IMPLEMENTATION OF THE EARLY VOCATIONAL ORIENTATION PROGRAMME IN THE VET INSTITUTION (FROM WORK EXPERIENCE OF THE CHELYABINSK TECHNICAL COLLEGE OF INDUSTRY AND MUNICIPAL ECONOMY NAMED AFTER YA.P. OSADCHIY)
E. S. Khudolei, N. V. Zadorozhnaya
The article describes the early vocational orientation programme 'All gobs are good' for preschool and primary school children implemented in the VET institution.
Key words: programme, early vocational orientation, preschool and primary school children, profession.
References
1. Evdokimova V.M. Problema razvitiya professional'noi orientatsii detei starshego doshkol'nogo vozrasta. Nauka i obrazovanie : Novoe vremya, 2017, no. 3, pp. 744-747. (In Russian)
2. Sidorov V.V. Obespechenie navigatsii po vostrebovannym professiyam tekhnicheskogo pro-filya dlya obuchayushchikhsya raznykh vozrastnykh grupp v ramkakh setevogo vzaimodeistviya. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 3, i. 15, pp. 63-68. (In Russian)
3. Sichinskii E.P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi : Tsennostno-orientatsionnyi kontekst. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 2, i. 10, pp. 9-12. (In Russian)
4. Kutsakova L.V. Nravstvenno-trudovoe vospitanie rebenka-doshkol'nika. Moscow, Gumanitar. izd. tsentr «Vlados», 2005. 143 p. (In Russian)
Худолей Елена Сергеевна, директор ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-шаП: [email protected]
Задорожная Надежда Викторовна, кандидат филологических наук, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-шай: nadezhda.zadorozhnaja@ yandex.ru
Khudolei E. S., director, Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, е-mail: hudoley@ chtpgh.ru
Zadorozhnaya N. V., candidate of philological sciences, deputy director, Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, е-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Шадчин, И. В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО : Проблемы и перспективы [Текст] / И. В. Шадчин, А. Г. Вардугин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 95-101.
УДК 376 ББК 74.57
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СПО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
И. В. Шадчин, А. Г. Вардугин,
В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с актуальными проблемами развития системы информационно-методического и ресурсного обеспечения профессионального
образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО. Анализируются результаты мониторинга выполнения профессиональными образовательными организациями Челябинской области мероприятий «Межведомственного комплекса мер по профессиональному образованию и (либо) профессиональному обучению в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Челябинской области и трудоустройству инвалидов до 2020 года».
Ключевые слова: инклюзивное образование, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, информационно-методическая поддержка, инклюзивный подход, раздел интернет-сайта для инвалидов.
Инклюзивное образование — закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены многие развитые страны, в том числе и Россия.
Инклюзивное образование (от фр. inclusif — «включающий в себя», лат. include — «заключаю», «включаю») является процессом общего развития образования, обеспечивающего новую форму образования для обучения студентов с особыми потребностями.
В настоящее время система образования для студентов с особыми образовательными потребностями находится на пороге изменений. В нашей стране образовательная интеграция реализуется методом экстраполяции, т. е. опытной адаптацией к отечественным условиям и переносом в них, модификацией форм образовательной интеграции, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом.
Образование студентов с различными нозо-логиями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей интеллектуальное и физическое развитие обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон РФ № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать все необходимые условия для полноценной жизни инвалида, а также развивать систему инклюзивного образования [1].
В статье второй закона «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].
В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося,
и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого члена социума. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной программы воспитательной работы с каждым обучающимся.
Третьего февраля 2016 г. первым заместителем губернатора Челябинской области Е. В. Ре-диным утвержден «Межведомственный комплекс мер по профессиональному образованию и (либо) профессиональному обучению в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Челябинской области и трудоустройству инвалидов до 2020 г.» (далее — Комплекс мер).
В рамках исполнения поручений Министерства образования и науки Челябинской области ГБУ ДНО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — ГБУ ДНО ЧИРНО) и региональные профессиональные образовательные организации участвуют в реализации основных направлений рассматриваемого Комплекса мер.
Лаборатория инклюзивного образования института осуществляет ежеквартальный мониторинг выполнения областными образовательными организациями мероприятий Комплекса мер.
Лабораторией инклюзивного образования с февраля 2016 г. проводится ежеквартальный мониторинг информационной открытости 62 профессиональных образовательных организаций и двух образовательных организаций высшего образования Челябинской области по вопросам профессионального образования и (либо) профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).
