Научная статья на тему 'Роль тренера в повышении активности участников соревнования по питербаскету (радиальный баскетбол) и их самореализации в игре Тадеуш Хучиньски, Павел Леник, Томаш Вильчевски'

Роль тренера в повышении активности участников соревнования по питербаскету (радиальный баскетбол) и их самореализации в игре Тадеуш Хучиньски, Павел Леник, Томаш Вильчевски Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
168
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТЕРБАСКЕТ (РАДИАЛЬНЫЙ БАСКЕТБОЛ) / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / ПСИХООБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хучиньски Тадеуш, Леник Павел, Вильчевски Томаш

В статье рассматриваются факторы определяющие действия тренера игры в питербаскет (радиальный баскетбол) и дидактические рекомендации целей, развития общественной индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хучиньски Тадеуш, Леник Павел, Вильчевски Томаш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль тренера в повышении активности участников соревнования по питербаскету (радиальный баскетбол) и их самореализации в игре Тадеуш Хучиньски, Павел Леник, Томаш Вильчевски»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 262-275

УДК: 159.9

DOI: 10.12737/23877

РОЛЬ ТРЕНЕРА В ПОВЫШЕНИИ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЯ ПО ПИТЕРБАСКЕТУ (РАДИАЛЬНЫЙ БАСКЕТБОЛ) И ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ИГРЕ

ТАДЕУШ ХУЧИНЬСКИ, ПАВЕЛ ЛЕНИК, ТОМАШ ВИЛЬЧЕВСКИ

Кошалинский Технологический университет, Educatum, ul. Wroclawska 49D/38,15-644, Bialystok, Poland

Аннотация. В статье рассматриваются факторы определяющие действия тренера игры в питер-баскет (радиальный баскетбол) и дидактические рекомендации целей, развития общественной индивидуальности.

Ключевые слова: питербаскет (радиальный баскетбол), концентрация внимания, психообщественные отношения, психическое и физическое развитие.

Введение. Питербаскет (радиальный баскетбол), как новая спортивная игра, был представлен в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге во Дворце Спорта на IX Международном Турнире «Кубок Владимира Петровича Кондра-шина и Александра Белова». Правила игры достаточно просты и легки к овладению. Специфическая универсальность игры делает возможной ее реализацию в разных возрастных группах, от раннего детства (4-7 лет) до старшего поколения 60 и выше лет. В зависимости от возрастной категории участвующих в игре баскетбольные кольца регулируются на разной высоте от поверхности паркета (1.8.-2,6,-3.05м.), что выгодно сказывается на адаптации и концентрации играющих в питербаскет. Следующим фактором, обусловливающим позитивное влияние дисциплины на играющих, есть активная сфера деятельности - то есть реальная зона для 6 (3x3) участников игры, соревнующихся на площадке в 254 кв. м., а не как в классическом баскетболе - 364 кв. м. В этой связи очевидно ещё одно существенное превосходство вышеназванной игры, она позволяет получить преимущества в аспекте концепции командной, коллективной игры, благодаря комбинационным перемещениям и передачам, и в меньшей степени ведением мяча, так как игровая площадка на 110 кв. м. меньше, чем в классическом баскетболе. При этом следует подчеркнуть преимущество этой особенности в психообщественном аспекте, поскольку каждая игровая ситуация может рассматриваться как социальная система, которая обуславливает формирование необходимых позитивных психофункциональных, личностных изменений занимающихся [9,11-15,21].

Роль тренера в данном случае обретает огромную значимость, поскольку в процессе подготовки и в период участия в играх каждый игрок должен демонстрировать стремление к коллективному сотрудничеству через пас и заслоны в отличии от эгоцентричного превосходства любителей дриблинга.

Площадка питербаскета круглой формы представляет три зоны с общим диаметром 18 метров. Площадка по периметру от стойки с тремя щитами размечается на три игровые зоны с радиусом три метра. Следующая зона -двухочковых бросков и персональных - радиусом в шесть метров, а третья, с радиусом в девять метров - трёхочковая, замыкается линией окончания площадки. В середине спортивной площадки установлена штанга на которой установлено три баскетбольных щита с кольцами в виде равностороннего треугольника (штанга может быть телескопической, щиты прозрачные, фиксация их возможна к потолочным перекрытиям). В составе каждой из двух команд по три игрока, сама игра представляет собой три периода, каждый по 15 минут с перерывом 5 минут между каждой из них. Каждая команда, обладающая мячом, имеет право на атаку в любую из трёх корзин

(http://www.piterbasket.com).

Цель работы. Главной целью работы является анализ факторов обуславдивающих формирование психообщественных ценностей в сфере объективной оценки участников в соревнований по питербаскету. Авторы представляют своё понимание механизмов, которые происходят в сознании игроков, что позволяет соизмерять действия тренера с учетом настоящих потребностей, переживаний и ощущений уча-

10ШМАЬ ОБ ШШ МБЭТСАЬ ТБСНМОШСТББ - 2016 - V. 23, № 4 - Р. 262-275

стников соревнования. Эти знания представляют базовый инструмент для формирования правильных жизненных позиций, социализации и психического развития благодаря которым достигается желаемый уровень самореализации и мироощущения.

Критерии истины и самоконтроль. В основе профессиональной деятельности тренера в игровых видах спорта лежат искусство и мастерство, не поддающеся алгоритму выполнения профессиональных обязанностей, но при этом тренер должен уметь эффективно влиять на игроков команды, формируя культуру общесоциальных, коллективных отношений с учетом внутренних и внешних состояний участников игры.

Выдающийся философ и профессор Университета Оксфорда Ьвэхвк КоЫкоюэк подразделял правду на две категории. Первую, которую определяет «как согласие с реальностью (реальная правда)», а другую считает «как согласие с определенными критериями». С одной стороны правда определяется как вытекающая из источника, из человеческой души, что обнажает реальное положение вещей (настоящие потребности, стремления, мечты). С другой -основанную на критериях, следовательно стремящуюся к согласию с конкретным видением, которое чаще всего происходит вне человека и из его перспективы являющаяся выражением чьих-то стремлений, планов и замыслов [3]. Обе концепции правды размываются на многих жизненных полях, также как и в баскетболе и питебаскете. Примером может послужить ситуация, в которой игрок чувствует необходимость реализовывать игровую ситуацию, совместимую с его возможностями, тогда как тренер вынуждает реализовывать ее в соответствии со своим собственным видением. Такая ситуация чаще всего ведет к внутреннему конфликту и побуждает решать вопрос: поступить согласно собственного ощущения игровой ситуации, или согласно тому, чего требует тренер? Поэтому искусством тренера является готовность всегда стремиться к решению ситуации реальной обстановки, с учетом той, которую чувствует игрок. Благодаря этому, дидактический процесс не входит в противоречие с внутренним конфликтом, что позволяет участнику соревнования проводить поиск своей собственной реальной правды с учетом установки тренера [7].

Роль тренера в данном случае заключена в создании условий для эмоциональных ощущений обуславливающих поиск своего решения игровой ситуации, основанной на своих внутренних убеждениях и понимании того как нужно поступить. Принятие своего решения и действий, основанных на собственных убеждениях и собственном опыте, требуют большой психологической работы, антиципации и самоконтроля. Это обусловлено двумя важными обстоятельствами: во-первых, самоконтроль должен присутствовать на всех уровнях действий или сдерживаний, внутренних физиологических процессов, интеллектуальных функций (например, контроль над помыслами), а также контроль над эмоциями [2,6,7,10], иными словами, требует работы над всеми психообщественными факторами от намерения и интуиции, через мотивацию, концентрацию, по определенности себя и управлению своими эмоциями. Другим фактором является реализация процесса принятия решения с учетом разнообразных общественных и возникающих ожиданий, а именно потребности признания, одобрения или принадлежности. С другой стороны это собственные слабости, леность и подсознательное стремление к удобству. Обе эти силы пробуют влиять на решения тренера и спортсмена, и зачастую отводят нас от действий, совместимых с внутренней правдой, которая ведет к реализации индивидуальных целей. Внутренняя борьба связанная с необходимостью согласования своих действий с позицией тренера негативно влияет на реализацию оптимального выбора решения конкретной игровой задачи.

