УДК 616.89
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ПИТЕРБАСКЕТ».
А.А. КОЖЕМОВ*, А.А. НЕСМЕЯНОВ**, А.А. ХЕЖЕВ*
*Кабардино-Балкарский Государственный университет им. Х.М. Бербекова, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Россия, 360004,
e-mail: kozh.aslan@mail.ru
** Федерация питербаскет, Калужскиц пер., д. 7, кв. 95, г. Санкт-Петербург, Россия, 191015, e-mail: org@piterhasket.com
Аннотация. В работе представлены результаты экспериментальных исследований акцентированного воздействия новой, патентно защищенной, игры питербаскет на организм учащихся начальной школы. Показано повышение темпов в развитии двигательных способностей, активизации психических процессов младших школьников. Установлена прямая зависимость применяемой в ходе уроков физической новой игровой среды, питербаскета, с повышением уровня двигательных способностей и психического (внимание, память, мышление, сообразительность) развития учащихся первых-четвертых классов.
Приведены данные реальных, четырехлетних исследований, показаны возможности практической реализации авторской программы, необходимости психофизического сопряжения средств физического воспитания в ходе уроков физической культуры. Анализ антропометрических исследований показал, что учащиеся контрольных классов, в отличие от экспериментальных, отстают от существующих нормативных показателей, установленных для данной возрастной группы.
Особенностью авторской программы является возможность использования питербаскета без увеличения количества часов, выделяемых на физическую культуру и сокращения обязательного образовательного минимума. Установлено, что использование новой спортивной игры питербаскет, адаптированной к возрастным особенностям учащихся начальных классов, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, концентрацию внимания, умственную и физическую работоспособность.
Ключевые слова: питербаскет, игровая среда, психические способности, физическое развитие, умственное развитие, физическое развитие.
CULTUROLOGICAL PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF PHYSICAL AND MENTAL HEALTH IN THE STUDENTS OF PRELIMINARY SCHOOLS BY MEANS OF SPORT GAME "PETERBASKET"
A.A. KOZHEMOV*, A.A. NESMEYANOV**, A.A. HEZHEV***
Kabardino-Balkarian State University. Oil on canvas, Eep6eKoea, Nalchik 360004, Chernyshevsky street, 173, e-mail kozh.aslan@mail.ru
**Federation numep6acKem, St. Petersburg, Kco\y:Kc^u^ Per., D. 7, square 95, e-mail: Qrg@pterak£Lcom
Abstract. There have been introduced recent results of experimental research on accentuated impact of game environment (Peter-basket) upon physical and mental health of preliminary school students. A significant induce of development of motor abilities has been displayed, as well as improvement of psychic processes among junior school students. There is direct dependence of a new game environment which is used during school classes (Peterbasket) upon motor abilities and psychic development (attention, memory, gumption, thinking) among school students of 1st through 4th grade. Here's the research data during the last 4 years depicting possibilities on how to accomplish the copyright program. Also there's a need to combine the means of physical education during physical classes at school. The analysis of anthropometric data has shown that the school students in basic classes, unlike the ones in experimental classes, lag behind the current standard rate set up for that particular age group. The peculiarity of the copyright program is a possibility to use Peterbasket without introducing extra hours for physical education and reducing the overall curriculum. It has been found that practicing a new sports game (Peterbasket) which is adapted to age peculiarities of different school grades highly motivates school students for physical education, improves concentration as well as intellectual and physical abilities.
Key words: Peterbasket, game environment, psychic abilities, physical development, intellectual development.
Многолетнее реформирование профессионального образования в нашей стране, современные тенденции модернизации свидетельствуют об определенной степени неудовлетворенности общества, как процессом, так и результатом образования в целом. Поиск новых подходов в образовании, смена образовательной парадигмы становятся актуальнейшими научными проблемами [4,13].
