не только сверху, в рамках государственных или международных программ, но от самого общества, для которого диалог культур в наши дни - проблема нормального каждодневного общения. Инициативу следует взять на себя интеллектуальной элите разных культур и религий, прежде всего, связанной с образованием, играющим определяющую роль в формировании культурной и конфессиональной идентичности личности. Среди первоочередных задач -введение курсов по цивилизационному диалогу (как в рамках учебных программ, так и публичных), студенческие поездки в страны иной культуры и в страны, имеющие положительный опыт во взаимоотношении цивилизаций.
Особый акцент необходимо сделать на смягчении именно религиозного противостояния. В этой связи необходимо отметить особое положение России, страны, где межконфессиональный мир и добрые отношения между православными и мусульманами стали традицией. Россия с ее вековыми устоями веротерпимости, без сомнения, способна внести свой вклад в миротворческие усилия по разрешению межрелигиозных противоречий и передать полезный опыт другим народам.
Литература
1. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
2. Фукуяма Ф. Конец истории? // Кимелов Ю.А. Философия истории: Антология. М., 1994.
3. Dyron B. Daughrity. The changing world of Christianity: the global history of a borderless religion. N. Y., 2010.
4. Habib C. Malik Islamism and the Future of the Christians of the Middle East. Stanford, 2010.
5. Журавский А.В. Христианство и ислам. Социо-культурные проблемы диалога. М., 1990 // http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=808.
6. Mbiti John S. Introduction to African religion. Nairobi, 1991.
7. http://www.law.umaryland.edu/marshall/crsreports/crsdocuments/RS22873_05092008.pdf
8. Рыбина М.В. Религии и политика Нигерия: пути взаимодействия // Азия и Африка сегодня. М., 2012№ 3.
9. Кудров Е.А. Судан на перепутье: война или мир? М., 2009.
10. http://www.pewfomm.org/executive-summary-islam-and-christianity-in-sub-saharan-africa.aspx
11. Христиане и мусульмане: проблема диалога / Сост., вступит. статья и комментарии А. Журавского. М., 2000.
12. Яковца Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.
ИСТОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Эволюция концепции кризиса в философии П.А. Сорокина
к.ф.н. доц. Головко Ю.В.
Университет машиностроения yulia_golovko@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается концепция кризиса современного общества русско-американского философа и социолога П. А. Сорокина. Прослеживается развитие идей в данной области на протяжении всего творчества Сорокина, начиная с ранних работ и заканчивая зрелыми трудами. Анализируется значение концепции кризиса как для творчества П.А. Сорокина, так и социально-философской мысли в целом.
Ключевые слова: кризис, общество, кризисология, культура, культурная суперсистема, социальная динамика, ценность
Развитие современного общества сопровождается целым рядом негативных явлений. Определяющими тенденциями становятся нестабильность, неустойчивость и резкие колебания во всех областях общественной жизни. Одним из определяющих состояние современного общества понятий становится понятие кризиса. Как известно, в широком толковании под кризисом понимается резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, а также острый недостаток, нехватка чего-либо, тяжелое положение [5].
Без сомнения, за историю своего существования человечество неоднократно сталкивалось с серьезными затруднениями и пребывало в состоянии кризиса, но при этом кризисы, в подавляющем большинстве, носили локальный характер. Особенностью современного кризиса является его глобальность и системный характер. Почти во всех отраслях человеческой деятельности можно обнаружить проблемы и затруднения, имеющие серьезные последствия для судеб всего мира. К ним можно отнести следствия технизации современного общества, проявляющиеся в катастрофическом загрязнении природной среды, в ухудшении состояния здоровья населения, возникновении техногенных катастроф; экономические неурядицы, выражающиеся в падении темпов экономического роста и финансовых колебаниях, усилении социального неравенства как внутри общества, так и между различными странами; политическую напряженность в мире, этнические конфликты и войны.
Современный кризис отличается особой глубиной и широтой проявлений. Кризис охватывает все сферы человеческой деятельности, «...современным кризисом затронуты все отрасли и грани человеческой культуры: экономика, идеология, политика, мораль, право, искусство, философия, экология, религия, межнациональные отношения» [1, с. 206].