Из практики следует, что питербаскет (радиальный баскетбол) в силу своей специфики может быть инструментом, который через мгновенно меняющиеся игровые ситуации, устраняет склонности, к ведению внутреннего диалога, направленного на прошлое, на обвинение себя или других за пережитые события. Самым частым эффектом такого осуществляемого внутреннего диалога являются негативные ассоциации, которые ведут к снижению определения себя своего внутреннего «Я» и возникновению страха. Следует помнить, что основанием эффективного внутреннего диалога является умение направлять мысли на соответствующие барьеры. Позитивные условия для эф-

10ШМАЬ ОБ ШШ МБЭТСАЬ ТБСНМОШСТББ - 2016 - V. 23, № 4 - Р. 262-275

фективного внутреннего диалога могут возникнуть только тогда, когда думающий в состоянии сосредоточится на нынешней («здесь и сейчас») минуте, а также на определенных целях и возникающих при этом проблемах [4,5,7].

Тренировочный процесс в залах, оборудованных установками питербаскета, раскрывает возможности тренерского интеллекта и психофизический потенциал игроков. Сам дидактический процесс в питербаскете базируется на учете закономерностей соревновательной деятельности и их отражения в сознании занимающихся. Его целью является способствование психическому и социальному развитию личности, которое достигается в результате решения частных педагогических задач, реализуемых тренером в области психообщественных отношений и социализации игроков [1].

Таблица 1

Главные принципы эффективного внутреннего диалога

Исключение ощущения обвинения себя за ситуации из

прошлого._

Исключение ощущения обвинения других за ситуации из

прошлого._

Введение концентрации, настроенной на нынешнее время

(отношение на «здесь и сейчас»)._

Введение мотивации, настроенной на цели._

Введение (автономных положительных) мотивации и концентрации, настроенной на цели.

Из вышеупомянутых обоснований следует, что тренер является уполномоченным участником соревнования принимающего на себя всю полноту ответственности. Только действия, которые должны освободить спортсмена от собственных переживаний, без навязывания их тренером могут дать эффект в виде формирования взрослого полноценного человека, ценного по своей игровой эффективности и самодостаточности общесоциальных поступков.

Роль и значение расширения полномочий коллектива и тренера в аспекте психопедагогического процесса. Одним из ключевых навыков в работе современного тренера является способность к сознательному управлению сферой своей профессиональной ответственности, определяющей воздействие на участников соревнования, группы и коллектива, особенно в трудных ситуациях. Поскольку самой частой ошибкой тренеров является принятие

на себя всей ответственности и во всех фазах ведения спортивного коллектива, следует помнить, что роль тренера наиважнейшая не только перед, но и после соревнований, так же как и в процессе соревнований (в процессе матча), когда он должен создавать условия для расширения прав и возможностей своей команды.

Соответствующее понимание вопроса расширения прав команды дает возможность перевода ответственности за важнейшие решения во время матча на всех членов команды. Тренер, который расширяет права команды (понимание цели, мотивация, принятие решений, определение себя в игровом коллективе управление эмоциями и т.п.), формирует одобрение (признание) относительно ролей и заданий в коллективе (своих и партнеров), оценки внутри группы становятся согласными в результате повышается сплоченность коллектива. В случае расширения своих полномочий тренера наступает обратное явление то есть атрофия, понимаемая как распад сплоченности коллектива (коллектив фактически становится предметом, лишенным возможности самоопределения) [7].

Признаки и факторы процесса расширения полномочий участников соревнования через тренера могут базироваться на следующих принципах:

- Одобрение потребностей участника соревнования, на базе расширения и понимания участником соревнования ключевых установок тренера.

- Селекция (анализ, отбор) возможностей, потребностей и ценностей каждого игрока.

- Действие, мышление (игровое психообщественное).

- Поиск потребностей. Первый шаг понимания потребностей партнера, как познавательное значение.

- Построение настроения. Инспирация и «формирование» потребностей.

- Снижение ценности эгоистичных факторов. Чем меньший эгоизм тем реальнее достижение высшего уровня расширения полномочий.

- Сопереживание. Чем больше факторов высшего уровня тем большего уровня расширения полномочий можно достичь.

- Эмоциональная выносливость в аспекте потребностей - терпение. Следует соразмерять собственные потребности с потребностями партнера.

10ШМАЬ ОБ ШШ МЕЭТСАЬ ТЕСНМОШСТЕБ - 2016 - V. 23, № 4 - Р. 262-275

- Поиск путей к формированию и инспирация сходимости потребностей.

- Реальное расширение полномочий. Реализация потребностей обоих партнеров (тренера и команды).

- Позитивный резонанс. Расширение полномочий создает дополнительный резонанс через реализацию себя в общих потребностях [6].

Вышеупомянутые признаки отражают следующие положения, которыми тренер по питербаскету должен руководствоваться. Ведя себя согласно вышеупомянутым элементам у участников игры могут сложиться общесоциальные и жизненные принципы, которые сделают возможным согласованное функционирование внутренних и высших факторов (спор с самим собой, партнером и группой). Таким образом, расширение полномочий внутри команды может привести к следующим результатам: уважение к тренеру в контексте психообщественных факторов. В общем понимании уважение определяется чаще всего через призму проявлений. Следовательно в результате определенных действий тренера возникают ощущения почета и повиновения (послушности). Для тренера более важны характер и источники возникновения уважения, почета, так как учитывая эти источники можно выделить следующие ключевые факторы:

Уважение к тренеру (реальное уважение) возникает тогда, когда оно формируется как добрая воля тренера по отношению к потребностям участников игры (соревнования).

Уважение к тренеру оказывается тогда, когда участник соревнования знает, что тренер чувствует и понимает его потребности. В баскетболе (и питербаскете) потребности участника соревнования выражаются в умениях, компетенции и знаниях, которые участник соревнования применяет в игре. Чтобы заслужить реальное уважение тренер должен научиться сочувствовать, сопереживать тому, что говорят участники соревнования. Он должен разговаривать и слушать с пониманием. Ключевым умением является управление эмоциями. Благодаря возникновению реального ощущения уважения участника соревнования к тренеру ликвидируется злость, негативные эмоции и плохая энергия, возникает концентрация на общей цели и заданиях. В ситуации реального уваже-

ния никакие внешние факторы не способны нарушить концентрации и доверие в коллективе, увеличивается ощущение собственной ценности, что делает возможным переживание радости [7].

Ощущение уважения делает возможным:

- создание эффективных условиях к изменениям (прогрессу);

- более эффективной помощь в работе над ошибками;

- более быстрый и более эффективный выход из поражения;

- более быстрый вход в ритм, такой который навязать противнику свой стиль игры, получить тактическое и очковое преимущество;

- стабилизацию;

- контроль.

Уважение к учреждению (должности). Когда демонстрируются проявления уважения, но их источником является не влияние конкретного лица (тренера), а занимаемая им должность или учреждение, которое он представляет. Пари этом происходит путаница, проистекающая из того, что проявления уважения фокусируется вокруг конкретного человека (например, тренера, учителя, родителя). Участник соревнования проявляет тогда уважении относительно тренер, однако возникает оно исключительно к занимаемый тренером должности, а не из ощущения реального уважения к нему как конкретному лицу, его поведению и того, как он влияет на окружение. По этому самому принципу и участник соревнования может предъявлять проявления уважения, поскольку чувствует себя выделенным работой в известном и выдающемся клубе с традициями. Существенно, чтобы тренер знал, что он по существу не имеет влияния на этот вид уважения. В большинстве случаев он не способен ни его построить ни уничтожить. Тренер может использовать уважение к себе в собственных целях, но он не должен трактовать его как уважение к нему как личности.

Важно, следовательно, различия происхождения (источников) проявлений уважения, поскольку только реальное уважение может вести к построению настоящих и прочных контактов тренера с участниками соревнования, а в следствии к получению прогресса [7].

