Таким образом, капитальные затраты могут окупиться за (49758+18010)/70569 = 1,04 года.
Подводя итоги проведенным расчетам можно отметить, что данное сотрудничество между ТСЖ и ГБОУ СПО «ОКСТ» становится реально выгодным.
Список литературы:
1. Постановление правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса» РФ федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
2. Постановление Правительства РФ от 18 июня 2006 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
3. Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2008 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».
4. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 2004 г. № 1180 «О жилищных кредитах».
5. Указ Президента РФ от 29 марта 2006 № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».
7. «Сборник предельных единичных расценок по содержанию общего имущества в многоквартирном доме» от 5 декабря 2012 г. № 05-14-487/2.
Казакова Т.Е.
доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Габбасова А.Р.
аспирант ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики» и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК:377.3:332.8-043.86
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
TRAINING OF PERSONNEL FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES REFORM
Сфера жилищно-коммунального хозяйства входит в число приоритетных направлений для модернизации и опережающего развития. Но результат во многом зависит от работников, которые здесь трудятся. Как обстоят дела сейчас и что нужно сделать в будущем для повышения уровня их подготовки? Об этом шла речь на заседании комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере ЖКХ, который провел председатель Андрей Широков. Сегодня в жилищно-коммунальном комплексе России на 34 785 предприятиях работает 2 млн 155 тыс. человек. На первый взгляд, эти цифры, которые привел в своем выступлении ректор профильной академии Павел Жбанов, говорят о большой роли, которую играет комплекс и на рынке труда, и на рынке услуг. Но, по словам выступавшего на заседании комитета Александра Починка, число занятых в ЖКХ -свидетельство того, что используемые в нем технологии безнадежно устарели, и там, где в передовых странах работает техника, у нас по-прежнему пытаются решать проблемы, увеличивая число рабочих,
тем более что дефицит профессиональных кадров в отрасли превышает 47%. А они жилищно-коммунальному комплексу очень нужны. За два года произошло практически удвоение количества управляющих компаний. Их в стране сейчас уже больше 15 тыс. Но о качестве работающих говорят следующие цифры: если в конце восьмидесятых годов доля работников ЖКХ с высшим и средним профессиональным образованием составляла 5,9 % , то за четверть века этот показатель улучшился чуть больше чем на один процент. И в данном случае речь идет о простом наличии диплома, потому что далеко не все его обладатели получили профильное образование. Скажем, по Татарстану (эти данные привел первый заместитель генерального директора госкорпорации «Росжил-коммунсертификация» Владимир Талалыкин) 40% руководителей закончили вузы, не имеющие никакого отношения к жилищно-коммунальному комплексу. Кроме того, 81 % начальников всех рангов в ходе своей трудовой деятельности ни разу не проходили переподготовку. Впрочем, работников ЖКХ в этом
винить трудно. В вузах страны попросту отсутствует самостоятельное направление подготовки кадров для нужд комплекса. Она осуществляется в смежных областях, таких как строительство или архитектура. Но там готовят специалистов по возведению зданий, а не по их эксплуатации. И далеко не всегда, как показывает практика, это одно и то же. А если нет самостоятельного направления подготовки кадров, значит практически отсутствуют и профильные учебные заведения. В Москве, правда, есть Академия коммунального хозяйства и строительства. А вот у средних специальных учебных заведений после передачи на региональный уровень возникли серьезные проблемы, и почти все они перепрофилированы. Разумеется, в сложившейся ситуации уже не вызывает удивления отсутствие самостоятельной научной школы. В сфере ЖКХ не практика следует за теорией, а теоретические наработки пытаются не сильно отставать от практики. Может быть, поэтому этот важный комплекс управляется в ручном режиме. И, наконец, почти полностью отсутствует работа с молодежью. Хотя, как свидетельствует опрос участников молодежного форума «Селигер-2012», 81 % ответивших считают работу в сфере ЖКХ перспективной и выступают за введение в высшей школе такого направления, как жилищно-коммунальный комплекс. Все, о чем шла речь до сих пор, имеет отношение к образованию. Но есть еще группа проблем, которые относятся уже к рынку труда. Во-первых, в ЖКХ нет системы должностных квалификаций и профессиональных стандартов. Профессии попросту не описаны. Во-вторых, нет системы расчета и заказа на подготовку кадров. Предполагается, что заказывать специалистов должен собственник, но механизма реализации этого положения нет. И, наконец, отсутствует система персональной ответственности и управления профессиональными рисками. Что делать в сложившейся ситуации? Прежде всего, следует вспомнить о недавних событиях. В 2010 