С.А. Поронок
Методические аспекты профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к просветительской работе
о ^
о °°
¡± о
го ср чд ю
ш о
В статье исследуется проблема актуализации просветительских тенденций в профессиональной подготовке будущих специалистов-музыкантов. Сформулированы методы подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к музыкально-просветительской работе. Представлено и обосновано функциональное значение данной совокупности методов для формирования методологических основ педагогики музыкального образования и исполнительских знаний, умений и навыков, необходимых для реализации в профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Ключевые слова: педагогический метод, подготовка студентов к музыкально-просветительской работе, методическая компетентность педагога, музыкально-просветительская деятельность, информационно-просветительская культура студентов-музыкантов.
Проблема актуализации просветительских тенденций в подготовке будущих специалистов-музыкантов является приоритетной в современном музыкальном образовании и воспитании. Очевидно, что музыкально-просветительская деятельность индивида, активно реализующего себя во всех значимых аспектах системы просвещения, должна осуществляться в опоре на реальные тенденции развития современного общества. При этом ценным сегодня в отношении качественного личностного и мировоззренческого преображения общества является умение вести просветительскую работу с самым разным по статусу и разной социальной принадлежности контингентом.
Воспитание компетентного специалиста музыкально-просветительской сферы требует комплексного методического подхода, способствующего активизации самостоятельной работы студентов (СРС), необходимой для решения просветительских проблем в профессиональной деятельности и успешной самореализации. Современное музыкальное образование студентов музыкально-педагогических отделений вузов базируется на интеграции методолого-теоретических знаний и инструментально-исполнительских умений и навыков в целях осуществления
*
го о ^
о I научно-исследовательской, учебно-методической, научно-методи-
В ^ § ческой, концертно-исполнительской, музыкально-просветительской
Ф ГО ГО
| § £ деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработки
§ специальных методов подготовки студентов-музыкантов к музыкаль-
но-просветительской деятельности, направленных на совершенствова-
ф о
_ ^ ние знаний методологических основ музыкально-педагогической науки и собственно исполнительских, профессиональных личностно-значи-мых качеств. Таким образом, целью данной статьи является разработка и практическое освоение методов подготовки к осуществлению просветительской работы будущими специалистами музыкально-педагогической направленности.
Рассмотрим понятие метод как таковой, опираясь на данные философского словаря. Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [6]. В контексте данной статьи автор рассматривает метод подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской работе как способ формирования и развития у будущих специалистов личностных качеств, умений и навыков воплощения в жизнь (в разных видах деятельности) просветительских установок, обусловленных ценностными ориентирами, характеризующими современную образовательную среду.
В этой связи автором разработан и сформулирован ряд методов подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской деятельности, способствующих формированию профессиональной компетентности и готовности личности к пропаганде музыкального искусства, становлению будущего специалиста в области просветительской работы.
Профессиональная компетентность будущих специалистов в области музыкально-просветительской деятельности формируется на базе современного образовательного пространства вуза в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в процессе осуществления музыкально-педагогического процесса. В.А. Сластёнин интерпретирует профессиональную компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности, что характеризует его профессионализм [4].
В контексте данной статьи следует обозначить методическую компетентность студентов музыкально-педагогических специальностей как вид профессиональной компетентности, являющейся одной из важнейших составляющих их профессиональной подготовки. Собственно методическая компетентность будущего учителя музыки трактуется
ее
автором как владение рядом методов подготовки к музыкально-просве- | тительской работе и освоение ключевых профессиональных компетен- § ® ций просветительской направленности, а также знание методологиче- 5 ° ских основ методики музыкального образования и воспитания.
Так, профессиональная мобильность будущих специалистов- | 2 музыкантов, обусловленная методической грамотностью, реализуется о § во всех видах деятельности: музыкально-педагогической, концертно- чю исполнительской, научно-исследовательской, проектной, культурно- с просветительской, сопряженных компетентностным подходом в области владения информационными технологиями и новыми формами просветительской работы.
