УДК 37.022:811
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
© 2017 А. В. Гвоздева1, Е. М. Мезенцева2
1 доктор пед. наук, проф. каф. французской филологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
2старший преподаватель e-mail: melenal94@yandex. ru
Курская государственная сельскохозяйственная академия
Многообразие педагогических технологий ставит педагога перед проблемой выбора инновационных технологий, которые будут соответствовать целям и задачам формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Решая эту проблему, необходимо обосновать систему критериев, определяющих степень новизны и эффективности той или иной педагогической технологии.
Ключевые слова: педагогические инновации, инновационные технологии, критерий, критериальное поле.
В современном обществе, как никогда ранее, назрела необходимость в изменении качества образования, достигнуть которого возможно только инновационными переменами как в содержании образования, так и в кадровой подготовке новых специалистов, способных внедрять и совершенствовать эти инновации.
Современные общественные приоритеты требуют от специалистов активности, самостоятельности в принятии решений, умений легко адаптироваться в быстроменяющейся профессиональной среде. В связи с этим появилась необходимость в изменении образовательной парадигмы и содержания образования, во внедрении новых методов, средств обучения студентов. Изменение содержания образовательного процесса спровоцировало активное внедрение в него педагогических инноваций.
Педагогическая инновация - это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности субъектов обучения [Бекетова 2014].
В педагогике необходимо различать педагогические новации и инновации. Новация - это принципиально новое открытие: теория, процесс, технология и т.д., инновация же подразумевает внедрение новшества. К сожалению, в образовательном процессе новации не всегда становятся инновациями, так как от категории «что нового» до категории «как это использовать» проходит достаточно много времени. Это объясняется тем, что педагогический процесс как синергетическая система достаточно устойчив и не подвержен быстрым переменам, но при этом он достаточно чутко реагирует на новации социальной среды, интегрируя их и переводя в категорию инноваций.
Педагогические инновации могут обогащать друг друга, и результирующая этого взаимодействия дает значительный импульс высшему образованию, позволяя осуществлять подготовку творческих профессионалов, способных к продуктивной и эффективной деятельности
Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Но педагогическая инновация - это, прежде всего, сознательное управление педагогической деятельностью по введению новшеств, включающее в себя создание, освоение и применение нововведений.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в трех основных аспектах:
- социально-педагогическом, характеризующемся взаимосвязью и взаимозависимостью социальных и педагогических аспектов развития не только образовательной сферы, но и социума;
- психолого-педагогическом, подразумевающем личностно-развивающий характер образовательного процесса, направленный прежде всего на формирование у субъектов обучения критического мышления, способного анализировать учебные ситуации, конструировать и предлагать различные варианты исследуемой проблемы на основе разносторонних и глубоких знаний в исследуемой области, а также учитывать последствия принимаемых решений;
- организационно-управленческом, предполагающем создание и поддержку комплекса условий, которые обеспечивают возможность совершенствования системы образования посредством инновационных процессов.
Данные аспекты определяют условия, в которых развиваются инновационные процессы. К основным условиям внедрения инноваций относятся:
- организация инновационной среды, под которой мы понимаем не только морально-психологический климат, но и организационно-управленческий аспект: внедрение инноваций, когда новая форма организации учебного процесса, прием носят не разовый, а системный характер. Это позволяет использовать инновацию различными преподавателями на разных дисциплинах;
- поиск и разработка методики диагностического изучения педагогического опыта. Внедрение диагностической методики изучения инновационных процессов в образовательной среде позволяет решить ряд задач, связанных с возможностью, необходимостью и реальной действительностью внедрения педагогических инноваций, а именно: анализ и обобщение опыта инновационной педагогической деятельности, обозначение трудностей или особенностей внедрения инноваций; поиск в мировом и отечественном образовательном пространстве инновационных идей, применение которых в педагогическом процессе целесообразно и перспективно; помощь преподавателю в выборе инновационных путей обучения с учетом его личностных особенностей, что, несомненно, создаст комфортные условия в его работе.
При этом вышеперечисленные условия могут способствовать прогрессу или регрессу инновационных процессов.
Педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы (по А.В. Хуторскому):
1) по отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т. д.;
2) по отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.;
3) по области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, на уровне системы обучения, в управлении образованием;
4) по типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.;
5) по функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т. п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование);
6) по способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные;
7) по масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в вузе, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.;
8) по социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов;
9) по объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.;
10) по степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
Кроме того, в структуре педагогических инноваций выделяют продуктивный и репродуктивный компоненты деятельности [Кларин 1995]. Репродуктивный компонент направлен на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса, продуктивный компонент преобразует традиционный образовательный процесс в поисково-исследовательскую сторону учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, педагогические инновации должны рассматриваться сегодня как средство реализации новой образовательной парадигмы, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В настоящее время сложился ряд предпосылок, обусловленных необходимостью применения педагогических инноваций при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Они должны не только обеспечивать индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов. Что касается применения инновационных технологий в неязыковом вузе, то они должны характеризоваться организацией образовательного процесса, который строится на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и формировать специалиста, отвечающего современным запросам работодателя.
