УДК 37.013. 74
Т. П. Грасс
ИЗ ОПЫТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
С вхождением России в мировую рыночную систему с конкурентной эко -номикой, стала остро ощущаться нехватка грамотных, предприимчивых людей, обладающих высокой экономической культурой. В определенной степени этому способствовала существовавшая система образования, которая формировала у нашей молодежи совершенно искаженные взгляды на рынок и рыночные отношения. Однако уже в 90-х годах в России делаются первые шаги по изменению мотивации экономического поведения людей с помощью изменения внедрения экономического воспитания в школах. В последнее время все острее стали осознавать, что беспристрастное, вдумчивое изучение экономических моделей и практического опыта стран, ушедших далеко вперед по пути экономического развития может служить нам одной из составляющих успехов в наших экономических реформах, ибо их организационно-технические аспекты профессиональной ориентации и подготовка кадров имеют для совершенствования нашей практики существенное значение.
В этой связи, на наш взгляд, весьма полезным может оказаться изучение опыта экономической социализации подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии, где на рубеже 90-х годов набирает силу движение за культуру предпринимательства, ибо вера в предпринимательство формирует образ жизни, который становится движущей силой этих стран.
На вопросы, как расценивать экономическую социализацию в Великобритании и в Новой Зеландии, насколько она является уникальной в силу специфики западной культуры, в какой степени переносить ее элементы и технологию в российскую систему, однозначного ответа дать нельзя.
В чем же секрет системы экономической социализации подрастающих поколений в англоязычных странах, позволяющей ей в условиях достаточно жесткой конкуренции не только адаптировать молодежь к изменяющим условиям, но и воспроизводить кадры, способствующие процветанию всей экономической системы?
Следует отметить, что традиционно экономической социализацией молодежи в исследуемых англоязычных странах всегда уделяли большое внимание. Сначала она закладывается в семье, а затем продолжается в других институтах социализации, таких как школа, община, молодежные организации и т. д.
Остановимся на вопросе экономической социализации подрастающих поколений в семье. Несмотря на общий подход к этой достаточно многогранной проблеме, ее решение в каждой из этих двух стран (Великобритания и Новая Зеландия) осуществляется по-своему.
Свое первое знакомство с миром экономических отношений у ребенка происходит с самого раннего детства, ибо он является непосредственным наблюдателем финансово-экономических операций своих родителей, которые зачастую берут детей с собой за покупками в супермаркет или в банк, чтобы положить или снять деньги. Еще не понимая значения банковских карточек и кассовых аппаратов, дети, тем не менее, с любопытством наблюдают за родителями, которые рассчитываются за купленные товары или снимают банковскими карточками деньги со своего счета. Следует признать, что в отличие от наших детей, британские и новозеландские дети довольно рано становятся самостоятельными. В этих англоязычных странах родителями принято давать школьникам еженедельно небольшую сумму на карманные расходы в сумме 2 фунтов стерлингов в Великобритании и N2$ 2-3 в Новой Зеландии, которые подростки тратят по своему усмотрению. Взрослея, они стараются сами заработать деньги на карманные расходы. Очевидно, что родители в определенной степени способствуют такой экономической активности, стремясь развить у детей самостоятельность.
В целом на Западе существует реальная система практического зарабатывания денег школьной молодежью в возрасте 14-18 лет. Более того, в традициях англоязычных семей четко прослеживается система воспитания самостоятельности и трудолюбия у подрастающих поколений. Семья и сегодня продолжает отвечать за сохранение определенного образа жизни. Так, в большинстве семей англоязычных стран обсуждаются вопросы, связанные с характером денег и осведомленностью об экономическом мире взрослых. Более того, на Западе принято платить небольшие суммы денег подросткам за выполненную работу по дому ( например, стрижку травы на участке, подрезку деревьев и т. д.) Учитывая, что наше исследование охватывало школьников в возрасте 14-18 лет, то к этому возрасту, практически около 75% из них имели собственный опыт зарабатывания денег, подрабатывая в магазинах, кафе, автозаправочных станциях и т. д. Многие из них уже сумели самостоятельно открыть себе банковские счета. Ряд старших школьников подумывал открыть или уже открыли свой собственный бизнес дома (например, стрижка и выгуливание собак, стрижка газонов и деревьев, уборка домов и т. п.). Таким образом, зарубежные школьники быстрее усваивают эко -номические категории.
