УДК 008
ПРАКТИКА КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
А.М.Григорьева
В статье рассмотрены ключевые вопросы национального строительства, сохранения и приумножения традиций межэтнического согласия, достижения духовно-нравственной и социально-политической гармонии, единства народов Республики Татарстан. В качестве практики процесса культурной интериоризации представлен опыт работы Республиканского научно-методического центра, его влияние на этнокультурное самосознание и взаимодействие культур народов республики.
Ключевые слова: национальная культура, национально - культурный центр, коренные и некоренные народы, национальные меньшинства, диаспора, мигранты.
A.M. Grigorieva Practice of cultural interioritation in Tatarstan republic
In this article questions of national building, preservation and multiplication traditions of the interethnic consent, achievement of spiritually-moral and sociopolitical harmony, unity of the people of Tatarstan republic are considered. As practice of process cultural interioritation experience of the republican scientifically-methodical center, its influence on ethnocultural consciousness and interaction of cultures of the people of republic is presented.
Keywords: national culture, the national-cultural center, the radical and not radical people, national minorities, diaspora, migrants.
События начала XXI века - террористические акты в США, России и других странах, политические, экономические и национально-культурные кризисы - потребовали пересмотра глобальных человеческих ценностей. Ценности культуры - культуры межнациональных отношений, толерантности, межкультурного диалога - приобрели особую значимость в межкультурном общении.
В данной ситуации важнейшим системообразующим фактором Российской Федерации выступает полиэтнический характер ее государственности. Россия исторически формировалась как многонациональное государство, в основе которого лежит исторический опыт народов, их самобытных культур и традиций.
Уникальность России не только в том, что в ней много народов, но и в том, что они разностатусные. Их можно разделить на три группы: титульные народы, малочисленные народы и национальные меньшинства.
Титульным называется народ, чье имя носит республика. Таким образом, титульными являются одноименные народы всех 21 республики Российской Федерации. Однако следует учесть, что титульных народов значительно больше, чем число республик, поскольку в некоторых республиках (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария) проживают два и более титульных этносов.
Малочисленные народы. Это те российские коренные, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Отдельную подгруппу внутри этой группы составляют народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Малочисленных народов в России более 70. Наиболее крупные среди них -ненцы, чукчи, ханты, манси, нанайцы, численность которых составляет от 10 до 40 тысяч человек. А есть народы, численность которых не превышает даже одной тысячи (энцы, тофалары, нганасаны, негидальцы, орочи, юкагиры, кумандинцы и др.), а то и менее 500 человек (тазы, чулымцы, энцы, ороки).
Национальные меньшинства - это этнические группы, историческая родина которых находится за пределами данного государства. В России - это греки, корейцы, немцы, поляки и другие. С распадом Советского Союза образовались новые национальные меньшинства - жители всех бывших союзных республик - украинцы, армяне, азербайджанцы, киргизы, молдаване и другие, проживающие в России. К национальным меньшинствам относятся также цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды, талыши и другие. Своеобразную группу национальных меньшинств составляют часть титульных народов российских республик, проживающих за их пределами. Например, татары вне Татарстана, башкиры вне Башкортостана, чеченцы, осетины, ингуши, народы Дагестана, словом титульные народы всех российских республик.
Коренные и некоренные народы. В демографических словарях есть две точки зрения, кого считать коренным, кого - некоренным. К коренному населению относят все лица, родившиеся в данном населенном пункте, регионе, стране. А родившиеся за их пределами - это «пришлое»
население. Согласно второй точки зрения, к коренному населению относят аборигенов, т.е. народы, исстари обитавшие в той или иной местности. Это - самые древние обитатели данной территории (иногда их называют автохтонными) народы, переместившиеся в данный район в глубокой древности. В этом смысле население не только Сибири и Дальнего Востока в преобладающем большинстве пришлое, но и население Центральной России, имеющее славянские корни, также пришлое, поскольку его далекие предки переселились из районов Киевской Руси и расселились среди обитавших здесь финно-угорских народов.
