К.А. Климин
аспирант, ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. В работе рассмотрены критерии и показатели оценки гражданско-патриотического воспитания их структура и содержание.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, критерий, показатель.
K.A. Klimin, Sterlitamaksky state pedagogical academy
CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING THE DYNAMICS OF THE FORMATION OF
CIVIC AND PATRIOTIC VALUES AMONG STUDENTS
Abstract. The paper considers the criteria and indicators for assessing civil-patriotic education of their structure and content.
Keywords: citizenship, patriotism, criterion, indicator.
Важной задачей экспериментальной работы по определению динамики формирования гражданско-патриотических ценностей является обоснование и применение на практике критериев и показателей гражданско-патриотического воспитания. Их разработка и практическое использование необходимы, во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по формированию гражданско-патриотических ценностей; во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ гражданско-патриотического воспитания; в-третьих, для определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов.
Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит своего рода образцом, эталоном, выражает высший, наиболее совершенный уровень исследуемого явления, процесса, устанавливает степень его соответствия, приближения к норме, идеалу. Но для этого критерий должен быть достаточно развернутым, включать в себя определенные компоненты, единицы измерения, позволяющие «замерять» грани действительности, сопоставляя их с нормой [2].
Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию служит деятельность как процесс формирования гражданственности и патриотизма в ценностях, сознании, действиях, поступках и поведении студентов. При этом деятельностная сторона данного процесса, то есть реальные действия и практические дела выступают критерием и реализо-ванностью сознания (потребностей, интересов, мотивов, целей).
Среди основных критериев, характеризующих результаты воспитания, в том числе работы по гражданско-патриотическому воспитанию, выделяются: во-первых, критерий, в котором центральное место занимает гражданско-патриотическое созна-
ние, включающее различные компоненты (гражданско-патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.) [1]; во-вторых, деятельностный, результативный критерий, выражающийся главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий студентов, характеризующих гражданско-патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.
Применительно к оценке патриотического воспитания граждан критерий - это совокупность признаков его основных характеристик, параметров, степень их выраженности или уровень развития. Выведение критериев в значительной степени основывается на анализе характерных черт, особенностей формирования гражданско-патриотических ценностей как эффективной деятельности, в которой реализуются предъявляемые к ней требования. Чем полнее и всестороннее отражают критерии эти требования, тем более они объективны.
В этой связи, имея в виду теоретическую сторону данного вопроса, следует отметить, что критерии должны соответствовать следующим методологическим требованиям:
• являться инструментом определения реальных результатов работы по граж-данско-патриотическому воспитанию;
• обеспечивать соответствие оценки результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию с его реальным состоянием;
• объективно оценивать субъективную сторону деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей, то есть тех, на кого направлено воспитательное воздействие.
Целостное понимание критериев работы по гражданско-патриотическому воспитанию в их совокупности основывается на принципе единства гражданского сознания и гражданско-патриотической деятельности. Этот принцип - интегрирующий в отношении основных критериев, которые объединяются в единую систему и могут быть представлены в одном обобщенном критерии.
Таким образом, критерий есть нечто общее, универсальное по отношению к частному, конкретному - показателю. Каждый критерий - это совокупность отдельных показателей, отражающих те или иные признаки, конкретные характеристики того или иного вида деятельности (работы по гражданско-патриотическому воспитанию), количественно-качественные параметры достигнутых в процессе ее осуществления результатов (формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов вузов и педагогических колледжей).
Критерии работы по гражданско-патриотическому воспитанию дифференцируются на две группы.
К первой группе относятся критерии, отражающие процесс работы по граждан-ско-патриотическому воспитанию, деятельность, направленную на формирование и развитие гражданско-патриотических ценностей у студентов. Они характеризуются конкретными параметрами, соответствующими конечным результатам. Во вторую группу входят критерии, оценивающие важнейшие стороны, свойства, качества буду-
щих педагогов, являющиеся результатом работы по развитию у них гражданско-патриотического сознания, твердой гражданской позиции.
