ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 2
В.А. Шаповалов, докт. социол. наук, проф., ректор Ставропольского государственного университета*
В.В. Василенко, докт. ист. наук, доц., проф., зав. кафедрой культурологии и библиотековедения Ставропольского государственного университета**
КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ П.А. СОРОКИНА
Как пишут авторы статьи, "интегральная концепция П.А. Сорокина носит законченный, системный характер и обладает функциями, присущими социальным теориям: объясняющей, методологической, практической, прогностической. Интегральная методология направлена не только на познание общества, его культуры, но и на объяснение социокультурных перемен, моделирования социокультурных процессов".
Ключевые слова: П.А. Сорокин, интегральная концепция П.А. Сорокина.
The authors of this article suggest that "the integrated concept of P.A. Sorokin is systematic, and has the functions that are inherent in social theories: explaining the methodological, practical, predictive. Integral methodology aims not only to the understand society, its culture, but also tries to explain the socio-cultural changes, modeling of social and cultural processes".
Key words: P.A. Sorokin, integrated concept of P.A. Sorokin.
Питирим Александрович Сорокин уже давно признан одним из классиков мировой социологии. Его имя стоит в одном ряду с именами таких выдающихся социальных мыслителей, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер.
Процесс возвращения на родину научного наследия П.А. Сорокина начался в конце 1990-х гг. С каждым годом растет число исследователей, которые изучают и интерпретируют отдельные периоды и стороны его научного творчества. Постепенно пришло понимание того, что интегральная концепция П.А. Сорокина образована сочетанием и логической унификацией ряда взаимосвязанных между собой элементов — научных теорий (многофакторности, теории познания, социокультурной динамики, кризиса, конвергенции, созидательного альтруизма), где ситемообразующую роль играет интегральная методология.
Как показало время, интегральная концепция П.А. Сорокина носит законченный, системный характер и обладает функциями, присущими социальным теориям, — объясняющей, методологической, практической, прогностической. Интегральная методология
* Шаповалов Владимир Александрович — shapovalov_va@mail.ru
** Василенко Виктория Валерьевна — vasilenkovv@gmail.com
направлена не только на познание общества, его культуры, но и на объяснение социокультурных перемен, моделирование социокультурных процессов.
И если еще несколько лет тому назад отечественные исследователи пытались противопоставлять интегральную методологию марксистской методологии, то реалии сегодняшнего дня показывают, что эти две системные методологии дают различные способы познания и описания одного и того же объекта — общества. В них ставятся различные исследовательские задачи относительно общей проблемы характера и направления изменений в обществе, задаются разные системы координат, используются альтернативные способы их решения.
Особенность интегральной концепции П.А. Сорокина состоит в глубоком обосновании духовной составляющей общества, основанной на изучении и анализе трех типов ментальностей или стилей культуры. У П.А. Сорокина социокультурная реальность не соответствует формациям, детерминированным социально-экономическими условиями. В центре внимания П.А. Сорокина не производительные силы, производственные отношения и связанные с ними формы общественного сознания или надстройка, а ценности, значения, нормы, образующие особую культурную интеграцию. Любой акт человеческой деятельности наделен социокультурным смыслом.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что современный глобальный кризис носит системный характер и проявляется не только в экономике, но и во всех сферах жизни и деятельности людей. Как заверяют экономисты, даже при самом благоприятном исходе кризиса нам придется не только от многого отказаться, но и, что особенно важно, изменить мировоззрение, научиться жить по-новому и по-новому смотреть в будущее. По своей глубине нынешний кризис можно сравнить разве что с кризисом верхнего палеолита, завершившегося неолитической революцией, кризисом поздней Античности, крушением антично-рабовладельческой системы, кризисом феодализма.
П.А. Сорокин жил и творил в один из самых драматичных и переломных периодов человеческой истории. Пройдя через глубокие социальные потрясения ХХ в., вызванные двумя мировыми войнами, П.А. Сорокин также как и другие западные мыслители того периода (О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс), был обеспокоен будущим человечества и свои усилия направил на осмысление причин упадка западного общества и определения тенденции будущего.
П.А. Сорокин руководствовался универсалистским толкованием кризиса культуры и общества. Теорию кризиса он начал разрабатывать еще в российский период научного творчества (1914—1922).
