Право
УДК 94(470.6): 340.01 А.А.Бекишиев, М.А.Мирзаев
Культурно-исторические факторы в развитии правовой системы России
Дагестанский государственный педагогический университет; Россия, 367003, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57;bekishiev.abibula@mail.ru
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43, а;mirzaev47@mail.ru
Объектом исследования является правовая система России, находящаяся в последние два десятилетия в процессе активной динамики. В ее развитии можно отметить особенности, обусловленные своеобразием исторического и социально-культурного развития. Влияние культурно-исторических факторов на правовую систему современной России как многонационального и многоконфессионального государства обусловлено потребностью отражения сложившихся за столетия духовных и традиционных устоев населяющих территорию страны народов. Исследование влияния культурно-исторических факторов на правовую систему России дает возможность определить ее место в мировой типологии правовых систем, ее предназначение и роль в развитии российского государства. Авторы приходят к выводу, что правовая система России как многонационального и многоконфессионального государства при стремлении подстраиваться под зарубежные образцы лишается важной составляющей не только своей национальной идентичности, но и социальной адекватности. Подгонка российских правовых стандартов под западноевропейские стандарты романо-германского права не учитывает специфики российских регионов с традиционным укладом жизни народов с различными религиозными верованиями. В российской правовой системе возможно принятие решений в отдельных этнических и религиозных общинах в соответствии с их традиционными укладами, но с обозначением в региональном законодательстве отраслевых и процедурных ограничений.
Ключевые слова: правовая система, культурно-исторический фактор, религия, народные обычаи, правовые традиции, примирительное правосудие, правовое наследие.
Историко-культурные факторы всегда оказывали и продолжают оказывать огромное влияние на развитие правовой системы России. Осознание недопустимости их игнорирования привело к появлению в современной отечественной науке исследований, рассматривающих процессы формирования и развития правовой системы с точки зрения ее историко-философского понимания.
Важной чертой российской правовой системы является включение в нее региональных правовых систем, на особенности которых заметное влияние оказывают исторические и духовные факторы: менталитет и культура народов, их ценностные ориентиры, особенности религии, местных обычаев и традиций и т.п. [1, с. 15].
Современный этап развития правовой системы России отличается потребностью отражения в ней складывавшихся веками духовных и традиционных ценностей народов, населяющих территорию страны. Общецивилизационные подходы к исследованию российской правовой системы помогают не только понимать историко-культурные особенности России и ее правовой системы, но и позволяют «определить точки соприкосновения российской правовой культуры и правовых культур других стран мира, сформулировать принципы их взаимодействия» [2, с. 3].
Исследование религиозных начал и правовых традиций народов России на современном этапе развития правовой системы необходимо для дальнейшего поступательного развития российской государственности, сохранения его исторического и социокультурного наследия. Совокупность позитивного права и производных от него правовых явлений не является единственным показателем, характеризующим состояние национальной правовой системы. Существует точка зрения, что «первичным компонентом в структуре правовой системы является не Конституция и не позитивное право как совокупность всех источников права, а правовое сознание» [3, с. 15]. Поэтому следует признать, что правовая система общества характеризуется не столько особенностями позитивного права, его источников и системы, сколько спецификой правосознания и правовой культуры населения. В свою очередь, понимание элементов правовой системы духовного, идеологического свойства (правосознания, правовой культуры) невозможно без рассмотрения их религиозных и нравственных основ, философских принципов и традиционных ценностей.
Исторически правовая система России как многонационального и многоконфессионального государства развивалась под воздействием социокультурных факторов. Их влияние становилось особенно заметным в результате присоединения к России новых территорий. В исторической науке подчеркивается, что в XIX веке правовое регулирование общественной жизни в России осуществлялось общеимперским и региональным законодательством. Причем последнее основывалось на обычном и религиозном праве, которые признавались государством в качестве источников права при рассмотрении юридических споров [4]. Например, в Дагестане в XIX веке функционировал трехзвен-ный суд (адатный, шариатский и российский). Это свидетельствует о том, что Россия учитывала интересы всех слоев населения и поэтому создавала относительно гармонизированную правовую систему, отражавшую все социокультурные особенности населения и учитывающую их желания и надежды. Так, согласно Своду законов Российской Империи «Законы в Империи действуют или единообразно в общей их силе, или с местными в некоторых их частях изменениями. Пространство сих изменений, место, где они допускаются, и связь их с законами общими, определяются в особенных законах, учреждениях и уставах».
