Научная статья на тему 'Региональная экономика:аспекты зарождения и развитияобщин казаков, их интеграция в войска- региональные социально-экономические системы (сер. XII - кон. XVII вв. )'

Региональная экономика:аспекты зарождения и развитияобщин казаков, их интеграция в войска- региональные социально-экономические системы (сер. XII - кон. XVII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАК / ОБЩИНА КАЗАКОВ / РАБОЧАЯ СИЛА КАЗАКОВ / ВОЙСКО КАЗАКОВ / КРУГ КАЗАКОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глущенко Виталий Васильевич

В работе рассматриваются наиболее важные экономические и социальные предпосылки, условия и факторы, обусловившие зарождение вольных общин казаков вне территорий каких-либо государств,их развитие и интеграцию в Войска-региональные социально- экономические системы,включенные в начале XVIII в. в структуруцентрализованного русского государства.Знание данных аспектов будет полезно студентам, аспирантам и специалистам в использовании территориального подхода и учета традиционных факторов саморазвития в проблемах региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная экономика:аспекты зарождения и развитияобщин казаков, их интеграция в войска- региональные социально-экономические системы (сер. XII - кон. XVII вв. )»

Г лущенко Виталий Васильевич

Адыгейский государственный университет,профессор

кафедры экономики и управления, доктор технических наук, профессор, академикАкадемии военных наук, академик РАЕН, член Союза журналистов РФ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА:АСПЕКТЫ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯОБЩИН КАЗАКОВ, ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ВОЙСКА-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (сер.ХП - кон.ХУП вв.

В работерассматриваются наиболее важныеэкономическиеи социальные предпосылки, условия и факторы, обусловившие зарождениевольных общин казаков вне территорий каких-либо государствах развитие и интеграцию в Войска-региональные социальноэкономические системы,включенные в начале XVIII в. в структуруцентрализованного русского государства.Знание данных аспектов будет полезно студентам, аспирантам и специалистам в использовании территориального подхода и учета традиционных факторов саморазвития в проблемах региональной экономики.

Ключевые слова: казак, община казаков, рабочая сила казаков, Войско казаков, Круг казаков, социально-экономическая система.

В отечественной научной литературе исторические аспекты казачества, как феномена в мировой истории, имеетсявесьма обширный и значительный объем.Однако, на наш взгляд, социально-экономические аспекты при этом исследованы еще не достаточно глубоко и в полной мере. Полагаем, что предлагаемые автором к рассмотрению наиболее актуальные такого рода вопросы, в определенной степени помогут восполнить этот пробел в познании, что будет полезным и в современном управлении региональными социально-экономическими системами.

Казак является словом тюркским и означает в основном два понятия - вольный и сторожевой человек. В Евразии к казакам природным, т.е. самостоятельно зарожденным, относятся днепровские, донские, уральские (яицкие) и терские Днепровские, которых до началаХХ вв. именовали малороссийскими [2,4],зародилисьвсерединеХ11 в., из живших на Днепре“ черкас, ” остатков народа “узов-торков” (Черные клобуки), ранее называвшимися также “торками “ и “береньдеями ”, стали возникать самоуправляющиеся вольные полувоенные общины -республики, принявшие название

козаков (укр.), на что указывается в [2] со ссылкой на Арх. Ист.-юрид. свед. о России., кн.2, т. 1 отд. 1855 г. Предпосылкой этому был распад в 1132 г. Древнерусского государства-Киевская Русь по решению съезда князей пятнадцати княжеств, входивших в это государство, включая и Новгород Великий. Для Киевского, теперь уже обособленного, княжества встал вопрос об охране от набегов кочевых племен юго-восточных границ, которые ранее охранялись дружинами всего Древнерусского государства. И поэтому взор и упал на Черных клобуков, т.е. остатки разбитых Киевом в 1062 г. узов, торков, берендеев и, которым было позволено поселиться между границами Киевского и Переяславского княжеств, при условии соблюдения ими законов Киевской Руси.

И Черные клобуки начали [2,3] на договорных началах выполнять у Киевского княжества сторожевую службу границ, под именем казаки (козаки - укр.), постепенно славянизируясь с местными руссами или иначе русинами. Для казаков это было решение экономической проблемы-получение средств для существования.

