УДК - 94(470)
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА КАЗАЧЕСТВА СЕВЕРЩИНЫ (БРЯНСКОГО РЕГИОНА И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ)
Трифанков Я.Ю., Трифанков Ю.Т.
Определяется проблема современного исследования истории регионального казачества на примере Брянской области и сопредельных территорий, возникшем между Россией и Речью Посполитой, между Запорожьем и Доном, и сохранившем социокультурные особенности, которые стали актуальными в настоящее время. Ключевые слова: Казачество, Брянский регион РФ, Московское государство, Речь Посполитая, донское и запорожское казачество, современные общественные организации казаков региона.
Брянская область Российской Федерации расположена между современными Украиной и Белоруссией. Распад государственности СССР, образование новой государственности РФ, Украины, Белоруссии, смена парадигмы общественного развития своеобразно отразились на социокультурном состоянии части населения юго-запада региона, которое стало, опираясь на традиции, самоопределяться как казачество[1-26].
В регионе появились различные общественные казачьи организации: в 1996 году зарегистрирован «Брянский отдел Всевеликого войска Донского», который в 1999 году переименован в «Брянский округ Всевеликого войска Донского» и в 2000 году вошел в состав Международного общественного объединения «Союз казачьих войск России и зарубежья». В 2006 году по инициативе межрегиональной организации «Войсковое казачье общество Резервное казачье войско» в составе «Войскового казачьего общества Всевеликое войско Донское» на территории Брянского региона создана «Региональная общественная организация Брянский (Северский) казачий округ».
Постановлением администрации Брянской области № 485 от 22 мая 2009г. создана рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Брянской области, утверждено Положение о рабочей группе и ее состав. Группу возглавляет заместитель губернатора. Основные направления деятельности рабочей группы определяются действующим федеральным законодательством, законом Российской Федерации «О государственной службе Российского казачества» и «Концепцией государственной политики в отношении российского казачества», утвержденной 2 июля 2008г. Президентом РФ.
В настоящее время на территории региона действуют следующие крупные казачьи организации: «Брянский отдел Центрального казачьего войска» в составе войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»; общественная организация «Стародубский казачий полк» в составе общероссийской общественной организации «Союз казаков России»; «Брянский округ Всевеликого войска Донского» в составе «Международного союза общественных объединений “Всевеликое войско Донское”»; региональная общественная организация Брянский (Северский) казачий округ - подразделение межрегиональной организации «Войсковое казачье общество “Резервное казачье войско”» в составе «Войскового казачьего общества “Всевеликое войско Донское”». Уже это, даже неполное перечисление, вызывает затруднение в понимании происходящего.
Три из этих организаций являются подразделениями более крупных формирований, два из которых имеют статус «войсковых» и внесены в государственный реестр казачьих обществ РФ. Они формировались либо по инициативе, либо при непосредственном участии представителей Донского казачества. Однако с географической точки зрения регион никогда не входил в «Область Войска Донского».
Таким образом, в процессе легитимизации регионального казачества одной из проблем стало его историческое, географическое, культурное самоопределение, что привело региональное казачество к расколу по этому признаку и борьбе за общее руководство возникшим социальным процессом. На территории региона возникли казачьи организации, относящие себя к «Донскому войску», другие - к «Центральному» [9,10].
Официальные власти скорее поддерживают и считают более легитимными тех, кто соотносит себя с «центром». Отсутствует тяготение к Запорожскому казачеству, которое, казалось бы, в соответствии с привычным «школьным» представлением, должно быть естественным. Анализ ситуации показал, что кроме политической составляющей в споре имеет место прошлое регионального казачества, его история и культура.
Брянский государственный технический университет имеет договор с казачьими общественными организациями региона о совместной деятельности, в том числе по изучению истории местного казачества.
Историки чаще относили казаков региона к Запорожью. Основанием служило включение этого казачества в гетманство в середине семнадцатого века, когда шла борьба Запорожской Сечи, гетманства, входившего в Речь Посполитую, во главе с Б.Хмельницким, против польских феодалов и католичества. В 1648г. запорожские казаки во главе с Хмельницким без боя вошли в центр регионального казачества Стародуб [3,5,6,10].