С середины XIX века, после окончания Кавказской войны, на Северном Кавказе началась официальная запись народных обычаев и перевод их на русский язык. При этом именно государство выступило инициатором систематизации и постепенной унификации обычаев народов Северного Кавказа, а также финансировало их проведение [5]. Такая деятельность должна была оказать содействие интеграции обычно-правовых норм в правовую систему России. К этой деятельности подключились известные русские правоведы и этнографы, которые стали авторами капитальных трудов в этой области. Благодаря научной деятельности Ф.И.Леонтовича, А.В.Комарова, М.М.Ковалевского, И.Я.Сандрыгайло и других, их обоснованным выводам, России в XIX веке удалось отвести адату и шариату подобающее место в региональных правовых системах.
При реформировании судоустройства и судопроизводства царская администрация также основывалась на реальном соотношении сил, складывавшемся во взаимоотношениях с местным обществом. Сохранение обычного права народов Северного Кавказа новым управлением имело свои причины, поскольку, во-первых, адат являлся тогда меньшей помехой для русификации, чем шариат; во-вторых, применение норм адата в судопроизводстве давало возможность со временем приблизить «народные суды» к общероссийскому судопроизводству [6, с. 22].
Следует отметить, что неоднородность правовых регламентаций в различных регионах была свойственна даже такой жестко унифицированной правовой системе, каковой являлась правовая система Советского Союза. Правовые системы прежних союзных республик при всей своей унифицированности в принципиальных моментах имели и определенные различия. В этих различиях отражались особенности обычаев и традиций, религии и культуры народов и этнических групп, проживавших в союзных республиках, а также особенности социально-экономического и природно-географичес-кого развития соответствующих территорий. Если правом не в полной мере учитывались этнические традиции и обычаи, они сами оказывали воздействие на общественную жизнь этих союзных республик.
В условиях системного кризиса в России в конце XX века деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по защите прав человека заметно ослабла. В этот период отрицательное влияние обычаев на правовую систему проявилось в том, что на их основе формировались сепаратистские тенденции, стали отрицаться общечеловеческие ценности и общепризнанные права и свободы человека, субъектами РФ стали предприниматься попытки «отменить или изменить нормы российского законодательства в соответствии с местными обычаями и традициями»[1, с. 15].
На наш взгляд, на Северном Кавказе, в республиках Поволжья и Сибири возможно сосуществование государственной и традиционной правовых систем (в качестве дополняющих). Правовой плюрализм, который существует и развивается во многих странах, в этих регионах России может оказаться достаточно эффективным инструментом в обеспечении стабильности и предсказуемости общественного и правового развития.
Суды, которые разрешают между верующими гражданские дела на основе религиозного права, не являются чем-то необычным. Они существуют в Британии, Израиле, Канаде. Решению споров между верующими в России законодательство также благоприятствует. Например, при Московской хоральной синагоге существует суд раввината - иудейский аналог шариатского суда. Круг вопросов, рассматриваемых данным судом, достаточно широк. Распространяет он свою юрисдикцию и на семейные, и социальные вопросы. К примеру, раввинский суд рассматривает заявления от людей, которые желают подтвердить свою национальность в качестве евреев. Кроме того, иудейская община с помощью раввинского суда СИГ строго следит и за вопросами соответствия захоронения умерших по законам галахи (иудейского аналога шариата). Что касается семейных вопросов, то раввинский суд Москвы консультирует иудеев по вопросам чистоты семейной жизни (таарат мишпаха). Но этот суд, естественно, не уполномочен выносить приговоры по уголовным делам и не дублирует государственные органы [7, с. 8].
Кроме того, в Москве несколько лет назад впервые прошло заседание церковного суда. Церковный суд был учрежден Русской Православной Церковью два года назад на Архиерейском соборе. А в течение двух лет с момента его учреждения отлаживалась деятельность местных епархиальных судов. Устав РПЦ от 2000 года запрещает «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни».
