8. Kamerilova G.S. Tehnologicheskij instrumentarij kul'turno-'ekologicheskoj obrazovatel'noj sredy vuza. Tehnologii ko'evoyucionnogo vzaimodejstviya sub'ektov v usloviyah formirovaniya kul'turno-'ekologicheskqj obrazovatel'noj sredy regiona: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod, 2013: 61 - 91.
9. Kozlov A.V., Uromova I.P Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayuschihsya kak osnova realizacii professional'nyh kompetencij. Vestnik Mininskogo universiteta. 2017; 1 (18): 4.
10. Leontovich A.V. Konceptual'nye osnovaniya modelirovaniya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya. Shkol'nye tehnologii. 2006; 6: 63 - 71.
11. Lozovaya N.A. Izmerenie i ocenivanie urovnya sformirovannosti issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih bakalavrov-inzhenerov v processe matematicheskoj podgotovki. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2014; 3 (29): 74 - 79.
12. Nekipelova O.A., Kiseleva N.Yu. Vozniknovenie i razvitie 'ekologicheskih lagerej - zakonomernyj rezul'tat transformacii rossijskoj sistemy 'ekologicheskogo obrazovaniya. European Social Science Journal. 2017; 7: 281 - 289.
13. Nekipelova O.A. Kiseleva N.Yu. Osobennosti organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti v usloviyah 'ekologicheskogo lagerya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; 2 (chast 1): 122 - 125.
14. Obuhov A.S., Kiselev B.A. Razvitie sub'ektnoj pozicii uchaschihsya v usloviyah uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Psihologiya i obrazovanie. 2010; 2: 179 - 188.
15. Savenkov A.I. Diagnostika sposobnostej shkol'nikov k issledovaniyu i proektirovaniyu kak pedagogicheskaya zadacha. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2015; 3 (33): 76 - 82.
16. Smirnova Zh.V., Krasikova O.G. Sovremennye sredstva i tehnologii ocenivaniya rezul'tatov obucheniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. 6; № 3 (24): 9.
17. Shkerina L.V. Kriterial'no-bazisnyj podhod k ocenivaniyu universal'nyh uchebnyh umenij shkol'nikov pri obuchenii matematike. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2017; 2 (40): 28 - 31.
Статья поступила в редакцию 10.01.19
УДК 378
Podanyova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: podanevatv@yandex.ru
MORAL AND SPIRITUAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN. The paper examines moral and spiritual foundations of development of basic ecological culture in preschool children. The author stresses the importance and relevance of this process in preschool educational establishment and in family based on the moral and spiritual education since its main principle is formed by individual's finding the meaning and purpose of life and achieving harmony with themselves and the world in the process of growing up. The attempt to bring attention to the problems of moral and spiritual development of the individual is caused by the spiritual crisis in the modern world. The mechanisms of development of preschool child's moral values within the structure of basic ecological culture development and the importance of solving the problems of moral and spiritual education in the preschool period are covered in the paper. The particular interest lies in the development of moral and spiritual education in family taking into account the development of the basis for ecological culture of the individual.
Key words: ecological culture, moral and spiritual values of individual, moral education of preschool child, spirituality.
Т.В. Поданёва, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: podanevatv@yandex.ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена духовно-нравственным основам формирования начал экологической культуры на этапе дошкольного детства. Автором отмечается значимость и актуальность данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с опорой на духовно-нравственное воспитание, поскольку в его основе лежит обретение растущим человеком высшего смысла жизни, гармонии с собой и окружающим миром. Попытка привлечь внимание к вопросам духовно-нравственного развития личности обусловлена кризисом духовности в современном мире. В статье раскрываются механизмы развития нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста в структуре формирования основ экологической культуры; обосновывается значимость решения задач духовно-нравственного воспитания в период дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания в семье с учётом позиций формирования основ экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, духовно-нравственные основы личности, нравственное воспитание ребёнка дошкольного возраста, духовность.
Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом духовно-нравственных ценностей.
Формирование основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из показателей развития личности. Опыт практики свидетельствует, что данный процесс невозможен без опоры на духовно-нравственное воспитание, поскольку в его основе лежит обретение человеком высшего смысла жизни, гармонии с собой и окружающим миром.
Исходя из этого, экологическое воспитание в дошкольном возрасте призвано закладывать основы духовно-нравственного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, а также формирование базовой системы ценностей и нравственное отношение ребёнка к окружающему миру В этой связи реализация принципов, содержания духовно-нравственного воспитания считается одной из сложных проблем дошкольной педагогики и обязательно должна решаться абсолютно всеми, кто имеет отношение к детям дошкольного возраста.
