т
Ш Василенко В.В.
_Кризис нашего времени в научном наследии П.А. Сорокина..._
Социологические ни
КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ П.А. СОРОКИНА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.А. СОРОКИНА)
В.В. Василенко
CRISIS OF OUR TIME IN P.A. SO-ROKIN'S SCIENTIFIC HERITAGE (TO 120TH ANNIVERSARY OF P.A. SOROKIN'S BIRTH)
Vasilenko V.V.
P.A. Sorokin's universalistic theory of crisis as a component of the integral conception is considered in the article. The main works of P.A. Sorokin are analyzed; the basic ways of withdrawal from the contemporary global crisis are shown.
В статье рассматривается универсалистская теория кризиса П.А. Сорокина как составной элемент интегральной концепции. Анализируются основные труды П.А. Сорокина, показываются основные пути выхода из современного глобального кризиса.
Ключевые слова: П.А. Сорокин, интегральная методология, теория социокультурной динамики, кризис, закономерности исторического процесса.
УДК 930.2+94/99
7 февраля 2009 г. исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося российско-американского мыслителя ХХ в. Питирима Александровича Сорокина (1889-1968 гг.). К юбилею телеканалом «Культура» готовится документальный фильм о П.А. Сорокине. Съемки планируются на родине ученого в Коми, в г. Санкт-Петербурге, где прошли годы становления П. А. Сорокина как ученого и общественного деятеля; в США, где прошли самые плодотворные в научном плане годы жизни П.А. Сорокина, когда его научные труды получили мировое признание.
В Канаде по инициативе сына П.А. Сорокина Сергея Сорокина представлен проект интернет-коллекции архива ученого. Он призван стимулировать изучение в России наследия П.А. Сорокина. Ведутся переговоры по передаче бесценных архивов П.А. Сорокина из США в Россию.
В СГУ создается НОЦ теоретических проблем истории имени П.А. Сорокина, одной из задач которого является консолидация усилий специалистов социогуманитар-ной области в научно-образовательной, научно-исследовательской и аналитически-информационной деятельности по изучению и внедрению интегральной методологии П.А. Сорокина.
Процесс возвращения на родину трудов П. А. Сорокина начался с конца 1990-х гг. На страницах «Вестника СГУ» мы неоднократно обращались к вопросам интеллектуальной биографии П.А. Сорокина, его
теоретическому наследию (1). Вместе с тем, «открытие» эпистемологической значимости интегральной концепции П.А. Сорокина в России только начинается. Постепенно приходит понимание того, что методология П. А. Сорокина направлена не только на познание общества, его культуры, но и на объяснение социокультурных перемен, моделирования социокультурных процессов.
Как показывает время, научное наследие П. А. Сорокина не утрачивает своей актуальности. Сегодня труды П.А.Сорокина имеют не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Интегральная методология, созданная П. А. Сорокиным, дает ответы на новые «вызовы» эпохи.
Разворачивающийся глобальный финансовый кризис неминуемо влечет за собой кризис и в сознании людей. За последние несколько лет мы научились не только жить по-новому, но и по-новому смотреть в будущее, которое на обыденном уровне стало мериться чередой возрастающих (преимущественно материальных) потребностей, и способов их удовлетворения через бесконечное потребление материальных ценностей. Как заверяют экономисты, даже при самом благоприятном исходе кризиса нам придется не только от многого отказаться, но и изменить мировоззрение. Психологи говорят о том, что перелом в сознании людей будет драматическим и призывают к философствованию как средству преодоления стресса.
Пройдя через глубокие социальные потрясения, вызванные двумя мировыми войнами, П.А. Сорокин предпринял попытку поиска ответов на актуальные вопросы середины ХХ века. Его стремление выявить причины упадка Запада отвечали «вызову» эпохи, той интеллектуальной ситуации, которая сложилась в Западной Европе в первой половине - середине ХХ в.
Необходимо отметить, что П. А. Сорокин был не единственным мыслителем того времени, кто пытался выявить причины кризиса и наметить духовные ориентиры человечества. Тревога за будущее человечества определила направление интеллектуального поиска целого ряда западных социальных
мыслителей прошлого века (О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс) ориентированных на универсалистское толкование кризиса культуры и общества.
