ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ, НЕ ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
© 2010 А.А.Ботанов
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 23.07.2010
В статье рассматриваются факторы правовой социализации школьников, влияние семьи и школы как социализирующих институтов, воздействие средств массовой информации, телевидения на деликвентное поведение учащихся.
Ключевые слова: правовая социализация, правовое сознание, малолетние дети, гуманизация детства, семья, школа, СМИ, телевидение.
В отечественной юридической науке дети в возрасте от шести до четырнадцати лет относятся к категории малолетних. Малолетние дети обладают ограниченной дееспособностью и не несут ответственности перед законом за свои поступки1, что предполагает отсутствие необходимости формирования у них правового сознания. Поступки и действия детей этого возраста действительно регулируются моральными и нравственными оценками со стороны окружающих их взрослых, родителей, педагогов. Но это регулирование не может осуществляться только за счет совершенствования нравственных качеств, так как у многих детей их нравственное развитие вступает в противоречие с требованиями взрослых, педагогов и других субъектов образовательного сообщества, особенно это проявляется при приходе ребенка в детский сад или в школу. Следует отметить тот факт, что малолетние дети совершают противоправные действия, направленные против личности, собственности их сверстников, родителей, педагогов (т.е. именно тех субъектов, чьими нравственными оценками они должны были руководствоваться). Ответственность перед законом за эти противоправные действия несут их родители, и именно на родителей более всего возложена миссия разъяснения детям норм и правил поведения в обществе.
Родители детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, это молодые люди возраста 25 - 35-ти лет, правовое сознание которых
Ботанов Александр Александрович, аспирант кафедры педагогической психологии. Е-таИ: [email protected]. ги ; ЪоЬапоу84@Ък. ги
1 Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы правовых знаний. - М.: 1999.
сформировалось в сложный для нашего государства переходный период преобразований в экономике, соответствующей трансформации политико-правовой системы, растущего имущественного неравенства. В это время ценности старшего поколения подверглись пересмотру, общество не предоставляло молодым людям четких правовых ориентиров и зачастую предлагало модели противоправного поведения. По сути, происходила деформация всех форм общественного сознания и особенно правового сознания. Молодежь вовлекалась в антисоциальные действия, происходила переориентация правовых ценностей, усилилось воздействие криминальной субкультуры. Все это не могло не сказаться на нравственных качества молодежи 90-х годов. Вследствие вышесказанного возникла большая вероятность деформации правового сознания большинства молодых родителей, что в свою очередь не могло не отразится на их воздействии на правовое сознание их детей. При достижении четырнадцати лет у подростка, имеющего минимальные правовые знания и не обладающего правовым опытом, с правовой точки зрения наступает тот переходный период, в котором то, что еще вчера казалось ему только шалостью и зачастую оставалось безнаказанным, уже сегодня классифицируется как противоправное поведение, требующее ответственности перед законом. Недостаточность правовых знаний вызывает в этом случае обиду и недоумение, непонимание, что в свою очередь приводит к правовому нигилизму и отрицанию справедливости закона. Таким образом, и противоправные поступки малолетних детей, и отсутствие у них правовых знаний и правового опыта, и сложности правового воспитания со стороны родителей - все это указывает на необходимость раннего формирования
правового сознания, хотя бы с первого класса школы. Выбранный нами ракурс рассмотрения условий формирования правового сознания учащихся, не достигших возраста юридической ответственности, вписывается в контекст современной концепции В.М.Миниярова, который считает, что процесс формирования личности протекает в таких формах как воспитание (до 7 лет), обучение (с 7 до 12 лет), саморазвитие (с12 лет и до конца жизни) и социализация (с 3 до 25 лет, т.е. с момента попадания ребенка в социальную группу)2.