Многие родители в исследуемых странах вступают в диалог со своими детьми по поводу желания детей открытия своего бизнеса. Происходит обмен мнениями, информационный контакт по следующей схеме. Родители выслушивают детей и стараются объяснить им следующее. Во-первых, ро-
дители выясняют, есть ли у детей определенные качества предпринимателя и чем бы они хотели заниматься. Во время беседы они обращают внимание подростков на легальность этого бизнеса, на необходимость его официальной зарегистрации и получения лицензии, рекомендуют им выбрать определенную форму бизнеса, например, открытие компании с ограниченной ответственностью. Во-вторых, для ведения своего бизнеса им необходим бизнес план, согласно которому, они должны представлять полную картину того, откуда возьмутся деньги, сколько их будет, как будет функционировать их бизнес. Родители также интересовались их партнерами в этом бизнесе для заключения соответствующего соглашения для разделения ответственности за этот бизнес пополам.
И, наконец, родители задавали важный вопрос, где дети возьмут деньги на открытие бизнеса, в банке или у них и сколько им надо для запуска бизнеса и подготовки маркетингового плана. Справедливости ради, следует отметить, что полностью готовых родителей помочь детям в реализации их мечты было немного. Зачастую, родители отговаривали их от рискового предприятия.
Взрослые, несомненно, знают, что предприниматели должны обладать определенными качествами, необходимыми для ведения собственного дела. Поэтому молодежи, прежде, чем приступить к открытию собственного дела советуют задать себе такие вопросы: Первое, насколько ответственный сам подросток. Поскольку никто не будет напоминать ему о том, что нужно сделать. Быть в бизнесе - это означает держать обязательства перед клиентами. Если подросток пообещал соседу выгуливать собаку каждый день, то он должны это делать, независимо от плохой погоды или плохого самочувствия. Второе, есть ли у него специальные навыки, необходимые для этого конкретного бизнеса. Если он хочет, например, обучать работе на компьютере пожилых людей в общинном Центре, знает ли он как работает программа процессора компьютера в этом Центре. Третье, организован ли сам подросток. Быть в бизнесе это означает все необходимо четко выполнять. Подросток должен знать, как выписываются счета, собираются деньги,по-купаются какие-то необходимые для работы вещи, планируется работа. В-четвертых, есть ли у подростка время, необходимое на этот бизнес. Поскольку многие молодые люди после школы занимаются музыкой, танцами или спортом. Нужно задать себе вопрос: а будет ли время на ведение собственного бизнеса?
В западных странах существуют две полярные точки зрения на частичную занятость (подработку) школьной молодежи. Представители первой -родители, считают подработку во внеучебное время для своего ребенка благом, воспринимая ее как механизм приобретения определенного жизненного опыта, самостоятельности, самоудовлетворения, умения строить взаимоотношения с командой и работодателем, самостоятельно зарабатывать себе
деньги, получая, таким образом, определенную финансовую независимость. Ко второй точке зрения следует отнести представителей британского и новозеландского правительств (чиновников), которые неоднозначно трактуют частичную занятость (подработку) школьной молодежи. Естественно, на это у них есть свои причины.
