К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ РОССИИ С ИНЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ
УДК323.3-053.81:316.346 ГСНТИ 11.15
ББК60.542.11 Код ВАК23.00.02
DOI: 10.22394/2304-3369-2019-4-239-246
Н. А. Самохвалов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Балаково, Россия ДиШогГО: 752222
АННОТАЦИЯ:
Цель. Настоящая статья посвящена исследованию понимания социально-политических особенностей взаимодействия молодежи с иными поколениями сквозь призму теории поколения. Целью представленного исследования выступает изучение специфики формирования системы ценностей современной молодежи, а также поведенческих и мотивационных особенностей, побуждающих представителей молодого поколения к активному участию в социально-политических процессах, протекающих в Российской Федерации на современном этапе. Методы. В работе были использованы элементы системного анализа, сравнительного подхода, а также общенаучные методы анализа и синтеза.
Результаты. В результате проведенного исследования автором был сделан вывод о том, что анализ вопроса понимания социально-политических особенностей взаимодействия молодежи Российской Федерации с иными поколениями сквозь призму теории поколений предоставляет возможность сделать вывод о наличии достаточно разнообразной палитры специфических черт и характеристик, присущих различным поколениям, в том числе молодому поколению, которые во многом и объясняют сложившиеся в настоящий период времени тренды поведения и отношения молодежи к протекающим социально-политическим процессам в государстве. Теория поколения в классической разработке американскими исследователями Нилом Хау и Уильямом Штрауссом, а также интерпретированная российская теория поколений может стать основным ключом к пониманию системы ценностей, взглядов, ориентиров и приоритетов молодежи в качестве основного драйвера развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Научная новизна. В работе впервые рассмотрены социально-политические особенности взаимодействия молодежи Российской Федерации с иными поколениями сквозь призму теории поколений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
молодежь, политика, поколение X, У, Ъ, миллениалы, теория поколений, социально-политические особенности.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: £
Николай Александрович Самохвалов, старший преподаватель, Балаковский филиал, Россий- ^
ская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской §"
Федерации, |
413840, Россия, г. Балаково, ул. Чапаева, 107, nikolai-samohvalov@yandex.ru |
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Самохвалов Н. А. К вопросу о понимании социально-политических особен- ^
ностей взаимодействия молодежи России с иными поколениями сквозь призму теории поко- ¡^ лений // Вопросы управления. 2019. № 4 (59). С. 239—246.
Теория поколений была описана в 1991 году Нилом Хау (Neil Howe) и Уильямом Штрауссом (William Strauss). Сегодня впервые в современной истории США одновременно и на одном пространстве взаимодействуют пять поколений. Ветераны, рождённые между 1922 и 1943 годом, также известные как «Великое поколение», зрелые и молчаливые. Их характерными чертами называют самопожертвование, уважение к власти, а работа как таковая для них — награда. Дальше следуют бумеры, родившиеся в 1944-1960 годах. Поколение, которое очень много работает. Им мы должны сказать спасибо за слово «трудоголик» — вернее, оно характеризует именно их. Им нравятся конкуренция, коммуникация. Они или уже вышли на пенсию, или скоро собираются. Поколение X — потерянное поколение — люди, рождённые между 1961 и 1980 годом. Это самое «маленькое» поколение, зажатое между бумерами и миллениалами. Поколение, в котором родители разводились чаще, чем в предыдущих. Оно же стало первым поколением, которое заговорило о балансе между работой и личной жизнью и, более того, добивалось этого. За ними следуют милле-ниалы, появившиеся на свет с 1981 по 2000 год. Они не могут представить себе дом, не наполненный технологиями. Они прагматичны, полны надежд
и решительны. Они думают, что меняют мир и даже изменят его. Иногда это поколение немного идеалистично, но у нас на глазах миллениалы уже обогнали поколение Х на рынке рабочей силы. Сегодня минимум каждый третий из работающих в США — это миллениал. Скоро к ним присоединится поколение Z, те, кто родился после 2000 года, то есть наша средняя школа и выпускники [1, с. 270].
Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъем, стабильность, спад, кризис, потом снова подъем. Модернизируется технологическое развитие, трансформируется социум, возрастают запросы и потребности, возникают и прекращают свое существование некоторые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей. Основоположники теории поколений Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям
Штраус (William Strauss) проанализировали эти циклы на примере развития американского общества. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет. Хронологические интервалы отличаются от государства к государству, это связано с тем, что экономика стран мира развивается разнонаправленно [2, с. 80].
