Научная статья на тему 'Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор)'

Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная память / мигранты / Татарстан / азербайджанцы / армяне / диаспора / интеграция. / cultural memory / migrants / Tatarstan / Azerbaijanis / Armenians / Diaspora / integration.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор)»

Овчинников А. В.1

КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ МИГРАНТОВ ТАТАРСТАНА (ПО МАТЕРИАЛАМ АРМЯНСКОЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИАСПОР)2

Ключевые слова: культурная память, мигранты, Татарстан, азербайджанцы, армяне, диаспора, интеграция.

Keywords: cultural memory, migrants, Tatarstan, Azerbaijanis, Armenians, Diaspora, integration.

Татарстан - расположенная в Среднем Поволжье одна из т.н. «национальных республик» в составе Российской Федерации. Официально регион позиционируется как территория межнационального и межконфессионального согласия. Население Татарстана в основном состоит из двух этнических групп - татар и русских. В региональных СМИ и властной риторике постоянно актуализируется дискурс добрососедских отношений внутри татаро-русского населения, и делаются небезуспешные попытки конструирования гражданской «татарстанской» идентичности. Представление о гражданской нации как этнической мозаике в целом характерно для современного российского государства.

Большую роль в формировании идентичности играет культурная память. В связи с этим вызывает определенный интерес опыт решения Татарстаном проблемы интеграции мигрантов в свое культурное пространство. Апробированные в регионе практики могли бы быть приняты во внимание и на общефедеральном уровне. Учитывая значительный объем имеющегося эмпирического материала, логично выбрать две этнические группы мигрантов, культурные характеристики которых имели бы определенные сходства с одной из главных региональных этнических групп, но в то же время отношения между государствами-«историческими родинами» мигрантов были бы не совсем однозначны. Этот подход позволит выявить образы символических границ, имманентно присутствующих в дихотомии «мигрант-местный». Преодоление этих символических границ, нахождение между ними «диффузных шлюзов» в виде общих праздников, памятных дат, событий и будет означать интеграцию мигрантов в общекультурное поле государства.

В Татарстане на роль таких «маркерных» этнических групп подходят армянская и азербайджанская диаспоры. Армяне - христиане, азербайджанцы - мусульмане, как, соответственно, русские и татары. Однако армяне, в отличие от русских, не православные, а христиане-григориане, азербайджанцы же, в отличие от татар, не сунниты, а в основном, шииты. Частью этнической идентичности армян и азербайджанцев, даже проживающих в диаспорах, стала память о незатухающем карабахском конфликте, являющемся причиной сложных государственных отношений между Арменией и Азербайджаном.

Численность азербайджанцев в Татарстане на начало 2015 г. составляла примерно 20 тыс. человек. Половина из них была гражданами России, а остальные имели временный вид на жительство. Работают азербайджанцы в сферах строительства, торговли, образования (учителя в школах и преподаватели в вузах)3. Проживают азербайджанцы во всех крупных городах Татарстана. Армян на начало 2015 г. в Татарстане насчитывалось порядка 7 тыс. человек. Их общины имеются как в Казани (3 тыс. чел), так и в других городах и поселках республики (в Набережных Челнах -2 тыс., в Альметьевске - 800 чел. и т.д.). Большая часть армян работает в строительстве, но среди них имеются юри-

4

сты, врачи, инженеры и т.д.

Проблеме налаживания диалога «поверх символических границ» в Татарстане уделяют большое внимание на высшем региональном уровне. Государственными органами конструируется официальный дискурс межнациональной гармонии, в который должны, по возможности, вписаться мигранты. Этот официальный дискурс подкреплен идеологическими, финансовыми и силовыми возможностями государства и потому является определяющим в символической интеграции мигрантов. Материальным воплощением такой политики является «Дом Дружбы народов» - созданная в 1999 г. региональными властями организация, стремящаяся инкорпорировать культурные объединения мигрантов. Нахождение этих объединений под эгидой «ДДнТ» неформально делает их «легальным». Через структуры ДДнТ местная власть ведет диалог с представителями мигрантов. В составе ДДнТ существуют национально-культурные автономии азербайджанцев и армян.