Свою теорию кризиса П.А. Сорокин начал разрабатывать еще в российский период жизни и научного творчества. Его усилия были направлены на анализ конкретно-исторического социального кризиса в различных его проявлениях. Начиная с 1914 г. он наблюдал и интерпретировал распад экономических и социальных институтов в Рос-си после революции 1917г., массовый голод 1921-1922 гг., дезорганизацию семьи. В эти годы им были опубликованы статьи в жанре социологической публицистики, где анализировался конкретно-исторический кризис в России (2). Позже, в эмиграции он отмечал, что «...русский ... «опыт» дает столь много материала и столь поучителен. он многому научит русских исследователей и участников событий. Я жалею, что западноевропейские и американские социологи не организовали специальную научно-социологическую экспедицию в Россию для наблюдения социальных явлений. Здесь они имели бы возможность экспериментально проверить много теорем и, вероятно, освободились бы от многих ложных положений» (3).
Отправной точкой для рассуждений мыслителя послужило знание о том, что «исторические тенденции идут не прямолинейно, несмотря на свое постоянство, а дают временные повышения и понижения» (4). В 1922 г., накануне высылки из России в рецензии на популярный учебник марксистской социологии Н. И. Бухарина он писал: «Формальные по существу возражения вызывает и проблема динамизма в истории в трактовке гр. Бухарина. Из его изложения получается впечатление, что будто бы динамический принцип: «все изменяется» и «все стоит в связи со всем» есть черта, специально присущая «диалектическому методу». гр. Бухарин. знать ничего не хочет о повторениях в истории, с одной стороны, с другой - рисует весь исторический процесс подобием какого-то плац-парада, где общества переходят смирненько из одной стадии в другую, пока не придут к вечной пристани
коммунистического рая, приуготованного им автором и долженствующего наступить «неизбежно». Если бы никаких повторений в истории не было и если бы неповторяющийся в целом исторический процесс не состоял из повторяющихся элементов, то нужно было бы проститься с возможностью формулировки законов общественной жизни, в том числе и законов развития. Последние возможны только тогда, когда в сериальном ряду. есть повторения. Без него. никакие «тенденции» не сформулируешь. Как неповторяющаяся в целом история зем -ли, или солнечной системы, или организма не мешает существованию повторяющихся явлений (например, смены дня и ночи, времен года.), так в историческом процессе есть множество повторяющихся явлений, что и дает возможность открытия и формулировки закономерности» (5).
Позже, в американский период творчества, он продолжил исследования конкретных проявлений кризиса. Так, в 1956 г. в книге «Американская сексуальная революция» (6), он подробно рассмотрел все основные проявления зацикленности и анархии, их деструктивное влияние на физическое, умственное, нравственное и социальное здоровье отдельных людей и целых наций, высказал опасность последствий сексуальной распущенности, оказавшей влияние на американский образ жизни, культуру, ценности середины ХХ в.
С конца 1930-х гг., уже находясь в США, от проблемы «русского кризиса» П.А. Сорокин переключился на новый уровень осмысления кризиса - мирового кризиса. Эти идеи были развиты и детализированы в серии работ: «Социальная и культурная динамика» (1937-1941 гг.), «Кризис нашего времени» (1941 г.), «Человек и общество в опасности» (1942 г.), «Реконструкция человечества» (1948 г. ), «Sos: значение нашего кризиса» (1951 г.), «Основные тенденции нашего времени» (1964 г.) (7).
В своем главном фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» он впервые поставил диагноз упадка и дезинтеграции западной культуры и общества (8). В предисловии он писал: «Этот труд -
плод моих усилий, направленных на то, чтобы хотя бы частично осмыслить произошедшее в окружающем меня социальном и культурном мире. Мне не стыдно признаться, что мировая война и большинство последовавших за ней событий озадачили меня -человека, который в согласии с преобладавшими с начала Х1Х в. течениями социальной мысли верил в прогресс, революцию, социализм, демократию, научный позитивизм и многие другие подобные «измы». если бы в 1913 г. кто-нибудь всерьез предсказал хотя бы малую часть того, что впоследствии произошло на самом деле, его сочли бы не иначе как сумасшедшими. И тем не менее, то, что казалось в то время абсолютно невозможным, произошло» (9).