Актуальность теории поколений для социально-политической практики России не вызывает никаких сомнений. Ярким подтверждением данного утверждения выступают протестные настроения в молодежной среде, которые имели место быть всегда, однако, их особенностью в России в настоящий период времени выступает ориентация на омоложение протестным образом ориентированной молодежи. Так, в частности 27 июля 2019 г., в Москве состоялась крупнейшая за минувшие два года несанкционированная акция протеста. Поводом к ней послужил не допуск к выборам в Мосгордуму «независимых кандидатов», в частности Дмитрия Гудкова и стороннице Алексея Навального Любови Соболь. Прошедшая акция протеста вновь дала повод говорить о проблеме омоложения сторонников внесистемной оппозиции. Ядро митингующих составили граждане в возрасте 16-22 лет. В контексте сказанного, становится необходимым осуществление анализа отечественной теории поколений для оптимального понимания поведенческой модели, процесса формирования системы ценностей, культурно-образовательных особенностей и механизма взаимодействия молодежи с предшествующими поколениями иными участниками общественных отношений.
В России к настоящему периоду времени сложилась адаптированная под отечественные реалии теория поколений. Следует указать на то, что ее разработкой, развитием и практическим претворением занимается «российская школа Теории поколений" (RuGenerations). Отечественная теория поколений рассматривается посредствам соотношения рождения человека в тот, или иной сезон с сезонной спецификой формирования системы ценностей и представлений. Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъем и, наконец, летняя стабильность. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия.
Представителям каждого из этих поколений присущи свои особенности мировоззрения, ценностные установки, взгляды на жизнь, у каждого своя миссия и судьба. Разумеется, структура личности формируется под воздействием разных факторов: семьи, социума, окружения, профессии. Но все же людей одного поколения объединяют некие фундаментальные особенности. Поко-ленческие ценности формируются под воздействием самых крупных, значимых событий в стране и мире, под влиянием СМИ, принятой в обществе системы воспитания, дефицита. Наглядный пример - дети войны, они до сих пор не позволяют себе выбрасывать еду, у них всегда есть запас продуктов и они не любят, когда на тарелке остается еда. Их ценности формировались в условиях голода и, несмотря на 80 прошедших с тех пор лет, современное изобилие и достаток, они не могут принять расточительство по отношению к еде. Потому что базовые ценности не меняются. Это тот самый стержень, определяющий сознание [3, с. 225].
В соответствии с российской теорией поколений в настоящей период времени в России существуют следующие поколенче-ские группы:
Рожденные с 1923 по 1943 год - Молчаливое поколение. Поколение Зимы. Архетип - Творцы. Они родились перед самой войной, пережили все ее ужасы, видели, как воюют герои - рожденные в экономическую осень. Их семьи пострадали от массовых репрессий. Предназначение этого поколения - выжить и прославить тех, кто совершил подвиг. За зимой всегда приходит весна. Молчаливое поколение, вырастая, начинает экономический подъем.
Рожденные в 1943-1963 годы - Беби-бумеры; Поколение Весны. Архетип - Пророки. Их базовые ценности формируются в эпоху экономического подъема, расцвета идеологии. Они росли в мировой супердержаве, под влиянием «оттепели», восхищались покорением космоса. Им свойственна психология победителей. Они оптимистичны, для них важен коллективизм, командный дух. Главная задача этого поколения -укрепить сформировавшиеся ценности и созданную до них идеологию.
Рожденные в 1963-1986 годы - Поколение Х; Поколение Лета. Архетип - кочевники. Задача кочевников, напротив, раскачать предыдущую идеологию, создав усло-
вия для смены парадигмы. Что сейчас и происходит. Можно по-разному относиться, например, к существующей политической ситуации, но не замечать ее нельзя. Сегодня мы видим, что страной управляют люди из поколения Беби-бумеров, а настоящую идеологическую оппозицию обеспечивают представители Поколения Х. Кочевники отрабатывают свою миссию.
