Научная статья на тему 'Инновационный анализ как учебная дисциплина: предмет и метод'

Инновационный анализ как учебная дисциплина: предмет и метод Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ANALYSIS / INNOVATIONAL ACTIVITIES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов Анатолий Федорович

Рассматриваются предмет и метод инновационного анализа как составной части комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации (предприятия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational Analysis as a Scholarly Discipline: Subject and Method

The subject and method of innovational analysis are considered as a component of the complex economic analysis of economic activities of an organization (enterprise)

Текст научной работы на тему «Инновационный анализ как учебная дисциплина: предмет и метод»

эффект присутствия, ощущения соучастия и сопричастности, подготавливая эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к абстрактному, логическому мышлению [1].

Необходимо проектировать, создавать и применять такие комплексы средств обучения, которые в полной мере отвечали бы образовательным стандартам и требованиям учебной программы, учитывали бы современное состояние производства, уровень его интеграции, новейшие достижения науки, техники и технологии. Своим содержанием и построением комплексы должны способствовать восприятию и усвоению учащимися отображенной в них информации, содействовать преподавателю в управлении учебно-познавательной деятельностью и формированием профессиональных умений и навыков у обучающихся. Педагогически обоснованный выбор средств обучения, рациональное объединение их в комплекс, методически правильная длительность и частота применения в значительной степени определяют прямое и эффективное воздействие этих дидактических условий на результаты учебного процесса и профессиональной подготовки в целом.

Библиографический список

1. МархельИ.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М., 1985.

2. Новые средства обучения в учебно-воспитательном процессе: (трудовое обучение): метод. рекомендации / А.Я. Сова [и др.]. М., 1991.

3. Сопин В.И. Модель системы дидактического проектирования и применения комплексов средств обучения в процессе профессиональной подготовки по интегрированным группам профессий // Многоуровневое профессиональное образование: сб. статей и метод. рекомендаций. Сыктывкар, 1999. С. 60-76.

A.F. Naumov Innovational Analysis as a Scholarly Discipline:

Subject and Method

The subject and method of innovational analysis are considered as a component of the complex economic analysis of economic activities of an organization (enterprise).

Key words and word-combinations: analysis, innovational activities, innovations.

Рассматриваются предмет и метод инновационного анализа как составной части комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации (предприятия).

Ключевые слова и словосочетания: анализ, инновационная деятельность, инновации.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 109

УДК 330:657.0/.5 ББК 65.011:65.052.2

А.Ф. Наумов

ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

современных условиях инновации и инновационная деятельность являются единственной альтернативой инерционного энергосырьевого развития страны. Востребованность анализа проблем и оценки результатов

инновационного развития все больше проявляется как на уровне отечественной экономики в целом, так и в ее отдельных отраслях и хозяйствующих субъектах.

Однако неисследованными остаются многие направления анализа и контроля, имеющие важное теоретическое и прикладное значение. В частности, не разработаны вопросы формирования информационной базы, организации и проведения анализа и контроля инновационной деятельности, отсутствуют единые подходы к определению системы показателей анализа и методов оценки рисков нововведений. Вне сферы активных разработок остаются методические аспекты анализа, оценки и внутрихозяйственного контроля инноваций и инновационной деятельности, без чего невозможно или крайне затруднено применение накопленного потенциала в практической учетно-аналитической работе коммерческих организаций [1, с. 5].

Инновации и инновационная деятельность не рассматриваются в качестве самостоятельных объектов бухгалтерского учета, отсутствуют их учетно-аналитические определения и классификации, которые позволили бы выделять их по сравнению с иными, не инновационными (традиционными) видами деятельности. Следовательно, анализ и оценка инноваций не включены в систему комплексного экономического анализа. Недостаточно развиты представления о внутренней структуре и взаимосвязях данного направления экономических исследований.

Таким образом, текущее состояние теории и практики инновационного анализа не отвечает потребностям эффективного управления современными организациями. В то же время от молодых специалистов в области бухгалтерского учета требуется владение современными подходами к анализу инновационной деятельности и оценке инноваций.