Диагноз, который был поставлен П.А. Сорокиным в самом общем виде выглядел следующим образом. В книге шла речь о том, что культура западного общества находится в чрезвычайном кризисе, человечество стоит между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой и наступающей новой культурой творческого завтра, что косые лучи солнца еще освещают славу уходящей эпохи, но свет гаснет, и в углубляющейся тьме, в тумане сумерек становится все труднее видеть и ориентироваться, ночь переходного периода с её кошмарами, пугающими тенями, разрывающими сердце ужасами начинает неясно выступать, однако вдали, вероятно, поджидает заря новой великой культуры, чтобы встретить людей будущего.
Напомним, что исторический процесс как развитие и смену социокультурных суперсистем П.А. Сорокин объясняет с помощью гипотезы социальной и культурной динамики через флуктуации культурных стилей.
Трактуя процесс как «.любого вида движения, модификации, преобразования, перестройки или «эволюции». любого изменения данного логического субъекта во времени, касается ли оно изменения его места в пространстве или речь идет о модификации его количественных или качественных аспектов» (10), П.А. Сорокин выделяет следующие его составляющие: 1) единицу
(изменяющаяся или находящаяся в процессе социокультурная система); 2) временные отношения (социальное время); 3) пространственные отношения (социальное пространство с его собственной системой координат); 4) направление (длительность, последовательность, количественная и качественная направленность). В соответствии с ними можно наблюдать и описывать динамический процесс.
Начало и конец процесса он связывал с сохраняющейся возможностью идентификации «единицы» (социокультурной системы), находящейся в процессе. «Момент, когда идентификация единицы становится невозможной, является точкой, в которой процесс заканчивается, когда же мы обнаруживаем появление новой единицы, которая, насколько позволяют судить наши знания, до этого не существовала, начинается новый процесс» - отмечает П. А. Сорокин (11).
Социокультурная динамика или, изменение, по П. А. Сорокину, включает в себя «способы появления социокультурной системы, длительность ее существования, изменение, разрушение и возникновение дру-гой»(12). Типология интегрированных суперкультур П.А. Сорокина основывается на определении их «собственной ментальности, собственной системы истины и знания, «имеет собственную философию. особый тип религии. свое собственное представление о правильном и неправильном; особые формы искусства и литературы; нравы, законы, правила поведения; собственную экономическую и политическую организацию; наконец, специфический тип человеческой личности с особым складом ума и манерами поведения. Все эти ценности, одинаково присутствующие и в той и в другой культуре. в рамках каждой из культур. тесно прилажены друг к другу, будучи связаны логически, а зачастую и функционально» (13).
Интегральная методология П. А. Сорокина в корне отлична от тех, которые при объяснении изменений внутри общества и культуры в качестве главного фактора выдвигают один или несколько элементов общества и культуры. С точки зрения П.А. Со-
рокина, серьезной методологической ошибкой экономической интерпретации истории было то, что её сторонники возводят экономический фактор в первопричину изменений во всех составных частях культуры. П.А. Сорокин исходил из того, что «. если данная культура является единством, в котором экономический, религиозный, демографический и другие составные элементы суть только отдельные части, то объяснение изменений в ней с помощью подобного выделения главного фактора будет таким же малоуспешным, как и объяснение изменений человеческого организма при переходе от детства к половой зрелости увеличением роста или каким-нибудь подобным «фактором» (14).
Таким образом, поскольку природу социокультурных типов П.А. Сорокин определял её ментальностью (внутренним аспектом), то и источник её динамики он обнаруживал в самой культуре. Объяснение изменений в социокультурной системе он находил не только и не столько во внешних факторах, сколько внутри самой социокультурной системы, отмечая, что «. неправильно интерпретировать любую подлинную систему всего лишь как игрушку внешних условий.» (15).
