УДК 379.85(470.312)
Солопов Олег Викторович
кандидат философских наук, доцент кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ [1]
Solopov Oleg Viktorovich
PhD, Associate Professor, Department of Law, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
CULTURAL TOURISM AS A FACTOR OF EDUCATION DEVELOPMENT IN TULA OBLAST [1]
Аннотация:
Статья посвящена анализу возможностей внедрения элементов культурного туризма в образовательный процесс организаций среднего общего и среднего профессионального образования Тульской области. Показана специфическая роль культур-ного туризма в процессе развития регионального образования. Выявляется ряд учебных дисциплин, освоению которых может способствовать ту-ристско-экскурсионная деятельность, а именно: «История России», «Литература», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство (МХК)», «География», «Природоведение», «Биология», «Химия», «Физическая культура», «Общество-знание». Выявляются примерные объекты посещения, которые могут стать базой освоения указанных дисциплин на территории Тульской области. Обозначен ряд факторов, влияющих на внедрение культурного туризма в сферу образования Тульского региона. Показано, что введение культурного туризма в образование региона требует особой нормативной базы и формального закрепления туристских программ в образовательных программах школ и колледжей Тульской области.
Ключевые слова:
культурный туризм, образовательный туризм, школьный туризм, образование, непрерывное ту-ристско-краеведческое образование, образовательная программа, культурная политика, Тульская область.
Summary:
The purpose of this study is to analyze the possibilities of introducing cultural tourism elements to the academic process of secondary education and secondary vocational education institutions in Tula Oblast. The paper shows the specific role of cultural tourism during the regional education development. Tourism and excursions can facilitate mastering the courses in History of Russia, Literature, Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, Humanities (Global Art Culture), Geography, Nature Studies, Biology, Chemistry, Physical Education, and Social Studies. The research reveals the sample tourist attractions that can become a basis for grasping the abovementioned subjects in Tula Oblast. The paper identifies a number of factors that affect the introduction of cultural tourism to the education system of Tula region. The study reveals that its implementation in the regional education requires the particular legal framework and institutionalization of tourist programs in school and college curricula in Tula Oblast.
Keywords:
cultural tourism, educational tourism, school tourism, education, continuing local tourist education, curriculum, cultural policy, Tula Oblast.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации является развитие въездного и внутреннего туризма как мощного социально-экономического фактора. Тем не менее перед регионами, активно развивающими туризм, открываются не только экономические перспективы. Охватывая различные сферы деятельности людей, туризм как социальный институт может выступать важнейшим фактором развития образования в субъектах Российской Федерации. И прежде всего речь идет о культурном туризме и его ключевых, на наш взгляд, функциях, а именно образовательной и просветительской. Очевидным представляется тот факт, что усвоение учебного материала гораздо лучше происходит при непосредственном восприятии предмета изучения вместо опосредованного изучения учебной литературы. Так, например, посещение музея, предполагающее знакомство с произведениями искусства, либо иного культурного объекта позволяет школьникам гораздо глубже вникнуть в предмет, чем при просмотре иллюстраций тех же произведений в учебнике. Так, А.А. Хохлов отмечает, что «в ходе развития познавательного интереса у школьников при изучении материальных памятников истории и культуры формируется мировоззрение», что в свою очередь влияет на формирование и развитие образовательных потребностей учащихся [2]. К тому же культурный туризм как совокупность досуговых мероприятий призван обеспечить позитивный эмоциональный настрой учащихся на восприятие новой информации от конкретного преподавателя, т. е. настрой, который зачастую отсутствует на аудиторных занятиях. В связи с этим нам представляется необходимым включение культурного туризма в образовательный процесс на уровне образовательных программ школ и организаций среднего профессионального образования (далее - ОСПО). Подобная
инновация призвана способствовать: повышению уровня образования учащихся школ и ОСПО; формированию новых компетенций педагогов; увеличению туристского потока внутреннего туризма в регионе; росту прибыли организаций, задействованных в туристском процессе.
