Научная статья на тему 'Утомление и восстановление курсантов при использовании переменного метода на занятиях образовательно-тренировочной направленности'

Утомление и восстановление курсантов при использовании переменного метода на занятиях образовательно-тренировочной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1229
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОМЛЕНИЕ / ВИДЫ УТОМЛЕНИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / TIREDNESS / KINDS OF TIREDNESS / RECOVERY / PHYSICAL LOADS / AEROBIC ABILITIES / ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пауесов С. А.

Проблема утомления и восстановления при реализации физических и психических нагрузок различной направленности считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет ценное практическое значение для спортивной и профессиональной деятельности человека. Это позволило разработать программу развития общей и специальной выносливости курсантов на занятиях по физической подготовке с использованием переменного метода. Материалы. В статье рассматриваются варианты проявления утомления и состояния организма при разных физических нагрузках. Представлена программа педагогического эксперимента, включающая в себя занятия с физическими упражнениями, направленными на развитие выносливости и выполняемыми переменным методом. Для выявления характера воздействия программы на организм курсантов использованы тесты: время, затраченное на выполнение упражнения; ЧСС покоя, ЧСС средняя, ЧСС максимальная, ЧСС, ортостатическая проба (ОП) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и дыхательные пробы проба Генчи (ПГ), проба Штанге (ПШ), теппинг-тест (ТТ). Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Результат. Представлена характеристика видов утомления. Изучены восстановительные процессы на занятиях по физической подготовке курсантов при использовании физической нагрузки различной мощности и продолжительности. Определено, что при выполнении физических упражнений максимальной анаэробной мощности проявление утомления связано с максимальным потреблением кислорода, лимитирующего физическую работоспособность. Тренировочная программа занятий, направленных на развитие общей и специальной выносливости, включает в себя физические упражнения, реализуемые переменным методом. Выявлены разнообразные виды проявления утомления при физической нагрузке. С одной стороны, это ухудшение двигательных и вегетативных функций, характеризующееся понижением работоспособности и чувством утомления. С другой стороны, утомление характеризуется изменением изучаемых показателей. Заключение. В процессе эксперимента установлено применение подобранных упражнений, направленных на развитие выносливости, 1-2 раза в неделю в течение первого полугодия подготовки, что способствовало улучшению общего состояния организма, адаптированного к тренировочным нагрузкам, эффективности дыхательной системы. Доказано, что систематическое использование упражнений, реализуемых переменным методом тренировки, способствует повышению эффективности физической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIREDNESS AND RECOVERY OF CADETS DURING ALTERNATING METHOD USE AT THE LESSONS OF EDUCATIONAL-TRAINING ORIENTATION

The problem of tiredness and recovery during physical and psychic loads of different orientation realization is an urgent general biological problem, which has great theoretical interest and practical value for sports and professional activity of a person. It helped to create the program of cadets’ general and special endurance development at physical training lessons, using the alternating method. Materials. The article presents the variants of tiredness demonstration and the state of an organism during different physical loads. The program of the pedagogical experiment is presented, which includes lessons with physical exercises, directed at endurance development and which are fulfilled with the alternating method. In order to reveal the character of program impact on cadets’ organism the following tests were used: time, spent for the exercise fulfillment; heart rate (HR) at rest, heart rate (HR) average, HR maximum, HR, orthostatic test (OT) of vital capacity (VC) and respiratory tests Genchi’s test (GT), Stange's test (ST), tapping test (TT). Research methods: scientific-methodical literature analysis, testing, mathematical research results handling. Results. The characteristic of the tiredness kinds is presented. Recovery processes are studied at cadets’ physical training lessons during physical load of different power and duration use. It was stated that during physical exercises of maximum anaerobic power fulfillment, tiredness demonstration is connected with maximum oxygen consumption, which limits physical working capacity. The training program of lessons, directed toward general and special endurance development, includes physical exercises, which are realized with the help of the alternating method. Different kinds of tiredness during physical load are revealed. On the one hand, this deterioration of motor and vegetative functions is characterized by working capacity decrease and the sense of tiredness. On the other hand, tiredness is characterized by the studied indices change. Conclusion. During the experiment the selected exercises, directed toward endurance development use is set 1-2 times a week during the first 6 months of training, which provided general state of an organism improvement, adapted to training loads, respiratory system effectiveness. It was proved that systematic use of exercises, realized with the help of the alternating method of training, provides physical working capacity effectiveness increase.

