezhda.zadorozhnaja@ yandex.ru
Войстрикова Ирина Александровна, заместитель директора по УВР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-mail: тш. [email protected]
Khudolei Elena Sergeevna, Director, Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Zadorozhnaya Nadezhda Viktorovna, candidate of philological sciences, Deputy Director, Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Vojstrikova Irina Aleksandrovna, Deputy Director for the training and educational work, Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchy, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Швачко, Е. В. Профессиональные праздники как элемент профессиональной ориентации [Текст] / Е. В. Швачко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — №2 1 (21). — С. 102-107.