Научная статья на тему 'Внеинституциональные формы молодежного досуга'

Внеинституциональные формы молодежного досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
422
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / СТРУКТУРА МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА / ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА / YOUTH SOCIOLOGY / FREE TIME / LEISURE / STRUCTURE OF YOUTH LEISURE / ORGANIZATION OF YOUTH LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рябов Михаил Александрович, Макрушина Мария Дмитриевна

Раскрываются основные характеристики молодежного досуга, его структурные и содержательные аспекты. Особый упор сделан на формы самоорганизации при проведении досуга молодежью. В среде молодежи присутствует дифференциация как по времени, выделяемом на досуг, так и по возможностям его проведения. В старших молодежных возрастах увеличиваются материальные возможности, но при этом необусловленный досуг вытесняется различными формами координированного и дополнительного досуга. Большую роль начинает играть компенсаторный досуг. Для младших молодежных возрастов характерны внесемейные формы досуга, ориентированные на общение со сверстниками. Ограниченные материальные возможности, недостатки городской досуговой инфраструктуры приводят к активному использованию внеинституциональных форм досуга. Такие формы досуга, основанные на его самостоятельной организации молодежью, позволяют реализовать основные функции досуга. В то же время они увеличивают вероятность пассивно-развлекательных и антисоциальных видов досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA-INSTITUTIONAL FORMS OF YOUTH LEISURE

The main characteristics of youth leisure, its structural and informative aspects are revealed in the article. Particular emphasis is placed on the forms of self-organization during leisure activities by young people. Among young people there is a differentiation both in terms of time allocated for leisure and in terms of its possibilities. At older youth ages, material possibilities increase, but at the same time, unconditioned leisure is replaced by various forms of coordinated and additional leisure. Compensatory leisure begins to play a big role. Younger youths are characterized by extra-familial forms of leisure, focused on communication with peers. The limited material resources, lack of urban leisure infrastructure lead to the active use of extra-institutional forms of leisure. Such forms of leisure, based on its independent organization of young people, allow to implement the basic functions of leisure. At the same time, they increase the likelihood of passive-entertaining and anti-social types of leisure activities.

Текст научной работы на тему «Внеинституциональные формы молодежного досуга»

148_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2019. Т. 3, вып. 2 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 316.346.32-053.6 М.А. Рябов, М.Д. Макрушина

ВНЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

Раскрываются основные характеристики молодежного досуга, его структурные и содержательные аспекты. Особый упор сделан на формы самоорганизации при проведении досуга молодежью. В среде молодежи присутствует дифференциация как по времени, выделяемом на досуг, так и по возможностям его проведения. В старших молодежных возрастах увеличиваются материальные возможности, но при этом необусловленный досуг вытесняется различными формами координированного и дополнительного досуга. Большую роль начинает играть компенсаторный досуг. Для младших молодежных возрастов характерны внесемейные формы досуга, ориентированные на общение со сверстниками. Ограниченные материальные возможности, недостатки городской досуговой инфраструктуры приводят к активному использованию внеинституциональных форм досуга. Такие формы досуга, основанные на его самостоятельной организации молодежью, позволяют реализовать основные функции досуга. В то же время они увеличивают вероятность пассивно-развлекательных и антисоциальных видов досуговой деятельности.

Ключевые слова: социология молодежи, свободное время, досуг, структура молодежного досуга, организация молодежного досуга.

Б01: 10.35634/2587-9030-2019-3-2-148-153 Введение

Тема молодежного досуга приобретает особую актуальность в современных социально-политических условиях, когда свободное время молодежи становится одним из факторов ее гражданской активности. Досуг играет важную роль в формировании молодой личности и ее жизненных ориентиров, так как она характеризуется независимостью от необходимого труда в сфере общественного производства; свободой выбора деятельности, исходя из собственных интересов; потреблением ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых, удовольствие либо развитие личности. Без досуговой деятельности молодежь не смогла бы в полной мере направить свой потенциал в нужное русло. Благодаря досугу молодое население восстанавливает свои потраченные силы, компенсирует отсутствие реализации своих интересов, набирает нужные ему навыки и умения как в общении, так и в каком-либо интересующем его направлении. Поэтому на фоне такой значительной роли молодежного досуга следует основательно подходить к организации различных видов досуговой деятельности, так как от того, насколько правильно молодой человек проведет свое досуговое время, зависит удовлетворение его потребностей и его духовное и физическое развитие.

