УДК 796.011:615.825:616.831-005
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ,
ПЕРЕНЕСШИХ ИНСУЛЬТ
И.А. Карасева, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин, Т.С. Игнатенко
Предложены критерии определения объема и интенсивности физической нагрузки в остром периоде реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Рассмотрены специфические особенности применения функциональных проб на занятиях по лечебной физической культуре при реабилитации больных с ишемическим инсультом. Выявлены типовые реакции организма на предлагаемые тесты и проанализированы результаты тестирования функционального состояния пациентов.
Ключевые слова: пациенты, ишемический инсульт, реабилитация, функциональные пробы, лечебная физическая культура, физические нагрузки.
Актуальность данного исследования объясняется многочисленными исследованиями, в которых отмечалось неблагоприятное влияние на организм пациентов избыточно активной реабилитации в раннем периоде инсульта в процессе восстановления, а также неверно подобранного объёма и интенсивности выполняемых ими упражнений. Но в то же время регулярная и верно дозированная физическая нагрузка на всех этапах реабилитации улучшает психоэмоциональный фон пациентов и резистентность организма к занятиям лечебной физической культурой (ЛФК) и восстановлению организма в целом [1, 2, 6].
Организация занятий по лечебной физической культуре с пациентами, перенесшими острый инсульт, а также сопутствующие этому меро -приятия, затрудняются низкой мотивацией занимающихся, недостаточной их информированностью о реабилитации инсульта и его последствий, а также различными формами депрессивных расстройств, вызванных относительно длительной гипокинезией [6]. При этом полностью исключать занятия (даже в остром периоде) нельзя, а необходимо лишь правильно дозировать применяемые к пациентам нагрузки [4].
В большинстве своем пациенты испытывают страх и нежелание заниматься физическими упражнениями, так как боятся дальнейших осложнений и ухудшения самочувствия.
Также среди особенностей организации занятий является то, что часть пациентов по своим физическим кондициям могут заниматься в зале ЛФК, другая же часть - только в палате.
Применение функциональных проб с дозированной нагрузкой на сердечно-сосудистую и вегетативную нервную системы организма, отсутствие резких движений, четкая оценка и интерпретация полученного результата позволяет задать нужный объем и интенсивность работы, не
оказывая при этом чрезмерного (экстремального) воздействия на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, что, в свою очередь, способствует повышению эмоционального фона занимающихся, а также успешному вовлечению их в процесс реабилитации, восстановлению двигательной активности средствами физической культуры [2, 8].
Методы педагогического исследования. Для объективизации подбора средств и методов определения необходимого объема и интенсивно -сти предлагаемой пациентам физической нагрузки была предложена батарея тестов диагностики функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма пациентов, которая выполнялась до и после проводимых занятий. Перед началом занятий применялись ортостатическая проба, пробы Генчи, Штанге, Робинсона [7]. После проведенного планового занятия проводился повторный замер с применением той же батареи тестов, что и перед занятием.
По результатам проведения данных проб принималось решение о применение того или иного двигательного режима при реабилитации пациентов, вносились корректировки в проводимые занятия. Результаты исследования до нагрузки представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты тестирования функционального состояния пациентов (до нагрузки)
Оценка Ортостатическая Проба Проба Проба
проба Генчи Штанге Робинсона
Количество пациентов
Отлично 2 4 5 8
Хорошо 16 11 10 7
Удовлетворительно 8 9 7 11
Неудовлетворительно 10 12 14 10
Результаты проведения исследования после нагрузки представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты тестирования функционального состояния пациентов (после нагрузки)
Оценка Ортостатическая Проба Проба Проба
проба Генчи Штанге Робинсона
Количество пациентов
Отлично 2 3 4 6
Хорошо 15 10 9 6
Удовлетворительно 7 9 6 10
Неудовлетворительно 12 14 17 14
Полученные результаты дают основание выделить следующие типовые реакции организма на предлагаемые тесты, которые можно разделить на две большие группы:
- недостаточные функциональные резервы организма, характеризуемые по особенностям кардиореспираторных возможностей, которые связаны с общей выносливостью организма человека;
- достаточные функциональные резервы организма, характеризуе -мые по особенностям кардиореспираторных возможностей, которые связаны с общей выносливостью организма человека и дают основания для применения более интенсивного воздействия на организм пациента.
