Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)
УДК 78(045)
О. В. Милицина
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Приведен опыт формирования культурно-просветительских компетенций магистров музыкального образования педагогического вуза. В качестве средств актуализации культурно-просветительского компонента подготовки магистров рассматриваются интерактивные формы аудиторных практических занятий в рамках курса по выбору и виды внеаудиторной самостоятельной работы. Опираясь на современные разработки в области гуманитарных исследований, автор делает попытку анализа затрагиваемой проблемы и приводит практические примеры в ее решении.
Ключевые слова: магистр музыкального образования, культурно-просветительская деятельность, компетенции, творчество, интерактивные формы работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
В настоящее время в музыкально-педагогическом образовании продолжается поиск ориентиров, эффективных приемов и способов учебно-воспитательной работы, внедрение теоретических и практических новаций в деятельность будущих педагогов-музыкантов.
Соответственно, основной целью образовательных программ педагогических вузов согласно требованиям ФГОС ВПО является формирование у студентов личностных качеств, а также общекультурных и профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в будущей профессиональной деятельности.
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» осуществляет подготовку магистров по направлению магистерской подготовки 440401 «Педагогическое образование (магистерская программа «Музыкальное образование») с 2012 г. Целью магистерской программы «Музыкальное образование» является подготовка высококвалифицированных кадров для работы в сфере образования, культуры и в социальной сфере, требующей широкой образованности в соответствующем направлении и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской, научно-педагогической, культурно-просветительской работы.
В настоящее время процесс подготовки магистров находится в периоде становления, происходит накопление и осмысление опыта организации разных видов деятельности магистрантов, предусмотренных учебным планом, - непосредственно учебной, исследовательской и педагогической.
Культурно-просветительская деятельность педагога, обладающая мощным личностным, ценностным, культурологическим потенциалом, приобретает особую значимость именно в контексте развития современного образования. Пропаганда музыки во все времена составляла нравственную сущность деятельности каждого педагога-музы-
канта, являясь реальным выражением его ответственности перед обществом, однако сегодня задачи, а тем более конкретное содержание культурно-просветительской деятельности являются отражением динамики общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
На расширение функциональных возможностей выпускника вуза направлены стандарты третьего поколения [1]. В соответствии с ФГОС ВПО выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области культурно-просветительской деятельности:
- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
- готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21) [2].
С целью дисциплинарного и дисциплинарно-модульного обеспечения формирования данных профессиональных компетенций в рабочий учебный план магистратуры, к примеру, включены:
- в базовую часть профессионального цикла -дисциплина «Актуальные проблемы регионального музыкального образования» и дисциплины по выбору студентов, отражающие в данном цикле особенности профильной подготовки: «Художественная интерпретация в музыкальном образовании», «Этнокультурный подход к музыкальному образованию».
О. В. Милицина. Культурно-просветительский компонент профессиональной подготовки магистров.
- в вариативную часть профессионального цикла - факультативы «Просветительская подготовка в области музыкального образования», «Теория и практика дополнительного музыкального образования».
Осуществляя профессиональную деятельность в сфере среднего общего и дополнительного образования, магистр-музыкант является фасилитато-ром искусств (от лат. facilis - «легкий, удобный»), т. е. проводником в мир прекрасного. И результат его работы зависит от степени готовности к художественно-образовательной деятельности, при этом деятельность педагога-музыканта полифункциональна. Он выполняет не только педагогическую функцию, но и является дирижером, концертмейстером, исполнителем-инструменталистом, исполнителем-вокалистом (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, Т. В. Че-лышева и др.).
Вместе с тем, как показывает практический опыт, при фундаментальной научно-исследовательской, научно-практической подготовке подчас обнаруживается недостаточная степень инструментальной готовности обучающихся к культурно-просветительской деятельности, несформирован-ность в сознании «адекватного профессионального образа» [3]. Это приводит к тому, что многомерность структуры культурно-просветительской деятельности сводится в сознании магистрантов к ее мозаичности и аморфности.