Основными критериями первой группы являются:
• Реализационно-целевой, определяющий готовность субъектов гражданско-патриотического воспитания правильно вычленять и творчески решать его задачи, находить конкретные пути повышения эффективности этой деятельности по достижению желаемого результата, совпадающего с ее целью и соответствующего основным интересам и устремлениям студенческого коллектива.
• Практически-результативный, определяющий действенность работы по граж-данско-патриотическому воспитанию в плане обеспечения реального влияния ее субъектов на студентов, вследствие чего в их деятельности и поведении происходят конкретные позитивные изменения, характеризующиеся возрастанием самореализации в гражданско-патриотическом плане.
Эти критерии и показатели являются в своей совокупности основой для определения результатов эффективности работы по формированию гражданско-патриотических ценностей у студентов. Выделение их в качестве данной основы проистекает из рассмотренных ранее теоретических положений гражданско-патриотического воспитания, его особенностей в условиях современного развития образования, а также требований, предъявляемых к критериям оценки результатов деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
Основными критериями второй группы являются:
• Когнитивный (познавательный), определяющий уровень развития гражданско-патриотически ориентированных знаний, представлений, являющихся основой понимания гражданственности, патриотизма и целостного самоопределения личности, группы в качестве субъекта социально значимой деятельности, осуществляемой на благо Отечества.
• Мировоззренческо-ценностный, характеризующий степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов, позволяющих уяснить роль, место и значение личности студента в развитии гражданственности и патриотизма, в усилении его позитивного воздействия на все стороны жизни и деятельности.
• Мотивационно-потребностный, характеризующий уровень гражданско-патриотической направленности студентов, их ориентации, цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально значимыми потребностями и интересами, высшими побуждениями и устремлениями, другими компонентами, формирующими целеполагание субъекта в качестве гражданина-патриота Отечества.
• Деятельностно-поведенческий, определяющий готовность будущего педагога к полноценной самореализации в качестве гражданина-патриота Отечества в одной или нескольких сферах социально значимой деятельности, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления (в целом, в определенный период времени и др.), основные качества, проявляемые на поведенческом уровне.
Обобщая рассмотрение критериев первой и второй групп, можно констатировать, что все критерии и показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Большое значение имеет учет их соотношения друг относительно друга в составе образуемой
ими определенной совокупности. Предложенные группы критериев и показателей для комплексной оценки работы по гражданско-патриотическому воспитанию, применяются в комплексе и позволяют наиболее объективно и конкретно оценивать эффективность и результативность деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей у студентов.
Список литературы:
1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2008. - 640 с.
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М., 2000. - 512 с.
List of references:
1. Pedagogy / ed. P.I. Pidkasistogo. - M., 2008. - 640 p.
2. Slastenin V.A. Pedagogy. / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.M. Mishchenko, E.N. Shiyanov. - M., 2000. - 512 p.
А.К. Лукьянович
аспирант, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
ЛЕГО-РОБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация. Сегодня появляется потребность в оснащении образовательного процесса современными цифровыми средствами. Одной из таких новинок стало использование ЛЕГО-роботов. Применяя в своей работе современных ЛЕГО-роботов, учитель может повлиять на развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: ЛЕГО, ЛЕГО-роботы, регулятивные универсальные учебные действия.
A.K. Lukjanovich, Chelyabinskiy Pedagogical University
LEGO ROBOT AS A TOOL FOR REGULATORY PURPOSE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES
Abstract. Today there is a need to equip the educational process with modern digital tools. One of these innovations was the use of LEGO robots. Using his work advanced LEGO robots, a teacher can influence the regulatory purpose of educational activities.
Keywords: LEGO, LEGO robots, the regulatory purpose of the study.
На сегодняшний день современное школьное образование ставит перед собой задачу - формирование у детей умения учиться. Ребёнок должен не только перенять от учителя знания и умения, но уметь самостоятельно ставить для себя учебные цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои успехи.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стан-