Научная статья на тему 'Культурно-аксиологические практики в контексте туристского процесса'

Культурно-аксиологические практики в контексте туристского процесса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
445
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / КОНФЛИКТЫ В ТУРИЗМЕ / АКСИОЛОГИЯ ТУРИЗМА / КУЛЬТУРНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / CULTURAL TOURISM / THE CONFLICTS IN TOURISM / AXIOLOGY OF TOURISM / CULTURAL AND AXIOLOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солопов Олег Викторович

Статья посвящена рассмотрению культурно-аксеологических практик туризма через выявление ценностных конфликтов, возникающих при организации туристского процесса по всему миру. Выявляются основные ценностные установки субъектов туристского процесса на основании системы иерархии ценностей М. Шелера. Анализируются конфликтные ситуации, с которыми сталкиваются участники туристского процесса. На основе различных ценностных установок участников туристского процесса моделируются конфликтные ситуации и варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND AXIOLOGICAL PRACTICES IN TOURISM DEVELOPMENT

The article considers cultural and environmental tourism practices through the identification of the conflicts of values that arise in the organization of tourism development around the world. The author identifies the main value orientations of members of tourism development on the basis of the hierarchy of values of Scheler. The author analyzes the situations of conflicts of values faced by members of tourism development. The author simulates the conflict situations and options of their solutions.

Текст научной работы на тему «Культурно-аксиологические практики в контексте туристского процесса»

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

О. В. Солопов

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

КУЛЬТУРНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ

ТУРИСТСКОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена рассмотрению культурно-аксеологических практик туризма через выявление ценностных конфликтов, возникающих при организации туристского процесса по всему миру. Выявляются основные ценностные установки субъектов туристского процесса на основании системы иерархии ценностей М. Шелера. Анализируются конфликтные ситуации, с которыми сталкиваются участники туристского процесса. На основе различных ценностных установок участников туристского процесса моделируются конфликтные ситуации и варианты их решения.

Ключевые слова: культурный туризм, конфликты в туризме, аксиология туризма, культурно-аксиологическая практика.

O. V. Solopov

TSPU (Tula, Russia)

CULTURAL AND AXIOLOGICAL PRACTICES IN TOURISM DEVELOPMENT

The article considers cultural and environmental tourism practices through the identification of the conflicts of values that arise in the organization of tourism development around the world. The author identifies the main value orientations of members of tourism development on the basis of the hierarchy of values of Scheler. The author analyzes the situations of conflicts of values faced by members of tourism development. The author simulates the conflict situations and options of their solutions.

Keywords: cultural tourism, the conflicts in tourism, axiology of tourism, cultural and axiological practice.

Туризм является быстро развивающейся индустрией, прочно «вплетающейся» в общественную жизнь и охватывающей самые различные социальные слои. Развитие туризма является одним из важнейших направлений государственной политики: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются стратегии и программы развития культуры и туризма, стимулируется образование в данной сфере, на государственных каналах выходят документальные фильмы, демонстрирующие туристский потенциал нашей страны. В этой связи туризм предстает как культурноаксиологическая практика, т.е. ценностно-значимой и одной из наиболее актуальных сфер культурного развития современной России, как практическое средство культурных коммуникаций и ценностного обмена.

Институциональный характер туризма, обусловленный большим количеством субъектов вовлеченных в данную отрасль, требует четкого правового и морального регулирования. В связи с этим Всемирной

50

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

туристской организацией и был принят «Глобальный этический кодекс туризма», содержащий основные принципы моральной регуляции туризма, охватывающие всех субъектов туристского процесса [4].

На основе анализа данного кодекса мы выделяем субъектов туристского процесса, предстающих как в форме физических лиц, так и в форме общественно-значимых институтов. К первым относятся: 1) туристы; 2) работники, задействованные в туристской сфере; 3) граждане страны (местные жители), проживающие на территории туристской дестинации (туристского центра). Ко вторым: 4) органы государственной власти; 5) хозяйствующие субъекты на рынке туристских услуг; 6) исследовательские организации; 7) учреждения культуры; 8) образовательные учреждения; 9) средства массовой информации (далее - СМИ) [8].