Данное обстоятельство является существенным внешним барьером творчества будущих специалистов в просветительской деятельности, поскольку в творчестве внешняя детерминация становится самодетерминацией только в том случае, когда «полученные извне импульсы к созиданию преломляются через интеллектуальную и мотивационно-воле-вую сферу сознания человека, становясь его собственными мотивами, интересами и стремлениями» [4]. Как показали результаты исследований, 77 % магистрантов имеют недостаточные представления о культурно-просветительской деятельности; у 50 % обучающихся отсутствует устойчивая ценностная ориентация, 25 % магистрантов не имеют положительной мотивации к творческой самореализации в культурно-просветительской деятельности.
Для решения этих проблем необходимо выстраивать новые процессуальные направления в организации профессионального обучения, «предполагающие способность педагога осваивать новое содержание музыкального образования, овладевать инновационными технологиями, внедрять такие методы воспитания и обучения, которые учитывали бы социальные и культурные изменения, характерные для России XXI в.» [5, с. 154].
В связи с вышеизложенным возникла необходимость в детальной проработке культурно-просветительского компонента подготовки магистров в проекте курса по выбору «Методика преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в вузе».
В ряде российских вузов есть примеры включения в профессиональный цикл дисциплин по выбору, которые сделают более эффективной подготовку магистрантов в области культурно-просветительской деятельности: «Сольное инструментальное исполнительство», «Инструментальный ансамбль» (МПГУ, г. Москва), «Специальный музыкальный инструмент» (КурГУ, г. Курск).
Так как музыкально-инструментальная подготовка, полученная магистрантами на предыдущей ступени образования, подразумевает комплексный процесс, включающий обучение игре на фортепиано (баяне, аккордеоне), а также концертно-испол-нительскую и культурно-просветительскую деятельность, в содержание магистерского курса по выбору введены модули, углубляющие специфику подготовки в данных областях, а именно «Стратегии культурно-просветительской деятельности музыканта», «Создание просветительских проектов и программ», «Эмоционально-наглядные и ассоциативные способы восприятия искусства». Содержание модулей раскрывается в тематике практических занятий, 20 % которых осуществляются в интерактивной форме, а также внеаудиторной самостоятельной работы.
Использование интерактивных форм аудиторных занятий позволяет перейти от преимущественной активности преподавателя к активности студентов, формировать учебную автономность студента, его ответственность за процесс и результаты обучения. Это подтверждается выводами американских исследователей Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, 90 % того, до чего дошел в деятельности.
Интерактивные формы проведения занятий по курсу по выбору позволяют более эффективно использовать просветительский потенциал учебной дисциплины, а именно повысить степень владения синтезом исполнительских и лекторских качеств, развить артистизм. Как следствие - понимание взаимосвязи между активным функционированием будущего педагога-музыканта в обществе и его профессиональной деятельностью, что активизирует становление просветительской направленности магистров.
Для того чтобы освоить и применять методы интерактивного обучения, преподавателю необходимо знание различных методик группового
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 3 (156)
взаимодействия. В рамках практических учебных занятий магистрантам предлагаются следующие формы и методы интерактивных занятий:
- репетиция вдвоем;
- метод монотипии;
- метод визуализации;
- самодиагностика;
- проигрывание ситуаций;
- метод учебной дискуссии.
Задания, предлагаемые студентам в рамках выбранных форм занятий, предполагают разнообразные формы взаимодействия преподавателя и студента. Например, репетиция вдвоем предусматривает просмотр материала по содержанию теоретического раздела занятия на слайдах презентации и в распечатанном варианте. После отработки и усвоения материала нужно выступить сначала в роли преподавателя, затем в роли ученика (обменяться ролями).
При использовании метода монотипии магистрантам предлагалось изобразить акварельными красками музыкальное произведение при помощи технологии монотипии и обосновать выбор цветов и расположение цветовых пятен.
