STUD NET
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ПОКОЛЕНИЙ
В СОЦИОЛОГИИ
CRITICAL ANALYSIS OF MODERN GENERATION THEORY IN
SOCIOLOGY
УДК 316.444.051.63 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10042 Ковин Егор Андреевич, аспирант, 2 курс, направления социологические науки, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Пермь
Kovin Egor Andreevich, post-graduate Student, 2 year, directions of sociological sciences, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Perm
Аннотация: в приведенной статье представлен критический анализ теорий поколений, которые популярны сегодня в научных бизнес кругах. Основными авторами современной теории поколений являются американские писатели Вильям Штраус и Нил Хоув, которые впервые изложили свои идеи в их совместной книге «Поколения» в 1991 году. В данной статье приводятся результаты исследования, которое было проведено автором, а также исследования других ученых, доказывающее, что отличительные черты поколений, выделенные в современных теориях не находят своего подтверждения на практике.
Abstract: the article presents a critical analysis of the theories of generations that are popular today in the scientific business community. The main authors of modern generation theory are American writers William Strauss and Neil Hove, who first expressed their ideas in their joint book Generations in 1991. This article presents the results of a study conducted by the author, as well as studies of other scientists, proving that the distinguishing features of generations highlighted in modern theories do not find their confirmation in practice.
Ключевые слова: популярные теории поколений, поколения XYZ, теория поколений В. Штрауса и Н. Хоува, теория поколений на практике.
Key words: popular generation theories, XYZ generations, the theory of generations of W. Strauss and N. Howe, the theory of generations in practice.
Сегодня, в социологии обрела широкую популярность «теория поколений XYZ». Авторами данной теории являются американцы Вильям
Штраус и Нил Хоув, впервые заявившие о своей теории в 1991 году в их совместной книге «Поколения» [4]. До сих пор, ссылки на теорию В. Штрауса и Н. Хоува можно встретить практически в любой научной работе, посвященной теме поколений.
В России на основе теории поколений вышеуказанных авторов существует проект «RuGenerations - российская школа Теории поколений» [2]. Кроме того, многие крупные фирмы, такие как «Вымпелком» и «Уральский банк реконструкции и развития», проводят активные исследования по данной теме. Самым масштабным из них является исследование, проведенное «Сбербанком» совместно с маркетинговой компанией «Validata», где была предпринята попытка изучить «поколение Z» и было выявлено 30 фактов о современной молодежи [3]. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день «теория поколений XYZ», авторами которой принято считать В. Штрауса и Н. Хоува, обрела большую популярность не только в академических, но и в бизнес кругах. Более того, на основе данной теории в крупных фирмах уже начинают приниматься управленческие решения. При этом апробация данной теории на практике в современной социологии не освещена.
Чтобы досконально изучить современную теорию поколений необходимо разобраться кто же такие, самые известные и цитируемые авторы в данной теме - Вильям Штраус и Нил Хоув.
Вильям Штраус родился 5 декабря 1947 года в Чикаго, умер 18 декабря 2007 года, в возрасте шестидесяти лет. Закончил Гарвардский университет, известен как сооснователь и директор американской политической сатирической группы «Капитолийские шаги», которая выступала с 1981 года. Также был сооснователем международной программы обмена учебным опытом для студентов и подростков театральной и журналистской школ, занимающихся драматургией «Кэппи» [6].
Нил Хоув родился 21 октября 1951 года в Калифорнии, закончил Йельский университет. В настоящее время известен как управляющий директор по демографии в инвестиционной исследовательской фирме в «Хеджей» (Hedgeye), президент консалтинговой компании «Сакилиум» (Saeculum Research and LifeCourse Associates), старший сотрудник по глобальному старению в аналитическом центре «Центр стратегических и международных исследований» и старший исследователь в политической пропагандисткой группе Соединенных Штатов «Конкордная коалиция» [5]. Как автор, также наиболее известен совместной работой с В.Штраусом над теорией поколений.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее известные авторы теории поколений не являются академическими учеными. Тем не менее, данный факт не помешал им получить репутацию создателей современной теории поколений и написать ряд книг, посвященных обсуждаемой теме.
Автором данной статьи была проведена серия глубинных интервью. Было опрошено 12 человек от 22 до 48 лет. В исследовании проверялись отличительные черты «поколения У» и «поколения X», разработанные В. Штраусом и Н. Хоувом. Также были проверены особенности этих двух поколений согласно российской школе поколений «КлОепегайопБ», которая в большей степени основана на простом переводе с незначительными изменениями указанных выше авторов. В итоге проведенного исследования, многие отличительные черты «поколения У», разработанные В. Штарусом и Н. Хоувом не подтвердились. Так, например, лишь половина опрошенных «игриков» хорошо работают в команде, стремятся внести свои ценности в традиционные нормы поведения и являются целеустремленными людьми. Не подтвердился ряд предположений о представителях «поколения У», которые были выдвинуты современной российской школой поколений. Так, к примеру, выяснилось, что более чем половина опрошенных не дорожит каждой минутой своего времени и предпочитает перед получением задания получить подробнейшие инструкции и объяснения по его выполнению. Такая отличительная черта «игриков», как надежда только на себя и редкие просьбы помощи у коллег, не подтвердилась ни у одного из респондентов. Такой же нулевой результат был выявлен у гипотезы, утверждающей, что представители «поколения У» хотят улучшить окружающий мир и готовы менять общество, в котором живет. Кроме того, только половина из опрошенных отметили тот факт, что они легко устанавливают контакт с новыми людьми.