Нереальное уважение и неуважение. О неуважении можно говорить, когда не высту-

1ОШМАЬ ОБ ШШ МЕЭТСАЬ ТЕСНМОШСТЕБ - 2016 - V. 23, № 4 - Р. 262-275

пают проявления уважения ни к лицу ни к учреждению. Нереальное уважение, или иначе -неуважение реального, выступает, когда появляются проявления уважения (например, предъявление повиновения), но их источником является переживание негативных эмоций (страха, испуга). Часто слышится, что тренер приобрел себе уважение потому что «остро ха-рактиризовал» участников соревнования. Этого типа проявления уважения, основанные на страхе, неуверенности или испуге по отношению к тренеру, ведут к погашению потребностей, вызывающих отрицательных эмоций, а также нехватки одобрения, а в последствие к достижению регресса [7].

Состояние тренера, которое ведет к чувствованию участниками соревнования нереального (или неуважения) уважения:

- погашение эмоции (эмоциональное опустошение, создание эмоциональных барьеров, побег в рациональные вопросы - техника, тактика, моторика);

- неадекватное выражение эмоции (словесная или физическая агрессия);

- чрезмерное и неумелое применение наказаний (пугает, угрозы);

- чрезмерные запросы;

- избежание трудных ситуациях;

- в ситуации поражения - поиск виновного везде и вне себя;

- в ситуации успеха - приписывание себе наибольших заслуг;

- разговор вместо разговора;

- слушание без понимания.

Авторы считают, что питербаскет (радиальный баскетбол) значительно большей степени, чем традиционный баскетбол, позволяет удовлетворять потребности участников соревнования. Все известные потребности можно описать в классической типологии, разработанной известным, американским психологом А. Мав1ош. Наиболее основным считает он физиологические потребности и потребности безопасности. Утверждает, что когда человек, удовлетворён, натуральным способом он обращается к потребностям, связанным с жизнью в обществе, то есть потребностям: любви, принадлежности определённому сообществу, а также потребностям уважения, признания и одобрения. Лишь когда они удовлетворены человек направляет свое внимание на наивыс-

шую группу в иерархии потребностей. Ими являются потребности, источник которых происходит из внутренней среды человека. Они и касаются использования уникального потенциала самореализации [19,20].

Наивысшей целью участия в игре питерба-скет (радиальный баскетбол) является самореализация. Благодаря многолетнему обобщённому опыту игры участник соревнования достигнет уровня удовольствия из жизни, на которой он никогда не будет жертвой оценок и сравнений с другими. Если этот аспект не будет развит это обязательно приведёт к тому, что взрослый человек чаще окажется недовольным собой, будет сокрушатся, что не достиг того, что другие, забывая, что был создан с полностью другим потенциалом, который он должен был в себе реализовать.

Анализируя дальше понятие самореализации, мы понимаем ее как связь самовосприятия и самоопределения, а это стоит на вершине пирамиды потребностей, определяет и создает сильный хребет тождественности самому себе, что выражается в уверенности в себе всегда, когда существует определенность относительно правильности своих действий. Благодаря самореализации человек не податлив на управление извне, знает, к чему направляется и может принимать решения согласно со своей совестью и стремлением чувствования счастья и удовольствия. Не каждый, однако, стремится к самореализации, большинство людей довольствуются удовлетворением более основных потребностей, никогда не реализовывая исчерпывающе собственные мечты и стремления. Из-за этого становятся податливыми на многочисленные внешние манипуляции, выполняют чьи-то планы. Вследствие всего не умеют достичь удовлетворения жизнью и чаще всего не чувствуют оптимального опыта самореализации [2,15-18].

Поэтому главной воспитательной ролью тренера, особенно детей и молодежи, является формирование сознательной потребности самореализации молодых участников соревнования. То есть следует создавать возможным молодым людям иметь собственное чувствование и переживание ситуаций, часто трудных, а не их замещение готовыми решениями, подсказанными тренером. Поскольку только так повзрослевшие люди будут уметь посоветовать самому себе без участия руководителей, на-

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 262-275

чальников. Единственный способ создать навык самореализации есть создание виденья своего будущего, совместимого с потребностями молодого участника соревнования, а также формирования вместе с ним долгосрочных целей и возникающих из них жизненных заданий.

Ролью тренера является установление целей, определение способов и воспитание дисциплины их реализации. Тренер должен откровенно определить команде, над чем она должна работать [5]. Начав от наименьших дневных (малые задания) целей, через месячные и годовые цели, затем к жизненным целям. Все цели должны натуральным способ соединяться с собой. Жизненная цель должна возникать из индивидуальных замыслов и потребностей, от неё зависят другие многолетние цели, а также ежедневная цель, которая реализуется в конкретное действие [7].

Цели и достижение успеха. Когда мы удовлетворили потребности, которые мы чувствуем, немедленно появляются следующие и мы стремимся дальше. Это непрерывное неудовлетворение действительным является препятствием к самоудовлетворению. Многие попадают в эту ловушку непрерывно растущих ожиданий. Богатство, власть, секс становятся главными целями, которые определяют направление действий. Но если человек будет посвящать немного времени на рефлексы, то возвращается разочарование - с каждым достигнутым успехом каждый раз станет видно, что деньги, власть, общественный статус и состояние владения не имеют никакого влияния на качество жизни.

Тренер должен, однако, помнить, что есть опасность попасть в ловушку установкой слишком чрезмерных целей, связанных всего лишь с достижением успеха. Цели следует намечать таким образом, чтобы успех не был единственным стремлением. «Не старайся добиться успеха - чем более ты сделаешь его своей целью, тем труднее будет тебе его получение». Поскольку успех, подобно счастью, не является чем-то, за чем можно бегать, - должен возникнуть как незадуманный побочный эффект самопожертвование чему-то больше, чем собственная судьба» [2]. Следовательно, не выигрыш в чемпионате должен быть наивысшей целью, но само участие в соперничестве, и не факт меткого броска должен вести к ощущению успеха,

но сама возможность и удовлетворение от игры в питербаскет (радиальный баскетбол).

Цели и наивысшее усилие. Установление и прокладывание целей, должно быть тесно связаны с тем, чтобы испытать ощущения счастья, осуществления и самореализации. А чувствование таких именно, возвышенных чувств удовольствия, выполнения и течения позитивной энергии должно быть увенчанием стремлений и инструментом построения идеи и практики в работе тренера. Одновременно, однако, следует помнить, что наилучшие минуты в жизни не случаются в периоды пассивности и отдыха (хоть опыты этого типа также могут быть приятны), но только тогда, когда тело и/или ум максимально напряжены в добровольном усилии, направленном на то, чтобы выполнить что-то действительно трудное и ценное. Поэтому процесс определения целей должен соединять ощущение удовлетворения с сознательным (следовательно одобренным и хорошо понимаемым) осущестлениемием труда, чтобы достичь то удовлетворение. Роль тренера здесь необыкновенно существенна, поскольку умение подойти к участнику соревнования и убедить-мотивировать его, за собой возникновением у него желания взвалить на себя такой труд, который ведет к наивозвышенным переживаниям [2].

Цели и признание. Следует помнить, что всё взаимосвязано, как тренер реализовывал свои цели через участников соревнования, так и участники соревнования реализовывают свои собственные цели с помощью тренера. Задание тренера является объединением целей всех участников соревнования с пользованием собственного видения и философии. Тренер, спокойно и последовательно донося свою философию, должен соединять её с помощью виденья и цели участников соревнования, фокусируя вокруг себя их стремления [1].

Определение целей и прокладывания дороги к их достижению являются ключевыми необходимыми действиями к психообщественному построению коллектива, достижению прогресса, успеха и удовольствия.

Однако само определение целей может не принести ожидаемого результата. Условием действенности определенной тренером цели является признание. Чтобы цель была признана, она должна быть оценена участниками ко-

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 262-275

манды как осуществимая, реальная, доступная, возможная к реализации и пригодная. Во время постановки и самого действия участник соревнования должен быть убежден, что цель будет достигнута. Иначе говоря задание должно «угодить участнику» соревнования [4].

Попадание заданием в участника соревнования - это использование им его потенциала, возникающее из его одобрения и понимания. По этому принципу тренер должен требовать от участников соревнования во время матча умений, относительно которых участник соревнования определённо знает (одобрение), что он их умеет (показал его на тренинге и чувствует, что его умеет). В ином случае, когда тренер требует от участника соревнования умения, относительно которого игрок не имеет определенности , эта ситуация доводит до усталости, а также скрытого или явного конфликта. Что вследствие может вести к ощущению нехватки удовлетворения, снижению ощущения собственной ценности и определенности себя и даже к агрессии.