В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает философское наследие Питирима Александровича Сорокина. Без преувеличения можно сказать, что большинство трудов Сорокина имеют целью исследование современной цивилизации и направлены на выявление, разъяснение, разработку основных проблем, возникающих в ходе развития современного общества. При этом категория «кризис» является одной из ведущих в творчестве мыслителя.
На наш взгляд, истоки «кризисологии» можно найти уже в ранних работах П.А. Сорокина, а анализ ученым таких общественных явлений как преступность, война, революция в дальнейшем приведет к формированию целостной концепции кризиса. Необходимо отметить, что в этот период творчества Сорокин практически не употребляет термин «кризис» и не рассматривает его как важную составляющую общественного процесса. Тем не менее, анализируемые им явления представляют конкретные проявления кризиса. Так, в работе 1922 года «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» [6] Сорокин всесторонне исследует воздействие голода не только на отдельного человека, его сознание, психологию и поведение, но и «социальные эффекты» данного явления. Голод рассматривается Сорокиным в его взаимосвязи с такими явлениями, как преступность, социальная нестабильность, революция и война. Все эти явления в комплексе и составляют основу кризиса. Опираясь на обширный эмпирический материал, Сорокин делает вывод, что голод не только разрушает человеческую личность, подавляя условные детерминаторы социальных действий и искажая моральные, правовые, религиозные, эстетические и прочие формы социального поведения, но и становится одним из определяющих факторов в формировании общественной идеологии, морали, а также основ государственного устройства.
Еще одно из существенных проявлений кризиса - война. В статье «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию» (1922) П.А. Сорокин констатирует, что, помимо количественного уменьшения населения (что, несомненно, в первую очередь сказывается на экономическом развитии общества), война приводит к гораздо более важным для общества потерям, оказывая значительное влияние на его качественный состав. Проявляется это в том, что вследствие военных действий более всего страдают трудоспособные возрасты, из жизни уходят более здоровые представители рода, нарушается половой со-
став населения. Но наиболее значимым фактором, влияющим на стабильное развитие общества (и, как следствие, возможность избегать либо преодолевать кризисы), является то, что «война уносит преимущественно морально здоровые элементы и оставляет выживать элементы морально негодные, преступные ...
На войне, при равенстве прочих условий, людей с глубоким сознанием долга перед страной, родиной, своей группой гибнет больше, чем лиц, лишенных такого сознания»[6, с. 560]. Сорокин приводит факты, убедительно доказывающие, что общество теряет более интеллектуальную, талантливую и квалифицированную часть населения, «война прямо и косвенно пожирает в большей степени духовно одаренных (более волевых, более развитых, более талантливых), чем неодаренных» [6, а560]. Таким образом, война оказывает негативное влияние на все основополагающие стороны общественной жизни, что, в свою очередь, может способствовать нарастанию кризисной симптоматики.
В своей дальнейшей работе П.А. Сорокин обращается к исследованию кризиса как комплексного, многопланового явления, пронизывающего всю ткань современного общества, задающего характер его развития и определяющего дальнейшие перспективы. В работе «Социальная и культурная динамика» [8] Сорокин утверждает, что кризис носит системный характер. В основе кризиса лежит разрушение всей системы ценностей современной культуры. Категория кризиса у П.А. Сорокина неразрывно связана с категорией культурной суперсистемы и учением о суперсистемах.
Необходимо отметить, что категория культурной суперсистемы является основной в теории развития общества П.А. Сорокина, более того, она играет методологическую роль в процессе рассмотрения П.А. Сорокиным кризисного состояния общества и путей выхода из него.
В своей концепции социальной и культурной динамики Сорокин рассматривает развитие социокультурных явлений, объединенных некоей основополагающей ценностью. Данная ценность составляет базу суперсистемы и определяет все области деятельности человека. Культура, наука, философия, религия, искусство и мораль зависят от этой ценности. В истории человечества, по мнению Сорокина, существовали три основные культурные суперсистемы - идеациональная (идейная), чувственная, идеалистическая. Основу идеациональной системы составляет обращение к сверхчувственному как к высшей ценности. Идеалом данной системы является некий возвышенный духовный Абсолют. Нравственные нормы данной системы определяются понятием долга и воспринимаются как абсолютные, безусловные и неизменные.