году Президент дал поручение организовать подготовку и переподготовку кадров для ЖКХ. Выполняя его, Минрегион и Минобрнау-ки разработали соответствующий план. Но дальше дело не пошло. Поэтому нужно для начала добиться его «перезагрузки». В виде проекта существуют направления подготовки кадров для жилищно-коммунального комплекса, которые насчитывают семь специализаций. Но они должны коррелироваться с образовательными стандартами, которых еще нет. С учебными заведениями тоже не все просто. На заседании комитета прозвучало предложение разделить их создание на два этапа. В ходе первого начать подготовку в вузах на федеральном уровне, открывая их филиалы в регионах. На втором этапе - создавать в субъектах федерации самостоятельные учебные заведения. Идея благая, но вот осуществление ее может
столкнуться с непредвиденными трудностями: озвучено предложение Минобрнауки о существенном сокращении уже действующих в стране вузов. Понятно, что на таком общем фоне аргументы в пользу создания новых выглядят не очень убедительно. Но члены комитета уповают в первую очередь на помощь и понимание со стороны Минрегионразвития. Действительно, в сфере ЖКХ осуществляется порядка 20 тыс. работ и услуг. И проводить их силами неквалифицированного персонала, в конце концов, получается очень дорого. Для того чтобы изменить ситуацию с кадрами в масштабе всей отрасли, нужны системные действия на уровне Правительства страны. Ему и адресовано решение комитета Торгово-промышленной палаты. Участники заседания надеются, что необходимые меры будут приняты оперативно. Потому что для их реализации может понадобиться от 5 до 7 лет. А подготовленные кадры нужны российской системе ЖКХ уже сегодня [1].
Проблема подготовки и переподготовки рабочих кадров и управленцев для жилищно-коммунального хозяйства сегодня становится все более значимой для экономики страны. Именно от решения этой кадровой проблемы зависит, насколько эффективно будут потрачены миллиарды, выделяемые на реформирование ЖКХ. Среди причин дефицита квалифицированных кадров в ЖКХ называют отсутствие системы профессиональных учебных заведений, системной работы с молодыми кадрами. К этому следует добавить и отсутствие системы госзаказа на подготовку кадров, методического обеспечения этой работы, профессиональных стандартов, механизма персонификации ответственности, аттестации и сертификации персонала. Как результат - средний возраст работников отрасли приближается к пятидесяти годам. Нетрудно предположить, что через десяток лет работать будет просто некому. «Обучение специалистов для ЖКХ должно соответствовать тем современным требованиям, которые постоянно возникают, тогда как сегодня их подготовка разрозненна, - указывает генеральный директор «Агентства по управлению земельно-имущественным комплексом» Александр Толмачев. - Этот негативный фактор необходимо преодолеть, причем сделать это возможно только на правительственном уровне. Кроме того, для решения проблемы необходимо сформировать образовательные стандарты. Действующие образовательные учреждения требуют коренной модернизации, в том числе на уровне преподавательского состава». Как полагают специалисты, именно под новые стандарты необходимо готовить молодое пополнение. К тому же необходимо создать условия для конкуренции в образовательной среде. «Мы должны четко сформулировать, кто нам нужен, - говорит исполнительный директор «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. -
Если мы хотим, чтобы жилищно-коммунальное хозяйство было современным, то мы должны внедрять современные технологии, а производители этих технологий должны участвовать в формировании образовательных программ». В Санкт-Петербурге выдвинута идея формирования специального Научно-образовательного инновационного комплекса в целях создания устойчивой системы кадрового обеспечения предприятий ЖКХ путем использования потенциалов сторон в области подготовки и переподготовки кадров, внедрения инновационных технологий, реформирования профессионального образования в сфере ЖКХ с учетом требований работодателей, создания системы взаимодействия сферы образования и сферы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на модернизацию жилищно-коммунального комплекса. Еще одним элементом инновационной инфраструктуры системы подготовки кадров для сферы ЖКХ, а также сертификации персонала и услуг в сфере ЖКХ призвана стать Жилищно-коммунальная палата Санкт-Петербурга (ЖКП СПб) в форме некоммерческого партнерства. Предполагается, что в круг задач ЖКП СПб войдут: организация устойчивого взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, государством (в лице его органов) и собственниками жилья (в лице их объединений), создание системы подготовки, переподготовки и сертификации профессиональных кадров для сферы ЖКХ на всех уровнях образования, формирование цивилизованного рынка в сфере ЖКХ, развитие всех видов предпринимательства (государственного, частного, частно-государственного), развитие нормативно-правовой базы сферы ЖКХ, определение политики в области подготовки кадров для ЖКХ и др. Есть еще одна острейшая проблема - проблема престижа профессии, престижа работника ЖКХ. С советских времен в головах засело