Научная статья на тему 'Культурно-историческое значение казачества и его роль в становлении российской государственности'

Культурно-историческое значение казачества и его роль в становлении российской государственности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА / СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / CULTURE / CULTURAL AND HISTORICAL SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзюбан В. В.

В статье автор размышляет о культурно-историческом значении казачества, которое, по мнению автора, заключается в интеграции разных культур и цивилизационных компонентов при определяющем воздействии восточнославянского цивилизационного типа, а также во влиянии на формирование российского общества как интегративного социума, объединяющего в себе компоненты «восток-запад-юг-север».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and historical significance of the Cossacks is the integration of cultures of civilizations, in their fusion into one when determining influence of Eastern Slavic civilization type, and possibly a decisive influence on the formation of the Russian society as integrative community, east-west-south-north.

Текст научной работы на тему «Культурно-историческое значение казачества и его роль в становлении российской государственности»

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В.В. Дзюбан

Аннотация. В статье автор размышляет о культурно-историческом значении казачества, которое, по мнению автора, заключается в интеграции разных культур и цивилизационных компонентов при определяющем воздействии восточнославянского цивилизационного типа, а также во влиянии на формирование российского общества как интегративного социума, объединяющего в себе компоненты «восток-запад-юг-север».

Ключевые слова: казачество, история казачества, становление российской государственности.

Summary. Philosophical and historical significance of the Cossacks is the integration of cultures of civilizations, in their fusion into one when determining influence of Eastern Slavic civilization type, and possibly a decisive influence on the formation of the Russian society as integrative community, "east-west-south-north ".

Keywords: culture, the Cossacks, cultural and historical significance.

Институционализация казачества в обществе и особенно в государстве всегда происходила сложно из-за самой сущности казачества, его культурно-исторических особенностей и отношений с государством и обществом, возникающих на основе этой сущности.

Казачество возникало на стыке восточной и западной, северной и южной цивилизаций, имеющих различные философские основания восприятия мира. В субкультуре казачества заложены восточный традиционный колорит степняков и западный рациональный тип цивилизации одновременно. С другой стороны, «степная» культура юга соединилась с «лесной» культурой севера. Изначально -

это органическое соединение разных цивилизаций, религий, быта, трудовой деятельности и воинского служения, свободы, равенства и чести на равноправной свободной основе, часто без вмешательства государства. Такой вывод возникает из анализа различных точек зрения историков, культурологов и других специалистов, занимавшихся изучением происхождения казачества.

Большая Советская Энциклопедия определяет казаков (в Х1У-ХУ11 вв.) как вольных людей, свободных от тягла и работавших по найму главным образом на различных промыслах, а также лиц, несших военную службу на окраинах страны, и так называемых вольных казаков [1]. Однако точное

293

294

историческое происхождение казаков неизвестно, и существует много теорий, предлагающих свое видение процесса их генезиса.

Среди различных предположений на этот счет есть мнение, что казачьи поселения были образованы вне пределов Руси и в условиях, от нее не зависящих. Официально считается, что население казачьих областей составили выходцы из русских княжеств, искавших на окраинах Руси, в пределах Дикого поля, лучшей доли.

Существует и противоположная точка зрения, что казаки в прошлом принадлежали к народам, пришедшим из Азии, впоследствии обрусевшим и принявшим русский язык и христианство.

Некоторые исследователи считают предками казаков тюркское население, подвластное некогда русским князьям и известное в истории под именем черные клобуки, или черные шапки (на тюркском языке - каракалпаки).

О появлении казаков на южной окраине Русского каганата в X в. говорит донской историк Е.П. Савельев в «Древней истории казачества», изданной в Новочеркасске в 191216 гг., указывая на существование у подножия Кавказских гор «народа Черкасов», населявших так называемую Черкасию [2]. Впервые черкасы упоминаются в начале II в. от Р.Х. Впоследствии черкасами стали называть население Слободской Украины, состоящее из малороссийских выходцев.