Что касается мусульман, то в нашей стране, согласно российскому законодательству, они могут прибегать в решении возникших между ними споров к шариату, и на это не существует никаких юридических запретов. Это возможно по следующей правовой схеме: граждане Российской Федерации по обоюдному согласию имеют право на досудебное решение собственных дел в рамках примирительного правосудия [8, с. 13]. По каким договоренностям и нормам граждане решают свои дела в рамках примири-
тельного досудебного рассмотрения дел - по российскому закону, по адату или по шариатским нормам - это их личное право. Решение должно удовлетворять самих обратившихся к помощи примирительного правосудия, не выходить за рамки российского законодательства и сами стороны должны быть готовы исполнять вынесенное решение. В рамках этих процедур возможно разрешать только бытовые и гражданские дела. Выносить приговоры по уголовным делам в рамках этих процедур по российскому законодательству нельзя.
Следует отметить, что суды, имеющие право разрешать дела мусульман на основе шариатских норм, пока не созданы при российских муфтиятах. Подобные суды в России могли бы помогать мусульманам в соблюдении норм шариата: в вопросах дозволенности той или иной пищи, дозволенности того или иного вида заработка, соблюдения предписаний ислама при рождении, бракосочетании, разводе, погребении, правил пользования банковскими услугами, в разрешении семейных, имущественных и иных гражданских споров.
По поводу перспектив обычного и религиозного права на Северном Кавказе в науке встречаются различные точки зрения.
В юридической науке довольно часто высказывается позиция, что в Дагестане необходимо «реально действующие многочисленные обычно-правовые системы этнических и религиозных сообществ объединить в единый правой режим, охватывающий всё население Республики Дагестан» [9, с. 75]. Обосновывается это тем, что ст. 5 Конституции Республики Дагестан устанавливает: «Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития культурных и исторических традиций народов Дагестана». Поэтому, по мнению авторов, исторически обусловленное следование нормам обычного и религиозного права, функционирование традиционных судебных институтов должны быть отражены в Основном законе, и определены «конкретные правовые условия сохранения и развития культурных и исторических традиций народов Дагестана».
В 2016 году в Комитете гражданских инициатив состоялась презентация экспертного доклада «Северный Кавказ и современная модель демократического развития», в котором на основе полевых исследований, проведенных авторами в пяти республиках СКФО (Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии), рассмотрены проблемы развития Северного Кавказа в обеспечении верховенства права, конкуренции в политике, ненасильственных путей разрешения конфликтов. Авторы доклада пришли к выводу, что необходимо усиливать регулирующую роль российского законодательства на Северном Кавказе, при этом принимать во внимание, что на сегодняшний день так называемые «альтернативные юрисдикции», по сути, противостоят не российскому законодательству, а тем неформальным практикам, которые поддерживает местная элита. Авторы доклада показывают, что «обе крайние позиции относительно перспектив исламского права (шариата) на Северном Кавказе - и требования безусловного запрета любого неформального использования шариата для урегулирования конфликтов, и предложения по его полной легализации - не учитывают сегодняшней специфики северокавказских регионов». Поэтому авторы считают, что в сложившихся условиях более предпочтительным является «промежуточный вариант, сохраняющий возможность обращения к шариатскому правосудию как неформальному механизму разрешения конфликтов, по обоюдному согласию сторон конфликта в рамках досудебной медиации, но не как к официально признаваемой государством юрисдикции» [10].
Таким образом, реальная практика развития общественных отношений показывает, что «обычное право и частично мусульманское право продолжают выполнять свои социальные функции у народов Северного Кавказа. Этим убедительно доказывается органичность этих систем для северокавказских народов и неприживаемость или весьма слабая приживаемость иных систем» [11, с. 23], которые государство пытается внедрить в общественную практику на Северном Кавказе на протяжении двух столетий.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Российская правовая система по сравнению с правовыми системами других государств по своему сложному федеративному составу достаточно специфична. Поэтому развитие ее элементов закономерно должно испытывать большее влияние историко-культурных факторов, «правовая система была открыта для восприятия и закрепления в официальном праве основных прогрессивных положений неофициальных регуляторов» [12, с. 19]. Правовая система России как многонационального и многоконфессионального государства при стремлении подстраиваться под зарубежные образцы лишается при этом важной составляющей не только своей национальной идентичности, но и социальной адекватности.