Вполне очевидно, что каждый из упомянутых субъектов имеет свои ценностные ориентации и преследует собственные цели [7]. Также очевидно, что различные ценностные ориентации субъектов лежат в основе культурных конфликтов.

Определяя иерархию ценностей в туристском процессе, за методологическую основу мы берем иерархию ценностей Макса Шелера [9], который выделяет: 1) ценности приятного и неприятного (ценности,

основанные на чувственном восприятии удовольствия и страдания); 2) витальные ценности (ценности чувства жизни, хорошее и дурное, благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь, слабость и сила, материальные ценности); 3) духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, познание истины, культурные ценности); 4) высшие ценности божественности и святости ^чувство любви, чистые личностные типы героя, святого, гения и чистые типы видов сообществ, такие как правовое сообщество, жизненное сообщество, культурное сообщество, сообщество любви) [7].

Остановимся подробнее на характере соотношения иерархии ценностей и субъектов туристского процесса.

Туристы и местные жители относятся к наиболее свободной категории субъектов в отношении выбора ценностных установок при решении конфликтных и противоречивых ситуаций, поскольку подобный выбор является естественным правом каждого человека [3].

Наемные работники в сфере туризма, в отличие от предыдущей группы, автоматически принимают предложенные работодателем ценностные установки на периоды рабочего времени. Применительно к хозяйствующим субъектам туристского процесса и, как следствие, к наемным рабочим на первое место выдвигается материальные (витальные) ценности, т.е. материальное благополучие и прибыль [9].

51

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Ценностные основы институциональной деятельности туризма (исследовательские, образовательные и культурные учреждения), определяются, прежде всего, через духовные ценности.

Средства массовой информации определяют свою профессиональную деятельность посредством культурных ценностей, основываясь на главной профессиональной позиции СМИ о передаче правдивой, истинной информации.

Наконец, государственные органы и госслужащие должны руководствоваться ценностями чувства жизни, духовными ценностями, высшими ценностями. В частности, для России основными ценностями являются ценности чувства жизни, что следует из основ конституционного строя [5].

Противоречия, возникающие между указанными субъектами, являются определяющими факторами развития культурной коммуникации и ценностного обмена в мире. Поэтому, рассмотрим подробнее ценностные конфликты, возникающие у субъектов туристского процесса.

В работе польских исследователей Каролины Бажковска, Евы Малчрович-Моско «Этические дилеммы культурного туризма» («Ethical Dilemmas of Cultural Tourism») [10], выделены конфликты, связанные с проблемами, возникающими в туристском процессе в связи с культурными противоречиями в рамках национальных традиций и обычаев. В нашем исследовании эти противоречия представлены в форме моделей ценностных конфликтов, имеющих трехчленную структуру, отражающую как конфликты между ценностными рядами, так и конфликты, возникающие в рамках одного ценностного ряда [2],[6].

Ценностный конфликт поведения туриста в стране другой культуры. Культура и традиции каждой страны или территории обладает своим исключительным многообразием. Приезд в другую страну, знакомство с иной культурой, ставит туриста перед ситуацией ценностного выбора поведения. Основная проблема: «Нормам какой культуры следовать?». Налицо столкновение духовных (культурных) ценностей. Варианты:

1. Во время путешествия туристу предпочтительнее придерживаться местных норм и правил.

2. Турист не обязан соблюдать нормы, поскольку находится на отдыхе, платит за своё путешествие и, в пределах закона, может руководствоваться общепринятыми правовыми нормами, не взирая на нормы морали и обычаи той страны, в которой он пребывает.

3. Туристу достаточно соблюдать общепринятые Международной туристской организацией нормы морали.

