УДК 316.722
КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
С И. Петрова
Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, г. Краснодар
e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению культурных оснований в развитии общества. Культура является неотъемлемой частью человеческого общества и играет ключевую роль в формировании его структуры, ценностей, норм и идентичности. Человек, как творец и носитель культуры, развивается, и изменяться, отражая потребности и аспекты своей сущности через культурные проявления и деятельность. Культура охватывает широкий спектр явлений, от искусства и науки до повседневных обычаев и традиций, передавая глубинные аспекты общества и его изменение. В статье показывается, что культура отражает состояние развития общества и внутреннюю потребность человека в творческом самовыражении и саморазвитии. Она не только часть общества, а прежде всего важный источник формирования общества и человека. Культура, явление уникальное и неповторимое, она не просто одна из сфер жизни человека, а ключевой фактор, определяющий особенности и направление общественного развития. Подчеркивается связь между культурой и другими сферами общественной жизни, утверждается, что культура не только отражает социальную и экономическую реальность, но и имеет свой собственный внутренний потенциал, влияющий на формирование общества в целом. Отмечается, что культура является посредником между человеком и обществом, а также фактором, определяющим эволюцию человеческого поведения и самосознания.
Ключевые слова: культура, общество, человек, ценности, нравственность,
общение, процесс, основание, бытие, нормы.
Анализ культурно-исторического процесса подчеркивает важность культуры как составляющей человеческого бытия и формирования личности. Рассмотрение культуры позволяет глубже понять изменение становления и существования человека и общества.
В нашей стране сформировались три главных понимания культуры (аксиологическое, антропологическое (этносоциологическое) и трактующее культуру как духовную жизнь общества), которые детерминировали появление двух основных концепций. Первая рассматривает культуру как творческую деятельность, вторая, как способ деятельности.
Следует отметить разногласия между сторонниками этих концепций, стоящих на марксистской позициях толкования деятельности, относительно участия индивидов в культурной сфере. Одни считают, что культура является
основой производства и воспроизводства человеческого общества через применение технологий и утверждают, что культура имеет универсальный характер и является посредником в человеческой деятельности. В этой концепции сами люди, как источники деятельности, теряют свое значение и становятся просто носителями активного отношения либо даже причинами его искажения: «универсальный характер, т. е. опосредствующий момент человеческой деятельности. Сами индивиды - источники, живые участники процесса деятельности - снимаются в результативности опосредствующего момента, оказываясь в лучшем случае носителями некоего деятельного отношения, а в худшем - источниками его искажения» [8, с. 8]. Другая концепция культуры, опирается на деятельностный подход. Культура здесь становится «социально значимой творческой деятельностью в
диалектической взаимосвязи ее результативности (опредмеченного в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах и т. д.) выражения и ее процессуальное™, предполагающей освоение
(распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, т. е. превращение богатства, опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека» [4, с. 28].
Следует упомянуть еще об одной концепции культуры, которая представляет ее как производство человека: «культура - это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественного бытия» [6, с. 67]. Это позволяет рассматривать культуру как интегральную часть жизни личности, влияющую на все аспекты ее существования.
В истории понятия культуры прослеживается ее тесная связь с вопросами понимания сущности человека и проблемой личности. Насколько его судьба, будь то индивидуальная или судьба человечества в целом, зависит от его усилий и достижений. Культура помогает понять, каким образом человек может влиять на себя и на мир вокруг себя через свои деяния, свои идеи, свою креативность и творчество. Она фиксирует наши ценности, нормы, традиции, поддерживает и стимулирует наше стремление к саморазвитию и самовыражению. «Преобразуя окружающую... среду при помощи культуры, понимаемой как технология человеческой деятельности и как результаты этой деятельности, транслирует также структуру и форму своих потребностей. Тем самым он создает новые детерминанты своего поведения и преобразует самого себя» [3, с. 133]. Следовательно, культура
отражает глубокие аспекты человеческой природы и представляет собой одно из ключевых понятий для понимания нашего места в мире и возможности влиять на него. Осознание культуры как состояния развития человеческих сил и ее одновременно «вектора» развития дает нам понимание не только прошлого и настоящего, но и будущего человечества.