Таким образом, стала впервые осуществиласькупля-продажа рабочей силы казаков, приведение в действие которой и позволяло Киевскому княжеству получать услуги военно-оборонительного характера. Под рабочей силой, как известно, понимается способность человека к труду, т.е. совокупность его физическихи умственных способностей. И ниже будет показано, как в последующем осуществлялась эта купля-продажа и была, наряду с другими, одной из основ социальноэкономического развития казачьих общин, а затем и их объединений - Войск.

Названные выше днепровские казаки вместе с Киевским и другими левобережными княжествами попали под власть Золотой Орды. Вскоре после того как Тимур (Темерлан) в 1360 г. разбил войска последней и она значительно ослабла, Киевское княжество вошло в 1362 г. в состав Великого княжества Литовского и Русского. Эти казаки стали, как и казаки правого берега Днепра, служить у этого государства, которое занимало две трети былого древнерусского

государства Киевская Русь, не платило дань Золотой Орде, а население на девяносто было из руссов (русичей) и только

2

десять процентов было этнографических литовцев, вера исповедовалась в основном православная, язык государственный был древнерусский до образования с королевством Польским в 1569 г. союзного государства Речь Посполита.

Судьба казаков левого берега Днепра во многом была связана с этими государствами до Переяславской Рады “казацкого“ народав 1654г. решившей идти в союз с русским централизованным государством, а казаки правого берега Днепра только почти через полтора столетия после последнего раздела Польши в 1795 г.окончательно вошли в состав России.

Далее, перейдем к донским казакам. По р. Дон от его устья до Цимлянского городка, расположенного недалеко от места нахождения былой хазарской, а затем аланской крепостиСаркел(Белая Вежа), общины казаков зародились, очевидно, еще в древние времена от служивших в этой крепости “ алан славянского”рода[4]и других местных племен. Но, только в 1380 г. донцы были обозначены на стороне русских в битве на Куликовском поле. Примерно вХУ в. они образовывали [1,3-8] целый ряд более или менее крупных поселений. К концу XVI в. казачьи городки были уже от устья Дона на протяжении 800 км.,а также и его притокам рр. Северский Донец, Медведица, Хопер, Бузулук, Жеребец.

На Дон, как и на Терек и Яик, уходили из русских княжеств, а затем и из образованного централизованного русского государства те, кто был силен духом и крепок физически, искал свободы и равенства. И здесь дело в том, что крепостная зависимость в русских княжествах начала постепенно создаваться начина сХ1 в., юридически же крепостное право (разновидность рабства) было оформленов русском централизованном государстве Судебником 1497 г. и Соборным Уложением 1649 г.

В ряде стран Центральной и Восточной Европы также были суровые формы крепостного права.В Западной Европе

не было подобного, хотя на положении крепостных были английские вилланы, каталонские ременсы, французские и

3

итальянские сервы, но и это было прекращено в ХУІ-ХУШ вв.ВЕвропе не было громадных степных и речных просторов и поэтому людям просто некуда было идти искать свободу и равенство - этих главных социальных принципов в жизни каждого человека.

Но эту свободу, и это равенство русскиеи другие люди находили на Дону, Тереке и Яике в общинах, в которых ее члены называли себя казаками, т.е. вольными людьми, пополняя эти общины. Однако здесь не былого массового движения, ибо границы русского государства охранялись хорошо и любое мало-мальское перемещение людей замечалось и не оставалось без внимания властей.На Днепре, где в княжествах и землях, вошедших в состав Великого княжества Литовскогои Русского, также все более закреплялась зависимость простого народа от богатых и состоятельных людей. Здесь, если нельзя было попасть в реестровые казаки, то сильные и смелые уходили за днепровские пороги, т.е. в район нынешнего Запорожья и ниже. Там они образовывали свои казацкие общины (поланки), жили и добывали средства для проживания, как и донцы, самостоятельно рыбной ловлей и охотой, а также и военными походами в чужестранных краях. Общины днепровских казаков к XVI в. интегрировались в единую организацию Запорожскую Сечь - казачью республику.

В истории известны[1,2,4] успешные многочисленные совместные морские походы запорожских и донских казаков на турецкие владения. Это были первые моряки-казаки на Черном море, и они положили началу истоков Российского и Украинскогофлотов.

Яицкие (уральские),ведут [1,2,4]свое началоот воровских (вольных) волгских, из числа донских казаков, добывавших себе средства существования не мирным промыслом на Волге, и которые после их разгромав 1577 г. царскими войсками, ушли по началом атамана Нечая на северный берег Каспийского моря, затемподнялись вверхпо р. Яик, где и начали осваивать новое для себя местожительство.