Анализ официальных интернет-сайтов 64 профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в IV квартале 2017 г. позволяет сделать вывод о том, что специальный раздел, отражающий наличие в образовательной организации условий для получения образования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, сформирован 48 профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, что составляет 75 % от общего числа ПОО и образовательных организаций ВО Челябинской области. Таким образом, наблюдается повышение значения показателя на 15 % по сравнению с IV кварталом 2016 г. (табл. 1).
Справочная информация (нормативный срок обучения, требования к абитуриенту и др.) о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, размещена на официальных интернет-сайтах 40 профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, что составляет 63 % от общего числа ПОО и образовательных организаций ВО Челябинской области (наблюдается повышение значения показателя на 7 % по сравнению с IV кварталом 2016 г.).
Информацию об организации на специализированном портале www.bus.gov.ru разместили 62 профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования — 97 % от общего числа ПОО и образовательных организаций ВО Челябинской области (наблюдается повышение значения показателя на 12 % по сравнению с IV кварталом 2016 г.).
97%
х 3
х ^
Н
&
Ю О к ч
о «
<Й к
X
ей
и &
О
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
75%
Создан специальный раздел сайта
63%
/777Л
¿/////////¿¿/¿¿Ж //////>//' . ,
у/ V//*///,/*■. / у/ ■//////////.'/
;////////////// в В
¿/¿¿//уму///// а
5
■ '.V
в
Размещена справочная информация о профессиях
Размещена информация об организации на
портале www.bus.gov.ru
Рис. 1. Результаты анализа официальных сайтов ПОО и организаций ВО с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в IV квартале 2017 г.
Результаты мониторинга реализации мероприятий Комплекса мер (п. 2) за 2016-2017 гг.
Таблица 1
........... ...................................................... I кв. 2016 г. II кв. 2016 г. III кв. 2016 г. IV кв. 2016 г. I кв. 2017 г. II кв. 2017 г. III кв. 2017 г. IV кв. 2017 г.
Доля ПОО и организаций ВО, ко -торые создали специализированный раздел для инвалидов (% от общего числа ПОО) 54 % 55 % 58 % 60 % 60 % 70 % 73 % 75 %
Доля ПОО и организаций ВО, ко -торые разместили справочную информацию о профессиях (% от общего числа ПОО) 51 % 51 % 54 % 56 % 56 % 59 % 61 % 63 %
Доля ПОО и организаций ВО, ко -торые разместили информацию на портале www.bus.gov.ru (% от общего числа ПОО) 20 % 28 % 65 % 85 % 85 % 94 % 95 % 97 %
На основании вышеизложенного руководителям профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Челябинской области рекомендуется:
- сформировать на официальном интернет-сайте специальный раздел, отражающий наличие в образовательной организации условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- разместить на официальном интернет-сайте справочную информацию о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования Челябинской области организована профориентационная работа с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой в области проведено 235 мероприятий (увеличение доли реализованных мероприятий в IV квартале 2017 г. на 13 % по сравнению с IV кварталом 2016 г.), таких как:
1) проведение образовательными организациями дней открытых дверей для будущих абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, в рамках которых предусмотрены встречи с преподавателями и студентами с различными видами нарушений здоровья (45 мероприятий);
Главным критерием эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности СПО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации будет являться ежегодное увеличение коли -чества вовлеченных в систему СПО инвалидов и лиц с ОВЗ, увеличение доли обучающихся этой категории, завершивших обучение по образовательным программам СПО, увеличение числа трудоустроенных выпускников [3].
В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
2) оказание педагогическим работникам консультационной помощи в проведении профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (60 мероприятий);
3) подготовка и распространение среди потенциальных абитуриентов справочно-ин-формационных материалов о профессиях и специальностях, по которым инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в образовательных организациях (буклеты, флаеры, информационные плакаты, рекламные стенды и др.) — 35 мероприятий;
4) оказание будущим абитуриентам с различными видами нарушений здоровья и их родителям консультационной поддержки по вопросам приема и обучения в образовательной организации (55 мероприятий);
5) организация профессиональных проб для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учебно-производственных мастерских и лабораторий образовательных организаций, предприятий, фирм (20 мероприятий);
6) проведение профориентационного тестирования абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью диагностики их ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, профессиональных интересов и склонностей, уровня интеллектуального развития, степени развития различных способностей с учетом индивидуальных особенностей, связанных с различными видами ограничений здоровья (20 мероприятий).
высшего образования Челябинской области организована работа по созданию условий для успешного трудоустройства инвалидов и их закреплению на рабочих местах, в рамках которой в области проведено 175 мероприятий (увеличение доли реализованных мероприятий в IV квартале 2017 г. на 17 % по сравнению с IV кварталом 2016 г.), в том числе:
1) организация конференций, деловых встреч, круглых столов с представителями предприятий, фирм и других социальных партнеров с целью заключения договоров о деловом
Таблица 2
Результаты мониторинга реализации мероприятий Комплекса мер (п. 34) за 2016-2017 гг.
