аудитории. Причём самостоятельная работа может быть выполнена как индивидуально, так и в паре, группой.
Такой подход к организации самостоятельной работы способствует стимуляции творческого саморазвития и самообразования студента. Студенты, среди которых проводились опросы, отмечают, что не испытывают затруднений при выполнении самостоятельной работы по изучению иностранного языка имея достаточную информацию, полученную от преподавателя. Данная модель не является стандартом, так как зависит от специфических особенностей факультета или курса, изучающего иностранный язык. И, конечно, от количества запланированного аудиторного времени. Не всегда достаточно лишь мотивации, некоторые учащиеся просто игнорируют самостоятельную работу. В некоторых вузах сдача самостоятельной работы организована с помощью электронного журнала.
Библиографический список
Электронный журнал значительно повышает дисциплинированность не только студентов, но и преподавателей.
Анализируя опыт самостоятельной работы нельзя не заметить, что самостоятельная работа при изучении иностранного языка сегодня стала просто необходима. Без совместных усилий с преподавателем учащиеся не получат желаемых результатов по знанию языка. Выполнение студентами самостоятельной работы является специфической частью учебного процесса, которая играет огромную роль в улучшении уровня владения иностранными языками. Важность организации и управления преподавателем этой частью процесса неразрывно связанна с необходимостью осознания студента, что знание иностранного языка играет немаловажную роль в становлении его в будущем не только как конкурентоспособного специалиста, но и для общего развития личности.
1. Дульмухаметова Г.Ф. Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку Казанский педагогический журнал. 2015; 6-1(113): 112 - 115.
2. Качалов Н.А., Шатилов С.Ф. Организация самостоятельной работы студентов - важный фактор интенсификации учебного процесса в языковом педагогическом вузе Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: научный журнал. Москва, Челябинск, 2010: 20 - 46.
3. Гладилина ГА. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы. Available at: //jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm/
4. Арынбаева РА., Кизбаева Ж.К., Бимурзина А.А. Самостоятельная работа студентов как средство развития самостоятельности студентов. Наука и мир. 2016; 6 (34): 6 - 48.
5. Роджерс К.Р Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. 1990; 16 164 - 168.
6. Уварова И.В., Ерина Т.Ф. Роль самостоятельной работы при модульном обучении иностранному языку Международный журнал экспериментального образования. 2015; 4: 251 - 257.
7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Москва, 1995.
References
1. Dul'muhametova G.F. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; 6-1(113): 112 - 115.
2. Kachalov N.A., Shatilov S.F. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov - vazhnyj faktor intensifikacii uchebnogo processa v yazykovom pedagogicheskom vuze Professional'nyjproekt: idei, tehnologii, rezul'taty: nauchnyj zhurnal. Moskva, Chelyabinsk, 2010: 20 - 46.
3. Gladilina G.A. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v formirovanii professional'nyh kompetencij studentov pri organizacii samostoyatel'noj raboty. Available at: //jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm/
4. Arynbaeva R.A., Kizbaeva Zh.K., Bimurzina A.A. Samostoyatel'naya rabota studentov kak sredstvo razvitiya samostoyatel'nosti studentov. Nauka i mir. 2016; 6 (34): 6 - 48.
5. Rodzhers K.R. Tvorchestvo kak usilenie sebya. Voprosy psihologii. 1990; 16 164 - 168.
6. Uvarova I.V., Erina T.F. Rol' samostoyatel'noj raboty pri modul'nom obuchenii inostrannomu yazyku. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; 4: 251 - 257.