Также необходимо обратить внимание на факторы, которые влияют на молодого человека при выборе определенного вида досуга или его формы. Среди них можно выделить такие, как наличие денежных средств; наличие свободного времени, которым обладают молодые люди; наличие досуго-вых учреждений, где молодежь может реализовать свои досуговые интересы, личные интересы; мотив, который преследует молодежь при досуговой деятельности; личные потребности; ценности молодежи; мода; престиж; влияние окружающих; влияние рекламы на молодого человека. Данные факторы влияют на стратегию выбора таких видов досуга, как пассивно-развлекательный, активно-познавательный, целенаправленный и антисоциальный досуг. Также молодежь может свободно выбрать определенные формы, к которым относятся институциональная и внеинституциональная, активная и пассивная формы. От точно подобранного вида и формы досуговой деятельности также зависит общее самочувствие молодежи, развитие, а также физическое и эмоциональное оздоровление молодых людей.

Структура молодежного досуга и возможности его реализации

Изучение культуры молодежи связано с ее активностью в досуговой сфере, так как по статусу эта социальная группа уже не принадлежит к миру детей и еще не относится к миру взрослых. Этой социальной группе сопутствуют все условия, чтобы помимо трудовой деятельности она реализовы-

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

вала свой потенциал в досуге. Поэтому важно разобраться с тем, как связан досуг с молодежью и какую структуру и особенности имеет молодежный досуг.

Е.С. Бобосова в своей работе отмечает, что, «являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую, интеллектуальную и творческую деятельность» [2. С. 336]. Молодые люди, находясь в поисках себя, находят хорошее применение досугу: они пробуют себя в разных досуговых практиках, чтобы посмотреть, на что они способны. Также они восстанавливают свои потраченные силы во время досуговой деятельности, отвлекаясь от накопившихся проблем и забот.

Среда протекания досуга весьма разнообразна [3. С. 111]. Большинство молодых людей избегают родительского контроля, предпочитая выйти за пределы дома и насладиться компанией друзей. Если дело касается советов по выбору форм досуговой деятельности, они также обращаются к своим сверстникам. Так происходит общение, которое является характерной формой досуга среди молодежи. Молодежь в процессе досуга стремится приобрести навыки общения с другими людьми, отличающимися от них своим складом ума. Им интересно узнать что-то новое, что принесет в их жизнь больше насыщенности. При этом они тянутся к психологическому комфорту в процессе взаимодействия со сподвижниками, которое удовлетворит такие их потребности, как сопереживание и эмоциональный контакт.

Факторы, влияющие на досуговые предпочтения молодежи, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся: наличие денежных средств, наличие свободного времени, которым обладают молодые люди, наличие досуговых учреждений, где молодежь может реализовать свои досуговые интересы. К субъективным относятся: готовность потратить денежные средства на определенный вид досуга, готовность потратить свое свободное время, личные интересы, мотив, который преследует молодежь при досуговой деятельности, личные потребности, ценности молодежи, мода, престиж, влияние окружающих, влияние рекламы.

Для характеристики структуры молодежного досуга важным элементом является типология его форм и направлений. Т. Кэндо предложил классификацию досуговых форм, основанную на типологии Дж. Келли. Сюда включается необусловленный досуг, то есть любая деятельность, которой человек занимается ради своего удовольствия и по своему желанию. Координированный досуг - добровольные, но напоминающие трудовую формы деятельности. Дополнительный досуг - такие формы досуга, которые проводятся для выполнения семейных обязательств. Также выделяется компенсаторный досуг, который ограничен привязкой к условиям труда и рассматривается как отдых от работы, расслабление, восстановление сил [4. С. 249].