После Зборовского мира 1649г. польский король Ян Казимир распространил власть гетмана на северские земли. Казачество региона стало частью гетманства (Малороссии-Украины). Гетман разделил население, в том числе исследуемого региона, на полки, полки на сотни, сотни на курени. После Переяславской Рады в 1654г., принявшей окончательное решение о переходе гетманства «под руку Москвы», на регион распространилось это административное управление. В результате произошло смешение вольного казачества и служилого. Например, практически под одним и тем же названием (Стародубский и Стародубовский полки) будут позднее обозначены исторически разные реальности. Эта проблема также требует изучения.
Так, в 1654г. был образован Стародубский полк, который до 1663г. входил в состав Нежинского полка и управлялся казачьими войсковыми властями - полковником, писарем, есаулом, хорунжим. В Стародубский полк входило десять сотен: Стародубская, Почепская, Бакланская, Новомест-ская, Мглинская, Новгород-Северская, Топальская, Шептаковская, Поповогорская и Бобовичская (две последние вошли позднее в состав земель Киево-Печерской лавры). Этот процесс и стал причиной отнесения казачества региона к Запорожскому [13,15,18,30].
Но в современном казачьем сообществе отношение к такому самоопределению отрицательное и включение в то историческое время в гетманство воспринимается скорее как историческая несправедливость. И для этого есть определенные основания. История казачества данного региона изучена не достаточно полно, в определении истоков местного казачества имеются разные точки зрения. Кроме того, как было указано, возникла современная общественная потребность в историческом исследовании проблемы.
Общий цивилизационный исторический подход указывает на то, что география казачества складывалась с развитием российской и соседних государственностей на их границе. Как известно, были и частично сохранились в современных условиях казаки донские, кубанские, запорожские, сибирские и т.п. Они возникали как «вольные» казачьи сообщества и как «служилые» части. Но в любом случае сообщества возникали исторически разными способами, однако при сохранении основополагающих характеристик: воинских, трудовых и социокультурных одновременно. В периоды опасности верх брало первое, в периоды мирной жизни - второе, а сплавлялось в третье.
Таким образом, казачество, прежде всего, самоуправляемая структура и система самобытных социальных, социокультурных внутренних отношений и отношений с государством.
Казачество - уникальное образование, появление которого определялось множеством факторов, складывавшихся столетия, а может быть и тысячелетия назад, на границах сообщества Руси -России. Оно возникало на границе цивилизаций, географических регионов, на стыке религиозных конфессий, культур. По мнению многих авторов, казачество стало субэтносом, субкультурой, «народом внутри народа». Причем ни в одной стране мира казаки в том качестве, в котором они были в России, не появлялись.
Казачество условно можно разделить на две части: вольные казачьи формирования и казачьи войска на службе государства. Кратко осветим основные этапы развития вольных казачьих сообществ на Дону и на Днепре, как наиболее известных в истории, с целью формирования общего представления о предпосылках возникновения казачества, факторах, влиявших на его генезис в исследуемом Брянском регионе.
Большая Советская Энциклопедия определяет казачество, в XIV - XVII вв. как вольных людей, свободных от тягла и работавших по найму, главным образом на различных промыслах, а также лица, нёсшие военную службу на окраинах страны и так называемые вольные казаки. Однако точное происхождение казаков неизвестно и существует много теорий, предлагающих свое виденье этого процесса.
Рассмотрим кратко предположения о возникновении раннего казачества.