Понятие «коренные народы» соотносимо с понятием «титульные народы». Однако, коренными являются, как уже выше отмечалось нами, и малочисленные, автохтонные народы. Некоренными считаются национальные меньшинства. Они обретают в буквальном смысле судьбоносный характер. Нацмен, то бишь, некоренной житель, никогда не переходит в категорию коренного жителя, если даже он родился, вырос на новой родине и никогда не бывал на своей исторической родине. Здесь же родились его отец, дед, прадед - все равно он не переходит в другую категорию. Непереходность некоренных жителей в коренные - это феномен, присущий не только России, но и чуть ли не всему миру.
Диаспора. Этот термин достаточно широко распространен во всем мире. Диаспора с греческого означает рассеяние, в смысле пребывания значительной части основного этноса в другой стране. Диаспоры существовали с древнейших времен и образовываются по сей день. Причин их образования более чем достаточно: добровольное перемещение, насильственное выселение, угроза физического и духовного геноцида, природные катаклизмы, неблагоприятная экологическая, экономическая, политическая ситуация и т.д.
Несмотря на то, что диаспоры существуют тысячелетиями, однако и сегодня никто точно не ответит на вопрос: из каких групп или за счет кого образовывается диаспора. В литературе прямого ответа на эти вопросы нет. По нашему мнению, слово «диаспора» сегодня включает в себя как национальные меньшинства, так и этнических мигрантов. Следовательно, понятие «диаспора» шире, чем «национальное меньшинство» и «мигрант». Она охватывает как граждан, так и не граждан одной национальности.
Мигранты. Само слово «миграция» латинского происхождения и означает - переселение, перемещение людей в связи с изменением места жительства, места работы по самым различных причинам (экономическая, экологическая мотивация, военные конфликты и т.д.).
В то же время необходимо отметить, что различие между мигрантами и национальными меньшинствами довольно существенное. Национальные меньшинства проживают на территории страны пребывания сотни, а то и тысячи лет и являются гражданами этой страны. Мигранты, как правило, не граждане и проживают на этой территории значительно меньше времени. Но часть нацменьшинств образовываются за счет тех мигрантов, которые со временем оседают в стране пребывания и через определенное время становятся гражданами страны пребывания.
Сегодня очевидно, что благополучие многонациональных государств во многом зависит от стабильности в национальной сфере, разумной национальной политики, межэтнического согласия, которое предполагает не только толерантное отношение друг к другу, но и взаимное знание истории, традиций, конфессиональной и этнической принадлежности. То есть не только приезжий обязан знать, куда и к кому он приехал в гости, но и местный житель должен знать, кто к нему пожаловал.
Что касается Татарстана, то вопросы национального строительства, сохранения и приумножения традиций межэтнического согласия, достижения духовно-нравственной и социально-политической гармонии, единства народов традиционно являются для республики ключевыми.
В республике сейчас проживают представители 115 национальностей. 52,9% населения составляют татары, 39,5% - русские. Численность остальных народов - около 300 тысяч человек. Издавна в Татарстане живут чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры, украинцы, белорусы, евреи, немцы. Есть в республике этнические группы, представленные несколькими сотнями человек - это аварцы, кумыки, ассирийцы, даргинцы, осетины, калмыки и многие другие.
В последние годы, в основном за счет миграции, происходит рост представительства новых диаспор. Более чем в 4 раза увеличилась таджикская диаспора (около 4 тысяч), в 3 раза -армянская (около 6 тысяч), в 2 раза - азербайджанская (более 10 тысяч).
Колорита многонациональной палитре добавляют вьетнамская и турецкая диаспоры, относительно недавно появившиеся в республике. Сегодня все чаще этнологи и политики называют Татарстан регионом высокой культуры межнационального общения, крепких, проверенных временем традиций взаимопонимания и уважения. Говорят об особых механизмах, «рецептах» уникальной толерантности в рамках Татарстанской модели этнокультурного развития.
В качестве важного направления влияния национальной культуры на образ жизни молодежи следует отметить возрождение национальных традиций, народного искусства.