Внутреннее изменение социокультурной системы предполагает изменение всех главных составляющих этой культуры. С точки зрения П.А. Сорокина, не трансформация одного фактора заставляет другой или все остальные факторы изменяться, а весь комплекс интегрированной социокультурной системы. С течением времени господствующая мировоззренческая система стремится занять монопольное положение, полностью вытесняя другие основные принципы. По мере убывания удельного веса доминирующего типа и возникновения трудности познания мира ему на смену постепенно приходит следующий тип. На определенном этапе господствующая система ценностей, исчерпав свои возможности, становится стереотипной и дезинтегрируется. Ей на смену приходит другая система ценностей, соответствующая другому видению мира, образующая иной стиль культуры. Ростки «ново-
го» никогда не исчезают полностью, они сосуществуют с другими формами познания на фоне доминирующих ценностей.
В самом общем виде основная тенденция или закон мировой истории, по мнению П.А. Сорокина, состоит в бесконечном чередовании, волнообразном изменении, флуктуации, переходе от идеациональной к чувственной и идеалистической социокультурной суперсистеме. Всеобщий характер изменений является закономерностью социокультурного процесса.
Распад или разрушение той или иной социокультурной системы ценностей - значений - норм порождает кризисы. С точки зрения П.А. Сорокина, кризис - это переходный период, существенный фактор и неизбежная необходимость мирового исторического процесса. Он является переходным этапом от одной социокультурной системы к другой. Таковыми по мнению П. А. Сорокина были IV в. до н.э., II в. до н.э., V .в. н.э., XV в. н.э., XX в. н.э. - периоды тотального кризиса. В эти эпохи, с точки зрения ученого, старая система находится в состоянии дезинтеграции, увеличения относительности ценностей и накопления конфликта.
Рассматривая типы и фазы мировой истории, их имманентную смену, ритмы и закономерности, П.А. Сорокин приходит к пониманию всеобщего характера кризиса. Нарушения и дезинтеграция в отдельных частях суперсистемы (эмпирических социокультурных системах - экономике, политике, морали, религии, семье, науке, искусстве и т. д.) влечет за собой нарушения ив её других частях. В недрах дезинтеграционных процессов созревают зачатки новой социокультурной системы, которая будет определяться другой системой ценностей.
П.А. Сорокин различал несколько типов кризисов. Переход от умозрительной к идеалистической социокультурной суперсистеме и от нее к чувственной образует относительно легкие виды кризиса. Переход от чувственной к другим социокультурным суперсистемам проявляется самым затяжным и мучительным кризисом. С точки зрения П. А. Сорокина именно таким является современный кризис, который проявляется во
всех сферах общества и его ценностях. Как отмечал П.А. Сорокин, удовлетворение материальных потребностей в таком обществе часто носит искусственный характер. Бесконечная смена и расширение предметов и услуг потребления становятся основным законом экономики, нацеленной на производство ради потребления. Этот замкнутый круг требует огромных затрат как природных ресурсов, так и интеллектуальной созидательной энергии человека. Дезинтеграционные процессы распространяются системно, и в экономической сфере, и в духовной области культуры (мораль, право, религия, искусство и т. д.). В результате вместо универсальных ценностей, значений и норм занимают узкогрупповые ценностные ориентиры (монархистов и республиканцев, верующих и атеистов, коммунистов и католиков, богатых и бедных, негров и белых и т. п.). Как следствие - многоликая моральная, религиозная, экономическая, политическая, социальная анархия в обществе, рост цинизма, нигилизма, аморальности и антисоциальности, социальные конфликт, политические и другие революции, войны.
Кризис западной культуры, с точки зрения П. А. Сорокина, представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет складываться новая социокультурная система с иными ценностями. «Точно так же как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации» -писал П.А. Сорокин (16).
Таким образом, в соответствии с интегральной концепцией, современный кризис необходимо рассматривать как внутренний, неизбежный и необходимый момент мирового исторического процесса, который отражает процесс дезинтеграции системы ценностей, детерминированных культом удовлетворения материальных потребностей, механического покорения природы с помощью науки и техники, войн и ядерного ору-
жия как средства регулирования политических интересов. Кризис - это некая часть социокультурной динамики, момент флуктуации ценностей, переходный этап к новому периоду мировой истории, а не гибель и конец человеческой цивилизации.
