УДК 332.87
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Емельянович А.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика строительства и инвестиций», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет «НГАСУ (Сибстрин)», e-mail: [email protected] Кулягина Е.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и предпринимательство», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет «НГАСУ (Сибстрин)», e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены актуальные вопросы подготовки управленческих кадров в сфере ЖКХ с учетом последних изменений законодательства об образовании, отраслевых требований и потребностей в кадрах. Особое внимание уделено вопросу подходов к уровню подготовки и компетенциям, которые необходимо формировать у выпускников данного направления в сфере высшего образования.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, кадровое обеспечение, образование, квалифицированные кадры, инновации.
INNOVATING TREATMENT OF MANAGEMENT TRAINING FOR MUNICIPAL
HOUSING ECONOMY
Emelyanovich A., Ph.D., assistant professor, Construction and investment economics chair, FSFEIHE «Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)», e-mail: [email protected] Kulyagina E., Ph.D., assistant professor, Economics and entrepreneurship chair, FSFEI HE «Novosibirsk State University of Architecture and
Civil Engineering (Sibstrin)», e-mail: [email protected]
The article considers current questions of management training for the municipal housing economy taking into account the latest changes in education law, industry demand and staffing requirements. Particular attention is paid to the approaches to the level of training and competence, which is necessary to be formed the graduates of this course of higher education sphere.
Keywords: municipal housing economy, human resources, education, qualified staff and innovation.
Жилищно-коммунальное хозяйство является не только одной из крупнейших отраслей национальной экономики, но и выполняет важную социальную функцию - обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения. Современное состояние ЖКХ далеко от идеала и является одной из главных проблем экономики РФ.
Одним из актуальных и сложных вопросов, обсуждаемых на различных уровнях в последние годы является вопрос о дефиците кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства, который составляет более 47 % [1]. В настоящее время в отрасли ЖКХ задействовано более 2 млн. работающих и только 10 % сотрудников имеют высшее образование, около 80 % - имеют непрофильное образование и ни разу не проходили профессиональную переподготовку. Кроме того, важной проблемой является текучесть кадров, которая в некоторых регионах достигает 50 % [2]. Таким образом, успешное реформирование отрасли во многом зависит от формирования такой системы подготовки квалифицированных кадров, которая будет способствовать: эффективному управлению объектами жилищно-коммунального сектора; внедрению ноу-хау, инноваций, лучших технологий; а также привнесению международного опыта в проектирование, строительство и эксплуатацию сооружений жилищно-коммунального сектора [3].
Данная тема актуализировалась при рассмотрении вопроса о планируемом вводе обязательных профессиональных стандартов для руководителей управляющих компаний и ТСЖ. По данным Муниципального портала города Новосибирска, в городе по состоянию на ноябрь 2016 года действует 109 управляющих компаний, включая филиалы и МУП «ЖКХ» г. Новосибирска [4], а также 363 товарищества собственников жилья [5]. Кроме того, проблема подготовки квалифицированных кадров актуальна и для предприятий и организаций, выполняющих функции поставщиков коммунальных услуг (тепло, электроэнергия, водоснабжение и т.п.).
На текущий момент времени ни один ВУЗ города, обучающий студентов по направлению «Менеджмент», не готовит профильных руководителей именно для сферы ЖКХ. Данное обстоятельство было связано с тем, что до 2015 года не было направления в действующем Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования Минобрнауки и, как следствие, не было соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [6; 13].
При этом уже в принятом в 2013 году «Плане мероприятий по подготовке кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ЖКХ на 2013-2015 гг.» акцент был сделан на формирование системы подготовки кадров, соответствующей всем современным требованиям [6].
До недавнего времени, жилищно-коммунальное хозяйство развивалось стихийно, управляющими становились люди, к уровню
и направлению образования которых не предъявлялось никаких формализованных требований, т.е. подбор кадров, можно сказать, было бессистемным. При этом законодательное, нормативное регулирование отрасли усложнялось, требовало все больших компетенций от руководителей, осуществляющих свою деятельность в данной отрасли. Некомпетентность, отсутствие профессиональных знаний и способностей к осуществлению профессиональных действий у сотрудников, рано или поздно приводят к обострению отраслевых проблем в любой сфере деятельности. Ведь сама теория менеджмента, если вспомнить еще классическую школу, начиналась с понимания, что необходимо осуществлять подбор и расстановку кадров в соответствии со способностями потенциального сотрудника, а не хаотично. Еще в девятнадцатом веке ставился вопрос об обязательном обучении и подготовке кадров.