7. Cukerman G.A., Masterov B.M. Psihologiya samorazvitiya. Moskva, 1995.
Статья поступила в редакцию 18.12.18
УДК 374.1
Nekipelova O.A., MA student, Department of Environmental Education and Environmental Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Kiseleva N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Environmental Education and Environmental Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
CRITERIA AND LEVELS OF THE DEGREE OF DEVELOPMENT OF RESEARCH QUALITIES OF STUDENTS IN AN ECOLOGICAL CAMP. The article discusses a problem of assessing the degree of development of research qualities of students in the specific conditions of the ecological camp. On the basis of the analysis of the experience existing in pedagogical practice motivational, cognitive and operational-activity criteria, and also three levels of formation for each criterion are allocated. Based on these criteria, the methodology has been developed to determine the degree of sophistication of research qualities of students in the process of implementation of the research activities in the context of the environmental camp. The application of the proposed criteria in the article allows you to quickly assess the level of research qualities in the specific context of the student environmental camp and promptly and purposefully develop research quality trainees. Key words: research activity of students, research qualities, ecological camp, assessment of degree of development of research qualities.
О.А. Некипелова, магистрант, каф. экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected] Н.Ю. Киселева, канд. пед. наук, доц. каф. экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СТЕПЕНИ РАЗВИТОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
В статье обсуждается проблема оценки степени развитости исследовательских качеств школьников в специфических условиях экологического лагеря. На основе анализа существующего в педагогической практике опыта выделены мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный критерии, а также три уровня сформированности для каждого критерия. На основании этих критериев была разработана методика определения степени развитости исследовательских качеств обучающихся в процессе реализации исследовательской деятельности в условиях экологического лагеря. Применение предлагаемых критериев позволяет не только оценить уровень сформированности исследовательских качеств школьника, но и оперативно и целенаправленно развивать исследовательские качества обучающихся.
Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, исследовательские качества, экологический лагерь, оценка степени развитости исследовательских качеств.
Федеральный государственный образовательный стандарт трактует исследовательскую деятельность как инновационную метапредметную образовательную практику, эффективно формирующую универсальные учебные действия обучающихся. Требование формирования у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реа-
лизации и общественной презентации результатов исследования в различных формах организации учебной деятельности в образовательном процессе закреплены во ФГОС [1].
В современных условиях развитие исследовательской деятельности школьников активно реализуется в дополнительном образовании [2 - 6].
В специфических условиях экологического лагеря эта задача решается особенно эффективно [7 - 12]. Одной из проблем, возникающей при организации детских исследований в экологических лагерях, является проблема оценивания степени развитости исследовательских качеств обучающихся. А.И. Савенков рассматривает диагностику способностей школьников к исследованию и проектированию как педагогическую задачу [14]. В педагогической практике есть удачные примеры разработки критериев оценки отдельных аспектов исследовательской деятельности школьников [15, 16; 17], однако в наибольшей степени вопросы оценки качества исследовательской деятельности обучающихся разработаны применительно к системе вузовского обучения [10; 15]. Анализ публикаций показал, что современные подходы к оценке качества исследовательской деятельности предполагают два основных параметра: качество образовательного результата и качество образовательного процесса.
Каждое из перечисленных составляющих может определяться двумя параметрами: во-первых, формальным результатом, конкретизирующимся в формальном продукте (в данном случае исследовательская работа обучающегося и ее презентация в форме доклада или презентации); во-вторых, степенью развитости субъективных качеств учащихся, которые получили развитие в процессе получения формального продукта - реализации полного цикла учебного исследования.
Оценивая качество образовательного результата (в нашем случае это исследование, проведенное в экологическом лагере), в качестве формального результата можно рассматривать исследовательскую работу школьника, представленную на итоговой конференции. Члены комиссии выставляют оценку за защиту представленной работы, учитывая три обязательных компонента:
1. Текст, представленной к защите работы;
2. Доклад по представленной работе;
3. Ответы на вопросы.
Вторым параметром при оценке качества образовательного результата
необходимо рассматривать степень развитости субъективных качеств учащихся. Измерить и зафиксировать степень развитости субъективных качеств учащихся во время проведения исследований достаточно затруднительно. Мы в своем исследовании используем косвенные показатели проявления степени развитости субъективности.
Для исследования развития исследовательских качеств обучающихся мы, опираясь на разработки Н.А. Лозовой [11], сочетаем эмпирически замеряемые параметры в виде трех критериев: мотивационного, когнитивного, операцион-но-деятельностного и учитываем уровни их сформированности.