Наблюдая с 1914 г распад экономических и социальных институтов в России, П.А. Сорокин публикует ряд статей в жанре социологической публицистики, посвященных анализу конкретно-исторического проявления кризиса в России1. Позже, уже в эмиграции, он отмечал, что русский опыт дал большое количество эмпирического материала, что он поучителен не только для участников событий, но и для исследователей. Он писал: "Я жалею, что западноевропейские и американские социологи не организовали специальную научно-социологическую экспедицию в Россию для наблюдения социальных явлений. Здесь они имели бы возможность экспериментально проверить много теорем и, вероятно, освободились бы от многих ложных положений"2.
Одним из основополагающих методологических принципов П.А. Сорокина была идея о нелинейности исторического процесса, о том, что "исторические тенденции идут не прямолинейно, несмотря на свое постоянство, а дают временные повышения и понижения"3. В 1922 г., накануне высылки из России, в рецензии на популярный учебник марксистской социологии П.А. Сорокин критиковал Н.И. Бухарина за узость понимания проблемы динамики общества. Он отмечал, что Н.И. Бухарин «знать ничего не хочет о повторениях в истории <...> рисует весь исторический процесс подобием какого-то плац-парада, где общества переходят смирненько из одной стадии в другую, пока не придут к вечной пристани коммунистического рая, приуготованного им автором и долженствующего наступить "неизбежно"». С точки зрения П.А. Сорокина, «если бы никаких повторений в истории не было, и если бы неповторяющийся в целом исторический процесс не состоял из повторяющихся элементов, то нужно было бы проститься с возможностью формулировки законов общественной жизни, в том числе и законов развития. Последние возможны только тогда, когда в сериальном ряду... есть повторения. Без него... никакие "тенденции" не сформулируешь. Как неповторяющаяся в целом история Земли, или Солнечной системы, или организма не мешает суще-
1 См.: Сорокин П.А. Что нужно народу. Монархия или республика? Пг., 1917; Он же. Что такое социализм? Пг., 1917; Он же. Причины войны и пути к миру. Пг., 1917; Он же. Голод и убеждения (идеология) человека // Артельное дело. 1921. № 9—16; Он же. "Смена вех" как социальный симптом // Вестник литературы. 1921. № 12; Он же. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную формацию // Экономист. 1922. № 1; Он же. Война и милитаризация общества // Артельное дело. 1922. № 1—4; Он же. Начало великой ревизии // Вестник литературы. 1922. № 2—3.
2 Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918—1922 гг. // О русской общественной мысли. СПб., 2000. С. 29.
3 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиги и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914. С. 11.
ствованию повторяющихся явлений (например, смены дня и ночи, времен года...), так в историческом процессе есть множество повторяющихся явлений, что и дает возможность открытия и формулировки закономерности»4.
В американский период научного творчества (1923—1968) П.А. Сорокин продолжил исследования конкретных проявлений кризиса. Так, в 1956 г. в книге "Американская сексуальная революция"5 он подробно рассмотрел все основные проявления зацикленности и анархии, их деструктивное влияние на физическое, умственное, нравственное и социальное здоровье отдельных людей и целых наций, высказал опасность последствий сексуальной распущенности, оказавшей влияние на американский образ жизни, культуру, ценности середины ХХ в. Начиная с конца 1930-х гг. от проблемы "русского кризиса" П.А. Сорокин переключился на новый уровень осмысления кризиса — мировой. Эти идеи были развиты и детализированы в серии работ: "Социальная и культурная динамика" (1937—1941), "Кризис нашего времени" (1941), "Человек и общество в опасности" (1942), "Реконструкция человечества" (1948), "SOS: значение нашего кризиса" (1951), "Основные тенденции нашего времени" (1964)6.
В своем главном фундаментальном труде "Социальная и культурная динамика" П.А. Сорокин впервые поставил диагноз упадка и дезинтеграции западной культуры и общества7. В предисловии он писал: «Этот труд — плод моих усилий, направленных на то, чтобы хотя бы частично осмыслить произошедшее в окружающем меня социальном и культурном мире. Мне не стыдно признаться, что мировая война и большинство последовавших за ней событий озадачили меня — человека, который в согласии с преобладавшими с начала XIX в. течениями социальной мысли, верил в прогресс, революцию, социализм, демократию, научный позитивизм и многие другие подобные "измы" <...> Если бы в 1913 г. кто-нибудь всерьез предсказал хотя бы малую часть того, что впоследствии произошло на самом деле, его сочли бы не иначе как сумасшедшими. И, тем не менее, то, что казалось в то время абсолютно невозможным, произошло»8.