Согласно британскому и новозеландскому законодательствам, подростку в возрасте не моложе 13 лет с определенными оговорками разрешается работать только несколько часов в день. В настоящее время свыше 2 миллионов школьной молодежи подрабатывает после окончания учебных занятий в Великобритании и несколько тысяч в Новой Зеландии, одна пятая из них дети в возрасте 10-11 лет. Согласно законодательству, при устройстве на работу, дети должны получать соответствующее разрешение от специальных агентств, которые предварительно должны проверять условия и место труда детей, а также здоровье детей. На практике многое из этого не осуществляется. Так, если школьнику не исполнилось еще 15 лет, то ему можно работать не более 2-часов в день, а в каникулярное время до 5 часов, а тем, кто старше 15 лет до 8 часов в день. Во время учебного года дети младше 15 лет могут работать только 17 часов в неделю, а те, кто постарше не более 20 часов в неделю, Кроме того, по законодательству, школьникам не разрешается работать до 7 часов утра и после 7 часов вечера. Как свидетельствуют официальные данные, достаточно большое количество детей нарушает законодательство, что вызывает справедливое раздражение у чиновников.
Занимаясь исследованием вопросов частичной занятости ( подработки) школьной молодежи, Д. Дэвис, опросив около 3 тыс. учащихся в возрасте от 13 до 15 лет пришел к выводу о том, что практически все они подрабатывали, как правило, во внеучебное время. Исследователь дифференцировал их работы по двум категориям. К первой категории “А” он отнес виды работ, которые приносили прибыль. В основном это была торговля, в которой была занята школьная молодежь, работая помощниками продавцов, кассирами, официантами и т. п. Вторая категория “Б” включала в основном подработку этой молодежи в качестве приходящей няни (babysitter). В первой категории было занято 41% юношей и 23% девушек, а во второй категории 28% юношей и 57% девушек [1, p. 2]. Как видим, большинство школьной молодежи были заняты подработкой после своей учебы, многие предпочитали подрабатывать помощниками продавцов, официантами в кафе и т. д.
Ученые Е. Гринбергер, и Л. Стайнберг склонны считать, что частичная занятость подрастающего поколения имеет как позитивное, так и негативное значение. Что касается позитивного аспекта частичной занятости школьной молодежи, то они рассматривают ее благотворное педагогической влияние на социально-когнитивное развитие подростков, понимание ими значение денег и финансовой независимости [2, p. 26]. По мнению исследователей, подобная частичная занятость школьной молодежи может служить
дополнительным источником информации об их будущей профессии, способствует умению работе в команде, личной ответственности, пониманию рабочей этики. Вместе с тем, авторы отмечают и ряд негативных аспектов такой частной занятости школьной молодежи. Как считают эти ученые, подобная работа также может неблагоприятно влиять на академические успехи школьников, способствовать развитию различных форм жульничания, поскольку доступ к деньгам и контакты, которые подростки имеют во время работы, могут спровоцировать у них девиантное поведение, связанное с потреблением наркотиков, алкоголя и сигарет [3, р. 28].
На наш взгляд, совершенно очевидно, что такой вид деятельности школьной молодежи как подработка, несомненно, может иметь две стороны медали. Тем не менее, как явствует многолетняя практика, подработка (частичная занятость) школьной молодежи в целом благотворно влияет на школьную молодежь, помогает ей сформировать соответствующие качества личности, как предприимчивость, деловитость, расчетливость, бережливость, трудолюбие, способствует более эффективной экономической социализации и глубокого понимания необходимости труда
Были предприняты попытки навести порядок в сфере частичной занятости школьной молодежи в рамках конвенции ООН о правах ребенка, но они потерпели фиаско. Даже недавняя директива Совета по трудовым и социальным вопросам Европейского Союза, направленная на жесткое ограничение возможностей занятости школьной молодежи также не имела успеха.
Какую же работу выполняют подростки? Сфера труда школьной молодежи очень разнообразная и зависит в основном от возраста подростка. Например, в возрасте 12-14 лет дети зарабатывают деньги в основном, разнося газеты, журналы или какую-то рекламную продукцию по домам. Для подростков постарше в возрасте 15-16 лет это подработа в магазинах в качестве продавцов или официантов в кафе, сиделками с детьми, чьи родители уходят на несколько часов в гости или работа на ферме.
В Великобритании и Новой Зеландии практически все дети, желающие подработать независимо от своего возраста (естественно, не младше 11 лет), могут устроиться на полуквалифицированную работу. Может ли подобная работа удовлетворить подростков?