Текст научной работы на тему «Утомление и восстановление курсантов при использовании переменного метода на занятиях образовательно-тренировочной направленности»

Таблица - Показатели подготовленности спортсменов, занимающихся спортивными видами единоборств после формирующего педагогического эксперимента (X ±т)

Показатели подготовленности После эксперимента t P

контрольная (n=10) опытная (n=10)

Специфические координационные способности 7,32±0,37 8,91±0,23 3,58 < 0,01

Надёжность атаки в положении борьбы стоя 7,41±0,41 8,26±0,35 1,99 < 0,05

Надёжность защиты в положении борьбы стоя 6,20±0,45 7,86±0,42 2,19 < 0,05

Спортивное мастерство, усл. ед. 42,23±4,3 53,29±2,2 1,98 < 0,05

Примечание: X ±т - среднее значение + стандартная ошибка; < - различия между группами достоверны; двухвыборочный Ьтест Стьюдента для независимой выборки; Р - уровень достоверности различий между группами

Подано: 13.05.2018

Миниханов Владимир Ансарович — старший преподаватель кафедры «Физическая культура», старший тренер МИИТ по видам спортивных единоборств, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (ФГБОУ, ВО) «Российскийуниверситет транспорта (МИИТ)», 127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, строение 9, Российский университет транспорта (МИИТ), e-mail vlminihamail.rii

Б01 10.14526/02_2018_310 УДК 796.7.012.68

УТОМЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРЕМЕННОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Пауесов С.А.1

1 Пермский военный институт внутренних войск МВД России Россия, г. Пермь, and1518@yandex.ru

Аннотация. Проблема утомления и восстановления при реализации физических и психических нагрузок различной направленности считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет ценное практическое значение для спортивной и профессиональной деятельности человека. Это позволило разработать программу развития общей и специальной выносливости курсантов на занятиях по физической подготовке с использованием переменного метода. Материалы. В

статье рассматриваются варианты проявления утомления и состояния организма при разных физических нагрузках. Представлена программа педагогического эксперимента, включающая в себя занятия с физическими упражнениями, направленными на развитие выносливости и выполняемыми переменным методом. Для выявления характера воздействия программы на организм курсантов использованы тесты: время, затраченное на выполнение упражнения; ЧСС покоя, ЧСС средняя, ЧСС максимальная, ЧСС, ортостатическая проба (ОП) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и дыхательные пробы -проба Генчи (ПГ), проба Штанге (ПШ), теппинг-тест (ТТ). Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Результат. Представлена характеристика видов утомления. Изучены восстановительные процессы на занятиях по физической подготовке курсантов при использовании физической нагрузки различной мощности и продолжительности. Определено, что при выполнении физических упражнений максимальной анаэробной мощности проявление утомления связано с максимальным потреблением кислорода, лимитирующего физическую работоспособность. Тренировочная программа занятий, направленных на развитие общей и специальной выносливости, включает в себя физические упражнения, реализуемые переменным методом. Выявлены разнообразные виды проявления утомления при физической нагрузке. С одной стороны, это ухудшение двигательных и вегетативных функций, характеризующееся понижением работоспособности и чувством утомления. С другой стороны, утомление характеризуется изменением изучаемых показателей. Заключение. В процессе эксперимента установлено применение подобранных упражнений, направленных на развитие выносливости, 1-2 раза в неделю в течение первого полугодия подготовки, что способствовало улучшению общего состояния организма, адаптированного к тренировочным нагрузкам, эффективности дыхательной системы. Доказано, что систематическое использование упражнений, реализуемых переменным методом тренировки, способствует повышению эффективности физической работоспособности.

Ключевые слова: утомление, виды утомления, восстановление, физические нагрузки, аэробные возможности, выносливость.