Через культуру человек трансформирует окружающую среду, используя созданные им технологии. Это позволяет не только удовлетворять свои потребности, но и формировать новые образы поведения и тем самым изменять себя. Культура является неотъемлемой частью человеческого общества и играет ключевую роль в формировании его структуры, ценностей, норм и идентичности. Человек, как творец и носитель культуры, продолжает развиваться и изменяться, отражая свои потребности и аспекты своей сущности через культурные проявления и деятельность.
Представление о том, что культура не существует независимо от человека и его эволюции, акцентирует важность роли человеческой активности в формировании и трансформации культурных явлений. Благодаря развитию собственных сил и способностей человек обретает возможность созидать и творить, определяя себя как индивидуума в процессе исторической практики. Культурность человека, как мера его способности к самоопределению и реализации личности, является продуктом его исторического пути и эволюции. Каждая историческая эпоха и стадия развития человечества отражает особенности людей и их культурного опыта, формируя уникальные ценности, нормы и идеалы. Культуру можно анализировать как состояние развития «человеческих сущностных сил», поскольку она отражает внутренний потенциал и творческую энергию человека [5, с. 123]. Процесс развития культуры стоит рассматривать как процесс раскрытия и расширения человеческого потенциала в различных областях жизни и деятельности. «Граница, отделяющая человека от остального мира, т.е. граница самой культуры, - это вся человеческая история, понятая как история становления и развития самого человека... Культура есть одновременно и путь, исторически проделываемый человечеством с момента его возникновения, и главный результат этого пути» [7, с. 17].
Взаимовлияние человека и культуры представляет собой неотделимый процесс взаимодействия, который формирует и изменяет как культурные явления, так и саму природу человека. Таким образом, культура не ограничивается только внешними проявлениями и достижениями человека,
она является своего рода направляющим началом, побуждающим его к духовному и интеллектуальному росту. Каждое новое достижение в культуре отражает не только состояние развития общества, но и внутреннюю потребность человека в творческом самовыражении и саморазвитии. Подобный подход позволяет увидеть культуру не только как «часть» общества, а прежде всего как важный источник формирования общества и человека. Культура, в нашем понимании, нечто уникальное и неповторимое, становится не просто одной из сфер жизни человека, а ключевым фактором, определяющим особенности и направление общественного развития. Такой взгляд позволяет глубже понять связь между культурой и другими сферами общественной жизни, понимая, что культура не только отражает социальную и экономическую реальность, но и имеет свой собственный внутренний потенциал, влияющий на формирование общества в целом.
Культура представляет собой качественную характеристику общества и его эволюции через прогресс индивидуальности, поскольку культура не только отражает уровень развития общества, но и является механизмом самосовершенствования общественного индивида, способствуя его духовному и интеллектуальному росту. «Понятие «культура» ... не может быть связано с какой-то определенной сферой жизни общества, поскольку она присутствует во всех проявлениях этой жизни... Культура есть качественная характеристика общества и его развития по пути прогресса общественного индивида» [2, с. 203]. Иными словами, обращается внимание на культуру как качественное явление, проникающее во все сферы жизни общества, подчеркивается, что понятие культуры нельзя связывать исключительно с определенным аспектом общественной жизни, так как она присутствует во всех ее проявлениях. Культура охватывает широкий спектр явлений, от искусства и науки до повседневных обычаев и традиций, отражая глубинные аспекты общества и его развития. Эта концепция позволяет рассматривать культуру как основополагающий элемент общества, олицетворяющий его ценности, идеалы и креативный потенциал.
