Научная статья на тему 'Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США'

Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК-МИГРАНТ / АДАПТАЦИЯ / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна, Петрищев Владимир Иннокентьевич, Рыбакова Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием предприимчивости и культуры предпринимательства у учащихся-мигрантов в общеобразовательных школах ведущих англоязычных странах таких, как Великобритания и США [2]. Выявляются подходы к инновационному обучению школьников-мигрантов, способствующие формированию предприимчивости и культуры предпринимательства. Анализируются предпринимательские программы, реализуемые в общеобразовательных школах для школьников-мигрантов в Великобритании и США, ориентированные на развитие интереса к предпринимательству и стратегию достижения успеха, повышение мотивации к участию в проектной деятельности, посредством развития уверенности в собственных силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна, Петрищев Владимир Иннокентьевич, Рыбакова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США»

сравнительная педагогика

УДК 316.346.3

Грасс Татьяна Петровна

Кандидат педагогический наук Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доцент кафедры экономической теории и управления, [email protected], Красноярск

Петрищев Владимир Иннокентьевич

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, [email protected], Красноярск

Рыбакова Екатерина Владимировна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, [email protected], Красноярск

инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства

у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы великобритании и сша*

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием предприимчивости и культуры предпринимательства у учащихся-мигрантов в общеобразовательных школах ведущих англоязычных странах таких, как Великобритания и США [2]. Выявляются подходы к инновационному обучению школьников-мигрантов, способствующие формированию предприимчивости и культуры предпринимательства. Анализируются предпринимательские программы, реализуемые в общеобразовательных школах для школьников-мигрантов в Великобритании и США, ориентированные на развитие интереса к предпринимательству и стратегию достижения успеха, повышение мотивации к участию в проектной деятельности, посредством развития уверенности в собственных силах.

Ключевые слова: школьник-мигрант, адаптация, предприимчивость, культура предпринимательства, образовательная среда, школа.

Grass Tatiana Petrovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk

Petrishchev Vladimir Innokentievich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Foreign Languages Chair at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk.

Rybakova Ekaterina Vladimirovna

Senior teacher at the Chair of Foreign Languages at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk

innovative approach to enterprising and the culture

of entrepreneurship formation for migrant school

students in practice of secondary schools in great britain and the usa**

* Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), проект № 11-06-00008

** The article is written due to the financial support of Russian Fund of Social Sciences (RGNF), project № 11-06-00008.

186

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2014

Abstract. The article describes issues connected with the formation of migrant school student enterprising and the culture of entrepreneurship in schools in Great Britain and the USA. Approaches to migrant school children innovative teaching capable to form enterprising and the culture of entrepreneurship are found out. Entrepreneurship programs implemented in secondary schools for migrant school children in Great Britain and the USA promoting interest to entrepreneurship to reach the success and to increase motivation to take part in project activities are analized.

Keywords: Migrant school student, adaptation, enterprising, the culture of entrepreneurship, educational environment, school.

В новом тысячелетии правительства Великобритании и США, видя растущую безработицу среди мигрантской молодежи, обращают вектор своего внимания на формирование предприимчивости и культуры предпринимательства данной школьной молодежи, стимулируя ее к самозанятости. Эти экономически развитые англоязычные страны рассматривают формирование предприимчивости и культуры предпринимательства как главную концепцию образования подрастающих поколений, ибо именно предприимчивость граждан и их активная гражданская позиция являются залогом экономического процветания и социального благополучия населения этих стран, способствующей успешной социализации школьной молодежи в этих социумах [Подроб. об этом: 1]. В рамках данного направления бизнес-сообщества Великобритании и США взяли курс на более эффективное сотрудничество с общеобразовательными школами, поскольку подобное сотрудничество с коммерческими организациями может обеспечить подготовку мигрантской молодежи, обладать такими личностными качествами и компетенциями, которые отвечают современным требованиям, чтобы успешно адаптироваться к высоким темпам научно-технического и экономического развития этих стран.

Правительства англоязычных стран справедливо считают, что в XXI веке востребована совершено новая модель обучения школьной молодежи, позволяющая готовить творческого, инициативного молодого человека, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам. Реализация концептуальной модели подготовки подобного работника, осуществляется, с одной стороны, с помощью экономического блока, проходящего через все общеобразовательные и специальные дисциплины в

школе, а с другой - через организацию мини-предприятий с практическим участием в них школьной молодежи и внедрением новых инновационных педагогических технологий в учебный процесс и т. п.