В последнее время актуализируются вопросы необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что напрямую связано с процессами воспитания и развития подрастающего поколения; от грамотной организации образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации зависит не только судьба конкретного индивида, но и судьба всего человечества.
В связи с модернизацией, реформированием дошкольного образования отмечается повышенное внимание к вопросам духовно-нравственного развития личности, что обусловлено кризисом духовности в современном мире. Так за последние четверть века наша страна пережила большую ломку в экономиче-
ском, социальном укладе, что привело к изменению судеб значительной части населения: переход к рыночной системе отношений в экономике, период ориентации на деидеологизацию привел к резкой смене жизненных условий для целого поколения.
Снижение нравственной основы жизни коснулось, прежде всего, родителей нынешних современных детей. Концепцией государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности отмечается «пьянство, наркопривязанность, снижение роли семьи и этики отношения полов, неспособность родителей и общественности нести ответственность за судьбу детей, их включение в нормальную среду жизни и обеспечение необходимого уровня нравственности, этики, понимания значения патриотизма, формирования здоровой физически и нравственно личности» [1].
Именно поэтому особую роль в социализации личности ребёнка дошкольного возраста выполняет семья. Опыт практики показывает, что в первую очередь ребёнок хочет подражать родителям. По мнению Ю.В. Кондрашевой, Э.В. Пруд-ских, семья может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс воспитания ребёнка. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Подражание - генетически заданный механизм, позволяющий получать необходимый для выживания опыт не генетическим путем, а в процессе общения [2].
Л.И. Акатов указывает на то, что основы духовности человека закладываются в семье. Только в семье ребёнок может получить от родителей уроки альтруистического служения одного человека другому: проявления любви, душевной теплоты, ласки и заботы, гуманного отношения к окружающему миру, в том числе родной природе. Такой опыт взаимодействия взрослых с ребёнком носит не столько конкретное ситуативное значение, сколько более продолжительное, относящееся к формированию способности экзистенциального осмысления смысла жизни. Закрепившись на подсознательном уровне, этот опыт может стать
в дальнейшем основой различных вариантов развития духовно-нравственной сферы личности человека [3].
В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Российской Федерации, наше общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса. Согласно Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности масштабы этого кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, количество самоубийств детей, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе), общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут начаться необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа [1].
В этой связи приобщение ребёнка-дошкольника к природе, ее красоте и явлениям выступает актуальной задачей в деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в семье. Уточним, что основой экологической культуры, её духовной составляющей, является экологическое сознание. Структурными элементами экологического сознания выступают, прежде всего, интеллектуальная сфера личности, ответственное отношение к природе на уровне убеждения, чувственная сфера (моральные и эстетические чувства), а также волевые устремления. Особую роль в экологическом сознании играют моральные чувства, которые помогают человеку совершать нравственные поступки в любой ситуации. Например, создание совместных экологических проектов «Покормим птиц зимой», «Человек - часть природы», «Сделаем мир чище» и др.
Именно поэтому качественные характеристики формирования основ морального сознания в период дошкольного детства в основном обусловлены социальным самочувствием семьи и системой отношений родитель - ребёнок. Несмотря на то, что семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека и является непременным условием существования подлинно человеческого общества, в настоящее время её ценность подвергается переоценке и ревизии. Семья для многих становится обузой, а дети - обузой вдвойне [3].
Л.И. Акатов перечисляет несколько причин, вызывающих дисфункцию семьи: экономические, асоциальные (алкоголизм, наркомания, проституция), психологически- этические (жестокость, агрессивность, конфликтность, супружеская неверность, социальная близорукость, эгоизм, отчужденность членов семьи друг от друга), медицинские (различные заболевания) и др. В результате всего этого страдают не только взрослые, но прежде всего дети. У них разрушаются самые главные духовные качества - вера в человека, вера в себя, в гуманные отношения между людьми. Разрушение семьи - это ещё и противоестественное положение ребёнка, лишённого возможности привыкать с детства к заботе об окружающем [3].
Другим важнейшим социальным институтом, который закладывает основы духовно-нравственного развития, выступает дошкольная образовательная организация, в стенах которой дошкольник проводит основную часть времени. Педагогическая задача детского сада и семьи состоит в том, чтобы предложить ребёнку качественный образец действия и поведения, создать оптимальные условия для его собственных действий, помочь перевести оценку окружающих людей в самооценку ребёнка, вызвать у него желание повторных аналогичных действий [2].