Основная образовательная программа подготовки экономистов по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в цикле специальных дисциплин содержит рекомендательный примерный перечень дисциплин по выбору студента. В их число входит дисциплина «Инновационный анализ», которая в современных условиях экономического развития России является актуальной и содержательно дополняет такие дисциплины федерального компонента цикла, как «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Анализ финансовой отчетности» и другие [2].

По аналогии с анализом инвестиционной деятельности, то есть инвестиционным анализом, в образовательном стандарте [2] анализ инновационной деятельности именуется инновационным анализом. Цель дисциплины «Инновационный анализ» - формирование у студентов основ знаний и практических навыков в области анализа инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и оценки эффективности инноваций и инновационных проектов.

Слово «анализ» в обыденной жизни трактуется достаточно широко. Аналитические методы получили такое распространение, что в настоящее время применяются как в естественных и гуманитарных науках, так и в практической деятельности. Процедура анализа является начальным этапом в изучении практически любого процесса или явления, когда исследователь переходит от простого описания к изучению внутренней структуры и взаимосвязей. Степень

1 10 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

детализации изучения влияния отдельных факторов в процессе анализа зависит от ряда обстоятельств. Первичных, неразложимых факторов, которые не могут быть представлены в качестве производной от других, практически не существует. Ограничение степени детализации того или иного фактора обусловливается стоящими перед аналитиком конкретными задачами.

Анализ инновационной деятельности, или инновационный анализ, изучает инновационные процессы организации (предприятия), ее инновационные потенциал и активность, эффективность инновационных проектов и мероприятий. Инновационная деятельность является одним из составляющих и актуальных в настоящее время видов практической (экономической, хозяйственной) деятельности хозяйствующих субъектов, поэтому положения, заложенные в определении предмета экономического анализа (анализа хозяйственной деятельности), в полной мере распространяются и на инновационный анализ.

В специальных литературных источниках встречаются различные подходы к определению предмета анализа хозяйственной деятельности [3; 4]. Самый простой из них, дошедший до нас со времен социалистической системы хозяйствования, определяет предмет экономического анализа как использование предприятием своих финансовых, материальных и трудовых ресурсов в соответствии с установленным планом. При этом объектом изучения выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия, отраженные в системе экономической информации. Исходя из этого, предметом экономического анализа является изучение совокупности данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ее результатах, отражаемых в системе экономической информации в целях разработки мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.

Однако инновационный анализ имеет специфику, обусловленную особенностями инновационной деятельности, которые в основном сводятся к следующему:

- состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, играют определяющую роль в эффективном инновационном развитии организации, поэтому инновационный анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует научно-техническую, технологическую, статистическую, патентную и другую информацию;

- использование в производстве инновационной продукции уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, уникальных материалов, приборов и т.д.) предполагает анализ и оценку использования интеллектуального потенциала;

- высока вероятность получения неожиданных (не традиционных), но представляющих самостоятельную коммерческую ценность, промежуточных и / или конечных результатов, что предъявляет дополнительные требования к аналитическим подходам инновационного анализа;

- более высока степень риска и неопределенности производственных и финансовых результатов, сроков достижения намеченных целей организации при использовании отдельных методов анализа (например, трендового);

- объектами инновационного анализа (исследования) могут быть не только организации (предприятия) и их объединения, но и отдельные отрасли народ-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 111

ного хозяйства, муниципальные образования, регионы (субъекты Федерации) и экономика страны в целом.

Учитывая изложенное, можно сформулировать следующее определение предмета инновационного анализа. Предметом инновационного анализа является изучение совокупности данных об инновационном потенциале и результатах инновационной деятельности объекта анализа, отражаемых в научно-технической, экономической, технологической, статистической, патентной, экологической, социальной и другой информации, с целью определения эффективности инноваций (инновационных проектов) и выявления факторов, способствующих и сдерживающих инновационное развитие субъекта [5].

Поскольку инновационный анализ является составной частью комплексного экономического анализа, сущность его метода можно сформулировать на основе метода экономического анализа.