Подытоживая, мы считаем, что вышеупомянутые обоснования, которые мы представили

в статье должны дать мотивацию к развитию этой игры в Европе и в мире. В Польше мы провели ряд актуальных семинаров, презентаций, мастер-классов и турниров, на которых мы стараемся подготовить кадры тренеров и судей, которые с желанием и пониманием вышеупомянутых психопедагогических аспектов будут реализовывать концепцию и участие в спорте через игру в питербаскет (радиальный баскетбол).

Любая эффективная коллективная игра (понимаемая в широком смысле, а не только спортивная, представляет собой гармоничный баланс суммы (совокупности) индивидуально -эгоистических желаний, программ. Целей, действий всех отдельных игроков и коллективистски-социально ориентированных целей, программ, стратегических и тактических действий команды в целом, реализуемых как установки тренера.

Питербаскет (радиалный баскетбол) позволяет достичь этого баланса с большей лёгкостью, быстрее, с меньшими затратами и с большей эффективностью.

ROLA COACHA W UPODMIOTOWIENIU ZAWODNIKÓW W CELU ICH SAMOREALIZACJI W

ASPEKCIE KONCEPCJI GRY W PITERBASKET

TADEUSZ HUCIÑSKI, PAWEt LENIK, TOMASZ WILCZEWSKI

Politechnika Koszalinska, Educatum, ul. Wroclawska 49d / 38,15-644 Bialystok, Polska

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Streszczenie. Niniejszy artykul przedstawia dzialania trenera, który za pomoc^ gry „Piterbasket" okresla narz^dzia metodyczne do realizacji celów, rozwoju spofecznej osobowosci. Specyfika gry w „Piterbasket" umozliwia trenerowi szeroki zakres dzialañ maj^cych na celu upomiotowienie zawodnika. Koncepcja gry w „Piterbasket" umozliwia zawodnikowi odczuwanie i przezywanie sytuacji budowania i rozwijania w sobie kompetencji psychospofecznych.

Slowa kluczowe: Piterbasket, upodmiotowienie zawodnika, koncentracja.

Wprowadzenie. Piterbasket jako gra sportowa zostala przedstawiona w grudniu 2002 roku w Sankt Petersburgu w Palacu Sportu na IX Mi^dzynarodowym Turnieju o „Puchar Wladimira Pietrowicza Kondrashina i Alexandera Belova. Przepisy gry s^ proste i latwe do opanowania w krótkim czasie co stanowi o jej specyficznym charakterze.

Pole gry stanowi trzy okr^gi o srednicy do 18 metrów. Najmniejsze kolo stanowi obszar pola 3 sekund, kolejne okr^gi wskazuj^ strefy dwupunktow^ a ostatni trzypunktow^. W srodku

boiska umiejscowione jest trojk^t rownoboczny skladaj^cy si§ z trzeb tablic z przymocowanymi koszami. W kazdej druzynie ma prawo przebywac na boisku tylko trzech graczy a sama rozgrywka podzielona jest na trzy 15-minutowe tercje z przerw^ 5 minut mi^dzy kazd^ z nich. Kazda druzyna ma prawo rzucic pitk§ w dowolnym miejscu na koszu, bez wzgl^du na ustawieni si§ zawodnikow ataku i obrony

(http://www.piterbasket.com)

Wszechstronnosc gry umozliwia jej wprowadzanie dla roznych grup wiekowych, od

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 262-275

wczesnego dziecinstwa (4-7 lat) poprzez mlodziez 7-13 az do grup seniorskich nawet powyzej 70 lat. W zaleznosci od kategorii wiekowej kosze zawieszone sy na roznych wysokosciach co korzystnie wplywa adaptaj i koncentraj grajycych w „Piterbasket". Kolejnym czynnikiem warunkujycym pozytywny wplyw dyscypliny na grajycych jest aktywny obszar dzialania - czyli rzeczywista strefa dla jednego zawodnika, ktory wynosi 42,2 m2 a nie jak w koszykowce 36,4 m2. W zwiyzku tym nasuwa sie kilka istotnych spostrzezen, ze „Piterbasket" pozwala na uzyskanie przewagi w aspekcie koncepcji gry zespolu dzi^ki podaniom a nie kozlowaniu. Przykladem tego jest zwi^kszone pole powierzchni gry, w ktorym utrudnione i nieskuteczne jest zdobywanie przestrzeni zawodnikowi kozlujycemu, wi^c juz w pierwszym kontakcie z ty dyscypliny zawodnicy sami zauwazajy wi^kszy wartosc podania, a tym samym zaczynajy myslec o partnerze.

Kozlowanie jest dozwolone, ale tylko w przypadku braku mozliwosci podania pilki do partnera z zespolu. W tym miejscu nalezy podkreslic przewagi w aspekcie psychospolecznym, poniewaz kazde podanie przejawia si§ tworzeniem wspolnych relacji zawodnikow jednej druzyny, odczuwaniem si§ wzajemnie. Natomiast kozlowanie zaspokaja egoistyczne potrzeby gracza, ktory posiada pilk§.

Rola trenera w „Piterbaskecie" zyskuje zatem ogromny wartosc poniewaz poprzez proces szkolenia oraz uczestnictwo w rywalizacji sportowej zawodnik szerzej niz w przypadku zwyklej koszykowki rozwija dzialania empatyczne dyzyce do wspolpracy z przewaga nad zachowaniami egoistycznymi, czyli kozlowaniu.

Cel pracy. Glownym celem pracy autorow jest przedstawienie wartosci psychospolecznych w zakresie upodmiotowienia zawodnika dzi^ki uczestnictwu w sporcie jakim jest Piterbasket. Zadaniem artykulu jest przedstawienie mechanizmow jakie zachodzy w swiadomosci czlowieka, aby dzialanie trenera nie kolidowalo z prawdziwymi potrzebami, przezyciami i odczuciami zawodnika. Wiedzy zawarta w dalszej cz^sci pracy stanowi podstawowe narz^dzie do ksztaltowania prawidlowych postaw zyciowych, dzi^ki ktorym uczestnik gry w Piterbasket osiygnie poziom spelnienia, zadowolenia i samorealizacji przez cale swoje zycie.

Prawda i samokontrola. Dlaczego upodmiatawiac? Swiatowej slawy filozof i profesor na Uniwersytecie w Oksfordzie Leszek Kolakowski dzielil prawdy wedlug dwoch kategorii. Jako pierwszy wyroznial prawdy definiowany jako zgodnosc z rzeczywistosciy (prawda rzeczywista), jako drugy widzial prawdy jako zgodnosc z okreslonymi kryteriami. Z jednej strony okreslal wi^c prawdy plynycy ze zrodla, z ludzkiego wn^trza, ukazujycy rzeczywisty stan rzeczy (prawdziwe potrzeby, pragnienia, marzenia). Z drugiej wyroznil prawdy oparty na kryteriach, a wi^c dyzycy do zgodnosci z konkretny wizjy, najcz^sciej pochodzycy z zewnytrz czlowieka i z jego perspektywy b^dyca wyrazem czyichs dyzen, planow i pragnien [3] . Obie koncepcje prawdy scierajy si§ na wielu polach, rowniez w koszykowce. Przykladem moze byc tu sytuacja, w ktorej zawodnik odczuwa prawdziwe, zgodne z jego umiej^tnosciami rozwiyzanie, podczas gdy trener wymusza swojy wlasny wizj§, wedlug kryteriow ktore narzucil. Sytuacja taka najcz^sciej prowadzi do konfliktu wewn^trznego i prowokuje do pytania - Postqpic zgodnie z samym sobq czy tez wedlug tego czego oczekuje trener? Dlatego sztuky coacha jest zawsze dyzenie do sytuacji prawdy rzeczywistej, zgodnej z prawdy odczuwany przez zawodnika. Dzi^ki temu nie dochodzi do sytuacji konfliktu wewn^trznego. Taktyka sytuacyjna oddaje znacznie wi^cej autonomii zawodnikom i pozwala im na szukanie ich wlasnej prawdy rzeczywistej, kosztem wplywu i prawdy trenera [7].