Среди принципов, отражающих особенности внедрения инноваций в образовательный процесс, мы выделяем следующие.
1. Соблюдение приоритетов при внедрении инноваций. Любое новшество, будь то организационная форма, метод преподавания, технология, не должно перечеркивать традиционный подход к обучению. Только гибкое сочетание базовых положений с инновациями позволит сделать образовательный процесс более эффективным, учитывающим требования сегодняшнего дня. В зависимости от ряда факторов, как объективных, так и субъективных, доминировать могут оба направления. Доминанту определяет преподаватель.
2. Мобилизация внутренних резервов. Этот принцип должен определять уровень подготовки как преподавательского состава, так и студенческого коллектива к
особенностям внедрения педагогических инноваций в образовательную среду. Это связано не только с теоретическими аспектами инноваций, но и с освоением нового технологического обеспечения инновационных процессов.
3. Принцип синергетического эффекта, основанный на понимании того, что синергетика как высшая форма интеграции позволяет в открытой и динамичной образовательной системе привлекать инновационные достижения как смежных дисциплин, так и отдаленных. Такая горизонтальная интеграция позволяет по-новому рассматривать хорошо отработанные аспекты, обозначить их более творческую и современную перспективу.
Следовательно, в образовательном процессе, опирающемся на инновации необходимо:
1) смещать акценты от предметного или технологического знания работника субъекта обучения в сторону концептуального знания. Концептуальное знание требует особой системы управления им. Данная система должна отвечать на потребности социальной среды инновационными решениями; ускорять обучение и формировать у обучающихся навыки своевременного использования инноваций; учить эффективному использованию новых знаний на практике;
2) модернизировать все уровни образовательной системы, выводя субъектов обучения с адаптивного на креативный уровень познания. Модернизация уровней образования, совершенствование их возможно только в том случае, если административная часть образовательного процесса, отвечающая за совершенствование программ, стандартов, нормативно-правового обеспечения, за своевременный мониторинг эффективности внедрения инновационных проектов, совпадает с серьезной подготовкой преподавательских кадров, владеющих не только современными инновационными технологиями, но и интерактивными формами и методами обучения. Результирующая такого взаимодействия, несомненно, будет залогом успеха в деле инновационного образования;
3) развивать концепцию образования на протяжении всей жизни. Это требование является необходимым условием для формирования современного высококвалифицированного специалиста. Профессионализм - это не только владение всеми основными знаниями и умениями в определенной профессиональной области, но и способность постоянно ассимилировать новые знания и достижения не только в определенной сфере, но и, учитывая высокую предметную интеграцию, в параллельных предметных сферах. Данную особенность необходимо учитывать на всех ступенях образовательного процесса;
4) формировать у индивида такие компетенции, которые позволят ему ориентироваться в информационном пространстве, вооружат его умением учиться в течение всей жизни и достигать таких образовательных эффектов, как усвоение максимального объема знаний, развитие творческой активности, приобретение широкого спектра коммуникативных навыков и умений.
Педагогические инновации должны разрабатываться с позиций интегративного подхода и включать в себя знаниевый, личностный и технологический компоненты.
Знаниевый компонент представлен обобщенной в рамках единой концептуальной основы информацией. Данный компонент предполагает, что знание должно не являться самоцелью, но способствовать личностному и профессиональному росту. В связи с этим знаниевый компонент включает в себя метапредметное знание, включающее в себя как знания предметного характера, так и педагогические теории, закономерности, принципы, понятия, научные факты.
Личностный компонент составляет система взаимосвязанных понятий, методов и способов действий, позволяющая активизировать процессы самопознания, самореализации, развивать активность и умение анализа собственной деятельности.
Технологический компонент обеспечивает создание новых педагогических технологий, проектирование средств обучения, решение теоретических и практических проблем.
Соответственно, любая педагогическая инновация, являясь комплексным интегративным процессом, должна рассматриваться в соответствии с определенными критериями, формирующими ее критериальное поле. Под критериальным полем мы понимаем интегративные проявления, направленные на реализацию одной и той же цели, при этом цель может носить как инвариантный, так и вариативный характер.