4 Сорокин П.А. Бухарин Н.И. (1888—1938). Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии // Экономист. 1922. № 4. С. 210.
5 Sorokin P.A. The american sex revolution. Boston, 1956.
6 Sorokin P.A. Social and cultural dynamics. N.Y., 1962; Idem. The crisis of our age: The social and cultural outlook. N.Y., 1941; Idem. Man and in Calamiti // The Effects of War, Revolution, Famine, Pestilence upon Human Mind, Behavioral, Social Orgaanisa-tion and Cultural Life. N.Y., 1942; Idem. The reconstruction of humanity. Boston, 1948; Idem. SOS: The meaning of out crisis. Boston, 1951; Idem. The basic trends of our times. New Haven, 1964.
7 Sorokin P.A. Social and cultural dynamics.
8 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006. С. 25.
Диагноз, который был поставлен П.А. Сорокиным, в самом общем виде выглядел следующим образом: культура западного общества находится в чрезвычайном кризисе, а человечество — между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой и наступающей новой культурой творческого завтра: "...косые лучи солнца еще освещают славу уходящей эпохи, но свет гаснет, и в углубляющейся тьме, в тумане сумерек становится все труднее видеть и ориентироваться, ночь переходного периода с ее кошмарами, пугающими тенями, разрывающими сердце ужасами, начинает неясно выступать, однако вдали, вероятно, поджидает заря новой великой культуры, чтобы встретить людей будущего".
Исторический процесс как развитие и смену социокультурных суперсистем П.А. Сорокин объясняет с помощью гипотезы социальной и культурной динамики, через флуктуации культурных стилей. Он предлагает следующие параметры их наблюдения и описания: 1) единицу (изменяющаяся или находящаяся в процессе социокультурная система); 2) временные отношения (социальное время); 3) пространственные отношения (социальное пространство с его собственной системой координат); 4) направление (длительность, последовательность, количественная и качественная направленность). В соответствии с ними можно наблюдать и описывать динамический процесс.
Социокультурная динамика или изменение, с точки зрения П.А. Сорокина, включает в себя "способы появления социокультурной системы, длительность ее существования, изменение, разрушение и возникновение другой"9. Типология интегрированных суперкультур П.А. Сорокина основывается на определении их собственной ментальности, собственной системы истины и знания, "имеет собственную философию... особый тип религии... свое собственное представление о правильном и неправильном; особые формы искусства и литературы; нравы, законы, правила поведения; собственную экономическую и политическую организацию; наконец, специфический тип человеческой личности с особым складом ума и манерами поведения. Все эти ценности, одинаково присутствующие и в той и в другой культуре... в рамках каждой из культур... тесно прилажены друг к другу, будучи связаны логически, а зачастую и функционально"10.
Интегральная методология П.А. Сорокина в корне отлична от тех, которые при объяснении изменений внутри общества и культуры в качестве главного фактора выдвигают один или несколько элементов общества и культуры. С точки зрения П.А. Сорокина,
9 Sorokin P.A. Social and cultural dynamics. \fol. 4. P. 46.
10 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 45.
3 ВМУ, социология и политология, № 2
33
серьезной методологической ошибкой экономической интерпретации истории было то, что ее сторонники возводят экономический фактор в первопричину изменений во всех составных частях культуры. П.А. Сорокин исходил из того, что «...если данная культура является единством, в котором экономический, религиозный, демографический и другие составные элементы только отдельные части, то объяснение изменений в ней с помощью подобного выделения главного фактора будет таким же малоуспешным, как и объяснение изменений человеческого организма при переходе от детства к половой зрелости увеличением роста или каким-нибудь подобным "фактором"»11.
Таким образом, поскольку природу социокультурных типов П.А. Сорокин определял через ее ментальность (внутренним аспектом), то и источник ее динамики он обнаруживал в самой культуре. Объяснение изменений в социокультурной системе он находил не только и не столько во внешних факторах, сколько внутри самой социокультурной системы, отмечая, что "...неправильно интерпретировать любую подлинную систему всего лишь как игрушку внешних условий"12.