Поскольку дошкольный возраст является стартовым периодом формирования всех высоких человеческих начал, педагогам дошкольного образования отводится решающая роль в формировании духовно-нравственных основ личности. Именно в условиях дошкольной образовательной организации закладываются нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить в гармонии с окружающим миром и природой.
Педагог дошкольного образования реализует образовательную миссию, он - работник «духовного производства», он вводит ребёнка в «поле культуры, духовности», в «духовную мастерскую» человечества, чтобы «образовать человека». Духовная миссия педагога состоит в том, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», учить различать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие, помогать развивающемуся человеку обрести способность осознавать и осуществлять в самом себе преобразования к лучшему, высшему. В этом, по мнению Н.И. Анциферовой, заключается духовная основа профессионально-педагогической деятельности педагога [4].
В России на уровне государства осуществляются некоторые попытки решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Рассмотрим основные научные подходы, лежащие в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: культурно-исторический подход определяет развитие ребёнка как «процесс формирования личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств» (Л.С. Выготский); личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребёнка, изменение структуры направленности его поведения. В этой связи, предлагаемая ребёнку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать
на него развивающее воздействие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец); деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением, как движущую силу психического развития ребёнка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). Данные подходы способствуют целостному процессу приобщения детей к социо-культурным нормам, традициям семьи и формированию познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, в том числе экологической направленности (экологические проекты, досуги, праздники, природоохранные акции и пр.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует личностное развитие детей на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные позиции. Одной из задач, на решение которых направлен стандарт дошкольного образования является объединение обучения, воспитания, развития и деятельности в единый образовательный процесс на базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и установленных в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [5].
Дошкольный возраст считается периодом активного нравственного развития человека. Основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных взаимоотношений [6].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что духовно-нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста представляет собой процесс, связанный с положительными качественными преобразованиями внутреннего мира личности под воздействием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, личного опыта, а также эмоционально-творческого опыта взрослых. Уже к семи годам формируются устойчивые нормы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе, у детей дошкольного возраста достаточно высокая и лёгкая восприимчивость, что открывает возможности для эффективного нравственного воспитания. В ходе общения со взрослыми, формируется опыт нравственного общения и поведения, что даёт возможность целенаправленно влиять на детей [7].
Поиск путей решения проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребёнка дошкольного возраста подразумевает выявление сущности понятий «духовность» и «нравственность». В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей отмечают В. Усманов, А. Дзиов, А. Ветошкин [8].
Понятие «духовность» в последние годы все чаще употребляется в педагогической среде, но трактуется разными учеными неоднозначно, что зачастую искажает истинный смысл. Обычно педагоги отождествляют духовность с нравственностью. Понятие «духовность», как высший уровень развития личности, реализующей самые высокие человеческие ценности, имеет религиозное происхождение и основание, а духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, трудолюбия, патриотизма [8].
По мнению Т. И. Петраковой, в педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность - это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность, это предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремленность к избранным целям (ценностям). Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность - сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Вместе с тем, нравственность не рядоположе-на духовности. Своим пересечением духовность и нравственность, утверждает Т.И. Петракова, образуют как бы невидимые линии, являющиеся основой личности [9].
Л.С. Выготский определяет духовность как ценностное содержание сознания, нравственно-ориентированную волю [10]. Под духовностью подразумевается потребность личности в познании себя и окружающего мира, связи с природой, поиск смысла жизни. Исходя из этого следует, что человек духовен в той степени, в какой он задумался над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Ценностным стержнем подлинной духовности выступает нравственность, которая определяется как моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе, отмечает Р.Г. Апресян [11].
Л. И. Акатов определяет духовность как одно из сложнейших психических образований, ведущей детерминантой которой является поиск человеком смысла жизни и его реализация. Духовность - такая категория, которая определяет нравственное совершенство личности, реализуемое в её деяниях по отношению к миру, к другим людям и к себе, смыслом жизни которой становится потребность созидать, творить добро, активно противостоять злу, насилию, утверждать истину и красоту человеческих отношений, преобразовывать жизнь и себя на основе моральных ценностей, культивируемых человечеством [3].