Ценностный конфликт хозяйствующих субъектов. Туризм -культурный феномен, так или иначе соприкасающийся со всеми сферами человеческой жизни, требующий огромного количества человеческих

52

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

ресурсов. Каждый работодатель, будь то туроператор, отель или транспортная компания сталкиваются с ситуацией выбора профессиональных требований, предъявляемых к сотрудникам. При этом, каждой

хозяйствующий субъект стремится к максимальному извлечению прибыли, при минимальных затратах, потому и сталкивается с проблемой: «Кого выгоднее нанимать на работу?» Конфликт ценностей благополучия. Варианты:

1. Нанимать на работу местных жителей, что обеспечит новые рабочие места и развитие местной экономики;

2. Нанимать на работу квалифицированные кадры из-за границы, т.к. местное население не всегда имеет необходимую подготовку.

3. Набирать персонал из-за границы, т.к. это более дешевая рабочая

сила.

Ценностный конфликт сохранения культурной идентичности.

Данный конфликт обусловлен разницей между национальными культурами, поэтому проблема восприятия традиций и обычаев иной цивилизации, например, европейской культуры, ставит перед местным населением проблему вбирания иди отрицания иных культурных традиций, обычаев и норм. В рамках данного конфликта в противоречие вступают витальные ценности (материальное благополучие) и духовные ценности (культурные традиции). Варианты:

1. Местные жители должны сохранять свою культурную идентичность совершенно независимо от появления туристов на их территории. Все туристские услуги должны оказываться в соответствии с традициями гостеприимства принимающей стороны, а не подстраиваться под мировые стандарты.

2. С появлением турпотока, местным жителям следует перестроить уклад своей жизни, чтобы иметь возможность оказывать услуги туристам в соответствии с мировыми стандартами, тем самым, увеличивая своё благосостояние.

3. Туризм вносит существенные изменения в жизнь и деятельность местного населения, но не изменяет основных правил и ценностных установок местных жителей. При общении с туристами, местным жителям следует усвоить определенные правила поведения и обхождения, выучить один или несколько международных языков, чтобы удовлетворять ожидания туристов в общении, но при этом не изменяя своего образа жизни, норм общения внутри своего этоса [1].

Ценностный конфликт презентации культуры местных жителей.

Отправляясь в чужую страну, каждый турист надеется, что путешествие окажется незабываемым, полным новых ощущений. Именно за впечатления он и готов платить деньги. Соответственно, задачами тур фирм и местных жителей, желающих обогатиться за счет туристов, является определение

53

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

потребностей туристов и обеспечение их, желаемыми впечатлениями. Поэтому и хозяйствующие субъекты, и местные жители стоят перед проблемой: «Каким образом лучше представить местную культуру

туристам?». В этом заключен конфликт ценностей благополучия и духовных (культурных) ценностей. Варианты:

1. Турист платит за то, чтобы увидеть подлинную культуру местных жителей, поэтому необходимо демонстрировать её такой, какая она есть в своей повседневности.

2. Турист платит за то, чтобы увидеть культуру местных жителей, которая не представляется ему достаточно интересной и привлекательной, и, как следствие, не сможет долго оставаться объектом туристского интереса. Следовательно, необходимо представлять культуру такой, какой она была на пике своего развития.

3. Турист платит за то, чтобы увидеть культуру, национальные традиции и обычаи местных жителей, следовательно, культуру следует представлять ему в том виде, в какой он хочет её видеть.

Ценностный конфликт средств массовой информации. Одной из важнейших проблем современной цивилизации является проблема обработки и передачи информации. Применительно к туризму данная проблема связана с деятельностью средств массовой информации, которые, будучи ретрансляторами культуры, по всему миру оказывают прямое влияния формирование имиджа туристских дестинаций. В связи с этим возникает проблема: «Каким образом следует представлять общественности

информацию о туристских дестинациях?». Конфликт ценностей

материального благополучия и духовных ценностей. Варианты:

1. СМИ должны предоставлять истинную информацию описывая положения дел в том или ином регионе, который может быть объектом туристского интереса.