Эти места были рыбные, в степи для охоты было много дичи и животных. Здесь они в 1581 г.основалиЯицкий городок и составили “ вольное казачье войско”, названное Яицким войском. Эти казаки со временем стали также нести договорную службу у русского государства. Так, в 1591 г. появилось первое упоминание о службе Яицких казаков, в царской Грамоте воеводе князю И.В. Сицкому о походе против Шамхала -Тарковского. С этого времени впоследствии было установлено старшинство Уральского войска.В 1613 г. Яицкое войско, с присоединившимися к нему разных вольных людей (вольница), было принято [2] в подданство Московскому государству. Екатерина II за участие яицких казаков в 1773-75г. в крестьянско-казацком восстании под началом Емельяна Пугачева переименовала р. Яик в Урал, а Яицкое казачье войско в Уральское.

Казаки на Тереке,делились[1,2,3]на две общины: жившие в долинереки до ее устья назывались “терскими ”, а жившие ближе к отрогам и гребнямКавказских гор назывались “гребенскими ”. Когда общины этих казаков в результате своего развития стали объединяться в небольшие войска, то и образовали первоначально два войска - терское и гребенское.

Все эти казаки на Терекеимеют в числе своих древних корнейзарождения, помимо местных северокавказских славян игорцев-тюрков, покидавших по разным причинам свои горские общины [3], армян, пришедших сюда, спасаясь от ига персов на своей родине, донских казаков,а такжевольных волгскихказаков, несших городовую службу и живших на Червленом Яру в Великом Рязанском княжестве.Последнее после присоединения егок Московскому государству и потери статуса Великого, очевидно, утратило нужду в ратных услугах казаков, почему они, в поиске лучшей доли, в 1520 г. и спустились по Волге в Каспийское море и затем высадились в устье р. Терек, где и поселились, став терскими и гребенскими казаками.

В 1577 Астраханским воеводою Лукьяном Новосильцевым построен на р. Терек в устье р. Сунжигород-укрепление Теркаи терские казаки нанесли поражение пришедшим сюда войскам Крымского хана. Этот год впоследствии был

5

определен годом старшинства Терского Войска. Примерно с этого же времени терские казаки и начали договорную службу русскому царю.

Теперьследуеткратко следует сказать и о казаках служилых, к которым относятся городовые и сторожевые - это вольные люди, именовавшиеся казаками, и которые состояли по договору на службепримерно с конца XIII- начала XIV вв. у северо-восточных русских князей, а затем и у централизованного русского государства, и о них впервые упоминается в русских летописях концаXV века.

Именно служилые казаки, в большинстве своем, были в числе первопроходцев и основателей крепостей - городов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Аляски и т.д.. Эти казаки вместе с казаками-переселенцами из разных казачьих войск составляли ядро, создававшихся большей частью вХГХ в. здесь российским государством новых казачьих войск.Городовых еще иначе именуют полковымиказаками. Их служба носила гарнизонный регулярный характер, онабыла регламентирована специальным Уставом в 1571 г. Название городовых казаков брали по имени княжества или города, в котором они служили и были поселены с семьями.Сторожевыеили станичные - зто казакисторожевого(пограничного) отряда в степи, называвшегося еще иначе станица, “сторожи”. Станицами с середины Х1Х в. стали называть все казачьи поселения, ранее называвшиеся городками и куренями.

В Западной Европе о казаках как воинах, по всей видимости, узнали послеизвестия о разгромев Грюнвальдской битве или иначе битве под Таненбергом в 1410 г. союзными польско-литовско-русскими войскамирыцарей Тевтонского ордена:немцы, французы и их наемники-швейцары, англичане и др.. Здесь в составесоюзных войскмощной ударной силой являлись днепровские казаки числом 37 тыс. человек[2].Для казаков участие данной битве было первое, крупное и ярко выраженное их обозначение в средневековой истории мира, после обозначения донских казаков на стороне войск Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 г.

Как видно из вышесказанного, оплачиваемый в данном случае Великим княжеством Литовским и Русским, ратный труд казаков был успешным. И в последующем это княжество, а затем и созданное им с королевством Польским, союзное государство Речь Посполита оплачивали службу казаков Днепра, включенных в Реестр (список) реестровых казаков.