В отечественной педагогической и социальной психологии в последние годы широко рассматривается процесс формирования правового сознания в ходе правовой социализации, являющейся составляющей частью общего процесса социализации личности ребенка (С.В.Воро-жейкин, Л.М.Гайсина, Т.А.Фирсова). Термин «социализация» впервые вводится в научный оборот в конце XIX - начале XX в., в частности в работах Г.Тарда3, Ф.Гиддинса4 и Г.Зиммеля5. В то же время заслуга разработки этого понятия принадлежит Э.Дюркгейму6, который пользовался им, акцентируя отличие предмета «науки о воспитании» от предмета собственно педагогической науки. Начиная с 70-х годов, в западной науке прослеживается тенденция к расширению проблемного поля исследований, связанных с социализацией, при этом социализация рассматривается в связи с конкретной проблематикой отдельных вопросов. В самом широком смысле понятие «социализация» трактуется как процесс и результат освоения человеком культурно-исторического опыта. Правовая социализация является составной частью общего процесса социализации личности. В рамках структурно-функционального подхода правовая социализация трактуется как процесс адаптации личности к доминирующим в обществе правовым нормам, ценностям, идеалам и стереотипам. Современный этап исследований правовой социализации характеризуется наличием множества подходов, широтой и дифференцированностью анализа общих и частных проблем. В ряде работ проблематика правовой социализации обозначена на самом общем уровне в процессе рассмотрения авторами теоретических аспектов социализации
2 Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара: 2005.
3Тард Г. Законы подражания. - СПб.: 1899
4Гиддинс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. - М.: 1994. - С 301 - 328.
5Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование// Тексты по истории социологии 19 - 20 века. - М.: 1994. - С. 329 -347.
6Дюркгейм Э.О. Ценностные и «реальные суждения //
Социологические исследования. - 1991. - №2.
молодого поколения (Ю.Г.Волков, В.П.Воробьев, В.И.Добреньков, А.И.Кравченко, Г.И.Ловецкий), политической социализации (В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Леви-кова), правосознания и правовой культуры (А.С.Гречин, М.Б.Смоленский. В.М.Сырых, Ф.Э.Шереги). Однако, специальных работ, посвященных правовой социализации подрастающего поколения, явно недостаточно.
Анализ правовой социализации проведен в работе Ю.И.Новика, который указывает, что «правовая социализация является необходимым аспектом общей социализации личности и представляет собой процесс ее вхождения в систему объективно существующих правовых связей и отношений. В психологическом плане она связана со становлением механизмов саморегуляции, необходимых для адаптации к специфике поведения и взаимоотношений в сфере действия пра-ва»7. Правовая социализация представляет собой процесс усвоения правовых знаний и представлений, их преобразования в субъективные ценности, ориентации, убеждения, установки и воспроизведения в поведении и деятельности. Содержанием правовой социализации являются:
1) усвоение социальных ценностей, охраняемых правом, основных правовых идей и принципов;
2) усвоение правовых норм как правил правомерного поведения и критериев оценки явлений и поступков; 3) усвоение знаний, навыков и привычек, необходимых для правильной ориентации в общественной жизни и саморегуляции поведения; 4) усвоение представлений, установок, ценностных ориентаций общественного и группового правосознания; 5) усвоение юридических прав и обязанностей, соответствующих общественным ролям и статусам и т.д. Право-послушное поведение является результатом правовой социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных норм поведения, что, в свою очередь, определяется индивидуальным, групповым и общественным правосознанием.
Периодом первичной социализации является детство. По сравнению с предшествующими эпохами в настоящее время произошло увеличение периода детства, что является объективным процессом, отражающим изменения в содержании и структуре общественного труда, неизбежным следствием научно-технического процесса и наблюдается во всех промышленно развитых странах, в том числе и в России. Переход к двенадцатилетнему среднему образованию в России является проявлением этой тенденции. Увеличение продолжительности детства непосредственно
7 Новик Ю.Н. Дефекты правовой социализации подростков // Острые углы воспитания / Сост. А.Е.Тарас -Минск: 1990. - С.91.
влияет на процесс правовой социализации. Прежде всего, это значительно повышает роль семьи, дошкольных и школьных учреждений как институтов первичной правовой социализации, в которых дети усваивают основополагающие принципы правового поведения.