За последние годы в России количество практически здоровых детей, учащихся начальных классов, снизилось с 61 до 46%. С переходом из класса в класс здоровье и физическая подготовка школьников ухудшаются. По итогам общероссийского мониторинга состояния физического здоровья, физического развития детей, подростков и молодежи, проведенного в пяти федеральных округах, выявлено, что высокое физическое развитие имеют
9%, среднее - 57% и низкое - 34% младших школьников. Эти факты подтверждают негативные тенденции физического развития учащихся общеобразовательных школ [5,12].
Действующие программы по физическому воспитанию не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня. Несмотря на то, что игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная природосообразная деятельность детей, с помощью которой они познают мир, она не находит должного применения на уроках физической культуры в младших классах.
Игра - это творческий способ познания и ориентации в реальном мире, характеризуется деятельностью, в которой субъект одновременно выражает фантазию и адаптируется к внешнему миру, это форма проявления психической и моторной (физической) индивидуальности [2,10].
Эту особую роль игры, как основы для формирования различных видов деятельности (физической и умственной) отмечает В.В. Давыдов: ...«Полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь на основе игровой, поскольку учение направленно на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у занимающихся воображения и символической функции, как раз формирующейся в игре».
Проблема неготовности общества и в первую очередь самих индивидов к активной физкультурной деятельности, а тем более к развитию ее форм и направлений, во многом детерминирована произошедшим разрывом между застывшими в своем развитии, сложившимися формами физкультурного образования и реально востребуемой существующей «физкультурной» практикой, реализуемой в жизнедеятельности каждого конкретного человека [7]. Отсюда становиться очевидной постановка проблемы развития физкультурного образования в обществе, и в первую очередь, физкультурного образования подрастающего поколения. Разрешение этой проблемы заключается не только и не столько в том, чтобы что-то подправить или заполнить отдельные «пустоты» в сложившейся системе физического воспитания, и не в том, чтобы добавить, например, в содержание школьных учебных программ нечто новое или вспомнить старое, а в том, чтобы взглянуть по новому на феномен и сферу физической культуры, найти новые подходы к развитию основ физкультурного образования [8,9].
В настоящее время отечественная педагогическая наука, предложила приоритет целостного развития личности и тем самым поставила под сомнение прежние установки по воспитанию отдельно взятых качественных свойств и способностей.
Как следствие новых педагогических веяний перед специалистами в области теории и методики физического воспитания встает проблема разработки новых концептуальных подходов по формированию физической культуры личности, а значит более насущной становится актуальность решения задач по совершенствованию основ физкультурного образования системы, обеспечивающей как умственное, так и телесное развитие фундаментальной составляющей, которой должна стать игра в самых разнообразных формах [12].
Цель исследования - теоретически обосновать технологию применения НОВОЙ универсальной игры питербаскет (патент на полезную модель №83932 «Устройство для игры в радиальный баскетбол питербаскет в начальных классах школы в системе уроков физической культуры).
Объекты и методы исследования. Процесс развития физических и психических (внимание, память, мышление, сообразительность) способностей младших школьников на уроках физической культуры.
Предмет исследования: динамика когнитивного и физического развития учащихся 1-4 классов на уроках физической культуры в традиционных условиях их проведения и с использованием модернизированной игры «радиальный баскетбол» питербаскет.
За основу взята идея игры в баскетбол, но колец не одно, а три и все они расположены на стойке в центре круглой площадки. Высота стойки со щитами, на которых закреплены баскетбольные корзины, регулируется от 115 до 305 см, площадка для игры ограничена тремя концентрическими кругами 3, 6 и 9 м. Этот комплекс выполняет важнейшую роль, т.к. он существенно расширяет пространство игры и тем самым делает задачу заб-
расывания мяча в кольцо ещё более увлекательной [2,3]. В целях оптимизации и доступности, высота установки колец менялась в соответствии с возрастом учеников, для 4 классов - 270 см, 3 классов - 250 см, для 2 классов - 220 см, для 1 классов - 190 см.
Предполагалось, что акцентированное применение воздействующей игровой среды (питербаскета) в ходе уроков физической культуры, в режиме оптимальной ответной реакции организма учащихся начальных классов, будет способствовать интегрированному развитию физических и психических способностей [1,12].