Внутреннее изменение социокультурной системы предполагает изменение всех главных составляющих этой культуры. С точки зрения П.А. Сорокина, не трансформация одного фактора заставляет другой или все остальные факторы изменяться, а весь комплекс интегрированной социокультурной системы. С течением времени господствующая мировоззренческая система стремится занять монопольное положение, полностью вытесняя другие основные принципы. По мере убывания удельного веса доминирующего типа и возникновения трудности познания мира ему на смену постепенно приходит следующий тип. На определенном этапе господствующая система ценностей, исчерпав свои возможности, становится стереотипной и дезинтегрируется. Ей на смену приходит другая система ценностей, соответствующая другому видению мира, образующая иной стиль культуры. Ростки "нового" никогда не исчезают полностью, они сосуществуют с другими формами познания на фоне доминирующих ценностей.
В самом общем виде основная тенденция или закон мировой истории, по мнению П.А. Сорокина, состоит в бесконечном чередовании, волнообразном изменении, флуктуации, переходе от идеацио-нальной к чувственной и идеалистической социокультурной суперсистеме. Всеобщий характер изменений является закономерностью социокультурного процесса.
11 Там же. С. 55.
12 Там же. С. 54.
Распад или разрушение той или иной социокультурной системы ценностей—значений—норм порождает кризисы. С точки зрения П.А. Сорокина, кризис — это переходный период, существенный фактор и неизбежная необходимость мирового исторического процесса. Он является переходным этапом от одной социокультурной системы к другой. Таковыми, по мнению П.А. Сорокина, были IV, II вв. до н.э., V, XV, XX вв. н.э. — периоды тотального кризиса. В эти эпохи, с точки зрения ученого, старая система находится в состоянии дезинтеграции, увеличения относительности ценностей и накопления конфликта.
Рассматривая типы и фазы мировой истории, их имманентную смену, ритмы и закономерности, П.А. Сорокин приходит к пониманию всеобщего характера кризиса. Нарушения и дезинтеграция в отдельных частях суперсистемы (эмпирических социокультурных системах — экономике, политике, морали, религии, семье, науке, искусстве и т.д.) влекут за собой нарушения и в ее других частях. В недрах дезинтеграционных процессов, созревают зачатки новой социокультурной системы, которая будет определяться другой сис темой ценностей.
П.А. Сорокин различал несколько типов кризисов. Переход от умозрительной к идеалистической социокультурной суперсистеме и от последней к чувственной сопровождается относительно легкими видами кризиса. Переход от чувственной к другим социокультурным суперсистемам порождает затяжной "мучительный" кризис. С точки зрения П.А. Сорокина, именно таким являлся последний кризис, свидетелем разворачивания которого он стал. Он проявился во всех сферах общества и его ценностях. Как отмечал П.А. Сорокин, удовлетворение материальных потребностей в таком обществе часто носит искусственный характер. Бесконечная смена и расширение числа предметов потребления и услуг становятся основным законом экономики, нацеленной на производство ради потребления. Этот замкнутый круг требует огромных затрат, как природных ресурсов, так и интеллектуальной созидательной энергии человека. Дезинтеграционные процессы распространяются системно как в экономической сфере, так и в духовной области культуры (мораль, право, религия, искусство и т.д.). В результате место универсальных ценностей, значений и норм занимают узкогрупповые ценностные ориентиры (монархистов и республиканцев, верующих и атеистов, коммунистов и католиков, богатых и бедных, негров и белых и т.п.). Как следствие — многоликая моральная, религиозная, экономическая, политическая, социальная анархия в обществе, рост цинизма, нигилизма, аморальности и антисоциальности, социальные конфликты, революции, войны.
Кризис западной культуры, с точки зрения П.А. Сорокина, представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет складываться новая социокультурная система с иными ценностями. "Точно так же, как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации"13, — писал П.А. Сорокин.
В соответствии с интегральной концепцией П.А. Сорокина переживаемый сегодня мировой финансовый кризис символизирует продолжающийся распад системы ценностей. Современный кризис необходимо рассматривать как внутренний, неизбежный и необходимый момент мирового исторического процесса, который отражает процесс дезинтеграции системы ценностей западной культуры, детерминированных культом удовлетворения материальных потребностей, механического покорения природы с помощью науки и техники, войн и ядерного оружия как средства регулирования политических интересов. Кризис — это часть процесса социокультурной динамики, момент флуктуации ценностей, переходный этап к новому типу общества и культуры, а не гибель и конец человеческой цивилизации.
