УДК 373.016:502
К.А. Калустьянц Л.А. Бобылева
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлено описание критериально-оценочного этапа авторской модели формирования экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности по проблемам экологической безопасности. В его структуре выделены мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты, для каждого из которых определены показатели и уровни сформированности. Ключевые слова: экологическая культура школьников, проблемно-исследовательская деятельность, экологическая безопасность, педагогическая модель.
Karina Kaluslianc
Larisa Bobyleva
THE CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN
Keywords: ecological culture of schoolchildren, problem-research activities, ecological safety. The pedagogical model.
В условиях сложившейся экологической ситуации, когда уровень антропогенного давления на природу и степень ее эксплуатации доведены до крайней точки и под угрозой гибели теперь находятся не только природные системы, но все человечество, особенно остро встает проблема обеспечения экологической безопасности жизни. Понятно, что изменение данной ситуации и успешное решение экологических проблем зависит, в конечном счете, от человека и его способности осуществлять производственную деятельность и поведение в окружающей среде исключительно на основе принципов экологической целесообразности и безопасности.
Отличительной чертой такой личности является сформированность ее экологической культуры, проявляющейся в развитости экологической образованности, сформированности экологического сознания, мышления, системы экологических ценностей и отношения к природе, и, главное, в экологически безопасной жизнедеятельности, направленной на обеспечение устойчивости в развитии природы и социоприродных отношений. Экологическая безопасность жизнедеятельности базируется на экологической компетентности личности и проявляется в ее практической готовности грамотно и безопасно совершать преобразующую деятельности в окружающей среде. В связи с чем особые требования предъявляются к школьному экологическому образованию, и прежде всего, к процессу активизации внедрения в школьную практику инновационных методов обучения, в числе которых лидирующее место принадлежит экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельно-
Приоритет данной технологии обусловлен рядом преимуществ, в числе которых погружение школьников в условия жизненной необходимости принятия обоснованных экологически целесообразных решений, критическому мышлению, выбору оптимальной стратегии взаимодействия с окружающей средой, что пробуждает интерес к экологическим проблемам и знаниям, развивает нравственно-ценностные и личностно-значимые ориентиры в отношениях с природой, формирует навыки экологически целесообразного поведения, безопасного для здоровья людей и окружающей среды [1,
сти [2; 3; 5].
© Калустьянц К.А., Бобылева Л.А., 2014
4]. Как известно, эффективность любой педагогической технологии зависит от степени разработанности целей, структуры и содержания той педагогической модели, в рамках которой планируется ее использование. В предлагаемой нами модели формирования экологической культуры старшеклассников средствами проектно-исследовательской деятельности, разработанной на принципах системности и непрерывности, а также на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в качестве основного результата ее внедрения определена готовность школьников к осуществлению собственной экологически безопасной жизнедеятельности.
В данной статье мы приводим показатели и уровни развития выделенных нами критериев сформированности исследуемого качества личности (мотивационно-ценностный, когитивный и опе-рационно-деятельностный) на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, выполненной на базе общеобразовательных школ республики Северная Осетия-Алания.
Мотивационно-ценностный критерий сформированности экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности характеризуется ярко выраженным интересом и потребностью в непрерывном повышении собственной экологической грамотности, развитии компетентности в области экологической безопасности жизни и выполнении экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности; устойчивым стремлением проявлять собственную инициативность, самостоятельность и творческую активность в экологически ориентированной деятельности и экологическом проектировании; глубоким осознанием личностной и общественной значимости участия каждого в деятельности по решению проблем экологической безопасности. При этом большое значение имеет развитие у школьников системы ценностных ориентаций по отношению к природе, связанных с гуманистическими, этнокультурными, нравственными и духовными идеалами, сформированностью экологической озабоченности судьбой природы и человечества, чувства долга, ответственности и сопереживания. Данный критерий включает также развитость мотивов и понимание смыслов экологической проектно-исследовательской деятельности для саморазвития собственного личностного роста, проявление волевых качеств, целеустремленности, упорства, собранности и дисциплинированности, устойчивое стремление к свободе выбора и творческой самостоятельности, демонстрируемое при разработке стратегии и тактики в решении эколого-исследовательских и проектных задач.
