Орлова Ирина Александровна,
доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация &mail: [email protected]
Orlova Irina Alexandrovna,
Associate Professor,
Department of English and Methods
of Teaching English,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 372 ББК 74.100.5
Н.В. Бутенко, Н.В. Черушева
культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности
В статье предпринята попытка теоретико-методического основания обогащения опыта детской деятельности ребёнка дошкольного возраста в процессе освоения культурных практик с позиций обновления содержания дошкольного образования. Культурные практики ребёнка дошкольного возраста рассматриваются как универсальные культурные умения в опоре на его субъективный опыт в процессе детской деятельности.
Ключевые слова: социальное и культурное развитие, культурные практики, культурные умения, педагогическая поддержка, обогащение, субъективный опыт, ребёнок дошкольного возраста.
го са Ф
Э
>
<и т
m ±
CD
I
Ф
Si.
LO
ad i
N.V. Butenko, N.V. Cherusheva
CULTURAL PRACTICES OF A PRESCHOOL
AGE CHILD AS A MEANS TO ENHANCE THE ExPERIENCE
OF CHILD ACTIVITY
The article attempts to create a theoretical and methodological basis for enriching the experience of children's activity in pre-school children in the process of mastering cultural practices in terms of updating the content of pre-school education. Cultural practices of a child of preschool age are considered as universal cultural skills based on his subjective experience in the process of children's activities.
Key words: social and cultural development, cultural practices, cultural skills, pedagogical support, enrichment, subjective experience, pre-school child.
Современное дошкольное образование, ориентированное на развитие и становление целостной личности, характеризуется вариативностью содержания и созданием условий для усвоения содержания образования в различных видах и способах деятельности. Необ-
ходимость обновления предметного содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) обоснована идеей культуро-сообразной педагогики, позволяющей рассматривать период дошкольного детства как культурно-историческую само-
ценность и источник саморазвития ребёнка дошкольного возраста в процессе освоения разных видов культур (видовая, национальная, семейно-бытовая, эстетическая, художественная, музыкальная, культура речи и др.). Результатом реализации культуросообразной педагогики в системе дошкольного образования должно стать образование, согласованное с содержанием культуры общества с учётом тенденций её развития.
В дошкольном детстве специфика выстраивания отношений мира культуры и мира ребёнка состоит в установлении гармонического единства миро-отношения на основе положительного, эмоционально-образного способа познания картины мира (образ мира) через культуру, расширяющую социокультурный опыт ребёнка в разных видах детской деятельности и творчества. Соответствие российского образования уровню современной культуры выступает непременным условием социального и культурного развития личности со смещением центра человеческого бытия к полюсу культуры как важнейшей тенденции современного общества (В.С. Би-блер, С.И. Гессен, Л.В. Коломийченко, В.С. Стёпин и др.). Изучая проблемы социокультурного развития личности, Д.И. Фельдштейн пришёл к выводу, что именно культура является универсальной сферой, развивающей творческую индивидуальность человека, и важнейшим условием присвоения социального через открытие индивидом собственного «Я» в социокультурном мире через интериори-зацию её ценностей [5, с. 213]. С философских позиций Н.Л. Худяковой, образовательный процесс, осуществляющий развитие личности на основе освоения социокультурного опыта, логично предполагает формирование человека как культурного существа [6, с. 23]. В контексте ценностно-смысловой направленности образовательного процесса, как отмечает Л.В. Коломийченко, в период дошкольного детства, который характеризуется совокупностью уникальных характеристик ребёнка (открытость миру, непосредственность и пр.), разворачивается процесс его собственного культур-
ного развития и происходит интериори-зация культурных ценностей [2, с. 86].
Таким образом, образование вне контекста культуры эпохи и общества невозможно, оно является универсальным способом приобщения молодого поколения к ценностям культуры, что создаёт целостную систему воспитания субъектов (государство, общество, род, семья) в конкретном историческом периоде, дополняя аспекты образования новым смысловым содержанием.
Сегодня в системе дошкольного образования актуализирована проблема изучения культурных практик ребёнка (Н.Б. Крылова, И.А. Лыкова, Л.Г. Пе-терсон, Н.Н. Поддъяков и др.), которые впервые целостно и системно рассматриваются в комплексной образовательной программе Л.Г. Петерсон «Мир открытий» (2016 г.). Культурные практики как «специально моделируемые взрослыми развивающие ситуации» рассматриваются авторами в разнообразии видов самостоятельной детской деятельности, опыта и поведения, основу которых составляют перспективные и текущие интересы ребёнка. К культурным практикам авторы программы относят разные виды и формы организации детской деятельности, связанные с содержанием бытия ребёнка на основе событий, происходящих в его жизни: совместные игры, проектную и исследовательскую деятельность, творческие мастерские, трудовую деятельность (коллективная, индивидуальная), детские досуги и пр. В практике работы ДОО разрабатываются и применяются эффективные способы и методы успешной реализации культурных практик в дошкольном возрасте (Н.В. Микляева, Н.Ю. По-сталюк, Г.В. Терехова, Н.И. Фрейлах и др.), обеспечивающих организацию и проектирование содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности и в режимных моментах (творческие задания, проблематизация, ассоциации, аналогии, ситуации и пр.).