крепкое убеждение: в дворники идут неудачники, пьяницы, лимитчики, а теперь и гастарбайтеры. «Для того чтобы, хотя бы отчасти, разрушить этот стереотип, необходимо в качестве отдельного самостоятельного направления отраслевой образовательной системы принять программу подготовки резерва специалистов сферы городского хозяйства», - полагает президент Регионального отраслевого объединения работодателей жилищно-коммунальных организаций Санкт-Петербурга «Жилкомсоюз» Святослав Кока-рев. Пилотный проект этой программы предполагает с 9 класса средней школы формировать кадетские классы кадрового резерва организаций, работающих в сфере городского хозяйства, где школьники могут получить информацию об истории создания, значимости и взаимодействии предприятий, обеспечивающих функциональную жизнедеятельность населенных пунктов. Учеба в кадетских классах может
повлиять на сознательный выбор профессии выпускников школ: после окончания школьного образования выпускники кадетских классов, имея личное желание и рекомендацию наставника-представителя отраслевого объединения работодателей, могут поступить в индустриальный колледж городского хозяйства в группу «Эксплуатация МКД». Далее программа обучения «пилотной» группы учащихся колледжа согласуется с университетской программой высшего профессионального образования, дающей возможность после окончания колледжа поступить в университет на ускоренный специальный курс обучения по двум специальностям: «Сити-менеджмент» и «Эксплуатация зданий и сооружений, инженерных систем городского хозяйства». При этом программы обучения и практических занятий будут составляться с учетом рекомендаций представителей предприятий ЖКХ и городского хозяйства. В результате, после защиты диплома обязательно по тематике одной из отраслей городского хозяйства, предприятие сферы ЖКХ получит высококвалифицированного менеджера, сознательно получившего квалификацию и профессию. По мнению одного из специалистов, выходом из кадрового тупика также может стать формирование высших учебных заведений, объединяющих в своей структуре начальное, среднее и высшее профессиональное образование на базе дуальной формы обучения, что обусловит повышение качества образовательных услуг при подготовке кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства. Специалисты сетуют, что сегодня многие руководители управляющих компаний не готовы тратить средства на обучение своих сотрудников, не стремятся обеспечивать практику студентам, заниматься наставничеством, сопровождением молодежи. С другой стороны, в отрасли ЖКХ явственно обозначились процессы саморегулирования. В строительной отрасли кадровую проблему пытаются решать на уровне саморегулируемых организаций и НОСТРОЙ. Хорошо зарекомендовали себя различные конкурсы профессионального мастерства, такие как «Стройма-стер», «Лучший каменщик», «Лучший штукатур». Многие специалисты задаются вопросом, почему бы не организовать, например, конкурсы «Лучший сантехник» или «Лучший кровельщик»? Также они предполагают, что вопросы обеспечения кадрами возьмут на себя СРО управляющих компаний. Однако в последнее время обозначилась тенденция кардинально иного плана, а именно - возврата к советскому опыту централизованного управления ЖКХ. На эту мысль чиновников натолкнула ситуация с повышением квартплаты и критика их работы высшими должностными лицами государства. Так, вице-губернатор Северной столицы Василий Кичеджи сообщил о намерении создать в Санкт-Петербурге единую
управляющую компанию, а также заявил: «Если не удается создать конкурентный рынок, будем возвращаться к советским временам. Возможно, кто-то будет говорить об ущемлении рынка. Но рынок жилищных услуг в настоящее время - это псевдорынок». По его мнению, единая УК может быть образована на базе ГУП «ТЭК» или на базе «Водоканала», но не исключено и то, что ее создадут «с нуля». Как полагает чиновник, летом новая система может быть «обкатана», а к следующей зиме заработает в полную силу. Как бы то ни было, новая централизованная структура неизбежно столкнется с все той же кадровой проблемой. В этом случае встанет, опять-таки, задача создания мощной системы профобразования. «...Согласно последнему исследованию Академии коммунального хозяйства и строительства, доля работников ЖКХ с высшим профильным профессиональным образованием к 2012 году составила всего 7 %. Дефицит профессиональных кадров в этой отрасли превысил 47%. При этом в сфере ЖКХ работает более 2 млн человек. Большое количество людей в отрасли
- признак устаревших технологий. Занятых в ЖКХ
- примерно 1 % от всех работающих в РФ. Ни в одной стране мира нет такого количества работников в этой отрасли. 80 % руководящего персонала в ЖКХ ни разу после получения базового образования не проходили программу повышения квалификации. В России специалистов для ЖКХ готовят в основном строительные вузы и, как правило, с уклоном на техническую эксплуатацию...» «...В Санкт-Петербурге осуществляют подготовку специалистов для ЖКХ только 3 % вузов, 6 % учреждений СПО и 9 % учреждений НПО из общего числа образовательных учреждений, что совершенно не согласуется с важным положением ЖКХ в экономическом, социальном и политическом аспекте...» [2].
