УДК 316.35-053.81 (470.53-25) |374|
В.Д. Разинская СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПЕРМСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Представлены результаты исследования, посвященного выяснению характера использования свободного времени разными социальными группами молодежи Перми. От этого зависит роль свободного времени в формировании культурных потребностей, развитии личности молодого человека или в деградации его личности. В связи с этим важное значение имеет выяснение предпочтений молодежи при выборе видов занятий в свободное время и социокультурной информации, влияния на данный выбор условий первичной социализации и других факторов. Установлено слабое влияние учреждений культуры на культурные потребности, интересы молодежи и невыполнение ими своей функции по созданию и распространению современных культурных образцов досуговой деятельности. Изучение свободного времени дает возможность определить принадлежность молодых людей к той или иной социокультурной группе, что может послужить основанием для внесения корректив в молодежную культурную политику и придать ей более целенаправленный характер. В настоящее время использование свободного времени для духовного развития, занятий творчеством, общественной деятельностью присуще небольшой части молодежи. Гораздо больше распространены пассивный, рекреационно-развлекательный и даже девиантный типы досуга и соответствующие им типы личности молодежи.
Ключевые слова: свободное время, виды досуга, типы личности по характеру проведения досуга.
Под досугом или свободным временем (в западной социологии эти понятия практически слились) понимают время, свободное от работы и других непреложных обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, культурных и художественных занятий, т.е. «деятельность, занимающая свободное время» [1, с. 194].
Свободное время дает возможность делать собственный выбор, проявлять инициативу и самостоятельность. Поскольку оно не регламентировано и образует «пространство свободной деятельности», то становится для человека самоценным [2, с. 96].
При изучении с социологической точки зрения фактора времени особый интерес представляет выявление его культурного аспекта, пропорций рабочего и свободного времени, от которых зависит их оптимальное сочетание в системе ценностей индивидов и социальных групп.
Г.Е. Зборовский рассматривает досуг как основу и предпосылку развития культуры. «Однако досуг всегда содержит больше возможностей, чем последняя может принять и воспользоваться» [3, с. 57].
Исследователи свободного времени стремятся решить три задачи: «очертить границы свободного времени, раскрыть его функции и определить структурные и содержательные элементы» [4, с. 6].
© Разинская В.Д., 2016
Разинская Виктория Дорофеевна - канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: vika.razinskaya@mail.ru.
Из социологических теорий молодежи наиболее связаны с культурой и досугом данной социально-демографической группы теории Ш. Эйзенштадта и Р.А. Стеббинса.
По мнению Ш. Эйзенштадта, проблема молодежи состоит в ее неопределенном статусе, а молодежная культура как форма проявления досуговой активности ослабляет беспокойство, опасения и сомнения молодежи по поводу ее статуса. Все формы и виды культуры молодежи имеют схожие функции: «успешная адаптация в обществе, присвоение первичного статуса, облегчение эмансипации от родителей, передача особых ценностей, представлений и удовлетворение потребностей в общении» [5, с. 51].
Важное место в теории Эйзенштадта отводится понятию «равные группы». Молодежная досуговая активность - «это активность групповая, которая становится центром социальной жизни молодежи, главным пунктом в молодежном поведении» [5, с. 51-52].
Р.А. Стеббинс, профессор университета Калгари, рассмотрев информационную эпоху с точки зрения человека, пробующего приспосабливаться к изменившемуся миру, поставил перед собой задачу - осветить интересные и вызывающие удовлетворение виды деятельности после работы или учебного труда и показать, как люди могут преобразовывать свое свободное время в оптимальный стиль досуга. Он выделил «несерьезный» и «серьезный» досуг, сосредоточив внимание на последнем. Серьезный досуг означает устойчивые занятия любителя или участника общественной самодеятельности, увлекающие человека своими возможностями. Он имеет длительные преимущества: «самореализация, самовыражение, духовный рост, возрождение или обновление личности, чувство достижения и др.» [6, с. 67]. Участники серьезного досуга идентифицируют себя с выбранными занятиями и в течение длительного времени совместно удовлетворяют общие интересы.