В исследованиях И.А. Лыковой культурные практики рассматриваются в совокупности развития культурных умений ребёнка дошкольного возраста на основе
о
СО
н
о
ч ф
^
о ^
го
ГО
н о го
со О ей
13
о
X -О
си
S £ £ 'I
ю S
Ф о
i ч Е Ё t го £ с о ф к
^ го
-О |_
с, о >,ю ъи о
го
ш
ф
3
>
ф т
Ш и:
о"
X
ф
£
ш
Ш ±
сотворчества, сотрудничества и педагогической поддержки взрослым для достижения позитивных результатов в деятельности, саморазвитии, общении и самореализации личности [3, с. 21]. Созвучно концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития (О.С. Газман) современная образовательная политика в качестве основного приоритета рассматривает свободу ребёнка и в принятии решений право на самостоятельность в процессе совместного определения с ребёнком его целей, интересов, потребностей и решения проблем.
Мы рассматриваем культурные умения (умственные и практические) как полученные ребёнком знания, навыки и освоенные способы выполнения специфических действий в разных видах детской деятельности. Приоб ретённые ребёнком культурные умения могут в дальнейшем стать показателем его общего, интеллектуального, культурного и эстетического развития.
Освоение культурных практик как общественного опыта и способов деятельности обусловлено ежедневной самостоятельной апробацией ребёнком разных видов детской деятельности (известных и новых), основанных на его индивидуальных потребностях, способностях и потенциальных возможностях. В образовательном процессе особое значение имеет организация и обогащение опыта (познавательный, эстетический, художественный и пр.), который с помощью взрослых передаётся ребёнку в виде культурных средств, функция смысловой значимости которых, с точки зрения философии, образует ценностно-смысловое содержание культуры через опредмечивание и распредмечивание (Л.С. Выготский, Г. Гегель, Ж. Пиаже и др.). В практике дошкольного образования сегодня эффективно используются культурные средства, выделенные И.А. Лыковой: сенсорные и художественные эталоны, понятия, представления, символы, знаки, художественные образы, модели, условные заместители [3, с. 12].
Собственные научные исследования и многолетняя практика работы в ДОО позволили дополнить и использовать в работе с детьми дошкольного
возраста комплекс культурных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
• события в жизни ребёнка определяют универсальный смысл культуры, так как событие - это всегда со-бытие мира, культуры и ребёнка на основе эстетиче-скойреакциивчувственно-мыслительной форме восприятия и представлений;
• эстетические предметы как предметности мира искусства и культуры являются носителями «конкретной значимости» с собственным художественным содержанием;
• сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) развивают аналитическое мышление и упорядочивают образные представления ребёнка, что развивает умения выделять средства выразительности (композиция, форма, цвет и т.п.) и даёт возможность овладевать новыми способами предметно-манипулятивной и познавательной деятельности;
• художественные эталоны, обладающие определённой эстетической ценностью, рассматриваются в совокупности выразительных средств искусства, которые ребёнок осваивает и интерпретирует в собственной творческой деятельности через трансформацию и выразительность созданного художественного образа;
• символы в разных видах искусства выражаются в художественных образах и имеют многозначные смыслы. В процессе ознакомления ребёнка с искусством важно научить «рассекречивать» язык символов, что развивает способности к интерпретации художественных образов в разных содержательных контекстах;
• знаки рассматриваются как носители «абстрактной значимости» и символические коды передачи информации в разных культурах. Знаками могут быть предметы, вещи, события, слова, звуки, которые фиксируют характеристики вещей в результате мыслительного эксперимента ребёнка. Такими знаками в дальнейшем становятся общепринятые понятия и категории.
Таким образом, выделенные культурные средства выступают формой выражения смысловой значимости отношений ребёнка с действительностью в спе-
циально организованной, культурно-интегрированной деятельности, в которой выступают действующее лицо и предмет деятельности: субъект и объект.
В процессе освоения культурных практик в разных видах детской деятельности ребёнок дошкольного возраста приобретает субъективный опыт деятельности, позволяющий приобретать новые качества личности на каждой ступени освоения культуры с помощью культурных образцов, предъявляемых ребёнку взрослым. В научных исследованиях А.А. Майер и Л.Г. Богославец разработана модель «вхождения» ребёнка в культуру и в детство как определённую социальную общность [4, с. 62]. Интерпретируя этапы развития субъекттности в процессе освоения ребёнком культурных практик в детской деятельности, обозначим собственную позицию их смыслового наполнения [1, с. 119].