Большую роль в изучении механизмов, закономерностей и форм проявления кризисов П.А. Сорокин отводил социальным наукам. Он был убежден в том, что ученые обязаны изучать кризис и разрабатывать стратегию его преодоления.
Заслугой П. А. Сорокина является то, что он не только выявил и типологизировал повторяющиеся явления - кризисы в мировой истории, диагностировал состояние общества ХХ в. как кризисное, но и наметил этапы, условия и меры выхода из кризиса. В этом состоит особая практическая значимость интегральной методологии П. А. Сорокина.
Этапы выхода из кризиса он обозначил как «кризис - катарсис - воскрешение». Двумя условиями преодоления кризиса и построения «нового гуманитарного и творческого социального порядка», с точки зрения П.А. Сорокина, должны стать: 1) интеллектуальные условия (мудрость и знание того, что надо делать) и 2) организационные условия (союз любых харизматических сил, заинтересованных в преодолении кризиса путем моральной трансформации). Знание о кризисе должно формироваться на основе логического анализа большого круга проблем, с привлечением максимального количества надежной, адекватной информации. Необходимо учитывать социокультурный опыт выхода из предыдущих кризисов.
П.А. Сорокин подчеркивал, что ученые-гуманитарии должны вести информационную работу среди широких масс людей, разъяснять природу кризиса, его неизбежность и вместе с тем проходящий характер, тем самым оказывать реальную помощь человечеству, способствовать снятию напряженности в обществе. С его точки зрения, правильное понимание смысла переживаемых потрясений позволит народам пройти очищение или катарсис, осмысливать и поддерживать правильные решения.
Большую роль в преодолении мирового кризиса П.А. Сорокин отводил моральной реконструкции человечества и переходу к новой социокультурной суперсистеме. Он отмечал деструктивные тенденции в деятельности современных социальных институтов.
П.А. Сорокин установил, что «периоды перехода от идеациональной фазы культуры к чувственной или от чувственной к идеациональной являются периодами, когда заметно повышается военная активность и войны становятся более значительными» (17). Он выявил, что если состояние социокультурной системы стабильно, то шансы войны невелики, а если аморфно и неопределенно, то достаточно малейшего повода, чтобы спровоцировать войну.
В книге «Власть и нравственность», экземпляры которой с дарственной надписью были отправлены президенту Эйзенхауэру, госсекретарю Хетеру, нескольким сенаторам и конгрессменам США, главе советского правительства Н.С. Хрущеву П.А. Сорокин указывал на то, что «процветание и выживание человека сегодня во многом определяет лишь горстка верховных правителей великих ядерных держав. В своих руках они безраздельно сосредоточили контроль над беспрецедентно мощными, несущими смерть вооружениями. От их мудрости или глупости во многом зависит судьба человечества - прочный мир или самоубийственная война. Никогда прежде в истории не было, чтобы жизнь и смерть такого огромного количества людей зависели бы от такой кучки правителей!» (18). По его мнению, правящие социальные группы, «особая каста», не проявляют даже минимума интеллектуальной, нравственной и социальной квалификации, требующейся для решения столь сложных задач. Он предлагал заменить действующее правительство «политиков» правительством ученых, святых и мудрецов; заменить во многом устаревшие политические идеологии и ценности новыми; способствовать добровольной мобилизации и сотрудничества всех созидательных сил человечества - лучших умов, чистейших сердец
и наивысшей сознательности для построения лучшего общественного порядка.
Как утверждал П.А. Сорокин, все деструктивные тенденции, а не только в экономике (в деятельности социальных институтов, патологии духовных ценностей, норм и законов, катаклизмы в жизни отдельных людей) интегрируются и соединяются в общий глобальный кризис общества, личности и культуры. Поэтому отдельные меры преодоления кризиса не эффективны.
Особое место П.А. Сорокин отводил плану «моральной реконструкции человечества», который предполагал перестройку всей системы экономических, религиозных, межгосударственных отношений на основе принципов «любви, альтруизма и свободного сотрудничества». В 1946 г. им был даже создан Гарвардский исследовательский центр по созидательному альтруизму, целью которого стало стремление к нравственному оздоровлению человечества и прекращению межчеловеческой агрессии. Он подчеркивал, что создание данного центра стало логическим продолжением теоретических положений, выдвинутых им в «Социальной и культурной динамике» и касающихся характера современного кризиса - его причин, последствий и путей преодоления.
