Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы)
Хабибулина А.А.
The basic components of a national financial system in the modern conditions characterized by global information, are vulnerable on the part of the numerous and scale illegal (criminal) acts undertaken with a view ofplunder of means, swindle, concealment of means from the taxation and the state control, washing up of incomes, financing of terrorism, etc.
Oi 01 Z
О
о сч
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
Криминальные угрозы нарушения целостности и устойчивости функционирования национальной финансовой системы являются следствием подготовки и совершения самых различных финансовых, налоговых и экономических правонарушений, хищений, мошенничества, незаконного предпринимательства, незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), преднамеренного банкротства финансово-кредитных организаций и иных предприятий, других преступлений экономической и коррупционной направленности. Наиболее опасные угрозы нарушению системных свойств финансовой системы представляют преступления, связанные с выводом средств из-под государственного контроля и налогообложения в особо крупных размерах, с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Методы и способы, применяемые при совершении указанных преступлений, отличаются большим разнообразием и постоянно совершенствуются на основе применения современных информационных технологий, различных финансовых инструментов и правовых механизмов. Рассмотрим особенности наиболее опасных для финансовой системы и страны в целом финансово-экономических преступлений.
Отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем. Некоторые исследователи утверждают, что термин «отмывание денег» появился в США в 1920-е гг., поскольку американская мафия стала скупать и открывать автоматические прачечные для легализации наличных денег, заработанных преступным путем. Однако американский автор Джефри Робинсон указывает, что это не так. Он говорит, что термин «отмывание денег» (англ. — money laundering) впервые был употреблен британской газетой The Guardian во время Уотергейтского скандала в связи с незаконным финансированием избирательной кампании Ричарда Никсона1. Но в совре-
менной трактовке данное понятие впервые было использовано лишь в 80-х гг. XX в. применительно к легализации доходов от наркобизнеса2. В современной России юридически оно было применено в Уголовном кодексе Российской Федерации № 63-Ф33 от 13 июня 1996 г. (ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем»), а его определение закреплено в ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» 4 как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».
Повсеместное распространение в мире и масштабы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма характеризуют как степень общей опасности для общества, так и опасность для финансовой системы. Эта преступная деятельность осуществляется, как правило, организованными преступными сообществами. Суммарный объем отмываемых преступных доходов в мире, по данным из различных источников, оценивается в 2— 5 % от мирового ВВП5, что в 2008-2009 гг. составляло от 1,4 до 3,5 трлн долл. США в год (по данным МВФ, мировой ВВП в 2008 г. составлял около 69 трлн долл., в 2009 г. он сократился на 1,3 %6).
В современных условиях организованная преступность активно использует для отмывания своих доходов либерализацию порядка и условий движения капитала, увеличение скорости и снижение стоимости финансовых трансакций, развитие альтернативных платежных технологий. На макроэкономическом уровне негативными последствиями процессов, связанных с отмыванием средств, полученных преступным путем, в частности, являются:
> колебания спроса на капитал, не соответствующие базовым изменениям в экономике;
> непостоянство курсовых и процентных ставок из-за неожиданных трансграничных перемещений капитала;
> рост неустойчивости рынка ценных бумаг и качества активов финансовых организаций;
> недостатки государственной бюджетной политики вследствие неправильной оценки реальных доходов, активов и др.
Наряду с указанными негативными последствиями само по себе участие финансово-кредитных организаций в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма представляет непосредственную опасность и для них самих как в части уголовного преследования со стороны правоохранительных органов, так и в части криминального вмешательства со стороны организованной преступности. При этом следует учитывать, что финансово-кредитные организации в совокупности представляют материальную основу финансовой системы страны. В частности, Базельский комитет по банковскому надзору следующим образом классифицирует риски, которым подвержены финансово-кредитные организации, не осуществляющие должной проверки своих клиентов в целях противодействия легализации преступных доходов7:
> риск нанесения ущерба репутации;
> риск ухудшения финансового положения;
> риск возникновения правовых последствий;
> риск концентрации кредитов. Особую опасность возникновения рисков легализации преступных доходов представляет Интернет, который активно используется при ведении финансово-кредитных операций. В этой связи Банком России были разработаны Рекомендации по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга, в которых определены следующие банковские риски8:
а) операционный;
б) правовой;
в) стратегический;
г) риск потери деловой (репутационный риск);
д) риск ликвидности.