1 Овчинников Александр Викторович - к.и.н., н.с. Липецкого филиала Финансового университета, преподаватель Кафедры философии и социально-политических дисциплин Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова. Сфера научных интересов - проблемы изучения национализма, социально-культурная антропология, историография древней и средневековой истории Татарстана. E-mail: [email protected];

2 Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-20149 «Культурная память России в ситуации глобальных миграционных вызовов: конфликты репрезентаций, риски забвения, стратегии трансформации»).

3 «Адмирал» - это главная проблема азербайджанской диаспоры в Татарстане» (интервью председателя Азербайджанской национально-культурной автономии в Татарстане Субхана Камран оглы Ахадзаде), 14.04.2015. - https://realnoevremya.ru/ articles/4375

4 Михаил Хачатурян: «Со времен Волжской Булгарии армяне здесь жили и строили», 6.04.2015 // Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. - http://addnt.ru/mikhail-khachaturyan-so-vremen-volzhskojj

Институциализация азербайджанской диаспоры в Татарстане началась в 1988 г., когда группой проживавших в Казани вузовских преподавателей, аспирантов и студентов было создано объединение «Огуз». Его активистам удалось провести целый ряд мероприятий, связанных с тюркской культурой и историей. Они одними из первых в Татарстане начали отмечать общетюркский праздник «Навруз», в 1991 г. провели мероприятия, посвященные памяти средневекового философа и правителя Н. Гянджави и т.д. В 1994 г. «Огуз» официально преобразован в Общество дружбы «Татарстан-Азербайджан». В 1998 г. на его базе возникла Национально-культурная автономия азербайджанцев Казани1. Представительства Азербайджанской национально-культурной автономии Татарстана имеются во всех крупных городах региона - Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Чистополе.

На сегодняшний день (январь 2018 г.) азербайджанскую национально-культурную автономию возглавляет предприниматель Баширов Башир Тайяр оглы. Активисты автономии в целях налаживания культурного диалога активно используют образы общего с татарами тюркского прошлого (в дореволюционной России тюркское население территории современного Азербайджана именовалось «закавказскими татарами»). Так, в 2015 г. Казани был открыт памятник работавшему в Казани известному востоковеду А. Казем-Беку (1802-1870), которого в Баку официально считают азербайджанцем (еще в 2000 г. представителями азербайджанской диаспоры совместно с Казанским государственным университетом им. В.И. Ульянова-Ленина была организована посвященная А. Казем-Беку конференция). Руководители автономии официально обращались к Президенту Азербайджана с просьбой назвать одну из улиц Баку в честь татарского поэта Г.Тукая (1886-1913). В 2013 г. в Казани силами автономии был установлен мемориал тюркскому (азербайджанскому) революционеру, писателю и государственному деятелю Н. Нариманову (1870-1925)2. При это акцентировалось внимание на том, что именно Нариманов в свое время был лечащим врачом Тукая.

Стремясь утвердить представление о давнем присутствии азербайджанцев в Татарстане, активисты отмечают, что их сородичи еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. создали в Казанской губернии свое национальное общество. Его члены организовали издание сатирического журнала «Молла Насреддин». Современная же диаспора выпускает бесплатную газету «Азербайджан» (тираж до 1000 экз.). В газете рассказывается об истории и культуре Азербайджана, его традициях, в том числе и кулинарных3. Активисты азербайджанской диаспоры интересуются жизнью татарской общины на своей родине, сами же принимают участие в татарском народном празднике «Сабантуй». Кроме того, азербайджанцы участвуют в праздновании таких государственных праздников Татарстана как День Республики (30 августа), День родного языка (26 апреля - день рождения упоминавшегося выше татарского поэта Г.Тукая; необходимо отметить определенное сходство тюркских татарского и азербайджанского языков)4.