Для цитирования: Пауесов С.А. Утомление и восстановление при использовании переменного метода на занятиях образовательно-тренировочной направленности курсантов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 70-79. DOI 10.14526/02_2018_310

TIREDNESS AND RECOVERY OF CADETS DURING ALTERNATING METHOD USE AT THE LESSONS OF EDUCATIONAL-TRAINING ORIENTATION

Pauesov S.A.1

1 Federal State Public Military Educational Establishment of Higher Education "Perm Military Institute of National Guard Army of the Russian Federation" Russia, Perm, and1518@yandex.ru

Annotation. The problem of tiredness and recovery during physical and psychic loads of different orientation realization is an urgent general biological problem, which has great theoretical interest and practical value for sports and professional activity of a person. It helped to create the program of cadets' general and special endurance development at physical training lessons, using the alternating method. Materials. The article presents the variants of tiredness demonstration and the state of an organism during different physical loads. The program of the pedagogical experiment is presented, which includes lessons with physical exercises, directed at endurance development and which are fulfilled with the alternating method. In order to reveal the character of program impact

on cadets' organism the following tests were used: time, spent for the exercise fulfillment; heart rate (HR) at rest, heart rate (HR) average, HR maximum, HR, orthostatic test (OT) of vital capacity (VC) and respiratory tests - Genchi's test (GT), Stange's test (ST), tapping test (TT). Research methods: scientific-methodical literature analysis, testing, mathematical research results handling. Results. The characteristic of the tiredness kinds is presented. Recovery processes are studied at cadets' physical training lessons during physical load of different power and duration use. It was stated that during physical exercises of maximum anaerobic power fulfillment, tiredness demonstration is connected with maximum oxygen consumption, which limits physical working capacity. The training program of lessons, directed toward general and special endurance development, includes physical exercises, which are realized with the help of the alternating method. Different kinds of tiredness during physical load are revealed. On the one hand, this deterioration of motor and vegetative functions is characterized by working capacity decrease and the sense of tiredness. On the other hand, tiredness is characterized by the studied indices change. Conclusion. During the experiment the selected exercises, directed toward endurance development use is set 1-2 times a week during the first 6 months of training, which provided general state of an organism improvement, adapted to training loads, respiratory system effectiveness. It was proved that systematic use of exercises, realized with the help of the alternating method of training, provides physical working capacity effectiveness increase.

Keywords: tiredness, kinds of tiredness, recovery, physical loads, aerobic abilities, endurance. For citations: Pauesov S.A. Tiredness and recovery of cadets during alternating method use at the lessons of educational-training orientation. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 70-79. DOI 10.14526/02_2018_310

ВВЕДЕНИЕ

Анализ научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования показал, что изучение процесса утомления и восстановления после физических нагрузок различной направленности считается

общебиологической проблемой, имеет важное практическое значение для профессиональной деятельности

спортсменов и военнослужащих (О.М. Мирзоев, 2005; Ю.В. Высочин, Л.Г. Яценко, 2008; Ч.А. Гизатуллина, И.Ш. Мутаева, 2012; А.В. Коковкин, М.В. Никитюк, 2014; С.А. Паусев, 2017).

В литературе вопросы утомления всегда остаются дискуссионными. Специалистами рассмотрены вопросы утомления и восстановления при чрезмерных нагрузках, выявлены основные факторы проявления утомления, переутомления и перетренированности.

Большой вклад в изучение вопросов по проблеме утомления при физических нагрузках внес В.В. Розенблат (1975). Он разработал центрально-корковую теорию,

где отметил, что утомление начинается в изменении «кортикальных центров». По его мнению, физическая

работоспособность при физической нагрузке зависит от возбудимости, тонуса и упруго-вязкости мышц и состояния кровоснабжения.

При изучении проблемы утомления при физических нагрузках выявлено, что механизмы утомления определяются функциональным состоянием различных органов и систем организма и работой их взаимосвязи.