Мотивационный критерий характеризует степень сформированности готовности заниматься исследовательской деятельностью, потребность в повышении собственной экологической грамотности, стремление развивать самостоятельность и творческую активность в экологически ориентированной деятельности. Показатели критерия:
• Отношение к исследовательской деятельности в области экологии;
• Участие в постановке задач и выборе методов экологических исследований;
• Участие в процессе решения исследовательских задач в области экологии;
Когнитивный критерий характеризует уровень развития экологических знаний, о закономерностях развития природы, экологических проблем и причин их возникновения, способов предупреждения возможных экологических опасностей и экологически целесообразного поведения человека. Показатели критерия:
• Владение знаниями законов экологии, информацией об экологических проблемах и их последствиях, знаниями о способах их предотвращения, знаниями экологически целесообразного поведения, обеспечивающего экологическую безопасность жизни;
• Знание методов решения экологических задач исследовательского характера;
• Владение технологиями работы с источниками экологической информации трех типов (технологии межсубъектного взаимодействия, основанные на непосредственном общении; технологии, основанные на читательской деятельности с текстом; технологии на основе использования глобальных информационных каналов);
• Знание правил оформления исследовательских работ
Операционно-деятельностный компонент характеризует меру активности
и самостоятельности в решении экологических исследовательских задач, использование методов исследовательской деятельности в учебной и внеучебной деятельности.
Показатели критерия:
• Самостоятельность выполнения экологического исследования;
• Коммуникативность (готовность к взаимодействию с другими обучающимися, к работе в коллективе при организации экологического исследования);
• Самоконтроль и самооценка на всех этапах выполнения исследования;
• Представление результатов исследовательской деятельности.
В обобщенном виде критерии и уровни степени развитости исследовательских качеств обучающихся представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерий Уровни сформированности
высокий средний низкий
Мотивационный Осознание ценности исследовательской деятельности в области экологии Проявление заинтересованности к исследованиям Не проявляет интереса к исследовательской деятельности
Потребность в решении исследовательских задач Ответственность и исполнительность в процессе решения исследовательских задач Необходимость работать в группе при решении исследовательских задач
Ориентированность на поиск оригинальных тем исследовательской работы Самостоятельный выбор темы исследования из предложенного перечня Выбор темы исследования по рекомендации руководителя
Когнитивный Владеет глубокими, полными, систематизированными знаниями о законах экологии Имеет знания о законах экологии и об экологических проблемах Отсутствуют знания о законах экологии и об экологических проблемах
Может выбирать и применять методы решения экологических задач исследовательского характера для конкретных объектов исследования Знаком с отдельными методами решения экологических задач исследовательского характера Отсутствуют представления о методах решения экологических задач исследовательского характера
Использование технологий трех типов Использование технологий двух Использований технологий одного типа
Знает структуру и требования к оформлению проведенного исследования Не достаточно знаний по оформлению, часто обращается за помощью к друзьям и преподавателям Нет знаний по оформлению и структуре исследования
Операционно-деятельностный Высокий уровень самостоятельности на всех этапах исследовательской деятельности, преодоление вознкающих затруднений Наличие способности к самостоятельной работе в ходе исследовательской деятельности и отсутствие настойчивости при затруднениях Способен самостоятельно справиться с отдельными этапами исследования
Критерии и уровни степени развитости исследовательских качеств обучающихся
Организует группу на реализацию исследовательской работы, способен к самостоятельной деятельности Участвует в разработке и реализации исследовательской работы в составе групп и индивидуально Может принимать участие в реализации исследовательской деятельности в составе группы
Самоконтроль применяется на каждом этапе, оценка деятельности объективна и систематична В большинстве случаев самоконтроль осуществляется, оценка не всегда объективна Самоконтроль применяется эпизодически оценка деятельности не всегда объективна
Способность представить результаты исследовательской деятельности на высоком уровне (свободное владение материалом, ответы на вопросы и т. д.) Способность представить результаты исследовательской деятельности в основном (выводы представлены, вопросы по теме исследования вызывают затруднения) Фрагментарная способность представить результаты исследовательской деятельности
При оценке степени развитости исследовательских качеств обучающихся мы предлагаем каждый компонент низкого уровня оценивать в один балл, среднего уровня - в два балла, высокого - в три балла. В таблице 2 представлено соотношение балльной оценки степени сформированности исследовательских качеств обучающегося в летних экологических лагерях.