Высокий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента экологической культуры школьников определяется следующими показателями: устойчивым интересом к экологическим знаниям, как в учебной, так и внеучебной деятельности; высоким развитием системы ценностных ориентаций по отношению к природе и здоровью людей на эмоциональном, этнокультурном и духовно-нравственном уровнях, сформированностью чувства долга и экологической ответственности; проявлением устойчивой мотивацией и активном участии экологических и природоохранных мероприятиях, мероприятиях по обеспечении экологической безопасности в своем регионе, а также в процессе творческой проектно-исследовательской деятельности; стремлением к личностному росту в отношениях с природой, проявлению высокой экологической ответственности и самостоятельности в выборе стратегии и тактики решения прикладных проектно-исследовательских задач по проблемам экологической безопасности. Средний уровень проявляется в наличии интереса школьников к экологическим знаниям, экологическим проблемам и путям их решения, но не достаточной развитости системы ценностных ориентаций по отношению к природе и здоровью людей как на эмоциональном, этнокультурном и духовно-нравственном уровнях; наблюдается не вполне сформированное чувство долга и экологической ответственности, не ярко выраженная мотивация на причастность к решению экологических проблем и обеспечение экологической безопасности жизни, не достаточная активность и желание участвовать в школьных, городских и республиканских экологических акциях и мероприятиях, не большая заинтересованность в экологически ориентированной проектно-
исследовательской деятельности, не ярко выраженное стремление к развитию самостоятельности и ответственности в решения проектно-исследовательских задач по проблемам экологической безопасности. Низкий уровень развития данного критерия характеризуется проявлением слабого интереса школьников к экологическим знаниям, экологическим проблемам и путям их решения; отмечается отсутствие системы ценностных ориентаций по отношению к природе и здоровью людей на эмоциональном, этнокультурном, духовно-нравственном уровнях; наблюдается слабое развитие или полное отсутствие чувства долга и экологической ответственности, низкий уровень мотивации на причастность к решению экологических проблем и обеспечение экологической безопасности жизни, отсутствие желания участвовать в экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности, развивать экологическую ответственность и самостоятельность в решении экологических проблемам и обеспечении экологической безопасности в своем регионе.
Когнитивный критерий предполагает сформированность экологических знаний как основы экологического мировоззрения и сознания, и прежде всего, знаний о закономерностях развития природы, экологических факторах, эволюции взаимоотношений общества и природы, наиболее острых экологических проблемах на планете, в стране, в регионе; о существующих и возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, о мерах и способах их предупреждения и предотвращения, о нормах и правилах экологически целесообразного и безопасного поведения людей. Данный критерий включает степень развитости и осознанности школьниками экологических знаний для их способности адекватно оценивать состояние и перспективы сложившейся социально-природной ситуации, как в ближайшем окружении, так и более широких масштабах, проектировать и осуществлять экологическую деятельность, направленную на решение экологических проблем в своем регионе. Критерий определяет показатели усвоения школьниками знаний и представлений об экогуманистических основах и культурных традициях своего и других народов, определяющих характер отношения к природе в разные культурно-исторических эпохи, о влиянии экологических идеалов, ценностей, взглядов и убеждений на развитие личностных качеств и духовное становление человека. Большое значение имеют знания и представления школьников о современных путях и способах решения экологических проблем, о научном стиле экологического мышления, о структуре и методах научного исследования и проектирования, характеризующихся определенными требованиями и нормами выполнения (этапностью, точностью, объективностью, доказательностью, воспроизводимостью и др.), необходимыми являются знания о требованиях к структуре, содержанию и научному стилю изложению результатов аналитического и прикладного этапов научно-исследовательской и проектной работы, четкости формулировки выводов, о требованиях к структуре и содержанию научного доклада и презентации и т.п.
Высокий уровень сформированности данного критерия характеризуется владением школьниками полными, глубокими и систематизированными знаниями о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, о возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, способах их предупреждения и предотвращения, знания о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни, необходимости их выполнения и умения применять в жизни. Носители высокого уровня сформированности рассматриваемого критерия имеют устойчивые представления о нравственно-гуманитарной сущности отношений в системе «человек и природа», об этнокультурных основах и традициях, как духовно-нравственном механизме гармонизации этих отношений и обеспечении экологической безопасности для людей и природы. При этом школьники хорошо ориентируются и знают требования к разработке и выполнению экологической проектно-исследовательской деятельности, умеют выделять проблему, формулировать цели, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования или проекта, грамотно выделять структуру и этапы их выполнения,
знают об оптимальных способах получения объективных результатов и доказательства их достоверности. Способны к проявлению творчества и изобретательности в решении экологических задач в учебных и жизненных ситуациях; владеют знаниями, умениями и опытом саморазвития, развития творческих способностей, собственной культуры и личностного роста в процессе экологической деятельности.
Средний уровень сформированности данного критерия характеризуется наличием у школьников устойчивых знаний и представлений о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, о имеющихся и возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды достаточных знаний о способах их предупреждения и предотвращения, об экологических нормах и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни людей и природы, необходимости и целесообразности их применения в жизни. Недостаточными являются знания и представления школьников о нравственно-ценностной сущности отношений в системе «человек и природа», об этнокультурных основах и традициях, как духовно-нравственном механизме гармонизации отношений в данной системе, направленном на восстановление экологического равновесия, исключающего экологическую угрозу. У учащихся в целом сформированы и систематизированы знания по организации проектно-исследовательской деятельности по экологии, имеются представления о целях, задачах, структуре, этапах данной деятельности и оптимальных способах достижения ее результатов, в определенной степени школьники владеют умениями и навыками решения проектно-исследовательских экологических задач. Представления, умения и навыки в области творческого саморазвития, а так же знания основных условий развития экологической культуры личности развиты недостаточно.