Организация и последующая реализация методической компетентности в сфере музыкально-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогических специальностей обусловлена функционированием блока учебных музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин, взаимодействие которых важно корректировать и направлять. В целях обеспечения качественного уровня профессиональной подготовки студентов-музыкантов необходимо контролировать процесс междисциплинарного взаимодействия среди образовательных модулей, усиливая нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе, стимулирующих повышение методического уровня будущих педагогов-музыкантов, их информативность, интегра-тивность, коммуникативность, наконец, методологическую компетентность. Данный тезис представляется нами как важный фактор формирования высокообразованного, методически грамотного специалиста в системе высшего профессионального образования, готового к активной инкультурации и социальной адаптации в будущей профессиональной научно-методической, музыкально-педагогической, культурно-просветительской сферах деятельности.
Исходя из основных положений ФГОС нового поколения, модуль определяется как совокупность частей учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, т.е. отвечающая за выработку компетенций. Таким образом, интенсивное взаимодействие учебных дисциплин в ходе осуществления межпредметных связей обеспечивает методологическую компетентность субъектов культурно-образовательного пространства. В свою очередь, реализация задач межпредметных связей возможна в процессе концертно-исполнительской практики студентов-музыкантов, в осуществлении художественно-эстетических инициатив, где происходит своего рода «экстраполяция» методолого-теоретических и исполнительских знаний, полученных в классе
го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
(D го го
л го
о .
Ы VO
сс и о
и
а. си
о
О
1— . с
основного и дополнительного музыкального инструмента, концертмейстерском классе и классе сольного пения, на занятиях по хору и оркестру, а также лекциях по гармонии, полифонии и методологии музыкально-педагогического образования.
Все это побуждает автора указать на значимость и целесообразность широкомасштабного внедрения в образовательный процесс вузов новых специальностей, специализаций и дисциплин, уже использующихся в некоторых российских вузах: «Основы музыкального просветительства» (Владимирский государственный университет), «Основы музыкально-просветительской и творческой деятельности» (Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского), «Организация музыкально-просветительской деятельности» и «Технологии просветительской деятельности в области музыкального искусства» (Орловский государственный институт культуры), «Музыкально-просветительский практикум» (Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина) [5]. Здесь же целесообразно предложить междисциплинарный курс «Проектирование в области музыкально-просветительской деятельности», способствующий полноценному овладению студентами навыками просветительской работы, пропаганды музыкального искусства и культуры.
Таким образом, субъект, оснащенный внушительным арсеналом знаний, умений, навыков и ключевых компетенций, обеспечивает становление профессиональной компетентности и методической готовности. Подтверждением вышесказанного служит мнение о том, что каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, практикумом или практикой, но большой их совокупностью, а также образовательной средой вуза в целом, профессиональным и культурным уровнем педагогического коллектива [1].
В целом, можно заключить, что данная позиция автора подтверждается многолетней музыкально-педагогической практикой в высшей школе, использующей системно-методический подход в ходе комплексной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к просветительской работе. Представим эти методы.
Метод формирования готовности студентов к проектной деятельности, реализуемой в контексте культурной среды современного вуза средствами музыкального просветительства, безусловно, базируется на вовлечении студентов в активную проектировочную деятельность, которая осуществляется под научным руководством педагогов-консультантов. Разработка студентами музыкально-просветительских программ и гуманитарно-творческих проектов просветительской направленности в целях популяризации академической музыки способствует совершенствованию навыков коммуникативного взаимодействия, повышает
уровень интеллектуальной активности студентов музыкально-педа- ^ ^
гогических специальностей, формирует психологическую установку о ^
на осуществление экспериментальной деятельности будущих специали- д °
стов-музыкантов в сфере просветительской работы. |
Метод развития просветительской активности студентов. В нем 2 |
сосредоточена актуализация просветительских тенденций в подготов- о §
ке специалиста-музыканта. Метод направлен на корректное развитие ^^
ш о
художественно-творческих и эстетических инициатив, не сопряжен- с ных с подавляющей авторитарной концепцией музыкальной педагоги. Оказывает существенное воздействие на мобилизацию творческой и интеллектуальной активности будущих учителей музыки в ходе учебного процесса вуза, обусловленного дальнейшей гуманизацией и гуманитаризацией системы образования, необходимых в профессиональной самореализации, способствует формированию будущей музыкальной элиты.
