УДК 008:379.85
Назаров Владимир Николаевич
Nazarov Vladimir Nikolayevich
доктор философских наук, профессор, профессор-консультант кафедры философии и культурологии
Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
Солопов Олег Викторович
D.Phil. in Philosophy, Professor, Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University
Solopov Oleg Viktorovich
кандидат философских наук, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике при кафедре философии и культурологии
Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ) [1]
PhD in Philosophy, Junior Research Assistant, Research Laboratory for Sociology, Cultural Tourism and Applied Ethics, Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University
THE MAIN FACTORS OF CULTURAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN REGIONS (CASE STUDY OF THE TULA REGION) [1]
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению факторов, влияющих на развитие культурного туризма в Тульском регионе. В качестве основных факторов выделяются: культурное наследие области, современная российская культура, глобальная культура, ценностные ориентации туристов, брен-динг и реклама, трудовые ресурсы, кластерный подход развития туризма в регионах России, туристская этика.
Ключевые слова:
культурный туризм, факторы развития туризма, Тульская область, региональное развитие.
Summary:
The article considers the factors influencing development of cultural tourism in the Tula region. The authors believe the main factors are: the cultural heritage of the region, the modern Russian culture, the global culture, the value systems of tourists, branding and advertising, workforce, cluster approach to tourism development in the Russian regions, tourism ethics.
Keywords:
cultural tourism, factors of tourism development, Tula Region, regional development.
Культурный туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации. Перед Тульской областью, как и перед другими регионами, стоит задача по созданию развитой туристской дестинации на своей территории. На данный процесс влияют различные внутренние и внешние факторы развития региона. Остановимся подробнее на каждом из них.
1. Культурное наследие является одним из основных факторов развития культурного туризма в России, поскольку именно знакомство с культурой прошлого является основной мотивирующей силой, заставляющей туристов посещать те или иные культурные объекты. Культурное наследие Тульской области позволяет развивать такие направления культурного туризма, как: литературный [2], событийный [3], школьный [4], эзотерический [5], культурно-индустриальный [6], культурно-исторический [7], культурно-экологический [8], ностальгический [9], промысловый [10].
2. Современная российская культура. За последние годы в России стало проводиться большое количество новых культурных мероприятий, открылось множество новых культурно-туристских объектов, либо стилизованных под традиционные для России культурные течения, либо презентующих современные произведения науки и искусства. Примерами оригинальных культурно-туристских объектов Европейской части России могут стать культурные центры «Этномир» в Калужской области (http://ethnomir.ru/) и «Кудыкина Гора» в Липецкой области (http://kudikina-gora.org/). В Тульской области тематические парки подобного рода пока отсутствуют, что не способствует повышению уровня туристской привлекательности региона.
3. Инфраструктурный фактор (или фактор глобальной культуры). Мировая практика развития туризма (как на Западе, так и на Востоке) задает определенные стандарты развития культурного туризма в России. Это означает, что развитие культурного туризма в Тульской области невозможно в отсутствие в дестинации таких обязательных элементов туристского процесса, как: качественная транспортная инфраструктура, гостеприимное отношение местного населения
к туристам, владение работников туристской сферы иностранными языками и навыками коммуникации, маршрутизация региона, низкий уровень преступности (прежде всего по отношению к иностранцам), привлекательные культурные объекты, отвечающие вкусам людей, регулярно осуществляющих туристические поездки.
4. Ценностные ориентации туристов. У каждого туриста есть своя система ценностей, которая является его основной мотивирующей силой, в том числе и в выборе досуга. Определяя направление своего путешествия, каждый турист руководствуется данной системой, предпочитая культурный, экологический, развлекательный или иной вид туризма в качестве цели своего путешествия. Разумеется, данный фактор не может быть не учтен при стратегическом планировании развития культурного туризма в регионах. Определяя приоритетный туристский сегмент, Тульская область как регион с богатым культурным наследием должна ориентироваться прежде всего на культурные и духовные ценности туристов при разработке программ развития туризма и проектировании объектов туристского интереса.
5. Брендинг и реклама. Развитие культурного туризма в Тульском регионе невозможно без проведения масштабной брендинговой политики государственными органами и грамотной рекламной кампании туристскими предприятиями. Для этого должны быть определены конкретные объекты туристского интереса, на которых государство и бизнес-сообщество планируют развивать культурный туризм. Традиционно сложилось, что основными тульскими брендами считаются самовары, пряники, оружие - именно такой представляется Тула жителям других регионов России и зарубежных государств. В связи с этим одним из основных направлений культурной политики региона должна стать поддержка проектов, направленных на создание новых брендов, а также их популяризацию за пределами Тульской области.