В современном обществе изменился сам статус детства; к детству относятся как к особому периоду жизни, который имеет не меньшую ценность, чем период взрослости. Появляются социальные законы, охраняющие права детей и действующие на государственном и межгосударственном уровне, что ставит перед институтом социализации новые задачи в области правового образования детей. Признание детства как самоценного периода жизни, а ребенка - в качестве основной ценности семьи и общества отражает тенденции гуманизации детства, заключающиеся в том, что в современном обществе особую ценность начинают приобретать отношения, построенные на принципах толерантности, плюрализма, свободы личности, индивидуальной ответственности. Очевидно, что формирование социального поведения, основанного на этих принципах, требует гуманизации форм и методов правовой социализации. Правоприменительное поведение в современных условиях не может быть основано на принуждении и неотвратимости наказания. Его основой может быть только внутренняя готовность следовать правовым нормам общества. Гуманизация детства требует пересмотра традиционно сложившихся подходов к распределению субъект-объектных позиций в процессе социализации. Однако простая декларация ценности субъективного опыта ребенка еще не делает его субъектом социализации. Проблема активизации ребенка как субъекта правового образования должна решаться в области построения особых форм отношений между ребенком и взрослым. Основополагающими принципами построения таких отношений могут быть принципы партнерского общения.
Гуманизация детства находит свое воплощение в тенденциях развития образования. Образование является необходимым условием социализации. В промышленно и экономически развитых странах человеку приходится учиться всю жизнь. Важнейшим критерием эффективности образования в этих условиях становятся не традиционные знания, умения и навыки, а способность человека добывать новые знания и использовать их в новых условиях, уровень его самостоятельности в поиске информации, его способность ориентироваться в новых условиях и совершать оптимальные выборы. Становление свободного и ответственного субъекта, способного к самообучению и целеполаганию, выбору собственного жизненного пути - такой в современных
условиях видится цель образования. Важнейшая тенденция, возникшая в связи с этим - это переход от предметно-ориентированного образования к личностно-ориентированному. В связи с этим, задача правового обучения смещается с обучения нормам права к формированию личностной готовности индивида следовать правовым нормам. Речь, таким образом, идет о том, чтобы правоприменительное поведение стало личностно значимой ценностью, глубинной личностной установкой.
В современных условиях развития общества сложилась система формирования правового сознания подрастающего поколения в процессе правовой социализации под воздействием деятельности таких традиционных социализирующих институтов как семья, дошкольные учреждения, школа, отдельно рассматривается влияние средств массовой информации (СМИ) и окружающей среды. Основным фактором, влияющим на правовую социализацию детей, не достигших возраста правовой ответственности, является, несомненно, семейное воспитание. Семья, будучи институтом первичной социализации, выступает как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. Нарушение системы внутрисемейных отношений, дисгармония семейного воспитания неизбежно приводят к различным вариантам психологической травматизации ребенка, что способствует его девиантному поведению.
Как отмечает П.С.Самыгин, в условиях современного российского общества кризис семьи проявляется в невозможности выполнения свойственных ей социальных функций, связанных с формированием основ социальных свойств личности и подготовкой детей к полноценной интеграции в правовую культуру общества. Распространенность в российских семьях самодеструктивного поведения, алкоголизма и наркомании, бытовое насилие, низкий уровень культуры внутрисемейных отношений свидетельствуют о росте количества неблагополучных семей в российском обществе и, следовательно, о неизбежности закрепления отклоняющейся траектории семейной социализации, увеличении негативного социального и психологического наследия, полученного в семье. В настоящее время существует несколько классификаций «неблагополучных» семей, основные черты которых вытекают из недочетов семейного воспитания.
В своих работах Л.М.Голубева8 предлагает следующую типологию неблагополучных семей, способствующих дефектному и деформированному правосознанию детей, а также неадекват-
8 Голубева Л.М. Нравственное воспитание как фактор
предупреждения правонарушений несовершеннолетних. - Фрунзе: 1982. - С.45.
ному восприятию ими правовых норм: а) родители занимают неправильную педагогическую позицию, поощряя детей и их правонарушения; б) родители применяют физические меры наказания; в) взаимоотношения родителей имеют стойкий конфликтный характер; г) имеет место аморальный образ родителей; д) родители судимы за преступления.
Другая типология, принадлежащая Л.С.Алексеевой9, основана на факторах, определяющих «социопатическое развитие семьи» и включает четыре типа: 1) конфликтная семья, взаимоотношения родителей в которой, в связи с психологическими причинами, развиваются в сторону конфликтного общения; 2) аморальная семья, где весь образ жизни отходит от общепринятых моральных норм общежития и взаимодействия;
3) педагогически несостоятельная семья, в которой при внешнем благополучии неправильно формируются взаимоотношения с детьми; 4) асоциальная семья, где ярко выражена антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям соответствующих правил, ценностей, требований, отличающихся от нравственно-правовых норм общества.