Здесь речь идет о внедрении регионального туристского компонента в образование, когда преподаватель той или иной дисциплины осуществляет с учащимися туристические поездки по различным объектам культуры или учреждениям, проводит учебное занятие на базе объекта посещения, который напрямую связан с конкретной темой в рамках освоения дисциплины. Подобные занятия прежде всего должны формировать у учащихся: 1) углубленные представления об изучаемом предмете; 2) общие представления о деятельности организаций, на территориях которых проводятся учебные занятия; 3) навыки по организации туристско-экскурсионной деятельности.
Эффективность применения туризма в образовательном процессе подтверждается опытом зарубежных коллег. Так, в трудах Г.М. Шаяхметовой разработана «комплексная воспитательная система формирования личности школьников на основе использования средств туризма и краеведения», представлены «организационно-педагогические условия сопровождения системы непрерывного туристско-краеведческого образования» в Республике Казахстан [3]. Австралийские ученые Т. Питман, С. Брумхол, Д. МакЭвон и Э. Маджоча, напротив, делают акцент на значимости применения туристского элемента в рамках организации образовательного процесса у взрослых, а не у школьников, однако замечают, что «образовательный туризм может предполагать множество видов образовательного опыта: от ознакомительных туров и туров профессионального развития до участия в академических исследовательских программах, таких как археологические раскопки и экологические полевые работы» для людей школьного, университетского и зрелого возрастов [4]. В работах российских исследователей также можно проследить направленность на сближение таких общественных институтов, как образование и туризм, связанную с введением ФГОС и реализацией Основ государственной культурной политики [5].
На примере культурно-туристского потенциала Тульской области рассмотрим возможность внедрения подобной инновации в образовательный процесс. Культурно-образовательный туризм предстает весьма перспективным направлением в плане изучения прикладных аспектов как естественно-научных, так и гуманитарных дисциплин. Например, в контексте посещения научно-практических форумов, на которых представлены проекты из области инновационных технологий, предлагается возможность интерактивного использования данных технологий, представлены достижения прикладных направлений физики, химии, биологии, когда учащиеся могут непосредственно следить за ходом научного эксперимента.
Еще большее значение культурный туризм приобретает в освоении гуманитарных дисциплин, когда учащиеся могут знакомиться с культурными ценностями своего региона. Применительно к Тульской области возможно включение туристических поездок в рамках преподавания следующих дисциплин, указанных в ФГОС начального [6], основного общего [7] и среднего общего [8] образования: 1) «История России»; 2) «Литература»; 3) «Основы религиозных культур и светской этики»; 4) «Искусство (МХК)»; 5) «География»; 6) «Природоведение»; 7) «Биология»; 8) «Химия»; 9) «Физическая культура»; 10) «Обществознание».
В рамках освоения курса истории тульские школьники должны будут посещать: Тульский кремль, Куликово поле, Историко-мемориальный музей Демидовых, музейно-выставочный центр «Тульские древности», Тульский государственный музей оружия, места нахождения древних городищ (Ишутинское, Супрутское, Сатинское).
Изучению литературы будет способствовать посещение мест жизни, творчества и памяти знаменитых писателей, таких как Л.Н. Толстой, Г.И. Успенский, В.В. Вересаев, И.А. Бунин и др., а также локаций, описанных в их произведениях, например «Бежин луг» И.С. Тургенева.
В рамках освоения курса «Основ религиозных культур и светской этики» предполагается посещение собственно религиозных объектов (храмов, монастырей, святых источников, пустыней) и объектов, связанных с жизнью выдающихся тульских религиозных философов, таких как Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, А.Т. Болотов и др.
Изучение искусства будет связано с посещением таких объектов, как: 1) Тульский государственный академический театр драмы, Тульский областной театр юного зрителя, Тульский государственный театр кукол, Тульский камерный драматический театр, театр «Эрмитаж» - театральное искусство; 2) Городской концертный зал, Тульская областная филармония - музыкальное искусство; 3) Тульский областной художественный музей, Музей П.Н. Крылова, Выставочный зал, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова - живопись; 4) музей кондитерской фабрики «Старая Тула», Музей международного пряника в Туле, Мемориальный музей имени Н.И. Белобородова, Центр традиционной тульской керамики, музей «Тульские самовары», Музей филимоновской игрушки, фабрика-музей «Старые традиции» (город Белёв) - народные промыслы.
