ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
HUMANITARIAN ASPECTS OF THE HOUSING AND UTILITIES REFORM: REGULATORY-LEGAL BASE, DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF PUBLIC CONTROL AND INCREASE OF LEVEL OF LEGAL CULTURE AMONG THE POPULATION
Исламов Е.И.
руководитель Центра распространения знаний АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» при Министерстве регионального развития Республики Казахстан, Республика Казахстан, г. Астана
УДК: 621.36 ББК 31.38
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ - ОСНОВА УСПЕШНОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ
Ключевыми вопросами образования и подготовки кадров являются прежде всего повышение качества и соответствие международному уровню. В этом контексте система подготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства нуждается в актуализации и совершенствовании некоторых подходов, развитии интегрированных образовательных программ и траекторий обучения.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, пропаганда энергосбережения, управление городским хозяйством, строительство (housing and communal services, energy saving, promotion of energy saving, urban management, construction).
SKILLED PERSONNEL IS THE BASIS FOR SUCCESSFUL MODERNIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Присоединение Республики Казахстан к Бо-лонской декларации предопределило вхождение в единое европейское образовательное пространство, основанного на основных обязательных принципах, таких как: многоуровневая система высшего образования; обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей; контроль над качеством высшего образования и др.
В свете этой концепции в образовательную систему введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавр - магистр - доктор PhD.
Также введен Классификатор специальностей бакалавриата и магистратуры, гармонизированный с Международной стандартной классификацией образования (МСКО), который предполагает в том числе адаптированность образовательных программ к рынку труда, компетентностную модель в государственных общеобязательных стандартах образования.
Хотелось бы поделиться видением о некоторых аспектах подготовки кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства как отрасли, обеспечивающей бесперебойную работу коммунальных пред-
приятий, создающей комфортность проживания и жизнедеятельность городов и населенных пунктов страны.
В рамках реализации Послания Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» принята и реализуется Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы, в которой предусмотрены комплексные мероприятия по реформированию и модернизации ЖКХ, в том числе предполагающие внедрение современных энергосберегающих технологий, развитие и модернизацию инженерных сетей ЖКХ, подготовку кадров и пропаганду энергосбережения.
В этом аспекте одними из важных условий успешной реализации намеченных планов по модернизации ЖКХ являются уровень квалификации и развитие кадрового потенциала данной сферы, которая должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу.
В Республике Казахстан подготовка кадров по специальностям строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в 51 учебном заведений ТиПО по 14 специальностям (по 38 квалификациям).
Всего в учебных заведениях технического и профессионального образования по строительно-индустриальной отрасли обучаются 28 553 человека, в том числе по государственному заказу -21 736 человек.
В 2013-2014 учебном году принято по вышеназванным специальностям 10 060 человек, в том числе по госзаказу - 8 031 человек.
Выпущены в 2013 году из учебных заведений ТиПО 9 362 человеа, трудоустроено 77% выпускников.
Сформирована база данных потенциальных авторов-разработчиков профессиональных стандартов. К организации разработки профессиональных стандартов были привлечены отраслевые ассоциации и отдельные компании, в том числе специалисты АО «Казцентр ЖКХ».
В рамках проекта «Модернизация ТиПО» за счет средств Всемирного банка разработано 3 профессиональных стандарта («Производство строительных изделий и конструкций», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Гидротехническое строительство»).
За счет республиканского бюджета в 2013 году разработано 5 профессиональных стандартов по 12 профессиям: «Архитектурная деятельность» (3 профессии), «Сметные работы в строительстве» (1 профессия), «Конструирование в строительстве» (4 профессии), «Проектирование строительной продукции» (объектов) (2 профессии), «Надзор за строительством (инжиниринговые услуги в сфере
архитектурной, градостроительной и строительной деятельностей)» (2 профессии).
В соответствии с постановлением Правительства РК «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» от 23 августа 2012 года № 1080 (ГОСО), предусмотрено увеличение практики (не менее 40%) и возможность учебным заведениям самостоятельно изменять до 30% содержания образовательных программ.
С учетом требований работодателей в них предусмотрены новые профессиональные, базовые компетенции специалистов.
Подготовку бакалавров (базовое высшее образование) по специальностям «Строительство», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» осуществляют 35 вузов, в т. ч. 2 национальных, 15 государственных, 2 акционированных и 16 частных.