Наиболее типичной ошибкой, которая способствует деформации в формировании правового сознания в условиях семьи, является: 1) недостаточное, а порой и отсутствующее руководство поведением детей, слабый контроль за их развитием, за их жизнью, т.е. так называемая гипо-опека; 2) гиперопека, т.е. лишение детей всякой самостоятельности, проявления инициативы, чрезмерная строгость; 3) отсутствие целенаправленности в воздействиях на ребенка, непоследовательность, несогласованность, противоречивость действий взрослых по отношению к детям;
4) отрицательный пример взрослых членов семьи, конфликты между родителями, родителями и детьми.
Анализируя дефекты в сфере воспитания, Л.М.Голубева разделяет обстоятельства, отрицательно влияющие на формирование личности подростка, на две группы: неправильные взаимоотношения между взрослыми членами семьи, непрочность семейных уз, сложные отношения родителей и детей, т.е. нездоровая нравственная атмосфера семьи; пренебрежение со стороны родителей своими обязанностями (безнадзорность, гипоопека, утрата контактов). По мнению Л.М.Голубевой, решающим обстоятельством в рамках данной проблемы является не количественный состав семьи и не уровень доходов, а ее нравственно-психологическая атмосфера - ха-
9 Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М.: 1980. - С.140 - 141.
рактер существующих межличностных отношений. Выражая аналогичное мнение, М.А.Але-маскин утверждал, что «на первое место выступает не уровень материального благополучия семьи, а те взаимоотношения, педагогическая обстановка, которая в ней складывается»10. Большое значение здесь имеет обстановка в семье, ее микроклимат, быт, интересы и потребности взрослых, их отношение к общественной жизни, к труду, к людям, друг к другу, к детям, к самим себе - другими словами, социальная позиция семьи. Если же в связи с какими-либо из перечисленных параметров в семье возникают сложности, проблемы, ведущие к нарушениям межличностных взаимоотношений, то отсюда зачастую вытекают ошибки и недоработки в семейном воспитании, что способствует формированию искаженного правового сознания.
В то же время другие исследователи придерживаются противоположной точки зрения и указывают на наличие взаимосвязи между уровнем доходов семей и характером правового поведения учащихся. Так, по мнению С.В.Климовой, минимальная удовлетворенность материальных потребностей в семье является основной причиной большинства преступлений несовершенно-летних11. Результаты исследований С.В.Климовой со всей очевидностью показывают, что требования, которым должен соответствовать ученик в образовательном учреждении, не соответствуют условиям жизни детей из малообеспеченных семей. В условиях коммерциализации среднего образования обучение требует от семьи сохранять статус ученика за счет вложения немалых средств, что ориентирует детей на самоутверждение в сфере материального потребления. Поэтому некоторые из них доступным им способом хищения пытаются удовлетворить свои материальные потребности и выровнять позиции по сравнению с теми, кто живет в достатке. Ситуация сокращения возможностей семьи удовлетворять материальные потребности детей в настоящее время способствует росту правонарушений в среде подрастающего поколения.
Современная российская семья страдает от непомерной социальной цены реформ, последствий длительного отсутствия финансовой и моральной поддержки общества и государства, социальной и психологической фрустрации. Вследствие всех этих негативных тенденций семья в настоящее время оказалась не в состоянии выполнять полный объем своих социальных функций, сокращая их в первую очередь за счет
10 Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М.: 1991. - С.6.
11 Климова С.В. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы // Социологические исследования. - 2006. - №8.
воспитательных и социализирующих. Родители, сами испытывающие трудности адаптации к изменившемуся обществу или адаптирующиеся путем вовлечения в неправовые социальные практики, не могут обеспечить позитивной направленности правовой социализации своих детей, нередко демонстрируя свой правовой нигилизм и селективное исполнение законов12.