Анализируя полученные данные, можно обнаружить увеличение количества пациентов с отрицательными показателями в функциональных пробах после проведения тренировочного занятия (рисунок).
18
Проба Робинсона Ортостатическая Проба Штанге Проба Генчи
проба
■ До нагрузки ■ После нагрузки
Количество пациентов с неудовлетворительной реакцией по результатам тестирования (до и после занятий)
Полученные результаты дают основание выделить следующие типовые реакции организма на предлагаемые тесты, которые можно разделить на две большие группы:
- пациенты с недостаточными функциональными резервами организма, характеризуемые по особенностям кардиореспираторных возможностей, которые связаны с общей выносливостью организма человека, лимитирующие степень воздействия оздоровительной нагрузки [10, 11];
- пациенты с достаточными функциональными резервами организма, характеризуемые по особенностям кардиореспираторных возможностей, которые связаны с общей выносливостью организма человека и дают основания для применения более интенсивного воздействия (по сравнению с первой группой) на организм пациента.
К пациентам с адекватной (положительной) реакцией сердечнососудистой и вегетативной нервной систем на предлагаемую нагрузку могут применяться более интенсивные методы воздействия на организм: занятия в гимнастическом и тренажерном залах с использованием механотерапии, велоэргометров.
Пациенты с отрицательной реакцией организма на функциональный пробы могут придерживаться следующего двигательного режима: пассивные коррекционные позы, повороты в постели, подъем таза, умывание лежа на боку, пребывание в постели с приподнятым головным концом [5].
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. К пациентам с адекватной (положительной) реакцией вегето-сосудистой системы на предлагаемую нагрузку могут применяться более интенсивные методы воздействия на организм, а именно: занятия в гимнастическом и тренажерном залах с использованием механотерапии, техники пилатес, метода Фельденкрайза и др.
2. Пациенты с отрицательной реакцией организма на функциональный пробы могут придерживаться следующего двигательного режима в условиях палаты: пассивные коррекционные позы, повороты в кровати, подъем таза, умывание лежа на боку, пребывание в постели с приподнятым головным концом, занятия пальчиковой гимнастикой, использование тренажера Агашина (дозировано), а также занятия с инструктором-методистом в паре.
3. В пробе Робинсона наблюдалось наибольшее увеличение количества пациентов с отрицательным показателем после нагрузки. Это связано с тем, что у многих пациентов наблюдалось увеличение частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления, которое следует расценивать как естественную реакцию организма на физическую нагрузку.
4. Применение различных функциональных проб, фиксирующих отклонения в показателях частоты сердечных сокращений и артериального давления (пробы Робинсона и ортостатическая проба), а также нарушения в работе дыхательной и вегетативной нервной систем организма (пробы Штанге и Генчи), является доступным инструментом оперативного контроля функционального состояния занимающихся при планировании объема и интенсивности нагрузки, применяемой к пациентам на занятиях ЛФК.
Список литературы
1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М.: Медицина, 1977. 200 с.
2. Балунов О.А., Демиденко Т.Д. Оптимизация реабилитационного процесса при церебральном инсульте // Ленинградский НИИ им. Бехтерева: материалы. СПб., 1990.
3. Вальчук Э.А., Ильницкий А.Н. Современное состояние медицинской реабилитации в Республике Беларусь // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 1. С. 48-51.
4. Дамулин И.В., Кононенко Е.В. Статолокомоторные нарушения у больных с полушарным инсультом // Клиническая геронтология. 2007. Т. 13. № 8. С. 42-49.
5. Демиденко Т.Д. Реабилитация больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. Л., 1979. 135 с.
6. Кузьмин М.А., Ларионова, М.Н., Мурашева М.В. Дифференциальная спортивная психология // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 5-7.
7. Леонов С.А., Калиниченко И.Н. Достижения и проблемы в лечении инвалидов // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. № 3. С. 28-32.
8. Нивина Ю.В. Восстановление двигательной функции больных церебральным ишемическим инсультом на стационарном этапе реабилитации: дис. ...канд. пед. наук. М., 2004. 171 с.
9. Реабилитация в неврологии: учеб. пособие / Е.И. Гусев [и др.]. М., 2000.
10. Рыжкова Л.Г., Бобков В.В. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 62-64.
11. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. С. 39-42.
12. Чермит К.Д., Мамгетов К.Ю., Мамгетова Л.К. Системно-симметричный метод оценки здоровья человека. Майкоп: МНиОРА, 1994. 122 с.