Рожденные в 1986-2003 годы - Поколение Y; Поколение Осени. Люди, родившиеся в предкризисный период, когда все рушится, - носители архетипа героев. Их единственная историческая задача, великое предназначение - в том, чтобы, когда придет время, совершить подвиг. Как бы мы ни относились к Игрекам, они - герои. Их ключевая ценность - улучшение жизни. Им важно доказывать, что перемены необходимы всегда, везде и во всем. Будем надеяться, что их героизм не будет сопровождаться таким кровопролитием, как предыдущей Осенью, во Вторую мировую войну.
Рожденные в 2003-2024 годы - Поколение 2. Поколение Зимы. Их ценности формируются в кризисный период. Идут жесткие политические баталии, перераздел территорий. Они когда-нибудь прославят поколение Y. Какими будут эти люди, пока до конца не известно - поколение только формируется. Но уже сейчас их считают особенными. Необычайно одаренные, с особой философией и мировоззрением, творцы, дети, рожденные с гаджетами в руках, поколение селфи. Им предстоит обеспечить в нашей стране экономический подъем [4, с. 27].
Представители всех пяти поколений сегодня формируют наше общество. Не будем говорить о Молчаливом поколении, поскольку это уже пожилые люди старше 75 лет. Они практически не влияют на какие-либо общественные процессы, как правило, давно не работают (за исключением некоторых единичных представителей интеллектуальных или творческих профессий).
Последние четыре поколения социально активны и находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В контексте сказанного следует указать на то, что процесс межпоколенческого взаимодействия далеко не всегда проходит гладко и без препятствий в силу специфического набора характеристик свойственных каждому из поко-
лений. Давайте разберемся, какие они [5, с. 291].
В обществе кипит обсуждение того, что современные дети - представители поколения Ъ - не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочтут игру на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем их бабушки Беби-бумеры. Это пугает не только пожилых людей, но и довольно молодых родителей Иксов и даже Игреков, чье детство прошло на улице. Они находятся с детьми в состоянии постоянной конфронтации, лимитируют время за компьютером, выгоняют на улицу, заставляют читать длинные серьезные книги.
Не стоит делать это так фанатично, агрессивно и бескомпромиссно. Конечно, нужно беречь зрение, нужно развивать детей физически, но следует не забывать, что это поколение готовится к своему времени с собственной спецификой. Компьютер для них - естественная среда обитания. То, что они не читают книг в большом объеме, -нормально, это не их источник информации. В библиотеках, с книгами в руках, в постоянных поисках информации выросло поколение X, частично Y. У поколения Ъ нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне, благодаря достаточно разнообразному спектру поисково-информационным системам. Этим детям, наиболее важно, научиться обрабатывать большой массив информации. Справедливости ради, следует отметить, что они интересуются наукой гораздо больше, чем в этом же возрасте интересовалось поколение Y или Х. Обратите внимание, сейчас даже самые популярные детские передачи и мультипликационные фильмы создаются с научным уклоном. Ъ -это созидатели, трудоголики, творцы. Именно поколение Ъ представляет собой будущее России [6, с. 95].
Молодое поколение, представителям которого сейчас от 16 до 32 лет - это Y. Вокруг них много разговоров, мифов, обсуждений. Как правило, в среде работодателей сформировался стереотип в соответствии, с которым они представляются весьма ленивыми, с завышенными ожиданиями и требованиями, не подкрепленными реальными практическими навыками и компетенциями. Безусловно, некоторые характеристики свойственны данному поколению, однако
не все так категорично. Для формирования целостной системы представлений о данном поколении, на наш взгляд необходимо проанализировать конъектурную среду его становления и развития.
В период с 1986 по 2003 год в России происходили значительные трансформации в социально-экономической и административно-управленческой сферах. Прекратил свое существование СССР, началось становление нового государственного строя. Дети видели, как родители теряли работу, оставались без денег и привычной стабильности. В этот период времени наблюдается рост террористической активности: взрывы домов, метро, захваты школ, театров, самолетов. То, что всегда казалось голливудской сказкой, становится практически обыденной реальностью. Кроме того, старая идеология прекратила свое существование наряду с советской системой образования, а процесс формирования новой идеологии и системы образования еще слишком далек от своего завершения [7, с.55].