Как показали результаты исследования 2016 года (опрошено 594 чел.), для большинства молодых людей серьезный досуг не характерен. Указали, что состоят в одной из молодежных организаций, 9,1 % студентов очного обучения и 6,7 % безработных, а из учащихся и заочников таких еще меньше (соответственно 2,1 и 1,3 %). Те, кто не хочет ни работать, ни учиться («сибариты»), в организациях вообще не состоят.
Желание принять участие в деятельности спортивной, досуговой, экологической, творческой или правозащитной организации, по реализации молодежных проектов и инициатив проявили в основном студенты очного отделения. Учащихся больше привлекает членство в спортивной организации. В целом, выше интерес к спортивным и досуговым организациям. Но многие еще не определились.
Серьезный досуг довольно специфичен, предполагает принадлежность к организации и общественную карьеру. На данный тип досуга, по нашему мнению, ориентирована та часть молодежи, у которой возникают проблемы с трудоустройством, но у нее есть определенные способности и знания, требующие реа-
лизации. Именно у нее серьезный досуг может в перспективе стать профессиональной деятельностью. Поэтому существует и другой подход, когда в структуре свободного времени наряду с обычным досугом, выполняющим функции восстановления физических сил и психологической разрядки, выделяют более возвышенную деятельность [7, с. 201]. К ней относятся: приобщение к элитарной культуре; различные виды творчества; учеба и самообразование, не связанные со специальностью (профессией); занятия физкультурой и спортом в секциях и в составе команд; любительский труд по различным ремеслам.
В ходе опроса было установлено, что все предпочитаемые различными социальными группами молодежи занятия в свободное время имеют пассивный или рекреационно-развлекательный характер и составляют обычный досуг (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее распространенные занятия в свободное время среди занятой и незанятой молодежи (в рангах по каждой социальной группе молодежи)
Группы молодежи
Занятые Незанятые
Вид занятий Студенты, очники Работают Не хотят
Учащиеся и учатся Безработные ни работать,
заочно ни учиться
Смотрят телевизор, слушают музыку 1 2 1 1-2 2
Отдыхают в компании друзей, приятелей 2 1 2 1-2 1
Гуляют по улицам, тусуются с друзьями 3 3 6 5 4-5
Ходят в кино 5 5 3-4 - 6
Просто отдыхают, ничего не делая 4 6 3-4 3-4 3
Посещают бары, кафе,
рестораны и другие подобные заведения 6 4 5 3-4 4-5
и мероприятия
Примечание. Некоторые виды занятий имеют одинаковые ранги.
Исследование Е.А. Скриптуновой и А.А. Морозова показало, что для молодежи наиболее значимы досуг и общение со сверстниками. Это свидетельствует о доминировании досуга в структуре ее жизнедеятельности [8, с. 106]. Еще в одном из исследований отмечено, что с возрастом музыкальные предпочтения несовершеннолетних меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера [9, с. 103].
Обращает на себя внимание отсутствие в структуре свободного времени безработных из нашего исследования более трети видов занятий, включен-
ных в общую структуру свободного времени молодежи, и в основном это занятия культурного содержания. Занятия такого рода практически отсутствуют и у «сибаритов».
Обе группы незанятых чаще в сравнении с большинством занятых бесцельно проводят свое время, а также часто бывают в барах, кафе, на дискотеках, а для этого нужны деньги. Следовательно, непосещение театров, выставок обусловлено не недостатком средств, а неразвитостью культурных потребностей и интересов.
На формирование представителей этих групп неблагоприятное влияние оказали следующие факторы первичной социализации:
во-первых, воспитание в неполной семье, что более характерно для «сибаритов» (35 % против 24,2 % в среднем по массиву и 10,9 % студентов очного отделения), а 12,5 % « сибаритов» росли в детдоме или интернате;
во-вторых, невысокий уровень образования родителей (среди матерей безработных и «сибаритов» имеют среднее общее или начальное профессиональное образование, соответственно 56,3 и 48,8 %, а среди отцов - 62,5 и 28,8 %);
в-третьих, по статусу среди отцов обеих групп молодежи больше всего рабочих, а среди матерей представителей обеих групп четвертая часть являются специалистами, но среди матерей «сибаритов» более четверти не работают;
в-четвертых, слабое воспитательное воздействие родителей на «сибаритов», 57,9 % которых отметили, что родители никогда не говорили с ними о том, какими они хотели бы видеть их в будущем.