В.М. Волков (1977) разработал классификацию видов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое. Умственное утомление он наблюдал при игре в шахматы. Сенсорное утомление, как он отметил, проявляется при огневой подготовке, эмоциональное -при проявлении отрицательных и положительных эмоций, например, при соревновательной деятельности.

Физическое утомление характеризуется выполнением напряженной мышечной работы. В профессиональной деятельности

военнослужащих все виды утомления можно рассматривать в комплексе.

В профессиональной деятельности военнослужащих особое значение приобретает также диагностика и изучение различных показателей, которые могут характеризовать различный уровень проявления утомления. Например, можно отметить увеличение ошибок при выполнении двигательных действий (огневая подготовка) как результат расстройства координации движения, при преодолении полосы препятствий, выполнении боевых задач. Может быть отказ курсантов от выполнения новых двигательных действий из-за усталости. Особенно заметно у курсантов увеличение затрат энергообеспечения мышечной деятельности при выполнении излишних движений.

В этой связи вопросы утомления и восстановления необходимо рассматривать и при подготовке военнослужащих, так как их профессиональная деятельность сопровождается выполнением

напряженных и длительных физических нагрузок. После утомления всегда происходит процесс восстановления как основа адаптационный перестройки организма. Соотношение утомления и восстановления в разумных пределах является основой физической подготовки и эффективной физической

работоспособности военнослужащих.

Современные военные специалисты проявляют повышенный интерес к проблеме повышения физической работоспособности курсантов военных вузов.

Целью данной работы явилось рассмотрение утомления и восстановления при выполнении физических нагрузок различной направленности курсантами с использованием переменного метода тренировок.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методы исследования. В работе использованы анализ научно-

методической литературы, тестирование,

математическая обработка результатов исследования.

Материал. В статье

рассматриваются варианты проявления утомления и состояния организма при разных физических нагрузках.

Представлена программа педагогического эксперимента, включающая в себя занятия с физическими упражнениями,

направленными на развитие выносливости и выполняемыми переменным методом. Для выявления характера воздействия на организм курсантов программы

использованы тесты: время, затраченное на выполнение упражнения; ЧСС покоя, ЧСС средняя, ЧСС максимальная, ЧСС, ортостатическая проба (ОП), жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и дыхательные пробы, такие как проба Генчи (ПГ), проба Штанге (ПШ), и теппинг-тест (ТТ).

Результат. Общеизвестно, что при выполнении физических нагрузок происходят различные сдвиги в показателях кардиореспираторной

системы и психоэмоционального состояния курсантов.

Легкие формы утомления могут развиваться после незначительной физической нагрузки и проявляться в виде усталости, но при этом не наблюдается снижение физической работоспособности.

Острые формы утомления могут проявляться при выполнении предельной физической нагрузки. В этой ситуации отмечается резкое снижение физической работоспособности и силовых

возможностей. Наблюдается повышение показателей ЧСС и артериального давления.

Перенапряжение как вид утомления характеризуется проявлением снижения функциональных возможностей организма при выполнении соревновательных нагрузок как фактор накопления острой формы утомления. Характеризуется общей слабостью, апатией, нарушением координации движений, аритмией, атипической реакцией на физические нагрузки со стороны ССС.

Перетренированность характеризуется проявлением нервно-психических сдвигов, ухудшением выполнения двигательных действий, проявлением различных заболеваний.

Следующий вид утомления -переутомление, характеризуется

патологическим состоянием организма, проявлением нервозности,

раздражительности, неустойчивости к выполнению заданий, апатией и безразличием.

На занятиях по физической подготовке курсантов используются физические упражнения различной мощности и продолжительности. При этом отмечается локализация проявления утомления в зависимости от используемых видов упражнений.

Характеристика проявления

утомления с учётом зон мощности позволяет корректировать тренировочные нагрузки.

При выполнении физических упражнений с максимальной анаэробной мощностью проявление утомления связано с максимальным потреблением кислорода, лимитирующего физическую

работоспособность. При выполнении физических нагрузок до 30 сек, таких как

спринтерский бег, плавание 50 м, энергообеспечение мышечной

деятельности осуществляется за счет фосфогенной энергетической системы.