Для проверки рабочей гипотезы нами использовались показатели, отражающие изменения уровней физической подготовленности и психических способностей (память, мышление, внимание, сообразительность).
В ходе подготовки и реализации авторской программы использовались следующие методы исследования:
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент;
- контрольные испытания (тестирование);
- метод математической статистики.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерной программы Statplus 2006, достоверность различий при нормальном распределении признака оценивалась по (t) критерию Стьюдента, статистически значимым считался результат с вероятностью Р<0,05.
Для определения уровня физической подготовленности и психического развития учеников начальной школы использовался комплекс тестов, который позволяет оценить развитие таких двигательных качеств, как точность, быстрота, прыгучесть, координация (равновесие); мышление, двигательная память, сообразительность, утомляемость, внимание.
Результаты и их обсуждение. При проведении педагогического исследования использовались рекомендации по тестированию двигательных качеств [3,5,7]. В результате нами были отобраны следующие специализированные тесты:
- прыжок с места в длину («взрывная сила»);
- челночный бег 3*10м (быстрота);
- тест на равновесие - «фламинго»;
- метание малого мяча в цель - точность;
- моторная память - кистевая динамометрия;
- тесты на внимание: «перепутанные линии» и «корректурная проба»;
- тест на оценку вербально-логичексого мышления «Исключение слов» и «Выбрать правильное слово»;
- тест для определения концентрации внимания и сообразительности по Крепелину.
Рис. 1. Динамика физического развития учащихся начальной школы до и после эксперимента. А - моторная память (левая). Б - моторная память (правая). В - прыжок в длину с места. Г - метание мяча в цель.
Д - равновесие. Е - челночный бег 3x10 м. ■ - контрольная группа до эксперимента, Я - контрольная группа после эксперимента, □ - экспериментальная группа до эксперимента, □ - экспериментальная группа после эксперимента
Рис. 2. Динамика умственного развития учащихся начальной школы до и после эксперимента. А - концентрация внимания. Б -утомляемость и работоспособность. В - устойчивость внимания.
Г - мышление. Д - сообразительность. ■ - контрольная группа до эксперимента, в- контрольная группа после эксперимента,
Г71 - экспериментальная группа до эксперимента, О -экспериментальная группа после эксперимента
Данные обследования, полученные в начале эксперимента, показали, что ученики экспериментальных и контрольных групп не имели достоверных различий по уровню развития физических и психических качеств.
Анализ показателей физического развития, при повторном тестировании по завершении эксперимента, выявил достоверно больший прирост результатов в экспериментальных, по сравнению с результатами достигнутыми учащимися в контрольных группах, практически по всем тестам: прыжок в длину с места, метание мяча в цель, челночный бег 3x10 м (р<0,05). При оценке результатов тестирования - прыжок в длину с места во втором классе, моторная память (левая рука) в третьем классе, челночный бег в четвертом классе не выявлена статистическая достоверность (р>0,05), хотя и отмечается больший, чем в контрольных классах прирост (рис. 1).
Анализ данного итогового тестирования психических способностей ( оценка уровня внимания, мышления, сообразительности, а также креативности) выявил статистически достоверный прирост результатов в экспериментальных группах (р<0,05) по с равнению с данными входной диагностики (рис. 2), в отличие от показателей полученных в контрольных группах (р>0,05).
В начале эксперимента, ученики контрольных и экспериментальных классов, по уровню физической подготовленности существенно не различались. Расчеты показали отсутствие достоверных различий начальных показателей экспериментальных классов и контрольных (р>0,05).
Результаты педагогического эксперимента с использованием метода последовательных значений позволил установить, что физическая подготовленность детей за время обучения в школе изменилась в сторону улучшения, во всех классах, участвующих в эксперименте (рис.1). Однако статистически достоверные изменения по большинству параметров были отмечены лишь в экспериментальных классах, в контрольных группах только в 3 классе в прыжках в длину с места (р<0,05) и равновесии (р<0,01).
