Э. Г. Щебельская
(Санкт-Петербург)
Критериальный анализ условий формирования
КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье на основании избранных позиций и подходов к пониманию категории «условие» рассматриваются критерии разграничения в педагогической науке условий, типология которых позволяет оценить состояние проблемы условий формирования культуры потребностей студентов вуза
На современном этапе социально-экономических изменений в стране произошло смещение акцентов в ценностном сознании молодых людей с направленности на профессиональное самоопределение на стремление к материальному потреблению социальных благ вне профессиональной сферы. Это объясняется низким уровнем сформированности культуры потребностей молодежи и недостаточной ориентацией образовательных процессов в этом аспекте, поэтому необходимо решение проблемы формирования культуры потребностей студентов вуза на основании изучения особенностей механизма этого процесса, определяющих цели, содержание и формы профессиональной подготовки специалистов. Одной из актуальных задач становится описание условий формирования культуры потребностей студентов вуза как одного из важных элементов построения образовательного процесса в современном учреждении.
Принимая во внимание различные подходы к пониманию культуры потребностей личности (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, К. Обуховский, Н. Б. Крылова, Т. А. Марченко и др.], мы сформулировали определение понятия «культура потребностей», под которой понимаем осознанное отношение субъекта к удовлетворению его материальных и духовных нужд объективно-субъективного характера, которое отражает способы освоения материальных благ и духовных ценностей в противоречивой потребительно-созидательной деятельности, направленной на всестороннее и гармоническое развитие личности как объективную необходимость. На специфику формирования культуры потребностей студентов вуза наибольшее влияние оказывает группа социальных потребностей в
самоутверждении, в общении, в познании и в самовыражении (Н. А. Журавлева, Н. Ф. Наумова, Н. Ю. Волова, С. Б. Каверин и др.]. Их тесная взаимосвязь отчетливо проявляется в социокультурной среде общества, выступающей условием их формирования, определяющей их социально значимый характер и подверженность педагогическому воздействию. Следовательно, формирование культуры потребностей студентов вуза зависит от соответствующих условий, способствующих устойчивой насыщаемости социально значимых потребностей и удовлетворенности будущей профессией.
Но изучение проблемы условий формирования культуры потребностей студентов вуза кроме анализа специфики понятия «культура потребностей» требует раскрытия содержательного аспекта категории «условие» и критериев выявления типологии условий формирования культуры потребностей студентов вуза. Переходя к рассмотрению категории «условие», скажем, что в ее содержании обнаруживается большая полифоничность трактовок, что ведет к нечеткому ее пониманию. В наиболее общем виде в Современном толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова дается несколько определений термину «условие»: 1] требование, выдвигаемое кем-либо; 2] обязательство между кем-либо; 3] обстановка, в которой происходит что-либо; 4] предпосылка чего-либо; 5] наличие обстоятельств, способствующих чему-либо; 6] положения, лежащие в основе чего-либо [2].
Для понимания условий с позиций педагогики эта категория может быть понята как в широком, так и в узком смысле. «В отличие от причины, непосредственно порождающей тот или иной процесс, условия содержатель-
но наполняют действительность и являются средством, обеспечивающим наступление желаемого следствия (события]» [3, с. 50]. Поэтому в педагогической науке категория «условие» рассматривается как «среда», «обстановка», в которых функционирует система. Эта «развивающая среда» (В. А. Сласте-нин] определяется как «целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, микрорайоне» [4, с. 102]. В узком понимании условия отождествляются педагогами с совокупностью внешних обстоятельств, в которых протекает учебная деятельность и жизнедеятельность самого субъекта, способствующих ее успешности (М. Е. Дуранов, В. А. Сластенин, В. А. Мижериков и др.]. Следовательно, формирование культуры потребностей студентов вуза, во-первых, - это целенаправленный и регулируемый процесс; во-вторых, условия раскрывают зависимость его функционирования от соответствующих материальных и духовных объектов образовательного процесса в вузе. Но такое понимание сути условий не добавляет ничего существенного для конкретизации их видов и реализации в образовательном процессе, так как специфика образовательных учреждений приводит к тому, что в педагогической теории и практике используется большое количество условий. «Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и условий социализации» [5, с. 121].