Посмотрим еще упоминания о ратном труде по найму казаков в средние века. Здесь, помимо уже упомянутых выше, можно найти в 1502 г.- первое упоминание летописи о городовых рязанских казаках в наказе Великого князя Московского Ивана III к Великой княгине Рязанской Агриппине: “...твоим служилым людям ... и иным и городовым казакам быть всем на моей службе, а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон в молодечество, их бы ты ... велела казнити...”[цит. по 2 ].

Известно и первое упоминание в исторической литературе о царском жаловании в 1570 г. донским казакам в грамоте, привезенной на Дон боярином Новосильцевым. Этот факт послужил к установлению с этого года старшинства Донскому войску, хотя первая присяга донских казаков на службу русскому царю была в 1671 г. В конце XVI в. донские казаки признали власть русского царя, но и им только в 1618г. впервые была установлена ежегодная дача жалования за службу, а ранее оплачивались только их отдельные услуги. Эти услуги касались разведывательных сообщений о перемещениях явных и потенциальныхвражеских войск в степи в направлении русских земель. Их путем сигнальных огней на вышках сообщать могли быстро, примерно за суткии чуть более получать в Москве. Кроме этого донцы охраняли и сопровождали и русских послов в другиестраны.

В XVII-XIX вв. казаки являлись пионерами продвижения России на неосвоенные или малоосвоенные земли Евразии, где строились новые города и поселения. Последнее становилось предпосылкой для последующего за этим хозяйственно-экономического развития этих регионов.

Все многочисленные военные походы донских, терских, уральских и иных казаков, как самостоятельных, так и в составе русских войск, достаточно хорошо известны и описаны в во многих и многих изданиях, в т.ч. и в [1-9] и,поскольку они не предмет нашего исследования, не будем на них останавливаться. Но, здесь необходимо отметить, что еще и в XVIIв. эти Войска казачьи находились на территориях Евразии, которые еще не были в полном смысле юридически подвластны России и признаны зарубежными странами. Поэтому и сношения с Войсками казаков государство вело вначале через Посольский приказ, а затем через Иностранную коллегию, делая в необходимых случаях для иных государств вид, что не имеет власти над казаками. Казаки, как например донские, со своей стороны посылали в Москву свои посольства, называвшихся ими “зимовыми станицами”.

Вышеназванные вольные казачьи общиныв результате своего развития примерно к концу XV-началу XVI вв. начали осуществлять интеграцию, т.е. объединятся в Войска - казачьи республики, что позволяло иметь большую самостоятельность не только военного характера, но и в хозяйственно-экономической деятельности, помимо договорной службы у российского государства того времени. Интеграция казачьих общин создавала определенную структуру Войска, присущую социально-экономической системе, с единым органом управленияее различных функций.

Можно говорить о том, что Войска казаков донских и терскихдо начала 30-х годов XVIIIв. были, в определенном смысле, почти де-факто квази-государствами-казачьими республиками, а Запорожская Сечь со своим Запорожским войском была признана и фактически, поэтому-то и был заключен Переяславский договор.

Войска казаков занимали и владели определенными территориями, имели практически независимость от соседних государств (кроме договорных обязательств с Россией), самоуправление не только в военной области, но и на всех уровняхсвоей социально-экономической системы: общевойсковое, в городках (станицах), юртах (хуторах).

Выборность общевойсковая осуществлялась на казачьем Кругу (Рада у запорожцев). Здесь избиралось руководство (старшина) Войска - атаман (гетман), войсковой судья, писарь, священник, без благословления последнего не принималось ни одно важное решение.Казачьий Круг (Рада) являлсяВысшим органом Войска, где и решались важные жизненные вопросы войны и мира, общих хозяйственно-экономических аспектов, устанавливались единые правового характеры нормы жизни, осуществлялся прием царских, султанских, ханских и прочих посольств, производилась отправка своих посольств (зимовых станиц) в Москву и к окрестным правителям, рассматривались церковные дела, вопросы занятия новых земель и строительства городков, судили казаков за наиболее тяжкие преступления (предательство, трусость, грабеж и воровство в своей среде и т.д.) и многие другие аспекты казачьей жизни.