Чувственные системы основаны на принципе чувственного счастья. В подобных системах в качестве высшей цели рассматриваются такие понятия, как удовольствие и наслаждение. Наука, искусство и мораль основаны на утилитаризме.
Идеалистическая система является синтезом двух вышеназванных систем. Усматривая высшую ценность в боге, она не отрицает значимости мирской жизни. Особенностью данного социокультурного типа является сочетание духовности и рациональности.
На протяжении развития человечества данные системы сменяли друг друга, по очереди занимая господствующее положение. Все изменения, происходящие в обществе, обусловлены изменениями в системе ценностей. С изменениями системы ценностей связаны и кризисные проявления.
В своих зрелых работах П.А. Сорокин делает вывод, что к кризису в обществе приводит девальвация ценности, лежащей в основе культурной суперсистемы. При этом кризис -явление не случайное. Это следствие «пульсации» суперсистем. Подобно тому, как в жизни человека различные состояния - здоровье и болезнь, напряжение и отдых - сменяют друг друга, так «аналогичная пульсация происходит в процессе исторического развития общества» [8, с. 661].
В работе 1957 года «Кризис нашего времени» [9] Сорокин подчеркивает, что кризисы типичны для человеческой истории, это проявление ее объективного хода. Истории челове-
чества свойственны переходы от порядка к хаосу и наоборот. Тем не менее, кризис XX века носит особый характер и сопровождается крайне глубокими изменениями в области важнейших ценностей. Именно этот кризис Сорокин характеризует как «самый кровавый кризис самого кровавого века» [9, с. 212].
Если мы обратимся к нашей недавней истории, мы обнаружим явные признаки кризиса основополагающих ценностей нашего общества. Следуя логике П.А. Сорокина, можно заключить, что современный кризис - это продолжение, «наследство» кризиса века прошлого. Тем не менее, прогноз на будущее представляется достаточно позитивным.
С точки зрения П.А. Сорокина, точно так же, как ценность, образующая основу суперсистемы, влияет на культуру и мораль, изменения в области культуры и нравственности могут помочь «продлить жизнь» или, наоборот, прекратить существование господствующей суперсистемы, и, таким образом, помочь в скорейшем преодолении кризиса.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что несомненной заслугой П.А. Сорокина можно считать то, что он одним из первых в русской философии применил системный подход для анализа кризиса современного общества. Опираясь на богатый эмпирический материал, П.А. Сорокин исследовал сущность, причины и конкретные проявления кризиса в различных областях общественной жизни, наметил возможные пути его преодоления и дал прогноз на будущее.
Литература
1. Анатомия кризисов. / А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин и др. М., Наука. 1999.
2. Головко Ю.В. Есть ли будущее у альтруизма и амитологии? Вестник МГУЛ № 7 (49), 2006.
3. Головко Ю.В. Кризис ответственности как проявление глобального кризиса. Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ» № 2 (16), 2013, т. 6.
4. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Кризис техногенной цивилизации и формирование новой экологической парадигмы общественного сознания. Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал. - М.,МГТУ «МАМИ» № 2 (16), 2013, т. 6.
5. Современный словарь иностранных слов. М., 1992.
6. Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода нга поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003.
7. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
9. Sorokin P.A. The Crisis Of Our Age. N.Y. 1957.
Анализ понимания категорий модальности в ранней философии
д.ф.н. проф. Ивлев В.Ю., д.ф.н., к.психол.н. проф. Ивлева М.Л.
Университет машиностроения 8(499)2671640, marinanonna@yandex.ru
Аннотация. В статье предпринимается попытка средствами логики и методологии науки проанализировать понимание Демокритом категорий необходимости, случайности и возможности как наиболее раннего и оригинального в ранней философии.
Ключевые слова: необходимость, возможность, случайность, модальность, несущественные признаки, определения терминов, Демокрит.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №14-23-01005 на тему "Логический инструментарий и философские основания современной науки".
В современных философских исследованиях и учебных курсах значительное внимание уделяется категориям необходимости и случайности, возможности и действительности, сущности и т.д. В данной статье ставится задача исследовать понимание категорий необходимо-