Указанные выше деструктивные тенденции оказали непосредственное влияние на поколение Y. В, связи с чем, для поколения Y свойственны: неуверенность в завтрашнем дне, страх терактов, хаос в образовании - тотальная смена представления о том, как надо воспитывать ребенка. В этот не простой период родители акцентируют свое внимание на заботе о своих детях, именно поэтому, для поколения У стало нормой, когда родители их провожают в школу и забирают из нее, тогда как еще вчера, а именно для поколения X, представляло собой отрицательным моментом, порицаемом в молодежной среде. Пристальное внимание со стороны родителей по отношению к своим детям, становится практически тотальным. К примеру, родительский контроль распространяется на заданные домашние задания, репетиторы нанимаются чуть ли не с первого класса. Родители (поколение X) очень серьезно подходят к своей роли. Они действуют точно по книжкам. Иксы, любящие учиться, развиваться, склонные к саморефлексии, начали много читать про то, как воспитывать детей и делали это со свойственным фанатизмом. Им важно добиваться профессионализма во всем, родительство не стало исключением [8, с. 480].
Кардинально изменилось отношение к ребенку в семье и обществе. Ему с детства прививают мысль, что он - личность. С ним начинают всерьез советоваться. Его начинают постоянно хвалить, даже если он ничего не сделал, а чаще всего, просто за то, что он есть. Ребенок Y же находится в постоянно взаимодействии с родителем. Он знает, что ценен сам по себе. А теперь добавьте гиперконтроль и желание родителей дать своему чаду все то, чего не было у него. Помните, как раньше покупали подарки: «Я покупаю это сейчас, но это еще и на день рождения». А если игрушка дорогая, то сразу на все праздники в году. Иксы не экономят на детях. В результате сформировалось поколение людей, которые бескомпромиссно уверены в своей ценности. Они приходят на собеседование и говорят: «Хочу зарплату 100 000». На вопрос: «А что вы умеете? Что можете привнести для развития компании за эти деньги?» спокойно отвечают: «Пока ничего, но я готов учиться. Я рассчитал, мне столько нужно». Они убеждены, что их везде ждут.
Игреки абсолютно в себе уверены. Этим они очень раздражают Иксов, которым свойственны постоянные сомнения и потребность что-то доказывать. Представьте собеседование, просто вопрос: «Что вы умеете делать?». Соискатель X начнет рассказывать, демонстрировать профессионализм, а Y даст понять, что тут должны быть рады уже тому, что он просто пришел. Среди прочего у этого поколения формируется критический идеализм. С одной стороны, человек идеализирует себя, с другой - критикует все вокруг. Это люди полной ментальной свободы. Фантастики уже не существует. Они уверены, что все, что можно придумать, можно сделать, это просто вопрос времени. Они росли в разваливающейся системе, поэтому у них существует глобальная установка ответственности за мир. Они голосуют за глобальные проекты. Спустя пару дней на новой работе могут открыто заявить, как все плохо, и нужно немедленно улучшать. Правда, за этим зачастую не последует действий. Оптимизм и смелость - вот их девиз. Они уверены, что можно раскритиковать все вокруг. Однако у Игреков не хватает умения выстраивать взаимосвязи, анализировать информацию. Они умеют ее собирать из разных областей, но не нырять глубоко. Это лишает их воз-
можности провести правильные причинно-следственные связи.
Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации. Упорство и целеустремленность больше не ценности. Поменять работу, потому что здесь что-то не получилось, - это норма. Зачем доказывать? Зачем биться? Можно просто попробовать заново. За это их считают легкомысленными и даже фантазерами. Они избегают долгосрочных целей и не умеют планировать. Это люди сегодняшнего дня. При этом Y могут быть чрезвычайно продуктивны, если большой проект для них разбить на кусочки и постоянно проводить промежуточный контроль, отмечать результат. Этого в большинстве своем категорически не переносят Иксы, которым важно доверие и самостоятельность [9, с. 38].
Для Игреков Важно постоянно поддерживать интерес к проекту. Если вы сможете продать им рутину как что-то невероятно интересное - они будут показывать прекрасный результат. Игреки нуждаются в наставнике, поэтому важно продемонстрировать свою экспертность. Лидер-наставник - это важная часть управления Игреками.