Историк И. Болтин [3-5] указывает на то, что «в отдаленные времена на юге России жили татарские, сарматские и славянские племена, что от них отделились разные толпы

в степь, разбойничали там и питались звероловством. Татары называли их казаками».

В записках императора Византии Константина Багрянородного [6] конца X в. среди описаний кавказских народностей есть упоминание о казаках.

Подтверждает появление казаков в X в. и генерал А. Ригельман [7-8], интересовавшийся историей казачества. Он пишет: «Имя казаков или казацкого народа известно стало с 948 года.., когда косаки татар победили, прославившись делами и храбростью своею, стали быть известны не только в соседних, но и в отдаленных местах...».

Историк П. Бутков [9-10] связывает появление казаков на Руси с 1022 г., когда тмутараканский князь Мстислав одержал победу над Редедею Касож-ским (предводителем племени касо-гов, предков адыгейцев). Мстислав, объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, привел с собой с Кавказа племена черкес и касогов. По этой версии для защиты своих земель от нападения азиатских орд, кочевавших в причерноморских степях, он создал из них, а также из тюркских племен, торков и берендеев, военные поселения, существовавшие вплоть до Орды. Среди этих поселян значилось племя казаков, название которого закрепилось за золотоордынской легкой конницей. После распада Орды, по этой версии, казаки оказались на рубежах новых государственных образований, постепенно ассимилируясь с русскими и другими этносами.

В постсоветское время эту точку зрения поддержал историк А. Гордеев [11], рассматривающий появление ка-

заков на Руси в связи с историей империи Монголов.

Н.М. Карамзин [12] считал, что казачьи войска существовали раньше Батыевых.

Советский историк Л.Н. Гумилев [13] говорит о появлении казаков в связи с потомками древних хазар (IX в.), живших в низовьях Волги, Терека и Дона и называвшихся после распада Хазарского каганата бродни-ками, впоследствии сменившими свой этноним на казаков. О бродни-ках говорит и Ю. Миролюбов [14] в книге «Сакральное Руси».

Есть, однако, и противоположная точка зрения. Так, П. Симоновский говорит о казаках, что они «суть природные россияне, а не избежище разных народов... А если бы они из разных народов были избежище, то бы, без сомнения, и разных вер могли быть люди, чего как тогда, так и ныне между казаками не сыскуется...». И далее: «Казак имя Российское, потому что казаки есть род скифославянский, кой жительство свое имел в провинции, принадлежащей к Кавказским горам, называемой у древних Козакия...» [15].

Следует упомянуть еще одну точку зрения. В середине XII в. в Восточной и Центральной Азии жили племена, носившие название «казачьих орд». Наиболее значительные из них проживали в верховьях Енисея и занимали земли на востоке от озера Байкал и на западе до реки Ангара. Китайские исторические хроники называли их хакасы, что в научных трудах европейских ученых стало равнозначно слову «казак». По записям, оставленным современниками, хакасы (или казаки по-европейски) принадлежали к индоиранской расе: были белокуры (светловолосы), высоки ростом, с

зелено-голубыми глазами, храбры и горды, в ушах носили серьги. Некоторые европейские историки утверждают, что они были христианами. В пределах озера Балхаш, по этой версии, существовала казачья орда, называемая, в зависимости от языковых особенностей в смешении с другими ордами, хасаки, кайсаки или же киргиз-кайсаки. Обе эти казачьи орды вошли в состав Монгольской империи и в организации ее вооруженных сил составили части легкой конницы, выполнявшей вспомогательные задачи (служба по охране границ и т.д.).

В конце XVIII - начале XIX в., например, донские казаки считали, что они - не русские люди, а происхождение их ведется от черкесов и других обрусевших горских людей. На слово же «москаль» они отвечали: «...не москаль, а русской, и то по закону и вере православной, а не по природе». Такое неоднократно отмечает, например, генерал Деникин в своих «Очерках русской смуты» в 1918-1920гг. на Дону, на Кубани и Кавказе [16].