Наблюдения показывают, что мир эмоций и чувств формируется уже в раннем возрасте, и если в период дошкольного детства какие-то фундаментально-важные для морали эмоции не сложились, мало надежды на то, что этот пробел будет восполнен в будущем, поскольку опыт свидетельствует о необратимости психического развития ребёнка на разных этапах. «Воспитание сердца» и направление воли ребёнка к добру и правде с самого раннего детства, по мнению Я.А. Коменского, является профилактикой развития пороков (своеволия, упрямства, дерзости, гордости, гнева, безрассудства, праздности и малодушия) [12].
Формирование нравственных качеств - длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Именно поэтому нравственное воспитание является одной из важнейших сторон общего развития ребёнка. И. П. Подласый определяет нравственное воспитание как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [6]. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения, опыт общения с природой.
Развитие нравственного сознания - многоуровневый и длительный процесс, начинающийся с ознакомления с простыми представлениями о культуре и этикете, и со временем усложняющийся вплоть до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания. Движущей силой нравственного сознания считается нравственное мышление - процесс непрерывного накопления и осмысления нравственных факторов, взаимоотношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственные чувства, сознание и мышление считаются базой и стимулом проявления нравственной воли [13].
С точки зрения Л.Н. Антилоговой, нравственное сознание предполагает собой непростую многоуровневую и полиструктурную систему. В нравственном сознании исследователь выделяет убеждения и ценностные ориентации, которые составляют основу нравственного сознания; нравственные способности, мотивы и нравственные качества, представляющие собой три основные сферы нравственного сознания: эмоционально-чувственную (нравственные эмоции и чувства), рациональную (нравственные знания), волевую [14].
Понятие «нравственное воспитание» включает все без исключения стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания складывается в двустороннем содействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения [12].
Приучение дошкольников к деятельному добру не представляется Я.А. Коменскому особенно сложным: он предлагает опираться на естественную склонность ребёнка к активности, которую следует лишь направлять, чтобы дети «делали все разумно». В методическом арсенале духовно-нравственного воспитания, по Я. А. Коменскому, пять основных пунктов, которые на сегодняшний день не потеряли своей актуальности: 1) необходимость взрослым быть для детей постоянным образцом добродетели и благочестия; 2) ограждение детей от всего порочного; 3) своевременное и осторожное наставление; 4) умеренная дисциплина; 5) упражнение в делах благочестия, добром поведении, любви и благотворительности [11].
Целью нравственного воспитания считается развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм. Нравственное воспитание должно осуществляться как комплексная организация всей жизнедеятельности детей -их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Итогом правильно-организованного образовательного процесса является развитие личности, поддерживающей общественно-значимые ценности, объединяющей в себе этику, мораль, совесть, чувство долга.
Библиографический список
С.А. Козловой, Т.А. Куликовой описан механизм формирования нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. В структуре этого механизма выделены следующие компоненты: когнитивный (освоение знаний и формирование нравственных представлений у ребёнка), мотивационный (формирование нравственной мотивации), эмоциональный (развитие нравственных чувств и отношений), практический (овладение навыками нравственного поведения, способностью совершать нравственные поступки) [15]. На наш взгляд эти же базовые компоненты составляют основу формирования экологической культуры ребёнка дошкольного возраста. Её характерными показателями являются экологическая образованность, культура деятельности, поведения и чувств.
Такая структура механизма формирования нравственной сферы дошкольников обосновывает классификацию задач нравственного воспитания с учетом формирования основ экологической культуры, включающих, во-первых, задачи, связанные с формированием механизма нравственного воспитания (освоение нравственных представлений, формирование мотивов нравственного поведения, развитие нравственных чувств и отношений, освоение практики нравственного поведения в природе, развитие нравственных чувств к явлениям природы); и, во-вторых, задач, направленных на воспитание конкретных нравственных качеств при общении с родной природой.
Л. И. Акатов в качестве рабочей модели предложил следующую структуру духовно-нравственной сферы личности, которая могла бы служить ориентиром при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В неё были включены подструктуры, иерархически и координационно взаимосвязанные между собой.
1. Потребностно-мотивационная сфера (потребности в самосовершенствовании, в заботе о других, в созидании; мировоззренческие позиции; жизненные цели, мотивы, установки, ценностные ориентации).
2. Интеллектуально-креативная сфера (любознательность, увлечённость, осознание своей индивидуальности, интеллект, творчество).
3. Эмоционально-чувственная сфера (интерес к жизни, любовь, милосердие, достоинство, морально-этические и эстетические переживания и предпочтения в искусстве, природе).
4. Морально-нравственная сфера (доброта, эмпатия, моральные ценности, вера в свои силы и силы добра).