Из традиционной, авторитарной системы оставьте жесткий контроль, систему поощрений/наказаний, принятие авторитарно решений. В планировании нужно опираться на визуализацию планов и результатов. Игреки должны видеть свой фактический результат, иначе они склонны завышать его или не придавать значение ошибкам. Также остаются классический контроль и отчетность. Причем отчеты Y должны составлять сами, так они научатся анализировать информацию. И, наконец, «наказания» с пояснением. Игреки очень лояльны к себе, и часто Иксы начинают «играть» с ними в заботливых родителей на работе. Но Игреку важно показать, что последствия за ошибку есть, они реальны и обоснованы. Нужно не просто поговорить об ответственности, но, и правда, «наказать». Например, дать понять: пока ты не справишься с этим проектом, я не дам тебе новый, тот который ты хочешь [10, с. 883].
Помните, что поколению Y свойственна поверхностность. Это, кстати, заметно по тому, как развивается сфера образовательных услуг. Если среди Иксов много людей с несколькими высшими образованиями и
понятие «наработать опыт» для них норма, то Игреки все чаще выбирают короткие курсы, направленные на развитие конкретных навыков. Это уже не будущее, это настоящее, его можно лишь понять, принять и жить в нем.
Исследование вопроса понимания социально-политических особенностей взаимодействия молодежи России с иными поколениями сквозь призму теории поколений позволяет утверждать о том, что у каждого из представленных в данной статье поколений имеются собственные специфические черты и характеристики, именно они во многом и объясняют сложившиеся в настоящий период времени тренды поведения и отношения молодежи к протекающим социально-политическим процессам в государстве. Теория поколения в классической разработке американскими исследователями Нилом Хау и Уильямом Штраус-сом, а также российская теория поколений, интерпретированная с учетом специфики социально-политических процессов, протекающих в России на современном этапе, может стать основным ключом к пониманию системы ценностей, взглядов, ориентиров и приоритетов молодежи в качестве основного драйвера развития России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронцова Ю. А. Теоретическая основа теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3 (72). С. 268-273.
2. Гурова И. М., Евдокимова С. Ш. Теория поколений: современное развитие и при-
кладные аспекты // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2016. № 14. С. 78-86.
3. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 2. С. 220-236.
4. Шамина Е., Никонова Е. Теория поколений. Необыкновенный икс. М.: Синергия, 2017.
5. Исаева М. А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение . 2011. № 3. С. 290-295
6. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1(1). С. 94-97
7. Пономарева Е. С. Теория поколений // Достижения науки и образования. 2017. № 8(21). С. 55-56
8. Самохвалов Н. А. Социальные и политические ориентиры российской молодежи // В книге: Политика развития, государство и мировой порядок: материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Под общ. ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгуно-ва, Л. Н. Тимофеевой. 2018. С. 479-480.
9. Изотова Н. С., Грошева Н. Б. Милле-ниумы новые стейкхолдеры образовательного процесса // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 1 (24). С. 36-46
10. Шишкунова В. В. Теория поколения: понятие и характеристика // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 3(13). С. 882-884.
REVISITING THE CONCEPT OF SOCIO-POLITICAL ASPECTS OF THE RUSSIAN YOUTH INTERACTION WITH OTHER GENERATIONS IN TERMS OF THE GENERATIONS THEORY
N. A. Samokhvalov
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Balakovo, Russia
ABSTRACT:
Purpose. This article is devoted to the study of the concept of socio-political aspects of the Russian youth interaction with other generations in terms of the theory of generations. The purpose of the presented research is to study the specificity of the development of modern youth values, as well as behavioral and motivational features that encourage members of the younger generation to participate in the socio-political processes taking place in the Russian Federation at the present stage.
Methods. Elements of system analysis, comparative approach, as well as general scientific methods of analysis and synthesis were used in the work.
Results. As a result of the study, the author concluded that the analysis of the issue dealing with the concept of socio-political aspects of the Russian youth interaction with other generations in terms of the theory of generations showed that there was a sufficiently diverse palette of specific features and characteristics inherent in different generations, including the younger generation, which largely explain the trends of behavior and attitudes of young people to the ongoing socio-political processes in the state. The theory of generation in the classical development by American researchers Neil Howe and William Strauss, as well as the interpreted Russian theory of generations can become the main key to understanding the system of values, views, guidelines and priorities of youth as the main driver of the Russian Federation development in the long term.