Инновация означает новшество, новизну, изменение, применительно к педагогическому процессу по формированию предприимчивости и культуры предпринимательства подрастающих поколений. Другими словами, инновационный подход означает внедрение инноваций во все компоненты педагогической системы: цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащихся, их методическое обеспечение. Каким же образом этот подход оказывает влияние на формирование предприимчивости и культуры предпринимательства школьной молодежи?

Главным образом он основывается на развитии способности человека, воплощать идеи в действия и включает творческий подход, новаторство, способность идти на разумный риск, умение создавать проекты и руководить ими. По мнению, инициаторов этого подхода, овладение этими качествами поможет молодому человеку, как в бытовой, так и в социальной сфере, найти возможность в дальнейшем шанс для своего трудоустройства.

Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов направлен на обеспечение целенаправленной экономической социализации посредством формирования мировоззрения, системы знаний, общих и специальных компетенций, связанных с предпринимательской деятельностью, ибо инновационная деятельность это неотъемлемая сущность всего процесса предпринимательства. Ученые придерживаются мнения, что предприимчивость проявляют не только люди, открывшие свое

дело, но и любые профессионалы, достигающие успеха в выбранной сфере деятельности. Неслучайно предприимчивость стала объектом внимания междисциплинарных исследований, в современной научной литературе понятие «предприимчивость» рассматривается с точки зрения многих наук. Справедливости ради, следует признать, что понятие «предприимчивость» в педагогический лексикон вошло относительно недавно. Изучение предприимчивости как социального феномена важно для выявления закономерностей процесса восходящей мобильности личности, в какой бы области это ни происходило. Таким образом, развитие предприимчивости становится одним из важнейших направлений современного образования, цель которого - обеспечение развития личности и сообщение ей знаний и компетенций, которые будут способствовать успешному трудоустройству или самозанятости [5].

Первоначально предприимчивость рассматривалась как набор качеств личности. Организация «Make Your Mark» составила консолидированную таблицу качеств, связанных с предприимчивостью в виде следующей схемы (Рисунок) [11].

Как видно, формирование предприимчивости у школьников происходит через развитие качеств, таких как смелость, настойчивость, восприимчивость и креативность.

Создатели программы по развитию этих качеств подчеркивают, что все упомянутые качества являются частью общей программы школьного образования и одновременно развиваются с помощью всего спектра школьных предметов и различных форм внеурочной деятельности школьников.

Существуют другие образовательные программы, дополняющие список этих качеств своими многочисленными вариантами, доказывая тем самым, что широкий спектр характеристик, связанных с предприимчивостью, дает более полное представление об этом многогранном явлении.

Примерами таких вариантов могут служить «мини-предприятия» в Великобритании и «школьные компании» в США. Данные программы разрабатываются и реализуются самим школьным коллективов на средства, предоставленные школьным советом или бизнес- партнерами школы, а также с привлечением лицензированных программ независимых образовательных консорциумов, таких как «Достижения Молодежи» (Junior Achievement) в США и ее Британский вариант под названием «Предпринимательство для Молодежи» (Young Enterprise). В рамках этих программ школьники-мигранты могут организовывать реальное производство или создавать виртуальное предприятие на специальном сайте, моделирующем бизнес-среду, включающую в себя программное обе-

Рисунок - Качества, связанные с предприимчивостью.

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2014

188

спечения для открытия и функционирования фирмы в виртуальной среде. В этом случае виртуальные предприятия служат площадкой-тренажером для учащихся-мигрантов по отработке навыков и технологий открытия и управления компанией. Естественно, что для создания школьного предприятия (компании) требуются специальные знания, умения и компетенций. Для этого проводятся семинары или мастер-классы с практико-ориентиро-ванным подходом, ориентирующим на предпринимательскую деятельность [4].

Наряду с указанным выше подходом, широко применяется проблемный подход, предусматривающий рассмотрение кейсов и решение разноплановых задач, содержащихся в них. Следует подчеркнуть, что одна из важных функций педагога на подобных семинарах состоит в создании ситуаций успеха для школьников-мигрантов с целью развития их интереса к предпринимательству и повышения мотивации к участию в проектной деятельности, посредством развития уверенности в собственных силах и формирования позитивных ожиданий у школьников [10].

Большинство исследователей считают, что когда речь идет о школьниках-мигрантах, то окончательные итоги в виде получения прибыли не всегда могут служить основными параметрами оценки их предприимчивости. Например, во время работы над проектом одна группа школьников-мигрантов выбирает какой-то традиционный метод продажи товара или услуги, а другая разрабатывает более интересный проект, но сталкивается с большими сложностями при его реализации из-за отсутствия опыта, то как в этом случае можно оценить уровень предприимчивости? В таком случае, по мнению ученых, наиболее значимым фактором является только бизнес-план, который составлен самими учащимися. На его основании с определенной степенью вероятности можно оценить их предприимчивость [12].