Одним из важных показателей комплексной оценки физического состояния курсантов является физическая работоспособность. Она также может выступать как показатель проявления утомления и как оценка уровня физической подготовленности курсантов. Важным моментом в физической подготовке курсантов выступает управление учебным и тренировочным процессом и последующей

профессиональной деятельностью.

Для оценки величины утомления при выполнении физических нагрузок умеренной и большой мощности переменным методом нами проведен педагогический эксперимент.

Основу программы педагогического эксперимента составило включение в занятия физических нагрузок,

выполняемых переменным методом.

В таблице 1 представлена тренировочная программа, направленная на развитие общей и специальной выносливости и характер ее реализации.

Занятия Наименован ие упражнений Методы Врем я Общий объем нагрузк и Характер Интенсивност ь

работы отдых а

1 Кросс до 10 км переменны й 1ч 30 мин 10 км непрерывны й - 140-150уд/мин

2 Ускорения при прохождении дистанции 3 км переменны й 1 ч 20 мин 6-8 раз по 150 и 200 м непрерывны й - 135-140 при ускорении 160-180 уд/мин

3 Бег10х100 м через 100 м легкого бега переменны й 6-8 раз по 150 и 200 м непрерывны й - 160-180 уд/мин

4 Плавание переменны й 1 ч не менее 800 м непрерывны й - 140-160 уд/мин

5 Игра в переменны 40 непрерывны - 140-160

Таблица 1 - Тренировочная программа занятий курсантов, направленная на развитие выносливости

настольный й мин й уд/мин

теннис

Тренировочная программа занятий, направленных на развитие общей и специальной выносливости, включает в себя физические упражнения, реализуемые переменным методом.

В данном варианте тренировочные занятия продолжались 1,5 часа, например, объем нагрузки в кроссовом беге составлял до 10 км. В рамках прохождения 10 км дистанции курсанты должны ускоряться 3 и 4 раза по 400-500 м. Работа выполняется непрерывно, без остановки на отдых. Каждый представленный вариант упражнений включался в занятия два или три раза в неделю в течение первого полугодия обучения (таблица 1).

Основной сутью реализации физических упражнений явилась их реализация с использованием переменного метода. Все упражнения направлены на развитие общей и специальной выносливости.

Для выявления характера воздействия на организм курсантов упражнений мы

следующие тесты: время, затраченное на выполнение упражнения; ЧСС покоя, ЧСС среднюю, ЧСС максимальную, ортостатическую пробу, ЖЕЛ и дыхательные пробы, такие как проба Генчи и проба Штанге, теппинг-тест (ТТ).

подобранных использовали

Таблица 2 - Показатели, характеризующие воздействие тренировочных нагрузок организм курсантов, направленное на развитие общей и специальной выносливости

на

Периоды Исследуемые показатели

измерения ЧССп ЧССс ЧССм ОП ЖЕЛ ПГ ПШ ТТ

после умеренной нагрузки

исходные значения 68 - - 12,37 4.03 45,1 63 68

после нагрузки 127 136 146 28,3 3.20 40,3 54 65,7

<и н s _ CÖ « и о И-3 о ¡н ^ ^ К ° н Ж £ 3 ср 1 ч 78 - - 23.3 3,50 42,1 55 66,5

4 ч 76 - - 18,7 3,67 43,0 57 67,8

12 72 - - 15,3 4,00 44,8 61 68

^ Ö ¡3 g О и о и через сутки 70 - - 14,6 4,00 45,0 61 70,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после большой нагрузки

исходные значения 68 - - 12,37 4.03 45,1 63 68

после нагрузки 157 145 162 31,3 3.00 37,3 44 57,7

<и н S „ cö ««Ом 3 о ¡н ^ 2 х 2 к ^ 2 3 СР 1 ч 68 - - 27.3 3,10 40 46 56,5

4 ч 68 - - 25,7 3,30 40 47 77,8

12 68 18,3 3,54 40 54 60

v ö £ g О и о и через сутки 76 15,6 4.20 43 57 67,5

- пульс средний; ЧССм - максимальный; ОП - ортопроба;

Примечание: ЧССп - пульс в покое; ЧССс ПГ - проба Генчи; ТТ - теппинг-тест

На первом этапе наших исследований рассматривалась реакция организма курсантов на нагрузки умеренной и большой мощности (таблица 2). За основу физической нагрузки нами принималась велоэргометрическая

нагрузка на 1 и 2 ватт на кг массы тела

курсантов с оборотом педалирования 60-62 (таблица 1).