Общий контингент студентов по специальностям составляет:
- «Строительство» - 7 813 чел., в том числе по госзаказу - 3 038 чел. В 2013 году выпуск составил 2 739 чел.
- «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» - 1 277 чел., в том числе по госзаказу - 927 чел., выпуск 240 чел.
Подготовку магистров осуществляют 13 вузов (2 национальных, 8 государственных, 1 акционированный и 2 частных).
Контингент магистрантов по специальностям:
«Строительство» - 272 чел., по госзаказу 148.
«Производство строительных материалов, изделий и конструкций» - 103 чел., по госзаказу 94.
Подготовку докторов PhD осуществляют 3 вуза.
В 2013 году общий объем госзаказа в магистратуру и докторантуру PhD по специальностям составил:
«Строительство» - в магистратуру - 85 ед., в докторантуру PhD - 3 ед.
«Производство строительных материалов, изделий и конструкций» - в магистратуру - 51 ед., в докторантуру PhD - 2 ед.
Обучение ведется по обновленным образовательным программам. При вузах функционируют советы работодателей, по инициативе которых включаются новые дисциплины. До 2020 года планируется разработать - 150 профессиональных стандартов в сфере строительства и ЖКХ.
Необходимо отметить, что на показатель трудоустройства выпускников главным образом влияет уровень их профессиональных знаний, практических навыков и компетенций молодых специалистов, которые формируются в период практического обучения под руководством опытных специалистов на
базах успешных предприятий.
Общеизвестно, что высокоэффективная и гибкая система высшего, технического и профессионального образования, ориентированная на рынок, является одним из основных факторов обеспечения устойчивости развития сферы ЖКХ и коммунального комплекса.
Также, в условиях рыночной экономики, соответствовать современным требованиям могут лишь компании, укомплектованные высококвалифицированным персоналом, оперативно реагирующие на происходящие изменения в техническом оснащении и появление новых разработок. В связи с этим в основные положения государственных стандартов образования внесены соответствующие коррективы, определены группы ключевых компетенций, структурно унифицированы образовательные программы и модули. При этом к разработке стандартов и образовательных программ необходимо привлечение потенциальных работодателей, отраслевых ассоциаций и бизнес-структур, т. е. необходимо создавать учебно-научно-производственные консорциумы, объединяющие учебные заведения, НИИ и производственные предприятия (отраслевые ассоциации). Данная интеграция актуальна и для подготовки научных инженерных кадров для сферы ЖКХ.
Исходя из этого, для развития кадрового потенциала и совершенствования системы подготовки кадров АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» при поддержке Министерства регионального развития Республики Казахстан тесно взаимодействует с Министерством образования и науки Республики Казахстан. Так, в рамках реализации «Программы модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы», предусмотрены системные мероприятия по развитию системы подготовки кадров. В 2012 году в Классификатор высшего и послевузовского образования введена новая специальность по специфике ЖКХ - «Инженерные системы и сети», предусматривающая изучение специальных дисциплин по проектированию, монтажу, эксплуатации и модернизации систем водоснабжения и канализации, тепло-газоснабжения, отопления и вентиляции объектов ЖКХ, увеличение числа государственных образовательных грантов на подготовку кадров с высшим и послевузовским, а также с среднетехническим и профессиональным образованием по специальностям ЖКХ и другие мероприятия в плане улучшения методологии и качества подготовки кадров.
Исходя из необходимости модернизации и развития сферы ЖКХ, а также стимулирования формирования института профессиональных управляющих компаний в сфере жилищного хозяйства, имеется также потребность в специалистах нового поколения.
Даны предложения по внесению в Классификатор высшего и послевузовского образования новой специальности по специфике ЖКХ - «Управление городским хозяйством», предусматривающей деятельность специалиста в сфере управления (менеджмента) городской инфраструктурой, коммунальным и жилищным хозяйством.
В целях повышения эффективности подготовки кадров, надлежащей организации и внедрения оптимальной системы прохождения учебно-производственных практик студентов ВУЗов и обучающихся в учебных заведениях технического и профессионального образования считаем необходимым:
- создание учебно-научно-производственных Консорциумов (УНПК) с целью создания реальной интеграции между вузами, учебными заведениями профессионального и технического образования с отраслевыми ассоциациями, успешными предприятиями сферы ЖКХ и стройиндустрии;
- внедрение системы учебных, учебно-производственных практик студентов и учащихся дневной формы обучения с учетом международного опыта с дальнейшим закреплением молодых выпускников на предприятиях-партнерах.