2. Приезд в тот или иной регион туристов зависит от имиджа данной территории. Прекращение тур потока из-за плохого имиджа созданного СМИ может резко ухудшать экономическую ситуацию в регионе и соответственно ещё сильнее усугубить положение, поэтому СМИ должны быть очень осторожными и корректными, при вынесении оценочных суждений в отношении ситуации в стране, живущей за счет туристского бизнеса. СМИ не должны сообщать информацию, которая заведомо станет причиной уменьшения турпотока в регион, кроме случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности туристов.

3. СМИ должны стремиться представлять туристскую дестинацию в наиболее лучшем приукрашенном свете, чтобы количество турпотока росло за счет отличного имиджа. За что СМИ, естественно будет получать вознаграждение от тур фирм.

54

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Ценностный конфликт реконструкций в событийном туризме.

Одним из важнейших элементов современного туризма является культурная реконструкция, позволяющая туристам не только наблюдать какое либо историческое событие со стороны, но также принимать в нем активное участие. В реконструкции культурно-исторических событий могут быть заинтересованы многие участники туристского процесса: органы

государственной власти, под руководством которых устраивается данное событие; хозяйствующие субъекты; научно-исследовательские организации и образовательные учреждения, получившие заказ на разработку культурного проекта. Здесь материальные (витальные) и духовные ценности входят в противоречие. Проблема: «Какова должна быть степень соответствия реконструкции подлинным научно-доказанным фактам». Остановимся подробнее на реконструкции фестивалей и сражений.

I. Реконструкции культурно-массовых мероприятий.

1. Реконструкции любых культурно-исторических событий

(фестивалей) должны проводиться в четком соответствии традициям и научным данным, чтобы туристы могли в полной мере приобщиться к исконной культуре того или иного региона (территории).

2. В реконструкции события должна передаваться его исконную атмосфера, а не историческая точность, хотя событие и должно соответствовать оригиналу в должной мере. Событие не обязательно должно быть привязано к географии своего исконного происхождения, оно должно проводиться в удобном для туристов месте, в удобное время.

3. Для современной культуры характерна переоценка ценностей,

изменение взглядов на культуру. Реконструкция культурных мероприятий является лишь: основой для культурного творчества современной

цивилизации, когда форма прошлого заполняется новым современным содержанием; полной трансформацией культуры, синтезом прошлого и настоящего.

II. Реконструкция сражений.

1. Не должно быть культурных реконструкций войн и насилия, т.к. они носят безнравственный характер, а сражения и убийства сопряжены с традиционным для туризма весельем, что только развращает нравы туристов.

2. Реконструкция военных действий является лишь имитацией сражения, игрой, которая не оказывает каких либо серьезных влияний на характер, но позволяет участникам (туристам) лучше узнать обстоятельства произошедшей баталии.

3. Реконструкция военных действий плодотворно воздействует на нравы туристов, т.к. последние видя все ужасы войны проникаются чувством отвращения к насилию и сострадания к убитым и раненым.

Ценностный конфликт отношения к культурным памятникам. Культурные памятники, как образцы материальной культуры прошлого, в

55

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

настоящее время являются основой разработки туристского продукта. При этом, очень часто, для привлечения большего числа туристов, туроператоры устанавливают дополнительные сооружения возле памятника, что может «бросать тень» на его культурное значение. Также могут быть разные точки зрения, относительно того: «Кто и как должен заниматься восстановлением памятников, являющихся объектом туристского интереса?». Противоречие: духовные и материальные (витальные) ценности.

I. Взаимосвязь туристского процесса и процесса по восстановлению культурных памятников.

1. Туристский процесс должен быть основой восстановления и реконструкции всех культурных памятников. При этом, последние являются ценностью сами по себе независимо от вклада в развитие туризма.

2. Восстановление культурных памятников необходимо только в тех случаях, когда последние могут стать объектом туристского интереса, когда расходы на восстановление компенсируются за счет привлечения туристов, что принесет пользу и культуре, и предпринимателям.

