УДК 316.614.032::373.5 Артамонова Мария Петровна заместитель директора
средней общеобразовательной школы № 1412 с углубленным изучением иностранных языков
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Artamonova Maria Petrovna
Deputy Headmaster, comprehensive secondary school No. 1412
CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SCHOOL AS A SPACE FOR UNDER-AGE STUDENTS’ SOCIALIZATION
Аннотация:
В статье представлена авторская попытка рассмотрения культурно-образовательной среды школы как пространства социализации молодого поколения. Начиная с изучения понятия «социализация», автор переходит к анализу особенностей протекания данного процесса в семье и школе и формулирует свое мнение по поводу сущности и структуры культурно-образовательной среды школы.
Ключевые слова:
культурно-образовательная среда школы, социализация несовершеннолетних, семья и школа, культура, воспитание.
Summary:
The author attempts to consider cultural and educational environment of a school as a space for young generation’s socialization. Starting with the study of the socialization concept, the author proceeds to analyzing of special features of this process in a family and in a school. The article provides the author’s opinion on the matter and structure of the cultural and educational environment of a school.
Keywords:
cultural and educational environment of a school, under-age students’ socialization, family and school, culture, education.
В информационном обществе XXI в. традиционные социальные институты, исконно отвечавшие за социализацию подрастающего поколения, не выполняют данную функцию в полной мере в силу их ослабления, что проявляется в разрыве традиционных социальных связей, отвержении традиционных для русской культуры норм и ценностей. Причина подобной ситуации нам видится в формировании и развитии нового типа культуры - экранной культуры, основанной на современных средствах массовой коммуникации и аудиовизуальном восприятии. Под воздействием экранных средств массмедиа происходят вестернизация и омассовление общественного сознания, сопряженные с формированием индивидуалистических, потребительских, гедонистических ценностей и выработкой соответствующего им пассивного, ориентированного на бездумное потребление и развлечения образа жизни.
Такие институты, как семья и образование, все меньше и меньше оказывают социализирующее воздействие на молодое поколение, не выдерживая конкуренции с новыми агентами социализации - средствами массмедиа, наиболее значительным из которых в нынешнем веке является Интернет. Обусловлено это тем обстоятельством, что виртуальная интернет-среда становится для преобладающего большинства молодых людей сферой полноценного общения, в ходе которого идет усвоение знаний, ценностей, норм, образцов поведения. Интернет-среда как виртуальная реальность выполняет функции обучения и формирования личности, что делает ее еще одним агентом социализации наряду с семьей и образованием.
В подобных условиях особое значение приобретает укрепление семьи и образования. Сохранить и приумножить социализирующий потенциал данных общественных институтов возможно только путем их интеграции, что на практике должно проявляться в синтезе воспитательной деятельности семьи и школы.
Под социализацией в науках о человеке и обществе обычно понимают процесс освоения индивидом действующего в обществе ценностно-нормативного комплекса, а также накопленного социокультурного (как материального, так и духовного) опыта, в результате чего происходит его формирование как личности, полноправного социального субъекта. Социализация - это процесс развития социальности в человеке, изначально рождающимся биологическим существом, предрасположенным к жизни в обществе. Социализация - это всегда двунаправленный процесс: с одной стороны, общество в лице агентов социализации формирует личность путем воспитательных воздействий, с другой стороны, сам индивид усваивает ценности, нормы, образцы поведения в ходе повседневного общения со значимыми для него людьми, а также под воздействием средств массмедиа: радио, телевидения и глобальной сети Интернет.
Иными словами, двусторонняя направленность социализации проявляется в том, что наряду с самостоятельным овладением индивидом социокультурным опытом само общество посредством целенаправленного формирующего воздействия, направленного на его приобщение к культуре, способствует развитию человека как социального существа.
Социализация исконно являлась предметом изучения не столько педагогической науки, сколько социологии и психологии.
Так, социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [1, с. 235]. По его мнению, «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности» [2]. Для успешной социализации, по Н. Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Крупнейший польский социолог академик Ян Щепаньский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [3, с. 137].
Социальный психолог Г.М. Андреева утверждает, что социализация - это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей». Социализация - это «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» [4, с. 103].
