УДК 316.346.32-053.6
КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ МОЛОДЫХ ПЕРМЯКОВ И ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГМП
А.Н. Хозяшева
Пермский государственный национальный исследовательский университет А.Ю. Внутских Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
В условиях постиндустриального общества значимость досуга многократно возрастает. Авторы характеризуют подходы к пониманию досуга, известные в научной литературе. Приводятся результаты исследования предпочтений молодых пермяков в выборе форм досуга, проведенного в 2020 г. Особое внимание уделено изучению тенденции перехода досуга молодежи в on-line форматы, резко усилившейся в связи с пандемией COVID-19.
Ключевые слова: досуг молодежи, Пермь, молодежная политика, онлайн форматы досуга, COVID-19.
Актуальность исследования обусловлена тенденциями развития постиндустриального (информационного) общества, экономическую сферу которого нередко называют «экономикой впечатлений» [1]. С развитием современного общества у молодежи поколений «Y» и «Z» происходит изменение системы ценностей: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. Отметим, что с развитием информационно-коммуникационных технологий, в современном обществе выделяется тенденция к «размыванию» границы между рабочим временем и свободным временем, между трудом и досугом. Особое внимание следует уделить изучению тенден-
© Хозяшева А.Н., Внутских А.Ю., 2020
ции перехода досуга молодежи в on-line форматы, резко усилившейся в связи с пандемией COVID-19. Если раньше получение образования, работа и досуг были строго разделены, то теперь же они слились. С другой стороны, актуальность исследования обусловлена началом реализации регионального проекта «Социальная активность», безусловно, «претендующего» на существенную часть досуга молодых пермяков. По итогам данного проекта планируется вовлечение к 2024 г. в добровольческую деятельность 20 % жителей края, вовлечение 45 % молодежи в творческую деятельность и 70 % студентов в клубное студенческое движение [2]. Возникает вопрос: готова ли сама пермская молодежь участвовать в этом движении, и если да, то как следует организовывать досуговую деятельность в Перми и Пермском крае, чтобы массово вовлечь в нее молодежь?
Анализируя нормативно-правовую басу в досуговой сфере, приходится констатировать тот факт, что в Российской Федерации до настоящего времени отсутствует национальный стандарт, характеризующий такие понятия как «досуг» и «досуговая деятельность». Также мы можем утверждать, что существует определенное противоречие в диалоге между государством и формирующимся обществом по поводу существующих в сфере досуга потребностях и запросах молодежи. Именно эта проблема, как представляется, является основной для нашего исследования.
Обращаясь к теоретико-методологическим подходам, в своей работе А.С. Пугачев говорит о том, что понятие «досуг» включает в себя такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах, т.е. волонтерская деятельность [3]. Следовательно, мы можем утверждать, что индикатором социально-культурного воспитания молодежи может являться волонтерская активность.
По мнению В.И. Лыкова, досуг представляет интерес для социологии молодежи, прежде всего тем, что выявляет основы социального разделения. Ученый говорит, что в постиндустриальном обществе, несмотря на экономический рост в виде более высоких доходов, параллельно наблюдается тенденция к росту расходов на досуг. Также одну из главных причин, по которым хорошо продуманная государственная молодежная политика не 185
достигает своей цели, Лыков видит в отсутствии объективной информации о существующих потребностях и запросах молодежи, а также в отсутствии равного диалога между государством и гражданским обществом [4].
По данным Росмолодежи на 2020 год численность молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет) Пермского края составила 503 тыс. чел., что составляет 19,25 % от общего числа населения Пермского края [5]. Согласно предварительному прогнозу социально-экономического развития на 01 января 2020 г. в муниципальном образовании город Пермь проживает 211 024 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет более 20 % от общего числа населения города Перми [6].
В региональном проекте «Социальная активность» достижения показателя «вовлечение молодежи в творческую деятельность» выполняется посредством проведения мероприятий в сфере культуры и искусства. Учет участников ведется посредством регистрации на мероприятие в АИС «Молодежь России», либо посредством фактической регистрации на местах. По состоянию на май 2020 г. количество молодых людей, зарегистрированных на данной платформе, проживающих в Пермском крае составляет 9078 чел. (1,8 % от численности молодежи края). Количество молодежи, зарегистрированной на платформе АИС «Молодежь России», проживающей в г. Пермь, составляет 5485 чел. (2,6 % от численности молодежи Перми). Как мы видим, процент вовлеченности в мероприятия, организуемые в рамках ГМП при условии регистрации на платформе АИС «Молодежь России», достаточно низкий.