Легализация доходов, полученных преступным путем, предполагает поэтапное осуществление определенных действий, основными из которых являются:
> обналичивание;
> размещение;
> разделение источника происхождения и места легализации;
> интеграция. В контексте рассматриваемого вопроса
под обналичиванием понимается проведение внешне законных операций по движению денежных средств от заказчика — обладателя безналичных средств через специально созданные юридические лица к физическому или юридическому лицу, снимающему их в наличной форме, в заранее разработанной последовательности с сокрытием источника средств и бенефициара.
Анализ оперативной обстановки, складывающейся в сфере кредитно-финансовых отношений, свидетельствует о неослабевающем внимании преступности к институтам финансового посредничества. Во многом это связано с тем, что большое число организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, располагая незначительными уставными капиталами, в целях извлечения высоких доходов ориентируются в своей деятельности на обслуживание интересов теневой и криминальной составляющих экономики. Поэтому для криминальной деятельности в финансово-экономической сфере одной из наиболее востребованных оказалась услуга по обналичиванию денежных средств. Источниками таких средств являются деньги, выводимые из-под налогообложения, а также получаемые от совершения иных преступлений экономической направленности.
Размещение представляет собой совокупность действий по введению грязных наличных денег (денег, возникающих, как правило, в результате обналичивания безаличных доходов, полученных преступным путем) в легальную экономику через какое-либо финансово-кредитное либо иное предприятие или учреждение. Наиболее предпочтительным способом размещения грязных наличных денег является использование преступниками организаций, которые в той или иной степени контролируются ими. Если размещение осуществляется через обычные фи-репутации нансово-кредитные организации, то для их маскировки могут использоваться, например, такие приемы, как:
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
> депонирование от имени различных лиц или в различных местах денежной наличности, разделенной на небольшие суммы, не вызывающие подозрения и не подпадающие под установленные пороги контроля;
> размещение грязных денег на предприятиях, деятельность которых связана с большим оборотом наличных средств (маскировка в массе легальной наличности) и т.д.
Разделение источника происхождения грязных денег и места их легализации используется для того, чтобы отдалить преступные доходы, вводимые в легальный оборот, от источника их происхождения путем совершения множества сделок и связанных с ними операций. В результате разделения маскируется связь между денежными средствами и криминальным источником их происхождения. Для сокрытия страны происхождения грязных денег разделение осуществляется посредством проведения трансграничных финансовых операций с использованием офшорных банков и офшорных компаний, предоставляющих основания для их проведения.
Интеграция предполагает инвестирование отмытых денежных средств в легальную экономику путем приобретения разнообразных легальных активов, используя различные финансовые инструменты.
Наименование и характеристика изложенных этапов легализации являются в определенной мере условными и используются для раскрытия сущности рассматриваемой преступной деятельности, которая реализуется посредством осуществления множества финансовых операций с использованием специально создаваемых для этого предприятий, получивших название «фирма-однодневка». Фирма-однодневка — это официально регистрируемое юридическое лицо, учреждаемое (создаваемое) на короткий срок для осуществления конкретных финансово-экономических операций в рамках реализации какой-либо противоправной финансово-экономической деятельности. Как правило, фирмы-однодневки характеризуются следующими идентификационными признаками:
> крайне малые сроки существования (от нескольких дней (недель) до нескольких месяцев (не более одного-полтора года), отсюда и название «фирма-однодневка»;
> отсутствие или непредставление отчетности в налоговую инспекцию;
> отсутствие в Пенсионном фонде данных о сотрудниках юридического лица (нет перечислений в Пенсионный фонд);
> отсутствие в собственности движимого и недвижимого имущества;
> регистрация юридических лиц по утерянным документам, паспортам умерших или пропавших людей, а также паспортам недееспособных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, наркоманов, находящихся на учете и проходящих лечение в специальных медицинских учреждениях и т.д.
По данным Росфинмониторинга, в настоящее время в стране применяется более 120 способов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, для совершения которых часто используются информационные технологии; примерно 60 % средств из общего количества выявленных легализованных криминальных доходов переводится в деньги, остальные — в ценные бумаги, землю, недвижимость и другое имущество. При этом основная часть (около 33 %) рассматриваемых видов преступлений совершается в кредитно-финансовой сфере, что в определенной мере отражает степень угрозы финансовой системе в целом9. Такая преступная деятельность в случае непринятия эффективных предупредительно-профилактических мер или мер пресечения способна приводить к нарушению функционирования всей финансовой системы страны.