В процессе эксперимента было установлено, что после

разнонаправленных нагрузок наблюдается ухудшение изучаемых показателей по сравнению с исходными, что

характеризует проявление естественного процесса утомления и восстановления.

Динамика ухудшения при нагрузках умеренной и большой мощности была одинаковой, но при нагрузках большой мощности ухудшение результатов проявилось в большей степени, характеризуя затяжное восстановление. Это связано с тем, что у курсантов снижена функциональная

подготовленность и адаптационные возможности организма к физическим нагрузкам различной мощности.

Характер восстановления

изучаемых показателей был идентичен после первой и второй физической нагрузки. Но после большой нагрузки наблюдается затяжное восстановление.

По данным ЧСС покоя отмечено, что после умеренной и большой нагрузки ЧСС в покое не дошла до своего исходного уровня и составила 70 и 76 уд/мин соответственно. ЧСС средняя находилась на уровне средних значений для умеренной и большой нагрузки.

Скорость анаэробного порога можно определить по ЧСС максимальной. Данный показатель характеризует скорость анаэробного порога при выполнении физической нагрузки. В нашем примере ЧСС максимальная составила при умеренной нагрузке 146 уд/мин, а при нагрузке большой мощности - 162 уд/мин. Определение анаэробного порога проводилось измерением пульса сразу после окончания физической нагрузки и дальнейшего построения графика изменения ЧСС с точкой перегиба ЧСС максимальной на равномерную тренировочную нагрузку ниже уровня перехода на анаэробный порог. Для удобства определения ЧСС планировали тестирующие тренировки на дистанции 400 и 600 м с учетом физико-функциональной подготовленности

курсантов. По полученным показателям ЧСС можно заключить, что функциональное состояние курсантов находится на удовлетворительном уровне.

Количественной характеристикой анаэробных возможностей курсантов является мощность выполнения физической нагрузки при

продолжительности от одной до двух минут.

Для определения анаэробных возможностей курсантов использовали условный критерий максимальной концентрации лактата, например, 16 ммоль/л.

Полученные результаты оценивали по формуле:

К а н а э р о б = 1 0 — 4 . V 3 ср МНЬ ,

где Vср - средняя скорость бега в м/с, НЬ - условное значение концентрации лактата.

У курсантов анаэробные возможности составили 0,8 ммоль/л, которые характеризовались как удовлетворительные.

В функциональных показателях также наблюдается естественная динамика проявления утомления и восстановления после нагрузки различной направленности. Но при этом у курсантов зафиксированы низкие значения по тестам ЖЕЛ, ОП, ПГ, ПШ и ТТ. Наблюдается также недовосстановление изучаемых

показателей после нагрузки большой мощности. Наиболее отрицательные изменения наблюдаются в

ортостатический пробе как показатель ограниченных функциональных

возможностей организма курсантов. После умеренной и большой нагрузки после суток наблюдается недовосстановление показателей ортостатической пробы. Характер восстановительных процессов показателей ЖЕЛ был идентичен при обеих нагрузках. Отмечено увеличение ЖЕЛ после суток нагрузки большой мощности как следствие компенсаторных возможностей аппарата внешнего дыхания.

Теппинг-тест характеризует

уровень проявления работоспособности нервной системы при выполнении физических нагрузок и выполнения без утомления длительных физических

нагрузок. У курсантов в показателях ТТ наблюдается недовосстановление при выполнении умеренных и максимальных нагрузок, что оценивает подготовленность курсантов на уровне ниже среднего.