Физическая подготовленность учащихся экспериментальных классов в среднем улучшилась на 38% больше, чем в контрольных и составила в экспериментальных группах в среднем - 67,7%, а в контрольных - 29,6%.
Так, если на начало эксперимента результаты в прыжках в длину с места во всех группах были приблизительно равны и составили в экспериментальных и контрольных классах соответственно: в первых классах - 110см/117см, вторых - 122см/1223м, в третьих - 134см/137см, в четвертых -140см/147см. По окончании эксперимента в контрольных
классах прирост результатов был достоверным только в 3 классе (6,2%) и статистически не значимые приросты в 1, 2 и 4 классах: 4,91, 5,7 и 4,2% соответственно.
В экспериментальных классах все результаты были статистически значимыми, разница с первоначальными составила: в первом классе - 13,2%; во втором классе - 11,1%; в третьем классе - 9,8%; в четвертом классе - 7,97% (р<0,05). Такой прирост можно объяснить большим количеством разнообразных двигательных действий скоростно-силового характера и прыжками, осуществляемыми учениками во время игры.
Многочисленные передвижения с изменениями направлений и остановок характерные специфике игры позволили улучшить улучшить показатели челночного бега (3х10м). однако статистически значимых изменений в показателях быстроты в контрольных классах не обнаружено, некоторое улучшение соответствует возрастным и биологическим особенностям физического развития. В экспериментальных классах показатели быстроты увеличились с 4,4% в первых классах до 5,9% во вторых и третьих классах с 5,75 до 4,51% (р<0,05).
Данные обследования результатов тестирования устойчивой позы в тесте на равновесие полученные в конце эксперимента обнаружили статистически достоверное (p<0,05) улучшение во всех классах занимающихся по экспериментальной программе, в контрольных улучшение зафиксировано только в третьем классе. Прирост результатов по окончании эксперимента в экспериментальных группах составил: в 1 классе - 54,8% (p<0,05), во 2 - 42,4% (p<0,05), в 3 - 49,4% (p<0,05) и в 4 - 41,5% (p<0,05) против результатов в контрольных классах: 28,4% (p>0,05); 25,9% (p>0,05); 31,5%; 17,7% (p>0,05) соответственно.
Характер изменений результатов в моторной памяти (правая и левая кисти) свидетельствует о положительной динамике во всех группах, но достоверными являются только результаты, полученные в экспериментальных группах. Разница результатов моторной памяти (правая кисть) между первыми классами составила 64% (р<0,05) в пользу экспериментальных классов (95,8% - экспериментальные и 31% -контрольные), во вторых, третьих и четвертых классах результат, показанный этом тесте также был лучше в экспериментальных классах, соответственно: 84,5, 88,7, 72% против респондентов контрольных классов 37,5, 58,4, 57,4% (р<0,05).
Схожие результаты мы получили и при анализе показателей моторной памяти левой кисти: во всех классах преимущество было в экспериментальных группах.
Сравнение результатов метания малого мяча (тест на точность) в цель в экспериментальных и контрольных классах позволило установить следующее: у учащихся 1 класса экспериментальной группы он достоверно улучшился на 86,7% (p<0,05), а в контрольной - на 36,4%; у учеников 2, 3 и 4 классов, занимающихся по экспериментальной программе он улучшился на 83,7% (p<0,05), 85,4%(p<0,05) и 96,8% (p<0,05), против соответственно 50%, 35,4% и 62,3% в контрольных группах. Значительные сдвиги в результатах метания малого мяча в цель в экспериментальных классах мы связываем со спецификой игры в питербаскет, в особенности возможностью осуществления многочисленных бросков.
Таким образом, применение авторской методики, в основе которой лежало применение модифицированной игры - радиальный баскетбол, позволило существенно улучшить физическую подготовленность учащихся экспериментальных классов.
Анализ данных тестирования психических способностей: оценка качества внимания, мышления, сообразитель-
ности, а также, креативности, выявил статистический достоверный прирост результатов в экспериментальных классах (p<0,05), в отличие от данных, полученных в контрольных классах (p<0,05).
