УДК 316.346.3
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОНИМАНИИ РОССИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
Петрищев Владимир Иннокентьевич, доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой иностранных языков Грасс Татьяна Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой технологии и предпринимательства
Красноярский государственный педагогический университет
имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия
vpetrichtchev@hotmail. com Полукаров Дмитрий Владимирович, аспирант
Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, г. Пенза, Россия
В статье анализируются особенности понимания российской и зарубежной школьной молодежью культуры предпринимательства. Приводятся примеры знакомства с культурой предпринимательства через подработки молодежи послед уроков. Анализируются проблемы, связанные с подработками молодежи в России.
Ключевые слова: культура предпринимательства; предприимчивость; школьная молодежь; экономическая социализация; ученическш предприятия; деньги.
THE PRECEPTION OF ENETERPRISE CULTURE BY RUSSIAN AND WESTERN SCHOOL YOUTH
Vladimir Petrishchev, Dr. Sci.(Pedagogics), professor,
Head of Foreign Languages Department Tatyana Grass, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor,
Acting Head of Technology and Entrepreneurship Chair
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev,
Krasnoyarsk, Russia vpetrichtchev@hotmail. com Dmitry Polukarov, Post-graduate student
Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky,
Penza, Russia
The article deals with pecularities of preception of enterprise culture by Russian and Western school youth. Examples of aquiatances with enterprise culture with the help of part-time work are cited. Problems connected with part-time work of school youth in Russia are analysed.
Keywords: enterprenership culture; enterprising; school youth; economic socialization; youth enterprises; money.
Статья подготовлена при финансовой поддержки авторов Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) № 11-06-00008а.
В начале ХХ! века во многих экономически развитых странах большое внимание уделяют культуре предпринимательства школьной молодежи. Не стали исключением Россия и Великобритания.
На наш взгляд, это связано в первую очередь с тем, что в новом тысячелетии стала востребована новая модель обучения, позволяющая готовить творческого, инициативного молодого человека, с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам.
В этой связи правительства России и Великобритании осуществляют стратегическую политику по формированию такого социального заказа, ориентированного на подготовку современного молодого человека.
По нашему мнению, одним из важных компонентов эффективности предпринимательства является сформированная культура
предпринимательства, которая в Великобритании на рубеже третьего тысячелетия превратилась в важный фактор на уровне сознания индивида.
К сожалению, такого же пока нельзя сказать о России.
В последнее время много говорят о культуре человека, культуре души, культуре предпринимательства и т.п. Безусловно, что в широком понимании культура это довольно емкое понятие, охватывающие многие аспекты нашей жизни. Существуют сотни дефиниций культуры. Одно из них, предложенное А.В. Матецкой, определяет, что « культура -это накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуют генетически, но передаются посредством научения и воспитания» [1].
Х.Н. Магомедова обозначает признаки предпринимательской культуры личности, которые включают « увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, '' профессиональное чутье'', самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и избретательность, деловитость и рпрактичность, высокий уровень овладения информационными технологиями, требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову»[2].
Каждая культура располагает свойственным ей набором ролей, которые задаются индивиду с помощью разных способов. Большое влияние на формирование культуры предпринимательства оказывает подработка школьной молодежи после уроков. Таким образом, она в некоторой степени приобщается к культуре предпринимательства в довольно юном возрасте, когда она начинает подрабатывать в качестве официантов в кафе, помощников продавцов в магазинах и т.п. На Западе, например, многие подростки впитывают ее через участие в семейном предприятие, где школьник развивает такие качества, как предприимчивость, деловитость, честность, расчетливость, приобретает экономические знания, ценности и поведение, необходимого для работы в рыночных условиях, способствующих формированию экономического мышления и возможности самостоятельного принятия эффективных решений и
аргументированных суждений по экономическим вопросам. Другими словами, экономическая социализация формирует экономически значимые качества личности, развивает экономическое мышление, готовит школьника к практической деятельности в рыночных условиях общества.
Нам пришлось опросить школьную молодежь в России, так и в Великобритании. В ходе исследования были выбраны 25 подростков в возрасте 16-18 лет в каждой стране. Им был задан вопрос. См. таб. 1.
ВОПРОС Россия В еликобритания
«Что для вас означает предпринимательская культура?» 1.Стимулирование развитие бизнеса 2.Возможность быть лидером 3.Быть конкурентноспособным 1.Быть инициативным 2.Готовность к разумным рискам 3. Иметь возможность к саморелтизации 4.Быть ответственным за свой бизнес-план 5. Быть честным
Стоит объяснить, что в России мы опрашивали школьную молодежь, которая лишь изредка подрабатывала и не имела еще своего собственного бизнеса. Поэтому понятие о культуре предпринимательства у них в основном было взято из различных предметов, которые они проходят в школе. Другими словами, это лишь теоретическое понимание этого явления. Зарубежная школьная молодежь, практически ежедневно работала после школы и была знакома с культурой предпринимательства не по наслышке. Некоторые из ребят уже открыли свои собственные бизнесы ( стрижка газонов, выгуливание собак и т.п.), в которых они работали со своим другом. Таким образом, британская школьная молодежь в отличие от российской на практике самостоятельно изнутри знакомится с культурой предпринимательства и соответсвенно ведет свой бизнес.
Таким образом, молодежь, прямо или косвенно, постепенно приобретает предпринимательский опыт, формирует определенную систему ценностей, необходимых ей для организации своего дела. Несомненно, опыт их родителей в бизнесе и их собственный опыт делает эту молодежь более гибкой, придает
ей уверенность в том, что их бизнес может развиваться также успешно, как и бизнес их родителей. Совершенно очевидно, что такая молодежь может понять и оценить степень предпринимательского риска и его последствия.