Сплачивающим праздником является и День Победы. Активисты диаспоры всячески подчеркивают общность этого праздника и нередко делают местному населению на 9 мая щедрые подарки. Например, в 2013, 2014 гг. азербайджанская диаспора организовала в Казани в ресторане «Давыл» чествование ветеранов Великой Отечественной войны (вне зависимости от национальности). Судя по видео, мероприятие прошло с размахом и на него были потрачены немалые средства5. О начале интеграции в общероссийское культурное пространство говорит факт празднования Дня народного единства 4 ноября.

Азербайджанцы-шииты, судя по доступным источникам, вполне комфортно чувствуют себя среди татар-суннитов. Они посещают суннитские мечети, вместе с суннитами организуют общемусульманские праздники. Например, Духовный голова азербайджанцев в Татарстане участвовал в проведенном в казанской мечети Марджани в январе 2014 г. праздничном мероприятии «Мовлуд ан Наби», посвященном дню рождения пророка Мухаммеда6.

Анализируя материалы культурной деятельности азербайджанской диаспоры в Татарстане нельзя не отметить очень сильные связи с исторической родиной. Официальный сайт азербайджанской национально-культурной автономии местами напоминает сайт посольства или консульства Азербайджана. Много публикаций рассказывает о бывшем Президенте Гейдаре Алиеве, его сыне, нынешнем президенте, Ильхаме Алиеве, его жене и т.д. Из 712 обработанных публикаций новостной ленты сайта, в 112 в заголовках упоминаются Алиевы. Азербайджанцы Татарстана празднуют не только мусульманские или народные (например, Навруз), но и официальные государственные праздники Азербайджана (например, День Национального спасения, 15 июня). Таким образом, культурная и этническая идентификация, по крайней мере, части татарстанских азербайджанцев связана не с российским, а другим, иностранным, государством, в том числе, и с его политическими идеологемами, что объективно затрудняет и замедляет интеграционные процессы. Наряду с этим, следует отметить почти полное отсутствие пропаганды внешней политики Азербайджана (только одна публикация на сайте посвящена карабахскому конфликту, неоднозначных высказываний в адрес Армении и армян нет). Можно предположить, что такая информационная политика - негласное требование татарстанских властей.

Армянская национально-культурная автономия в Татарстане ведет свои истоки с начала 1990-х гг. Именно тогда выпускник исторического факультета Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина

1 Об организации, 2015 // Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. - http://azr.addnt.ru/about/

2 «Адмирал» - это главная проблема азербайджанской диаспоры в Татарстане» (интервью председателя Азербайджанской национально-культурной автономии в Татарстане Субхана Камран оглы Ахадзаде), 14.04.2015. - https://realnoevremya.ru/articles/ 4375

3 Об организации, 2015 // Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. - http://azr.addnt.ru/about/

4 Там же.

5 Праздничное мероприятие в честь ветеранов в ресторане «Давыл» - 9 мая 2013. - https://www.youtube.com/watch?v= TtajyeIa5Zo

6 Мовлуд ан Наби, 9.1.2014 // Дом Дружбы народов Татарстана. - http://azr.addnt.ru/movlud-an-nabi/

М.Н. Хачатурян (приехавший в Казань в 1989 г.) вместе с единомышленниками основал общество армянской культуры «Луйс». Профессиональный историк Михаил Хачатурян пытается найти точки взаимодействия между армянами и местным населением в прошлом и сконструировать представление об исторической закономерности присутствия армян в Татарстане. Так, ему известно о наличии армянской колонии в г. Болгаре - одной из столиц Волжской Булгарии (Х-Х1У) - средневекового государства на территории Татарстана, в котором жили булгары - предки современных казанских татар. Хотя это и была купеческая колония, М. Хачатурян считает, что каменное строительство в Волжской Булгарии началось с прибытия туда армян. Он даже приписывает армянам культуртрегерскую роль: «До этого здесь знали шатры, а культуры камня не было». Конструируя исторический миф, М. Хачатурян проводит параллель между средневековым армянским населением региона и современным, которое, как указывалось выше, в основном, работает в сфере строительства.