Подгонка российских правовых стандартов под западноевропейские стандарты романо-германского права не учитывает специфики российских регионов с традиционным укладом жизни народов с различными религиозными верованиями. В российской правовой системе возможно принятие решений в отдельных этнических и религиозных общинах в соответствии с их традиционными укладами, но с обозначением в региональном законодательстве отраслевых и процедурных ограничений.
Российской Федерации предстоит реализация различных правовых реформ на пути формирования правового государства, причем продвижение в сторону утверждения общепризнанных правовых ценностей будет долгим и непростым. Важно, чтобы эти ценности и концепции утверждались в согласии, а не вопреки ценностным ориентирам и традициям народной жизни. Иначе можно только прогнозировать усиление нигилистических по отношению к праву настроений в российском обществе.
Литература
1. Бекишиева С.Р. Влияние обычаев народов Дагестана на республиканское законодательство // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2008. -Вып. 2. - С. 15-19.
2. Гайдеров А.А. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России: автореф. дис. .. .канд. юр. н. - М., 2002. - С. 3.
3. Файнберг М.М. Модернизация правовой системы Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юр. н. - Краснодар, 2008. - С. 15.
4. Мусаева А.Г. Становление института судебной власти в Дагестане во второй половине XIX - начала XX века // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17095.
5. Мусаева А.Г. Правовые реформы в Дагестане во второй половине XIX века // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17936.
6. Агакеримова Ч.А. Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юр. н. - Краснодар, 2008.
7. Курбанов Р. По закону Божьему // Настоящее время. - 2012. -№ 8 (227).-С. 8.
8. Бекишиева С.Р. Общественное правосудие как элемент гражданского общест-
ва // Юридический вестник ДГУ. - 2014. - № 4. - С. 12-15.
9. Ливеровский А.А., Рудская М.В. Истоки федеративных отношений как элементы конституционной культуры Дагестана // Юридический вестник. ДГУ- 2013. - № 4. -С. 73-75.
10. Стародубровская И., Казенин К. Северный Кавказ и современная модель демократического развития // https://komitetgi.ru/analytics/2774/.
11. Шапсугов Д.Ю. Обеспечение органичности государственно-правового развития народов в процессе модернизации российского государства и права // Юридический вестник. ДГУ - 2012. - № 3. - С. 17-24.
12. Бекишиева С.Р. К вопросу о влиянии гражданского общества на правовую систему // Юридический вестник ДГУ. - 2012. - № 4. - С. 18-21.
Поступила в редакцию 7 декабря 2015 г.
UDC 94(470.6): 340.01
Cultural and historical factors in the development of the legal system of Russia
A.A. Bekishiyev, M.A. Mirzayev
Dagestan State Pedagogical University; Russia, 367003, Makhachkala, Yaragsky st., 57; bekishiev.abibula@mail.ru;
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; mir-zaev47@mail.ru
The object of the research is to study the legal system of Russia which is in the process of active dynamicsin the last two decades. The historical and social-culturalpeculiarities are reflected in its development. The influence of cultural and historical factors on the legal system of modern Russia as multinational and multi-religious state is caused by the need to reflect the spiritualfoundations and traditions of the peoples inhabiting the country territory. The research ofcultural and historical factors influence on Russian legal system gives a chance to define its place in a world typology of legal systems, and its role in the development of Russian.
The authors conclude that the legal system of Russia as a multinational and multi-confessional state tends to adapt to the foreign samples deprived of an important part of not only their national identity, but social adequacy as well. The fit of the Russian legal standards to Western standards of Romano-Germanic law does not take into account the specifics of the Russian regions with the traditional way of life and with different religious beliefs. The Russian legal system is possible to make decisions in certain ethnic and religious communities in accordance with their traditional way of life, but with the designation of a regional legislative branch and procedural constraints.
Keywords: legal system, cultural and historical factors, religion, folk customs, legal traditions, reconciliatory justice, legal heritage.
Received 7 December, 2015