Если сказать более четко, то социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Объединяет все эти определения главным образом то, что социализация - это процесс активного преобразования социального опыта в собственные ценности, установки, диспозиции. Выделяют два плана социализации: филогенетический и онтогенетический. Становление личности происходит в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании. Социализация может происходить стихийно, а может приобретать управляемый характер. Говоря об управляемой социализации, мы говорим о таком процессе, как воспитание, реализуемое в основном в рамках институтов семьи и школы.
Различие между данными сферами воспитания состоит в том, что, в отличие от семьи, школьное воспитание опирается на научно-педагогическую основу и осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Выделим основные принципы воспитания:
1. Принцип научного подхода.
2. Воспитание в процессе деятельности.
3. Воспитание в коллективе и через коллектив.
4. Индивидуальный подход.
5. Опора на положительное в процессе воспитания.
6. Сочетание высокой требовательности с уважением личного достоинства.
7. Единство, согласованность и преемственность в воспитании.
8. Целеустремленность.
В педагогике разработан целый ряд методов воспитания: убеждение (основной метод); упражнение; соревнование; поощрение; принуждение; пример; критика и самокритика.
Воспитательная деятельность семьи и школы направлена в конечном счете на формирование личности ребенка, то есть таких свойств и качеств, которые необходимы для полноценной адаптации в социуме и дальнейшего функционирования в соответствии с усвоенным статусноролевым набором. Детский и подростковый возраст - это время первичной социализации, сопряженное со многими рисками, наиболее распространенным из которых является риск формирования асоциального поведения.
Социализация в школе, в отличие от семейной социализации, состоит в выработке личностных качеств, необходимых для общения со сверстниками и взрослыми. В школе несовершеннолетний учится находиться в коллективе, понимает ценность совместной деятельности, кооперации с окружающими.
Таким образом, семья и школа выступают в качестве основных субъектов социализации несовершеннолетних. При этом под социализацией мы понимаем процесс становления ребенка
как полноценной развитой личности посредством усвоения общественных норм и ценностей. Социализация идет на протяжении всей жизни человека, но именно в детстве, отрочестве и юности закладывается личностный базис.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом.
Мы считаем, что в условиях преобладания в жизни и социальном становлении несовершеннолетних виртуального пространства Интернет необходимо по возможности вовлекать их в реальное пространство социального становления, которое отличается управляемостью, целенаправленностью и регулируемостью. Таким пространством управляемой социализации могут выступать как семья, так и школа. Но при этом необходимо учитывать, что в школе социализирующее воздействие осуществляется на научной основе, с привлечением последних достижений в области психолого-педагогических исследований. Поэтому мы считаем основным пространством социализации подрастающего поколения школу, в рамках которой может и должно быть налажено взаимодействие педагогов и семей учащихся и созданы все необходимые условия для интеграции школьников в социальную среду путем формирования у них необходимых социально нормативных качеств.
Совокупность культурно-воспитательных условий, в которых происходит социализация несовершеннолетних, в современной педагогике обозначается понятием «культурно-образовательная среда». Иными словами, культурно-образовательная среда школы выступает базовым пространством социализации несовершеннолетних. Для того чтобы концептуализировать понятие «культурно-образовательная среда школы», рассмотрим, какой смысл вкладывается в более широкое по отношению к нему понятие «культурно-образовательная среда».
Так, по мнению Е.С. Мертенс, которая провела аналитический обзор современных подходов к трактовке культурно-образовательной среды, культурно-образовательная среда являет собой сложное интегрированное понятие, представляющее совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные национально-культурные и исторические традиции, состояние духовнонравственной сферы общества, а также окружают, развивают и формируют личность [5, с. 5].
Чтобы избежать терминологической неточности, мы считаем нужным развести понятия «культурно-образовательное пространство», «культурно-образовательная среда» и «культурное поле личности».
Так, под культурно-образовательным пространством автор понимает объективную реальность, культурное наследие Земли, существующее независимо от того, вступает ли с ним в контакт отдельный человек, но стремящееся быть освоенным и расширенным благодаря деятельности человечества в целом.