Среди различных предположений на этот счёт есть мнение, что казачьи поселения были образованы вне пределов Руси и в условиях, от неё не зависящих. Официальная история считает, что население казачьих областей составили выходцы из русских княжеств, искавшие на окраинах Руси, в пределах «Дикого Поля», лучшей доли. Существует и противоположная точка зрения, которая заключалась в том, что казаки в прошлом принадлежали к народам, пришедшим из Азии, впоследствии обрусевшим и принявшим русский язык и христианство. Некоторые исследователи считают предка-
ми казаков тюркское население, подвластное некогда русским князьям и известное в истории под именем «чёрные клобуки», или «чёрные шапки» (на тюркском - каракалпаки). О появлении казаков на южной окраине «Русского каганата» в X в. говорит в «Древней истории казачества» донской историк Е.П. Савельев, указывая на существование у подножия Кавказских гор «народа черкасов», населявших так называемую «Черкасию». Черкасы упоминаются в начале II в. от Р.Х. Впоследствии «черкасами» стали называть население «Слободской Украины», состоящее из малороссийских выходцев [13,15,18,30].
Историк Болтин указывает на то, что «в отдалённые времена на юге России жили татарские, сарматские и славянские племена, что от них отделились разные толпы в степь, разбойничали там и питались звероловством. Татары называли их казаками». В записках императора Византии Константина Багрянородного конца X в. среди описаний кавказских народностей есть упоминание о казаках. Подтверждает появление казаков в X в. генерал А.Ригельман, интересовавшийся историей казачества. Он пишет: «Имя казаков или казацкого народа известно стало с 948 года..., когда Косаки Татар победили, прославившись делами и храбростью своею, стали быть известны не только в соседних, но и в отдаленных местах...».
Историк П. Бутков связывает появление казаков на Руси с 1022 годом, когда тмутараканский князь Мстислав одержал победу над Редедею Касожским (предводителем племени касогов, предков адыгейцев). Мстислав, объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, привёл с собой с Кавказа племена черкес и касогов. По этой версии для защиты своих земель от нападения азиатских орд, кочевавших в причерноморских степях, он создал из них, а также из тюркских племён, торков и берендеев, военные поселения, существовавшие вплоть до Орды. Среди этих поселян значилось племя «казаков», название которого закрепилось за золотоордынской лёгкой конницей. После распада Орды, по этой версии, казаки оказались на рубежах новых государственных образований, постепенно ассимилируясь с русскими и другими этносами.
В постсоветское время эту точку зрения поддерживает историк А.Гордеев, рассматривающий появление казаков на Руси в связи с историей «империи Монголов» [13,15,18,30].
Н.М.Карамзин считал, что казачьи войска существовали раньше Батыевых [11].
Советский историк Л.Н. Гумилев [8] говорит о появлении казаков в связи с потомками древних хазар (IX в.), живших в низовьях Волги, Терека и Дона и называвшимися после распада Хазарского каганата «бродниками», впоследствии сменившими свой этноним на «казаков». О бродниках говорит и Ю.Миролюбов в книге «Сакральное Руси».
Противоположная точка зрения утверждает иное.
П.Симоновский говорит о казаках, что они «суть природные Россияне, а не избежище разных народов... А если бы они из разных народов были збежище, то бы без сомнения и разных вер могли быть люди, чего как тогда, так и ныне, между казаками не сыскуется...». И далее: «Казак имя Российское, потому что казаки есть род скифославянский, кой жительство своё имел в провинции, принадлежащей к Кавказским горам, называемой у древних Козакия...».
Можно упомянуть и такую точку зрения. В середине XII в. в Восточной и Центральной Азии жили племена, носившие название «казачьих орд». Наиболее значительные из них проживали в верховьях Енисея и занимали земли на востоке от озера Байкал и на западе до реки Ангара. Китайские исторические хроники называли их «хакасы», что в научных трудах европейских ученых стало равнозначно слову «казак». По записям, оставленным современниками, «хакасы» (или «казаки» по европейски) принадлежали к индоиранской расе: были белокуры (светловолосы), высоки ростом, с зелёно-голубыми глазами, храбры и горды, в ушах носили серьги. Европейские историки утверждают, что они были христианами. В пределах озера Балхаш, по этой версии, существовала казачья орда, называемая, в зависимости от языковых особенностей в смешении с другими ордами, «хасаки», «кай-саки» или же «киргиз-кайсаки». Обе эти казачьи орды вошли в состав «монгольской империи» и в организации ее вооружённых сил составили части лёгкой конницы, выполнявшей вспомогательные задачи: служба по охране границ и т.д.