Если объединить эти точки зрения, то можно предположить, что на юге появились, так сказать, первоначальные казаки, потом ордынские, затем окраинные и потом уже южнорусские. А теперь и современные казаки.

Таким образом, изначально происхождение казаков большинство теорий связывают со смешением скифо-славянских племен с потомками черкасов, хакасов, бродников и кочевых племен. С оформлением южнорусского казачества, именуемого в XVI в. черкасским, появляются казаки запорожские и другие.

По теории Л. Гумилева о «пассио-нарности этногенеза» к XIII в. традиции и нравы древнерусского этноса

295

ВЕК

296

были сохранены лишь на окраинах Руси. Возникновение новых этносов (великоросов, белоросов, малоросов) происходит во взаимосвязи с древними окраинными этносами и всплеском пассионарности. Такой подъем был и на Среднем Днепре, и Дону. Но давление соседнего суперэтноса, по этой теории, из Западной Европы через Польшу выдавило пассионарных русичей в Москву и Запорожье.

Из этих разнообразных и подчас противоположных теорий возникает понимание содержания термина «казак». В прошлом, утверждают теории, существовало много племенных названий, по созвучию близких к слову «казак». Согласно одной из них, первоначально слово «казак» означало временный образ жизни. «Хождение в казаки», особенно смолоду, официально означало хозяйственные промыслы в Диком поле, а неофициально -набеги: лупление чабанов, купцов и всяких проезжих. Об этом говорят источники 1492-93 и 1499 гг.

Существует и культурологическое понимание термина. Например, П. Бутков считает, что слово «казак» «производили... от какого-то древнего славянского вождя - Козака» [9].

Есть мнения, что термин «казак» сочетается со словом «коса», сравнивают его с «остротой и понятливостью казацкой».

Утверждают также, что слово «казак» существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии. Им у разных народностей обозначались, по этим версиям, самые разнообразные по форме и содержанию понятия. Например, у персов под казаками подразумевали людей, состоявших на службе и оплачиваемых за нее из государственной казны. По-персидски

оно звучит «газа», отсюда - «газак». У арабов казаками именовались всадники, сражавшиеся за веру и закон Пророка. У монголов - это свободный воин «казах», живущий обособленно в палатке. Кроме того, слово ассоциируют с понятиями «броня», «щит», «военный страж».

К XV в. слово «казак» на Руси обозначало легковооруженного бродягу-воина (добычника). Со временем, видимо, устанавливается более общее и современное представление о казаке как о «вольном человеке».

В России в XVIII - начале XIX в. казачество стало определяться законодательством как военное сословие.

Советская энциклопедия дает два определения слову «казак»:

1) удалец, вольный, свободный, из числа тягловых людей-крестьян, расселенных в XIV-XVII вв. в пограничных районах Руси и несших, как правило, сторожевую службу вместе с боярскими детьми и другими ратными людьми, составляя особый вид вооружённой силы -конницу;

2) человек, порвавший со своей социальной средой и поселившийся на свободных (окраинных) землях, отделявших Русь от владений полукочевых племен.

В «Словаре русского языка» В. Даля слово «казак» означает «представителя военного сословия, которое складывалось на окраинах русского государства в XV-XVII вв. из вольных людей», а с XVIII в. - обязанного нести военную службу за льготное пользование землей [см.: 17; 11].

Подведем некоторый итог, опираясь на эти и другие авторитетные мнения, локализуя проблему ближе во времени и привязывая ее к Дону и Днепру.

По мнению В.Н. Татищева, «первые казаки, сброд из черкес горских, в княжении Курском в XIV ст. явились; где они слободу Черкассы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкассы на Днепре построили» [18].

В первых упоминаниях, возможно, тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник», также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.

По мнению Н.М. Карамзина, «имя их (казаков - авт.) сделалось известно по истории около 1517 года; ... и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. . Торки и берендеи назывались черкасами: казаки - также. некоторые из них, не хотев покориться ни монголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, . приманили к себе многих россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем комков составили один народ. Более и более размножаясь числом, . Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра ...» [12].