Рассматривая сферу молодежного досуга как взаимодействие трех секторов: государственного, некоммерческого и коммерческого, нами было проведено нарративное интервью с представителями органов местного самоуправления, а также представителями коммерческого сектора с целью выяснения проблем, существующих как внутри их поля деятельности, так и при их взаимодействии. Основные проблемы, которые представители органов местной власти выделяют для себя в отношении реализации досуга молодежи Перми:
1. Неопределенность ЦА: необходимо выстроить мероприятия таким образом, чтобы были удовлетворены потребности всех групп молодежи;
2. Низкая информированность: освещение мероприятий происходит достаточно на низком уровне, зачастую, до молодежи не доходит информация о предстоящем мероприятии, практически отсутствует рекламное сопровождение в сети Интернет;
3. Плохая координация между районами: специалисты по работе с молодежью утверждают, что практически никак не взаимодействуют с другими районами, поскольку их целевой аудиторией является лишь молодежь их района;
4. Отсутствие квалифицированных специалистов, нехватка кадров в районе, высокая «кадровая текучка» в администрациях районов (за последний год из 7 специалистов по МП 5 сменились);
5. Финансирование и бюджет: ощущается острая нехватка денежных средств, выделяемых как на саму молодежную политику, так и на реализацию различных социальных проектов.
6. Отсутствие мониторинга общественного мнения по итогам реализации какого-либо проекта или мероприятия, что может дать обратную связь и скорректировать дальнейшую деятельность в планировании мероприятий.
Специалисты в области организации крупных досуговых мероприятий в Перми, говоря о взаимодействии государственных структур с коммерческим сектором в проведении и организации мероприятий в городе, отмечают проблему бумажной волокиты, которая подразумевает огромные отчеты по поводу целесообразного распределения предоставляемых средств, а также проблему несвоевременной выплаты по мероприятию со стороны заказчика досуговых услуг - государства или муниципалитета.
Основной целью молодежной политики является создание условий для самореализации молодежи и развитие ее потенциала. Возникает вопрос: чего хочет сама молодежь, чтобы жить и творить в Перми?
Отметим, что результаты исследования значимы для понимания перспектив государственной организации и некоммерческой самоорганизации молодежного досуга в Перми.
Соответствующее социологическое исследование проводилось весной 2020 г. с целью понимания интересов и намерений молодых пермяков в отношении их досуга; кроме того, использовались данные полученные в ходе опроса 2017 г., проведенного по заказу ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», где выборка составила 744 чел., проживающих в Перми в возрасте 14-30 лет. Для проведения исследования был реализован метод онлайн-опроса. Анкета распространялись на открытых Интернет-ресурсах, где большинство посетителей являются жителями Перми. Данные обрабатывались с помощью программы SPSS Statistics. Анкета была разделена на 2 блока. В первом блоке находились вопросы, характеризующие социально-демографический профиль и досуго-вые предпочтения молодежи Перми «в норме», в период без карантинных ограничений. Во втором блоке - вопросы, характеризующие досуг в период карантина/самоизоляции.
Говоря о социально-демографическом портрете респондентов, следует отметить, что большинство опрошенных стали девушки (60 %); средний возраст составил - 18-23 года (69 %); доля холостых превышает долю тех, кто находится в браке, в два раза. В большинстве случаев респондентами стали студенты вузов Перми (40 %). Если рассматривать территориальную составляющую, то подавляющее большинство респондентов проживают в Дзержинском районе.
Подводя итоги исследования, отметим ряд результатов. По оценке опрошенных, порядка 3-5 часов в день они отводят Интернету и таким же количеством свободного времени располагают. Молодые люди Перми в меньшей степени желают проводить свободное время со своей семьей, ставя в приоритет друзей, хобби и интернет. Занятия спортом особо популярны в пермской молодежной среде; занятия волонтерской деятельностью, напротив, являются достаточно непопулярным способом проведения свободного времени. Стоит отметить, что, несмотря на огромное количество и разнообразие предоставляемых досу-говых услуг, молодежь стремится к самообразованию и предпо-
читает читать книги. В культурной сфере посещение кинотеатров до сих пор остается на первом месте по способу проведения досуга, примечательно, что посещение театров оказывается на наиболее высокой ступени по предпочтительности, чем посещение ночных клубов. Впрочем, нельзя исключать что в данном случае мы сталкиваемся с феноменом «социально желаемых ответов».