Последние три-четыре года остроту вопроса пытались снизить путем активного продвижения института дополнительного образования для данной сферы. Это, безусловно, давало и дает свои положительные результаты. Но не является фундаментальным подходом к решению задачи обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами отрасли в целом.
Декабрь 2015 года стал знаковым для системы профессиональной подготовки кадров для ЖКХ. Процесс начался с открытия 19 декабря 2015 года профессионального направления в системе среднего профессионального образования: специальность «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» включена в перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. №1350. В том же декабре Министерством образования и науки РФ утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования уровней подготовки «Бакалавриат» и «Магистратура» по направлению «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура». Отличительной особенностью этих стандартов является то, что они разработаны по инициативе профессионального сообщества и основаны на классическом отечественном подходе к формированию учебных программ высшего образования для подготовки кадров конкретной отраслевой направленности. Перечень дисциплин учебного плана позволяет охватить весь спектр вопросов и задач, с которыми придется работать профессиональному менеджеру с первых же шагов деятельности: от правовых вопросов до способности оценки возможности применения инновационных разработок при подготовке объектов к отопительному сезону.
В последние годы во многих высших учебных заведениях, специализирующихся на подготовке кадров для конкретных отраслей (аграрной, строительной и т.п.), факультеты, готовящие экономистов и менеджеров, рассматривались как «непрофильные», бюджетные
места сокращались частично или полностью. Для увеличения привлекательности направления у абитуриентов, при составлении учебных планов отказывались от дисциплин отраслевой специализации. Такая тенденция ограничила будущим специалистам возможность глубже изучить специфику отрасли, что в недалеком будущем может обернуться дефицитом управленческих кадров в ключевых сферах экономики.
По этой же причине может существенно снизится уровень компетентности менеджмента во многих отраслях, которая определяется соответственно, прежде всего, интеллектом работника, его умением и желанием работать с новой информацией, умением ориентироваться в экономических и социальных изменениях, происходящих в обществе, а также умением адаптироваться к последним [7; 11].
Вновь принятые ФГОСы для подготовки кадров для ЖКХ могут стать примером того, что высокий уровень квалификации и профессионализма управленца предполагает понимание им всех бизнес-процессов, связанных с деятельностью возглавляемой им организации с учетом отраслевых особенностей и рисков.
Базовыми учебными заведениями, которые могут обеспечить подготовку управленческих кадров для жилищно-коммунального хозяйства с учетом требований к компетенциям управленцев, определенных государственными стандартами, должны стать строительные университеты, которые располагают необходимой производственной и научной базой.Методологической базой определения компетенций управленцев является внедрение процессных и проектных подходов к организации сервисных компаний, что обеспечит высокий уровень качества управленческих и производственных проектов [8; 13].
Наиболее эффективным и результативным новое направление будет в случае поддержки со стороны министерства труда и министерства жилищно-коммунального хозяйства регионов, которые владеют данными о потребностях отрасли в кадрах, исходя из которых могут сформировать задание высшему учебному заведению на подготовку специалистов, обеспечить целевое обучение по заявке предприятий отрасли или самого министерства, гарантировать рабочие места для производственной практики будущих выпускников.
Кроме того, для стимулирования образовательных организаций к введению образовательных программ в соответствии с новыми ФГОС органами исполнительной власти субъектов РФ желательно реализовать мероприятия по популяризации профильного образования и повышению престижа профессиональной деятельности в сфере ЖКХ, повышению заинтересованности граждан, в том числе абитуриентов, к получению профессии в данной отрасли.
Высокий уровень подготовки может быть обеспечен и за счет эффективной работы региональных образовательных кластеров. В образовательном кластере из всех образовательных организаций приоритет отдается вузам.Часто отраслевые вузы рассматриваются как системные интеграторы соответствующих образовательных кластеров. Так, строительный университет может выступать в роли системного интегратора образовательного кластера в сфере строительства и ЖКХ. Основная задача вуза-интегратора в этом случае - связывать между собой все части кластера и координировать их деятельность с целью устойчивого прогрессивного развития [9; 11].
В структуру образовательного кластера входят также образовательные организации среднего профессионального образования. Вследствие этого в кластере обучающийся имеет возможность получить какую-либо квалификацию после каждого образовательного уровня [10].
К преимуществам кластерной организации профессионального образования по сравнению с традиционной организацией относится и более эффективное использование внутренних ресурсов, кадров, научно-информационного потенциала, финансов, инфраструктуры, учебных мастерских и оборудования, а также сокращение сроков подготовки специалистов за счет интеграции содержания обучения, реализации принципа преемственности в целях, содержании, методах, формах, средствах обучения. Кластер реально обеспечивает непрерывность профессионального обучения - от рабочего до инженера и ученого высшей квалификации - кандидата и доктора наук [12].