Анализ научной литературы показал, что учет структурно-функциональной организации систем предполагает выделение основных критериев в соответствии с особым принципом классификации на основе обобщающего критерия - по происхождению. Значит, природная или социальная обусловленность условий - это первый критерий в основе их разграничения: 1] по сфере их реализации как среды; 2] по их характеру как средств реализации целей; 3] по функциональному назначению; 4] по видам деятельности; 5] по субъекту, реализующему условия. В соответствии с вышеизложенными критериями можно в качестве примера назвать некоторые их виды: биологические и социальные; объективные и субъективные; внешние и внутренние; экономические, социокультурные и пси-холого-педагогические; условия материаль-
ного и духовного порядка; реальные и идеальные; материально-технические и информационно-методические и т.д.; условия существования и развития; условия управления производственными и педагогическими системами; условия обучения, воспитания, развития и т.д.; условия труда (трудовые], творческой самореализации; организационные, педагогические, организационно-педагогические; предпринимательские, образовательные, научно-исследовательские и т.д.; общественные и индивидуальные; условия на институциональном, федеральном уровнях и т.д. Как мы видим, применение каждого критерия дает соответствующую систему условий, предлагаемую социологами, психологами, педагогами и т.д. Причинно-следственные связи между ними не прослеживаются, в методологическом отношении имеют обобщающий характер (ряд критериев может соотноситься с одним видом условий], и, как результат, невозможно дать представление о той их совокупности, которая решающим образом влияет на формирование культуры потребностей студентов вуза.
В таком случае целесообразно в контексте взаимосвязи условий и потребностей отметить, что потребности рассматриваются учеными как изначально движущая сила поведения человека, их содержание детерминируется деятельностью, выступающей в качестве условия их развития. По этой причине деятельность воспринимается некоторыми учеными как универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру (Н. М. Бережной, А. Н. Леонтьев и др.]. Тогда удовлетворение материальных и духовных нужд выступает также условием формирования культуры потребностей студентов вуза, и одним из основных критериев разграничения условий является сама деятельность.
Вывод о принципиальной взаимосвязи между потребностями и деятельностью необходим здесь в связи с более точным разграничением условий, оказывающих значительное влияние на формирование социально значимых потребностей студентов вуза. Именно с таких позиций в диссертационном исследовании О. В. Галкиной «Роль и место понятия “организационно-педагогические условия” в терминологическом аппарате педагогической науки» условия были разделены на три разновидности [6]. Так как удовлетворение
потребностей происходит в результате сознательной деятельности и любая потребность связана с достижением определенной цели, можно проследить генетическую связь условий с деятельностью субъекта. Знание объективных законов формирования потребностей личности может помочь педагогу самому создавать систему условий для достижения педагогических целей. Цель - это причина сознательной деятельности, проявляющаяся в качестве предвосхищаемых заранее в сознании результата деятельности, способов ее достижения и реализации с помощью определенных средств. Она направляет деятельность субъекта, вынуждая соотносить свои потребности с имеющимися условиями. В этом усматривается целесообразный характер условий. Следование к достижению цели согласно внешним нормам, задающим границы «дозволенного», определяет целенаправленный характер условий. Связь цели с результатом, рассматриваемая как последовательный переход от анализа ситуации к деятельности по ее изменению, указывает еще на одну характеристику условий - целедости-жение. Тогда «отношение „цель - условия -результат“ выступает как объективно, реально существующее обстоятельство, сообразно которому выстраивается деятельность субъекта» [6, с. 14], и, по мнению О. В. Галкиной, может служить критерием выделения трех разновидностей условий по отношению к деятельности: условия-предпосылка - это предварительные условия, предполагающие возможность осуществления целесообразной деятельности субъекта; условия-обстановка, в которых субъект осуществляет целенаправленную деятельность; условия-требования, устанавливающие нормы и правила деятельности субъекта, которым должны соответствовать результаты деятельности [3, с. 53]. В сугубо педагогических исследованиях в методологическом отношении, выстраивая типологию условий, педагоги, как правило, ориентируются на два критерия по отношению к деятельности и обучающимся. По второму критерию существует два типа условий: внешние и внутренние.