Из других факторов самым значимым является более низкий уровень образования у молодых людей, чем у их родителей (у трети только незаконченное среднее общее образование).
Студенты очного отделения, с одной стороны, наимение предрасположены к ничегонеделанию, а с другой стороны, не уступают незанятым по посещению увеселительных заведений и мероприятий. Многие студенты работают в свободное от учебы время, но заработанные деньги они тратят нерационально.
Потребляемая молодежью социокультурная информация в основном соответствует ее занятиям в свободное время (табл. 2).
Таблица 2
Иерархия видов социокультурной информации по степени предпочтительности (в рангах по каждой социальной группе молодежи)
Социальные группы молодежи
Виды информации занятые незанятые
Уча- Студенты- Работают и Безработ- «Сиба-
щиеся очники учатся заочно ные риты»
Занимательная, 1 1 1 1 1
развлекательная
Художественная 2 3 2 2 2
Научно-популярная 3-4 4-5 3 3-4 5
Окончание табл. 2
Социальные группы молодежи
Виды информации занятые незанятые
Уча- Студенты- Работают и Безработ- «Сиба-
щиеся очники учатся заочно ные риты»
О необычных, непознанных 3-4 2 5 5 6
явлениях (НЛО, магия, и т.п.)
Общественно-политическая 5 4-5 4 3-4 3
О физкультуре, спорте, 6 6 6 6 4
укреплении здоровья
По социально-гуманитарным 7 7 7
наукам
Культурно-образовательная 8 8 8 - -
Примечание. Некоторые виды информации имеют одинаковые ранги.
Наиболее востребованной является занимательная, развлекательная информация. За ней следует так называемая художественная информация, которую молодежь получает из тех же источников, т.е. по телевидению, Интернету, при посещении кинотеатров, из книг и периодики. Поэтому данные виды информации очень близки. Предпочтение отдается чаще всего «низким» жанрам: приключениям, боевикам, детективам, комедиям, фильмам и книгам о «пришельцах» и т.п. Большинство представленных в таблице видов информации относятся к массовым. Исключение составляют только информация по социально-гуманитарным наукам (по истории, социологии, философии, психологии) и культурно-образовательная, которые у занятой молодежи находятся на последних местах, а незанятую не интересует в принципе. Таким образом, большинство молодежи приобщается только к массовой культуре.
Рекреационно-развлекательная направленность свободного времени молодежи в значительной мере обусловлена коммерциализацией ранее некоммерческого сектора культуры. Учреждения данного сектора, не имея достаточного государственного финансирования, были вынуждены в целях выживания повышать цены на билеты и пересматривать свой репертуар в пользу жанров и мероприятий, пользующихся массовым спросом. В результате произошло ослабление их главной функции по приобщению к подлинной культуре для развития личности. Поэтому они уже вряд ли способны в полной мере создавать и распространять современные культурные образцы досуговой деятельности.
Другой тенденцией является одомашнивание досуга, сокращение времени на самообразование, саморазвитие и творчество. Но в домашних условиях не всегда есть возможность для полноценного использования своего свободного времени. Выделяют три группы причин, мешающих дома проводить его так, как хочется: 1) материальные - недостаток культурно-бытовых предметов, места в квартире, недостаток денежных средств, невозможность пригласить
друзей; 2) психофизические - усталость после учебы или работы, состояние здоровья; 3) организационные и субъективно-организационные - неумение организовать свой отдых, отсутствие подходящей компании, загруженность домашней работой и недостаток свободного времени [10, с. 315].
Для социологов важное значение имеет разработка типологий молодежного досуга. Одну из них приводит Б.А. Трегубов, в которой выделяются культурно-творческий, культурно-потребительский и рекреативный типы [11, с. 47]. Данная типология, по нашему мнению, страдает односторонностью, так как все характеристики типов являются положительными или нейтральными, а отрицательные вообще отсутствуют. Нами разработана другая типология, более соответствующая реальности, и акцент сделан на том, какое влияние оказывает тот или иной тип досуга на формирование типов личности.