В конце XVШ - начале XIX вв., например, донские казаки считали, что они не русские люди, а происхождение их ведётся от черкесов и других обрусевших горских людей. На слово же «москаль» они отвечали: «...не москаль, а русской, и то по закону и вере православной, а не по природе».
Если объединить эти точки зрения, то можно предположить, что первоначально на юге появились, так сказать, «первоначальные» казаки, потом «ордынские», затем «окраинные» и потом уже «южнорусские». А теперь и современные казаки.
Таким образом, изначально происхождение казаков большинство теорий связывают со смешением скифо-славянских племен с потомками черкас, хакасов, бродников и кочевых племён. С
оформлением южнорусского казачества, именуемого в XVI в. «черкасским», появляются казаки «запорожские» и другие.
Из теории Л.Гумилева о «пассионарности этногенеза» к XIII в. традиции и нравы древнерусского этноса были сохранены лишь на окраинах Руси. Возникновение новых этносов (великоросов, белоросов, малоросов) происходит во взаимосвязи с древними окраинными этносами и всплеском пассионарности. Такой подъём был и на Среднем Днепре и Дону. Но давление соседнего суперэтноса, по этой теории, из Западной Европы через Польшу выдавило «пассионарных» русичей в Москву и Запорожье [8].
Из этих разнообразных и подчас противоположных теорий возникает понимание содержания термина «казак».
В прошлом, утверждают теории, существовало много племенных названий, по созвучию близких к слову «казак». Например, есть такое понимание термина. Первоначально слово «казак» означало временный «образ жизни». «Хождение в казаки», особенно смолоду, официально означало хозяйственные промыслы в «Диком Поле», а неофициально - набеги: «лупление чабанов», купцов и всяких проезжих. Об этом говорят источники 1492-93 и 1499 гг. Возникает культурологическое понимание термина.
П.Бутков считает, что «слово «казак» производили от какого-то древнего славянского вождя -Козака». Есть мнения, что «казак» сочетается со словом «коса», сравнивают его с «остротой и понятливостью казацкой». Утверждают также, что слово «казак» существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии. Им у разных народностей обозначались, по этим версиям, самые разнообразные по форме и содержанию понятия. Например, у персов под «казаками» подразумевали людей, состоявших на службе и оплачиваемых за неё из государственной казны. По-персидски оно звучит «газа», отсюда - «газак». У арабов казаками именовались всадники, сражавшиеся за веру и закон Пророка. У монголов - это свободный воин «казах», живущий обособленно в палатке. Кроме этого, слово ассоциируют с понятиями «броня», «щит», «военный страж». К XV в. слово «казак» на Руси обозначало лёгковооружённого бродягу-воина («добычника»).
Со временем, видимо, устанавливается более общее современное понятие термина «казак» как «вольный человек». В России XVIII - начала XIX вв. казачество стало определяться законодательством как военное сословие.
Советская энциклопедия даёт два понятия слову «казак»:
1) удалец, вольный, свободный, из числа тягловых людей - крестьян, расселённых в XIV-XVII вв. в пограничных районах Руси и нёсших, как правило, сторожевую службу вместе с «боярскими детьми» и другими ратными людьми, составляя особый вид вооружённой силы - конницу;
2) человек, порвавший со своей социальной средой и поселившийся на свободных (окраинных) землях, отделявших Русь от владений полукочевых племён.
В «Словаре русского языка» В.Даля слово «казак» означает «представитель военного сословия, которое складывалось на окраинах русского государства в XV-XVII вв. из вольных людей», а с XVIII в. - обязанный нести военную службу за льготное пользование землёй [7,24].
Подведем некоторый итог, опираясь на авторитетные мнения и локализуя проблему ближе во времени и привязывая ее к Дону и Днепру.
По мнению В.Н. Татищева, «первые казаки, сброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкассы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкассы на Днепре построили» [27]. В первых упоминаниях, возможно, тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот -«разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.