Большую роль в изучении механизмов, закономерностей и форм проявления кризисов П.А. Сорокин отводил социальным наукам. Он призывал ученых, социальных мыслителей изучать кризис и разрабатывать стратегию его преодоления.
Заслугой П.А. Сорокина является то, что он не только выявил и типологизировал повторяющиеся явления — кризисы в мировой истории, диагностировал состояние общества ХХ в. как кризисное, но и наметил этапы, условия и меры выхода из кризиса. В этом состоит эвристическая значимость интегральной методологии П.А. Сорокина.
Этапы выхода из кризиса он обозначил как "кризис—катарсис—воскрешение". С точки зрения П.А. Сорокина, преодоление кризиса и построение "нового гуманитарного и творческого социального порядка" возможно лишь при наличии следующих условий: 1) интеллектуальных (мудрости и знания того, что надо делать) и 2) организационных (союзе любых харизматических сил, заинтересованных в преодолении кризиса путем моральной трансформации). Знание о кризисе должно формироваться на основе логического анализа большого круга проблем с привлечением максимального количества надежной, адекватной информации.
13 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991. С. 432.
Необходимо учитывать социокультурный опыт выхода из предыдущих кризисов.
П.А. Сорокин всегда подчеркивал особую роль ученых-гуманитариев, которые должны информировать общество и разъяснять людям природу кризиса, его неизбежный и вместе с тем проходящий характер. Этим определяется роль ученых в обществе: они должны способствовать снятию напряженности в обществе. П.А. Сорокин полагал, что правильное понимание смысла переживаемых потрясений позволит народам пройти очищение или катарсис, осмыслить и поддержать правильные решения.
Большую роль в преодолении мирового кризиса П.А. Сорокин отводил моральной реконструкции человечества и переходу к новой социокультурной суперсистеме. Он отмечал деструктивные тенденции в деятельности различных социальных институтов.
П.А. Сорокин установил, что "периоды перехода от идеацио-нальной фазы культуры — к чувственной или от чувственной к идеациональной являются периодами, когда заметно повышается военная активность и войны становятся более значительными"14. Он выявил, что если состояние социокультурной системы стабильно, то шансы войны невелики, а если аморфно и неопределенно, как это бывает в условиях тотального кризиса, то достаточно малейшего повода, чтобы спровоцировать войну.
В книге "Власть и нравственность", экземпляры которой с дарственной надписью были отправлены президенту Эйзенхауэру, госсекретарю Хетеру, нескольким сенаторам и конгрессменам США, главе советского правительства Н.С. Хрущеву, П.А. Сорокин указывал на то, что "процветание и выживание человека сегодня во многом определяет лишь горстка верховных правителей великих ядерных держав. В своих руках они безраздельно сосредоточили контроль над беспрецедентно мощными, несущими смерть вооружениями. От их мудрости или глупости во многом зависит судьба человечества — прочный мир или самоубийственная война. Никогда прежде в истории не было, чтобы жизнь и смерть такого огромного количества людей зависели бы от такой кучки прави-телей!"15 По его мнению, правящие социальные группы, "особая каста", не проявляют даже минимума интеллектуальной, нравственной и социальной квалификации, требующейся для решения столь сложных задач. Он предлагал заменить действующее правительство "политиков" правительством ученых, святых и мудрецов; заменить во многом устаревшие политические идеологии и ценности новыми; способствовать добровольной мобилизации и сотрудничеству всех созидательных сил человечества — лучших умов,
14 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006. С. 658.
15 Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1992. С. 243.
чистейших сердец и наивысшей сознательности для построения лучшего общественного порядка.
Как утверждал П.А. Сорокин, все деструктивные тенденции (и не только в экономике, но и в деятельности социальных институтов, а также патологии духовных ценностей, норм и законов, катаклизмы в жизни отдельных людей) интегрируются и соединяются в общий глобальный кризис общества, личности и культуры. Именно поэтому отдельные меры преодоления кризиса неэффективны. Они также должны носить системный, комплексный характер.