——................................. I кв. 2016 г. II кв. 2016 г. III кв. 2016 г. IV кв. 2016 г. I кв. 2017 г. II кв. 2017 г. III кв. 2017 г. IV кв. 2017 г.
Количество мероприятий, реализованных в ПОО и организациях ВО (ед.) 125 145 65 205 205 130 60 235
сотрудничестве, предусматривающих возможность дальнейшего трудоустройства выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (30 мероприятий);
2) проведение ярмарок вакансий с участием представителей потенциальных работодателей, привлекающих труд инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (20 мероприятий);
3) распространение среди выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья справочно-информационных материалов (флаеры, брошюры и др.) по вопро-
Большинство выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений способны овладеть профессией и могут успешно работать на многих производственных предприятиях, используя свои профессиональные умения и навыки. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых, в ограничении перечня профессий в связи с особенностями их психического развития, во-вторых, в медленном темпе обучения и больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности [4].
В настоящее время в профессиональных образовательных организациях функционируют центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической адаптации обучающихся — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- центр психолого-педагогической адаптации, профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
- служба допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников на базе ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»;
- центр профессиональной ориентации и медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья
сам трудоустройства в современных условиях рынка труда (45 мероприятий);
4) оказание консультационной помощи выпускникам — инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по вопросам трудоустройства (нормативно-правовым, социально-педагогическим, психологическим, вале-ологическим и др.) — 50 мероприятий;
5) проведение классных часов для обучающихся ПОО «Адаптация в рабочем коллективе»; «Методика составления резюме»; «Заключение трудового договора с работодателем» (30 мероприятий).
на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова».
В 2013 г. на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» было создано областное методическое объединение педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области (далее — областное методическое объединение).
На заседаниях областного методического объединения ежегодно рассматривается перечень наиболее актуальных вопросов, связанных с проблемой создания комплекса условий для успешной социальной интеграции студентов с различными нозологиями.
25 мая 2017 г. ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» был наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.05.2017 № 01/1715).
В рамках функционирования базовой профессиональной образовательной организации сотрудниками техникума разработаны и апробированы следующие стендовые мастер-классы по организации профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Таблица 3
Результаты мониторинга реализации мероприятий Комплекса мер (п. 33) за 2016-2017 гг.
.............. .............—................................ I кв. 2016 г. II кв. 2016 г. III кв. 2016 г. IV кв. 2016 г. I кв. 2017 г. II кв. 2017 г. III кв. 2017 г. IV кв. 2017 г.
Количество мероприятий, реализованных в ПОО и организациях ВО (ед.) 105 125 60 145 145 135 65 175
- изготовление новогодних игрушек из фанеры;
- оформление гипсокартонных конструкций декоративной штукатуркой;
- изготовление свечей из вощины;
- оформление подарков техникой «фуроши-
ки».
Лабораторией инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» проводятся научно-практические семинары и вебинары для педагогических работников по различным аспектам проблемы внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций [5].
На интернет-странице лаборатории инклюзивного образования размещены информационные материалы по широкому спектру вопросов, связанных с созданием доступной среды в профессиональных образовательных организациях.
Одним из инструментов формирования безбарьерной виртуальной образовательной среды в региональных ПОО выступает интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в организациях среднего профессионального образования Челябинской области», созданный ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в рамках исполнения поручения Министерства образования и науки Челябинской области.
Доступ к ресурсу «Атлас профессий и специальностей» осуществляется с сайта института, сайта Министерства образования и науки Челябинской области и сайтов образовательных организаций региона через баннер, использующий gif-анимацию с иллюстрациями фрагментов профессиональной деятельности. В связи
с расширением задач, стоящих перед профессиональным образованием, интернет-ресурс постоянно обновляется и модернизируется. В частности, в него добавлена информация о состоянии доступности среды в профессиональных образовательных организациях Челябинской области, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.
Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в организациях среднего профессионального образования Челябинской области, включает в себя два специальных подраздела:
- «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области»;
- «Обучение инвалидов с различными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области».
Инклюзивное профессиональное обучение предполагает, что разнообразию потребностей обучающихся-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в первую очередь образовательной среды, которая является наиболее благоприятной для таких студентов.