Таблица 2
Соотношение балльной оценки и степени сформированности исследовательских качеств обучающихся
Степень сформированности Позиция потребителя Позиция наблюдателя Позиция исследователя
Баллы 0-22 23-44 45-66
На основании этих критериев была разработана методика определения степени развитости исследовательских качеств обучающихся в процессе реализации исследовательской деятельности в условиях экологического лагеря (табл. 3). В таблице приведена шкала для интегральной оценки степени развитости исследовательских качеств учащихся на основе оценок ее компонентов.
Применение предлагаемых критериев позволяет не только оперативно оценить уровень сформированности исследовательских качеств школьника в специфических условиях экологического лагеря, но и оперативно и целенаправленно развивать исследовательские качества обучающихся.
Библиографический список
Таблица 3
Методика определения степени развитости исследовательских качеств обучающихся
№ Позиция обучающегося Краткая характеристика конкретной позиции обучающегося Баллы
1 Позиция потребителя Прагматичное отношение к исследовательской деятельности с позиции пользы
2 Позиция наблюдателя Эмоционально-позитивное отношение к исследовательской деятельности экологической направленности с минимальным уровнем самостоятельности, формальный подход к исследовательской деятельности
3 Позиция исследователя Активное исследовательское поведение, яркая выраженность исследовательских качеств.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Пункт 5; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.05.1012 № 413. Пункт 4.
2. Быстренина И.Е. Критерии и уровни готовности будущих учителей к исследовательской деятельности. Вестник МГОУ. 2011; 3: 36 - 41.
3. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Разработка учебно-методических материалов по реализации программы формирования культурно-экологической образовательной среды региона. Вестник Мининского университета. 2013; 2 (2): 12.
4. Глушенков О.В. Организация исследовательской и проектной деятельности в школе: пособие для учителя. Москва, 2017.
5. Демидова Н.Н., Киселева Н.Ю. Дополнительное экологическое образование: технологический аспект. Современные наукоемкие технологии. 2016; 1-1: 92 - 96.
6. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере: методическое пособие (Авторы-составители О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселева). Нижний Новгород, 2015.
7. Калустьянц К.А., Бобылева Л.А. Критерии и уровни сформированности экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014; 4: 252 - 257.
8. Камерилова ГС. Технологический инструментарий культурно-экологической образовательной среды вуза. Технологии коэвоюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: учебное пособие. Нижний Новгород, 2013: 61 - 91.
9. Козлов А.В., Уромова И.П. Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа реализации профессиональных компетенций. Вестник Мининского университета. 2017; 1 (18): 4.
10. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии. 2006; 6: 63 - 71.
11. Лозовая Н.А. Измерение и оценивание уровня сформированности исследовательской деятельности будущих бакалавров-инженеров в процессе математической подготовки. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014; 3 (29): 74 - 79.
12. Некипелова О.А., Киселева Н.Ю. Возникновение и развитие экологических лагерей - закономерный результат трансформации российской системы экологического образования. European Social Science Journal. 2017; 7: 281 - 289.
13. Некипелова О.А. Киселева Н.Ю. Особенности организации исследовательской деятельности в условиях экологического лагеря. Современные наукоемкие технологии. 2016; 2 (часть 1): 122 - 125.
14. Обухов А.С., Киселев Б.А. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности. Психология и образование. 2010; 2: 179 - 188.
15. Савенков А.И. Диагностика способностей школьников к исследованию и проектированию как педагогическая задача. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015; 3 (33): 76 - 82.
16. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г Современные средства и технологии оценивания результатов обучения. Вестник Мининского университета. 2018; Т. 6; № 3 (24): 9.