Особое место П.А. Сорокин отводил плану "моральной реконструкции человечества", который предполагал перестройку всей системы экономических, религиозных, межгосударственных отношений на основе принципов "любви, альтруизма и свободного сотрудничества". В 1946 г. им был даже создан Гарвардский исследовательский центр по созидательному альтруизму, целью которого стало стремление к нравственному оздоровлению человечества и прекращению межчеловеческой агрессии. Он подчеркивал, что создание данного центра стало логическим продолжением теоретических положений, выдвинутых им в "Социальной и культурной динамике" и касающихся характера современного кризиса — его причин, последствий и путей преодоления. Под руководством П.А. Сорокина сотрудниками центра было обнаружено, что все крупнейшие системы морали и религии появились именно в кризисные периоды, в моменты флуктуации ценностей. На основе полученных данных П.А. Сорокин сформулировал закон моральной и религиозной поляризации. Основной смысл закона состоит в том, что влияние национальных, социальных и политических катастроф на религиозную и моральную жизнь отдельного человека и общества состоит не в простом росте нерелигиозности и упадке морали, а, скорее, в этико-религиозной поляризации16. Это значит, что в бескризисные времена большинство населения придерживается несколько поверхностной религиозности и морали, во времена благоденствия оно не слишком греховно или религиозно, не слишком свято и религиозно, но во время кризиса это большинство имеет тенденцию к поляризации: одна его часть становится более религиозной и нравственной, в то время как другая склонна к нерелигиозности и преступности, большинство уменьшается в пользу обоих противоположных полюсов: углубленной революционности — воинственному атеизму; героической морали — деморализации. Причем, с точки зрения П.А. Сорокина, как правило, негативная поляризация превалирует над позитивной в начальный период бедственных времен, позитивная поляризация
16 См.: Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 198.
становится превалирующей на последнем этапе критического периода и после его завершения.
Труды, написанные П.А. Сорокиным в этот период, к сожалению, не так хорошо известны, как труды, написанные в другое время, в силу того, что многие критики сочли их за странности и причуды в стиле русских моралистов. А между тем это труды, в которых на основе интегральной методологии разработана целая программа моральной реконструкции человечества: "Альтруистическая любовь: исследование американских добрых соседей и христианских святых", "Пути и сила любви. Типы, факторы и техники моральной трансформации" и др.17
Американские социологи не хотели признавать идеи П.А. Сорокина, который последовательно продвигал идею кризиса современного западного общества и культуры. Большинство из них отдавали свое предпочтение идеям Т. Парсонса, который развивал понятие капитализма в альтернативной марксизму плоскости, возвеличивающей современное общество, рыночную экономику, капиталистические ценности. В теории действия мотивация действия определялась наличием стремления к удовлетворению определенных потребностей.
П.А. Сорокина не удовлетворял подход, который не учитывал изменений в обществе, происходящих буквально на глазах. В результате П.А. Сорокин постепенно отдалялся от ведущих американских социологов, не признавших его теорию социокультурной динамики. Научное признание роли П.А. Сорокина в становлении американской теоретической социологии пришло только после его избрания президентом Американской социологической ассоциации.
Сегодня очевидно, что научную ценность теории кризиса, разработанной П.А. Сорокиным, придает ее прогностическая направленность. Назначение интегральной методологии было заключено в попытке выработать правильное понимание сути изменений в обществе, для того чтобы они стали социально управляемым процессом. П.А. Сорокин энергично пропагандировал идеи о том, что научное сообщество социальных мыслителей не может тянуться в хвосте стихийно протекающих кризисных процессов, что цели и задачи социального познания сводятся к познанию не только прошлого и настоящего, но и будущего. Он утверждал, что в современном обществе жизненно необходимо прогнозировать и моделировать кризисные процессы.
В последние годы жизни в условиях нарастающего противостояния между капиталистическим и коммунистическим блоками
17 Sorokin P.A. Altruistic love: A study of America "good neighbors" and christian saints. Boston, 1950; Idem. The ways and power of love. Types, factors, and techniques of transformation. Boston, 1953.
П.А. Сорокин много размышлял о будущем человеческой цивилизации, о способах преодоления кризиса ХХ столетия и поисках духовных ориентиров человечества.