В конце 80-х начале 90-х гг. ХХ в. в республике возникло несколько национальнокультурных обществ («Огуз» общество азербайджанцев Татарстана), «Казахстан», «Башкорт йорто», еврейский культурный центр «Минора», этнографическое культурно-просветительное объединение кряшен, марийский и чувашский культурные центры, общества немецкой и славянской культуры, ассоциации работников татарского просвещения « Магариф» и работников культуры «Мада-ният». Кроме них имеют свои общества поляки в Казани, армяне и грузины в городе Набережные Челны, удмурты в Балтасинском районе.
С XVII века значимую роль в культурной жизни Казани играют представители немецкой общины. Сегодня Немецкий дом Татарстана - это многочисленные культурные связи с Германией, регулярные выставки, более 40 курсов немецкого языка. Большим успехом индийской общины стало установление прочных культурных связей между Татарстаном и Индией. Работает школа индийского классического танца «Сангита», а город Хайдарабада стал побратимом Казани. Активизировали в последнее время свою работу еврейская, азербайджанская, вьетнамская, корейская, марийская и другие диаспоры.
В июле 1992 г. создана Ассоциация национально-культурных об ществ. Главная ее цель — содействие национальному и духовному возрождению, сохранение и развитие литературы, фольклора, национально го искусства, возрождению народных традиций.
Приоритетным направлением государственной культурной политики стало обращение к народному творчеству, работа по возрождению которого сосредоточена в Республиканском научно-методическом центре (далее РНМЦ) при Министерстве культуры республики. РНМЦ успешно осуществляет концепцию самодеятельного национального творчества в Татарстане.
РНМЦ проводит свою работу через 2068 государственных учреждения клубного типа, национально-культурные автономии Республики Татарстан, татарские культурные центры и общества в 98 регионах компактного проживания татар в Российской Федерации, странах СНГ, доводит до них новейшие технологии, лучший опыт работы.
РНМЦ проводит активную последовательную работу по возрождению и развитию традиционных культур народов Татарстана (праздников, обрядов, промыслов), всех жанров самодеятельного народного творчества (хореографии, драматического, музыкального, вокального и хорового исполнительства, изобразительного искусства, композиторского мастерства), а также по организации досуга населения и культурно-просветительной деятельности (пропаганда здорового образа жизни - борьба с наркоманией, профилактика СПИДа, правонарушений и т.п.), формами деятельности любительских объединений, тематических вечеров, интелектуально-развлекательных программ для различных социальных групп населения и т.п.
В начале 90-х годов РНМЦ активно способствовал созданию и становлению общественных национально-культурных центров, автономий в Республике Татарстан, формируя этнокультурное самосознание и взаимодействие культур народов республики.
РНМЦ стал инициатором и способствовал возрождению таких традиционных праздников, как татарские: “Навруз”, “Нардуган”, “Джиен”, “Каз омесе”, “Сомбель”; русские: “Каравон”, “Рождество”, “Масленица”; мордовские - “Балтай”; чувашский - “Уяв”,; удмуртский - “Гырон быдтон”,; марийский - “Балтай”; кряшенский - “Петров день” и др.
РНМЦ, реализуя государственную политику Татарстана, с 1985 года ввел в традицию такие Республиканские проекты, как ежегодно проводимый Республиканский праздник творчества народов Татарстана “Уйнагыз, гармуннар!”, конкурс гармонистов им. Ф. Туишева, кубызистов, кураистов им. И. Мусина, смотры-конкурсы “Татар жыры”, “Русская песня”, “Чувашский соловей”, “Фестиваль творчества финно-угорских народов”, ”Фестиваль татарского фольклора”, Межрегиональный фестиваль самодеятельных композиторов “Барлау” и др.
РНМЦ является инициатором проведения таких крупных Республиканских и
межрегиональных научно-практических конференций, поднимающих проблемы возрождения традиционной народной культуры и определяющих пути её дальнейшего развития, как: “Возрождение традиционных татарских музыкальных инструментов народов Поволжья”, “Татарские народные музыкальные инструменты - традиции и современность”, “Возрождение традиционного татарского народного костюма”, “Проблемы возрождения и пропаганды традиционной праздничной культуры народов Татарстана”, которые прошли в последние годы в Республике Татарстан с участием ведущих специалистов, ученых - этнографов, искусствоведов, культурологов Республики Татарстана и России.