По мнению Н.М. Карамзина, «Казаки ... имя их сделалось известно по истории около 1517 года; ... и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. ... Торки и берендеи назывались черкасами: казаки - также. некоторые из них, не хотев покориться ни моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, . приманили к себе многих россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем комков составили один народ. Более и более размножаясь числом. ... Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра...» [11].
По мнению В.Шамбарова, Л.Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников во времена Золотой Орды. Касоги - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках. Бродники - народ тюркско-славянского происхождения,
сформировавшийся в низовьях Дона в XII веке [4,8,29]. Касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя - казак. При этом известно, что сами бродни-ки приняли сторону Орды, сражались против Руси в битве на Калке. Таким образом, возможно, «образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды» [8]. Но это лишь снова предположение историков.
После распада государственности Орды, в условиях формирующейся иной государственности из частей Орды, в том числе Московской государственности, казацкие сообщества стали независимыми.
Есть другие точки зрения, утверждающие, что казаки изначально были выходцами из славян. Так, украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение, что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. [14].
По мнению Литвина, казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая, что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает тюркский элемент.
Существует также гипотеза о происхождении первых казаков от вятских (хлыновских) ушкуйников. В конце XV века их «вольная республика» с выборными воеводами, попами и ватаманами (возможно от слова «ватага» - авт.) была взята силой под контроль Москвы. Часть населения бежала, часть была расселена на южной границе России. Те и другие вполне могли стать основанием казачества Дона, Волги и даже Днепра. Население «Вятской республики» составляли в основном выходцы из Киевских территорий (в XIII веке), Новгорода Великого (в XIV-XV в.) и других земель.
Поскольку все авторы приводят свидетельства в пользу своих гипотез, то, скорее всего, перечисленные процессы проходили параллельно, дополняя друг друга на различных этапах.
Таким образом, к концу XIV века образовались две крупные группы, проживавшие в низовьях Дона и Днепра.
К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате к началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные казацкие сообщества - «войска» (Донское и Запорожское войско), которые со временем вошли в состав Московского растущего государства.
До конца XVI века Донское казачье войско было независимым.
Сотрудничая с Москвой, донские казаки помогли завоевать Астраханское и Казанское ханства, и, образовав Войско Донское, продолжили, участвуя, к примеру, в Ливонской войне. За участие в штурме Казани царем была дарована жалованная грамота донским казакам на реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование, подтверждающая статус донского казачества [21].
В 1584 г. Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. В 1612-1615 годах войско присягало на верность Михаилу Федоровичу Романову. При этом «сношения Царства Русского с донскими казаками, вплоть до начала XVIII века, шло через «посольский приказ». Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии.
Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь (около 1556 года) [30], которая считается старейшим из всех казачьих формирований.
Несмотря на первоначальную независимость, Запорожская Сечь с 1572 года стала все больше и больше подпадать в определенную вассальную зависимость от возникшей Речи Посполитой. В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были сведены в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией, Московией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая.
В дальнейшем политическое и религиозное давление со стороны Польши привело к параллельному существованию реестрового казачества, официально состоявшего на службе у польского короля, и нереестрового, которое королевская власть постоянно старалась безуспешно ликвидировать, но фактически не могла никак контролировать. Такое противодействие нереестрового казачества и официальной королевской власти на фоне общего притеснения, как неказацкого крестьянского населения Украины, так и реестрового казачества, привело в итоге к возникновению национальноосвободительной войны против польского господства.
Казаки повернулись к России и решили просить ее принять Запорожское казачество в свой состав. Осенью 1653г. Земский собор, проходивший в Москве, принял такое решение. 8 января 1654г. Переяславская Рада окончательно приняла решение идти «под руку Москвы».
Одновременно шло возникновение казачества и на территории Брянского региона.
В середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. В самом большом войске, Донском, насчитывалось «588 тысяч душ обоего пола». Вторым по численности было Оренбургское войско, а третьим - Черноморское. Впоследствии Кубанское войско вышло на второе место.