Финансирование терроризма. В ст. 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 10 января 2000 г.) дается следующее определение это негативного явления.
«Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:
а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению;
б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть
какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запутать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения» 10. Одними из важнейших характеристик сущности этого понятия являются масштабы и большое количество связанных с этим финансовых операций, осуществляемых с использованием отдельных элементов финансовой системы страны, прежде всего ее информационных подсистем, с целью обеспечения скрытного аккумулирования денежных средств для подготовки и проведения террористических акций, ставящих под угрозу в том числе нормальное функционирование фондовых и валютных бирж, крупнейших платежных систем и т.д.
Проведение террористических акций, как правило, требует значительных ресурсов, для получения которых зачастую используются криминальные методы организованной преступности, включая хищение бюджетных средств, сокрытие средств от налогообложения, легализацию доходов, полученных преступным путем, и т.п. При этом основная часть таких денежных средств обычно расходуется не на совершение конкретных акций, а на осуществление более общего организационно-управленческого и материально-технического обеспечения деятельности террористической организации, вербовку исполнителей и их сторонников и пр.
Для формирования активов террористических организаций на макроуровне могут задействоваться крупные благотворительные фонды и перемещаться значительные суммы денежных средств.
На основе анализа и обобщения публикуемых сведений о финансировании терроризма можно выделить следующие преобладающие финансовые цели и задачи субъектов террористической деятельности:
> финансирование подготовки боевиков, включая их вербовку и содержание учебных лагерей;
> оплата расходов на проведение пропагандистских мероприятий;
> финансирование легальных структур, представляющих специфические интересы террористических организаций: благотворительные фонды, информационные агентства;
> оплата расходов на внедрение своих агентов в государственные структуры;
> оплата коррупционных услуг специалистов и чиновников, которые не являются членами террористических организаций;
> создание и поддержание в боевой готовности сетевой структуры террористов;
> приобретение и изготовление средств совершения террористических акций (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.);
> расходы на непосредственную подготовку террористических актов (рекогносцировка, приобретение средств связи и транспорта и т.д.);
> выплата вознаграждений непосредственным участникам операций;
> выплата компенсаций членам семей погибших террористов. Поскольку реализация указанных задач в своей основе и изначально является противоправной, преступной, то и возникающие при этом денежные отношения носят противоправный, криминальный характер, хотя отдельные из них могут внешне выглядеть как легальные, правовые.
С учетом масштабов распространения террористической деятельности в современном мире эксперты делают вывод, что годовой оборот террористических организаций и связанных с ними структур и лиц исчисляется в миллиардах долларов. Вполне естественно, что террористы используют для сокрытия преступных доходов во многом те же методы и механизмы, которые применяются для отмывания грязных денег.
Легализация доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма представляют собой два типа финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются, казалось бы, за безобидными финансовыми трансакциями. Криминальные доходы, получаемые от наркобизнеса, иной преступной бизнес-деятельности или в результате хищения бюджетных средств и средств хозяйствующих субъектов (прежде всего акционеров), проходя разветвленными путями, в том числе и через многочисленные информационные сети финансовой системы, способны се-
0) 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
рьезно дестабилизировать финансы и даже целиком национальные экономики. Террористы могут осуществлять преступную деятельность через свои финансовые сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. В обоих случаях для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности преступники или террористы используют возможности легальной финансовой системы. Так, например, в рамках международной организации ФАТФ ежегодно проводится анализ методов и тенденций (типологии) отмывания преступных доходов, а начиная с 2001 г. и финансирования терроризма. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы подготовить рекомендации по совершенствованию стандартов по противодействию рассматриваемой особо опасной преступной деятельности. В этих рекомендациях раскрываются конкретные схемы использования инфраструктуры финансовой системы в террористических целях11.
Безналичные переводы активно используются не только для сокрытия и быстрого осуществления преступной деятельности по легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этот механизм используется и в множестве других схем осуществления преступной деятельности в финансово-экономической сфере. В данном случае термин «безналичный перевод», или «перевод денежных средств», подразумевает любую финансовую трансакцию, выполненную в пользу того или иного лица через финансовую организацию безналичным способом с целью сделать некую сумму преступных доходов доступной для того или иного лица в другой финансовой организации.