К этому стоит добавить выделение институционального и внеинституционального досуга. Основанием этой классификации является то, где проводит свой досуг молодой человек: в специально созданных для этого организациях либо самостоятельно, вне учреждений. Также выделяют активную и пассивную формы досуга. О.Н. Безрукова предлагает еще одну типологию досуга молодежи [1. С. 29]. Сюда включается пассивно-развлекательный досуг, к которому относятся просмотр телепередач, посещение ночных клубов, дискотек, баров, прогулки с друзьями. Активно-познавательный, проявляющийся в активном приобщении к знаниям, самостоятельном поиске приложения своих сил, - посещение курсов, кружков, секций, спортивных мероприятий. Целенаправленная досуговая деятельность по более глубокому освоению профессиональной деятельности, связанная с углубленным изучением учебных дисциплин, дополнительная подготовка по отдельным предметам, получение дополнительного заработка. Антисоциальный досуг - распитие алкогольных напитков, хулиганство.

Примером определения структуры молодежного досуга является самарское исследование Г.А. Опарина [5. С. 63], в ходе которого было опрошено 140 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Исследователь выделил основные повседневные досуговые практики респондентов в свободное время и посчитал их общие показатели: 75,8 % организуют свой досуг самостоятельно и занимаются такими видами, как чтение книг (18,3 %), просмотр телевизора (15 %), прослушивание музыки (12,5 %), прогулка на улице (10 %), выезд на природу (9,2 %), занятия спортом (7,5 %), общение с друзьями, знакомыми (5,8 %), занятия на компьютере (5 %). 24,2 % посещают какие-либо досуговые учреждения: поход в кино (4,2 %), поход в ночной клуб (4,2 %), поход в бар, кафе (3,3 %), рукоделие (2,5 %), поход в музей, на выставки (1,7 %). Очевидно, что преобладает такой вид досуга, как пассивно-развлекательный. Важно отметить, что внеинституциональная деятельность преобладает над ин-

2019. Т. 3, вып. 2

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ституциональной, что можно объяснить индивидуализацией и автономизацией деятельности в свободное время. Также Г.А. Опарин отмечает, что в структуре досуга преобладают не только внеинсти-туциональные формы досуга, но и «домашний» досуговый вид, следствием чего, по мнению автора, является маленькая платежеспособность и большая вариативность досугового поведения. Молодые люди не способны в полной мере проводить свой досуг в институционально организованных досуго-вых учреждениях. При этом, помимо такого фактора стратегии выбора досуговой практики, как наличие денежных средств и свободного времени, удовлетворенность самим досуговым институтом является также весомым мотивом к выбору досуга. Поэтому важно причину проблемы выбора искать не только в молодых людях, но и в самих организациях по заполнению свободного времени.

Как отмечает Н.В. Григорьева, города с благоприятным территориальным месторасположением, стабильной финансово-экономической ситуацией, высоким уровнем жизни населения и развитой тор-гово-развлекательной индустрией, как правило, являются основой для развития досуговых практик молодежи [3. С. 110]. На примере таких городов, как Воронеж и Липецк, рассматривалось то, насколько современный город предоставляет молодежи возможности для реализации досуговых интересов. Автор отмечает, что на территории Липецка организовано 35 муниципальных сооружений культуры и досуга, более 600 различных спортивных учреждений, четыре парка культуры и отдыха. По словам исследователя, Воронеж является достойным соперником Липецку по количеству досуговых учреждений. В этом городе активно развивается рынок развлечений. Здесь можно увидеть крупные развлекательные предприятия, направленные на посещение семей. Они работают на площадях различных развлекательных компаний. Также по городу распространено большое количество кинотеатров. Все эти досуговые центры характеризуются не только насыщенностью развлекательных программ, но и высокой стоимостью своих услуг. Таким образом, можно установить, что современные города, которые активно развивают торгово-развлекательную индустрию, прежде всего нацелены на прибыльный бизнес, в основе успешности которого лежат культурно-потребительские досуговые практики молодежи.