W zwiyzku z powyzszym nalezy podkreslic, ze podczas gry w „Piterbasket" wszelkie narzucanie schematow nie ma zadnego sensu z dwoch powodow. Pierwszym jest brak wymiernych rezultatow w skutecznosci gry poniewaz wszelkie dziania w tej dyscyplinie opierajy si§ na sytuacjach, w ktorych zawodnik gra 1x1 bez pilki w ataku aby uzyskac przewaga nad obroncy, wyprzedzeniem go o "krok" i zakonczenie akcji celnym rzutem. Drugim powodem jest wielosc zmiennych w czasie gry, poniewaz zawodnik w kazdej chwili moze zmienic decyzj^, kierunek gry i wykonac rzut do kosza po innej stronie boiska, wi^c narzucanie schematow zespolowi przez trenera jest blödem, a jego konsekwencjy moze byc konflikt wewn^trzny w zawodnikach.

Zgodnie z powyzszym zalozeniem roly trenera jest umozliwienie zawodnikowi

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 262-275

odnalezienie rzeczywistej prawdy, plyn^cej z ich wn^trza, co nie jest spraw^ latwq, a podejmowanie decyzji i dzialanie w oparciu o wlasne przekonania i wlasn^ prawdy, wymaga ogromnej determinacji i duzej pracy nad samokontrol^. Jest to trudne z dwoch powodow: Po pierwsze samokontrola musi przebiegac na wielu poziomach: kontroli dzialan lub zachowan, kontroli ukrytych pop^dow fizjologicznych, kontroli funkcji intelektualnych (np. kontrola mysli) oraz kontroli emocji (np. uczuc) [2,6,7,10]. Co wymaga pracy nad wszystkimi czynnikami psychospolecznymi od intencji i intuicji, poprzez motywacj^, koncentraj po pewnosc siebie i zarz^dzanie emocjami. Drugim czynnikiem jest realizowanie przez cafe zycie procesu podejmowania decyzji „naciskanego" przez dwie pot^zne sily. Z jednej strony s^ to najrozniejsze oczekiwania spoleczne i wynikaj^ce z nich potrzeby uznania, akceptacji, ale rowniez potrzeby fizjologiczne czy przynaleznosci. Z drugiej strony s^ to wlasne slabosci, lenistwo i podswiadome d^zenie do wygody. Obie te sily probuj^ wplywac na nasze decyzje i cz^sto odwodz^ nas od dzialania zgodnego z nasz^ wewn^trzn^ prawdq, ktora prowadzi nas do naszych indywidualnych celow. Uleganie jednemu lub drugiemu naciskowi prowadzi do konfliktu z samym sob^ i negatywnie oddzialuje na realizowanie naszych zamierzen. Natomiast posiadanie wyksztalconych umiej^tnosci psychospolecznych, zdolnosc do odnajdowania wlasnej prawdy i samokontrola prowadz^ do zbudowania silnego kr^goslupa tozsamosci, dzi^ki ktoremu mozliwa jest samorealizacja i doswiadczanie prawdziwych sukcesow [4,5,7].

Z praktyki wynika, ze Piterbasket moze byc narz^dziem, ktore poprzez blyskawiczne zmiany sytuacji meczowych, moze usuwac bardzo cz^ste pojawiaj^ce si§ sklonnosci do prowadzenia dialogu wewn^trznego nakierowanego na przeszlosc, a co za tym idzie nakierowanego na obwinianie siebie lub innych za sytuacje z przeszlosci. Najcz^stszym efektem tak prowadzonego dialogu wewn^trznego s^ negatywne iluminacje prowadz^ce do obnizenia pewnosci siebie oraz do powstania l^kow. Nalezy pami^tac, ze podstaw^ skutecznego dialogu wewn^trznego jest umiej^tnosc nakierowania mysli na odpowiednie tory. Pozytywne warunki dla skutecznego dialogu wewn^trznego mog3 powstac tylko wtedy, kiedy mysli skupi^ si§ na

chwili obecnej ("tu i teraz"), a takze na wyznaczonych celach i wynikaj^cych z nich zadaniach [1].

Tabela 1

Podstawowe zalozenia skutecznego dialogu wewn^trznego

Wyeliminowanie odczucia obwiniania siebie za sytuacje z przeszlosci.

Wyeliminowanie odczucia obwiniania innych za sytuacje z przeszlosci.

Wprowadzenie koncentracji nastawionej na terazniejszosc (nastawienie na "tu i teraz").

Wprowadzenie motywacji nastawionej na cele.

Wprowadzenie motywacji i koncentracji nastawionej na zadanie wynikaj3.ce z przyj^tych celow (autonomiczne ego pozytywne).

Zrodlo: opracowanie wlasne

Z powyzszych uzasadnien wynika, ze rol^ trenera jest upodmiotowienie zawodnika kosztem uprzedmiotowienia siebie. Tylko dzialania, ktore maj^ na celu pozostawic zawodnika wlasnym przezyciom, bez narzucania osoby trenera mog^ dac efekt w postaci uksztaltowania doroslego czlowieka pelnego wartosci w sferze skutecznego, samodzielnego dzialania.

Rola upodmiotowienia zespolu kosztem uprzedmiotowienia trenera w aspekcie procesu psychopedagogicznego. Jedn^ z kluczowych umiej^tnosci w pracy nowoczesnego cocha jest zdolnosc do swiadomego zarz^dzania odpowiedzialnosci^ swojq, zawodnikow, grupy i zespolu, szczegolnie w sytuacjach trudnych. Poniewaz najcz^stszym bl^dem trenerow jest przejmowanie na siebie calej odpowiedzialnosci we wszystkich fazach prowadzenia zespolu, nalezy pami^tac ze rola trenera jest najwazniejsza przed i po zawodach, natomiast w trakcie zawodow (w trakcie meczu) trener powinien si§ uprzedmiotowic na korzysc upodmiotowienia zawodnikow.

Odpowiednie rozumienie kwestii upodmiotowienia zespolu daje mozliwosc przekazania odpowiedzialnosci za najwazniejsze decyzje podczas meczu zawodnikom. Trener, ktory jest uprzedmiotowiony, stoi z boku, „2 kroku z tylu", doprowadza do odpowiedzialnosci za decyzje i gr§ zespolu, pozwalaj^c zawodnikom na uzywanie wlasnej kreatywnosci. Rywalizacja

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2Ql6 - V. 23, № 4 - P. 262-275

(zawody, mecz) to caly czas rezygnacji upodmiotowienia trenera na korzysc upodmiotowienia zespolu, w celu uzyskania odpowiedzialnosci zespolu, nacisku na decyzjç i decyzjç (kreacjç). Dziçki czemu powstaje akceptacja (uznanie) wzglçdem ról i zadañ w zespole (swoich i partnerów), a sydy i oceny wewnytrz grupy stajy siç zgodne i w efekcie poglçbia siç spójnosc zespolu. W przypadku upodmiotowienia siç trenera nastçpuje zjawisko odwrotne czyli atrofia, rozumiana jako rozpad spójnosci zespolu i uprzedmiotowienie zespolu (zespól faktycznie staje siç przedmiotem, pozbawionym mozliwosci samostanowienia) [7].

Cechy i elementy procesu upodmiotowienia zawodnika przez trenera:

- Akceptacja dla potrzeb zawodnika. Upodmiotowienie to akceptacja i zrozumienie dla potrzeb zawodnika po to aby on rozumial potrzeby trenera.

- Selekcja mozliwosci, potrzeb i wartosci.

- Dzialanie, myslenie.

- Szukanie potrzeb. Fierwszy krok dotarcia do potrzeb partnera - znaczenie poznawcze.

- Budowanie nastroju. Inspirowanie i „wytwarzanie" potrzeb.

- Obnizanie wartosci egoistycznych zachowañ. Im mniejszy egoizm tym wyzszy poziom upodmiotowienia mozna osiygnyc.

- Empatia. Im wiçksza tym wyzszy poziom upodmiotowienia mozna osiygnyc

- Wytrzymalosc emocjonalna w aspekcie potrzeb - cierpliwosc. Nalezy zawiesic wlasny potrzebç do czasu, pojawienia siç potrzeby partnera.

- Szukanie i inspirowanie zbieznosci potrzeb.

- Rzeczywiste upodmiotowienie. Realizowanie potrzeb obu partnerów.