В ходе исследовательской деятельности было обнаружено, что все крупнейшие системы морали и религии появились именно в кризисные периоды, в моменты флуктуации ценностей. П.А. Сорокину удалось сформулировать закон моральной и религиозной поляризации, основной смысл которого сводится к тому, что влияние национальных, социальных и политических катастроф на религиозную и моральную жизнь отдельного человека и общества «. состоит не в простом росте нерелигиозности и упадке морали, но скорее в этико-религиозной поляризации» (19).
Труды, написанные П.А. Сорокиным в этот период, к сожалению, не так хорошо известны, как другие, в силу того, что многие западные критики сочли их за странности авторитетного ученого в стиле русских моралистов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. А между тем, это труды, в которых на
основе интегральной методологии разработана целая программа моральной реконструкции человечества: «Альтруистическая любовь: исследование американских добрых соседей и христианских святых», «Пути и сила любви. Типы, факторы и техники моральной трансформации» и др. (20).
Научную ценность теории кризиса, предложенной П.А. Сорокиным, придает её прогностическая направленность. Назначение интегральной методологии было заключено в попытке выработать правильное понимание сути историко-культурного процесса, для того чтобы он стал социально управляемым процессом. П.А. Сорокин энергично пропагандировал идеи о том, что научное сообщество социальных мыслителей не может тянуться в хвосте стихийно протекающих кризисных процессов, что цели и задачи социального познания сводятся не только к познанию прошлого и настоящего, но и будущего. Он утверждал, что жизненно необходимо прогнозировать и моделировать кризисные процессы.
В последние годы жизни, в условиях нарастающего противостояния между капиталистическим и коммунистическим блоками, П.А. Сорокин много размышлял о будущем человеческой цивилизации, о способах преодоления кризиса ХХ столетия и поисках духовных ориентиров человечества.
В 1958 г. на ХVIII Международном социологическом конгрессе П.А. Сорокин выступил с докладами «Таинственная энергия любви» и «Три основные тенденции нашего времени», говорилось о том, что отмечал: «лидеры Запада уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу общества и культуры. Напротив, лидеры коммунистических стран самоуверенно ожидают коммунистической победы в ближайшие десятилетия. В отличие от тех и других предсказаний, я склонен думать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть теперешнее угрожающее критическое положение, то доминирующим типом возникающего общества и культуры не будет, вероятно, ни капиталистический, ни коммунистический, а
.интегральный тип» (19). Исходя из того, что «оба строя. несовершенны и не могут удовлетворять потребность будущего человечества в достойной созидательной жизни», П.А. Сорокин видел выход в формировании нового типа - промежуточного порядка и образа жизни, объединенного системой культурных ценностей, социальных институтов, интегрального типа личности, существенно отличных от капиталистического и коммунистического образцов.
На основе интегральной методологии им были выработаны положения, характеризующие закономерности или тенденции будущего. С точки зрения мыслителя в будущем будут преобладать следующие тенденции:
1. «Чувственные ценности будут становиться более относительными и атомарными... граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями начнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии.
2. Нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными. они будут все глубже погружаться в мерзость социокультурной клоаки, обретут не конструктивный, а прогрессирующе-деструктивный характер и предстанут скорее экспонатами музея социокультурной патологии, чем вечными ценностями. чувственная ментальность все в большей степени будет трактовать человека и все его ценности «физико-химически», «биологически», «рефлексологически». «экономически», «психоаналитически».
3. Когда все ценности атомизируются, исчезнет авторитетное «общественное мнение». место займут многочисленные, противоречащие друг другу «мнения». различных групп.
4. .Построенный западным человеком за предыдущие столетия. договор ный социокультурный дом рухнет. Его падение сметет договорную демократию, договорной
капитализм вкупе с частной собственностью и договорное общество свободных людей.
5. Грубая сила и циничный обман окажутся единственными атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений... в результате разразятся войны, революции, мятежи, общество захлестнут волнения и зверства. человек пойдет на человека, класс - на класс, нация - на нацию, вера - на веру, раса - на расу.