Под методом любой науки в широком смысле слова понимается способ подхода к изучению явлений природы и общества. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета базируются на всеобщем диалектическом методе познания, отличительной чертой которого является изучение явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Одной из характерных особенностей метода экономического анализа является представление хозяйственных процессов, происходящих на предприятии, в качестве результата разнонаправленного воздействия различных факторов. В ходе анализа изучается степень влияния на конечные результаты деятельности предприятия внешних и внутренних факторов, оценивается степень их положительного и отрицательного влияния на хозяйственные процессы.

Все хозяйственные процессы (включая инновационные) взаимосвязаны и взаимообусловлены и соответственно не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Однако это не исключает возможности (а порой и необходимости) логического обособления факторов в процессе экономических расчетов. При этом степень влияния каждого фактора на изменение исследуемого объекта определяется при условии, что влияние остальных факторов принимается неизменным.

Сущность свойственного анализу хозяйственной деятельности метода достаточно полно и подробно сформулирована профессорами С.Б. Барнгольц, Г.М. Тацием, другими учеными и применительно к современному этапу экономического развития России может быть определена следующим образом: метод экономического анализа представляет собой способ системного комплексного изучения и обобщения влияния отдельных факторов на результаты хозяйственной деятельности организации (предприятия), осуществляемой на основе имеющейся в распоряжении аналитика информации [4, с. 12]. Некоторые особенности метода экономического анализа в целом характерны и для метода инновационного анализа. Например, такая особенность, как системность и комплексность подхода к изучению предмета, достигается при помощи исследования объекта с учетом всех его внутренних и внешних связей и взаимозависимостей. Так, в производстве участок рассматривается как часть цеха, цех рассматривается как часть предприятия, предприятие - как часть холдинга и т.д. При этом деятельность анализируемого объекта оценивается не только с точки зрения достиже-

1 12 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ния локальных целей, но и с точки зрения их согласованности с целями систем более высокого уровня.

Следующая особенность, характерная как для экономического, так и для инновационного анализа заключается в измерении влияния отдельных факторов на исследуемый объект и выделении наиболее существенных из них. Кроме того, общим является осмысление результатов анализа и разработка на их основе практических рекомендаций по повышению эффективности работы отдельных исполнителей, подразделений предприятия, выявление степени и направление влияния каждого из них на совокупный результат деятельности хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем инновационный анализ отличают следующие характерные черты:

- комплексность изучения инновационной и интеллектуальной деятельности;

- рассмотрение инновационных процессов во взаимосвязи с другими хозяйственными процессами;

- выявление факторов и определение степени их влияния на инновационную деятельность и финансовые результаты организации;

- объектом могут быть не только хозяйствующие, но и другие субъекты (отдельные отрасли народного хозяйства, муниципальные образования, субъекты РФ, экономика страны в целом);

- результатом являются предложения (план мероприятий) по устранению недостатков и дальнейшему улучшению экономических и социальных показателей субъекта.

Исходя из определения метода экономического анализа, можно интерпретировать метод инновационного анализа как способ системного (комплексного) изучения инновационного потенциала и инновационной активности, установления результатов и эффективности инновационной деятельности, выявления факторов, способствующих и сдерживающих инновационное развитие хозяйствующего (или другого) субъекта на основе имеющейся в распоряжении аналитика информации [5].

Следует различать метод инновационного (или другого) анализа и методику, используемую при анализе.

В экономической литературе нет достаточно четкого разграничения между методами и методиками анализа [6, с. 39]. По нашему мнению, метод анализа - это способ достижения какой-либо цели либо решения конкретной задачи, а методика анализа - инструмент или механизм, с помощью которого реализуется метод анализа. Такой инструмент (механизм), как правило, состоит из набора специфических способов, приемов, критериев, показателей, индикаторов и моделей для измерения величин, систематизации данных и обобщения характеристик и свойств анализируемого объекта.

Совокупность способов измерения результатов, параметров, специальных приемов, критериев, показателей, индикаторов и моделей, которые являются основой алгоритма анализа и могут применяться для оценки инновационного потенциала и уровня инновационной активности, для определения результативности и эффективности инновационной деятельности и инновационных проектов, для выявления факторов, способствующих и сдерживающих иннова-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 113

ционное развитие хозяйствующего (или другого) субъекта, составляет методику инновационного анализа [5, с. 41; 6]. Существующие методики инновационного анализа или оценки инновационного потенциала и результатов инновационной деятельности отличаются многообразием [7-12].