Scientific novelty. The paper considers for the first time the concept of socio-political aspects of the Russian youth interaction with other generations in terms of the theory of generations
KEYWORDS:
youth, politics, generation X, Y, Z, Millennials, theory of generations, socio-political concept. AUTHORS' INFORMATION:
Nikolay A. Samokhvalov, Senior Lecturer, Balakovo Branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
107, Chapaeva str., Balakovo, 413840, Russia, nikolai-samohvalov@yandex.ru
FOR CITATION: Samokhvalov N. A. Revisiting the concept of socio-political aspects of the russian youth interaction with other generations in terms of the generations theory // Management Issues. 2019. №4 (59). P. 239—246.
REFERENCES
1. Vorontsova Yu. A. Theoretical basis of the theory of generations // Scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2016. No. 3 (72). P. 268-273 [Voroncova Ju.A. Teoreticheskaja osnova teorii pokolenij // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2016. № 3 (72). S. 268-273] - (In Rus.)
2. Gurova I. M., Evdokimova S. S. theory of generations: modern development and applied aspects // Actual issues of innovative economy. 2016. No. 14. P. 78-86 [Gurova I.M., Evdokimova S.Sh. Teorija pokolenij: sovremennoe razvitie i prikladnye aspekty // Aktual'nye voprosy innovacionnoj jekonomiki. 2016. № 14. S. 78-86.] - (In Rus.)
3. Zaitseva N. A. theory of generations: are we different or the same? // Russian regions: looking to the future. 2015. Vol. 2. No. 2. P. 220-236 [Zajceva N.A. Teorija pokolenij: my raznye ili odinakovye? // Rossijskie regiony: vzgljad v budushhee. 2015. T. 2. № 2. S. 220236.] - (In Rus.)
4. Shamina E., Nikonov E. Theory of generations. An extraordinary X. M.: Synergy, 2017 [Shamina E., Nikonova E. Teorija pokolenij.
Neobyknovennyj iks. M.: Sinergija, 2017.] - (In Rus.)
5. Isaeva M. A. Generations of crisis and rise in the theory of V. Strauss and N. Howe // Znanie. Understanding. Skill. 2011. No. 3. P. 290-295 [Isaeva M.A. Pokolenija krizisa i pod'ema v teorii V. Shtrausa i N. Houva // Znanie. Ponimanie. Umenie . 2011. № 3. S. 290295] - (In Rus.)
6. Ozhiganova E. M. Theory of generations N. Howe and W. Strauss. possibilities of practical application / / Business education in the knowledge economy. 2015. No. 1(1). P. 94-97 [Ozhiganova E.M. Teorija pokolenij N. Houva i V. Shtrausa. vozmozhnosti prakticheskogo primenenija // Biznes-obrazovanie v jekonomike znanij. 2015. № 1(1). S. 94-97] -(In Rus.)
7. Ponomareva E. S. Theory of generations / / Achievements of science and education. 2017. No. 8(21). P. 55-56 [Ponomareva E.S. Teorija pokolenij // Dostizhenija nauki i obrazovanija. 2017. № 8(21). S. 55-56] - (In Rus.)
8. Samokhvalov N. A. Social and political reference points of the Russian youth / / In: Development Policy, State and the world order: materials of the VIII all-Russian Congress of political scientists. Under the General editor
ship of O. V. Gaman-Golutvina, L. V. Smorgunov, L. N. Timofeeva. 2018. P. 479-480 [Samohvalov N.A. Social'nye i politicheskie orientiry rossijskoj molodezhi // V knige: Politika razvitija, gosudarstvo i mirovoj porjadok: materialy VIII Vserossijskogo kongressa politologov. Pod obshh. red. O. V. Gaman-Golutvinoj, L. V. Smorgunova, L. N. Timofeevoj. 2018. S. 479-480.] - (In Rus.)
9. Izotova N. S., Grosheva N. B. Millenniums new stakeholders of the educational process / / Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok state University of Economics and service. 2014. No. 1 (24). P. 36-46 [Izotova
N.S., Grosheva N.B. Milleniumy novye stejkholdery obrazovatel'nogo processa // Territorija novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo
universiteta jekonomiki i servisa. 2014. № 1 (24). S. 36-46] - (In Rus.)
10. Shishkunova V. V. theory of generation: concept and characteristics. Actual problems of aviation and cosmonautics. 2017. No. 3(13). P. 882-884 [Shishkunova V.V. Teorija pokolenija: ponjatie i harakteristika // Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. 2017. № 3(13). S. 882-884] - (In Rus.)