- Fozytywny rezonans. Upodmiotowienie tworzy rezonans, wartosc dodatkowy poprzez realizowanie siebie we wspólnych potrzebach [6].

Fowyzsze cechy dokladnie obrazujy postawç jaka trener Fiterbasketu powinien przyjyc. Fostçpujyc zgodnie z powyzszymi elementami, dziçki uczestnictwu w sporcie uksztaltujy siç w zawodniku postawy zyciowe, które umozliwiy prawidlowe funkcjonowanie w relacjach ze soby samym, partnerem oraz grupy osób. Idyc dalej w tym kierunku autorzy sydzy, ze upodmiotowianie zawodnika przyniesie nastçpujyce skutki:

Szacunek do trenera w kontekscie czynnikow psychospolecznych. W potocznym rozumieniu szacunek okresla siç najczçsciej przez pryzmat jego przejawöw, a wiçc tego czy na skutek okreslonych dzialan i postaw powstajy odczucia respektu i posluszenstwa (posluchu). Dla coacha wazniejsze sy jednak, od samych przejawöw, zrodla pochodzenia szacunku. Ze wzglçdu na zrodla, a wiçc pochodzenie odczucia szacunku mozna wyroznic:

Szacunek do osoby (szacunek rzeczywisty) Kiedy szacunek wynika z akceptacji i zrozumienia dla drugiej osoby. Szacunek jest wtedy rozumiany jako dobra intencja (dobra wola) trenera w stosunku do potrzeb zawodnika. Uwidacznia siç kiedy zawodnik wie, ze trener czuje i rozumie jego potrzeby. W koszykowce i Piterbaskecie potrzeby zawodnika to umiejçtnosci, kompetencje i wiedza, ktory zawodnik stosuje w grze. By zapracowac na rzeczywisty szacunku trener musi nauczyc siç wczuwania sie w to co mowiy zawodnicy. Powinien rozmawiac i sluchac ze zrozumieniem. Kluczowy umiejçtnosciy jest zarzydzanie emocjami. Dziçki powstaniu rzeczywistego odczucia szacunku zawodnika do trenera likwidowana jest zlosc, negatywne emocje i zla energia, a powstaje koncentracja na wspolnym celu i zadaniach. W sytuacji rzeczywistego szacunku zadne czynniki zewnçtrzne nie sy w stanie zaburzyc koncentracji i zaufania w zespole, zwiçksza siç poczucie wartosci wlasnej, co umozliwia przezywanie radosci [7].

Poczucie szacunku umozliwia:

- stworzenie skutecznej podstawy do zmian (postçpu);

- szybsze radzenie sobie z blçdami;

- szybsze i skuteczniejsze wychodzenie z porazek;

- szybsze wejscie w rytm, narzucenie swojego stylu gry, uzyskanie przewagi taktycznej i punktowej;

- stabilizacjç;

- kontrolç.

Szacunek do instytucji (stanowiska). Kiedy pojawiajy siç przejawy szacunku, jednak ich zrodlem nie jest zachowanie ani wplyw konkretnej osoby (trenera), ale zajmowane przez niy stanowisko lub instytucja, ktory reprezentuje. Moze byc mylnie rozumiany jako szacunek do osoby, gdyz jego przejawy ogniskujy siç wokol konkretnego czlowieka (np. trenera, nauczyciela,

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2Q16 - V. 23, № 4 - P. 262-275

rodzica). Zawodnik okazuje wówczas przejawy szacunku wzglçdem trenera, jednak wynikaj^ one wyl^cznie z rodzaju zajmowanego przez niego stanowiska, a nie z odczucia rzeczywistego szacunku do niego jako osoby, jej postçpowania i tego jak wplywa na otoczenie. Na tej samej zasadzie zawodnik moze okazywac przejawy szacunku, poniewaz czuje siç wyrózniony prac^ w znanym i cenionym klubie z tradycjami. Istotne jest by coach wiedziat, ze w istocie nie ma wplywu na ten rodzaj szacunku. W wiçkszosci przypadków nie jest w stanie ani go zbudowac ani zniszczyc. Moze wykorzystywac go do wtasnych celów, ale nie powinien traktowac go jako szacunku do niego jako osoby. Wazne jest wiçc odróznianie pochodzenia (zródet) przejawów szacunku, poniewaz tylko rzeczywisty szacunek moze prowadzic do budowy prawdziwych i trwalych relacji coacha z zawodnikami, a w konsekwencji do uzyskania postçpu [7].

Szacunek nierzeczywisty i brak szacunku O braku szacunku mozna mówic, kiedy nie wystçpuj^ objawy szacunku ani do osoby ani do instytucji. Szacunek nierzeczywisty to inaczej brak rzeczywistego szacunku, wystçpuje kiedy pojawiaj^ siç przejawy szacunku (np. okazywanie postuszenstwa), ale ich zródtem jest odczuwanie negatywnych emocji (strachu, lçku). Czçsto slyszy siç, ze trener zyskat sobie szacunek bo „ostro potraktowat" zawodników. Tego typu przejawy szacunku oparte na strachu, niepewnosci lub lçku w stosunku do trenera, prowadz^ do ttumienia potrzeb, odczuwania ztych emocji oraz braku akceptacji, a w konsekwencji do chçci odwetu, ztosliwosci i zachowan „na pokaz" lub „na przekór".

Zachowanie trenera prowadz^ce do odczuwania przez zawodników szacunku nierzeczywistego (lub braku szacunku):

- ttumienie emocji (oschtosc emocjonalna, stwarzanie barier emocjonalnych, ucieczka w kwestie racjonalne - technika, taktyka, motoryka);

- nieadekwatne wyrazanie emocji (agresja stowna lub fizyczna);

- nadmierne i nieumiejçtne stosowanie kar (straszenie, grozby);

- nadmierne wymagania;

- unikanie sytuacjach trudnych;

- w sytuacji porazki - szukanie winnego wszçdzie poza sob^;

- w sytuacji sukcesu - przypisywanie sobie najwiçkszych zasiug;

- przemawianie zamiast rozmowy;

- siuchanie bez zrozumienia;

Autorzy uwazajq, ze Piterbasket znacznie szybszym stopniu niz tradycyjna koszykowka pozwala zaspokajac potrzeby zawodnikow. Wszystkie znane potrzeby mozna zamkn^c w klasycznej typologii opracowanej przez siynnego, amerykanskiego psychologa Abrahama Maslowa. Za najbardziej podstawowe okresla on potrzeby fizjologiczne i potrzeby bezpieczenstwa. Twierdzi, ze gdy zostan^ zaspokojone, w naturalny sposob cziowiek zwraca siç ku potrzebom zwi^zanym z zyciem w spoieczenstwie, czyli potrzebom: miiosci, przynaleznosci oraz potrzebom szacunku, uznania i akceptacji. Dopiero gdy i one zostan^ zaspokojone cziowiek kieruje swoj^ uwagç na najwyzsz^ grupç w hierarchii potrzeb. S^ nimi potrzeby, ktorych zrodio pochodzi z wnçtrza cziowieka i dotycz^ wykorzystania unikatowego potencjaiu oraz samorealizacji.

Najwyzszym celem uczestnictwa w grze Piterbasket jest samorealizacja, dziçki wieloletnim doswiadczeniom w niej zebranym zawodnik osiqgnie poziom zadowolenia z zycia, w ktorym nigdy nie bçdzie ofiar^ ocen i porownan innych. Jesli ten aspekt nie zostanie rozwiniçty, dorosiy cziowiek czçsto nie jest zadowolony z siebie, martwi siç, ze nie osiqgn^i tego co inni i zapomina, ze zostai stworzony z zupeinie innym potencjaiem, ktory musi w sobie uwolnic.