А что было с генезисом казачества в Брянском регионе?
После распада старой Руси появилась пограничная зона между возникшими Московией и Речью Посполитой. Территория Брянщины, как и всей Северщины, находясь в этой зоне, на протяжении столетий непрерывно переходила из одной государственности в другую. Особенно запутанная ситуация здесь была во времена существования и распада Золотой Орды и во время Смуты. В литературе есть разные предположения о возникновении казачества региона, как и вообще всего казачества в целом.
Еще раз рассмотрим проблему с точки зрения возникновения казачества в исследуемом регионе. Например, Ян Потоцкий считал, что предками казаков данного региона были потомки касогов, поселившихся в XI веке на севере Черниговщины, то есть в Северской земле, в которую регион входил до двадцатого века [17]. Л.Н.Гумилев предполагал, что это коренное население территории - северяне (предки ославянившихся савиров, севрюков [8]. Н.И. Костомаров полагал, что это «сиверские вольницы, наподобие запорожской», то есть он не включал местное казачество в запорожское, а считал его подобным ему, что очень важно [12]. В 1863г. профессор В.Б.Антонович высказал мысль об образовании здесь казачества благодаря раздачам земель на границах Литовского княжества, которые «предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу» [2].
Есть точка зрения, которая, по сути, не разделяет казаков по регионам. Так, М.К.Любавский в 1895г. в статье «Начальная история Малорусского казачества» утверждал, что история малоруссого казачества «не представляла процесса, отличного от истории великорусского казачества» [15]. Как в Великороссии, так и в Малороссии казак являлся сначала отхожим промышленником, ищущим заработков на стороне, затем стали появляться казацкие хутора, слободы, домовитые казаки, начинается земледелие.
Таким образом, вопрос о возникновении казачества в исследуемом регионе (который ранее назывался Северская земля, а Брянский регион является ее частью) и раннем самоопределении жителей региона, их ранней самоидентификации далеко не выяснен, хотя и живет в исторической памяти народа и сегодня влияет на схожие социокультурные процессы.
Здесь важно отметить одну особенность культурологического самоопределения жителей региона, отмеченную даже современными исследователями. Так, исследователь казачества и местный житель региона В.М. Пусь отмечает особенность «стародубской народности», которая с XV в. и до сих пор считает себя не великороссами («москалями») и не украинцами («хохлами»), а чем-то особым [20]. Это подтверждается современными исследованиями фольклора конца XIX - начала XX вв., изученного брянскими исследователями [1]. Например, в казачьих песнях региона нет упоминаний героев украинского героического эпоса, а Россия упоминается как «третья», соседняя территория. С другой стороны, в них много упоминается топонимов, не относящихся прямо к данному региону (Дунай, Днепр, Дон). Кроме того, была зафиксирована песня, в которой четко показывается, что в сознании народных авторов и современных исполнителей территория, описываемая в тексте (место действия), не являлась российской.
«Гуляла-буяла в зяленам саду, // Ирвала-щипала я с розы цвяты. //
И рвала-щипала я с розы цвяты. // Ня рви с розы ветку в новы варата, // Ня смейся, казача, что я сирата. // Ня смейся, казача, что я сирата. //
Ня смейся, казача, что я сирата, // Пришёв ба ты в сваты, а я ни пашла. // Пришёв ба ты в сваты, а я ни пашла. //Ня бойся, дявчина, в саты не приду, //Паеду в Рассию, я краши найду. //Паеду в Рассию, я краши найду. //Праехав Рассию и тры горада - //Не нашов я краши, як ты сирата. //Не нашов я краши, як ты сирата. // «И думал, казача, что я прападу - // Ох, я маладая замуж выхожу. / /Ох, я маладая замуж выхажу» [1].
Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, почему такое зафиксировано в фольклоре и как это происходит в современной действительности.
Опираясь на известные исторические события, попытаемся взглянуть на них с этой точки зрения.