В соответствии с вышеуказанными подходами к проблеме условий можно утверждать, что формирование культуры потребностей студентов вуза зависит от ряда внешних условий: социокультурных - это индикатор культуры потребностей общества; социально-
педагогических, определяющих механизм передачи социокультурного опыта с помощью содержания государственной молодежной политики и профессиональной подготовки специалистов; педагогических - профессиональная подготовленность педагогов; психо-лого-педагогических, отражающих процесс взаимодействия обучающих и обучающихся и то, каким образом отражается данный опыт в сознании студентов в виде их индивидуальной культуры потребностей. Отсюда вытекают внешние условия формирования культуры потребностей студентов вуза в образовательном процессе: осознание преподавательским коллективом общественных требований к формированию культуры потребностей студентов вуза в современных условиях; его подготовленность к управлению процессом формирования культуры потребностей студентов вуза; умение педагога определить уровень сформированности культуры потребностей студентов вуза по определенным критериям; умение дифференцировать формирование культуры потребностей студентов вуза, в частности социально значимых потребностей.
Внутренние условия выступают в социально-психологической форме при удовлетворении потребностей (стиль потребления, социальная позиция, социально-профессиональные компетенции и т.д.] и в психологической форме - индивидуальная культура потребностей студентов, сформированная в предшествующем опыте (потребности, знания, умения, навыки, чувства и т.д.]. Тогда к внутренним условиям формирования культуры потребностей студентов вуза в образовательном процессе мы относим: осознание студентами общественно-моральных норм, способов освоения социальных благ, необходимости приобретения знаний; включение студентов в соответствующие виды деятельности для удовлетворения социально значимых потребностей; коррекция цели учения на самостоятельность студентов в этих видах деятельности; формирование ценностных ориентаций студентов при удовлетворении социально значимых потребностей в учебной деятельности и в сфере свободного времени.
Необходимо отметить, что внешние условия создаются профессиональной деятельностью руководителей и педагогов, внутренние условия - непосредственно деятельностью самих студентов. Главным аспектом в реали-
зации проанализированных видов условий формирования культуры потребностей студентов вуза является тесная взаимосвязь внутренних и внешних условий, выраженная во взаимодействии педагогов и студентов. Такое многостороннее согласование вышеуказанных условий говорит об огромном количестве возможных позиций для оценки уровня сформированности культуры потребностей студентов вуза на «входе», промежуточных этапах обучения и «выходе». В рамках данной статьи остановимся только на наиболее показательных элементах механизма оперирования разработанной системой условий, представленной в обобщенном виде в форме соотнесения значений вопросов, включенных в анкеты (для педагогов и студентов], с разновидностями условий (предпосылка, обстановка, требование]:
1] внешние условия формирования культуры потребностей студентов вуза (ФКП):
1.1] условия-предпосылка - а] значимость
воспитательной работы со студентами для ФКП; б]... и т.д.;
1.2] условия-обстановка - а] отсутствие учебного времени для ФКП; б]. и т.д.;
1.3] условия-требование - а] систематическая работа по ФКП б]. и т.д.;
2] внутренние условия формирования культуры потребностей студентов вуза:
2.1] условия-предпосылка - а] соответствие специальности способностям и склонностям; б]. и т.д.;
2.2] условия-обстановка - а] высокий престиж данной профессии; б] современная учебно-материальная база вуза, в]. и т.д.;
2.3] условия-требование - а] возможность приносить пользу обществу; б] перспектива служебного продвижения; в] отсрочка от армии и т.д.
Таким образом, проделанный нами анализ позволяет оценить существующее состояние проблемы условий формирования культуры потребностей студентов вуза.
Литература
1. Щебельская Э. Г. Организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2012. - 24 с.
2. Кузнецова С. А. Современный толковый словарь русского языка. - СПб. : Норинт, 2004. - 960 с.
3. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : дис. ... канд. пед. наук - Самара, 2009. - 187 с.
4. Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. Краткий педагогический словарь : учебное справочное пособие. - М.: В. Сека-чев, 2007. - 181 с.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник для студентов высш. учеб. заведений. - 9-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2008. - 576 с.
6. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : автореф. дис. . канд. пед. наук. - Самара, 2009. - 23 с.