Подтверждением этого является опрос среди молодежи данных городов [3. С. 114]. Исследование показало, что только 3 % опрошенных молодых людей Воронежа и Липецка посещают театры, музеи, кинотеатры и т. п. В основном они сами организуют себе досуг, вследствие чего в видах досу-говой деятельности молодежи преобладают бюджетные пассивные культурно-потребительские формы (просмотр телевизора, посещение дискотек и т. п.). Основными причинами отсутствия полноценного досуга молодежи, по их мнению, являются: плохая организация культурно-досуговых учреждений (42 %), отсутствие финансовых средств молодежи (47 %), другие варианты (11 %). По результатам исследования, тенденция самостоятельной организацией досуга была связана с материальным положением респондентов. Только при наличии достаточно высоких доходов возможна полноценная досуговая деятельность, а недостаток средств ведет к тому, что молодые люди ограничивают свой выбор домашними, не требующими значительных средств видами досуга. Безусловно, в структуре досуга снижается значимость культурно-творческих практик, причиной чего является то, что многим из молодых людей финансово недоступны театры, выставки, путешествия, занятия художественным, техническим творчеством.

Также был изучен вопрос с неудовлетворенностью организацией досуговых учреждений. Большинство респондентов утверждали, что предложение организации досуговой деятельности не соответствует современным запросам молодого населения (23 %). Респонденты отмечали, что властям безразлична культурно--досуговая сфера (17 %), у многих не хватает времени на реализацию своих досуговых интересов в учреждениях досуга (14 %). Отмечалась нехватка культурных мероприятий, недостаточное количество учреждений культуры, высокая стоимость услуг и недостаточная информация об учреждениях. Результаты показали достаточно широкий круг проблем, связанных со специальными досуговыми учреждениями. Они и являются главными предпосылками того, что молодежь не в полной мере пользуется институтами развлечения и отдыха.

Факторы выбора внеинституциональных форм досуга молодежью г. Ижевска

С целью выявить мотивы самостоятельной организации досуга (вне досуговых учреждений) молодежью г. Ижевска был проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие 104 респондента в возрасте от 14 до 30 лет. Было определено наличие финансовых средств и времени у молодежи Ижевска. Это позволило в дальнейшем оценить влияние денежных средств и времени на выбор молодежью форм досуговой деятельности. Больше всего времени у молодежи уходит на учебу (31,7 %).

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тем не менее достаточное количество респондентов отмечают, что они также в основном заняты работой (28,8 %), но при этом 32,7 % опрошенных не работают. Досугу респонденты в основном выделяют 1-2 часа (31,7 %) и 2-3 часа в день (27,9 %). Если сравнивать время, уделяемое досугу, со временем, которое уделяют молодые люди работе и учебе, то можно сделать вывод, что у молодежи недостаточно времени остается на досуговую деятельность. Предпосылками этому является вынужденность молодых людей либо учиться, чтобы получить аттестат или диплом о профессии, либо работать, чтобы были денежные средства на жизнь. Также можно проследить взаимосвязь между временем, отводимым на определенную деятельность, и возрастом респондента. 57 % опрашиваемых в возрасте от 19 до 22 лет в основном выделяют большое количество на учебу, тогда как 83,3 % молодых людей в возрасте от 28 до 30 лет посвящают свое время работе. Это связано с тем, что в основном к 30 годам молодежь уже имеет работу с постоянным заработком.