Интересен сюжет об установке армянской часовни и поклонного креста (хачкара) в г. Болгар. Хачкар был установлен в октябре 2016 г., часовня открыта и освящена 8 мая 2017 г. на территории Свято-Авраамиевского храма. В мероприятии приняли участие активисты национально-культурной автономии армян РТ во главе с М.Хачатуряном и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. Объекты были построены за счет руководителя ООО Сувар «Б» Арутюна Багдасаряна2. С религиозно-канонической точки зрения эта ситуация необычна. Армянская григорианская церковь со стороны РПЦ официально не признается и считается еретической3. Строительство григорианских часовни и креста в пределах православного храма не вызвало возражений со стороны РПЦ, более того, её представители участвовали в их освящении. Судя по мониторингу сети «Интернет» только один анонимный житель г. Болгара негативно воспринял это событие. В его открытом письме содержались такие строки: «Данные события вводят в смущение и недоумение многих православных нашего городка. Теперь, осеняя себя крестным знамением и совершая поклоны, перед входом на территорию храма, прихожане невольно кланяются и армянскому храму»4. Историческим обоснованием строительства армянских святынь в г. Болгаре служил факт наличия здесь упоминавшейся выше средневековой армянской колонии.

Особо следует отметить, что с 2010 г. благодаря инициативе бывшего Президента Татарстана М. Шаймиева Болгар становится крупным культурным, религиозным и туристическим центром. Расположенные на Болгарском городище средневековые памятники позиционируются святынями татарского народа и сакральным центром татарского ислама. «Возрождение» болгарских памятников стало масштабным проектом, в котором были задействованы многие организации и трудовые коллективы Татарстана. Вовлеченность в «возрождение» Болгара армянской диаспоры говорит о желании участвовать в общереспубликанском деле. Строительство культовых объектов на «святой» для русских и татар земле свидетельствует о попытке найти собственную нишу не только в прошлом, но и настоящем Татарстана. В этом же заинтересованы и местные власти, «закрывшие глаза» на канонические противоречия в нахождении григорианской часовни и хачкара на территории православного храма, который сам, в свою очередь, находится в центре татарского ислама. Сигнал властей в данном случае очевиден - образы межнационального и межконфессионального согласия в республике конструируются, несмотря на формальные религиозно-схоластические расхождения. В этом отношении примечательно участие, впервые в истории, армянского фильма в фестивале мусульманского кино, который проходил в Казани в сентябре 2017 г.5

В начале 1990-х гг. между Казанью и Москвой был период сложных взаимоотношений, вызванных стремлением Татарстана к обретению суверенитета. 30 августа отмечался в Татарстане как день подписания Декларации о суверенитете. Постепенно, с укреплением вертикали власти, этот праздник получил название День Республики. Сегодня в Татарстане официально признаются и День Российского флага (22 августа) и День Республики (30 августа). Активисты армянской диаспоры, прекрасно зная подоплеку этих праздничных дат, стремятся учитывать нюансы отношений между Татарстаном и Федеральным Центром и принимать участие в соответствующих торжествах. Например, 23 августа 2017 г. армянские художники участвовали в проходившей в ДДнТ выставке художников Татарстана «Наш общий дом». Выставка была посвящена Дням Российского флага и Республики и являлась еще одним символическим свидетельством нормализации отношений между Казанью и Москвой. На одной из картин армянского художника была изображена Мэрия Казани с татарским народным орнаментом6.