РНМЦ многие годы активно сотрудничает со всеми министерствами и ведомствами Республики Татарстан, общественными организациями, Ассоциацией национально-культурных организаций, Фондом развития языков и культур «Омет» («Надежда») г. Казани, республиканскими обществами ветеранов, инвалидов и др., являясь инициатором проведения Республиканских фестивалей творчества инвалидов, активно привлекая к народному творчеству все социально- незащищенные слои населения.
В 2004 году в РНМЦ была создана Республиканская лига «КВН», выступающих на татарском языке. Все эти проекты регулярно транслируются по различным каналам телевидения Татарстана.
Многие заключительные мероприятия Республиканских смотров-конкурсов по различным жанрам народного творчества традиционно проводятся в столице Татарстана г. Казани, среди них: Республиканский праздник народного творчества “Играй, гармонь!”; заключительные мероприятия конкурсов кураистов, кубызистов и гармонистов им. Ф. Туишева, И. Мусина; республиканский праздник хореографии “Ритмы детства”, декады лучших народных театров республики, фестивали культур народов Татарстана и др.
Многие коллективы народного творчества республики принимают активное участие не только в Республиканских смотрах, фестивалях, праздниках, организуемых РНМЦ в г. Казани, но и во Всероссийских, Международных фестивалях, смотрах, праздниках, становятся лауреатами и дипломантами, награждаются Почетными грамотами руководителей регионов за участие в народных праздниках.
Кроме того специалисты РНМЦ постоянно отслеживают профессиональный уровень руководителей народных коллективов г.Казани, способствуют повышению творческого уровеня коллективов народного творчества, являются председателями и членами комиссий по присуждению, подтверждению звания «народный» самодеятельным коллективам, ежегодно проводят мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений по федеральным стандартам, а также по тарификации специалистов КДУ, являются разработчиками Модельного стандарта деятельности культурно-досуговых учреждений Татарстана.
В настоящее время в РНМЦ работают 26 творческих специалистов по всем жанрам народного творчества: хореографы, режиссеры, хормейстеры, методисты культурно-досуговой деятельности, имеющие богатый опыт организационно- творческой и методической работы.
Литература:
1. Карпухин, О.И. Национальная культура - основа национальной идентичности в глобализирующемся мире./О.И. Карпухин, Э.Ф. Макаревич//Социально-гуманитарные знания. -2006. - №: 2. - С.31-57.
2. Кургузов, В. Л. Проблемы межкультурной компетенции. / В.Л. Кургузов // Молодые в библиотечном деле. - 2004. - №3-4. - С.95-100
3. Аношкина, В. Л. Инновационно-образовательные процессы в национальном и региональном образовательном пространстве. / В.Л. Аношкина // Вопросы культурологии. - 2006 -№ 9. - С.48.
4. Мусина, И.Т. Национальная культурная политика в Республике Татарстан: (в рамках национальной политики)/И.Т. Мусина// Дом культуры. - 2007. - №: 11. - С.24-27.
5. Суханова, Л. Верны традициям?/Л. Суханова// Национальные культуры. - 2005. - №: 8. - С.6-11
6. Ибрагимова, С. Развитие культуры - это сохранение духовного здоровья народа. / С. Ибрагимова // Сююмбике. - 2007. - №10. - С.6-10 .
7. Осипова, М. Принять чужое, не потеряв себя. Новая система взаимодействия культур./ М. Осипова // Библиотечное дело. - 2008. - №8. - С.2-4.
8. Роль Домов народного творчества в сохранении и развитии национальной традиционной культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008. - №11. -С.56-64.
9. Гринев, И. В. О роли национальной культуры в формировании международного имиджа России: практические аспекты./ И. В. Гринев // Вопросы культурологии. - 2009. - №1. -С.70-74.