В целом, судя по нашим данным, молодые пермяки в существенной мере ориентированы на западных исполнителей, несмотря на то, что государственная молодежная политика ориентирована на формирование российской культурной идентичности у молодого поколения. Несмотря на насыщенность культурно-досуговой сферы Перми молодежными слетами, форумами и фестивалями в до карантинный период, молодые пермяки отмечают нехватку качественных фестивалей «наподобие «Белых ночей»». Кроме того, молодежь миллионной Перми нередко сравнивает пространство города со столичными городами, где развита, по их мнению, культурная «ночная жизнь». Так, один из респондентов отметил: «В отличие, например, от Санкт-Петербурга, Пермь по ночам спит. Не хватает уличных музыкантов, огней, музыки». Также камнем преткновения до сих пор остается строительство аквапарка. В целом, в Перми ощущается дефицит мест, куда после окончания карантина молодые люди смогут пойти, чтобы интересно провести время досуга. - это подтверждается и исследованием 2017 г.
Судя по нашей выборке, учащиеся высших учебных заведений в большей мере пассивны в отношении проведения своего свободного времени, однако, они же в большей мере удовлетворены качеством досуговой деятельности. Самой «неудовлетворенной» своим досугом оказалась молодежь Кировского р-на. В молодежном медиа-пространстве популярность заслужили такие платформы как ВКонтакте, Instagram и Youtube. В период пандемии молодежи Перми в целом удалось адаптировать и трансформировать досуг из оффлайн форматов в режим онлайн, однако, многие при этом испытали определенный дискомфорт. В онлайн формате молодежь стала чаще всего посещать образовательные площадки, бесплатные спортивные тренировки, а также
онлайн-кинотеатры. Кроме того, увеличился процент посещающих онлайн-театры и библиотеки.
В заключении обратим внимание на то, что данное исследование представляет собой «мгновенную фотографию» динамики предпочтений пермяков — интересы, человеческие обстоятельства и структура свободного времени не статичны и постоянно претерпевают изменения, особенно в связи с дальнейшим ускорением развития сферы интернет-развлечений, IT-технологий и стремительной смены тенденций, моды и непостоянности предпочтений в сфере досуга. Развитие индустрии досуга Пермского края требует систематического мониторинга соответствующих процессов, который может быть реализован в рамках ГМП. По нашему мнению, функционированием и развитием этой сферы можно и нужно эффективно управлять.
Библиографический список
1. Комарова К.О. Феномен экономики впечатлений // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-2. С. 249-251. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13481 (дата обращения: 11.04.2020).
2. Паспорт регионального проекта «Социальная активность (Пермский край)» / Министерства образования и науки Пермского края. URL: http://minobr.permkrai.ru/upload/iblock/79f/Pasport-proekta-Sotsialnaya-aktivnost_Permskiy-kray_.pdf (дата обращения: 09.03.2020).
3. Пугачев А.С. Социализация учащихся в сфере досуга // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 365-368.
4. Лыков В.И. Изменения жизненных стратегий и досуга молодежи в исторической ретроспективе последнего времени // Эффективность реализации государственной молодёжной политики: опыт регионов и перспективы развития: сб. ст. VI Междунар.науч.-практ. конф. 2018. С. 21-28.
5. Агентство по туризму и молодежной политике Пермского края / Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). URL: https://fadm.gov.ru/agency/structure/regions/59 (дата обращения: 20.04.2020)
6. «Об утверждении муниципальной программы "Молодежь города Перми"»: постановление администрации г. Перми от 19.10.2018 № 787. URL: https://www.gorodperm.ru/docs/offDocs/?id=12112 (дата обращения: 20.04.2020).
CULTURAL LEISURE OF PERM CITY YOUTH AND PRIORITIES OF REGIONAL YOUTH POLICY
A.N. Khozyasheva
Perm State University A.Yu. Vnutskikh
Perm State University, Perm National Research
Polytechnic University
In the conditions of a post-industrial society, the importance of leisure increases many times. The authors characterize the approaches to understanding leisure, known in the scientific literature. The results of a study of the preferences of young Permians in choosing leisure activities carried out in 2020 are presented. Particular attention is paid to the study of the trend of the transition of youth leisure to online formats, which has sharply intensified in connection with the COVID-19 pandemic.
Keywords: youth leisure, Perm city, youth policy, online leisure formats, COVID-19.