Армянская диаспора Татарстана стремится найти общие точки соприкосновения не только с местной, но и с общероссийской историей. Так, в новостях на официальной странице национально-культурной автономии армян РТ

1 Михаил Хачатурян: «Со времен Волжской Булгарии армяне здесь жили и строили», 6.04.2015 // Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. - http://addnt.ru/mikhail-khachaturyan-so-vremen-volzhskojj

2 В Болгаре состоялось открытие армянской святыни - хачкара, 23.10.2016 // Новая жизнь. - http://spas-rt.ru/ru/the-news/item/12348-v-bolgare-sostoyalos-otkryitie-armyanskoy-svyatyini-%E2%80%93-hachkara.html; В Болгаре открылась армянская часовня, 8.05.2017. // Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. - http://arm.addnt.ru/v-bolgare-otkrylas-armyanskaya-chasovn/

3 Подробнее см.: В чем разница между православием и армянским христианством? 17.03.2010 // ПРАВОСЛАВИЕ.КИ. -http://www.pravoslavie.ru/38172.html

4 р.Б.Сергий. В г. Болгар (Татарстан) на территории православного храма открыли армянскую часовню, 22.06.2017 // Церковь и общество во времена апостасии. - https://antieres.wordpress.com/2017/06/22/gorod_bolgag_tatarstan_armianskaja_chasovnia_ na_territorii_pravoslavnogo_hrama/

5 Вакилова А. Впервые в фестивале мусульманского кино участвует фильм из Армении, 7.09.2017 // Дом Дружбы народов Татарстана. - http://arm.addnt.ru/vpervye-v-festivale-musulmanskogo-k/

6 Вакилова А. Работы армянских художников и мастеров представлены на выставке ко Дню Российского флага, 23.08.2017 // Дом Дружбы народов Татарстана. - http://arm.addnt.ru/raboty-armyanskikh-khudozhnikov-i-master/

11 публикаций посвящены художнику И.К. Айвазовскому (1817-1900), 8 - композитору А.И. Хачатуряну (19031978), 6 - маршалу И.Х. Баграмяну (1897-1982), 2 - авиаконструктору И.А. Микояну (1927-2016) и т.д. Общим праздником без оговорок позиционируется День Победы - 9 мая. Представители диаспоры активно участвуют в праздничных мероприятиях, в том числе акции «Бессмертный полк».

Интеграция в российское культурное пространство происходит и через апелляцию к армянскому происхождению известных современников-россиян. На официальной странице армянской национально-культурной автономии можно встретить поздравления с днем рождения и афиши гастролей таких армян, как певцы И. Аллегрова и А. Руссо (Абраам Ипджян), шоумен М. Галустян, чемпионка России по фигурному катанию Е. Медведева-Бабасян, актер А. Джигарханян и т.д.

Таким образом, и азербайджанская и армянская диаспоры интегрируются в российское культурное пространство по следующим направлениям: поиски общего с местным населением прошлого; участие в местных народных, религиозных и государственных праздниках; вовлеченность в политическую жизнь принимающей стороны. Решающую роль в интеграции играют власти Татарстана, судя по всему, направляющие общий вектор культурной деятельности диаспор. Однако перед нами лишь официальный дискурс, который хоть и претендует на объяснение всей реальности, тем не менее, не тождественен самим реалиям жизни мигрантов. Следующим этапом исследования является анализ соотношения официального и неофициального дискурсов «проблемы мигрантов»1, а также изучение методологических оснований построения конструктов «культурной интеграции мигрантов».

1 Например, несмотря на «позитив» официальной риторики, проведенный автором анонимный опрос группы татарстанской «молодежи» (50 человек) в возрасте от 17 до 19 лет зафиксировал следующие негативные высказывания в адрес мигрантов: «....есть отдельный тип мигрантов, которые ничего не делают, устраивают драки, торгуют наркотиками... к таким мигрантам я отношусь с ненавистью, потому что они приехали в чужую страну, и они ... должны уважать наши традиции, наш народ, нашу культуру»; «Я считаю, что мигранты в России — это плохо. В связи с увеличением миграции, в России исчезает культура «Русских». Мигранты отнимают у российского народа работу, насилуют женское население России. С приездом мигрантов возросла преступность и торговля наркотиками. Я считаю, что России нужно вводить визовый режим со странами Средней Азии и Кавказа» (Полевые материалы автора; стилистика, орфография и пунктуация сохранены).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.