Культурная реальность - это уникальный аспект человеческого существования, который проявляется в социально-историческом контексте, независимо от форм и типов человеческого бытия. Этот аспект является реальным проявлением человека как индивидуальности, формирующей целостность. Культура представляет собой чисто человеческий мир, созданный человеком путем воплощения самого себя как личности. Там, где человеческая жизнь развивается в рамках личностного существования, мы
всегда обнаруживаем культуру и деятельность как взаимосвязанные аспекты. Поскольку невозможно развитие личности без активности, как невозможно представить себе личное существование вне культурного контекста. Жизнь человека, ориентированная на личностное бытие, всегда насыщена культурными элементами и деятельностью, которые неразрывно связаны друг с другом. Личностное бытие проявляется через деятельность, а культура служит своеобразным зеркалом, отражающим этот процесс.
Рассматривая деятельность как основополагающий элемент жизни человека, выделим принципиальный отличительный момент человеческой деятельности от действий животного мира. Человек, обладая способностью амбивалентно воздействовать как на внешний мир, так и на себя самого в результате своих действий, выстраивает особую связь между собой, деятельностью и окружающей культурой. Это подчеркивает важность осознания субъективности деятельности и воздействия культуры на формирование личности, создание собственного пути самопознания и саморазвития. Таким образом, взаимодействие между культурой, личностью и деятельностью играет существенную роль в становлении и развитии человеческой индивидуальности и общности.
Анализируя понятие культуры и ее влияние на формирование личности в контексте общественного развития, можно отметить, что в исторических эпохах, предшествующих нашему времени, феномены культуры в обществе играли второстепенную роль и воспринимались скорее как «маргинальные» или «надстроечные» явления. «В таких условиях все феномены культуры приобретали своего рода «маргинальный», «надстроечный» характер, хотя, по сути дела, только в них всегда осуществлялось целостное замыкание человеческой деятельности, формировался уникальный, неповторимый строй личности того или иного периода культуры» [1, с. 39]. Тем не менее, именно в сфере культуры воплощалась целостность человеческой деятельности, благодаря чему формировалась уникальность личности в рамках конкретной культурной эпохи. Таким образом, даже в условиях, когда культура воспринималась как второстепенная сфера, она играла ключевую роль в формировании личности и ее взаимоотношении с социальными структурами общества: «культура - это всеобщая история и деятельность человека, сосредоточенная в вершине самодетерминации» [1, с. 40]. Это значит, что культура охватывает все сферы человеческой деятельности и самопознания, играя ключевую роль в формировании личности и определении ее места в обществе. Искусство, философия, наука, нравственность, религия и право
представляют собой различные аспекты культуры, которые помогают человеку ощутить свою самодостаточность и свободу в выражении собственного внутреннего мира через взаимодействие с внешним миром. В этом контексте культура становится высшим выражением духовной самодетерминации личности и уникального человеческого потенциала. Культурная деятельность способствует развитию личности и ее расцвету.
Этот подход свидетельствует о важности того, как деятельность человека влияет на его личностное развитие и самоопределение. Культурная деятельность способствует расширению возможностей личности, ее гармоничному развитию, вдохновляет к творчеству и самосовершенствованию. В то время как некультурная деятельность, наоборот, может вызывать деградацию, разрушение и искажение человеческой природы. Таким образом, понимание культуры как фактора, определяющего качество человеческого бытия, указывает на значимость ответственного и осознанного подхода к своей деятельности, чтобы она способствовала развитию личности и общества в целом, а не приводила к их ущербу.
Современные глобальные проблемы требуют переосмысления целей и задач человеческой деятельности. Очень важно сместить акцент с простого производства материальных благ на культивирование самой личности человека. Ведь человек сам является наиболее ценным и сложным «предметом» работы, и его развитие и самосовершенствование должны стать важнейшими целями любой деятельности. Только такой подход позволит человеку раскрыть свой потенциал и стать не только эффективным «орудием труда», но и ценным участником развития общества и культуры в целом.