3. Сохранение культурных памятников должно находиться в ведении органов государственной власти, осуществляться за счет бюджетных средств, пополняемых, в том числе, и за счет развития туризма.

II. Восстановление культурных памятников.

1. Культурные памятники должны отвечать ожиданиям туристов, поэтому допустимы неточности и нововведения при их реконструкции. Памятники являются основой туристского продукта и именно поэтому они должны восстанавливаться и сохраняться.

2. Памятники культуры важны для местного населения, их культурной самоидентификации, поэтому к ним не должно быть потребительского отношения со стороны тур фирм и туристов. Памятники представляют культурную ценность, которая снижается при неточностях и нововведениях в процессе восстановления.

3. В отношении культурных памятников необходимо достижение баланса интересов местных жителей, государства и туристов.

Ценностный конфликт поведения в религиозном туризме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещение религиозных центров, памятников религиозной культуры, а также действующих религиозных объектов, ставит туристов перед выбором: «Как себя вести при посещении религиозных объектов иной конфессии?». Ценности приятного и неприятного, духовные ценности и высшие ценности могут вступать в противоречие друг с другом. Например, когда верующий испытывает удовлетворение от чувства гордости и уверенности в истинности своей религии, есть несколько путей, по которым он может пойти по отношению к чужим религиям.

56

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

1. Туристы, будучи приверженцами одной конфессии, во время посещения религиозных центров другой религии, не обязаны вести себя соответствии с предписаниями последней.

2. Туристы являются гостями на территории принимающей стороны, поэтому независимо от своей религиозной принадлежности, должны соблюдать все предписанные нормы при посещении религиозных памятников.

3. Туристы должны в определенной степени соблюдать обычаи и нормы чужой религии при посещении религиозных мест, до тех пор, пока выполнение этих норм не войдет в прямое противоречие с его религиозными убеждениями или предписаниями его религии.

Ценностный конфликт коммерции вблизи религиозных памятников. Места рядом с религиозными объектами или даже внутри религиозных объектов зачастую становятся коммерческими точками сбыта всевозможных товаров. И здесь хозяйствующие субъекты или местные жители, сбывающие продукцию туристам, сталкиваются со следующим вопросом: «Какова степень допустимости торговли вблизи или внутри религиозных объектов?». Здесь сталкиваются материальные (витальные), духовные и высшие ценности. Варианты:

1. Торговля религиозными сувенирами и всевозможной утварью недопустима, поскольку противоречит самому духу религии, не просто ставящей духовные и высшие ценности выше материальных, но зачастую совсем нивелирующей значение последних.

2. Коммерческая деятельность вблизи религиозных памятников допустима, но только для представителей религиозной организации данной конфессии, для самообеспечения.

3. Возле религиозных памятников обязательно должны находиться точки реализации религиозных сувениров для удобства туристов. Это также может быть очень прибыльным для местных жителей и как следствие для экономики страны тоже.

Ценностный конфликт отношения к туризму связанному со смертью (танатотуризм). Многие общества на протяжении всей истории накладывают на тему смерти табу. Однако с развитием туризма всё больше и больше людей стремятся посещать места связанные со смертью, что естественно может вызывать массу противоречий с различных сторон, у различных субъектов туристского процесса. При этом в конфликт могут вступать все четыре обозначенных ряда ценностей. Проблема: «Как относиться к туризму целью которого является знакомство с местами смерти?». Варианты:

1. Место, на котором произошла смерть одного или нескольких человек, или территория, на которой производились массовые убийства, не должны быть использованы в качестве объектов туристского интереса,

57

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

поскольку это оскорбляет память умерших и чувства их наследников, в особенности когда посещение данных мест связано с постоянным фотографированием на фоне захоронений.

2. Использование мест смерти для организации туризма допустимо только в том случае, если знакомство с данной территорией связано у туриста с рефлексией, чувством глубокого уважения к умершим, со стремлением к сопереживанию и пониманию смысла своей жизни.