Метод вовлечения студентов во всестороннюю инструментально-исполнительскую деятельность обусловливается мотивационной готовностью студентов к музыкально-просветительской работе. Кон-цертно-исполнительская практика будущих учителей музыки представляется нами как приоритетное звено системы просвещения, поскольку именно прием «живого» инструментального показа способен оказать неизгладимое впечатление на публику, является наиболее значимым в осуществлении воспитательной функции музыкального искусства, формируя методологическую стратегию специалистов музыкально-педагогической направленности. Данный метод закрепляет навыки аккомпанирования, ансамблевого исполнительства, совершенствует концертмейстерскую технику учащихся, формирует принципы и приемы аранжировки, интерпретации вокально-хоровых, сольных инструментальных сочинений, является ценным в преодолении студентами эстрадного волнения в ходе публичных выступлений и приобретения навыков артистизма; развивает художественную эрудицию и эстетический вкус.
Таким образом, метод вовлечения студентов в активную инструментально-исполнительскую деятельность позволяет уйти от пассивно-репродуктивной практики в процессе профессиональной подготовки потенциальных музыкантов-исполнителей, музыкантов-просветителей, способствуя осуществлению студентами музыкально-педагогических специальностей индивидуально-творческого подхода к исполнительской самореализации и соответственно овладению ключевых профессиональных и специальных компетенций, среди которых: - владение навыками самостоятельной работы в области музыкально-аналитической, музыкально-педагогической и инструментально-исполнительской деятельности, рефлексии;
о I - владение культурой инструментального, вокального и ансамблевого исполнительства как видов музыкально-просветительской дея-
гоо ^
ЪС ' —
О
к ^ о
Штат
5 о а. тельности;
к 'о - способность к индивидуально-творческой интерпретации музыкальных произведений разных исполнительских стилей мировой музы-
^ с! кальной культуры;
- владение навыками практического музицирования на основном и дополнительном музыкальных инструментах;
- способность к критической оценке и анализу музыкально-исполнительской деятельности в ходе осуществления просвещенческой работы;
- готовность осуществлять профессиональную исполнительскую деятельность на высоком художественном уровне перед социально разноуровневой слушательской аудиторией [3].
Метод оптимизации творческого подхода студентов к просветительской работе. В его основе лежит стимуляция творческих способностей будущих специалистов-музыкантов в области просветительской работы. Инициирует коммуникативную активность сотворчества и сотрудничества между всеми участниками музыкально-просветительской деятельности. Характерно использование ряда методологических приемов: организационно-деятельностный подход к явлению просветительства как такового, личностно-ориентированный подход, системный подход в целях выявления интегративных свойств феномена просветительства.
Метод развития просветительского потенциала студентов как совокупности знаний, умений и навыков музыкально-просветительской направленности нацелен на совершенствование интеллектуально-творческих ресурсов студентов-музыкантов, интенсификации комплекса методологических знаний в области музыкальной педагогики, кон-цертно-исполнительских умений (владение музыкальным инструментом, культурой инструментального исполнительства; индивидуально-творческой интерпретацией художественного произведения) и собственно навыков просветительской работы. Среди основных музыкально-просветительских навыков выделяют: навык подбора и дидактической переработки теоретического материала; навык составления сценария и программы концерта; навыки ораторского искусства; навык контакта с аудиторией; навык решения организационных вопросов, связанных с проведением концерта [2].
Для лучшего формирования просветительского потенциала студентов музыкально-педагогических специальностей необходимо вводить в учебный процесс оригинальный просветительский репертуар, систематизируя его по принципу развития музыкальной культуры общества и учитывая художественную ценность музыкальных произведений.
Очевидно, что данный подход способствует совершенствованию качества знаний, умений, навыков студентов-музыкантов, обогащает культурно-исполнительский опыт будущих специалистов просветительской сферы, реализации творческих креативных ресурсов будущих специалистов в области музыкально-просветительской деятельности и сохранению просветительских традиций отечественной музыкальной культуры и искусства.