Не случайно, в Великобритании культура предпринимательства становиться экономическим, социокультурным и психологическим феноменом общества, ибо тесно связана с формированием особой системы ценностей, направленной на воспитание автономной и финансово независимой личности.
Анализ темы культуры предпринимательства подрастающих поколений в Великобритании свидетельствует о серьезности намерений. Занимаясь исследованием комплекса качеств, которыми должен обладать предприниматель, профессор Даремского университета А. Гибб в своей книге « Культура предпринимательства» предложил свою систему, базирующих на качествах, которые необходимы каждому школьнику, решившему открыть свой бизнес [3]. К ним он относит: инициативу, сильную способность убеждения, умеренную, но невысокую степень риска, гибкость, креативность, независимость, способность решать проблемы, воображение, высокую уверенность в контроле над своей судьбою, навыки руководителя, упорную работу и т.п.
В нашей стране у подростка возможности знакомства с культурой предпринимательства очень ограниченны. В основном оно осуществляется либо на уроках, либо на базе школьных ученических предприятий в ряде регионов России. Следует признать, что у молодежи в возрасте 15-17 лет имеются достаточно большие проблемы с подработками после уроков, не говоря уже о предпринимательской деятельности. Ведь, согласно законодательству Российской Федерации, подросткам заниматься индивидуальной деятельностью, т.е. работать можно только с 18 лет. Однако, существуют ряд примеров, свидетельствующих о конкретных подработках такой молодежи и даже занятием предпринимательской деятельностью.
Как удается этой несовершеннолетней школьной молодежи заниматься профессионально такой деятельностью остается загадкой, ибо в нашей стране
Впервые в новейшей истории России право заниматься самостоятельным бизнесом с 1 января 2004 года получили только подростки, достигшие 14 лет.
Правда, самым распространенным видом бизнеса несовершеннолетних является организация розничной торговли на продуктовых, вещевых рынках и в магазинах. Совершенно естественно, что большая часть такой молодежи видит пример своих родителей, которые занимаются малым бизнесом или имеют небольшие магазинчики, в которых они приобщаются у культуре предпринимательства. Позднее, поработав в течение некоторого времени, они сами пытаются найти нишу на рынке и осуществлять эту деятельность уже самостоятельно без помощи родителей. Помощь родителей может заключаться лишь в подписании нотариально заверенного документа, разрешающего несовершеннолетним детям вести экономическую деятельность.
Следует подчеркнуть, что независимо от достаточно мощной компании по развитию предпринимательства, в России все же почему-то не наблюдается так называемого предпринимательского бума. Одна из многих причин, по нашему мнению, заключается в менталитете россиян (как банкиры, так и практически все взрослое население), продолжают сохранять абсолютное недоверие к юному возрасту подростка и к его креативному потенциалу.
Таким образом, можно констатировать, что в России только -только начинают осознавать значимость культуры предпринимательства для подрастающих поколений.
В понимании большей части российской школьной молодежи культура предпринимательства ассоциируется в основном с процессом купли-продажи, который они ежедневно наблюдают на рынках в магазинах и других торговых точках, Участие в таком бизнесе, по мнению молодежи, не требует ни специальных знаний, ни умений, ни профессионализма. Естественно, подобное отношение школьников не способствует появлению у них новаторской мысли для открытия собственного бизнеса. При этом практически, все школьники подчеркивают стремление к богатству и деньги для них являются той единственной целью, к которой они стремятся, не взирая зачастую даже на
законность своих поступков
Подводя итог, следует отметить общие черты приобщения подрастающих поколений к культуре предпринимательства в России и в Великобритании, которые заключаются в том, что общеобразовательная школа является важнейшим социально-экономическим и воспитывающим социумом, способствующим экономической социализации подрастающих поколений, а также в реализация концептуальной модели подготовки выпускника школы, осуществляемой с помощью концепции предприимчивости в образовании совместно с развитием культуры предпринимательства, органически вошедшей в учебные планы общеобразовательных школ, охватывая многие аспекты, как предметного содержания, так и самой личности школьника. К отличительным чертам можно отнести то, что в Великобритании наблюдается более практико-ориетированный поход к приобщению школьной молодежи к культуре предпринимательства, который позволяет ей не только осуществлять подработки после уроков и зарабатывать деньги, но и открывать свой собственный бизнес в отличие от их сверстников в России. Большое влияние на формирование культуры предпринимательства и предприимчивости на Западе оказывают бизнес-проекты, которые воздействуют на школьников. Они состоят из программ, включающих ряд структурных профессиональных модулей, ориентированных исключительно на построение бизнесов. В условиях реализации бизнес -проектов учащихся учатся составлять бизнес-планы, принимать определенные решения по ряду вопросов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, что позволяет им сами открывать и вести свое дело.
С введением новых учебных программ российская школа стала более ориентирована на то, что бы прививать молодым людям определенные экономические знания и трудовые навыки, помочь им быстрее и успешнее адаптироваться к рынку труда.
Итак, нам необходимо шире пропагандировать культуру предпринимательства, развивая сферу малого и среднего бизнеса в России как
среду формирования предпринимательства, вовлекая в нее молодых людей, обладающих качествами предприимчивости, ибо установки предпринимателя ориентированы на личный успех и опору на собственные силы.
Литература
1. Матецкая А.В. Социология культуры. Учебное пособие. Ростов-на Дону. 2006. С.57.
2. Магомедова Х.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов. Педагогика. №8. 2007. С.95.
3 . Gibb A. Enterprise Culture- its Meaning and Implications for Education and Training// Journal of European Industrial Training. V11, N 2, 1987. - P.3.