Так, например, сравнительный анализ результатов исследования на внимание обнаружил положительную динамику показателей психических процессов в экспериментальной группе. Статистически достоверное улучшение в концентрации внимания наблюдается в первых классах - 42,9% (p<0,05); во вторых классах 30,9% (p<0,05), в контрольной группе, соответственно - 22,9% (p>0,05) и 16,2% (p>0,05); в третьем и четвертом экспериментальных классах, соответственно, на - 18,9% и 13,9%, в контрольных классах - 5,9% и 2,0%.
Обработка результатов тестирования, характеризующих уровень развития мышления детей, позволила установить, сравнительно более значительный прирост результатов у учащихся первых и вторых классов экспериментальных групп (р<0,05).
Прирост в экспериментальных группах в первом классе составил - 33,1%, во 2 - 12,7%, в 3 - 13,4%, в 4 - 6,2%, а в контрольных классах, соответственно: 19,3, 10,2, 9,5 и 4,3%.
Данные свидетельствуют об эффективности применения в экспериментальных классах модифицированной игры питербаскет, которая создает благоприятный фон для развития творческого мышления.
Обработка результатов тестов на сообразительность показала, что результаты статистически достоверно выше в экспериментальных классах, чем в контрольных. Так в экспериментальных классах прирост статистически достоверных во всех классах и составляет: 44,7% в 1 классе, 26,9% -во втором, 20,9% - третьем и 10,8% - четвертом против 29,1, 20,7, 14,6 и 6,73% в контрольных соответственно.
Выводы. Итоги анализа результатов педагогического исследования свидетельствуют об эффективности влияния модифицированной игры - радиальный баскетбол на процессы психического развития и физической подготовленности учащихся экспериментальных классов.
Констатируя в целом относительную неготовность дисциплины «Физическая культура» развиваться на базе складывающихся сегодня в обществе новых социальноэкономических и общественно-политических условий, необходимо понимать перманентность возникающих здесь проблем и противоречий. Гораздо глубже проблемы и противоречия заложены в существе осмысления феномена физической культуры, практики непосредственного вхождения подрастающего поколения в ее общечеловеческие ценности. Разрешение всех этих проблем не может осуществляться без достаточной научно-методологической проработанности основ физкультурного образования подрастающего поколения, без понимания целостности развития личности ребенка, а значит и целостности педагогического процесса, обеспечивающего это развитие.
Питербаскет, учитывая его универсальный характер и возможность адаптировать к широкому кругу занимающихся, можно рекомендовать для занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.
Литературы
1. Бальсевич, В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема /В.К. Бальсевич// Вопросы философии.- 1981.- №8.- С.78-89.
2. Вселюбский, Г.А. «Питербаскет-валид» (новые перспективы психической реабилитации) / Г.А. Вселюбский //
Адаптивная физическая культура.- 2003.- Т.3.— №14.- С. 38-39.
3. Геращенко, И.Г. О принципе неопределенности в спортивной педагогике / И.Г. Геращенко, А.И. Шамардин, Ю.А. Зубарев, A.A. Кудинов // Теория и практика физической культуры.- 1998.- №9.- С. 16-20.
4. Государственная программа РФ «Здоровье нации».-М., 1999.
5. Карпушко, Н.А. Возвращаясь к наследию, физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа / Н.А. Карпушко, В.В. Приходько, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.- 1999.- №9/10.- С. 145-148.
6. Муртазалиев, М.И. Способы самоорганизации и саморазвития систем / М.И. Муртазалиев // Научная мысль Кавказа.- 1997.- №2.- С.6-8.
7. Наталов, Г.Г. К вопросу о диалектике меры. Актуальные проблемы диалектической логики / Г.Г. Наталов.-Алма-Ата; 1971.
8. Наталов, Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания: (логика, история, методология): дис. ... докт. пед. наук. / Г.Г. Наталов.- Краснодар, 1998.
9. Несмеянов, А.А. Питербаскет / А.А. Несмеянов, Д.А. Несмеянов, П.А. Несмеянов.- СПб.: Геликон Плюс, 2002.