17. Шкерина Л.В. Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике. ВестникКГПУим. В.П. Астафьева. 2017; 2 (40): 28 - 31.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Utv. prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897. Punkt 5; Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Utv. prikazom Minobrnauki RF ot 17.05.1012 № 413. Punkt 4.
2. Bystrenina I.E. Kriterii i urovni gotovnosti buduschih uchitelej k issledovatel'skoj deyatel'nosti. VestnikMGOU. 2011; 3: 36 - 41.
3. Vinokurova N.F., Demidova N.N., Zulharnaeva A.V. Razrabotka uchebno-metodicheskih materialov po realizacii programmy formirovaniya kul'turno-'ekologicheskoj obrazovatel'noj sredy regiona. Vestnik Mininskogo universiteta. 2013; 2 (2): 12.
4. Glushenkov O.V. Organizaciya issledovatel'skoj i proekinoj deyatel'nosti v shkole: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2017.
5. Demidova N.N., Kiseleva N.Yu. Dopolnitel'noe 'ekologicheskoe obrazovanie: tehnologicheskij aspekt. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; 1-1: 92 - 96.
6. Issledovatel'skaya deyatel'nost'shkol'nikov v 'ekologicheskom lagere: metodicheskoe posobie (Avtory-sostaviteli O.A. Nekipelova, N.Yu. Kiseleva). Nizhnij Novgorod, 2015.
7. Kalust'yanc K.A., Bobyleva L.A. Kriterii i urovni sformirovannosti 'ekologicheskoj kul'tury shkol'nikov v processe proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2014; 4: 252 - 257.
8. Kamerilova G.S. Tehnologicheskij instrumentarij kul'turno-'ekologicheskoj obrazovatel'noj sredy vuza. Tehnologii ko'evoyucionnogo vzaimodejstviya sub'ektov v usloviyah formirovaniya kul'turno-'ekologicheskoj obrazovatel'noj sredy regiona: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod, 2013: 61 - 91.
9. Kozlov A.V., Uromova I.P Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayuschihsya kak osnova realizacii professional'nyh kompetencij. Vestnik Mininskogo universiteta. 2017; 1 (18): 4.
10. Leontovich A.V. Konceptual'nye osnovaniya modelirovaniya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya. Shkol'nye tehnologii. 2006; 6: 63 - 71.
11. Lozovaya N.A. Izmerenie i ocenivanie urovnya sformirovannosti issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih bakalavrov-inzhenerov v processe matematicheskoj podgotovki. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2014; 3 (29): 74 - 79.
12. Nekipelova O.A., Kiseleva N.Yu. Vozniknovenie i razvitie 'ekologicheskih lagerej - zakonomernyj rezul'tat transformacii rossijskoj sistemy 'ekologicheskogo obrazovaniya. European Social Science Journal. 2017; 7: 281 - 289.
13. Nekipelova O.A. Kiseleva N.Yu. Osobennosti organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti v usloviyah 'ekologicheskogo lagerya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; 2 (chast 1): 122 - 125.
14. Obuhov A.S., Kiselev B.A. Razvitie sub'ektnoj pozicii uchaschihsya v usloviyah uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Psihologiya i obrazovanie. 2010; 2: 179 - 188.
15. Savenkov A.I. Diagnostika sposobnostej shkol'nikov k issledovaniyu i proektirovaniyu kak pedagogicheskaya zadacha. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2015; 3 (33): 76 - 82.
16. Smirnova Zh.V., Krasikova O.G. Sovremennye sredstva i tehnologii ocenivaniya rezul'tatov obucheniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. 6; № 3 (24): 9.
17. Shkerina L.V. Kriterial'no-bazisnyj podhod k ocenivaniyu universal'nyh uchebnyh umenij shkol'nikov pri obuchenii matematike. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2017; 2 (40): 28 - 31.