Таким образом, культура - это деятельность по сохранению и увеличению жизненных сил личности, осуществляемая путем развития этих сил в процессе творческого преобразования реальности. Сдвиг понятия культуры из периферийного положения в центр человеческого бытия является важным аспектом современной философии и культурологии. Это может помочь человечеству справиться с нынешними вызовами, сделав акцент на внутреннем развитии личности, ее духовном росте и гармонии с окружающим миром. Подобное понимание культуры как средства к развитию личности и созданию благоприятных условий для взаимодействия с окружающим миром дает возможность преодолеть глобальные проблемы и создать устойчивое, гармоничное общество. Культура становится
неотъемлемой частью нашей жизни, определяющей ценности, поведение и способы самовыражения.
Следовательно, культура как специфический человеческий способ жизни и творчества является ключом к пониманию современного общества и развития цивилизации в целом. Эти изменения в понимании культуры свидетельствуют о ее важности как важнейшего элемента формирования человеческого мира и общества. Исследователи начали придавать более глубокий смысл культурным процессам, определяя их как основу для развития и самовыражения человечества. Культура стала рассматриваться не только как набор традиций и обычаев, но и как динамичное и активное явление, определяющее сущность и направление развития социума.
В широком смысле культура включает в себя язык, искусство, религию, обычаи, традиции и другие аспекты, которые формируют особую среду обитания и самосознание человека. Через изучение культуры можно сделать выводы о ценностях, убеждениях и нормах общества, а также способах взаимодействия и самовыражения индивида. Культура, это своеобразное зеркало, отражающее сущность и идентичность различных культурных групп и народов. Таким образом, понимание культуры как совокупности исторически сложившихся форм взаимодействия и общения становится ключевым для изучения различных аспектов человеческого бытия и существования в обществе. В центре этого понимания лежит уникальность культурного наследия каждого народа и его влияние на формирование мировоззрения и самосознания индивида.
Структура и функция культуры имеют значительное влияние на общение и взаимодействие между людьми. Общение играет важную роль в жизни человека и формировании культуры в целом. Через общение люди обмениваются идеями, ценностями, знаниями, а также формируют и поддерживают социальные связи. Общение раскрывает глубину культурного наследия, транслирует нормы и ценности общества, а также способствует преемственности и эволюции культуры. Феномен общения пронизывает всю культуру, определяя ее структуру и развитие. Внутренние взаимосвязи между людьми, их мысли, идеи и эмоции формируют основу для распространения и сохранения культурных ценностей. В то же время, внешние взаимосвязи позволяют культуре взаимодействовать с окружающим миром и другими культурами, обогащаясь новыми идеями и перспективами.
Общение является основой структуры индивидуального сознания, так как через него человек осваивает язык, культурные обычаи и нормы,
формируя свою собственную культурную идентичность. Таким образом, общение не только связывает людей внутри культуры, но и способствует взаимопониманию и взаимодействию между различными культурами, что в конечном итоге может привести к формированию общечеловеческой культуры, объединяющей разнообразие культурных традиций и ценностей в единое целое.
Как структурный компонент культуры, общение играет связующую роль между различными уровнями и субъектами общества. Горизонтальные связи между людьми, группами, нациями, обществами и даже государствами обусловлены обменом информацией, идеями, опытом и создают базу для формирования общих ценностей, традиций и культурных обычаев. Взаимодействие по вертикали, между индивидом и обществом, государством, культурой и другими структурными компонентами, позволяет выстраивать и поддерживать порядок, нормы и правила функционирования культуры в целом. Поэтому можно утверждать, что общение в культуре не только «есть бытие в культуре», но и выступает как ключевой компонент, обеспечивающий ее живучесть и структурированность.
Еще на один важный аспект культурного явления - связь между общением и нравственностью. Нравственность, являясь существенным аспектом культуры, отражает важность ценностей и принципов, которыми руководствуется общество или отдельные индивиды. Ценности в культуре опосредуют человеческое отношение к миру и своему собственному существованию. Они выражаются в нормах, убеждениях, символах и обычаях, которые формируют коллективную основу культуры и определяют специфически человеческое измерение культуры. Следовательно, общение и ценности тесно переплетаются, обуславливая и определяя культурное развитие и самоорганизацию общества играя значительную роль в формировании нравственности, так как через коммуникацию люди обмениваются идеями, убеждениями, взглядами на мир. В процессе общения устанавливаются нормы и правила поведения, формируются общественные моральные стандарты и ценности. Следовательно, общение помогает людям осознавать и внедрять в свою жизнь нравственные принципы, способствует развитию этических убеждений и культурно-нравственного самосовершенствования.