Использование потенциала кластеров оптимально для подготовки кадров для жилищно-коммунальной отрасли, так как обучение проводится по образовательной программе «прикладного» бакалавриата, ориентированной на получение студентами практических знаний и навыков, необходимых высококвалифицированным менеджерам.
Ускорить подготовку кадров соответствующей квалификации в системе высшего образования позволит уровень «магистратуры», который обеспечит переподготовку действующих специалистов
отрасли на совершенно новом, качеством уровне в сравнении с аналогами дополнительного образования. Подготовку магистров возможно осуществлять в течение более короткого периода (2-2,5 года) и наибольший эффект будет достигнут при наборе на данное направление лиц с дипломами о высшем образовании первого уровня (бакалавриат), обучавшихся по направлениям «Строительство», «Менеджмент», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление». На уровне подготовке магистратуры, будущим выпускникам можно сосредоточится уже на конкретных отраслевых особенностях предприятий ЖКХ и углубить полученные знания первого уровня уже в конкретном направлении деятельности. Кроме того, активное продвижение направления на уровне магистратуры сократит сроки подготовки профессиональных управленческих кадров, что позволит в более короткий период решить кадровые проблемы в преддверии внедрения профессиональных стандартов для руководителей предприятий отрасли.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что существующая в настоящее время система подготовки кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства нуждается в активном совершенствовании и инновационных подходах. Международный опыт показывает, что инновационные процессы успешны преимущественно при активной поддержке государства. Именно поэтому особое внимание следует уделить роли исполнительных органов власти в лице заинтересованных министерств, активная поддержка которых позволит повысить эффективность процессов в области кадрового обеспечения отрасли и значительно их активизировать. Успешность инновационных подходов к управлению жилищно-коммунальным хозяйством зависит от синергии двух важных сфер - образования и ЖКХ при соблюдении баланса интересов государства, населения и хозяйствующих субъектов обеих отраслей. Качество образовательных услуг при подготовке кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства напрямую определяет будущее качества самих жилищно-коммунальных услуг, а значит и повышения качества жизни населения.
Литература:
1. Казакова Т. Е., Габбасова А. Р. Подготовка кадров для инновационного развития жилищно-коммунального хозяйства // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика № 1 (7), 2014.
2. ПостоваловаА., Долматов А.. Подготовка кадров для ЖКХ на современном этапе. Коммунальный комплекс России № 9 (123), 2014.
3. Кулягина Е.А. Государственно-частное партнерство как необходимый инструмент привлечения инвестиций в коммунальную отрасль / Эволюция государственной политики в контексте современного неоиндустриального развития России Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 197-203.
4. Муниципальный портал г. Новосибирска. URL: http://opendata. novo-sibirsk.ru/pass.aspx?ID=13
5. ГОС ЖКХ. URL: http://gosjkh.ru/company/novosibirskaya-oblast/ novosibirsk?page=54
6. Потапов А. Современный Афоня для «умного» дома // Комсомольская правда. - 2016, июль. URL: http://www.nsk.kp.ru/ daily/26555.4/3571066/
7. Шкурина А. М. Знания в современных условиях новой экономики, Материалы Всероссийской конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Р.М. Гусейнова,д.э.н., профессора, заслуженного экономиста России / отв. за вып. В.А. Семенихина; Новосиб.гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сиб-стрин), 2016. - С141-145.
8. Коложвари Ю.Б. Место проектного подхода в современной практике менеджмента / Материалы VIII Всероссийской научно-технической конференции, посвященные 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин) Актуальные вопросы строительства. 2015 г. С. 340-344.
9. Чернобровина А.Б Роль кластеризации в повышении конкурентоспособности строительных организаций Новосибирской области // Конкурентный потенциал развития России в условиях нового технологического уклада. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного экономиста России доктора экономических наук, профессора Р.М. Гусейнова. - 2015. - С. 157-162.
10. Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Образовательный кластер: взаимодействие вуза и предприятий: монография. - Казань : КГАСУ, 2012. - 165 с.
11. Сидорина Т.В., Шеховцова Л.В., Чернобровина А.Б. Синер-гетический эффект концепции инновационного развития // Наука и образование сегодня, 2016. - № 9 (10). - С. 43-47.
12. Научно-образовательный кластер как форма взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и производства / Р. С. Сафин [и др.] // Формирование кадрового потенциала СПО -инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании : сборник научных трудов IX Международной научно-
практической конференции, 16 февраля 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Каф. проф. педагогики [и др.]. - Екатеринбург, 2016. - С. 26-37.