Статья поступила в редакцию 10.01.19
УДК 378
Рodanyova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
MORAL AND SPIRITUAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN. The paper examines moral and spiritual foundations of development of basic ecological culture in preschool children. The author stresses the importance and relevance of this process in preschool educational establishment and in family based on the moral and spiritual education since its main principle is formed by individual's finding the meaning and purpose of life and achieving harmony with themselves and the world in the process of growing up. The attempt to bring attention to the problems of moral and spiritual development of the individual is caused by the spiritual crisis in the modern world. The mechanisms of development of preschool child's moral values within the structure of basic ecological culture development and the importance of solving the problems of moral and spiritual education in the preschool period are covered in the paper. The particular interest lies in the development of moral and spiritual education in family taking into account the development of the basis for ecological culture of the individual.
Key words: ecological culture, moral and spiritual values of individual, moral education of preschool child, spirituality.
Т.В. Поданёва, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена духовно-нравственным основам формирования начал экологической культуры на этапе дошкольного детства. Автором отмечается значимость и актуальность данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с опорой на духовно-нравственное воспитание, поскольку в его основе лежит обретение растущим человеком высшего смысла жизни, гармонии с собой и окружающим миром. Попытка привлечь внимание к вопросам духовно-нравственного развития личности обусловлена кризисом духовности в современном мире. В статье раскрываются механизмы развития нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста в структуре формирования основ экологической культуры; обосновывается значимость решения задач духовно-нравственного воспитания в период дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания в семье с учётом позиций формирования основ экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, духовно-нравственные основы личности, нравственное воспитание ребёнка дошкольного возраста, духовность.
Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом духовно-нравственных ценностей.
Формирование основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из показателей развития личности. Опыт практики свидетельствует, что данный процесс невозможен без опоры на духовно-нравственное воспитание, поскольку в его основе лежит обретение человеком высшего смысла жизни, гармонии с собой и окружающим миром.
Исходя из этого, экологическое воспитание в дошкольном возрасте призвано закладывать основы духовно-нравственного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, а также формирование базовой системы ценностей и нравственное отношение ребёнка к окружающему миру. В этой связи реализация принципов, содержания духовно-нравственного воспитания считается одной из сложных проблем дошкольной педагогики и обязательно должна решаться абсолютно всеми, кто имеет отношение к детям дошкольного возраста.
В последнее время актуализируются вопросы необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что напрямую связано с процессами воспитания и развития подрастающего поколения; от грамотной организации образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации зависит не только судьба конкретного индивида, но и судьба всего человечества.
В связи с модернизацией, реформированием дошкольного образования отмечается повышенное внимание к вопросам духовно-нравственного развития личности, что обусловлено кризисом духовности в современном мире. Так за последние четверть века наша страна пережила большую ломку в экономиче-
ском, социальном укладе, что привело к изменению судеб значительной части населения: переход к рыночной системе отношений в экономике, период ориентации на деидеологизацию привел к резкой смене жизненных условий для целого поколения.
Снижение нравственной основы жизни коснулось, прежде всего, родителей нынешних современных детей. Концепцией государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности отмечается «пьянство, наркопривязанность, снижение роли семьи и этики отношения полов, неспособность родителей и общественности нести ответственность за судьбу детей, их включение в нормальную среду жизни и обеспечение необходимого уровня нравственности, этики, понимания значения патриотизма, формирования здоровой физически и нравственно личности» [1].
Именно поэтому особую роль в социализации личности ребёнка дошкольного возраста выполняет семья. Опыт практики показывает, что в первую очередь ребёнок хочет подражать родителям. По мнению Ю.В. Кондрашевой, Э.В. Пруд-ских, семья может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс воспитания ребёнка. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Подражание - генетически заданный механизм, позволяющий получать необходимый для выживания опыт не генетическим путем, а в процессе общения [2].
Л.И. Акатов указывает на то, что основы духовности человека закладываются в семье. Только в семье ребёнок может получить от родителей уроки альтруистического служения одного человека другому: проявления любви, душевной теплоты, ласки и заботы, гуманного отношения к окружающему миру, в том числе родной природе. Такой опыт взаимодействия взрослых с ребёнком носит не столько конкретное ситуативное значение, сколько более продолжительное, относящееся к формированию способности экзистенциального осмысления смысла жизни. Закрепившись на подсознательном уровне, этот опыт может стать