Таким образом, взаимосвязь общения и нравственности является неотъемлемой частью культуры, поскольку они вместе определяют ценностную основу общества и формируют духовное измерение
человеческого бытия. Общение, как способ передачи и приобщения к ценностям, и нравственность, как моральный компас и ориентир, тесно взаимосвязаны в процессе формирования и развития культуры человечества.
И в заключение следует отметить, что в научной литературе существует множество подходов к пониманию культуры, отражающих глубину и сложность этого понятия, каждый из которых имеет свои особенности и трактовку. Это обусловлено несколькими факторами:
- Исторический контекст. Каждая эпоха и каждое общество имеют свои особенности и представления о культуре, что влияет на то, как они определяют и понимают это понятие. Понимание культуры меняется в соответствии с социокультурным контекстом и историческим развитием общества.
- Ценностный характер. Культура несет в себе ценности и идеалы различных социальных групп. Представления о добре, красоте, справедливости и истине формируются в рамках конкретной культурной среды и национальной идентичности.
- Философские принципы исследования. Разнообразие подходов к пониманию культуры связано с различными философскими течениями и методологиями исследования, которые влияют на формирование теорий культуры и ее интерпретацию.
- Сложность культурного развития. Культурное развитие неоднородно и многоуровнево, что также отражается на понимании культуры. Различные области культуры развиваются в разном темпе и направлении, что влияет на многообразие подходов к анализу и интерпретации культурных явлений.
Именно благодаря этим факторов в научной литературе существует множество теорий, подходов и концепций культуры, каждый из которых призван раскрывать различные аспекты этого многослойного и многомерного явления. Культура - это комплексное явление, которое требует глубокого анализа и понимания с учетом всей ее многогранности.
Список литературы
1. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-42.
2. Боголюбова, Е. В. Культура и общество / Е. В. Боголюбова. - Москва : Московский гос. ун-т, 1978.-232 с.
3. Волков, Ю. Г. Интегральная природа человека. Естественно-научные гуманитарные аспекты / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рост, ун-та, 1994. -282 с.
4. Злобин, Н. С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин. - Москва : Наука, 1980.-303 с.
5. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Потребности, производство и разделение труда / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Поли. Собр. соч.
Т. 42. - С. 113-145.
6. Межуев, Б. М. Предмет теории культуры / Б. М. Межуев // Проблемы теории культуры. - Москва, 1977. - С. 51-70.
7. Проблемы философии культуры. -Москва : ПФР АН, 2012. - 188 с.
8. Сильвестров, В. И. Философское обоснование теории и истории культуры / В. И. Сильвестров. - Москва : ВЗПИ, 1990. - 242 с.
CULTURAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIETY
S.I. Petrova
The Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT, Krasnodar
e-mail: [email protected]
The article is devoted to the consideration of cultural foundations in the development of society. Culture is an integral part of human society and plays a key role in shaping its structure, values, norms and identity. Man, as the creator and bearer of culture, develops and changes, reflecting the needs and aspects of his essence through cultural manifestations and activities. Culture covers a wide range of phenomena, from art and science to everyday customs and traditions, conveying the deep aspects of society and its change. The article shows that culture reflects the state of development of society and the inner human need for creative selfexpression and self-development. It is not only a part of society, but above all an important source of formation of society and man. Culture is a unique and inimitable phenomenon, it is not just one of the spheres of human life, but a key factor determining the characteristics and direction of social development. The connection between culture and other spheres of public life is emphasized, it is argued that culture not only reflects social and economic reality, but also has its own internal potential that affects the formation of society as a whole. It is noted that culture is an intermediary between a person and society, as well as a factor determining the evolution of human behavior and self-awareness.
Keywords: culture, society, person, values, morality, communication, process, foundation, being, norms.