10. Таймазов, В.А. Коррекция функционального состояния спортсменов суммированным индексом оперативного контроля / В.А. Таймазов, Д.Д. Дальский, Э.В. Науменко, А.А. Хадарцев, В.Д. Зверев, Н.А. Фудин // Вестник новых медицинских технологий.- 2012.- Т. 19.- №4.- С.203-208.
11. Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры.- 1997.-№6.- С. 2-10.
12. Несмеянов, А.А. Спортивная игра с мячом «Питербаскет» / А.А. Несмеянов, П.А. Несмеянов, Д.А. Несмеянов // Патент Российской Федерации RU № 28828. 2003.
13. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев.- М.: Советский спорт, 2003.
References
1. Bal'sevich VK. Fenomen fizicheskoy aktivnosti chelo-veka kak sotsial'no-biologicheskaya problema. Voprosy filoso-fii. 1981;8:78-89. Russian.
2.Vselyubskiy GA. «Piterbasket-valid» (novye perspektivy psikhicheskoy reabilitatsii). Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2003;3(14):38-9. Russian.
3. Gerashchenko IG, Shamardin AI, Zubarev YuA, Kudinov AA. O printsipe neopredelennosti v sportivnoy pedagogike. Teo-riya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1998;9:16-20. Russian.
4. Gosudarstvennaya programma RF «Zdorov'e natsii». M.; 1999. Russian.
5. Karpushko NA, Prikhod'ko VV, Lubysheva LI. Voz-vrashchayas' k naslediyu, fizkul'turnoe obrazovanie, fizkul'tur-naya deyatel'nost', shkol'naya fizicheskaya kul'tura v aspekte metodologicheskogo analiza. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1999;9/10:145-8. Russian.
6. Murtazaliev MI. Sposoby samoorganizatsii i samorazvi-tiya sistem. Nauchnaya mysl' Kavkaza. 1997;2:6-8. Russian.
7. Natalov GG. K voprosu o dialektike mery. Aktual'nye problemy dialekticheskoy logiki. Alma-Ata; 1971. Russian.
8. Natalov GG. Predmetnaya integratsiya teoreticheskikh osnov fizicheskoy kul'tury, sporta i fizicheskogo vospitaniya: (logika, istoriya, metodologiya) [dissertation] Krasnodar (Kras-
nodar region);1998. Russian.
9. Nesmeyanov AA, Nesmeyanov DA, Nesmeyanov PA. Piterbasket. St.Peterburg: Gelikon Plyus; 2002. Russian.
10. Taymazov VA, Dal'skiy DD, Naumenko EV, Kha-dartsev AA, Zverev VD, Fudin NA. Korrektsiya funktsion-al'nogo sostoyaniya sportsmenov summirovannym indeksom operativnogo kontrolya [Functional correction of the athlete-summarize index waste management]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2012;19(4):203-8. Russian.
11. Nikolaev YuM. O kul'ture fizicheskoy, ee teorii i sisteme fizkul'turnoy deyatel'nosti. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1997;6:2-10. Russian.
12. Nesmeyanov AA, Nesmeyanov PA, Nesmeyanov DA, assignee; Sportivnaya igra s myachom «Piterbasket». Patent Russian Federation RU № 28828. 2003.