Критериальное поле педагогических инноваций должно рассматриваться с трех позиций: методологической, технологической и субъектонаправленной. С точки зрения методологической позиции мы выделяем:
1) критерий концептуальности, предполагающий опору инноваций на научную (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую) концепцию, включающую обоснование образовательных целей, а также способность технологии развивать у субъектов обучения характеристики открытости, дополнительности, нелинейности, личностных смыслов и т. д.;
2) критерий системности, означающий, что любая инновационная технология должна обладать всеми признаками системы: целостностью, взаимосвязью всех частей, логикой процесса;
3) критерий новизны, характеризующий содержательную сторону инновационной технологии. Оценивая педагогическую инновацию по данному критерию, необходимо выделить два уровня новизны: новизна абсолютная, определяющая новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не были зафиксированы в науке и практике; новизна относительная, характеризующаяся следующими классификационными признаками: условностью, то есть необычным сочетанием ранее известных элементов, целесообразностью, то есть наличием свойств, максимально влияющих на образовательных результат; обновляемостью, то есть обновлением или заменой какого-либо элемента технологии и, как следствие, ее изменение, но без приобретения абсолютной новизны;
4) критерий научности, предполагающий соответствие применяемых инновационных технологий основополагающим принципам педагогики, психологии и дидактики.
Технологическая позиция определяется:
1) критерием управляемости, предполагающим возможность диагностического целеполагания, проектирования, планирования, педагогического процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
2) критерием эффективности, определяющим как результативность педагогической технологии, гарантирующую достижение определенного образовательного стандарта, так и соотношение усложнения и упрощения как взаимосвязанных характеристик эффективности образовательного процесса, что определяет перспективы развития педагогических инноваций;
3) критерием воспроизводимости, означающим возможность повторного применения, воспроизведения технологии в других образовательных учреждениях другими субъектами образовательного процесса;
4) информационным критерием, предусматривающим информационное разнообразие, позволяющее поддерживать прямую и обратную связь с внешней средой. Создавая и реализуя инновацию, педагог не только сам объективно выходит на иной
информационный уровень обеспечения своей деятельности, но и становится проводником новой информации для студентов.
С позиции направленности на субъекта образовательного процесса мы выделяем:
1) критерий стабильности, гарантирующий, что применение инноваций на занятиях позволит на протяжении длительного времени сохранять стабильные и устойчивые результаты формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также обеспечит высокий уровень подготовки будущего выпускника, что, в свою очередь, создаст условия для его качественного вхождения в любую конкурентоспособную среду;
2) критерий творческого развития и самовыражения личности, определяющий направленность педагогической инновации на совершенствование процесса развития и самовыражения личности субъектов образовательного процесса. При внесении изменений в содержание, методы, средства обучения педагог должен осознавать, что делается это с целью развития личности студентов. Осуществить эти изменения в личности, перевести ее на более высокий уровень развития и есть основной смысл и сущность педагогической инновации, применяемой при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
3) проблемно-мотивационный критерий, обусловливающий вектор педагогической деятельности. Используя инновационные технологии в процессе обучения французскому языку, преподаватель подводит студентов к тому, что они не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования инновационных технологий в неязыковом вузе проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, повышении мотивации и качества знаний студентов, которые они смогут применить в дальнейшей профессиональной деятельности.
Характеризуя критериальное поле, мы учитываем тот факт, что оно должно определять действенность и практичность педагогической деятельности, с которой связана инновация образовательной среды с нескольких сторон:
- системной, когда образовательный процесс рассматривается как синергетическая система, открытая для различных инноваций, предполагающих увеличение сложности и интегрированности теоретико-практической системы. В данном случае большое внимание необходимо уделить интеграции всех критериев, используя принцип переменной доминанты, т. к. в зависимости от поставленной цели в цепочке иерархической зависимости определяющим становится тот или иной критерий. Системный анализ всех компонентов критериального поля позволяет сделать вывод об их взаимосвязи и взаимозависимости. А исследование этих связей позволяет не только внедрять инновацию, но и интегрировать ее в различные области образовательного процесса;
- со стороны эффективности - это эффективность, тождественная повышению качества образования;
- информационной, выступающей как увеличение количества информации и усовершенствование систем управления, обеспечивающих интегрирование и дифференцирование информации;
- личностно ориентированной, когда инновационный подход влияет не только на знаниевый уровень, но, прежде всего, повышает интерес к выбранной профессии, увеличивает направленность мотивации к обучению, формирует самооценку и самоорганизацию обучающихся.
Таким образом, уточнение и разработка критериального поля педагогических инноваций при обучении в вузе создает условия не только для осуществления поставленных задач по внедрению инноваций в образовательный процесс, но и реализации обозначенной цели по совершенствованию педагогической стратегии.
Библиографический список
Бекетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.: СатисЪ, 2014. С. 1-2.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. С. 8-9.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256с.