Культурно-образовательная среда, по мнению автора, - это динамичная совокупность культурно-образовательных условий и людей, действующих в этих условиях, имеющая подвижные пространственно-временные границы, обеспечивающая аккультурацию и социализацию личности и в то же время развивающаяся в результате деятельности человека.
И наконец, культурное поле личности выступает в качестве фрагмента культурного пространства, освоенного личностью и составляющего сферу его материального и духовного творчества и социальной субъектности [6, с. 21].
Е.С. Мертенс подчеркивает историческую, географическую, политическую обусловленность среды, ее развивающие возможности, но из определения выпала созидающая роль личности. Однако в трактовке культурно-образовательной среды Е.С. Мертенс сама среда предстает однонаправленной, в ней не учитывается обратное воздействие личности.
Данный факт находит свое подтверждение в философии, причем в таких противоположных ее направлениях, как марксизм, акцентирующий внимание на материальных факторах общественной жизни, и социальная феноменология, ставящая своим предметом смысловое конструирование реальности. Так, К. Маркс отмечал, что личность представляет собой концентрированное выражение общественных отношений [7, с. 189]. Представители социальной феноменологии П. Бергер и Т. Лукман утверждали: «Общество существует в той мере, в какой индивиды осознают его» [8, с. 73]. Диалектика взаимодействия личности и среды такова, что сначала социальная среда (в частности культурно-образовательная) формирует личность, а затем сформировавшаяся личность определяет облик общества. Иными словами, уровень общественного развития во многом определяется качеством социализации личности, а это зависит от действенности и слаженности социальных институтов.
Мы считаем, что культурно-образовательная среда является подсистемой общества, в которой осуществляются процессы, связанные с формированием личности, культурным развитием
индивидов и социальных групп, передачей социокультурного опыта. Элементом культурно-образовательной среды общества выступает культурно-образовательная среда школы, которую мы склонны трактовать как совокупность культурно-образовательных условий образовательного учреждения (организации) и совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, обеспечивающих процесс социализации несовершеннолетних.
Таким образом, в структуре культурно-образовательной среды школы, по нашему мнению, можно выделить два взаимосвязанных сектора: культурный и образовательный.
В культурный сектор входят следующие компоненты.
1. Ценностный компонент, включающий правила, которым подчинена жизнь школы, К ним относятся правила, касающиеся дисциплины и содержащиеся в уставе школы, моральные правила и нормы, нормы законодательства.
2. Нормативный компонент, в который входят ценности, лежащие в основе образовательного процесса в конкретной школе и включающие общечеловеческие ценности, ценности российской культуры, образовательные ценности, ценности местного сообщества, ценности конкретного образовательного учреждения.
3. Концептуально-мировоззренческий компонент, то есть система знаний о мире и человеке, включающая все формы знания, как научные, так и вненаучные, выраженные как в понятийном вербализованном, так и в символическом неявном видах, транслируемые учащимся школы и формирующие их мировоззрение.
4. Знаково-символический компонент, представляющий собой систему знаково-символических средств, выражающих тот социокультурный опыт, те ценности, нормы, знания, которые составляют основное содержание культурно-образовательного процесса. Усвоение данных средств учащимися, прежде всего языковых, является непременным условием успешной социализации.
5. Коммуникационный компонент включает все формы и виды информационных взаимодействий в школе, как системных, организованных и целенаправленных, так и хаотичных, случайных. Сеть коммуникационных взаимодействий составляет коммуникационное пространство школы, основными субъектами в котором выступают дети, педагоги, психологи, представители школьной администрации и родители.
Образовательный сектор рассматриваемой нами среды включает все виды и формы целенаправленной и специально организованной совместной деятельности по трансляции и усвоению указанных норм, ценностей и знаний в соответствующих данной культурно-образовательной среде знаково-символических формах в ходе коммуникационных взаимодействий. Именно данные компоненты в совокупности оказывают социализирующее влияние на личность несовершеннолетнего.
Ссылки:
1. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. М., 1994. 688 с.
2. Там же.
3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / пер. с пол. М.М. Гуренко. М., 1969. 240 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008. 384 с.
5. Мертенс Е.С. Развитие культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 24 с.
6. Ребенок в культурно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга : монография / под ред. М.П. Воюшиной. СПб., 2009. 138 с.
7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1974. Т. 42. 535 с.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.