6. Трудовые ресурсы. Для развития культурного туризма Тульскому региону нужны профессиональные экскурсоводы, аниматоры, водители, сотрудники средств размещения, а также иные специалисты, непосредственно контактирующие с туристами, обеспечивающие организацию их досуга. Тульский регион вполне располагает образовательными учреждениями (ТулГУ, ТГПУ им. Л.Н. Толстого), способными подготовить необходимые для развития туризма кадры. Однако количество выпускаемых специалистов по культуре и туризму в настоящее время невелико (в год всего несколько десятков человек), а уровень востребованности данных специалистов на региональном рынке труда по-прежнему остается невысоким.
7. Кластерный подход. Развитие туризма в России обеспечивается за счет создания в регионах туристских кластеров, представляющих собой организацию совместной работы государства, бизнеса и общества ради достижения общей цели [11]. В настоящее время в Тульской области можно наблюдать развитие туристского кластера через взаимодействие правительства региона, учреждений культуры, туроператоров, а также иных коммерческих организаций, занимающихся созданием объектов туристского интереса. Следует, однако, отметить недостаточную степень участия областных вузов в этом процессе, притом что научные работы региональных исследователей в области культуры и туризма носят не только теоретический, но и прикладной характер и должны учитываться при разработке стратегий и программ развития туризма.
8. Этический фактор. Достижение высокой посещаемости региона туристами как основного показателя, утвержденного в программе развития туризма, возможно только при высокой степени доверия иностранных туристов к России и в частности к Тульской области. Для этого на территории региона необходимо нормативное закрепление принципов туристской этики, принятых Всемирной туристской организацией. Данный фактор влияет на развитие туризма только в том случае, когда дестинация уже имеет определенную популярность среди туристов. На данный момент назрела необходимость разработки механизмов внедрения норм туристской этики среди организаций, входящих в туристский кластер Тульской области [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ключевыми для развития культурного туризма в регионах России выступают факторы культурного наследия регионов, современной российской и глобальной (мировой) культуры, в то время как остальные факторы из числа указанных выше выступают в качестве второстепенных и дополнительных по отношению к первым.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-13-71001.
2. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Литературный туризм в Тульской области: по следам Л.Н. Толстого // Духовное наследие Л.Н. Толстого в современных культурных дискурсах : материалы XXXV Междунар. Толст. чтений. Тула, 2016. С. 268-275.
3. Титкина А.А. Событийный туризм в Тульской области: анализ и перспективы развития // Инновационная наука. 2016. № 10-3. С. 203-207.
4. Полнова К.К. Проблемы и перспективы развития школьного туризма в Тульской области // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. № 7-8 (64-65). С. 31-36.
5. Солопов О.В., Солопова Н.Д. Перспективы развития эзотерического туризма в Тульской области // Инновационная наука. 2016. № 9 (21). С. 368-371.
6. Солопов О.В., Солопова Н.Д. Индустриальный туризм как фактор развития культурно-туристского потенциала Тульской области // Там же. С. 371-375.
7. Слобожанин А.В., Егорычева С.А. Развитие культурно-экологического туризма в Тульской области («Природа и культура Тульского края: путешествие сквозь века») // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10-2. С. 218-220.
8. Путина И.А. Перспективы развития культурно-исторического туризма в Тульской области (на примере разработки пешеходного туристского маршрута по городу Тула) // Символ науки. 2016. № 9-2. С. 184-190.
9. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Ностальгический туризм как одно из перспективных направлений этнокультурного туризма (на примере Тульской области) // Развитие туризма и туристской деятельности в России : материалы I Меж-дунар. науч.-практ. конф. (31 окт. 2016 г.). Н. Новгород, 2016. С. 39-64.
10. Селиверстова А.А. Культурные практики как фактор развития туризма в регионе (промыслы Тульского края: путешествие по живым традициям) // Новый университет. С. 26-30.
11. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 24. 16 июня. Ст. 3105.
12. Солопов О.В., Солопова Н.Д. Этические основы развития культурного туризма в Тульской области // Инновационная наука. 2016. № 9 (21). С. 217-220.