Описанные выше проблемы присутствуют и в Башкортостане, где нет ни одного учебного заведения, где готовились бы кадры для жилищно-коммунального комплекса (кроме УГНТУ, где подготовка инженеров для жилищно-коммунального хозяйства не является профильной).
В настоящее время в масштабах Российской Федерации создается система эффективного взаимодействия собственников жилья и поставщиков услуг в сфере ЖКХ для повышения качества жизни населения страны. Сегодня существует объективная необходимость реформирования сферы ЖКХ. Мониторинг этой отрасли показал, что требуется повышение качества коммунальных услуг. Республика Башкортостан принимает активное участие в реализации данного общероссийского проекта на основе реализации государственно-частного партнерства. В связи с этим большое значение приобретает распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р,
которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:
- обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;
- совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);
- развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);
- перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);
- развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета). Обозначенные цели, направления, а также задачи, подходы, механизмы, мероприятия, обозначенные в Концепции, уже декларировались в ранее принятых разнообразных государственных документах, начиная с 4 июля 1991 г., когда вступил в силу Федеральный закон № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Данный Закон установил основные принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определил правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Закон, который называли «первым рыночным» и «наиболее прогрессивным», радикально изменил общественные отношения в жилищной и коммунальной сфере. На его основе в последующем принимались многочисленные постановления и указы, нормативные правовые акты, концепции, программы, мероприятия по развитию ЖКХ, выделялись финансовые средства из различных источников, создавались новые управленческие структуры, велась определенная практическая работа. Ключевые идеи, выдвинутые в новой Концепции, были обозначены ранее в Указе Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе ЖКХ в Российской Федерации» и Указе от 27.05.1997 № 528 «О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ в Российской Федерации»; в Федеральной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 897; а также в ряде других решений и постановлений Правительства РФ, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти. Приоритетами современной законодательной и нормативной правовой базы модернизации ЖКХ является формирование ры-
ночных отношений, приватизация объектов ЖКХ, создание ТСЖ, развитие частно-государственного партнерства, т. е. те же цели, что и в новой Концепции. Реализация этих и подобных либеральных мер, как считали их разработчики, обеспечит в ближайшие 2-3 года фундаментальное преобразование всей жилищно-коммунальной сферы. Комплексная программа разработана в русле Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», Федерального проекта по реформированию ЖКХ Всероссийской политической партии «Единая Россия», приоритетами которого являются:
- совершенствование механизмов, регулирующих правоотношения в сфере ЖКХ;
- внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты;
- создание института профессиональных управляющих многоквартирными домами;
- создание института ответственных собственников, нанимателей жилья;
- создание условий для повышения качества жизни населения, укрепления социальной стабильности в регионах РФ, путем внедрения механизмов взаимодействия в сфере ЖКХ органов местного управления и собственников жилья. Однако за почти 20 лет реформирования ЖКХ на рыночных основах существенных преобразований в отрасли не произошло. Об этом наглядно свидетельствуют официальная статистика: высокий износ жилого фонда и коммунальной
инфраструктуры, неэффективное тарифное регулирование в сфере ЖКХ, низкий уровень инвестиций в коммунальное хозяйство, низкая энергоэффективность и использование устаревших технологий, сложность и запутанность систем управления сферой ЖКХ, в том числе недостаточная ответственность и прозрачность работы управляющих компаний. По оценкам Министерства регионального развития РФ, в отдельных муниципальных образованиях износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80 % и увеличивается на 2-3 % в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Возрастающая аварийность рассматривается уже как угроза национальной безопасности [3].
Решение этих проблем требует комплексного подхода, в котором определяющую роль могут сыграть кадры, их профессиональная подготовка к работе в современных условиях.
Список литературы:
1. Козак С. ЖКХ: кадры решают все // ТПП-информ. - 27 июля 2012 г.
2. Дмитриев В.Я. Повышение качества образовательных услуг при подготовке кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства (на примере Санкт-Петербурга). - СПб, 2012.
3. Комплексная программа подготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. - Уфа, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ufabist.ru/ programma-zkh.html.