Учитывая, что безналичные переводы не влекут за собой физического движения валюты, они являются быстрым и надежным методом для перевода средств из одного места в другое.
Платежные системы и на межбанковском, и на клиентском уровнях сегодня обеспечивают весьма удобное и эффективное сокрытие как для внутренних, так и для трансграничных безналичных переводов. Постоянное совершенствование таких всемирных сетей улучшает надежность и эффективность межбанковских платежных систем, давая возможность ежедневно обрабатывать огромное количество трансакций. Внутри клиентского банковского сектора такие услуги, как
банковское обслуживание по телефону и Интернет, позволяют потребителям производить трансакции на бесконтактной основе из любого места с доступом по телефону или Интернету.
Современные технологические достижения в области осуществления безналичных платежей, с одной стороны, обеспечивают достаточно надежную защиту для трансакций, предоставляя большую возможность отслеживания отдельных трансакций по электронным документам, которые могут автоматически создаваться, сохраняться и (или) передаваться вместе с конкретной трансакцией. С другой стороны, такие технологии могут быть также привлекательны и для преступного мира. Например, возросшие скорость и объемы электронных платежей наряду с использованием различных технических решений к фиксированию ключевой информации о трансакциях, хранению документов о них и передаче необходимой информации вместе с трансакциями являются препятствиями для обеспечения отслеживания отдельных трансакций надзорными и правоохранительными органами. Другим препятствием для отслеживания денежных потоков являются перемещения, которые производятся через такие небанковские финансовые учреждения, как системы денежных переводов, бюро обмена или прочие аналогичные типы компаний. В некоторых странах эти компании осуществляют безналичные переводы либо напрямую своим контрагентам в своей стране или за границей, либо посредством обычных финансовых учреждений (то есть банков). Различия в требованиях к ведению документов также могут использоваться в целях сокрытия преступных денежных отношений и соответствующей финансовой деятельности.
Существуют и более сложные схемы безналичных переводов, которые могут охватывать множество безналичных переводов, создавая сложный и намеренно вводящий в заблуждение след финансовых трансакций во избежание раскрытия.
Для осуществления безналичных переводов в преступных целях также могут широко использоваться:
> подставные лица для осуществления трансакций;
> направление денежных средств через множество различных финансовых организаций, чтобы безналичные переводы представлялись исходящими из разных и на вид не связанных друг с другом источников;
> безналичные переводы через небанковские финансовые учреждения или так называемые альтернативные системы денежных переводов (неофициальные системы по переводу денег или ценностей) без использования системы официальных финансовых учреждений и т.д.
В основе осуществления всех вышеописанных противоправных (преступных) действий, как правило, лежат денежные отношения между различными субъектами, которые направлены на перераспределение стоимости внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в целях получения денежных средств, которые исходя из преступной сущности источника могут определяться как «доходы, полученные преступным путем», или денежные средства, полученные в результате совершения преступления12.
Если финансы рассматривать как «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования или государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач»13, то совокупность совершаемых в преступных (криминальных) целях денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе криминальных, задач, можно рассматривать как криминальную составляющую финансов или как криминальные финансы.
Иными словами, криминальные финансы — это часть финансов, в которой значительное место занимают денежные отношения (деятельность) по преступному получению, перераспределению, увеличению и присвоению доходов. Для такого выделения в финансах криминальной составляющей, образующий относительно обособленный сегмент — криминальные финансы, имеются следующие теоретические предпосылки.
История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению профессора Б.М. Сабанти, в настоящее время проблематично назвать автора, который ввел в обиход этот термин14. Первоначально в XIII—XV вв. термин «финансы» обозначал денежный платеж15. Позднее (с XVI по XIX вв.) в научной литературе финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием16. В России на рубеже XIX—XXвв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время17. Так, Э.А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности18, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке19. В настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) также используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в определенное противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов: в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы — это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь объективными закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами20.