Занятия по природоведению и в дальнейшем географии можно объединить прежде всего с посещением Тульского областного краеведческого музея, а в дальнейшем: 1) основных водоемов области - рек (Упа, Дон, Ока), прудов, водохранилищ; 2) пещер (Араповские) и каменоломен (Гурьевские); 3) культурных ландшафтов (Голубые озера).
Освоение таких дисциплин, как «Биология» и «Химия», при помощи туристических поездок требует сотрудничества и участия научно-исследовательских организаций и подразделений региональных университетов в организации подобных выездных школьных занятий. Так, научно-исследовательские лаборатории и центры ТГПУ им. Л.Н. Толстого и ТулГУ могут устраивать демонстрации проведения научных экспериментов для школьников.
Уроки обществознания также могут проводиться с использованием туристско-экскурсионных выездов. Это прежде всего предполагает содействие государственно-властных структур, от которых может потребоваться разрешение на проведение экскурсий на территории их подразделений. Так, узнать о структуре правительства Тульской области или о работе Тульской областной думы школьники могут во время экскурсии по зданию администрации Тульской области. Сюда же можно отнести посещение территорий правоохранительных органов (управления внутренних дел, судов, следственного комитета), управлений федеральных служб и органов социального обеспечения.
Возможность реализации подобного проекта в регионе зависит от ряда факторов, таких как: принятие министерством образования Тульской области положительного решения в отношении культурного туризма как формы осуществления учебного процесса и нормативное закрепление данного решения; содействие органов государственной власти в проведении экскурсий на территории их структурных подразделений, а именно выделение специальных кабинетов, сотрудников, времени; наличие у школ автобусов и водителей, обеспечивающих данные экскурсионные выезды, - пункт, который следует более подробно прописать в подпрограмме № 2 «Развитие общего образования Тульской области» государственной программы «Развитие образования Тульской области» [9]; включение подобных занятий в учебные планы и рабочие программы школ и ОСПО; разработка типовой программы организации туристского процесса в общем и профессиональном образовании; наличие договоров между школами и организациями, осуществляющими прием школьников на своей территории.
Таким образом, культурный туризм может выступать значимым элементом в структуре регионального образования. Тульская область обладает ресурсами, необходимыми для внедрения культурного туризма в образовательный процесс. Специфика подобного внедрения нуждается в дополнительной нормативно-правовой базе, а также формальном закреплении туристских элементов в образовательных программах школ и организаций среднего профессионального образования. Неотъемлемым элементом внедрения культурного туризма в образование является стремление региональных организаций к сотрудничеству с образовательными учреждениями.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-13-71001.
2. Хохлов А.А. Роль материальных памятников истории и культуры в развитии познавательного интереса у учащихся // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 1. С. 158-177.
3. Шаяхметова Г. М. Системный подход к воспитанию личности средствами туристско-краеведческой деятельности (дошкольный, школьный этапы) // Там же. С. 97-121.
4. Adult Learning in Educational Tourism / T. Pitman, S. Broomhall, J. McEwan, E. Majocha // Australian Journal of Adult Learning. 2010. Vol. 50, no. 2. P. 219-238.
5. Джичоная М.А. Культурно-познавательный туризм в деятельности педагогов дополнительного образования (введение новых ФГОС и принятие Основ государственной культурной политики) // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 118-121 ; Нечаев М.П. Организация туристско-краеведческой внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 1. С. 31-42 ; Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утв. ВС РФ 9 окт. 1992 г. № 3612-1 : ред. от 29 июля 2017 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. 19 нояб. Ст. 2615.
6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки России от 6 окт. 2009 г. № 373 : ред. от 31 дек. 2015 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 12. 22 марта.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897 // Там же. 2011. № 9. 28 февр.
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 // Российская газета. 2012. № 139. 21 июня.
9. Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие образования Тульской области» : постановление правительства Тульской области от 19 нояб. 2013 г. № 637 // Тульские известия. 2013. № 176. 28 нояб.