Ученые западных стран предприняли попытку выяснить, испытывают ли сами дети удовлетворение от своих подработок. Они опросили группу школьной молодежи с целью выяснения того, что привлекает молодежь в их работе во внеучебное время. Ученые сгруппировали ответы школьников в 4 блока [4, р. 136]. К первому блоку, “Признание”, они отнесли те факторы, которые наиболее ценятся самой молодежью. Вот ответы, опрошенных подростков: “Она ( работа) формирует у меня чувство ответственности”, “работа заставляет меня чувствовать, что я делаю что-то полезное”, “работа дает мне возможность построить взаимоотношения с людьми”, “работа означает для меня, что я могут рассчитывать на свои силы”.
Второй блок “Поддержка” включает ответы школьников, характеризующие также очень важные для них аспекты. “Я могу проходить практику, которая мне необходима”, “получать помощь от людей, с которыми я работаю”.
Получать оценку от взрослых насколько хорошо или плохо я работаю’’. “Приобретать навыки от работы, которую я выполняю’’.
Третий блок “Автономностью”. Школьники основное внимание обращали на то, что они сами могут выполнять какие-то операции. “Я могу выполнять какие-то вещи по-своему”. “Задания объяснены достаточно ясно”.
В четвертый блок “Доход” сгруппированны очень важные ответы школьников, связанные с их материальным благополучием. “Работа для меня означает, что я могу покрывать свои собственные расходы”. “Работа означает, что я могу материально помочь своей семье”.
На основании этого опроса, можно сделать вывод о том, что для детей огромное психологическое значение имеет удовлетворение, которое они испытывают от той работы, которую они выполняют, а также ее оценка работодателями, и, наконец, существенную роль играет возможность оказания материальной помощи своим семьям. Следует заметить, что в среднем око -ло 75% всей школьной молодежи на Западе занимается подработками во внеучебное время.
Показательно, что в понимании подрастающих поколений англоязычных культур, подработка рассматривается как приобретение трудового опыта, лучшего понимания жизни и умению ценить деньги. В этих странах не принято сидеть на всем готовом. Кроме того, для подростков огромное значение имеет статусное положение среди сверстников, которое приобретается с помощью финансовой независимости. Подобная деятельность подростков помогает им сформировать необходимые профессиональные качества и способствует выбору их будущей карьеры.
На рубеже веков стало очевидным, что семьи в обеих странах подвержены многим изменениям как структурного, так и функционального характера в результате социально-экономических факторов в обществе. Тем не менее, эти преобразования не оказали значительного влияния на изменение семейных норм и ценностей. Независимо от широкого спектра семейных структур, модель нуклеарной семьи продолжает оставаться центральной ячейкой общества в этих странах. Правда, в Новой Зеландии встречается модель расширенной семьи особенной среди маорийской семьи (коренного населения). Семья англоязычных стран продолжает готовить детей к выполнению своих ролей в обществе, отводя определенную роль их экономическому воспитанию. Об этом свидетельствуют наши личные наблюдения, данные опросов, бесед, интервью с британской и новозеландской школьной молодежью и их родителями, отраженные в таблице. В каждой из этих стран в 1999 г. (Великобритания) и в 2005 г. (Новая Зеландия) было опрошено по 45 подростков в возрасте 14-18 лет о влиянии семей на их экономическую социализацию.
