.....
п
154 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В. В. Гладких
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
В статье рассматриваются особенности реализации концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза. Выделены направления гражданско-патриоти-ческого воспитания молодежи в высших учебных заведениях, разработаны организационно-педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению граж-данско-патриотического воспитания молодежи в вузах.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание молодежи, воспитание студенческой молодежи, поликультурное воспитание средствами социально-культурной деятельности.
In clause the features of realization of the concept civil-patriotic education of youth in polycultural environment(Wednesday) of high school are considered(examined). The directions civil-patriotic education of youth in higher educational institutions are selected, the organization and pedagogical conditions promoting effective realization civil-patriotic education of youth in high schools are developed.
Key words: civil-patriotic education, environment(Wednesday) of high school, organization and pedagogical conditions, youth.
Концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза представляет собой систему современных подходов, принципов и приоритетов в деятельности по реализации технологий социально-культурной деятельности. Она является основой для разработки программ и проектов социально-культурной деятельности в среде студенческой молодежи, отражающей современные социально-демографические и миграционные процессы России, раскрывает перспективы развития межкультурного диалога и формирования толерантного сознания в студенческой среде на основе социально-культурной деятельности.
Методологическим ориентиром разработки концепции послужили психолого-педагогическая концепция деятельности в форми-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 154-157
ровании личности, теория социально-общественной обусловленности воспитания, идеи системного подхода как направления методологии научного познания, личностно ориентированного и деятельностного подходов к организации воспитательного процесса (А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, И.П. Иванов,Т.А. Ильина, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.П. Петровский, С.Л. Рубинштейн, НЛ. Селиванова, В.А. Слас-тенин, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн И.Ф. Харламов и др.).
Концепция основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права, системе федеральных и региональных законов Российской Федерации, а также подзаконных нормативных актах. Гражданско-патриоти-
.....
ш
Молодежь в культурном пространстве современности 155
ческое воспитание в поликультурнои среде вуза предполагает формирование личности, эффективно функционирующей в условиях демократического многонационального общества, понимающей и уважающей ценности других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями различных национальностей, рас и верований.
Концепция направлена на решение комплекса задач:
- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, менталитета российского гражданина и носителя национальной культуры;
- приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку, морально-правовым традициям и ценностям соответствующих национальных и социальных слоев и групп;
- повышение уровня правосознания, деловой и общественной активности молодых граждан путем предоставления возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования и культуры;
- формирование гуманистически ориентированных мировоззренческих установок, самосознания, ценностно-мотивационной сферы личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности в благотворительной деятельности и милосердии;
- развитие творческого потенциала и способности к саморазвитию личности, воспитание потребности в труде, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
- воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой культуры, формирование эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
- глубокое и всестороннее овладение
культурой своего народа, воспитание уважения к истории и культуре других народов;
- формирование межкультурной компетентности и кросс-культурной грамотности, знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах своего и других народов; навыков межкультурной коммуникации в мульти-национальной социальной среде;
- развитие этнотолерантности, чувства понимания и уважения других культур, умений и навыков терпимого, гармоничного и продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- обеспечение в системе образования и социально-культурной деятельности равных для всех этносов возможностей реализации своих культурных потребностей.
В концепции подчеркивается, что патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование гражданина той или иной этнической общности как части России и мирового сообщества, при этом межэтническое сотрудничество следует рассматривать как неразрывную составную часть патриотизма. Вместе с тем, гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности вуза.
В ходе исследования констатировано, что у молодых людей любой национальности необходимо воспитать: убеждения, потребности выполнения общественных требований и норм поведения; гордость за свое Отечество и ответственность по отношению к нему; сплоченность и осознание единой общности народов России; стремление к развитию, укреплению своей страны и защите ее интересов.
Результативность социально-культурной деятельности, организованной в поликультурной среде вуза, обеспечивается полноценностью протекания процессов гражданско-пат-риотического воспитания студенческой молодежи за счет интеграции мотивационно-цен-ностного, целевого, операционального и ресурсного компонентов.
В концепции выделены направления граж-
.....
I I I ■ М I I I
156 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
данско-патриотического воспитания молодежи в высших учебных заведениях:
- духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма;
- историческое - познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;
- ценностное - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженно-
му служению обществу и государству;
- профессионально-деятельностное -формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретные цели, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
- психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов;
- воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов
.....
ш
Молодежь в культурном пространстве современности 157
государственной службы и быта.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, функциями, формами и методами гражданско-патриотическо-го воспитания.
В ходе исследования были разработаны организационно-педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению гражданско-патриотического воспитания молодежи в вузах:
- реализация авторской концепции граж-данско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза на основе системно-деятельностной методологии, которая становится фундаментом для разработки педагогических проектов, программ и технологий, реализуемых в условиях вуза и содержательно связанных с формированием демократического гражданского общества, эффективной творческой и социально-инициативной деятельностью студентов в поликультурной среде;
- учет конкретно-исторической, педагогической ситуации общественного развития и возможностей социальной среды; национальных, региональных и исторических особенностей осуществления социально-культурной деятельности, что позволяет организовать адресное и личностно ориентированное воздействие на молодежную аудиторию с учетом потребностей и интересов представителей конкретных национальных и демографических групп, досуговых общностей;
- включение молодых людей в многоплановую, внеучебную, творческо-созидательную и гражданско-патриотическую деятельность с применением инновационных технологий социально-культурной деятельности за счет создания любительских объединений и клубов по интересам, проведения встреч с деятелями науки, культуры и искусства разных народов, организации экскурсий, праздников, вечеров,
конкурсов, фестивалей, поисковой и краеведческой работы, туристических походов и др.;
- обеспечение неразрывного единства процессов воспитания и самовоспитания студенческой молодежи, возможностей для самоактуализации и самореализации личности в процессе социально-культурной деятельности, что реализуется посредством широкого спектра диагностических методик привлечения студентов к работе в общественных организациях, инициативных группах и добровольческом движении;
- проблемно-тематическое структурирование содержания учебно-воспитательного процесса в рамках ведущих направлений гражданско-патриотического воспитания (историческое, духовно-нравственное, ценностное, профессионально-деятельностное, психологическое, воспитание на воинских традициях);
- наличие нормативно-правовой базы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза, предполагающее разработку и реализацию концепций, федеральных и региональных целевых программ, проектов, положений, методических рекомендаций;
- подготовка кадров, отличающихся личностно-профессиональными качествами, адекватными потребностям рынка труда и функционированию поликультурного социума (проведение мониторинга личностно-про-фессиональных качеств в контексте потребностей работодателей; мониторинг личностно-профессионального развития студентов).
Таким образом, концепция гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза способствует целенаправленной и планомерной оптимизации социально-воспитательной работы в современных вузах, адекватной динамичным этнокультурным, мультикультурным и социально-демографическим процессам как мировой цивилизации, так и реалиям современного российского социума.