Кроме этого, избирался Совет стариков предварительно рассматривавших суть вопросов для Круга казаков и высказывавших по ним свое мнения, которые обязательно учитывались Кругом. Так было и в низовом звене - казачьих общинах городков и причисленных к ними хуторов.В работе Круга могли принимать участие только казаки не моложе 16,5 лет.Не допускались на Круг казачки-женщины, пенные казаки, т.е. те на кого за провинности была наложена пеня (наказание), а также другие жители не казачьего рода.

Добыча военных походов делилась на казацком круге его участников, соблюдался при этом принцип равенства, не забывались и семьи погибших товарищей. Определенная часть шла и на нужды Войска. Добыча от больших и малых походов, получение платы от царя за выполнение договорных обязательств были основными источниками существования, помимо рыбной ловли, охоты на птицу и зверей.

Свободным земледелием, особенно хлебопашеством,донские, яицкие и терскиеказаки до концаXVIIв. не занимались, ибо они не один век обеспечивали себе жизнь воинством, охотой и рыбным промыслом, разведением лошадей, домашних животных и птиц. Иэто было выгодно царской власти, т.к. неимение казачьим населением своего хлеба было сильны

9

оружием в руках Москвы, которая при необходимости задерживала поставки зерна, принуждая казаков принимать выгодные для нее решения и действия. От нее Войско в оплату ратного труда также получали оружие, порох, свинец для литья пуль, соль и т.д. Казаки и сами торговали в городах и селениях России добытыми ими в походах или на охоте и рыбной ловле продукции.

Как указанов [7] вплоть до XVIII в. “московитам” донские казаки предлагали и редкий товар -это так называемый ясырь: пленных турок и турчанок, представителей других соседних народов. Они продавали также скаковых (строевых) лошадей, зубровые и лосиные шкуры, меха бобра, выдры, соболя и черной лисицы, а сами покупали муку, овес, пшеницу, горох, сукно, бумагу, восковые свечи, мыло, соль и другие необходимые вещи и предметы. С конца XVII в. в устье реки Тор возник Бахмутский городок и казаки стали сами добывать соль и торговать ею.

Вышеописанное самоуправление казачьих Войск-республик было до 1721г., когда Петр I вначале вывел казачьи Войска из ведения Иностранной коллегии и предал их в Военное ведомство, а в 1723 г. отменил выборность атаманов и т.д., что означало конец казачьим республикам, былой казачьей демократии и какой-либо самостийности их существования. Начинался новый этап социально-экономического развития Войск казаков, но уже в структурероссийской государственности.

На исторической, геополитической и этнографической картахЕвразии место казаков в конце XVII в. и последующих двух веков среди других народов и народностей можно определить примерно следующим образом: общины казаков с момента своего зарождения проживали в сферах военно-геополитических интересов различных государств;

казачьи общины-республики зародились вне границ каких-либо государств, в лесостепных зонах бассейнов рек Днепр, Дон, Терек, Кубань, Урал (Яик).

Казачья демократия в устройстве самоуправления, геополитические и природно-климатические факторы жизнедеятельности обусловили наличие в казачестве:

наличия смешанной этничности, т.е. не изолированность от влияния на формирование генотипа казаков Дона, Терека, Яика(Урала) со стороны разных этносов, его консолидация на первых этапах развития в вольных общинах в "козацький” народ, затем в последующем славянизация ирусификация;

форумность культурной среды, т.е. объединение в вольных казачьих общинах, а затем и в казачьих войсках разнообразных культурных обычаев, традиций и особенностей различных этносов;

конфессиональную терпимость казаков к наличию в казачьих войсках иноверцев, а также и квероисповеданиям соседних народов по месту проживания;

развитие пассионарного генотипа казаков;геополитические и природно-климатические факторы во многом определили ихсуровый образ жизни.

Казаки в отличие от народовмногих стран Евразии развили более демократические принципы общинной социальной самоорганизации, близкойк республиканской, причем минуя крепостничество.Казак всегда оставался в этом плане свободной личностью.

Казаки - не только воины, но и умелые, причем терпеливые к природно-климатическим невзгодам, труженики на занимаемых ими земляхи онипионеры первичного хозяйственно-экономического освоения территорий, которые в нынешней России являются важными экономическими регионами.

Завершая данную статью, подчеркнем следующее: казаки - феноменальная составляющая часть общей мировой истории и, прежде всего, народов Евразии, но с особенным характером своего экономического и социального развития. Корни

зарождения казаков берут начало у родственных, но все же с вкраплением различных этнографических истоков (см. Таблицу I).