Исходя из объективного характера финансовых отношений, безусловно, категория «финансы» может распространяться и на денежные (финансовые) отношения, не установленные правовыми актами, к которым, в частности, относятся преступные или криминальные денежные отношения как совокупность денежных отношений, направленных на формирование, перераспределение и накопление денежных доходов, полученных преступным путем. Практика расширительного толкования категории «финансы» имеет место в работах различных экономистов, что косвенно подтверждает правомерность сформулированного подхода в части криминальных финансов: еще в XIX в. в экономической литературе
0) OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
понятие «финансы» стало распространяться на денежные отношения отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. Например, Дж. М. Кейнс21 финансы рассматривал как денежную форму капитала. Расширительное толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка22.
Следует отметить, что выделение или обособление криминальных финансов в относительно самостоятельный сегмент системы финансов носит условный, теоретический характер: если в каждой из последовательности действий, в совокупности образующих преступление, рассматривать денежные или финансовые отношения, то, безусловно, в последних наряду с противоправными денежными отношениями всегда можно увидеть и денежные отношения, закрепленные нормами права.
Таким образом, на основе изложенного можно заключить, что все основные
компоненты национальной финансовой системы в современных условиях, характеризуемых глобальной информатизацией, являются уязвимыми со стороны многочисленных и масштабных противоправных (преступных) деяний, предпринимаемых в целях хищения средств, мошенничества, сокрытия средств от налогообложения и государственного контроля, отмывания доходов, финансирования терроризма и т.п. Одну из опасностей компонентам финансовой системы России представляют криминальные финансы. В результате проявления указанных негативных факторов возникают крайне опасные угрозы нарушения системных свойств устойчивости и целостности системы государственных финансов, функционирования и способности к восстановлению уставной деятельности финансовых, кредитных и страховых организаций, фондовых и валютных бирж и т.д.
О)
Ol
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
Литература и примечания
1. Отмывание. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
2. Молчанов А.В., Сомик К.В. и др. Информационная безопасность финансовой системы. М.: АЭБ МВД России, 2008. С. 55.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 17.06.96. № 25. Ст. 2954; // Российская газета. 1996. № 113. 18 июня; 1996. № 114. 19 июня; 1996. № 115. 20 июня; 1996. № 118. 25 июня.
4. Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» // Российская газета. 2001. № 151-152. 9 августа; // Собрание законодательства РФ. 13.08.01. № 33 (ч. i). Ст. 3418.
5. Годовые отчеты ФАТФ / веб-сайт ФАТФ: URL: //http://www.fatf-gafi.org; Financial Havens, Banking Secrecy and Money-Laundering: Double issue 34 and 35 of the Crime Prevention and Criminal Justice Newsletter, Issue 8 of the UNDCP Technical Series; New York: United Nations, Office for Drug Control and Crime Prevention, New York, 1998. P. 72.; Moisйs №нт Illicit. How Smugglers, Traffickers, and Copycats Are Hijacking the Global Economy Doubleday Publishing, 2005. Р 253.
6. Веб-сайт Международного валютного фонда: URL: http://www.imf.org, 2010 г.
7. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: Письмо ЦБ России № 173-3 от 2 ноября 2007 г. URL: / http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_131163.htm.
8. Письмо ЦБ России № 36-Т от 31 марта 2008 г. «О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга» // Вестник Банка России. 2008. № 16 (1032). 9 апреля.
9. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец, 2006.
10. Конвенция ратифицирована законом от 10 июля 20002 г .№ 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // Собрание законодательства РФ. № 28. 2002. Ст. 2792; // Бюллетень международных договоров. № 5. 2003.
11. Веб-сайт ФАТФ: URL: www.fatf-gafi.org.
12. Ст. 3, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» // Российская газета. 2001. № 151-152, 9 августа. // Собрание законодательства РФ. 13.08.01. № 33 (ч. I). Ст. 3418.
13. В основе приведенного определения использованы теоретические положения проф. В.М. Родионовой (см. Финансы / под. ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. (гл. 1).
14. Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998. С. 42.
15. Очевидно, что сами финансовые отношения возникли намного раньше — с появлением денежных доходов государства.
16. Сабатини Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998. С. 43—85; Финансы / под. ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2001. С. 27-29.
17. Финансы: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 14.
18. Здесь «императивный» в смысле «повелительный, не допускающий выбора» (см. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 2002. С. 267.)
19. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М.: Финансы и статистика, 1985. С. 33.
20. Финансы: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 14.
21. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос-АРВ, 2002.
22. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988; Финансы / под. ред. В.В. Ковалева. С. 29—33.