ПАТРИОТИЗМ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ КНБ РК И СТУДЕНТОВ ППОНБ КНУ ИМ. Ж. БАЛАСАГЫНА КАК ОПЛОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА
С.С. Бекетаева, соискатель
Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Казахстан, г. Алмалы)
Аннотация. В статье рассмотрено формирование патриотизма на примере курсантов Академии пограничной службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан и студентов направления «Политико-правовое обеспечение национальной безопасности» Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. Цель патриотизма как духовно-политической аксиомы Отечества, которое пересекается как в историческом, культурном, духовном и светском процессах для укрепления независимости и суверенитета Казахстана так и Кыргызстана. Новый исторический процесс поставил перед народами братских государств как Казахстан и Кыргызстан, весьма ответственные задачи - это духовное единение и единство, независимость и суверенитет наших государств.
Ключевые слова: патриотизм, Родина, патриотическое воспитание, общенациональный характер, духовная жизнь, духовная энергия, исторический процесс, военно-патриотическое воспитание.
Уважающее себя государство должно готовить специалистов в области национальной безопасности только на своей территории и только силами своих специалистов и педагогов, а иначе интересы каких государств будут защищать выпускники зарубежных спецвузов? [1] Казахстанский и Кыргызский патриотизм в лице курсантов Академии КНБ РК и студентов ППОНБ КНУ им. Ж. Баласагына как проводников в построении сильных, независимых и суверенных государств. Трудно переоценить его роль в многовековой истории Казахстана и Кыргызстана. Сегодня мы серьезно осознали, что не возродив патриотических чувств народа, особенно молодежи, его веры в великое будущее своей Родины, нельзя успешно созидать новые государства. Роль и значение патриотизма особенно возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества и государства сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, борьба за власть, стихийные бедствия и другое). Проявление патриотизма в такие периоды, как правило, отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своей Роди-
ны, что заставляет говорить о патриотизме как о действительно сложном и неординарном явлении. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан Казахстана и Кыргызстана [2].
Патриотическое воспитание курсантов Академии КНБ КР и слушателей-студентов направление «Политико-правовое обеспечение национальной безопасности» КНУ им.Ж.Баласагына - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательных учреждений обучающихся), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная
система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой курсантов к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности индивида, общества и государства. Патриотическое воспитание курсантов Академии КНБ РК и студентов ППОНБ КНУ
им. Ж. Баласагына представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой. Главная цель патриотического воспитания курсантов Академии КНБ РК и студентов ППОНБ КНУ им. Ж. Баласагына - возрождение гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие личности обучающеюся, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе, и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности. Из общей цели патриотического воспитания вытекают задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности индивидов, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству:
- формирование национального самосознания, ценностного отношения к лич-
ности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение курсантов Академии КНБ РК и студентов ППОНБ КНУ им. Ж. Баласагына к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга курсантов с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;
- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и др. [3].
Выделяют следующие виды патриотического воспитания [4]:
- военно-патриотическое воспитание;
- героико-патриотическое воспитание;
- национально-патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия. Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за оружие; ува-
жение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. Поле деятельности педагогов и воспитателей по формированию военно-патриотического воспитания огромно, а роль не переоцени-ма [5].
Цель военно-патриотического воспитания курсантов Академии КНБ РК и студентов ППОНБ КНУ им. Ж. Баласагына -развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [6].
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Национально-патриотическое воспитание формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ. Цель национально-патриотического воспитания курсантов:
- расширить и углубить знания об истории и традициях родного края;
- формирование системы знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий, представлений о роли личности в истории и ее ответственности за Родину, свою семью, за самого себя;
- развивать национальное самосознание курсантов и студентов, их кругозор, интерес к народному творчеству, культурному наследию своего народа в условиях учебно-воспитательного процесса, аудиторной и внеурочной деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости курсантов Академии КНБ РК и студентов ППОНБ КНУ
им. Ж. Баласагына за принадлежность к народу;
- любовь и внимание к Отчизне, ее символам, традициям, обрядам.
Гражданское воспитание курсантов и студентов - это формирование их правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание курсантов характеризуется таким определением, как гражданственность, которая представляет собой комплекс свойств интегративного характера, качеств личности: патриотизма, ориен-таций на гуманистические нравственные ценности, понимания необходимости социального и профессионального самоопределения, чувства достоинства, социальной справедливости и ответственности, общечеловеческой солидарности, свободомыслия, культуры межличностного и межнационального общения и др. Граж-данско-патриотическое воспитание курсантов базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и обучающихся, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права [6].
Цель гражданско-патриотического воспитания курсантов Академии КНБ РК и студентов ППОНБ КНУ
им. Ж. Баласагына:
- воспитание высоких нравственных качеств;
- воспитание гражданского достоинства;
- уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;
- воспитание уважения к собственному
«я»;
- знание прав и обязанностей человека современного общества [6].
Отразив сущность и виды патриотического воспитания курсантов резюмируем: несмотря на градацию, каждый вид патриотического воспитания представляет фундаментальную цель формирования личности и патриота Казахстана или Кыргызстана с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и по-
ведения, на основании которых можно щите Отечества, служению Родине. рассчитывать на успешное решение по за-
Библиографический список
1. Иманбеков У.Т., Сыдыкбаев Ч.М., Канаев А.Б. выступление на КТРК в программе «Социум» от 12 мая 2017 года
2. Зайцев В.А. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе. Воронеж, 2009. С. 8-9.
3. Казахстанский патриотизм: проблемы становления (материалы научно-практической конференции). // Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.- Алматы, 1997. - 120 с.
4. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 10 октября 2006 года N 200 «Казахстанская правда» от 12 октября 2006 года N 228 (25199)
5. Шаймерденов Е.Ш. Государственные символы РК. 2-е изд., перераб., дополн. Алматы: Жет Жаргы, 2001. 248 с. М. Воспитание патриота. // Мысль, 2006, №1, С. 22-23.
6. Понятие «патриотизм», его сущность и виды. — URL: http// www. superinf. ru .
7. Концепция военно- патриотического воспитания молодежи. — URL: http// www.old.nasledie.ru.
PATRIOTISM OF THE KURSANTS OF THE ACADEMY OF KNB RK AND STUDENTS OF KPONB KNU IM. J. BALASAGIN AS A HALF OF NATIONAL INTERESTS AND SECURITY OF KAZAKHSTAN AND KYRGYZSTAN
S.S. Beketayeva, applicant
Kazakh national pedagogical university named after Abay (Kazakhstan, Almaly)
Abstract. The article examines the formation ofpatriotism on the example of the cadets of the Academy of Border Guard Service of the National Security Committee of the Republic of Kazakhstan and students of the direction "Political and Legal Support for National Security" of the Kyrgyz National University named after. J. Balasagyn. The goal ofpatriotism as a spiritual and political axiom of the Fatherland, which intersects both in historical, cultural, spiritual and secular processes to strengthen the independence and sovereignty of Kazakhstan and Kyrgyzstan. A new historical process confronted the peoples of the fraternal states, Kazakhstan and Kyrgyzstan, with very important tasks: spiritual unity and unity, independence and sovereignty of our states.
Keywords: patriotism, Homeland, patriotic education, national character, spiritual life, spiritual energy, historical process, military-patriotic education.