Tiumacz^c dalej pojçcie samorealizacji, rozumiemy j^ jako powi^zanie samoakceptacji i samostanowienia, a to stoi na szczycie piramidy potrzeb. Okresla i tworzy silny krçgosiup tozsamosci, wyrazaj^cy siç w nieugiçtej postawie zawsze wtedy, kiedy istnieje pewnosc co do siusznosci dziaiania. Dziçki samorealizacji cziowiek nie jest podatny na sterowanie z zewn^trz, wie do czego d^zy i moze podejmowac decyzje zgodnie ze swoim sumieniem i pragnieniem odczuwania szczçscia i przyjemnosci. Nie kazdy jednak d^zy do samorealizacji, wiçkszosc ludzi zadowala siç zaspokojeniem bardziej podstawowych potrzeb nigdy nie realizuj^c prawdziwie wiasnych marzen i pragnien. Przez to staj^ siç podatni na liczne manipulacje, wykonuj^ czyjes plany, w konsekwencji nie potrafi^ osiqgn^c satysfakcji z zycia i najczçsciej nie odczuwaj^ optymalnego

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2Ql6 - V. 23, № 4 - P. 262-275

doswiadczenia spelniania (flow - przeplywu) [2,15-18].

Dlatego tez glówny roly wychowawczy coacha, szczególnie dzieci i mlodziezy, jest wyksztalcenie swiadomej potrzeby samorealizacji mtodych zawodników. To znaczy nalezy umozliwiac mlodym ludziom wlasne odczuwanie i przezywanie sytuacji, czçsto trudnych, a nie zastçpowanie ich gotowymi rozwiyzaniami narzuconymi przez trenera. Foniewaz tylko tak, jako dorosli ludzie bçdy potrafili sobie poradzic samemu bez udzialu kierowników, przelozonych. Jedynym sposobem na stworzenie swiadomosc samorealizacji jest tworzenie wizji przyszlosci zgodnej z potrzebami mlodego zawodnika oraz wytyczanie wraz z nim dlugoterminowych celów i wynikajycych z nich zyciowych zadañ.

Roly coacha jest wytyczanie celów, okreslanie sposobów i przestrzeganie dyscypliny ich realizacji. „Coach musi otwarcie uswiadomic druzynie, w jakim jest punkcie oraz nad czym powinni pracowac." (Riley 1993). Foczywszy od najmniejszych celów dziennych (male zadania), poprzez cele miesiçczne i roczne, az do celów zyciowych. Wszystkie cele muszy w naturalny sposób lyczyc siç ze soby. Cel zyciowy powinien wynikac z indywidualnych marzeñ i potrzeb, od niego uzaleznione sy pozostale cele wieloletnie, a takze cel dzienny, który przeklada siç na konkretne dzialanie [7].

Cele a osiyganie sukcesu.

Kiedy zaspokoimy potrzeby które odczuwamy natychmiast pojawiajy siç kolejne a my pragniemy wiçcej. To ciygle niezaspokojenie jest przeszkody do odczuwania zadowolenia. Wiele osób wpada w ty pulapkç ciygle rosnycych oczekiwañ. Bogactwo, wladza, seks stajy siç glównymi celami wyznaczajycymi kierunek dzialañ. Ale jesli poswiçci siç nieco czasu na refleksje powraca rozczarowanie - z kazdym odniesionym sukcesem coraz jasniej widac, ze pieniydze, wladza, status spoleczny i stan posiadania nie maja zadnego wplywu na jakosc zycia.

Coach powinien jednak pamiçtac by nie wpasc w pulapkç wyznaczania zbyt wygórowanych celów, zwiyzanych jedynie z osiygniçciem sukcesu. Cele nalezy wytyczac w taki sposób by sukces nie byl jedynym dyzeniem. „Nie staraj siç osiygnyc sukcesu - im bardziej uczynisz go swoim celem, tym trudniej bçdzie ci go zdobyc.

Foniewaz sukces, podobnie jak szczçscie, nie jest czyms, za czym mozna siç uganiac - musi wyniknyc, jako niezamierzony efekt uboczny poswiçcenia siç czemus wiçkszemu niz wlasny los" [2]. A wiçc nie wygrana w mistrzostwach powinna byc najwyzszym celem, ale samo uczestnictwo w rywalizacji i nie fakt celnego rzutu powinien stanowic o poczuciu sukcesu, ale sama mozliwosc i przyjemnosc gry w koszykówk^.

Cele a najwyzszy wysitek. Ustalanie i wytyczanie celów, powinno byc scisle zwiyzane z doswiadczaniem poczucia szczçscia, spelnienia i samorealizacji, a odczuwanie takich wlasnie, wznioslych uczuc przyjemnosci, spelniania, i przeplywu pozytywnej energii powinno byc zwieñczeniem dyzeñ i narzçdziem budowy idei i praktyk w pracy coacha. Równoczesnie jednak nalezy pamiçtac, ze najlepsze chwile w zyciu nie zdarzajy siç w momentach biernosci i odpoczynku (choc tego typu doswiadczenia równiez mogy byc przyjemne), ale wtedy kiedy cialo lub umysl napiçte sy do ostatecznych granic w dobrowolnym wysilku, skierowanym na to by wykonac cos na prawdç trudnego i wartosciowego. Dlatego proces wyznaczania celów powinien lyczyc poczucie satysfakcji ze swiadomym (a wiçc zaakceptowanym i dobrze rozumianym) podjçciem trudu by te satysfakcjç osiygnyc. Rola Coacha jest tu niezwykle istotna, poniewaz umiejçtnosc dotarcia do zawodnika i przekonania go to tej zaleznosci spowoduje jego chçci do podjçciaполиграфист. trudu prowadzycego do najwznioslejszych przezyc [2].

Cele a uznanie. Nalezy pamiçtac, ze zarówno coach realizowal swoje cele poprzez zawodników, jak i zawodnicy realizujy swoje wlasne cele z pomocy coacha. Zadaniem coacha jest uwspólniac cele zawodników korzystajyc z wlasnej wizji i filozofii.. Coach spokojnie i konsekwentnie tlumaczyc swojy filozofiç powinien lyczyc za jej pomocy wizje i cele zawodników, ogniskujyc wokól siebie ich dyzenia [1].

Wyznaczanie celów i wytyczanie drogi do ich osiygniçcia sy kluczowymi dzialaniami niezbçdnymi do psychospolecznej budowy zespolu, osiygniçcia postçpu, sukcesu i przyjemnosci.

Jednak samo wyznaczenie celów moze nie przyniesc oczekiwanych korzysci. Warunkiem skutecznosci wyznaczonego przez trenera celu jest uznanie. Aby cel zostal uznany musi byc oceniony

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 262-275

przez zawodnik6w ]ако wykonalny, геа1пу, dost§pny, moz1iwy do zrea1izowania i przydatny. W czasie postanowienia i samego dzialania zawodnik musi Ъус przekonany, ze ce1 Ъ§dzie osiqgni§ty. Inaczej m6wщc zadanie musi Ъус "trafione w zawodnikaм [4].

Trafienie zadaniem w zawodnika to wykorzystanie jego potencjalu wynikajyce z jego akceptacji i zrozumienia. Na tej zasadzie trener powinien wymagaC od zawodnik6w podczas meczu umiej§tnosci, co do kt6rych zawodnik ma pewnosC (akceptacj§) ze je potrafi (pokazal je na treningu i odczuwa, ze je potrafi). W innym przypadku, kiedy trener wymaga od zawodnika umiej§tnosci, co do Й6ге] nie ma on pewnosci doprowadza do znuzenia, zm§czenia oraz:

Литература

1. Акопов А.Ю., Несмеянов А. А. Лечение и реабилитация игроков с психической зависимостью от азартной игры другой игровой деятельностью // Спортивные игры: настоящее и будущее. Материалы международной конференции. СПб, 2004. С. 1219.

2. Акопов А.Ю., Несмеянов А.А., Самедов Т.И. Открытие закономерности формирования психоэмоционального состояния человека с внешними патологическими признаками (на примере состояния больных с нарушением костей лицевого скелета // Инновационная деятельность в Вооружённых Силах Российской Федерации: труды всеармейской научно-практической конференции. СПб: ВАС, 2007. С. 7073.

3. Борисова О.Н., Несмеянов А.А., Беляева Е.А., Атлас Е.Е., Хадарцева К.А., Гранатович Н.Н.. Наумова Э.М., Хромушин В.А., Кожемов А.А. Механизмы саногенеза и возможности их коррекции: монография // под ред. Борисовой О.Н. Тула.: ООО «ТППО», 2016. 232 с.

4. Бредикис Ю.Ю. На грани. Вильнюс: БАКТАЯА, 2011.