6. Свобода для большинства превратится в миф, зато господствующее меньшинство будет пользоваться ею с необузданной распущенностью. Декларации прав... начнут использовать как красивые ширмы для неприкрытого насилия.
7. . бесчеловечные и тиранические правительства будут. вместо свободы нести смерть, вместо закона - насилие, вместо созидания - разрушение.
8. Распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей продолжится. главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она не превратиться в случайное сожительство.
9. Чувственная суперсистема нашей культуры будет все больше напоминать «место культурного демпинга», наполненное беспорядочной массой элементов, лишенных единства и индивидуальности. Превратившись в такой базар, она окажется жертвой случайных сил, делающих из неё скорее «исторический объект», нежели самоуправляемый и живой субъект.
10. Продолжится увядание творческого потенциала культуры. на смену великому христианству придет множество. небылиц, состряпанных из фрагментов науки, обрывков философии, настоянных на примитивной мешанине магических верований и невежественных суеверий.
11. В условиях растущей моральной, умственной и социальной анархии и деградации творческие способности, а также производство материальных ценностей будут убывать. материальный уровень жизни снизится.
12. . уменьшится безопасность жизни и имущества. преступления начнут расти.
13. Население все явственнее станет раскалываться на два типа: чувственных гедонистов. и аскетов и стоиков, относящихся к чувственным ценностям с безразличием и враждебностью» (20).
Затем, по прогнозам П.А. Сорокина на смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей - чувственные ценности окажутся в подчинении идеацио-нальных и идеалистических ценностей. Они вытеснят предшествующую суперсистему. Эту перемену произведут «лучшие умы» общества. Начнется новый конструктивный период новой - более интергалистской суперсистемы. Он называет её «новой эрой культуры».
Сегодня отдельные специалисты, в основном социологи и культурологи, хорошо знакомые с научным наследием П.А. Сорокина, не устают изумляться практической значимости его интегральной методологии. Так, академик Ю.В. Яковец отмечает, что «доказательность великих прозрений российско-американского ученого - одного из крупнейших мыслителей . ХХ века - пока еще очевидна для немногих.» (20), однако «. можно только удивляться прогностической силе учения П.А. Сорокина. Истинность любой теории проверяется совпадением сделанных на её основе прогнозов с реальной динамикой. Прошедшая. половина столетия, особенно события последнего десятилетия, подтвердили надежность и глубину его предвидения. Можно сказать, что его учение на десятилетия опередило ход истории, и время торжества его учения придется на первую половину ХХ! в., чтобы затем уступить место более совершенным, пока не известным нам учениям. Сила его предвидения необходима нам для того, чтобы обрести прочный фундамент и оптимистическое видение перспективы в этом зыбком, выбивающем почву из-под ног, меняющемся с фантастической скоростью обществе» (21).
И. А. Голосенко указывал на то, что можно по-разному относиться к выводам П.А. Сорокина о кризисе и выходе из него, но одно ясно - «это был взгляд не с поверхности событий, а из глубины. совершенно
очевидно, что требования П. А. Сорокина, высказанные еще 50 лет тому назад, о сохранении окружающей среды и разоружении, свободе перемещений и информационного обмена, новой школе и семье, новой философии, религии и науке могут стать категорическими императивами коллективного спасения. Они указывают вполне реальные, хотя и трудные пути. Но когда спасение и выживание было делом легким?» (22).
Секрет прогностической силы интегральной методологии П. А. Сорокина, его учения о кризисе состоит в том, что теоретической основой выступает целостно понимаемая система: общество, культура и личность, сквозь призму которой и рассматриваются все аспекты человеческой деятельности. Любая другая теория кризиса, акцентирующая внимание лишь на одном из этих аспектов и фактах проявления кризиса, будет страдать односторонностью анализа.
П.А. Сорокин был не только выдающимся мыслителем, ученым, предпринявшим глубокий научный анализ кризиса общества, но и крупным общественным деятелем.