13. Sidorina T. W.,Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 112-118.
УДК 338.2
ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ, А ТАКЖЕ КАЧЕСТВА ЕЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НА СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА КОМПАНИЙ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
ОТРАСЛИ
Кузнецов Р.А., аспирант кафедры «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью», ФГОБУВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ), e-mail: [email protected]
В предыдущих исследованиях автора был экспериментально подтвержден тезис о присутствии зависимости между фактом наличия у компаний документа стратегии долгосрочного развития и эффективностью их хозяйственной деятельности [1], а также о влиянии факторов качества разработки и внедрения документа на эффективность компаний. Целесообразно предположить, что наличие стратегии может привести к повышению стоимости бизнеса компании. Предполагаемое повышение стоимости бизнеса происходит за счет увеличения гудвилла (деловой репутации) компании. Целями данного исследования являются:
- экспериментальная проверка тезиса о зависимости между наличием стратегии, качеством ее разработки и внедрения, и стоимостью бизнеса организаций;
- разработка способа экспресс-оценки повышения рыночной стоимости компаний при разработке и внедрении стратегии в их деятельность.
Ключевые слова: стратегия развития, стоимость бизнеса, гудвилл, железнодорожная отрасль.
THE IMPACT OF FACTOR OF STRATEGY AND IT'S DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION'S QUALITY ON THE COMPANY'S BUSINESS' VALUE IN THE
RAILWAY INDUSTRY
Kuznetsov R., the post-graduate student, Economy of the construction business and property management chair, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT), e-mail: [email protected]
In the author's previous researches it was experimentally confirmed, that there is a connection between company's business efficiency, and the fact that it has the document of strategy of long-term development [1] and also the impact of the factor of quality of the development and the implementation of the document about the company's efficiency. Thus, it is reasonable to assume, that having a strategy might increase the cost of the business. Estimated increase in the value of business is happening due to increased goodwill (business reputation) of the company. The objectives of this study are:
- experimental verification of the thesis about the presence of a relationship between the availability of the strategy document, as well as the quality of its development and implementation, and the cost of organization's business;
- development of a method for rapid assessment of company's market value's increase alongside with the development and implementation of the strategy of these organizations.
Keywords: business strategy, business cost, goodwill, railway industry.
Работа опирается на результаты, а также использует эмпирические данные, полученные в ходе предыдущих исследований [1].
Объектом исследования в данной работе являются строительные компании, ведущие свою хозяйственную деятельность в железнодорожной отрасли. Предметом исследования является проверка тезиса о присутствии зависимости между наличием документа стратегии, а также качеством его разработки и внедрения, и стоимостью бизнеса организаций.
В рамках данного исследования был проведен углубленный анализ сформированных в предыдущих работах [1] выборок компаний, не обладающих стратегией, и компаний, обладающих данным документом (в разрезе по группам качества разработки и внедрения документа), а также изучено влияние данных факторов на стоимость бизнеса компаний.
В данном исследовании, на основании предыдущих работ делается предположение о том, что факт наличия документа стратегии (без учета факторов качества его разработки и внедрения) может привести к повышению рыночной стоимости компании, при этом, чем более качественно выполнена разработка документа и проведено его внедрение в хозяйственную деятельность организации, тем значительнее увеличение стоимости.
В рамках работы был произведен расчет стоимости бизнеса компаний двумя методами. Для сопоставимости результатов определены темпы роста данных показателей, а также произведен их анализ.
Расчет стоимости по двум методам будет проведен для выборки компаний, сформированной в рамках предыдущих исследований [1]. В табл. 1 представлена структура выборки.
Таблица 1. Структура выборки компаний для исследования
Показатель Количество
Всего компаний в выборке, в т.ч.: 82
Нет стратегии 46
Есть стратегия 36
Есть стратегия, высокое качество 13
Есть стратегия, среднее качество 11
Есть стратегия, низкое качество 12
С целью сопоставимости расчетов, из перечня компаний, не обладающих стратегией, случайным образом были исключены 10 организаций. Итоговый размер выборки составил 72 компании.
Необходимые для расчетов данные бухгалтерской отчетности компаний за 2003-2014 гг., были получены из информационно-аналитической системы "Контрагент" [2].
Материалы данного исследования доступны для ознакомления [3]. Расчетные данные по рассматриваемым показателям представлены на рис. 1-4. На графиках изображены простые, а также накопленные интегральные темпы роста рассматриваемых показателей по группам компаний.