Во времена начала Золотой Орды и крестовых походов католического Запада под руководством Папы через Прибалтику на Русь в XIII веке в результате давления извне и внутренних причин из части русских и части литовских племен возникла русская Литва - «Великое русское и литовское княжество». 90% населения называло себя русским. Восточных соседей - жителей Московского княжества они не считали русскими, называли «москалями». Эта проблема московскими историками трактуется чаще всего под углом зрения «враждебной Москве не русской Литвы» и единственно «русской Москвы». Приведем один характерный пример. На поле Куликовом в 1380г. собрались «русские войска», а на помощь ордынским войскам (Мамаю) спешили «литовские» войска. Между тем, Пересвет из «литовского» войска в это время Брянска начал битву. Ему стоит памятник в Брянске. Но Москва считает его исключительно «своим».
В конце XVb. встречается первое упоминание о казаках региона в хронике Бельского, который говорит, что в 1481г. во время похода «поляков против татар» проводниками «поляков были казаки». Это было время распада Золотой Орды и, после противостояния на реке Угре, рождения России Ивана Третьего, формирования и непрерывного передвижения границ государственных образований, в том числе Литвы и Москвы. Казачество и зародилось в ходе естественного процесса жизни пограничных территорий. А соседи, в свою очередь, называли их «казако-коцапами».
Первые организованные казачьи отряды на Стародубщине (издавна признанном центре местного казачества и ныне городом Брянской области) появились в середине XVI века [10]. В этот исторический период московское правительство привлекало на службу «вольных» казаков и «охочих» людей по своим границам, особенно южным и восточным, что достаточно изучено. На юго-западных границах процесс шел сложнее и с точки зрения генезиса местного казачества изучен менее.
Для перехода части населения в казачество исследуемого региона большое значение имела Люблинская уния 1569г. Польское право и польские порядки стали распространяться на Русскую Литву. Крестьяне подлежали обращению в крепостные, что способствовало их бегству и переходу в казачество. Поляки заселяли регион, привлекая переселенцев обещаниями разного рода льгот. В Северской земле возникло около 300 новых поселений.
Если воспринимать казаков изначально как «вольницу», а уже потом как регулярное войско (а традиционная история предполагает именно так), то, видимо, познакомились жители юго-запада современной РФ (Брянщина, Стародуб и вся Северщина) с казаками, как «вольным гуляйством» или «гультяйством» из Речи Посполитой, в 1574г. во время Ливонской войны, когда под руководством пропольских атаманов Франциска Суки и Микиты Бирули был сожжен Стародуб. Войну вел Иван Грозный против Речи Посполитой за Балтику, Белоруссию и Украину. «Засечная черта» как раз тут и проходила среди брянско-черниговских северских лесов. В записке в апреле 1589г. Московский царь Федор Иоанович, последний Рюрикович, приказывает путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву с Рыльскими и Стародубскими казаками идти на Поле и Донец против крымских татар. Здесь и проходит в двадцать первом веке снова граница Российской Федерации и вновь возникает социокультурная проблема регионального казачества.
Таким образом, местное казачество не является изначально частью запорожского или еще какого-либо другого казацкого сообщества. Оно возникало под влиянием происходящих исторических событий из местного и приходящего населения, а также под воздействием соседних казацких сообществ и государственных образований, на границе которых оно находилось. Необходимо изучение его истории.
Determined by the problem of the modern study of regional history of the Cossacks on the example of the Bryansk región and adjacent territories, has arisen between Russia and Rzeczpospolita, between Zaporozhye and Don, and save the socio-cultural characteristics that are relevant to the present.
The key words: Cossacks, the Bryansk región of Russia, Moscow State, the Commonwealth, and for the Don Cossacks, porozhskoe, modern social organization of the Cossacks in the region.