В 1958 г. на XVIII Международном социологическом конгрессе П.А. Сорокин выступил с докладами "Таинственная энергия любви" и "Три основные тенденции нашего времени". П.А. Сорокин заявлял: «...лидеры Запада уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому ("свободное предпринимательство") типу общества и культуры. Напротив, лидеры коммунистических стран самоуверенно ожидают коммунистической победы в ближайшие десятилетия. В отличие от тех и других предсказаний, я склонен думать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть теперешнее угрожающее критическое положение, то доминирующим типом возникающего общества и культуры не будет, вероятно, ни капиталистический, ни коммунистический, а... интегральный тип»18. Исходя из того, что "оба строя... несовершенны и не могут удовлетворять потребность будущего человечества в достойной созидательной жизни", П.А. Сорокин предсказал формирование нового типа — промежуточного порядка и образа жизни, объединенного системой культурных ценностей, социальных институтов, интегрального типа личности, существенно отличных от капиталистического и коммунистического образцов.
На основе интегральной методологии им были сформулированы основные закономерности или преобладающие тенденции ближайшего будущего:
1. "Чувственные ценности будут становиться более относительными и атомарными, граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями начнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии".
2. «Нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными, они будут все глубже погружаться в мерзость социокультурной клоаки, обретут не конструктивный, а прогрессирующе-деструктивный характер и предстанут скорее экспонатами музея социокультурной патологии, чем вечными ценностями, чувственная ментальность все в большей степени будет трактовать человека и все его ценности "физико-химически", "биологически", "рефлексологически", "экономически", "психоаналитически"».
3. «Когда все ценности атомизируются, исчезнет авторитетное "общественное мнение", место займут многочисленные, противоречащие друг другу "мнения" различных групп».
18 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. С. 198.
4. "Построенный западным человеком за предыдущие столетия договорный социокультурный дом рухнет. Его падение сметет договорную демократию, договорной капитализм вкупе с частной собственностью и договорное общество свободных людей".
5. "Грубая сила и циничный обман окажутся единственными атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений, в результате разразятся войны, революции, мятежи, общество захлестнут волнения и зверства, человек пойдет на человека, класс — на класс, нация — на нацию, вера — на веру, раса — на расу".
6. "Свобода для большинства превратится в миф, зато господствующее меньшинство будет пользоваться ею с необузданной распущенностью. Декларации прав начнут использовать как красивые ширмы для неприкрытого насилия".
7. "Бесчеловечные и тиранические правительства будут вместо свободы нести смерть, вместо закона — насилие, вместо созидания — разрушение".
8. "Распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей продолжится, главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она не превратится в случайное сожительство".
9. «Чувственная суперсистема нашей культуры будет все больше напоминать "место культурного демпинга", наполненное беспорядочной массой элементов, лишенных единства и индивидуальности, превратившись в такой базар, она окажется жертвой случайных сил, делающих из нее скорее "исторический объект", нежели самоуправляемый и живой субъект».
10. "Продолжится увядание творческого потенциала культуры, на смену великому христианству придет множество небылиц, состряпанных из фрагментов науки, обрывков философии, настоянных на примитивной мешанине магических верований и невежественных суеверий".
11. "В условиях растущей моральной, умственной и социальной анархии и деградации творческие способности, а также производство материальных ценностей будут убывать, материальный уровень жизни снизится".
12. "Уменьшится безопасность жизни и имущества, преступления начнут расти".
13. "Население все явственнее станет раскалываться на два типа: чувственных гедонистов и аскетов и стоиков, относящихся к чувственным ценностям с безразличием и враждебностью"19.
Затем, по прогнозам П.А. Сорокина, на смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей: чувственные
19 Там же. С. 116, 136.
ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических ценностей, которые вытеснят предшествующую суперсистему. Эту перемену произведут "лучшие умы" общества. Начнется конструктивный период новой, более интегралистской суперсистемы, "новая эра культуры".
Как справедливо отмечал профессор И.А. Голосенко, с научными трудами которого был знаком сам П.А. Сорокин, можно по-разному относиться к выводам П.А. Сорокина о кризисе и выходе из него. Одно ясно — "это был взгляд не с поверхности событий, а из глубины; совершенно очевидно, что требования П.А. Сорокина, высказанные еще 50 лет тому назад, о сохранении окружающей среды и разоружении, свободе перемещений и информационного обмена, новой школе и семье, новой философии, религии и науке могут стать категорическими императивами коллективного спасения. Они указывают вполне реальные, хотя и трудные пути. Но когда спасение и выживание было делом легким?"20
Секрет прогностической силы концепции П.А. Сорокина состоит в том, что он был последовательным методологом в самом широком смысле этого слова. Несмотря на сложные идейные и теоретические метаморфозы, пережитые П.А. Сорокиным в разные периоды его жизни и научного творчества, его научное наследие едино. Оригинальность его учения о кризисе состоит в важнейшем методологическом принципе — целостно понимаемой системе: общество, культура и личность, сквозь призму которой и рассматриваются все аспекты человеческой деятельности. Любой другой анализ кризиса, акцентирующий внимание лишь на одном из этих аспектов и фактах проявления кризиса, будет односторонним.