Схожие результаты исследования были получены и в отношении представителей «поколениея X». Сто процентов из опрошенных респондентов не согласились, с устойчивым в современных теориях поколений, мнением, что «иксы» часто выглядят разочарованными и скептически настроенными. Не подтвердилась гипотеза, что представите «поколения X» не склонны к каким-либо рискованным действиям. Также не получили подтверждения такие отличительные черты данного поколение как, «иксы» редко просят помощи у коллег, плохо ладят с начальством, предпочитают индивидуальную работу и ответственность за нее, чем работу в команде.
Аналогичная ситуация обстоит и с представителями «поколения 7», это подтверждает недавнее исследование Н.В. Богачевой, где она делает вывод, о
том, что утверждать, что «поколение Z» имеет какие-либо особые признаки поведения, преждевременно. Также, в своем исследовании Н.В. Богачева развенчивает несколько мифов в отношении характеристик, которые прочно закрепились за представителями «Поколения Z».
Первый миф о том, что согласно неким поколенческим характеристикам современные подростки могут быстро обрабатывать информацию и решать несколько задач одновременно. Оказывается, что это связано исключительно с физиологическими особенностями, так как подростки «справляются с одномоментным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, что может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память». Также исследование подтверждает, что молодежь с трудом концентрируется на одной задаче. Но это не является какой-либо поколенческой спецификой, так как «дети и подростки всегда демонстрируют более низкий уровень произвольного внимания, нежели взрослые, так как у них еще недостаточно развиты отдельные мозговые структуры и высшие психические функции».
Второй миф заключается в утверждении, что современные подростки -люди прагматичные, они ориентированы на материальные ценности и склонны к простым удовольствиям. Однако проведенное исследование показывает, что «ориентация на удовольствие связана с определенными социальными группами, а не с принадлежностью к поколению, а общие статистические тренды, наоборот, говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу».
Третий миф связан с тем, что у современных детей повышен риск самоубийства, но связать это с поведенческими чертами поколения сложно, так как «склонность к депрессии - это общий тренд для всего современного общества, а не особенность «поколения 7». Четвертый миф говорит о том, что «зеты» лучше взрослых владеют цифровыми технологиями, однако исследования показали, что «в 2013 году достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя - 31% и 34 % соответственно. [1]
Вышеприведенные исследования доказывают, что черты, приписываемые трем основным, на сегодняшний день, поколениям, этим поколениям не присущи и эмпирически не подтверждаются. Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя чисто механически выделять поколения только по годам рождения индивидов, как это делают в своей теории поколений Вильям Штраус и Нил Хоув. В тоже время и полностью отказаться от концепции поколений не представляется возможным, так как, безусловно,
присутствует некая связь между группами людей, которые родились в один и тот же промежуток времени. Какие же тогда критерии определения поколений являются верными? Смело можно утверждать одно - относить людей к одному поколению, руководствуясь исключительно датой его рождения, мягко говоря, недостаточно. А современная теория поколений не пригодна к эффективному практическому применению и требует кардинально нового подхода к рассмотрению вопроса определения поколений.
Список использованной литературы
1. «Подростки цифровой эпохи практически ничем не отличаются от своих предшественников» / Н.В. Богачева [Электронный ресурс] https://gazeta-pedagogov.ru/issledovanie-niu-vshe-sovremennye-podrostki-prakticheski-ne-otlichayutsya-ot-predshestvennikov (дата обращения 17.04.2020 г.)
2. Российская школа Теории поколений - RuGenerations [Электронный ресурс] https://rugenerations.su/ (дата обращения 10.04.2020 г.)
3. «30 фактов о современной молодежи» / Сбербанк [Электронный ресурс]
4. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations:The History of America's Future 1584-2069.
5. Wikipedia (2010), "Neil Howe", available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Neil_Howe, (Accessed 18.02.2019)
6. Wikipedia (2010), "William Strauss" available at: https://en.wikipedia.org/wiki/William_Strauss (Accessed 18.02.2019)
List of references
1. "Teenagers of the digital age are practically no different from their predecessors" / N.V. Bogacheva [Electronic resource] https://gazeta-pedagogov.ru/issledovanie-niu-vshe-sovremennye-podrostki-prakticheski-ne-otlichayutsya-ot-predshestvennikov (accessed 04.17.2020)
2. The Russian school of Theory of Generations - RuGenerations [Electronic resource] https://rugenerations.su/ (accessed 10.04.2020)
3. "30 facts about modern youth" / Sberbank [Electronic resource]
4. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future 1584-2069.
5. Wikipedia (2010), "Neil Howe", available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Neil_Howe, (Accessed 02/18/2019)
6. Wikipedia (2010), "William Strauss" available at: https://en.wikipedia.org/wiki/William_Strauss (Accessed 02/18/2019)