Половина всех опрашиваемых молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет тратит от 500 до 1000 рублей в месяц на досуг. В возрасте от 19 до 22 лет на досуговую сферу также отводится 500-1000 рублей в месяц (32,2 %), но в этом возрасте разрыв между другими потраченными суммами меньше. С 23 до 27 лет большинство респондентов тратит от 1000 до 2000 рублей в месяц (29,4 %), а ближе к 30 годам количество потраченных финансовых средств повышается до 2000-3000 рублей в месяц (50 %). Это говорит о том, что чем старше молодой человек, тем больше денег он тратит на досуго-вую деятельность. Так подтверждается гипотеза о том, что с возрастом молодой человек отводит больше денежных средств на досуг.

Если прослеживать зависимость потраченных финансовых средств от основного источника дохода молодежи, то можно выделить следующие аспекты: молодые люди, которым в основном помогают родители в денежном плане, тратят на досуг 500-1000 рублей в месяц (34,4 %). Стипендия также не позволяет молодежи выделять большое количество средств на досуговую сферу. 45,8 % опрошенных, у которых основным источником дохода является стипендия, тратят 500-1000 рублей в месяц. Лишь временная подработка помогает распределить средства так, что молодой человек может богаче провести свой досуг. 50 % молодежи с летней подработкой тратят 1000-2000 рублей в месяц. А молодежь, которая имеет работу с постоянным заработком, может себе позволить на большие траты: 29 % тратят 2000-3000 рублей в месяц. Следовательно, можно сделать вывод, что молодые люди имеют денежные средства в зависимости от наличия трудовой деятельности и от возраста. Также трудовая и учебная деятельность влияет и на количество свободного времени, которое молодежь отводит досуговой сфере. Поэтому материальный достаток и бюджет времени являются одним из главных факторов, влияющих на выбор вида и формы, в которой молодежь будет осуществлять свою до-суговую деятельность.

Следующая задача заключалась в том, чтобы оценить удовлетворенность молодежи условиями досуговых институтов в городском пространстве. Респонденты в возрасте от 14 до 18 лет и от 19 до 22 лет отметили высокую цену досуговых организаций (33,3 % и 31,2 %). Но к 30 годам цена перестает волновать респондентов. Недостаточное количество информации в основном отметили респонденты в возрасте от 28 до 30 лет (23,1 %). Неудобное местоположение волнует почти одинаково всех молодых людей. К другим предполагаемым проблемам респонденты относятся более лояльно. Таким образом, основными проблемами, которыми обладают местные досуговые организации, являются: высокая цена, к которой более восприимчивы молодые люди ранних возрастов; недостаточное количество информации; неудобное местоположение, которое волнует всех респондентов почти в равной степени; недостаточное количество информации об организации либо о мероприятии и неудобный график работы учреждений. Другие проблемы респонденты также отмечают, но не так активно.

Еще одна задача заключалась в том, чтобы установить уровень влияния окружающих людей на молодого человека в выборе внеинституционального досуга. Большинство респондентов строят свои предпочтения исходя из советов друзей (47,1 %), но при этом 23,1 % ориентируются на свои предпочтения независимо от мнения окружающих людей. Молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет ориентируются как на свои предпочтения, так и на советы друзей в равной степени (50 %). Респонденты 19-22 лет в основном советуются со своими друзьями (53 %). 41,2 % респондентов ответили, что они чаще всего советуются с парнем или девушкой, и молодежь ближе к 30 годам ориентируется лишь на свои предпочтения. Можно сделать вывод, что молодые люди при выборе досуговой деятельности не в до-суговом учреждении в большинстве случаев обращаются за советом к третьим лицам. Им важно понять, что хотят окружающие, так как молодежь в основном проводит свой досуг в компании.