Научное наследие П.А. Сорокина не утрачивает своей актуальности. Сегодня труды П.А. Сорокина имеют не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Интегральная методология, созданная П.А. Сорокиным, дает ответы на новые "вызовы" эпохи, выдвигая на первый план необходимость изменения духовной сферы человека через созидание и творчество. Она позволяет увидеть глобальную смену типов общества и культуры, размышлять на тему зарождения нового интегрального типа общества, которое, по всей видимости, будет образовано интеграцией всех позитивных сторон капиталистического и коммунистического строя, объединено системой интегральных культурных ценностей, социальных институтов и интегрального типа личности. П.А. Сорокин отмечал, что оба строя работают только в особых условиях в особые периоды. В иных условиях и в иные времена они не работают и поэтому не нужны.
20 Голосенко И.А. Проблема кризиса общества и культуры в социологии Пити-рима Сорокина // Российская социология. М., 1997. С. 153.
Понимание того, что оба экономических строя потеряли свои специфические черты, объединив в себе характеристики друг друга, позволяет осознать на самом высоком уровне открывающиеся перед нашей страной совершенно новые возможности. В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлен не насильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности.
Интегральная методология социального познания способствует признанию равноприоритетных направлений развития страны — экономического, социального, культурного. Признается необходимость изменения мировоззрения людей. Инновационная экономика — это часть культуры, основанной на гуманистических ценностях, среди которых выделяются свобода и справедливость, верность долгу и доброта, интеллект и трезвая самооценка, чувство собственного достоинства, предприимчивость и творческое созидание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Василенко В.В. Питирим Сорокин и историко-культурный подход к изучению истории // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 1997. Вып. 9.
Василенко В.В. Возвращение на родину П.А. Сорокина // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 2000. Вып. 23.
Василенко В.В. Русский позитивизм начала ХХ века: от институциона-лизации социологии к теории истории // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 2005. Вып. 40.
Голосенко И.А. Проблема кризиса общества и культуры в социологии Питирима Сорокина // Российская социология. М., 1997.
Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиги и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
Сорокин П.А. Причины войны и пути к миру. Пг., 1917.
Сорокин П.А. Что нужно народу. Монархия или республика? Пг., 1917.
Сорокин П.А. Что такое социализм? Пг., 1917.
Сорокин П.А. Голод и убеждения (идеология) человека // Артельное дело. 1921. № 9—16.
Сорокин П.А. "Смена вех" как социальный симптом // Вестн. литературы. 1921. № 12.
Сорокин П.А. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную формацию // Экономист. 1922. № 1.
Сорокин П.А. Бухарин Н.И. (1888—1938). Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии // Экономист. 1922. № 4.
Сорокин П.А. Война и милитаризация общества // Артельное дело. 1922. № 1—4.
Сорокин П.А. Начало великой ревизии // Вестн. литературы. 1922. № 2, 3.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1992. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918—1922 гг. // О русской общественной мысли. СПб., 2000.
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006. Sorokin P.A. The crisis of our age: The social and cultural outlook. N.Y, 1941.
Sorokin P.A. Man and in сalamiti // The Effects of War, Revolution, Famine, Pestilence upon Human Mind, Behavioral, Social Orgaanisation and Cultural Life. N.Y, 1942.
Sorokin P.A. The reconstruction of humanity. Boston, 1948. Sorokin P.A. Altruistic love: A study of America "good neighbors" and christian saints. Boston, 1950.
Sorokin P.A. SOS: The meaning of out crisis. Boston, 1951. Sorokin P.A. The ways and power of love. Types, factors, and techniques of transformation. Boston, 1953.
Sorokin P.A. The american sex revolution. Boston, 1956. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics. N.Y., 1962. Sorokin P.A. The basic trends of our times. New Haven, 1964.