5. Поведенческо-волевая сфера (активность, вобода, ответственность, целеустремлённость, организованность, самостоятельность, следование в жизни своим взглядам и убеждениям) [3].
В этой связи учитывая многогранность духовно-нравственной сферы личности, можно утверждать, что духовно-нравственное воспитание при взаимодействии с природой будет результативным, если осуществляется целостный процесс педагогической организации всей жизнедеятельности ребёнка с учётом его индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей.
Опыт практики свидетельствует, что формирование основ экологической культуры невозможно без развития духовно-нравственных основ личности ребёнка дошкольного возраста. Становление духовно-нравственных основ личности выступает целенаправленным процессом её активного развития под влиянием воспитания, обучения и социальной среды. Структура духовно-нравственной сферы личности представлена тремя основными компонентами: когнитивным, эмоционально-ценностным, поведенческим, которые являются мотивацией к дальнейшему познанию себя, социальной действительности, окружающего мира природы, выстраиванию взаимоотношений на основе духовно-нравственных ценностей, основ поведенческой культуры. Таким образом, решая задачи духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте, мы учим детей жить в гармонии с собой и своей совестью, формируем осознанно-правильное отношение к миру природы, позитивные взаимодействия с объектами природы, формируем чувство собственного достоинства, помогаем им отыскать гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение сопереживать и сочувствовать всему живому на Земле.
1. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности. Available at: http://docplayer.ru/26105438-Koncepciya-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-rossiyskoy-federacii-i-zashchity-i
2. Кондрашева Ю.В., Прудских Э.В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной научной конференции (г Казань, октябрь 2015 г). Казань: Бук, 2015.
3. Акатов Л.И. Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015; 1 (33). Available at: file:///C:/Users/User/Desktop/formirovanie-duhovno-nravstvennoy-sfery-kak-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-cheloveka.pdf
4. Лифинцева Н.И. Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности учителя Вестник КГУим. Н.А. Некрасова. 2012; Том 18: 72 - 75.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155. Available at: http://base.garant.ru/70512244/
6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009.
8. Усманов В., Дзиов А., Ветошкин А. // Россия. Родина. Молодежь. Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург 27 - 28 апреля 2009). Available at: http://www.rusk.ru/st.php7idap114341
9. Петракова Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики. Педагогика. 2007; 2: 59 - 68.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. Москва: Педагогика, 1984.
11. Апресян РГ. Нравственность. Новая философская энциклопедия. Москва: Мысль, 2000; Т. 3.
12. Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология. 2012; 3 (26): 43 - 67.
13. Гребёнкина Л.К. Духовность - позиция ценностного сознания. Москва, 2003.
14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. Москва: Мысль, 1988.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Москва, 2009.
16. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
References
1. Koncepciya gosudarstvennoj politiki v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitaniya detej v Rossijskoj Federacii i zaschity ih nravstvennosti. Available at: http://docplayer. ru/26105438-Koncepciya-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-rossiyskoy-federacii-i-zashchity-ih-nravstvennosti.html
2. Kondrasheva Yu.V., Prudskih 'E.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kazan', oktyabr' 2015 g.). Kazan': Buk, 2015.
3. Akatov L.I. Formirovanie duhovno-nravstvennoj sfery kak osnova lichnostnogo stanovleniya cheloveka Uchenyezapiski: 'elektronnyjnauchnyjzhurnalKurskogogosudarstvennogo universiteta. 2015; 1 (33). Available at: file:///C:/Users/User/Desktop/formirovanie-duhovno-nravstvennoy-sfery-kak-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-cheloveka.pdf
4. Lifinceva N.I. Duhovno-nravstvennye osnovy professional'noj deyatel'nosti uchitelya VestnikKGU im. N.A. Nekrasova. 2012; Tom 18: 72 - 75.
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: http://base.garant.ru/70512244/
6. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: VLADOS-PRESS, 2006.
7. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2009.
8. Usmanov V., Dziov A., Vetoshkin A. // Rossiya. Rodina. Molodezh'. Doklad na VII Mezhdunarodnyh Il'inskih nauchno-bogoslovskih chteniyah (Ekaterinburg, 27 - 28 aprelya 2009). Available at: http://wwwrusk.ru/st.php7idaF114341
9. Petrakova T.I. Svyatootecheskoe uchenie i problemy sovremennoj pedagogiki. Pedagogika. 2007; 2: 59 - 68.
10. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. T. 4. Detskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1984.