Для реализации указанных задач есть необходимость содействия заинтересованных центральных и местных исполнительных органов на местах и отраслевых ассоциаций работодателей.
В целях повышения качества профессионального и высшего образования предлагаем предусмотреть в 2014-2020 годы поэтапное увеличение выделения государственных образовательных грантов для подготовки специалистов и научно-технических кадров по специальностям жилищно-коммунального хозяйства в рамках подготовки по бакалавриату, магистратуре и докторантуре PhD.
Важным моментом для учреждений образования высшей школы и профессионально-технических учебных заведений является вопрос организации и проведения учебных, производственных и технологических практик и в целом интеграция образования и производства.
Не секрет, что зачастую выпускники университетов, колледжей и лицеев не обладают достаточными навыками и знаниями для работы в условиях современного производства, и молодые специалисты, готовящиеся для сферы ЖКХ, в этом плане не исключение.
В Казахстане в сфере ЖКХ функционирует более 2 тысяч коммунальных предприятий, работающих в области производства и снабжения теплом, водой, электричеством, газом, утилизацией ТБО и благоустройством. Более 70% предприятий ЖКХ требуется модернизация и внедрение энергоресур-
сосберегающих технологий, где нужны высококвалифицированные инженерные и технические кадры.
В связи с этим в учебных заведениях необходимо наладить интегрированную систему прохождения учебно-производственных практик студентов с выработкой механизмов и методологии организации учебных практик, отработку с предприятиями ЖКХ технологии прохождения практик студентами и учащимися. В этом плане полезен опыт Германии, где применяют дуальную систему обучения, которая широко используется для подготовки инженерных кадров.
В целях удовлетворения потребности производственных организаций и предприятий в повышении квалификации кадров и переподготовки рассматриваются возможности разработки и внедрения системы дополнительного профессионального образования (ДПО) для специалистов ЖКХ по специализированным программам обучения на базах вузов, технопарков, ведущих колледжей и отраслевых предприятий.
Так, одним из инструментов развития системы подготовки кадров для жилищно-коммунальной сферы, позволяющим совершенствовать процесс обучения, переподготовки, повышения квалификации кадров и при этом работать как хозяйствующий субъект, получающий прибыль за реализацию интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава вузов и научных лабораторий в виде новых знаний, является, на наш взгляд, развитие системы дополнительного профессионального образования для специалистов предприятий ЖКХ.
Как известно, в обстановке быстро меняющихся технологий и, следовательно, большого потока объема информаций они нуждаются не только в компьютерной обработке, но и в осмысленном и компетентном анализе специалистами. Если учесть, что раньше специалистам было достаточно обновлять свои профессиональные знания раз в 5-8 лет, то в настоящих условиях бурного развития высоких технологий эти сроки сократились до 2-3 лет.
Современные вузы технического профиля должны соответствовать новым критериям, велению времени, реалиям конкуренции, а по разработке и зарождению идей даже опережать производство новых технологий.
В этой связи особую актуальность приобретает переориентация вузов на работу в сегменте не только основного - образовательного, но и дополнительного профессионального образования. При этом востребованность предлагаемых вузом услуг по ДПО не только закладывает финансовую основу для существования учебного заведения, но будет свидетельствовать о высоком уровне преподавания,
оснащенности лабораторий и явится важнейшим показателем высокого рейтинга вуза. Данное обстоятельство применимо и для среднетехнических и профессиональных учебных заведений.
Также новые интеграционные инициативы - как создание на базах высших технических учебных заведений - Центров энергосбережения и распространения знаний (ЦЭРЗ), с целью усиления интеграции в вопросах подготовки кадров, распространения знаний, пропаганды политики энергосбережения и новых ресурсосберегающих технологий.
Кроме того, в целях формирования системы сертификации (подтверждения квалификации) в рамках Национальной системы квалификации поддерживается создание при отраслевых Ассоциациях (союзах) работодателей Независимых сертификационных центров (далее - Центр).