Мнения школьной молодежи в возрасте 14-18 лет из Великобритании и Новой Зеландии о влиянии семей на их экономическую социализацию, в %
Вопросы Общее количество опрошенных школьников в Новой Зеландии - 45 школьников Общее количество опрошенных школьников в Великобритании - 45 школьников
1 Каким образом вы вовлечены в экономическую жизнь свое семьи A) постоянно разговариваете с родителями на эту тему Б) советуете родителям, что необходимо приобрести B) в курсе финансового положения своей семьи 50 50 22 67
2 Участвуете ли вы в обсуждении вопросов экономической политики семьи Если да, то A) даете советы родителям Б) пассивно слушаете их B) высказываете свое мнение 17 67 78 22
3 Считаете ли вы, что ваша семья может служить для вас моделью в плане вашего экономического воспитания A) да Б) нет B) не знаю 33 33 33 56 33 11
4 Как осуществляет семья вашу экономическую поддержку A) советами Б) финансами B) никак 50 67 17 67 67 11
5 Принимаете ли вы участие в решении следующих вопросов А) о текущих расходах в семье А) да Б) нет 2) о покупке дорогостоящих вещей А) да Б) нет 33 50 67 17 22 33 33 22
Наше исследование показало, что 33% молодых людей пакеха (так мао-рийцы называют белых жителей) в Новой Зеландии и свыше половины (56%) опрошенной британской молодежи считают, что их семьи могли бы служить определенной моделью экономической социализации их детей в будущем. В большинстве семей (67%) родители поддерживают своих детей финансово. Изучение реальных возможностей семей в обеих странах в отношении экономической социализации подрастающих поколений свидетельствует о том, что существует устойчивая ориентация приобщения детей к элементарным знаниям экономики. Подростки в семьях зарубежных стран участвуют во всех значимых для семьи делах, с ними считаются, прислушиваются к их мнению. 50% школьной молодежи Новой Зеландии и 67% британской молодежи в курсе финансового положения своих семей. Это, естественно, не может не влиять положительно на формирование у них чувства ответственности. Одним из условий экономической социализации подрастающего поколения может служить забота о домашнем хозяйстве, поскольку его рациональное ведение предполагает научную организацию. Известно, что благополучие семьи во многом зависит от умелого планирования семейного бюджета и умения правильно распределять денежные средства на приобретение продуктов и вещей для членов семьи. Участвуя в обсуждении семейных финансовых вопросов, подростки более осознанно подходят к семейному бюджету, получают более полную информацию о внутрисемейных финансовых проблемах. Таким образом, происходит постепенное формирование экономического сознания у молодых людей, воспитывается определенное отношение к экономическим ценностям. Как уже отмечалось выше, ребенок с самого раннего детства слышит разговоры о деньгах, банковских счетах и других финансовых операциях. Однако в юном возрасте (10-12 лет) он сам может открыть себе счет в банке и класть туда свои заработанные карманные деньги (например, разнося газеты). Не случайно, банковская система англоязычных стран охотно развивает сотрудничество даже с младшими школьниками, уважая их как своих клиентов, предлагая им всевозможные банковские привилегии и льготы. Такой подход, несомненно, имеет свои позитивные результаты.
Сравнивая подходы семей обеих стран к экономической социализации подрастающих поколений можно констатировать, что независимо от своего социально-экономического статуса, британская и новозеландская семьи продолжают выполнять свою задачу - готовить подростка к жизни в своем обществе. Эта задача осуществляется главным образом через формирование черта хозяина, воспитания доброго отношения к экономическим ценностям, к частной собственности, знакомству с банковской системой, участием в домашнем хозяйстве и в самостоятельном зарабатывании денежных средств. Детй с самого раннего детства приучают быть самостоятельными и независимыми. Их приучают одинаково уважать разные виды работ, будь то рабо-
та уборщика или банкира. Семейная система на Западе воспитывает индивидуалистов, готовых к конкуренции, расчитывающих только на свои собственные силы., надеющихся на успех. Несомненно, одно, школьники в этих англоязычных странах значительно раньше и эффективнее усваивают эко -номические категории, имея практический опыт подработок, умело общаясь с банковской системой.
Библиографический список
1. Lavalette, V. Et al. Children Employment in Britain // Youth and Policy. № 47. Winter, 1994/95. P2.
2. Greenberg, E., Steinberg L. When Yeenagers Work // The Psychological and Social Costs of Adolescent Employment.N.Y.1986. p. 26.
3. Ibid., P28
4. Children, at Work. NZW Commission for Children and Young People. 2005. Sydney. P.136.
5. Гаргай, В. Б. Повышение квалификации учителей в Великобритании» // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 181 - 191.
6. Неустроева, Е.Н. Экономическое образование в современной школе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 244 - 249