3. Смерть является неотъемлемой частью жизни, поэтому неудивительно, что многие люди стремятся увидеть места, связанные со смертью (в особенности с массовой смертью людей). Подобный спрос естественно рождает соответствующее предложение, поэтому необходимо обязательно воспользоваться данными туристскими ресурсами для создания туристских продуктов. Это является важной основой для экономического развития страны.

Ценностный конфликт трущобного туризма. Трущобный туризм -современное явление, связанное с желанием обеспеченных людей познакомиться с жизнью нищих. «Допустим ли трущобный туризм?», - одна из проблем морального выбора туристов, органов государственной власти и хозяйствующих субъектов поощряющих данный вид путешествий. При ответе на данный вопрос возникают конфликты между всеми рядами ценностей. Варианты:

1. Трущобный туризм является оправданным в том случае, если туристы стремятся увидеть людей находящихся в тяжелом материальном положении, на низком социальном уровне для того, чтобы проникнуться их жизнью и оказать им материальную поддержку.

2. Трущобный туризм необходим в странах с населением, находящимся в тяжелом материальном положении, если большая часть средств от трущобного туризма будет направляться в местные благотворительные организации.

3. Трущобный туризм не допустим, поскольку объектами туристского интереса являются сами люди, что нарушает их естественное право на частную жизнь.

Ценностный конфликт секс-туризма. Положения Глобального этического кодекса туризма выражают отрицательное отношение к секстуризму. Тем не менее, существует спрос, следовательно, существуют и предложения. Основными субъектами данного конфликта выступают туристы (спрос), хозяйствующие субъекты и местные жители (предложение). Проблема: «Допустим ли секс-туризм?». В данном случае в противоречие вступают три ряда ценностей: ценности приятного и неприятного, витальные ценности и духовные ценности. Варианты:

58

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

1. Секс-туризм является безнравственной формой организации путешествий сопряженный с большим количеством негативных факторов, как для туристов, так и для всей культуры принимающего туристов общества.

2. Несмотря на всю аморальность секс-туризма, данный вид путешествий должен допускаться, поскольку связан с личным выбором, как самого туриста, так и принимающей его стороны, за исключением случаев прямого нарушения законов и ущемления прав и законных интересов людей.

3. В определенных случаях секс-туризм вполне допустим, поскольку сам секс за деньги в некоторых обществах не является аморальным. Поэтому бизнес, основанный на такой специфической «услуге», может быть вполне оправдан, в особенности, когда связан с доходами компаний.

Разумеется, представленные ценностные конфликты не исчерпывают все сложности и противоречия туристского процесса.

Выводы: Туризм, как культурно-аксиологическая практика,

определяется ценностными установками и моральными нормами,

способствующими поведенческой регуляции человека. Профессиональные ценности и нормы туризма регламентируются такими документами как «Всеобщая декларация прав человека» и «Глобальный этический кодекс туризма», которые определяют основные поведенческие доминанты, ценности и нормы поведения человека, попадающего в другой, отличный от его этоса, культурный ареал. В данной статье мы показали культурные конфликты, которые возникают в туризме. Бесконфликтный выбор поведения зависит не только от культурного уровня туриста и местного жителя как субъекта туризма, но и от институциональной профессиональной культуры хозяйствующих субъектов туризма и государственной власти.

Литература

1. Бакштановский В.И. Этос / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 600-601. [Bakshtanovskij V.I. Jetos / V.I. Bakshtanovskij, Ju.V. Sogomonov // Jetika: Jenciklopedicheskij slovar' / pod red. R.G. Apresjana i A.A. Gusejnova. M.: Gardariki, 2001. Р. 600-601. (In Russ.)]

2. Гусейнов А.А. Прикладная этика / А.А. Гусейнов // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 389-391.[ Gusejnov A.A. Prikladnaja jetika / A.A. Gusejnov // Jetika: jenciklopedicheskij slovar' / pod red. R. G. Apresjana i A. A. Gusejnova. M.: Gardariki, 2001. Р. 389-391. (In Russ.)]