Проявление утомления при физической нагрузке разнообразно. С одной стороны, это ухудшение двигательных и вегетативных функций, характеризующееся понижением

работоспособности и чувством утомления. С другой стороны, утомление характеризуется изменением изучаемых показателей. Виды утомления

многообразны, но для занятий

тренировочной направленности

необходимо учитывать и первичное, и вторичное проявление утомления для корректировки тренировочных и образовательных нагрузок курсантов. При циклической работе большой мощности наблюдается развитие утомления при недостаточной функциональной

подготовленности курсантов. В этой связи изучение вышепредставленных

показателей в динамике убедительно показывает изменение функционального состояния организма и подчеркивает эффективность тренировочных средств.

Таблица 3 - Показатели, характеризующие воздействие тренировочных нагрузок на организм курсантов, направленное на развитие общей и специальной выносливости, после эксперимента

Периоды Исследуемые показатели

измерения ЧССп ЧССс ЧССм ОП ЖЕЛ ПГ ПШ ТТ

после умеренной нагрузки

исходные значения 64 - - 11,37 4.35 47,1 66 70

после нагрузки 123 137 156 18,3 4.20 45,3 58 67,7

<и н 1 ч 78 - - 23.3 3,50 46,1 58 66,5

^ „ сЗ Ю О м 3 о ¡н ^ О Е о g ^ 2 3 ср 4 ч 76 - - 18,7 3,67 47,0 59 67,8

12 72 - - 15,3 4,00 47,8 65 70

v ö £ g О и о и через сутки 70 - - 14,6 4,00 48,0 71 71,1

после большой нагрузки

исходные значения 66 - - 11,37 4.35 47,1 66 70

после нагрузки 165 143 170 20,3 4.00 35,3 50 60,7

н « и О S 3 о ¡н ^ ^ к ° н ж 2 3 СР 1 ч 68 - - 19.3 4,10 42 53 67,5

4 ч 68 - - 15,7 4,30 45 54 67,8

12 68 15,3 4,30 61 60 70

^ Ö ¡3 g О и о и через сутки 76 12,6 4.30 61 68 71,5

- пульс средний; ЧССм - максимальный; ОП - ортопроба;

Примечание: ЧССп - пульс в покое; ЧССс ПГ - проба Генчи; ТТ - теппинг-тест

В таблице 3 представлены результаты изучаемых показателей после педагогического эксперимента.

Из таблицы 3 видно, что под влиянием представленной программы занятий произошло улучшение

функционального состояния организма курсантов. Отмечено снижение ЧСС в покое, повышение средней и максимальной ЧСС на физические

нагрузки, что характеризует повышение адаптационных и резервных возможностей организма курсантов. Также отмечено улучшение восстановительных процессов по показателям ЖЕЛ, ПГ, ПШ, ОП и ТТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе эксперимента установлено применение подобранных упражнений, направленных на развитие выносливости, один-два раза в

неделю в течение первого полугодия подготовки, что способствовало улучшению общего состояния организма, адаптированного к тренировочным нагрузкам, эффективности дыхательной системы. Доказано, что систематическое использование упражнений, реализуемых переменным методом тренировки, способствует повышению физической работоспособности.

Список литературы

1. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. Физкультура и спорт, 1977; 144.

2. Высочин Ю.В., Яценко Л.Г. Утомление, восстановление и развитие выносливости у лыжниц-гонщиц. Санкт-Петербург гос. Ун -т. - СПб.: изд-во «Олимп-Спб». 2008; 54.

3. Гизатуллина Ч.А., Мутаева И.Ш. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологических особенностей кровообращения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 3(24): 11-119. URL: http://kamgifk. ru/magazin/j ournal. htm.

4. Коковкин А.В. Экспериментальные исследования физической подготовки борцов. Инновационные технологии в подготовке спортсменов в спортивной борьбе : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны: Изд-во НФ Поволжская ГАФКСиТ. 2012: 140-141.

5. Калашников А.Ф. Формирование профессионально-важных качеств курсантов средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Сборник статей «Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. М. 2016: 53-57.

6. Кузнецова З.М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм»). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 1(18): 143149. URL: http://www/kamgifk.chelny.net/journal.

7. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт. 2005: 220.

8. Никитюк М.В., Кузнецов А.С. Исследование уровня функционального состояния и резервных возможностей организма борцов

греко-римского стиля высокой квалификации. Научное обозрение. 2014; 2: 36-42.

9. Пауесов С.А. Физическая работоспособность курсантов в экстремальных условиях выполнения боевых задач. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 107116. URL: http://journal-science.org/ru/article/951.html. DOI 10/14526/01_2018_289.

10. Розенбальт В.В. Проблемы утомления. М.: Медицина. 1975: 240.

11. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

References

1. Volkov V.M. Recovery processes in sport. Fizkul'tura I sport. 1977: 144 [In Russ.].

2. Vysochin Y.V., Yatsenko L.G. Utomlenie, vosstanovlenie I razvitie vynoslivosti u lyzhnits - gonchits [Tiredness, recovery and endurance developemnt among female racing skiers]. Saint-Petersburg: "Olimp-Spb" publishing house. 2008: 54.

3. Gizatullina C.A., Mutaeva I.Sh. Ways of training individualization of sprinters on the basis of taking into consideration typological peculiarities of blood circulation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2012; 3(24): 11-119. URL: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm [In Russ., In Engl.].

4. Kokovkin A.V. Experimental studies of wrestlers' physical training. Innovacionnye tehnologii v podgotovke sportsmenov v sportivnoj bor'be: materialy I Vserossijskoj nauchno -prakticheskoj konferencii [Innovative technologies in training sportsmen in wrestling: materials of the Ist All-Russian scientific-practical conference]. Naberezhnye Chelny: Naberezhnye Chelny branch of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism publishing house. 2012: 140-141.

5. Kalashnikov A.F. Professionally significant qualities formation among cadets by means of professional-applied physical training. Sbornik statej "Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury I sporta kurasantov, slushatlej I studentov" [Urgent problems of physical culture and sport among cadets' listeners

and students: collection of the articles]. Moscow. 2016: 53-57.

6. Kuznetsova Z.M. The program realization of students' personal qualities formation in educational activity as one of real preconditions of content renewal of specialists training in the system of higher education (by the example of students from Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism according to "Service and tourism" specialty). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2011; 1(18): 143-149. URL: http://www/kamgifk.chelny.net/iournal [In Russ., In Engl.].

7. Mirzoev O.M. Vosstanovitel'nye sredstva v sisteme podgotovki sportsmenov [Recovery means in the system of training sportsmen]. Moscow: Physical culture and sport. 2005:220.

8. Nikityuk M.V., Kuznetsov A.S. The level of functional state and reserve capacities of an organism study among highly-qualified Greco-Roman style wrestlers. Nauchnoe obozrenie. 2014; 2: 36-42 [In Russ.].

Подано: 12.04.2018

9. Pauesov S.A. Cadets' physical working capacity in extreme conditions of combat missions fulfillment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2018; 13(1): 107-116. URL: http://journal-science.org/ru/article/951.html. DOI 10/14526/01_2018_289 [In Russ., In Engl.].

10. Rozenbalt V.V. Problemy utomleniya [Problems of tiredness]. Moscow: Medicine. 1975: 240.

11. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In

Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Пауесов Станислав Александрович - старший преподаватель, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 614112, Россия, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, дом 1, e-mail: and1518@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.14526/02_2018_311 УДК 796.08

СОПРЯЖЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ДЛЯ МЫШЦ НОГ В МИКРОЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ТХЭКВОНДО ВТФ

Эпов О.Г.1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (РГУФКСМиТ) Россия, г. Москва, neg7564@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен микроцикл с двумя сопряженными тренировками для мышц ног, применяемый на специально-подготовительном этапе спортивной подготовки спортсменов студенческой спортивной сборной команды России по тхэквондо ВТФ к международным соревнованиям на протяжении 2011-2017 годов. Материалы. В тренировочном микроцикле приведено распределение и параметры нагрузок различного характера по дням и времени суток, представлена методика проведения сопряженной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.