11. Apresyan R.G. Nravstvennost'. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Moskva: Mysl', 2000; T. 3.
12. Potapovskaya O.M. Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva razvitiya teorii duhovno-nravstvennogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psihologiya. 2012; 3 (26): 43 - 67.
13. Grebenkina L.K. Duhovnost - poziciya cennostnogo soznaniya. Moskva, 2003.
14. Anisimov S.F. Duhovnye cennosti: Proizvodstvo ipotreblenie. Moskva: Mysl', 1988.
15. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'naya pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva, 2009.
16. Nikolaeva S.N. Sistema 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Moskva: MOZAIKA-SINTEZ, 2011.
Статья поступила в редакцию 08.01.18
УДК 37. 013
Rukavishnikova O.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: origa999@rambler. ru
Rukavishnikov V.S., senior teacher, Far East Law Institution of the Ministry of Internal Affairs (MVD) of the Russian Federation (Khabarovsk, Russia),
E-mail: ironman64@mail.ru
THE RELEVANCE OF TEACHING SIGN LANGUAGE IN TRAINING OF THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES, CADETS AND LISTENERS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS FOR OFFICIAL ACTIVITIES. The article reveals the necessity and substantiates the prospects of teaching sign language in educational institutions of the national system of the Ministry of Internal Affairs. The work presents the results of a survey of the employees, cadets and listeners of the Internal Affairs bodies, who passed the program of professional development "Training in Russian sign language", who have been interviewed about the use of sign language in their work. Aspects of the survey concern the reasons for the need for Russian sign language in the work of specialists of the Ministry of Internal Affairs, the process and results of training, the prospects of the program, proposals for its improvement and development. On the basis of this study the authors formulate the relevance and recommendations for the teaching of sign language for employees of the Internal Affairs bodies.
Key words: hearing impairments, sign language, accessible environment, advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs, fingerprint alphabet.
О.И. Рукавишникова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: origa999@rambler.ru
В.С. Рукавишников, ст. преподаватель, ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт при МВД России», г. Хабаровск,
E-mail: ironman64@mail.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье выявляется необходимость и обосновываются перспективы преподавания жестового языка в образовательных организациях отечественной системы МВД. Приведены результаты анализа анкетирования сотрудников, курсантов и слушателей органов внутренних дел, прошедших обучение по программе повышения квалификации «Обучение навыкам русского жестового языка», по вопросам использования языка жестов в их работе. Аспекты опроса затрагивают обоснование необходимости русского жестового языка в работе специалистов МВД, процесс и результаты обучения, перспективы самой программы, предложения по ее улучшению и развитию. На основе проведенного исследования авторами формулируется актуальность и рекомендации к преподаванию языка жестов для сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: нарушения слуха, жестовый язык, доступная среда, повышение квалификации сотрудников МВД, дактильная азбука.
В настоящее время около 6-8 % населения всей планеты в той или иной степени имеют нарушения слуха [1]. В Российской Федерации так же происходит широкое распространение патологии органа слуха. Около 2% населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость, более 13 млн. человек страдают сенсоневральной тугоухостью. По данным российских ученых, нарушение слуха выявляется у 33% детей в возрасте 2,5-3 года (критический возраст) [2]. Снижение слуха, в свою очередь, ведет к недостатку получаемой информации, влияет на психоэмоциональное состояние человека и в ряде случаев приводит к нарушению качества жизни индивидуума [3].
В России жестовый язык использует 120,5 тысяч человек. Профессию сурдопереводчика признали полноценной специальностью только в 1992 году [4]. По данным Всероссийской организации глухих, в России работает всего 1100 сурдопереводчиков. Стоит признать, что, к сожалению, на данный момент, социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями в России недостаточно развита.
Для обеспечения равного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах деятельности инвалидов Правительством Российской Федерации 1 декабря 2015 г. была принята программа «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [5]. В Министерстве внутренних дел России с целью повышения качества оказываемых услуг принято решение обучить сотрудников органов внутренних дел навыкам русского жестового языка (РЖЯ) [6-9].
За период 2016 - 2017 года в ФГКОУ ВО «Дальневосточном юридическом институте МВД России» по программе повышения квалификации «Обучение навыкам русского жестового языка» было осуществлено 4 набора учебных групп (2 группы в год). За 2016 год прошло обучение 60 сотрудников, за 2017 год - 31 сотрудник.
По программе повышения квалификации обучались сотрудники подразделений УМВД России по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу, УТ МВД России по ДФО.