Способы и приемы инновационного анализа (по аналогии с экономическим анализом) иногда называют методами по причине уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможность более организованного и рационального проведения отдельных этапов инновационного анализа.

В инновационном анализе применяются способы и приемы, традиционные для экономического анализа. В специальной литературе можно встретить различные способы экономического анализа, которые часто именуют методами. Наиболее простой из них - деление используемых в ходе аналитического исследования приемов на две основные группы: классические приемы экономического анализа и используемые в экономическом анализе модели, разработанные в рамках других наук.

К первой группе можно отнести сравнение, балансовый метод, факторный анализ, метод цепных подстановок и абсолютных разниц и т.д. В качестве основных методов, заимствованных экономическим анализом из других наук (вторая группа), можно выделить статистические и экономико-математические. К статистическим методам относятся методы статистического наблюдения, методы обработки и анализа статистических данных, методы средних и относительных величин, группировки, индексный метод и др. Экономико-математические методы включают корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы оптимизации (симплекс-метод, теория игр и др.) и т.д. [10].

Все изложенное подводит к общему выводу: инновационный анализ - самостоятельная учебная дисциплина со своими специфическими особенностями, предметом, методом, методикой исследования и одновременно составная часть комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.

Библиографический список

1. Ендовицкий Д.А., Коменденко С.Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / под ред. Л.Т. Гиляровской. М., 2004.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М., 2000.

3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / под ред. В.А. Колоколова, В.Я. Позднякова. М., 2009.

4. Барипенко В.И. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. М., 2005.

5. Наумов А.Ф., Буров В.А. Инновационный анализ: учеб. пособие. Саратов, 2010.

6. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / АН. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.Н. Ушвицкий. М., 2007.

7. Трифипова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М., 2003.

8. АньшинВ.М., Фипин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом венчурном бизнесе: учеб. пособие. М., 2003.

9. Зинченко В.Н. [и др.] Принципы разработки и применения методики комплексной оценки инновационного потенциала промышленного предприятия // Инновации. 2005. № 5.

1 14 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

10. АнисимовЮ.П., ПешковаН.В., СолнцеваЕ.В. Методика оценки инновационной деятельности предприятия // Инновации. 2006. № 11.

11. Сергеев В.А., Скобеева В.В., Баширов КЭ. Оценка и анализ инновационного потенциала Ульяновской области // Инновации. 2008. № 1.

12. Захарова А.А. Механизм управления инновационным развитием организации. Саратов, 2009.

E.A. Koreneva Criteria and Levels of Preparedness of Future Teachers to Work on Early Intellectual Development of Preschool Children

Preparedness of future teachers to work on early intellectual development of preschool children is studied. Criteria are identified and components of preparedness for this kind of activity are described. The factors that determine its formation and ensure the effectiveness and success of the process are substantiated.

Key words and word-combinations: preparedness as a goal and result of an activity, preparation of future teachers to work, early intellectual development of preschool children.

Исследуется готовность будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Выделены критерии и описаны компоненты готовности к данному виду деятельности. Обоснованы факторы, определяющие формирование и обеспечивающие действенность и успешность данного процесса.

Ключевые слова и словосочетания: готовность как цель и результат деятельности, подготовка будущих педагогов к работе, раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

УДК 371.3:37.013.2 ББК 74.202+74р

Е.А. Коренева

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО РАННЕМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

I адикальные изменения в современном обществе, высокий динамизм его развития актуализируют роль и значение образования человека в обществе как абсолютной ценности и источника прогресса. Этим определяется современное направление реформирования системы многоуровневого образования, одной из ведущих целей которого становится подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Понятие «готовность» является ключевым при характеристике целей, содержания и средств образования и широко представлено в психолого-педагогических исследованиях, где рассматриваются общетеоретические основы готовности, ее содержание и структура. Между тем само понятие «готовность» трактуется неоднозначно. Анализ научной литературы показывает, что авторы рассматривают профессиональную готовность и трактуют ее как установку и условие успешного

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.