В настоящее время одной из ключевых целей системы инклюзивного профессионального образования является нивелирование широкого спектра барьеров, приводящих к социальной эксклюзии инвалидов, создание социальных предпосылок для дестигматизации инвалидности, формирование в обществе установок на толерантное отношение к гражданам с особыми образовательными потребностями.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон № 46-ФЗ: [принят Гос. Думой 3 мая 2012 г]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон № 273-ФЗ [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.
3. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.
4. Вардугин, А. Г. Оптимизация образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами программно-методического и ресурсного обеспечения [Текст] / А. Г. Вардугин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2 (08). — С. 95-101.
5. Шадчин, И. В. Особенности воспитательной работы с обучающимися-инвалида-ми и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ПОО [Текст] /
И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 95-101.
For citation: Shadchin, I. V Provision of secondary vocational education availability for invalids and people with disability : problems and perspectives [Text] / I. V Shadchin, A. G. Vardugin // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 95-101.
PROVISION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AVAILABILITY FOR INVALIDS AND PEOPLE WITH DISABILITY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
I. V. Shadchin, A. G. Vardugin
The article deals with the topical issues of the secondary VET information and methods and resource provision development for invalids and people with disabilities. The article analyses the monitoring results of the measures performed in the VET institutions of the Chelyabinsk region in the frames of the document 'Interinstitutional set of measures in the field of vocational education and (or) training in the vocational educational and higher educational institutions of the Chelyabinsk region and job placement of the invalids up to 2020'.
Key words: inclusive education, invalid, people with disability, information and methods provision, inclusive approach, internet-site section for invalids.
References
1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov. Feder. zakon № 46-FZ: [prinyat Gos. Dumoi 3 maya 2012 g], available at: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok. html.
2. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Feder. zakon № 273-FZ [prinyat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g. : odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.]. Ros. Gaz, 2012, 31 dek.
3. Romanenkova D.F. Realizatsiya meropriyatii po obespecheniyu dostupnosti srednego professional'nogo obrazovaniya dlya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Rossiiskoi Federatsii. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 3, i. 11, pp. 25-30. (In Russian)
4. Vardugin A.G. Optimizatsiya obrazovatel'nogo protsessa invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami programmno-metodicheskogo i resursnogo obespe-cheniya. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2015, no. 2, i. 08, pp. 95-101. (In Russian)
5. Shadchin I.V. Osobennosti vospitatel'noi raboty s obuchayushchimisya-invalidami i obuchay-ushchimisya, imeyushchimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya, v POO. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 3, i. 15, pp. 95-101. (In Russian)
Шадчин Игорь Владимирович, заведующий лабораторией инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Вардугин Антон Геннадьевич, заместитель директора по инклюзивному образованию ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Shadchin I. V., head of the laboratory, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, e-mail: inclusive.chirpo@mail. ru
Vardugin A. G., deputy director, Chelyabinsk state industrial and humanities technical secondary school named after A. V. Yakovlev, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Школяр, Е. А. О реализации программы профилактики и коррекции асоциального поведения студентов техникума [Текст] / Е. А. Школяр, Ю. Н. Шеломенцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 102-106.
УДК 376 ББК 74.57
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
Е. А. Школяр, Ю. Н. Шеломенцева
В статье анализируются исследования по проблеме асоциального поведения и причины возникновения девиаций у подростков. Приводятся результаты изучения проявлений девиаций у студентов ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», направления реализации программы профилактики и коррекции асоциального поведения обучающихся, разработанной в рамках функционирования региональной инновационной площадки по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности».
Ключевые слова: причины девиаций у подростков, программа профилактики и коррекции асоциального поведения обучающихся, система мероприятий по коррекции асоциального поведения студентов техникума.
Как известно, асоциальное поведение подростков — поведение, противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом.
Исследователи выделяют три основных фактора асоциального поведения:
- биологический, который выражается в физиологических особенностях подростка, т. е. в не-стойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы);
- психологический, заключающийся в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к уходам от трудных ситуаций или полное подчинение им;
- социальный, который отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение) [1; 2].
Проанализируем некоторые причины возникновения девиаций. Большинство исследователей считает, что все отклонения в поведении идут из семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Различают следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная, семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов
между их членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких ситуациях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Одним словом, «неблагополучная семья — это семья, в которой родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка, способствуя развитию его антиобщественного поведения, а также викти-мизации несовершеннолетних» [3, с. 31].
Далее — школа. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. Часто встречаются учащиеся, которые посещают школу с нежеланием, не заинтересованы в получении знаний — часто прогуливающие, срывающие уроки. Такими они приходят и в организации среднего профессионального образования.
Кроме того, существуют еще социальные причины асоциального поведения подростков (социальный статус семьи); психологические причины (чувство неуверенности в себе, физи-