Метод визуализации основывался на графическом анализе музыкального произведения и представлении перцептивного образа произведения путем зрительного исследования партитуры.
Применение метода учебной дискуссии предусматривает обмен информацией о взаимосвязи содержания и формы в отечественной и европейской музыке; поиск нового знания в процессе обмена мнениями, развитие диалектического мышления на основе обсуждения проблемных ситуаций; анализ структуры произведения в процессе аудиаль-ного восприятия. Как указывает И. Е. Молоствова, в художественно-образовательном процессе не следует стремиться к тому, чтобы учащиеся давали однозначный, стандартный ответ на поставленные задачи художественного порядка. Более того, точное повторение результата интерпретационной деятельности у каждого учащегося свидетельствует о неверном подходе к обучению музыкальному искусству [6, с. 144].
В методе проигрывания ситуаций студентам предлагаются различные исполнительские редакции музыкального произведения и выбирается трактовка, наиболее адекватная авторскому замыслу.
Внеаудиторная форма самостоятельной работы магистрантов, направленная на активизацию культурно-просветительского компонента дисциплины, связана также с интеллектуализацией музыкально-исполнительского процесса, что выражается в написании аннотации к исполняемым произведениям по плану-образцу, поиске необходимой
теоретической информации для разработки культурно-просветительского проекта, представлении письменного интерпретационно-исполнительского анализа музыкального произведения на выбор, работе со словарем музыкально-исполнительских терминов и др. Самостоятельная работа направлена на разучивание магистрантами разнообразного дополнительного музыкального репертуара, который пополняет их культурно-просветительский опыт.
Внеаудиторная форма самостоятельной работы по освоению культурно-просветительских компетенций включает также творческую и поисково-исследовательскую деятельность магистров. Творческая деятельность предполагает самостоятельные концертные выступления, самостоятельный разбор и освоение новых музыкальных произведений в целях расширения репертуара, знакомство с искусствоведческой литературой, прослушивание и анализ аудио- и видеозаписей. Поисково-исследовательская деятельность включает такие виды работ, как анализ литературы (содержащей информацию о биографии композитора, стиле и особенностях композиторского творчества и др.) и анализ произведений со словарем музыкальных терминов.
В процессе поисково-исследовательской деятельности магистранты интерпретируют идеи, касающиеся музыкально-творческого исполнительства, трактовки художественного образа произведения, причем, как подчеркивает Ю. В. Величко, «значительное количество художественного материала, осваиваемого обучаемыми, представляется в ... аудиовизуальном электронном формате» [7].
На практических занятиях в рамках дисциплины по выбору студентам даются задания следующей формы:
- изучить, прослушать и проанализировать комплекс произведений одного и того же композитора и найти сходство и различия в воплощении им художественного образа;
- охарактеризовать методы и приемы воплощения одинаковых жанров (колыбельная, менуэт и др.) в музыке разных композиторов;
- осуществить сравнительно-сопоставительный анализ произведений различных композиторов (сонат Й. Гайдна и В. Моцарта и др.).
В процессе самостоятельной работы также используются формы и методы развивающего обучения (Г. М. Цыпина и др.), предполагающие ускоренное прохождение (эскизное и фрагментарное) как можно большего количества произведений. Данные виды работы позволяют магистрантам накопить опыт музыкальных переживаний и впечатлений, что приводит к реализации глубокого по-
О. В. Милицина. Культурно-просветительский компонент профессиональной подготовки магистров...
гружения в музыкальное искусство, раскрытию исполнительской концепции художественного репертуара.
Таким образом, углубление культурно-просветительского компонента профессиональной подготовки магистрантов за счет создания установки на музыкально-исполнительское самообразование формирует самостоятельное профессиональное мышление, музыкально-педагогическую самостоя-
тельность, которые будут способствовать реализации творческого потенциала личности, социальной мобильности и востребованности специалиста на рынке труда.