Таблица 1

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА

№ п/п Казаки И С Т О Р И Я

Древняя доV в. Средняя VI - XVвв. НоваяXVI - ХУ1Т1вв Новейшаяс XIX в.

1 2 3 4 5 6

1 Днепровские Предки казаков: славяне-руссы, тюркские кочевые племена южно-русских степей (узы, торки,берендеи и др.) В сер.Ж! в. на Днепре из Черных клобуков (торки, узы, берендеи и др.), стали создаваться казачьи общины-республики, они по договору служили в Киевском княжестве затем и в Вел. Княжестве Литовском и Русском пограничными отрядами, стали основной военной силой этого государства и их 37 т.ч. - в союзных войсках, разбивших в 1410 г. Тевтонский орден. В кон.XV-нач.XVIвв . незначительно пополнены Пятигорскими черкасами. Завершение славянизации русами, а затем и украинизации Черных клобуков - казаков Днепра. Днепровские казаки служат по Реестру короля Речи Посполитой, другая часть вольных казаков создает Сечь Запорожскую - военно-политический центр “козацкого” народа Украины. Переход Левобережной Украины (Гетманщины) и Запорожского Войска на союзнических началах по договору под власть русского царя и продолжение своего развития. Ликвидация Екатериной II в 1775 г. Сечи и Запорожского Войска и в 1783 г. автономии Украины. Создание из бывших запорожцев Черноморского Войска и переселение его на Кубань. Жители Полтавщины до 1917 г. в паспорте имеют запись - козак. Все бывшие казачьи части переформированы в армейские, а казачьи войска: Екатеринославское переселено на С.Кавказ и Кубань; Азовское - служило на Черноморской береговую укреплении, затем переселено на Кубань. В этих регионах шел процесс обрусения и родычания казаков с местными жителями.

2 Донские Предки казаков Дона:, верховых славяне и др. лемена верхнего Дона.2. среднего и нижнего Дона: аланы, родники-славяне 1.Славяне - русы верхнего Дона. 2.а) Аланы славянского рода, б) Бродники - славяне Н.Дона и Приазовья, в) Черкасы Днепра и Кавказа, др. тюркские и иные племена Дикого поляс XIV в. 1,2 - то же + славянизация. 1,2 - консолидация казачьих общин-республик Дона , образование квазигосударства - Войска Донского, пополнение его свободными и беглыми русскими и др.. В 1646 г. пополнены 3000 чел. украинцами, в 1729 г. к донским казакам причислены юртовые калмыки, а в 1799 г. большая Дербетовская Орда калмыков.Славянизация и русификация казаков. Незначительные «вливания» в среду донцов со стороны иных компонентов: причислены в 1803 г. Чугуевские и Доломановские калмыки, в 1811 г. в казачьи сословие обращены 4000 украинцев, проживавших на Дону

1 2 3 4 5 6

3 Кубанские 1.Предки коренных казаков -славяне Приазовья и Прикубанья, тюркские племена. 1.То же 2. Остатки воиновТмутараканского княжества на побережье Азовского моря и Н.Кубани. 1,2 - то же 3. Переселенцы из донских казаков в т.ч. и некрасовцы. 4. Казаки Днепра,.в составе созданного из них Черноморского Войска, и переселенные на Н.Кубань 1,2,3,4 - то же5. Донские и Екатеринославские казаки, служившие на Кавказской линии восточнее станицы Воронежской, и включенные в 1860 г. в созданное на базе Черноморского, и части Кавказского линейного войск Кубанское войско в 1860 г.6. Азовские казаки из бывших задунайских запорожцев.Русификация кубанских казаков.

4 Терские Одни из предков Терских казаков: древние славяне Предкавказья , тюркские и ираноязычны е племена, в т.ч. и аланы. Предки казаков до XIII в. в составе Хазарского каганата, Аланского государства, затем до XVI в. самостоятельные общины в горах - гребенские казаки, в низовьях Терека -терские. Казаки донские, а также рязанские городовые Червленого Яра переселились на Терек в 1520 г., астраханские казаки и стрельцы.переселились в 1563 г. на Терек. Консолидационные процессы гребенских и терских казаков, «вливание» в их среду представителей горских народов в т.ч. осетин, кабардинцев, армян, грузин и др., славянизация их, а затем и русификация. Пополнение хоперскими, донскими, украинскими казаками и переселенцами. Пополнение казаками Дона, Украины до середины XIX в.