Список литературы
1. Архив филиала БГУ. Папка: 070210 Верещаки: Елисеенко Нина Макаровна, 1937г.р., Хомякова Анастасия Ивановна 1932г.р., Пыленок Татьяна Федосовна 1929г.р., Ковалева Нина Николаевна 1932 г.р.: Папка диктофонов 1: Ws 10114: t - 03:25; Архив филиала БГУ. Папка: Практика 2007: д. Медведовка, Гордеевского района: Ковтуновой Анны Григорьевны 1942г.р.: Папка диктофонов: Завод-Корецкий 1: Ws 10001: t - 76-30; ГАЧО, Ф.Р. 1400, оп.1, д.34.
2. Антонович ВБ. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. Киев, 1885.
Т.1.
3. Бабадей В.Д. Зарождение казачества на Стародубщине // Материалы науч.-практ. конф. -Брянск. 2004.
4. Быкадоров И.Ф. История казачества. Прага.: Библиотека вольного казачества -вильного ка-зацтва, 1930. 177 с.
5. Воропаев А. Стародуб. Казаки. Вечная Граница. - М., 2004.
6. Гетманщина на Украине: тип государственного устройства или «казацкая вольница? Стародубский полк» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://starodub.far.ru/getm-babad.htm (Дата обращения 16.12.2011).
7. Гордеев А.А. История казаков. Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I. М.: Страстной бульвар, 1991. 245 с.
8. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1989.766 с.
9. «Заблудший» атаман, или К чему приводят политические игры в казачьей среде [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bryanskrai.ru/www/bryansk-crossroads/show/2202/ (Дата обращения 13.12.2011).
10. История Стародубского казачества [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://kazacy.narod.ru/p13.htm (Дата обращения 01.12.2011).
11. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 5.
12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., Гл.6 - 8.
13. Лазаревский А. М. Описание старой Малороссии. Т. I. Полк Стародубский. Киев, 1888.
14. Литвин В.М. История Украины. Киев, 2006.
15. Любавский М.К. Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. 1895. N 7.
16. Мищенко Т.А., Белугина О.В. Казак как символ идентичности в исторической памяти и песенном фольклоре жителей юго-запада Брянщины // Социально-экономические основы развития казачества современной России: Сб. науч. трудов. М., 2011. - Вып. 7. 325с.
17. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе / Пер. с пол. Д.Горбова; предисл. и примеч. С.Ланды. - М.: Худож. лит., 1992.
18.Плеханов А.М., Плеханов А.А. Казачество на рубежах Отечества. М.: Вече, 2009. 464 с.
19.Пронин А. «Казачество возрождается и объединяется» // Российское военное обозрение. № 3 (74), март 2010.
20.Пусь В.М. Краткая история Стародубского полка// Стародубский казацкий вестник. 2004.
21. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2010. 480с.
22. Сизенко А.Г. Полная история казачества России. М.: Владос, 2009. 448 с.
23. Сементовский Н.М. Старина малороссийская, запорожская и донская. СПб, 1846. С.22.
24. Слюнченко Ю.И. Вольные духом. Историко-краеведческий очерк. Брянск: Ладомир. 2006.
108 с.
25. Соловьев С.М. Очерки истории Малороссии до соединения ее с Великой Россией // Отечественные записки. 1858. №49.
26. 13.Социально-экономические основы развития казачества современной России: Сб. науч. трудов. М., 2011. Вып. № 7. 325с.
27. Татищев В.Н. История Российская. М.-Л.: Академия Наук СССР, 1963. Т. II.
28.Хроника по Брянскому казачеству [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kazak-center.ru/load/12-1-0-82 (Дата обращения 24.11.2011).
29.Шамбаров В.Е. Казачество: История вольной Руси. М.: Алгоритм, 2007. 688 с.
30. Эварницкий Д.И. История запорожских казаков. СПб, 1895.
Об авторах
Трифанков Я. Ю. - аспирант Брянского государственного технического университета.
Трифанков Ю.Т. - д.и.н., проф. кафедры «Философия, история и социология» Брянского государственного технического университета.
THE PROBLEM OF THE STUDY OF GENESIS COSSACKS SEVERSCHINY (BRYANSK REGION AND ADJACENT AREAS). Trifankov Ya.Yu., Trifankov Y.T.