Карасева Ирина Александровна, аспирант, инструктор-методист, rasstovanie@,mail. т. Россия, Москва, Московский городской педагогический университет, Городская клиническая больница имени братьев Бахрушиных,
Бобков Виталий Викторович, старший преподаватель, vitaly-x5@yandex.ги, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина,
Кузьмин Максим Александрович, канд. психол. наук, доц., кттт-тахт@, yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Игнатенко Татьяна Сергеевна, канд. пед. наук, доц., 191апуа66аЬк.ги, Россия, Ухта, Ухтинский государственный технический университет
CRITERIA DETERMINE THE AMOUNT AND INTENSITY OF PHYSICAL ACTIVITY IN THE ACUTE PERIOD OF REHABILITA TION OF PA TIENTS WITH ACUTE VIOLA TION OF CEREBRAL CIRCULA TION
I.A. Karaseva, V. V. Bobkov, M.A. Kuzmin, T.S. Ignatenko
The criteria for determining the volume and intensity ofphysical activity in the acute period of rehabilitation of patients who have undergone acute cerebral circulation have been proposed. The specific features of the use of functional tests in the classroom for therapeutic physical culture in the rehabilitation of patients with ischemic stroke are considered. Identified typical body reactions to the proposed tests and analyzed the results of testing the functional state of patients.
Key words: patients, ischemic stroke, rehabilitation, functional tests, therapeutic physical training, physical activity.
Karaseva Irina Aleksandrovna, graduate student, instructor-methodologist, rasstovanie@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University, Bakhrushins Brothers City Clinical Hospital,
Bobkov Vitaly Viktorovich, senior lecturer, vitaly-x5@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I^. Gubkina,
Kuzmin Maxim Aleksandrovich, candidate of psychological sciences, associate professor, kuzmin-maxim@yandex. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,
Ignatenko Tatyana Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, 19tanya66@bk. ru, Russia, Ukhta, Ukhta State Technical University
Reference
1. Anohin P.K. Obshchie principy kompensacii narushennyh funkcij i ih fiziologicheskoe obosnovanie. M.: Medicina, 1977. 200 s.
2. Balunov O.A., Demidenko T.D. Optimizaciya reabilitacionnogo processa pri cerebral'nom insul'te // Leningradskij NII im. Bekhtereva: materialy. SPb., 1990.
3. Val'chuk E.A., Il'nickij A.N. Sovremennoe sostoyanie medicinskoj reabilitacii v Respublike Belarus' // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2000. № 1. S. 48-51.
4. Damulin I.V., Kononenko E.V. Statolokomotornye narusheniya u bol'nyh s polusharnym insul'tom // Klinicheskaya gerontologiya. 2007. T. 13. № 8. S. 42-49.
5. Demidenko T.D. Reabilitaciya bol'nyh s sosudistymi zabolevaniyami golovnogo mozga. L., 1979. 135 s.
6. Kuz'min M.A., Larionova, M.N., Murasheva M.V. Differencial'naya sportivnaya psihologiya // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2018. № 4. S. 5-7.
7. Leonov S.A., Kalinichenko I.N. Dostizheniya i problemy v lechenii invalidov // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 1999. № 3. S. 28-32.
8. Nivina Yu.V. Vosstanovlenie dvigatel'noj funkcii bol'nyh cerebral'nym ishemicheskim insul'tom na stacionarnom etape reabilitacii: dis. ...kand. ped. nauk. M., 2004. 171 s.
9. Reabilitaciya v nevrologii: ucheb. posobie / E.I. Gusev [i dr.]. M., 2000.
10. Ryzhkova L.G., Bobkov V.V. Ocenka rezervnyh vozmozhnostej starshih shkol'nikov i studentov dlya podgotovki k sdache normativov VFSK GTO // Teoriya i ргаЫка fizicheskoj kul'tury. 2018. № 5. S. 62-64.
11. Faktory, prepyatstvuyushchie podgotovke i vypolneniyu normativov VFSK GTO studentami vuzov / L.G. Ryzhkova [i dr.] // Теопуа i praktika fizicheskoj kul'tury. 2019. № 5. S. 39-42.
12. Chermit K.D., Mamgetov K.Yu., Mamgetova L.K. Sistemno-simmetrichnyj metod ocenki zdorov'ya cheloveka. Majkop: MNiORA, 1994. 122 s.