5 Астраханские Начало: от городовых казаков и стрельцов, из которых в 1552 г. создана Астраханская казачья команда; волгских казаков, упоминаемых с 1560 г. московских стрельцов сосланных в 1698 г. в низовья Волги. Пополнялись казаками бывшей Царицынской линии, крещеными калмыками.

6 Уральские Поселение в XV в. на р. Освоение в конце XVI в. «воровскими» казаками Существенных пополнений Войска

(яицкие) Урал (Яик) казачьих общин территорий до Каспийского моря, родычания с со стороны нет.

«воровских» (вольных) казаков с Волги и Дона. башкирами и татарами, расширение казачьих общин. Создание Яицкого войска

1 2 3 4 5 6

7 Оренбургские С созданием в 1736 г. Оренбурга здесь несут службу казаки из отставных солдат, новокрещенцев-мещеряков, охотников и беглецов из яицких и сибирских казаков, в 1755 г. из старожилых и присланных сюда казаков Дона и Украины создали Оренбургское войско. Пополнялось калмыками, башкирами, мещеряками, ясачными крестьянами и татарами. Идет русификация казаков. В 1817 г. пополнено татарами и черкасами, в 1826 - отставными солдатами, в 1831- киргизами, в 1832 г. - поляками, в 1842 г. - Ставропольским калмыцким войском.В гражданское состояние обращены в 1862 г. -башкиры, в 1865 г. - мещеряки.

8 Сибирские Начало от казаков Ермака Тимофеевича, старшинство Войска с 1582 г., остатков его дружин, стрельцов, вольных людей положили начало городовых казаков: Тобольска - 1587 г., Томска - 1604 г., Енисейска -1619, Красноярска - 1628, Якутска - 1632, Иркутска -1652 и др. Пополнялись: в 1760 г. донскими казаками, башкирами и мещеряками, в 1770 г. - запорожцами, в 1787 г. - выходцами из солдат. Пополнялись: 1813 г. поляками, в 1825 -русскими военными поселенцами, в 1846 - казен. крестьянами, в 1848 - 1852 гг.- переселенцами из России и киргизской степи.

9 Семиреченские Начало от дружин Ермака Тимофеевича с 1582 г., затем и различных сибирских казаков. В 1867 г. из сибирских казаков создали Семиреченское войско. Пополнялось переселенцами из России, китайскими эмигрантами (солонья, манжуры, калмыки).

10 Забайкальские В XVIII в. созданы казачьи команды из русских казаков, направленных сюда и местных бурят и тунгусов. Идет русификация последних. Продолжение русификации казаков.

11 Амурские Начало от забайкальских казаков. В 1858 г. из забайкальских казаков создано Амурское войско.

В 1860 г. создан Уссурийский

12 Уссурийские Начало от амурских казаков. казачий пеший батальон в составе

Амурского войска.Создано Войско в 1889 г. по р.Уссури, Сунгари и оз. Ханка из части Амурского войска.Пополнено переселенцами Донского, Кубанского и др. войск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глущенко В.В. Казачество Евразии: зарождение, развитие,интеграция в структуру российской государственности. Монография. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: Вузовская книга, 2009.

2. Казачьи войска. Краткая хроника казачьих войск и иррегулярный частей. Справочная книжка Главной Императорской квартиры. 1912 г. Репринтное издание. АОН «Дорваль»., 1992

3. Потто В.А. Два века Терского казачества. (1577 - 1801). Владикавказ, 1912.

4. Ригельман А.И. Летописное повествование о Малой России и ее народе казаках вообще. Отколе и из какого народа оные происхождение свое имеют, и по каким случаям они ныне при своих местах обитают, как то: черкасские или малороссийские и запорожские, а от них уже донские, а от сих яицкие, что ныне уральские, гребенские, волгские, терские, некрасовские и пр. казаки, как равно и слободские полки. - М., 1947.

5. Савельев Е.П. История казачества Т. 1-3. Новочеркасск., 1915

6. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1993

7. Астапенко Б.А. История донского казачества (с древнейших времен до 1920 г.).Учебное пособие. Ростов - на -Дону: ООО “Менада”, 2002.

8. Столетие Военного министерства. Т. XI. Главное управление казачьих войск. Исторический очерк. - СПб., 1902.

9. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. СПб., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.