Предпринимательские программы, реализуемые в общеобразовательных школах в Великобритании и США, демонстрируют примеры того, как предприниматели моделируют свои стратегии достижения успеха, подчеркивая, что никакого значительного успеха невозможно достичь без хорошо развитых социальных и профессиональных компетенций [6]. Педагоги учитывают, что

школьники-мигранты и школьники из принимающего общества имеют различную мотивацию, относящуюся к учебе, общению и будущей работе. Соответственно, при обсуждении будущей карьеры с такими учащимися, больше внимание уделяется тому, что предприниматели должны приносить пользу своей общине, а доход от предпринимательской деятельности дает им возможность помогать другим людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Школьники-мигранты, участвуя в предпринимательских программах, получают больше шансов проявить себя, продемонстрировать свои таланты, смекалку, настойчивость и трудолюбие и тем самым заслужить уважение одноклассников. Чувство того, что их принимают и ценят, что они могут внести свой вклад в достижение общего успеха, помогает школьникам-мигрантам значительно повысить самооценку [10].

Эти программы способствуют повышению коммуникативной компетенции школьников-мигрантов. В первую очередь, это относится к совершенствованию владением английским языком. Постоянное, почти ежедневное общение, необходимое для успешного выполнения проектов или функционирования мини-предприятия, помогает школьникам-мигрантам быстрее преодолеть лингвистический барьер. Они перестают стесняться своих ошибок, ставят прагматическую функцию языка на первое место и стараются доступными им языковыми средствами сделать понятными и привлекательными свои высказывания. Эти умения и навыки развиваются посредством участия в различных симуляциях и реальном деловом общении. Школьники-мигранты учатся вести беседу по телефону, проводить опрос потребителей, знакомятся с техниками убеждения, технологиями продаж. Они проходят пробные собеседование при устройстве на работу, участвуют в переговорах с потенциальными партнерами или кредиторами, готовят и проводят разные виды презентаций [7]. Предпринимательские программы развивают способность школьников-мигрантов работать в команде. В специально созданных командах (группах) они получают возможность выполнять определенные роли: управляющего, финансиста, бухгалтера, креативщика и.т.п. Такая работа способству-

ет более успешной интеграции детей-мигрантов в группу сверстников из принимающего общества. Для школьников-мигрантов и сверстников принимающей страны, появляется необходимость договариваться, прислушиваться к мнению друг друга, больше узнавать о личных качествах друг друга, появляется интерес к личности и уважение к другой культуре [9].

В западных школах, как было отмечено ранее, внедряется инновационный подход в обучении, который более ярко демонстрирует развитие предприимчивости у школьной молодежи (Таблица) [3].

Из таблицы видно, что система обучения стала более открытой и гибкой, она помогает школьникам-мигрантам быстрее освоиться в поликультурной общеобразовательной среде школы. Первостепенная роль отводится педагогическим технологиям, формирую-

щим умения самостоятельно добывать знания и навыки адаптации подростка к новым условиям работы.

Не случайно, в Великобритании и США культура предпринимательства становится экономическим, социокультурным и психологическим феноменом общества, ибо тесно связана с формированием особой системы ценностей, направленной на воспитание автономной и финансово независимой личности.

Культура предпринимательства, являясь частью социокультурной системы, представляет собой совокупность образцов поведения, ценностной системы, этических и социальных норм, принципов и тесных взаимоотношений с социумом, включающих многочисленные институты социализации, ориентирующих субъекты на разные формы экономической активности в предпринима-

Таблица - Сопоставление подходов к обучению мигрантов

№ п/п Традиционное обучение Инновационный подход к обучению

1 2 3

1 Закрытая система - входные данные обучающихся тщательно контролируются Открытая система - обучающиеся обеспечиваются разнообразным количеством « погружений» в тему

2 Последовательность в обучении - все обучающиеся занимаются в одной и той же последовательности. Они изучают только одну тему за одно занятие Параллельный подход - обучающиеся могут одновременно выбирать ряд тем для изучения

3 Заранее спланированный процесс, который устанавливается другими Обновленный подход - знания приобретаются путем сотрудничества тех, у кого они имеются, и тех, кто хочет их получить. При этом результат нельзя спрогнозировать

4 Контролируемый процесс - только учитель определяет, что когда и как мы учим Самоорганизация - обучающиеся сами принимают активное участие в формировании учебного плана, в учебной деятельности и оценке обучения.