По мнению В. Шамбарова, И.Ф. Быкадырова и др. историков, казачество возникло путем слияния ка-согов и бродников во времена Золотой Орды. Касоги - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV вв. Бродни-ки - народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в

низовьях Дона в XII-м веке [19-20]. Касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя - казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону Орды, сражались против Руси в битве на Калке. Таким образом, возможно, «образовалась первая ячейка казачества изначально на службе Орды» [13]. Но это лишь снова предположение историков.

После распада Орды и в условиях формирования другой государственности из частей Орды, в том числе Московской государственности, казацкие сообщества стали независимыми.

Есть другие точки зрения, утверждающие, что казаки изначально были выходцами из славян. Так, украинский политик и историк В.М. Литвин в своем трехтомнике «История Украины» высказал мнение, что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму еще в конце XIII ст. [21].

По мнению Литвина, казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая, что украинское казачество локализовалось на территории так называемого Дикого поля, то, возможно, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название. По Литвину они заимствовали немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин считает, что и в этническом составе казачества определенное место занимает тюркский элемент.

Таким образом, если обобщить все эти точки зрения, культурно-истори-

297

ВЕК

ческое значение казачества заключается в интеграции разных культур и цивилизационных компонентов при определяющем воздействии восточнославянского цивилизационного типа, а также влиянии на формирование российского общества как интегра-тивного социума, объединяющего в себе компоненты «восток-запад-юг-север». Собственно, об этом процессе идет спор и в современном российском обществе и государстве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. - Изд. 3-е. - М.: Сов. Энцикл., 1978. -Т. 30.

2. Савельев Е.П. Древняя история казачества. - М.: Вече, 2009.

3. Примечания на историю древния и ны-нешния России г. Леклерка, сочиненные генерал-майором Иваном Болтиным. -СПб., 1788. -Т. 1-2

4. Ответ генерал-майора Болтина на письмо князя Щербатова, сочинителя Российской истории. - СПб., 1789.

5. Критические примечания на первый (второй) том «Истории» князя Щербатова. -

298 СПб., 1793. - 1794.

6. Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под. ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. - Изд. 2-е, испр. - М.: Наука, 1991. - 496 с.

7. Ригельман А.И. Летописное повествование о Малой России и ее народе, и казаках вообще. - М.: Университетская тип., 1847. - 819 с.

8. Ригельман А.И. История или повествование о Донских казаках. - М.: Университетская тип., 1846. - 165 с.

9. Бутков П.Г. Оборона летописи русской, Несторовой, от навета скептиков. - СПб, 1840.

10. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. - СПб, 1869. - Ч. 1-3.

11. Гордеев А.А. История казаков. Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I. - М.: Страстной бульвар, 1991. - 245 с.

12. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М. 1991. - Т. 5.

13. Гумилёв Л.Н. Древния Русь и Великая Степь. - М.: Мысль, 1989. - 766 с.

14. Миролюбов Ю. Сакральное Руси. - М., 1996. - Т. 1.

15. Симоновский П.И. Краткое описание о казацком малороссийском народе и о военных его делах, собранное из разных историй иностранных: немецкой - Бю-шинга, латинской - Безольди, французской - Шевалье и разных русских: чтения Московской. общ. истории и древней российской. - М., 1847. - № 2.

16. Деникин А.И. Очерки русской смуты: в 5 т. - М.: Айрис Пресс. - 2005.

17. Слюнченко Ю.И. Вольные духом. Исто-рико-краеведческий очерк. - Брянск: Ла-домир, 2006. - 108 с.

18. Татищев В..Н. История Российская. -М.-Л.: Академия Наук СССР, 1963. - Т. II.

19. ШамбаровВ.Е. Казачество: История вольной Руси. - М.: Алгоритм, 2007. - 688 с.

20. Быкадоров И.Ф. История казачества. -Прага: Библиотека вольного казачества -вильного казацтва, 1930. - 177 с.

21. Литвин В. М. История Украины. - Киев, 2006. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.