Изучение научного наследия П.А. Сорокина представляет значительный интерес в связи с тем, что его теория показывает не только оригинальность интегральной методологии, но и её практическую значимость, и эффективность в современном мире. Его оптимистическая теория демонстрирует нам социокультурные созидательные силы через изменение духовной сферы человека. Она очерчивает контуры болезненно зарождающегося нового интегрального типа общества, который возможно, будет основан на синтезе, конвергенции позитивных сторон капиталистического и социалистического обществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василенко В. В. Питирим Сорокин и историко-культурный подход к изучению истории // Вестник СГУ. - 1997. - Вып. 9.
2. Василенко В. В. Возвращение на родину П. А. Сорокина //Вестник СГУ. -2000. — Вып. 23.
3. Василенко В. В. Русский позитивизм начала ХХ века: от институализации социологии к
теории истории //Вестник СГУ.- 2005.- Вып. 40.
4. Сорокин П. А. Что нужно народу. Монархия или республика? - Пг., 1917; Сорокин П. А. Что такое социализм? - Пг., 1917; Сорокин П. А. Причины войны и пути к миру. Пг., 1917; Сорокин П. А. Голод и убеждения (идеология) человека // Артельное дело. -
1921. - № 9-16; Сорокин П. А. «Смена вех» как социальный симптом // Вестник литературы. - 1921. -№ 12; Сорокин П. А. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную формацию // Экономист. -
1922. - № 1; Сорокин П. А. Война и милитаризация общества // Артельное дело. - 1922. - № 1-4; Сорокин П. А. Начало великой ревизии //Вестник литературы. - 1922. - № 2-3.
5. Сорокин П. А. Состояние русской социологии за 1918—1922 гг. // О русской общественной мысли. - СПб., 2000. - С. 29.
6. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиги и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - СПб, 1914. - С. 11.
7. Сорокин П. А. Бухарин Н. И. (1888-1938). Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии // Экономист. - 1922. - № 4. - С. 210.
8. Sorokin P. A. The American Sex Revolution. -Boston, 1956.
9. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. -N.Y., 1962; Sorokin P. A. The Crisis of Our Age: The Social and Cultural Outlook. - N.Y., 1941; Sorokin P. A. Man and in Calamiti/ The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behavioral, social orgaani-sation and cultural life. - N.Y., 1942; Sorokin P. A. The Reconstruction of Humanity. - Boston, 1948; Sorokin P. A. SOS: The Meaning of out Crisis. - Boston, 1951; Sorokin P. A. The Basic Trends of Our Tims.- New Haven, 1964.
10. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. -N.Y., 1962.
11. Сорокин П. А. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. - М., 2006. - С. 25.
12. Там же. - С. 97.
13. Там же. - С. 107.
14. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. — N.Y., 1962. — V. 4. — P. 46.
15. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. — СПб., 2000. — С. 45.
16. Там же. — С. 55.
17. Там же. — С. 54.
18. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М, 1991. — С. 432.
19. Сорокин П. А. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. — М., 2006. — С. 658.
20. Сорокин П. А. Долгий путь. — Сыктывкар, 1992. — С. 243.
21. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1997. — С. 198.
22. Sorokin P. A. Altruistic Love: A Study of America «Good Neighbors» and Christian Saints. — Boston, 1950; Sorokin P. A. The Ways and Power of Love. Types, Factors, and Techniques of Transformation. — Boston, 1953.
23. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1997. — С. 116, 136.
24. Яковец Ю. В. Великие прозрения Питирима Сорокина и глобальные тенденции трансформации общества в XXI веке. — М., 1998. — С. 39.
25. Яковец Ю. В. Бесценный подарок // Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. — СПб., 2000. — С. 7.
26. Голосенко И. А. Проблема кризиса общества и культуры в социологии Питирима Сорокина // Российская социология. — М., 1997. — С. 153.
Об авторе
Василенко Виктория Валерьевна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедр культурологии и библиотековедения; историографии и источниковедения СГУ, председатель Ставропольского культурологического общества, эксперт научного портала Фонда имени П. Сорокина, учрежденного Международным институтом П. Сорокина - Н. Кондратьева, социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, РоСА. Автор более 40 научных публикаций по истории, методологии истории, культурологии. vasilvica@yandex. ru