13. Evseev SP. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury. Moscow: Sovetskiy sport; 2003. Russian.
УДК 616-074
ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КЛЕТОК ТРОМБОЦИТАРНОГО ЗВЕНА У БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТЯЖЕСТИ ПАНКРЕОНЕКРОЗА
М.А. ШЛЯХОВА*, П.Г. БРОНШТЕЙН*, Е.В. КУДРЯВЦЕВА**, В.И ИВАНОВА***
*ГУЗ ТГКБСМП им. Д.Я. Ваныкина, ул. Первомайская, д. 13, г. Тула, Тульская обл, Россия, 300012 **Медицинский институт, Тульский государственный университет, ул. Болдина, д. 128, Тула, Тульская обл, Россия, 300012 ***НУЗ Отделенческая больница на станции Тула ОАО РЖД, ул. Дмитрия Ульянова, д.8, Тула, Тульская обл, Россия, 300041
Аннотация. Исследование посвящено проблеме разнообразных нарушений свертывающей системы при панкреонекро-зе. Развивающиеся вследствие микротромбозов капилляров ишемические нарушения в паренхиме поджелудочной железы, легких, почек, сердца приводят к развитию полиорганной недостаточности, что увеличивает процент смертности при панкре-онекрозе. На основании ретроспективного анализа 69 историй болезни больных с различной степенью тяжести панкреонекро-за установлены корреляционные связи между количественными изменениями в тромбоцитарном ростке периферической крови и тяжестью панкреонекроза, а так же выявлены изменения агрегационно-адгезионной функции тромбоцитов. В периферической крови преобладают юные, малые по объему тромбоциты, что, по-видимому, связано с выбросом их из пулов хранения и повышенным тромбоцитогенезом в ответ на дефицит в периферической крови, который в свою очередь вызван повышенным потреблением в связи с развитием внутрисосудистого ДВС синдрома, индуцированного выбросом медиаторов воспаления в тяжелых случаях панкреонекроза. Обнаружена прямая корреляционная связь между тяжестью и разбросом тромбоцитов по объему, так как с увеличением юных форм увеличивается неоднородность популяции клеток по объему. В группах с тяжелым и крайне тяжелым панкреонекрозом наблюдалась снижение агрегационной функции.
Ключевые слова: острый панкреатит, панкреонекроз, тромбоциты, агрегация.
CHANGES OF QUANTITATIVE AND QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF PERIFERIC BLOOD OF THROMBOCYTES IN THE
PATIENTS WITH PANCREONECROSIS M.A. SCHLYAKHOVA*, P.G. BRONSHTEIN*, E.V. KUDRYAVTSEVA**, V.I. IVANOVA***
*D.Ya. Vanykin Tula State Clinical Hospital, 300012 Russia, Tula region, Tula, Pervomayskaya St, 13 **Medical Institute, Tula State University, 300012 Russia, Tula region, Tula, ul Boldin, 128 **Hospital of Tula Station RZhD, 300041, Russia, Tula region, Tula, Dmitry Ulyanov street, 8
Abstract. The study addresses to the problem of various coagulation disorders of pancreatic necrosis. Due to microthrombosis of capillaries the ischemic disorders in the parenchyma of the pancreas, lung, kidney, heart leads to the multiple organ failure, which increases the mortality rate of pancreatic necrosis. Based on a retrospective analysis of 69 patients with varying degrees of severity of acute pancreatitis the authors established the correlations between the quantitative changes in the peripheric blood platelets and the severity of pancreatic necrosis, as well as related changes of the aggregation, adhesion of platelets.
In the peripheric blood young, small platelets are dominated, which is apparently due to the release of their storage pools and high production in response to a deficit in the peripheric blood, which in turn, has increased consumption makes it possible for the development of intravascular DIC syndrome induced by the release of neurotransmitters inflammation in severe cases of pancreatic necrosis. There is a direct correlation between the severity and spread of platelets in volume, since an increase in young forms increases the heterogeneity of the cell population in terms of volume. In the groups with severe or very severe necrotizing pancreatitis was observed decrease aggregation functions
Key words: acute pancreatitis, necropancreatitis, platelet, aggregation.
Изучение острого панкреатита привело к созданию шкал оценки его тяжести с помощью многопараметрических систем. Эти системы позволяют объективно оценить тяжесть панкреонекроза и прогнозировать исход заболевания [2]. Однако часто оцененный как легкий панкреатит через некоторое время переходит в разряд тяжелых [2, 6]. Немаловажную роль в данном процессе играют разнооб-
разные нарушения свертывающей системы, развивающиеся вследствие микротромбозов капилляров ишемические нарушения в паренхиме поджелудочной железы, легких, почек, сердца приводят к прогрессированию заболевания и развитию полиорганной недостаточности, что увеличивает процент смертности [4,5].
Цель исследования - установить изменения количе-