Таким образом, состояние института семьи в современном российском обществе выступает фактором низкой эффективности правовой социализации детей. Недостатки семейного воспитания могли бы компенсироваться в сфере системы образования, но в настоящее время институт образования, традиционно игравший главную роль в осуществлении правовой социализации подрастающего поколения, в силу коммерциализации и прагматизации общего контекста социальных практик в значительной степени утратил присущие ему воспитательные функции. Ни государство, дистанцировавшееся от управления образованием, ни гражданское общество, находящееся в зачаточном состоянии, не обеспечивают образование социальным заказом, который предусматривал бы требование эффективной правовой социализации учащихся. Широко практикуемые в учреждениях образования теневые экономические отношения и коррупция оказывают непосредственное стимулирующее влияние на развитие девиантности правовой социализации учащихся13.
В условиях кризиса основных социальных институтов все большее влияние и авторитет приобретают средства массовой информации, которые оттесняют семью и образование на вторые позиции. Деятельность современных российских СМИ, будучи ориентирована преимущественно на коммерческие цели, по своей сущности не может обеспечивать определенность и целенаправленность в осуществлении правовой социализации. Тиражируя образцы криминальной субкультуры, внедряя их в массовое сознание безотносительно к позитивным воспитательным целям, средства массовой информации осуществляют свое социализирующее воздействие стихийным образом, акцентируя при этом внимание на негативных компонентах правовой действительности и апеллируя к низменным инстинктам аудитории, чем способствуют непредсказуемости и неоднозначности результатов правовой социализации. Ориентируясь на читательские предпочтения, современная российская пресса явно отдает преимущество публикациям о
12 Самыгин С.П. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества. Автореферат дисс...доктора соц.наук. - Ростов/на Д.: 2007.
13 Там же. - С.36.
совершенных преступлениях, недостатках работы правоохранительных органов, не уделяя внимания материалам, раскрывающим смысл действующего права, полезность неукоснительного соблюдения закона. Телевизионные программы перенасыщены фильмами, в которых присутствуют сцены насилия, одобряются криминальные модели поведения.
Особо негативное воздействие на формирование правового сознания детей, не достигших возраста четырнадцати лет, оказывает телевидение по следующим причинам: 1) в силу занятости родителей просмотр программ детьми осуществляется бесконтрольно; 2) время, проводимое детьми за просмотром телепередач весьма велико; 3) регулярно показываемые сцены насилия имеют большое воздействие на неокрепшую детскую психику; 4) фильмы на криминальную тему носят весьма распространенный характер, образцы противоправного поведения, приведенные в них, не только не осуждаются, но преподносятся как ведущие к социальному успеху; 5) популярные передачи криминального содержания характеризуются смакованием преступных актов, причем элемент осуждения асоциальных действий отсутствует, а дети не способны еще сами критически осмысливать получаемую информацию.
По результатам криминологических исследований известно, что именно просмотр фильмов на криминальную тематику толкает учащихся на правовые нарушения. В силу отсутствия правовых знаний и правового опыта некритическая оценка телевизионной продукции приводит к искажениям и различного рода отклонениям в формировании правового сознания подрастающего поколения и как следствие наблюдается рост различных проявлений делинквентного поведения малолетних детей и подростков14. Таким образом, СМИ, и, прежде всего, телевидение в определенной мере блокируют процесс позитивной правовой социализации школьников, способствуя романтизации и популяризации криминального поведения.
Процесс формирования правового сознания имеет всеобъемлющий характер, затрагивает все возрастные группы. Однако изучение становления правовых ориентиров школьников в возрасте до четырнадцати лет имеет особую значимость, т.к. по существующему законодательству учащиеся младших и средних классов не несут ответственности за противоправные действия, что приводит к их нарастанию, а также к возможности закрепления у детей противоправных установок.
14 Там же.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING LEGAL CONSCIOUSNESS OF PUPILS UNDER AGE OF LEGAL RESPONSIBILITY
© 2010 A.A.Botanov
Volga Region State Social-Humanitarian Academy
The article focuses on factors of student legal socialization, influence of family and school as socializing institutions, mass media influence and TV influence on pupils' delinquency behaviour.
Keywords: legal socialization, legal consciousness, juvenile, childhood humanization, family, school, mass-media, TV.
Alexander Aleksandrovich Botanov, post-graduate student of Chair of pedagogical psychology. E-mail: ksd9@rambler. ru ; botanov84@bk. ru