3. Всеобщая декларация прав человека: [принята Генеральной

Ассамблеей ООН 10.12.1948] // Российская газета. 1995. 5 апр. (№ 67); То же [Электронный ресурс] // Max-Plank-Institute : [официальный сайт]. URL: http://www.mpil.de/files/pdf2/vseobtschschaia deklaracija prav cheloveka.pdf

59

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

(Дата обращения: 20.10.2015). [Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka: [prinjata General'noj Assambleej OON 10.12.1948] // Rossijskaja gazeta. 1995. 5 apr. (№ 67); To zhe [Jelektronnyj resurs] // Max-Plank-Institute : [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.mpil.de/files/pdf2/vseobtschschaia deklaracija prav cheloveka.pdf (Data obrashhenija: 20.10.2015). (In Russ.)]

4. Глобальный этический кодекс туризма [Электронный ресурс] //

Организация Объединенных Наций : официальный сайт. URL:

http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/tourism.pdf (Дата

обращения: 20.10.2015). [Global'nyj jeticheskij kodeks turizma [Jelektronnyj resurs] // Organizacija Ob#edinennyh Nacij : oficial'nyj sajt. URL:

http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/tourism.pdf (Data

obrashhenija: 20.10.2015). (In Russ.)]

5. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным

голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание

законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. [Konstitucija Rossijskoj Federacii: [prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 : s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ] // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. Ct. 4398. (In Russ.)]

6. Назарова Ю.В. Ситуационный анализ как метод разрешения конфликтов в сфере профессиональной этики / Ю.В. Назарова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-4. С. 162-164; То же [Электронный ресурс]. URL:

http://elibrary.ru/download/79827401.pdf (Дата обращения: 20.10.2015)

[Nazarova, Ju.V. Situacionnyj analiz kak metod razreshenija konfliktov v sfere professional'noj jetiki / Ju.V. Nazarova // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. 2015. № 7-4. S. 162-164; To zhe [Jelektronnyj resurs]. URL: http://elibrary.ru/download/79827401.pdf (Data obrashhenija: 20.10.2015) (In Russ.)]

7. Солопов О.В. Философское значение культурного туризма

[Электронный ресурс] / О.В. Солопов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 2 (14). С. 79-86. URL:

http://elibrarv.ru/download/90073525.pdf (Дата обращения: 20.10.2015)

[Solopov, O.V. Filosofskoe znachenie kul'turnogo turizma [Jelektronnyj resurs] / O.V. Solopov // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2015. № 2 (14). Р. 79-86. URL: http://elibrarv■ru/download/90073525■pdf (Data obrashhenija: 20.10.2015) (In Russ.)]

8. Солопов О.В. Этические основания развития института туризма в

России [Электронный ресурс] / О.В. Солопов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 1 (13). С. 73-83; URL:

60

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

http://elibrarv.ru/download/99767587.pdf (Дата обращения: 20.10.2015) [Solopov

O.V. Jeticheskie osnovanija razvitija instituta turizma v Rossii [Jelektronnyj resurs] / O.V. Solopov // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2015. № 1 (13). Р. 73-83; URL: http://elibrary.ru/download/99767587.pdf (Data obrashhenija: 20.10.2015) (In Russ.)]

9. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей» мыслитель выделяет несколько рядов ценностей // Избранные труды / М. Шелер. М.: Гнозис, 1994. С. 259-333. [Sheler M. Formalizm v jetike i material'naja jetika cennostej» myslitel' vydeljaet neskol'ko rjadov cennostej // Izbrannye trudy / M. Sheler. M.: Gnozis, 1994. P. 259-333. (In Russ.)]

10. Buczkowska K. Ethical Dilemmas of Cultural Tourism [Electronic

resource] / K. Buczkowska ; E. Malchrowicz-Mosko // Turystyka Kulturowa. 2012. № 12. URL: http://turystykakulturowa.org/pdf/2012 12 03EN.pdf (Дата

обращения: 20.10.2015)

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.