I этап - освоение культуры. В процессе ежедневных, выстраивающихся особых детско-взрослых отношений педагог транслирует ребёнку культуру в контексте его миропонимания. На данном этапе педагог приобщает ребёнка к культурно-историческим ценностям общества и искусства на основе культурных образцов и эстетического созерцания, миро-открытия, обогащения художественно-эстетического опыта с использованием образовательного пространства музея изобразительных искусств и других культурных учреждений.
II этап - усвоение культуры. Данный этап обосновывает необходимость активного усвоения ребёнком культурных способов преобразования действительности в собственной деятельности, формирования нравственных и эстетических ценностей с помощью взрослого, обеспечивающего развитие ребёнка в мире культуры и искусства. Основу усвоения культуры составят ценностно-смысловые ориентировки её содержания, которые сформируют в сознании ребёнка картину мира. С помощью взрослого ребёнок приобретает опыт со-вместности, со-бытийности. Процесс усвоения культуры ребёнком характеризует достигаемый уровень развития его субъектности.
III этап - присвоение культуры. Возрастает уровень развития самостоятельности ребёнка в процессе присвоения культурных образцов общества в разных формах познания (игра, проектная, экспериментальная и исследовательская деятельность). Ребёнок раскрывает новые смысловые контексты, актуализируя собственный культурный опыт уникальной личности. Взрослый остаётся партнёром по общению и взаимообогащению, в процессе чего происходит взаимный обмен культурной информацией и устанавливаются доверительные личностные отношения, а ребёнок как субъект деятельности проявляется и созидается в актах собственного творчества.
IV этап - культуротворчество. Этап характеризует высокий уровень развития субъектности ребёнка дошкольного возраста. Любая деятельность позволяет ребёнку приобрести ценный опыт универсальных действий по освоению содержания культуры и использовать новые знания в новых условиях: ребёнок учится презентовать собственные достижения, проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение. Деятельность педагога на данном этапе должна быть направлена на активную поддержку инициативности, самостоятельности, саморазвития ребёнка в становлении позиции «Я-концепции творца».
Результаты многолетнего исследования позволили сделать нам следующие выводы. Через культуру и культурные средства ребёнок дошкольного возраста учится взаимодействовать с миром и действительностью посредством культурно-опосредованных форм отношений, которые предполагают создание мыслительного образа в сознании ребёнка, выстраивающегося с помощью художественного восприятия, внимания, памяти, творческого воображения, фантазии и т.п. Культурные практики ребёнка дошкольного возраста, совершенствующиеся в течение последующей жизнедеятельности, рассматриваются в аспекте обновления содержания дошкольного образования и способствуют качественному освоению культурных норм общества, а также культурных образцов поведения и деятельно-
о
СО
I-
о Ч
Ф ^
О
го
ГО I-
о го
со О ей
13
о
X
.0
ф
S £ £ 'I
ю S
Ф о
i ч Е
ГО £
с о ф к
£ *
^ го •й 1с, о >,ю ъи о
сти. Освоение культурных практик происходит в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей и взрос-
лых, что позволяет ребёнку приобрести бесценный, универсальный опыт в разных видах детской деятельности.
Библиографический список
1. Бутенко, Н.В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст]: моногр. / Н.В. Бутенко. - М.: Перо, 2014. - 268 с.
2. Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования [Текст]: монография / Л.В. Коломийченко. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. - 154 с.
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / науч. рук. Л.Г Петерсон; под общ. ред. Л.Г Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Цветной мир, 2016. - 336 с.
4. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 176 с.
5. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка в ситуации его развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010. - 512 с.
6. Худякова, Н.Л. Философия и развитие образования [Текст]: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. -Челябинск: Образование, 2009. - 230 с.
References
1. Butenko N.V. Methodological and technological support of the artistic and aesthetic development of preschool children. Moscow: Pero, 2014. P. 268. [in Russian].
2. Kolomiychenko L.V. Social education of children in the culturological paradigm of education: monograph. Perm: Perm. Gos. Ped. Un-t, 2008. P. 154. [in Russian].
3. Comprehensive educational program of pre-school education "The World of Discoveries". Ed. L.G. Peterson, I.A. Lykova. M.: Tsvetnoi mir, 2016. P. 336. [in Russian].
4. Mayer A.A., Boloslavets L.G. Organization of interaction of subjects in the DOW: tutorial. Allowance. St. Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2012. P. 176. [in Russian].
5. Feldstein D.I. Priority directions of psychological and pedagogical research in the context of significant changes in the child's situation in the situation of its development. M.: IPSI; Voronezh: Modek, 2010. P. 512. [in Russian].
6. Khudyakova N.L. Philosophy and the development of education. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2009. P. 230. [in Russian].
Сведения об авторах: Бутенко Наталья Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]
Черушева Надежда Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, факультет подготовки учителей начальных классов, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Butenko Natalia Valentinovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
Cherusheva Nadezhda Victorovna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Faculty of Primary School
Teachers Training,
Department of Pedagogy, Psychology
and Subject Teaching Methods,
South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]