5 Разделительный подход - роли, которые выполняет учитель и обучающиеся совершенно разные Гибкий подход - роли обучающихся и учителя достаточно гибкие

6 Подход с отсутствием элементов динамичности - одни и те же методы и один и тот же материал применяются для всех уровней обучающихся Адаптируемый подход - материалы и методы преподавания адаптируются и варьируются в зависимости от интересов обучающихся

7 Линейный подход - материалы подаются в предсказуемой контролируемой последовательности, начиная от изучения простейших тем, переходя к более объемным Нелинейный подход - обучающиеся не изучают темы в последовательности

8 Подход с элементами конкуренции - обучающиеся сами обучаются и соревнуются с другим за вознаграждение Совместное развитие - обучающиеся учатся все вместе, в основе этого взаимодействия лежит тезис о том, что их развитие основано на общем интеллектуальном потенциале

190

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2014

тельстве. Анализ темы культуры предпринимательства подрастающих поколений в Великобритании свидетельствует о серьезности намерений. Занимаясь исследованием комплекса качеств, которыми должен обладать предприниматель, профессор Да-ремского университета А. Gibb (А. Гибб) в своей книге «Культура предпринимательства» предложил свою систему, базирующих на качествах, которые необходимы каждому школьнику, решившему открыть свой бизнес [8]. К ним он относит инициативу, сильную способность убеждения, умеренную, но невысокую степень риска, гибкость, креативность, независимость, способность решать проблемы, воображение, высокую уверенность в контроле над своей судьбою, навыки руководителя, упорную работу и т.п.

В заключении, следует отметить, что приобщение школьников-мигрантов к предприимчивости и культуре предпринимательства в Великобритании и США имеет много общих черт. Одна из них заключается в том, что общеобразовательная школа в этих странах является важнейшим социально-экономическим и воспитывающим социумом, способствующим адаптации и экономической социализации мигрантской молодежи в новом для нее социуме.

Библиографический список

1. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Петрищева Г. П. Что же влияет на процесс ресоциализа-ции детей-мигрантов в Красноярском крае? ... // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 6. - С. 19-24.

2. Петрищев В. И., Барканова О. В. Особенности социализации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 38 - 43.

3. Петрищев В. И., Грасс Т. П. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи ( на примере России и зарубежных стран): монография. - Красноярск.

Издательство КГПУ им. В.П. Астафьева. -2011. -265 с.

4. Cope J. & Watts G. Learning by doing - An exploration of experience, critical incidents and reflection in entrepreneurial learning // International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. -2000. -№ 6 (3) - P. 104 - 124.

5. DeAtiles, J., &Allexsaht-Snide, M. Effective approaches to teaching young Mexican immigrant children. Retrieved May 25, 2010 from (2003) -№ 3 - [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ericdigests.org/2003-4/immigrant-children.html (дата обращения 06.01.2014)

6. DeGarmo D. S., & Martinez C. R. Jr. A culturally informed model of academic well-being for Latino youth: The importance of discriminatory experiences and social support // Family Relations. -2006. - № 55. - P. 267 - 278.

7. Fantuzzo J.W., Riggio R., Connelly S., and Dimeff L. Effects of reciprocal peer tutoring on academic achievement and psychological adjustment: A component analysis // Journal of Educational Psychology. - 1989. - № 8. - P. 173 - 177.

8. Gibb A. Enterprise Culture - its Meaning and Implications for Education and Training // Journal of European Industrial Training. - 1987. - V 11. -№ 2. - P. 3 - 22.

9. Gillies R. M. The effects of cooperative learning on junior high school students during small group learning // Learning and Instruction. - 2004. -№ 14. - P. 197 - 213.

10. Jackson M. A., Potere J. C, & Brobst K. A. Are success learning experiences and self-efficacy beliefs associated with occupational interests and aspirations of at-risk urban yovLtW // Journal of Career Assessment. - 2006. - № 14. - P. 333 - 353.

11. Make your mark in manufacturing and engineering. Retrieved June 14. - 2011. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.makeyourmark. org.uk / manufacturing and engineering (дата обращения 14 июня 2013).

12. Ulijn J. M., Duill M. O. & Robertson S. A. Teaching Business Plan Negotiation: Fostering Entrepreneurship Among Business and Engineering Students // Business Communication Quarterly. -2004. - № 67 (1) - P. 41 - 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.