Работа проводилась при поддержке Минобр-науки РФ в рамках программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.).
Список литературы
1. Шишлянникова Н. П. Интегрированный подход к профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 38-41.
2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (магистратура). URL: http:// window.edu.ru/recommended/44 (дата обращения: 13.09.2014).
3. Асатрян О. Ф. Формирование готовности будущих учителей музыки к инновационной деятельности в условиях Научно-практического центра художественного образования // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4. С. 16-20.
4. Родина Е. Н. Творчество как имманентное качество деятельности человека // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1. С. 76-80.
5. Кобозева И. С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 154-159.
6. Молоствова И. Е. Художественно-интерпретационный подход в музыкально-образовательном процессе: сущность, аспекты реализации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 3, № 2. С. 141-145.
7. Величко Ю. В. Аудиовизуальные технологии в музыкально-исторической подготовке студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 124-130.
Милицина О. В., доцент кафедры музыкального образования. Мордовский государственный педагогический институт.
Ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.10.2014.
O. V Militsina
CULTURAL AND EDUCATIONAL COMPONENT OF MASTERS TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article describes the experience of development of cultural and educational competence of Masters of music education at pedagogical University. Optional interactive forms of classroom practice course and types of out-of class independent work are considered as method of actualization of cultural and educational component of Masters' training. Deepening of cultural and educational component of professional training of students takes place through the musical self-education orientation, the formation of independent professional thinking, musical-pedagogical autonomy. On the basis of modern developments in the field of humanitarian studies, the author makes an attempt to analyze the issues and gives practical examples of its solution.
Key words: master of music education, cultural and educational activities, competence, creativity, interactive forms of work, out-of-class independent work.
References
1. Shishlyannikova N. P. Integrirovanny podhod k professional'noy podgotovke budushchego uchitelya muzyki [Integrated approach to vocational training of the future teacher of music]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 38-41(in Russian).
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya (magistratura) [Federal state educational standard of higher professional education (master's program)]. URL: http://window.edu.ru/recommended/44 (accessed 13 Sept. 2014) (in Russian).
3. Asatryan O. F. Formirovanie gotovnosti budushchih uchiteley muzyki k innovatsionnoy deyatel'nosti v usloviyah Nauchno-prakticheskogo tsentra hudozhestvennogo obrazovaniya [Formation of readiness of future music teachers for innovation activity in the scientific and practical centre of art education]. Gumanitarnye naukii obrazovanie - Humanities and education, 2013, no. 4, pp. 16-20 (in Russian).
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)
4. Rodina E.N. Tvorchestvo kak immanentnoe kachestvo deyatel'nosti cheloveka [Creativity as an immanent quality of an individual activity]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie - Humanities and education, 2013, no. 1, pp. 76-80 (in Russian).
5. Kobozeva I. S. Formirovanie professional'noy kompetentnosti pedagoga-muzykanta kak sredstvo obespecheniya kachestva nepreryvnogo obrazovaniya [The formation of professional competence of the teacher-musician as a means of quality assurance of continuing education]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl pedagogical Bulletin, 2013, no. 4. Vol. II (Psycho-pedagogical science), pp. 154-159 (in Russian).
6. Molostvova I. Ye. Hudozhestvenno-interpretatsionnyy podhod v muzykal'no-obrazovatel'nom protsesse: sushchnost', aspekty realizatsii [Art-interpretive approach in music education process: nature, aspects of the implementation]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Vyatka state humanitarian university bulletin, 2009, vol. 3, no. 2, pp. 143-145 (in Russian).
7. Velichko Yu.V. Audiovizual'nye tehnologii v muzykal'no-istoricheskoy podgotovke studentov [Audiovisual technologies in the music and history training of students]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki - Humanities, social-economic and social sciences, 2014, no. 8, pp. 124-130 (in Russian).
Mordovia State Pedagogical Institute.
Ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Russia, 430007.
E-mail: [email protected]