На основе результатов исследования были выделены в качестве доминирующих такие типы личности молодежи по характеру проведения досуга, как пассивный и рекреационно-развлекательный. Представители пассивного типа предпочитают домашние формы досуга, в основном просмотр фильмов, других программ по телевизору и слушание молодежной музыки. Рекреационно-развлекательный тип менее однороден. К нему, с одной стороны, относятся те, кто хочет развлекаться, веселиться, а с другой - склонные к пустому времяпрепровождению.
Но самой серьезной проблемой является распространение среди молодежи альтернативных по отношению к социально одобряемым способов проведения свободного времени и формирование девиантного типа личности.
Как свидетельствуют полученные данные, алкогольные напитки употребляет молодежь из всех социальных групп, участвовавших в опросе. Особенно часто (от одного до двух-трех и даже более раз в неделю) это делают безработные, «сибариты» и студенты очного отделения (соответственно 75,0; 47,5; 41,8 %). Даже среди учащихся их доля составляет 28 %. В большинстве случаев алкоголь употребляется в компании друзей, приятелей. Но среди занятых немало также выпивающих с родителями или с другими родственниками.
В том, что приходилось пробовать наркотики, признались 37,5 % безработных и 27,3 % студентов очного обучения (против 19-21 % в других социальных группах). Не захотели отвечать на вопрос 21,3 % «сибаритов», что в два раза больше, чем среди студентов очного и заочного отделений, и в три раза - в сравнении с учащимися и безработными.
Лучше всех информированы о местах, где можно приобрести наркотики, опять же безработные и студенты-очники (соответственно 37,5 и 29,6 %), а наименее - заочники (16,5 %).
Проблемы с правоохранительными органами были у представителей всех, без исключения, социальных групп молодежи. Среди ничем не занятых по 46 % в каждой группе являются правонарушителями. Также побывали в
полиции 30,6 % учащихся и 29,1 % студентов очного отделения. Меньше проблем такого рода возникало у заочников (отметили 20,5 %).
Таким образом, удельный вес девиантного типа среди молодежи Перми весьма значителен.
Еще в период перестройки С.Н. Иконниковой был выделен похожий тип, который она охарактеризовала как «нравственно уродливого, опасного для общества и окружающих "времяубивателя"» [12, с. 144]. В нашем исследовании такую жесткую характеристику можно отнести, в первую очередь, к молодым людям, не занятым полезной для общества деятельностью.
Направленность досуговой деятельности, «реализуемая в общественно и лично значимых и социально-негативных занятиях, может давать противоречивый эффект» [13, с. 52]. Это значит, что досуговая деятельность может являться как фактором развития и возвышения личности, так и фактором ее деградации.
Причины молодежных проблем коренятся в общих системных проблемах российского общества. Наиболее острой в настоящее время проблемой является распространение в молодежной среде различных форм девиантного поведения. В значительной степени этому способствуют «сокращение материально-технической базы для организации культурно-досуговой... деятельности молодежи, тотальный переход форм дополнительного образования и досуга на коммерческую основу» [14, с. 112-113].
Для преодоления отрицательных тенденций необходимо проявлять больше заботы о развитии культуры, в том числе во всех звеньях системы образования. «Но главным фактором снижения негативизации сферы досуга может и должно стать преодоление экономического кризиса, обеспечение стабильного экономического и социально-политического развития» [15, с. 84].
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта № 15-13-59001, финансируемого Российским гуманитарным научным фондом.
Список литературы
1. Большой толковый социологический словарь (Collins). - Т. 1. - М.: Вече, АСТ, 1999. - 544 с.
2. Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования. - 1999. - № 11. - С. 95-99.
3. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социологические исследования. - 2006. - № 12 . - С. 56-64.
4. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: учеб. пособие / МГУКИ. - М., 1995. - 94 с.
5. Социология молодежи: учеб. / под ред. Р.В. Ленькова. - М.: Юрайт, 2015. - 416 с.
6. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. - 2000. — № 7. - С. 67.
7. Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 232 с.
8. Скриптунова Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 105-110.
9. Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи // Социологические исследования. - 2006. - № 6. - С. 136-138.
10. Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 396 с.
11. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - 152 с.
12. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987. - 203 с.
13. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб. пособие / МГУКИ. - М., 2003. -123 с.
14. Юзефавичус Т.А. Технология социальной работы с молодежью: учеб. пособие. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
15. Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие. - Минск: Тет-раСистемс, 2001. - 496 с.
References
1. Jary D., Jary J. Collins Dictionary of Sociology. Glasgow, Harper Collins Publ., 1995 (Russ. ed.: Bol'shoi tolkovyi sotsiologicheskii slovar'. Vol. 1 (A-O). Moscow, Veche, AST Publ., 1999. 544 p.
2. Murzin A.E. Aktual'no li izuchat' svobodnoe vremia? [Is it important to study free time?]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 1999, no. 11, pp. 95-99.
3. Zborovskii G.E. Sotsiologiia dosuga i sotsiologiia kul'tury: poisk vzaimosviazi [Sociology of leisure and sociology of culture: search for relationship]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2006, no. 12, pp. 56-64.
4. Mosalev B.G. Dosug: metodologiia i metodika sotsiologicheskikh issledovanii [Leisure: methodology and methods of sociological research]. Moscow, MGUK, 1995. 94 p.
5. Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth]. Ed. by. R.V. Len'kov. Moscow, Iurait Publ., 2015. 416 p.
6. Stebbins R.A. Leisure time: the optimal style leisure (view from Canada) (Russ. ed.: Stebbins R.A. Svobodnoe vremia: k optimal'nomu stiliu dosuga (vzgliad iz Kanady). Sotsiologicheskie issledovaniia, 2000, no. 7, p. 67).
7. Mikhailova L.I. Sotsiologiia kul'tury [Sociology of Culture]. Moscow, FAIR-PRESS Publ., 1999. 232 p.
8. Skriptunova E.A., Morozov A.A. O predpochteniiakh gorodskoi molodezhi [Urban youth preferences]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2002, no. 1, pp. 105-110.
9. Iskhakova N.R., Boltachev R.R. Muzykal'nye predpochteniia molodezhi [Musical preferences of young people]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2006, no. 6, pp.136-138.
10. Mikhailova L.I. Sotsiologiia kul'tury [Sociology of Culture]. Moscow, Korporatsiia «Dashkov i K» Publ., 2008. 396 p.
11. Tregubov B.A. Svobodnoe vremia molodezhi: sushchnost', tipologiia, upravlenie [Leisure time of youth: the essence, types, management]. Saint-Petersburg, SPBU Publ., 1991. 152 p.
12. Ikonnikova S.N. Dialog o kul'ture [The dialogue about culture]. Saint-Petersburg, Lenizdat Publ., 1987. 203 p.
13. Akimova L.A. Sotsiologiia dosuga [Leisure Sociology]. Moscow, MGIK Publ., 2003. 123 p.
14. Iuzefavichus T.A. Tekhnologiia sotsial'noi raboty s molodezh'iu [The technology of social work with young people]. Moscow, Akademiia Publ., 2012. 224 p.
15. Babosov E.M. Prikladnaia sotsiologiia [Applied Sociology]. Minsk, TetraSistems Publ., 2001. 496 p.
Получено 04.05.2016
V.D. Razinskaya FREE TIME OF PERM YOUTH
The article presents the results of the research devoted to identifying the nature of leisure time in different social groups of young people in Perm. The authors claim its influence on the cultural values formation and the development of the youth personality or its degradation. Consequently, it is important to clarify the youth preferences in organizing their free time and the influence of such factors as sociocultural information, primary socialization and others on the choice of activities. The studies reveal that cultural institutions have a slight impact upon the youth cultural requirements and interests, as well as on their failure to successfully propagate contemporary cultural leisure patterns. Investigation of the youth free time activities makes it possible to define their belonging to a certain sociocultural group, which may give rise to adjust the youth cultural policy and make it more targeted by nature. Nowadays only a small part of the young generation spends their free time developing both socially and intellectually, while a major part chooses passive or even deviant leisure activities which correspond to certain personality patterns.
Keywords: free time, leisure activities, personality patterns according to leisure nature.
Razinskaya Victoria Dorofeevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: vika.razin-skaya@mail.ru.