При этом в раздел, предусматривающий описание функций независимых сертификационных центров и задач, вносились предложения предусмотреть следующие пункты:
- мониторинг соответствия материально-технической базы учреждений образования подготовке кадров в рамках ТиПО;
- определение рейтинга учреждений образования по подготовке кадров в рамках ТиПО;
- разработка рекомендаций по улучшению качества и системы обучения кадров в рамках ТиПО;
- участие в определении потребности кадров в разрезе специальностей и регионов;
- с целью обеспечения непрерывного процесса образования содействие учреждениям образования ТиПО в интеграции с ведущими зарубежными и отечественными образовательными центрами, вузами и предприятиями;
- с целью обеспечения трудоустройства лучших выпускников содействие учреждениям образования ТиПО в налаживании интеграции с предприятиями, бизнес-структурами и организациями;
- участие в разработке новых программ обучения и стандартов специальностей.
Внесение вышеуказанных пунктов в функционал создаваемых независимых Центров подтверждения квалификации будет способствовать не только оценке соответствия квалификации специалистов, но и содействовать развитию и повышению качества выпускаемых специалистов в рамках подготовки кадров по системе ТиПО.
В этом аспекте одним из направлений деятельности АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» является формирование системы распространения знаний в сфере ЖКХ, которая предполагает проведение на системной и постоянной основе образовательно-консультационных мероприятий, содействие внедрению новых техноло-
гий, а также пропаганды государственной политики энергосбережения и устойчивого развития.
Также, в целях повышения компетенции работников сферы ЖКХ, одновременно мониторинга потребности регионов, изучения региональных вопросов состояния сектора ЖКХ АО «Казцентр ЖКХ» проводится ряд комплексных образовательных мероприятий.
С 2013 года стартовала новая республиканская бюджетная программа, направленная на повышение квалификации специалистов сферы жилищного хозяйства, для руководителей и специалистов местных исполнительных органов, руководителей и работников коммунальных предприятий, органов управления объектами кондоминиума. Программа разработана АО «Казцентр ЖКХ» с участием международных экспертов ПРООН/ГЭФ, немецкой организации «Инициативы жилищного хозяйства в Восточной Европе - «ГWO» на основе новых методик проведения тренинга, стимулирующих слушателей
на активное участие в образовательном процессе по выработке оптимальных моделей взаимодействия между основными участниками рынка ЖКХ.
Таким образом, можно отметить, что значение изречения «Кадры решают все!» сегодня не утратило своей значимости, а, наоборот, возросло, и особенно в сфере ЖКХ.
В целом АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ», как организация, созданная постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1725 для формирования институциональных основ повышения эффективности сферы ЖКХ, участвует в процессах и проектах по совершенствованию системы подготовки кадров совместно с ведущими отечественными и зарубежными вузами и компаниями, международными организациями в целях ускоренного развития кадровых ресурсов жилищно-коммунальной сферы, без которого невозможна дальнейшая эффективная модернизация и реформирование отрасли.
Беззубко Л.В.
доктор наук по государственному управлению, кандидат экономических наук, профессор, Донбасская
национальная академия строительства и архитектуры, Украина, г. Макеевка
УДК 342
УКРАИНСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
UKRAINIAN EXPERIENCE OF THE DEVELOPMENT OF THE PUBLIC CONTROL IN THE SPHERE OF HOUSING
AND COMMUNAL SERVICES
Процессы модернизации управления в разных странах актуализируют необходимость большей прозрачности и подотчетности власти, следовательно, требуют введения различных форм народного представительства и участия в общественной жизни. Следует отметить, что положение в данной области значительно улучшилось в связи с принятием Правительством Украины «Порядка содействия проведению общественной экспертизы органов исполнительной власти» [2]. Значительно повысилась роль общественности в формировании и реализации государственной политики, в решении актуальных проблем местного развития со вступлением в силу Закона Украины «О доступе к публичной информа-
ции». Таким образом, перед общественностью на Украине открываются новые возможности в реализации своего права на общественный контроль за деятельностью органов всех ветвей власти и органов местного самоуправления, в проведении экспертизы и общественного мониторинга деятельности органов власти различного уровня. Такие виды деятельности стали существенной составляющей многих институтов гражданского общества.
Контроль и оценка общественных организаций разных сторон жизни в процессе выработки общественной политики предусматривают обеспечение взаимной связи между государственными, муниципальными, общественными и частными организа-