Метод активизации интереса студентов к новым формам и технологиям просветительской работы сопряжен с активной педагогической поддержкой инициатив и идей студенчества в области исследования новых форм и технологий просветительской работы. Активизация интереса студентов к разработке содержательной составляющей всех форм просветительской деятельности (сценарии музыкальных лекториев, организация просветительских экспозиций, акций и художественных инсталляций в синтезе с музыкальным искусством) стимулирует мотивацию к самореализации в профессиональной деятельности, обусловленную поиском новых современных форм и технологий просветительской работы. Здесь же сосредоточен исследовательский аспект изучения и овладения студентами музыкально-педагогической специальности навыками обработки и применения инновационных мультимедийных технологий, среди которых: интеграция аудио- и видеоформатов, владение компьютерной программой для создания презентаций в целях трансляции художественной информации в ходе просветительской практики.
Метод развития навыков привлечения онлайн-формата через сайты просветительской направленности в информационном пространстве вуза. Современное общество обусловлено существованием в условиях информационного пространства, отсюда нацеленность данного метода на овладение студентами музыкально-педагогических отделений вуза спецификой применения информационных технологий, методическими основами информационно-просветительской деятельности в образовательном пространстве, организацию просветительских акций, презентаций в ходе работы на персональном компьютере, конференций, семинаров, вебинаров и дискуссий в онлайн-режиме на базе «Интернет-центра» вуза, а также использование интернет-ресурса для дистанционного просвещения посредством программы Skype в целях декларации просветительских традиций музыкального наследия.
Представленные методические аспекты профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей
о ^
о °°
го £р Ч О
Ф О
i о I к просветительской работе адекватны реалиям современного социума, ° ^ о способствуют научно-методической самореализации и методологиче-
Ф mm
s о ской компетентности субъектов образовательного пространства, обеспе-
S S VO .
SE у о чивая высокую готовность к профессиональной музыкально-просвети-о-е- тельской деятельности. Данные методы в комплексном взаимодействии _ ^ могут служить базовой основой для уникальных просветительских методик и стимулировать новые научные разработки в области музыкально-просветительской деятельности. Применение сконструированных нами методов инициирует мотивацию студентов к просветительской работе, активизирует их интеллектуально-творческие ресурсы, позволяет освоить технологию организации проведения культурных мероприятий просветительской направленности, стимулируя формирование готовности к проектной деятельности и методической компетентности будущих учителей музыки.
Библиографический список
1. Костюченко Д.Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе освоения профессионального модуля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 273-275.
2. Кудашкина Л.Г., Милицина О.В. Формы и методы формирования музыкально-просветительских навыков школьников-подростков // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru (дата обращения: 19.11.2017).
3. Поронок С. А. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций музыкально-просветительской направленности в контексте культурной среды университета // Педагогика и психология образования. 2017. № 3. С. 126-135.
4. Сластёнин В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.
5. Тулинова О.В. Значение дисциплины «Музыкально-просветительский практикум» в процессе подготовки будущих учителей музыки к внеурочной деятельности // Преподаватель XXI век. 2014. № 3. Ч. 1. С. 167-175.
6. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Поронок Светлана Александровна - аспирант кафедры музыкознания и музыкального образования Института искусств, Московский педагогический государственный университет; старший преподаватель кафедры музыкального образования факультета общественных наук, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова. E-mail: [email protected]
137
cc
S.A. Poronok | &
Methodical aspects of professional training I 2
of students of musical and pedagogical specialties | ^
for educational work s 1
2 ro i m
O
The article explores the problem of actualization of educational trends o pg in the professional training of future musicians. The methods of preparing students ^ vq of music and pedagogical specialties for musical and educational work are formulated. ci 0 The article presents functional significance of this set of methods aimed at forming the methodological foundations of the pedagogy of music education and performing knowledge, the skills necessary for the realization of the musician's professional activity.
Key words: pedagogical method, methods of preparing students for musical and educational work, methodological competence, musical and educational activity, information and educational culture of music students.
Poronok Svetlana A. - graduate student of the Department of Musicology and Music Education of the Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University; senior lecturer of the Department of Music Education of the Faculty of Social Sciences, Taras Shevchenko Transnistria State University, Tiraspol, Republic of Moldova