2019. Т. 3, вып. 2

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наконец, необходимо было оценить уровень функциональности досуговых практик молодежи, чтобы понять, помогает ли досуговая деятельность реализовать цели, с которыми к ней обращается молодежь. Большинство молодых людей отмечают, что досуг, проводимый вне досугового учреждения, помогает им расслабиться (29,4 %). Также респонденты примерно в равной мере (16,3 % и 15,2 %) считают, что досуговая деятельность помогает им выплеснуть сдержанные эмоции и реализовать свои способности. 11 % опрошенных утверждают, что самостоятельно организованный досуг помогает им отдохнуть от других людей, и 10,6 % считают, что досуг помогает восстановить потраченные силы. Досуг во внеинституциональной форме, по мнению респондентов, в основном выполняет такие функции, как восстановительная, компенсаторная, рекреационная и просветительная.

Заключение

По активности досуговой деятельности в российских городах, по данным социологов, побеждают те формы, которые самостоятельно организуются молодежью вне специально отведенных для досуговой деятельности мест. К основным факторам, влияющим на выбор внеинституциональных форм досуга, можно отнести наличие денежных средств и свободного времени, удовлетворенность досуговыми учреждениями, влияние окружающих людей и удовлетворение потребностей, с которыми молодой человек обращается к определенной досуговой деятельности. Каждая из причин имеет свою зависимость от возрастных рамок молодых людей и от рода трудовой и учебной деятельности, что определяет стратегию выбора молодежи.

Конкретно зависимость можно расписать таким образом: наличие денежных средств косвенно зависит от наличия работы и от возраста. То есть если у молодого человека есть постоянная работа со стабильным заработком, то он может в большей степени позволить себе большие расходы на досуго-вую деятельность, проводимую как в специализированной организации, так и вне ее. В основном стабильный заработок имеют молодые люди, возраст которых приближен к 30 годам и которые, при отсутствии учебной деятельности, могут посвятить себя работе. Молодежь в основном выделяет большое количество времени либо учебе, либо работе. Многие указывают, что только 1-3 часа могут выделить досугу, поэтому у них нет времени, чтобы добираться до какого-то специализированного досугового учреждения. Если говорить об удовлетворенности досуговыми организациями, то молодежь называет немало проблем, которые препятствуют посещению учреждений. К ним относят: высокую цену, недостаточное количество информации, неудобное местоположение, неудобный график и недостаточное количество информации об учреждении либо о мероприятии, планирующемся в этом заведении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова О.Н. Социология молодежи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.

2. Бобосова Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность // Социологический альманах. Минск, 2012. № 3. С. 336-344.

3. Григорьева Н.В., Маслова О.М. Молодежный досуг в условиях современного города // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 109-113.

4. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т. 2, вып. 2(3). С. 244-265.

5. Опарин Г.А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 195. С. 56-64.

Поступила в редакцию 30.04.2019

Рябов Михаил Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии E-mail: [email protected]

Макрушина Мария Дмитриевна, студентка бакалавриата Института истории и социологии

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

M.A. Ryabov, M.D. Makrushina

EXTRA-INSTITUTIONAL FORMS OF YOUTH LEISURE

DOI: 10.35634/2587-9030-2019-3-2-148-153

The main characteristics of youth leisure, its structural and informative aspects are revealed in the article. Particular emphasis is placed on the forms of self-organization during leisure activities by young people. Among young people there is a differentiation both in terms of time allocated for leisure and in terms of its possibilities. At older youth ages, material possibilities increase, but at the same time, unconditioned leisure is replaced by various forms of coordinated and additional leisure. Compensatory leisure begins to play a big role. Younger youths are characterized by extrafamilial forms of leisure, focused on communication with peers. The limited material resources, lack of urban leisure infrastructure lead to the active use of extra-institutional forms of leisure. Such forms of leisure, based on its independent organization of young people, allow to implement the basic functions of leisure. At the same time, they increase the likelihood of passive-entertaining and anti-social types of leisure activities.

Keywords: youth sociology, free time, leisure, structure of youth leisure, organization of youth leisure.

Received 30.04.2019

Ryabov M.A., Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of Sociology E-mail: [email protected]

Makrushina M.D., Bachelor Student of the Institute of History and Sociology Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 462034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.