5. Несмеянов А.А., Акопов А.Ю. Способ лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью. ЯИ БИПМ. Бюл. № 17, 20.06.2006. Патент на изобретение ЯИ № 2277899С2. Приоритет изобретения от 01.06.2004.

6. Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. Питербаскет. СПб: Геликон-Плюс, 2002.

7. Несмеянов А.А., Хадарцев А.А., Кожемов А.А. Пи-тербаскет и здоровье человека: монография. Тула:

konfliktu utajonego lub jawnego. Co w konsekwencji moze prowadzic do odczuwania braku satysfakcji, obnizenia poczucia wartosci wlasnej i pewnosci siebie, a nawet agresji.

Podsumowujyc uwazamy, ze powyzsze uzasadnienia, ktore przedstawilismy w artykule powinny dac motywacje do rozwoju tej gry w Europie i na swiecie. Aktualnie w Polsce przeprowadzilismy szereg szkolen oraz turniejow, na ktorych staramy si§ wyszkolic kadr§ trenerow, ktorzy z ch^ciy i zrozumieniem wyzej wymienionych aspektow psychopedagogicznych b^dy realizowac koncepj i uczestnictwo w sporcie poprzez gr§ w Piterbasket.

References

Akopov AYu, Nesmeyanov AA. Lechenie i reabilitat-siya igrokov s psikhicheskoy zavisimost'yu ot azartnoy igry drugoy igrovoy deyatel'nost'yu [Treatment and the rehabilitation of players with the mental dependence on the game of chance by another play activity]. Spor-tivnye igry: nastoyashchee i budushchee. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii. SPb; 2004. Russian. Akopov AYu, Nesmeyanov AA, Samedov TI. Otkrytie zakonomernosti formirovaniya psikhoemotsional'nogo sostoyaniya cheloveka s vneshnimi patologicheskimi priznakami (na primere sostoyaniya bol'nykh s naru-sheniem kostey litsevogo skeleta [Discovery laws governing molding of the psychoemotional state of man with the external pathologic signs (based on the example of the state of patients with the disturbance of the bones of the facial skeleton]. Innovatsionnaya deya-tel'nost' v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii: trudy vsearmeyskoy nauchno-prakticheskoy konferent-sii. SPb: VAS; 2007. Russian.

Borisova ON, Nesmeyanov AA, Belyaeva EA, Atlas EE, Khadartseva KA, Granatovich NN, Naumova EM, Khromushin VA, Kozhemov AA. Mekhanizmy sano-geneza i vozmozhnosti ikh korrektsii [Mechanisms of sanogeneza and possibility of their correction]: mono-grafiya. pod red. Borisovoy O.N. Tula.: OOO «TPPO»; 2016. Russian.

Бредикис ЮЮ. На грани [On the face]. Вильнюс: SANTARA; 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nesmeyanov AA, Akopov AYu. Sposob lecheniya i reabilitatsii lits s igrovoy zavisimost'yu. RU BIPM. Byul. № 17, 20.06.2006. Patent na izobre-tenie RU № 2277899C2. Prioritet izobreteniya ot 01.06.2004. Russian.

Несмеянов АА, Несмеянов ДА, Несмеянов ПА. Пи-тербаскет [It piterbasket]. СПб: Геликон-Плюс; 2002. Nesmeyanov AA, Khadartsev AA, Kozhemov AA. Pi-terbasket i zdorov'e cheloveka [Piterbasket human

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 262-275

Тульский полиграфист, 2014.

8. Портных Ю.И. «Питербаскет-валид» - большие возможности // Адаптивная физическая культура. 2003. № 2. С. 36-38.

9. Портных Ю.И., Акопов А.Ю., Вселюбский Г.А., Несмеянов А.А. Игровая терапия на этапах лечения // Спортивные игры: настоящее и будущее. Материалы международной конференции. СПб., 2004. С. 150-156.

10. Портных Ю.И., Вселюбский Г.А., Акопов А.Ю., Несмеянов А.А. Игровая реабилитация на этапах лечения раненых и больных с поражениями опорно-двигательного аппарата // Адаптивная физическая культура. 2004. № 2. С. 30-33.

11. Теория и организация адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов. Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М: Советский спорт, 2005. Т. 2. С. 238-242.

12. Хадарцев А.А., Несмеянов А.А., Еськов В.М., Фу-дин Н.А. Спортивная игра питербаскет, как восстановительная технология с позиций теории хаоса и самоорганизации (обзор научной литературы) // Успехи современного естествознания. 2014. № 3. С. 30-40.

13. Хадарцев А.А., Несмеянов А.А., Кожемов А.А. Пи-тербаскет и здоровье человека. Монография. Германия: Palmarium Academic Publishing (русск.); 2015.

14. Brzezinski M., Бизнес то есть куча людей. Варшава: Издательство Зеркало, 2010.

15. Csikszentmihalyi M. Течение, Библиотека Модератора. Taszow, 2005.

16. Hucinski T. Imopeksis Psychopedagogiczna метод управления собой, группой и ситуация стрессовую. Koszalin: Издательство Вузовские политехнические Университеты Koszalinskiej, 2015.

17. Jarymowicz M. Психологические основания podmiotowosci. PWN Катовицы, 2009.

18. Jurgis Bredikis. Tiesriba.Vilnius. SANTARA, 2009.

19. Kolakowski L., 2006 год за Вальдемаром tysiakiem ст. Относительно правды, я Считаю Rze, 2006

20. Pszczolowski T., Принципы исправного действия, Варшава: Издательство Повсеместные Знания, 1976.

21. Riley P. Победитель в каждом из нас. Центр Создания Лидеров, 1993.

health]: monografiya. Tula: Tul'skiy poligrafist; 2014. Russian.

Portnykh YuI. «Piterbasket-valid» - bol'shie vozmozh-nosti ["Piterbasket-valid" - the great possibilities]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2003;2:36-8. Russian.

Portnykh YuI, Akopov AYu, Vselyubskiy GA, Nesmeyanov AA. Igrovaya terapiya na etapakh leche-niya // Sportivnye igry: nastoyashchee i budushchee [Play therapy in the stages of treatment // the sport games: present and future]. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii. SPb.; 2004. Russian. Portnykh YuI, Vselyubskiy GA, Akopov AYu, Nesmeyanov AA. Igrovaya reabilitatsiya na etapakh lecheniya ranenykh i bol'nykh s porazheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Play rehabilitation in the stages of the treatment of injured and patients with the defeats of the supporting-motor apparatus]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2004;2:30-3. Russian. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury i kharakteristika ee osnovnykh vidov. Pod obshchey red. prof. S.P. Evseeva. Moscow: Sovetskiy sport; 2005. T. 2. Russian.

Khadartsev AA, Nesmeyanov AA, Es'kov VM, Fudin NA. Sportivnaya igra piterbasket, kak vosstanovi-tel'naya tekhnologiya s pozitsiy teorii khaosa i samoor-ganizatsii (obzor nauchnoy literatury) [Sport game pi-terbasket as reducing technology from the positions of the theory of chaos and self-organizing (survey of scientific literature)]. Uspekhi sovremennogo estest-voznaniya. 2014;3:30-40. Russian.

Хадарцев АА, Несмеянов АА, Кожемов АА. Питер-баскет и здоровье человека [Питербаскет и здоровье человека]. Монография. Германия: Palmarium Academic Publishing (русск.); 2015. Russian. Brzezinski M. Biznes to est' kucha lyudey. Varshava: Izdatel'stvo Zerkalo, 2010.

Csikszentmihalyi M. Techenie, Biblioteka Moderatora. Taszow; 2005.

Hucinski T. Imopeksis Psychopedagogiczna metod upravleniya soboy, gruppoy i situatsiya stressovuyu. Koszalin: Izdatel'stvo Vuzovskie politekhnicheskie Universitety Koszalinskiej'; 2015. Russian. Jarymowicz M. Psychological bases podmiotowosci. PWN Katovitsy; 2009.

Jurgis Bredikis. Tiesriba.Vilnius. SANTARA; 2009. Kolakowski L. 2006 year after Valdemar tysiakiem st. Relative to truth, I count Rze, 2006 Pszczolowski T, Principles of proper action, Warsaw: Publishing house general knowledge; 1976. Riley P. Conqueror in each of us, the center of the creation of leaders; 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.