Низкий уровень сформированности данного критерия у школьников характеризуется отсутствием или слабым уровнем экологических знаний и представлений (о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, об экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, знания о способах их предупреждения и предотвращения, о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни) и необходимости их выполнения в жизни. Слабо сформированными являются знания о способах решения экологических проблем и экологической деятельности. Отсутствуют знания и представления о нравственно-гуманитарных и этнокультурных основах сущности отношений в системе «человек и природа», как механизме гармонизации отношений в данной системе и обеспечения экологической безопасности жизни. У учащихся не развиты представления о значении, структуре, этапах и методах экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности, оптимальных способах достижения ее результатов, о способах творческого саморазвития личности, отсутствуют знания о значении и условиях развития собственной экологической культуры.
Операционно-деятельностный критерий отражает меру активности, самостоятельности и творчества школьников в решении экологических проектных и исследовательских задач, включает степень сформированности умений, навыков, необходимых для осуществления экологической про-ектно-исследовательской деятельности, и опыта их применения в учебном процессе и в жизни, а именно:
— общелогические умения и навыки (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация и другие логические мыслительные операции);
— исследовательские: умение выделять, конкретизировать и формулировать проблему; выдвигать цели и задачи; определять объект, предмет и гипотезу исследования; планировать работу; использовать методы научного познания, выражать свою точку зрения и отстаивать ее, соблюдать правила научной организации труда и др.;
— экологические (выявление и оценка факторов экологической опасности для природной среды, жизни и здоровья людей, причин их возникновения и прогнозов развития; оценка последствий неблагоприятных экологических воздействий на социальную и природную среду; поиск способов предотвращения экологической опасности; готовность к осуществлению практической деятельности по охране и улучшению качества окружающей среды, ведению здорового и экологически безопасного образа жизни и др.);
— умения и навыки осуществления личностного роста, укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей; оценки эффективности личностных достижений в процессе познавательной и проектно-исследовательской деятельности, самооценки качества выполнения исследования или проекта (рефлексии), самоконтроля и критического отношения к своим экологическим поступкам и деятельности.
Высокий уровень сформированности данного критерия проявляется в активной жизненной позиции школьников по отношению к объектам природы и здоровью людей, самостоятельности и творческом подходе к решению экологических проектно-исследовательских задач, в успешном использовании общелогических, исследовательских и специальных умений и навыков в ходе проектно-исследовательской деятельности; устойчивом личностном росте школьников, их способности к рефлексии выполненных исследований и проектов, в адекватной самооценке собственных интеллектуальных и творческих способностей, в эффективности результатов познавательной и проектно-исследовательской деятельности в форме повышения результатов успеваемости, успешном участия в экологических викторинах, олимпиадах и исследовательских конкурсах. Средний уровень сформиро-ванности данного критерия проявляется в положительной жизненной позиции школьников по отношению к объектам природы и здоровью людей, в определенной их интеллектуальной и творческой активности при осуществлении экологической проектно-исследовательской деятельности. При этом недостаточно сформированными являются общелогические, исследовательские и специальные умения и навыки, поэтому школьники испытывают значительные затруднения при выполнении экологических проектов и исследовательских работ. Может наблюдаться относительный личностный рост учащихся при слабо выраженной способности к рефлексии собственных интеллектуально-творческих способностей и проектно-исследовательских умений, выявляется эффективность личностных достижений в процессе познавательной и проектно-исследовательской деятельности, которые выражаются в относительно успешном участии школьников в экологических олимпиадах, в исследовательских конкурсах и конференциях. Низкий уровень сформированности данного критерия проявляется в отсутствии у школьников интереса и активности в стремлении к самостоятельному и творческому решению экологических проектно-исследовательских задач; слабо развиты общелогические, исследовательские и специальные умения и навыки для выполнения экологических проектов и исследовательских работ; отсутствуют личностные достижения в области познавательной, эколого-исследовательской и эколого-проектной деятельности.
Мы полагаем, что любой из выделенных уровней сформированности экологической культуры не является пределом, а лишь способен выступать в качестве основы для перехода на последующие уровни и поэтому не отвергается, а включается в дальнейший процесс, совершенствуется и развивается. Выделенные показатели позволили нам дать объективную оценку исходному состоянию исследуемого качества личности у учащихся средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, научно обосновать и апробировать наиболее эффективные для сложившейся экологической ситуации в республике эколого-образовательные технологии и формы инновационной деятельности учащихся, направленные на развитие у школьников экологической культуры, экологического сознания и экологической ответственности, как основы экологически безопасной жизнедеятельности граждан России.
Библиографический список
1. Бобылева Л.А., Калустьянц К.А. Педагогические условия проектно-исследовательской деятельности школьников по проблемам экологической безопасности // Казанская наука. - № 2. - 2013. - С. 151-153.
2. Зятева Л.А. Экологическое проектирование - основа выработки безопасного стиля экологической деятельности школьников // Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология. № 1. - 2010. - С. 187-193.
3. Елизарова И.С. Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах // Ярославский педагогический вестник. - Том II (Психолого-педагогические науки). - № 4. - 2011. - С. 9497.
4. Калустьянц К.А. Модель формирования экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности по проблемам экологической безопасности// Казанская наука. - № 3. -2013. - С. 205-209.
5. Проект Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: М., [2011]. http://fgos.isiorao.ru/upload/ :Р008/Р008_8Р0^